Спросить
Войти

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Автор: Порцева Виктория Сергеевна

STUD NET

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ

МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

N OF CHOICE OF SOFTWARE FOR A SMALL BUSINESS

УДК 33

Порцева Виктория Сергеевна, студент магистратуры Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург Попова Ирина Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики предприятий Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург Portsea Viktoriya Sergeevna, graduate student Ural state University of Economics, Yekaterinburg, Russia

Irina Popova, candidate of social Sciences, associate Professor of the Department of enterprise Economics Ural state University of Economics, Yekaterinburg, Russia

Аннотация: при выборе оптимальной информационной системы необходимо опираться на определенные критерии: стоимость, сроки введения, дружественный интерфейс и т.д. Программные продукты компании 1С достаточно популярны в нашей стране, однако имеют свои недостатки. Автором предлагается в случае отсутствия IT отдела использовать облачное программное обеспечение. В качестве альтернативы также рассмотрен продукт Microsoft Dinamics. И в завершении статьи представлен обзор программных продуктов по характеристикам.

Abstract: when choosing the optimal information system, it is necessary to rely on certain criteria: cost, time of introduction, user-friendly interface, etc. 1C software products are quite popular in our country, but they have their drawbacks. The author suggests using cloud software in the absence of an IT Department. The Microsoft Dinamics product is also considered as an alternative. And at the end of the article, an overview of software products by characteristics is presented.

У каждого развивающегося малого предприятия наступает момент, когда функционирование без упорядоченного бизнес-процесса и управленческого учета представляется невозможным. От согласования договоров до расчета рентабельности - требуется программное обеспечение для эффективного ведения деятельности фирмы.

В эпоху цифровой экономики анализ выбора и использование прикладного программного обеспечения является актуальным и важным элементов развития предприятия и экономики в целом [5]. Использование современных программных услуг является существенным фактором повышения конкурентоспособности, предоставляя управленческую информацию и регламентируя бизнес-процессы, уменьшая операционные затраты и трансакционные издержки [2]. Это создает процессный подход к бизнесу, определяющий и управляющий ключевыми процессами и результатами деятельности компании. Такой подход позволяет интегрировать разрозненные действия различных структур и направлять их на единый результат, ясно и открыто отслеживая их деятельность [1].

Малое предприятие при развитии может само не заметить, как ведение таблиц Excel и надежда лишь на организационные навыки сотрудников станет недостаточным и будет заметно тормозить рост за счет отсутствия слаженной работы подразделений без проработанных бизнес-процессов, введенной системы учета и контроля. Именно поэтому важно вводить правильное программное обеспечение малым предприятия, которые еще этого сделать не успели. Малым предприятием принято считать организацию со среднесписочной численностью сотрудников до ста человек и доходом менее 800 миллионов рублей в год [6].

Рынок программных услуг для бизнеса обширен, что создает определенные трудности в выборе наиболее подходящего продукта. Малое предприятие при выборе информационной системы должно опираться на следующие факторы:

- Цена, как стоимость лицензионного софта, так и оплата услуг по внедрению программного продукта, включая предполагаемые расходы на поддержание системы и услуги консультантов, если такие могут потребоваться;

- Легкость и простота использования программного продукта. Перегруженный функционал необязателен для малых предприятий, а имеющийся должен максимально широко, полно и гибко охватывать самые основные универсальные бизнес-процессы;

- Возможность гибко настроить под себя систему, отвечающую потребностям каждой отдельной организации, за счет введения системы с различными аналитическими параметрами, на основе которых можно составлять отчеты и смотреть деятельность предприятия в разрезе заданных параметров;

- Сроки, необходимые для внедрения. Крупные ERP-системы внедряются в течение года, тогда как легкие простые программные решения могут начать использоваться за короткий промежуток времени;

- Дружелюбный, интуитивно-понятный интерфейс, чтобы не вызвать отторжения сотрудников при начале работы, простая архитектура информационной системы для того, чтобы сотрудники понимали весь процесс работы.

Рассматривая данные факторы в совокупности, нужно произвести оценку имеющихся вариантов, представленных на рынке. Малый бизнес, как правило, не имеет больших ресурсов для заказа программного продукта "под ключ", как и для доработки имеющегося решения. Поэтому следует оценивать программные системы как завершенные и неизменные в своем функционале.

Первым программным обеспечением на российском рынке являются программные продукты компании 1С и их отраслевые решения. 1C:ERP является дорогостоящей комплексной многофункциональной системой, рассчитанной для крупного бизнеса. Как правило, создаются франчайзи 1С, а потому отраслевые решения могут быть недостаточно проработанными и требующими дополнительных вложений в качестве доработки программистами, что повышает реальную цену программного продукта. Поэтому имеет смысл рассматривать лишь фирменные решения от 1С, в данном случае наиболее универсальный продукт для малого предприятия 1С:Управление нашей фирмой. Прямые конкуренты 1С - Парус, Галактика и SAP, как правило, достаточно трудоемки для внедрения и поддержания, ориентированы на крупный бизнес как представители ERP-систем.

Малый бизнес, как наиболее гибкий и готовый к новым решениям, часто присматривается к инструментам облачного сервиса. Малое предприятие может не иметь в своем штате специалистов IT-технологий. Отличительной особенностью построения информационных систем является ограниченность человеческих ресурсов, способных быть выделенными на ее поддержание [4]. В данном случае используется основной принцип SaaS (Software as a Service, «программное обеспечение как сервис») [3]. Облачное программное обеспечение функционирует на сервисах компании-поставщика, что значительно уменьшает расходы на содержание информационных систем и

снижает риски потери данных. Одним из лидеров рынка по облачным технологиям для бизнеса является СКБ Контур, однако существует множество небольших разработчиков, более приемлемых по цене с гибким функционалом.

Следующим программным обеспечением может быть продукт Microsoft Dinamics. Относительно прочих иностранных ПО у этого продукта невысокая стоимость и удобство использования за счет того, что практически каждый сотрудник знаком с продуктами Microsoft. Интегрированность с Microsoft Office и Microsoft Outlook позволяет создать расширенную экосистему, охватывающую весь процесс не только учета, но и постановки задач, ведения делового календаря и согласование решений. В дальнейшем при росте компании функционал продукта позволит не внедрять ERP-системы. Минусами же является малое количество консультантов и программистов на российском рынке, что затрудняет внедрение, а также высокая стоимость по сравнению с вышеперечисленными предложениями на рынке.

Помимо общих факторов выбора, компания должна также делать уклон на то, способно ли программное обеспечение оказывать поддержку и удовлетворять потребности компании с их особенностями в ведении деятельности. В таблице продемонстрирован обзор функциональных возможностей и характерные черты программных продуктов для малых предприятий.

Таблица 1 - Обзор программных продуктов по характеристикам4

Характеристики 1С:УНФ Облачные системы Microsoft Dinamics ERP-системы

От 10 000 От 400 000

Цена 31 800 руб. (Единоразово, 5 3 000 - 20 000 руб. в месяц рублей за 5 пользователей при руб., единоразово, но требуется

пользователей) минимальном функционале постоянная поддержка

Интуитивно-понятный интерфейс + + +/- +/Быстрая обучаемость

использования + + + сотрудниками

Автоматизация всех

бизнес-процессов на +/- +/- + +

предприятии

4 Составлено автором.

Возможность снижать

расходы на 1Тсопровождение, не +/- + +/- включая цену

программного продукта

Около года

Сроки внедрения программного продукта 1-3 месяца 1-3 месяца От полугода для полноценного внедрения

Возможность доработки

системы и настройки под свои специфические требования + +/- - +

Взаимосвязь бизнеспроцессов, документооборота и +/- + + +

учета

+/Возможность масштабирования системы при росте организации (возможен переход на иные программные продукты от 1С) - + +

Выбор программного продукта - важный и ответственный шаг руководства предприятия, требующий стратегического понимания в том, что необходимо фирме. Внедрение информационной системы - тяжелый процесс, но наиболее тяжелым является ее смена, когда сотрудники предприятия уже выработали устойчивую привычку и понимание, пусть недостаточно эффективной, но работающей программы, а перенос накопленной базы данных является дорогостоящим или невозможным. 1С является универсальным программным продуктом, заточенным на среднестатистическое предприятие, с возможностью достаточно простой системой доработки под себя, но что удорожает ее содержание. Облачные сервисы - высококонкурентный рынок, где каждый сервис предлагает свои особенности и, как правило, бесплатную или недорогостоящую поддержку, но при этом при активном росте и развитии компании может иметь ряд недостатков. Microsoft Dinamics является альтернативой 1С, когда компания планирует активный дальнейший рост в сторону укрупнения.

Каждое предприятие должно исходить из собственных потребностей, но без внедрения информационных систем невозможна эффективная работа и

развитие. Упорядоченные бизнес-процессы, взаимодействие структур и

формирование управленческой информации для принятия решений является

залогом повышения качества работы и конкурентоспособности предприятия.

Список используемых источников

1. Катаев М. Ю. Автоматизированная программная система управления бизнес-процессами предприятия: задачи, описание, структура / Катаев М. Ю., Емельяненко А.А., Емельяненко В.А., Пяк П.А., Уколов Р.И., Кривенцов Д.М. [Текст] // Информационные технологии. Доклады ТУСУРа. - 2011. - № 2 (24), часть 2. - С. 282-289.
2. Полякова Н.В. ИТ-услуга: определение, свойства, структура / Полякова Н.В., Поляков В.В., Обухова А.А. [Текст] // Проблемы теории и практики управления. Известия ИГЭА. - 2013. - № 5 (91). - С. 62-68.
3. Таратухин В.В. Влияние информационно-коммуникационных технологий на управление бизнес-процессами малых и средних предприятий в развивающихся странах / Таратухин В.В., Баженова Е.А. [Текст] // Принятие решений и бизнес-интеллект. - 2012. - № 3 (21). - С. 9-16.
4. Уваров В. Р. Программное и аппаратное обеспечение для малого бизнеса: особенности малых информационных систем / Уваров В. Р., Бикмашев Г. А. [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № S9. - С. 1-8.
5. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики [Текст] // Журнал «Теоретическая экономика» - 2016. - № 3. - С. 12-16.
6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

List of sources used

1. Kataev M. Yu. Automated software system for managing business processes of the enterprise: tasks, description, structure / Kataev M. Yu., Emelianenko A. A., Emelianenko V. A., Pyak P. A., Ukolov R. I., Kriventsov D. M. [Text] // Information technology. TUSUR reports. - 2011. - № 2 (24), part 2. - Pp. 282289.
2. Polyakova N. V. it-service: definition, properties, structure / Polyakova N. V., Polyakov V. V., Obukhova A. A. [Text] // Problems of management theory and practice. Izvestiya Igea. - 2013. - № 5 (91). - Pp. 62-68.
3. Taratukhin V. V. Influence of information and communication technologies on the management of business processes of small and medium-sized enterprises

in developing countries / Taratukhin V. V., Bazhenova E. A. [Text] // Decision making and business intelligence. - 2012. - № 3 (21). - Pp. 9-16.

4. Uvarov V. R. Software and hardware for small businesses: features of small information systems / Uvarov V. R., Bikmashev G. A. [Text] // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2016. - no. S9. - P. 1-8.
5. Yudina T. N. Understanding the digital economy [Text] / / Journal "Theoretical Economics" - 2016. - № 3. - P. 12-16.
6. Federal law of 24.07.2007 N 209-FZ (ed. from 02.08.2019) "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation»
малое предприятие ПО для бизнеса 1С:УНФ облачные системы microsoft dinamics erp-системы small enterprise software for business 1c: unf cloud systems
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты