Спросить
Войти

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Автор: Левченко Наталья Евгеньевна

STUD NET

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

PROBLEMS OF INTRODUCTION OF MANAGEMENT ACCOUNTING IN THE COMMERCIAL ORGANIZATIONS

УДК 33

Левченко Наталья Евгеньевна, старший преподаватель кафедры, «бухгалтерского учета и налогообложения», Байкальский государственный университет, Россия г. Иркутск

Одаховская Далья Ардалионовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «бух учета и налогообложения» Байкальский государственный университет, Россия г. Иркутск

Levchenko Natalia, senior lecturer, Department of accounting and taxation, Baikal state University, Irkutsk, Russia

Odakhovskaya Dalia Ardalionovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of accounting and taxation Baikal state University, Irkutsk, Russia

Аннотация. В статье проанализированы некоторые подходы различных авторов к определению управленческого учета, выделены особенности и проблемы внедрения управленческого учета в торговых организациях. Annotation. The article analyzes some approaches of various authors to the definition of management accounting, highlights the features and problems of implementing management accounting in trade organizations. Ключевые слова: управленческий учет, особенности торговых организаций, проблемы управленческого учета в торговле.

Keyword: management accounting, features of trade organizations, problems of management accounting in trade.

Российские и зарубежные экономисты свои научные труды посвящают в основном вопросам управленческого учета в сфере производства. Для предприятий сферы торговли данный вопрос представлен незначительно, фрагментарно и поэтому является в теории управленческого учета проблемной областью. Еще одним проблемным аспектом остается отсутствие нормативной базы, регулирующей ведение управленческого учета.

Тенденция современного этапа развития сферы торговли имеет вектор в сторону все большего понимания руководителями и собственниками торговых предприятий необходимости внедрения управленческого учета. Однако на пути внедрения системы управленческого учета часто возникают проблемы и сложности, в результате которых не будет достигнут тот уровень пользы, который ожидают руководители от управленческого учета. Актуальность исследования обусловлена тем, что в теоретическом и практическом аспекте проблематика внедрения управленческого учета стоит очень остро.

Многогранность определений «управленческий учет», представленных различными экономистами, еще раз подтверждает неоднозначность и сложность понятия «управленческий учет».

Так, российский экономист О.Н. Волкова понимает под управленческим учетом «систему информационного обмена организации, предназначенную для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей всей организации» [2, с. 20].

Д.В. Завьялкин определяет понятие управленческого учета в широком смысле «как важнейший элемент системы управления предприятием, который интегрирует в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняет их достижению единым целям». [3, с. 96]

Аналогичной позиции придерживаются экономисты А. В. Ильина, Н. Н. Илышева. [4, с. 10]

А. Д. Шеремет и М.А. Вахрушина считают, что управленческий учет является «подсистемой бухгалтерского учета, обеспечивающей ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки деятельности организации». [1, с. 11]

Все определения отличаются друг от друга различными нюансами. Однако можно обобщить, что во всех определениях различных авторов присутствуют ключевые понятия, характеризующие управленческий учет: система, информация, цели организации.

Внедрение системы управленческого учета в торговых организациях определяется особенностями сферы торговли:

1. Основная деятельность торговых организация - реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим циклом товарного производства;
2. Результаты работы торговой организации зависят от оборачиваемости капитала, который должен иметь высокие показатели;
3. Для торговых организаций характерна сезонность.
4. Социальная направленность деятельности торговых организаций, поскольку торговое предприятие обеспечивает спрос потребителей на определенные товары.
5. Основные направления управленческого учета в торговых организациях отличаются от производственных.
6. Управленческий учет в торговле анализирует информацию о товаре не только в стоимостном, но и качественном и количественном выражении.

Исходя из особенностей торговых организаций постановка и внедрение управленческого учета сопряжено с рядом специфичных проблем, характерных для этой отрасли.

Первая типичная проблем внедрения связана с тем, что на торговых предприятиях уже накопился определенный опыт работы и стереотипы. Поэтому изменить сложившуюся практику оперативно, без ущерба для процесса торговли и внедрить новую систему управленческого учета сложно. Поскольку торговля предусматривает быструю реакцию на все происходящие изменения, внутренние и внешние, то возникает резонанс в текущей деятельности и планомерного процесса внедрения новых технологий.

Вторая проблема управленческого учета торговых организаций заключается отсутствии специалистов в данной области. Те сотрудники, которые работают в сфере торговли, не обладают достаточными знаниями и опытом в ведении управленческого учета. Даже если руководство будет привлекать к первоначальному введению на предприятие системы управленского учета сторонних специалистов, квалификации кадров для дальнейшей работы в этой системе недостаточно. И это большая проблема.

Третья проблема внедрения управленческого учета связана с отсутствием адаптированных автоматизированных систем для отрасли торговли. Поскольку в каждой отрасли и в каждой организации есть своя специфика, настройка автоматизированной системы сбора, анализа и контроля информации требует значительных доработок стандартных систем.

Следующая проблема постановки учета заключается в столкновении интересов собственников и высшего руководства с интересами руководителей и специалистов структурных подразделений. Часто происходит внутреннее сопротивление персонала, что значительно снижает эффективность внедрения новых технологий в учете.

Еще одна проблема, которая возникает в торговле, заключается в недостоверности первичной информации, которая собирается на всех этапах управленческого учета. Влияние человеческого фактора в торговых

организациях заключается в сознательном предоставлении недостоверной информации торговыми подразделениями, коммерческим отделом в целях сокрытия ошибок, возникающих внутри подразделения. В заключение, исходя из рассмотренных особенностей торговых организаций, можно сформулировать определение управленческого учета для отрасли торговли.

Это подсистема бухгалтерского учета, которая снабжает руководство торговой организации сведениями, имеющими важное значения для управления предприятием. Причем эта система содержит информацию, которая отличается от бухгалтерской своей оперативностью и содержанием. Задача современного предприятия быть конкурентной. Управленческий учет - залог достижения этой цели. В условиях необходимости быстрого реагирования на все изменения управленческий учет способен обеспечить оперативность и правильность управленческих решений, которые так нужны для роста эффективности предприятия.

При внедрении управленческого учета в торговых организациях возникают проблемные узкие места, учитывая которые можно обеспечить более эффективный и безболезненный вход управленческого учета в сферу торговли.

Список литературы:

1. Вахрушина М. А Управленческий учет в бюджетных учреждениях: Учебник / под. ред. М.А. Вахрушиной. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 154 с.
2. Волкова О.Н. Управленческий учет: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. Н. Волкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 461 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. - 46 с.
3. Завьялкин Д.В. Управленческий учет/Д.В. Завьялкин, Е. В. Гаврилова, И. Б. Пальчиков, М., ООО «1С-Паблишинг», 2019. - 256 с.
4. Ильина А. В. Управленческий учет: учеб. пособие / А. В. Ильина, Н. Н. Илышева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 180 с.
5. Семина Л.А. Проблемы постановки управленческого учета в организации / Л.А. Семина, Ю.В. Чурсина // Экономика и бизнес: теория и практика. -2016. - №5. - С. 146-150.

List of references:

1. Vakhrushina M. A. Managerial accounting in budgetary institutions: Textbook

/ ed. by M. A. Vakhrushina. - M.: University textbook: INFRA-M, 2017. - 154 p.

2. Volkova O. N. Managerial accounting: textbook and practice for academic undergraduate / O. N. Volkova. - M.: yurayt Publishing house, 2016. - 461 p. -Series: Bachelor. Academic course. - 46 p.
3. Zavyalkin D. V. Managerial accounting/D. V. Zavyalkin, E. V. Gavrilova, I. B. Palchikov, M., 1C-publishing LLC, 2019. - 256 p.
4. Ilyin, A. V. Management accounting: studies&. manual / A.V. Il&ina, N. N. Elisheva. - Yekaterinburg: Ural Publishing house. UN-TA, 2016. - 180 p.
5. Semina L. A. Problems of setting management accounting in the organization / L. A. Semina, Yu. V. Chursina // Economics and business: theory and practice, 2016, no. 5, Pp. 146-150.
управленческий учет особенности торговых организаций проблемы управленческого учета в торговле. management accounting features of trade organizations problems of management accounting in trade
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты