Спросить
Войти
Категория: Литература

Интегральная поэтика Н. С. Гумилева

Автор: Шелковников А.Ю.

Шелковников А.Ю. (Барнаул)

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОЭТИКА Н.С.ГУМИЛЕВА

Интегральная поэтика Гумилева представляет собой своеобразное явление в истории литературоведения. В каком-то отношении она близка античным и классическим поэтикам. Интегральная поэтика догматична (в силу логической непротиворечивости) и дедуктивна, но догматика и дедуктивность, а отчасти и нормативность, мифологичны, причем в такой же степени, в какой мифологична художественная литература и искусство вообще.

Интегральная или общая поэтика у Гумилева [1] состоит из двух разделов: теории поэзии и поэтической психологии. Теория поэзии, в свою очередь, дробится на четыре части: фонетику, стилистику, композицию и эйдолологию. Поэтическая фонетика включает в себя и ритмику, т.е., по сути, является стиховедением без строфического отдела. Стилистика рассматривает (помимо основного объекта) проблемы лексической и синтаксической организации художественного текста. Учение о композиции входит как существенный компонент, строфика. Объектом изучения зйдолологии являются системы образов. Гумилев указывает на то, «то между этими отделами нет четкой границы, один из них последовательно переходит в другой (фонетика - стилистика - композиция - эйдолология), в учение об образах -эйдолология (специфический акмеистский термин) непосредственно примыкает к поэтической психологии, которая изучает проблемы психологии творчества и восприятия произведений искусства.

Т.е., теория поэзии у Гумилева представляет собой кватернарную структуру [2]. Надо заметить, что кватернерные (четырехэлементные) структуры занимают особое, возможно, основное положение в интегральной поэтике Гумилева. Перечислим основные.

Теория поэзии:

1) фонетика, 2) стилистика, 3)композиция, 4) эйдолология.

Уровни художественного текста:

1) ритмико-фонетический, 2) лексико-стилистический, 3) композиционный, 4) эйдолологический Анатомо-физиологические системы организма:
1) кровеносная, 2) мышечная, 3) костная, 4) нервная Стихии:
1) земля, 2) вода, З) огонь, 4) воздух

Духи стихий:

1) гномы, 2) ундины, 3) саламандры, 4) сильфы Времена года:
1) осень, 2) зима, 3) весна, 4) лето

Касты:

1) парии, 2) купцы, 3) воины, 4) клерки Вида темперамента:
1) сангвинический 2) холерический, 3) меланхолический, 4) флегматический.

Поэтические школы:

1) примитивная, 2) романтическая, 3) классическая, 4) александрийская.

Измерения

1) длина, 2) ширина, 3) высота, 4) время.

Психологические типы произведений искусства:

1) ангелы-хранители, 2) мудрые вожди, 3) искусители-демоны, 4)милые друзья.

Современные поэты:

1) В. Брюсов 2) Вяч. Иванов 3) И. Анненскай 4) М. Кузмин.

Мэтры:

1) Шекспир, 2) Рабле, 3) Вийон, 4) Готье.

Этапы современной поэзии:

I) французским символизм, 2) германский символизм, 3) русский символизм,

4) акмеизм.

Экзистенциальные аспекты:

1) дух, 2) тело, 3) жизнь, 4) оформленное бытие.

Читатели:

1) наивный, 2) сноб, 3) экзальтированный, 4) друг.

Метафоры:

1) конкретно-абстрактная,
2) абстрактно-конкретная,
3) конкретно-конкретная,
4) абстракно-абстрактная.

Поэтико-психологические типы творчества:

1) пение, 2) говорение, 3) писание, 4) дерзание.

Аксиологические уровни произведений художественной литературы:

1) нелитературные, 2)/любительское, 3) дерзающие, 4) писательские.

Формы творческой мысли:

1) поэтическая, 2) прозаическая, 3) живописная, 4) музыкальная.

Мистики:

1) Конфуций, 2) Магомет, 3) Сократ, 4) Ницше

Художественно-эстетические ориентиры:

1) творчество Пушкина,
2) творчество Брюсова,
3) творчество Лермонтова
4) творчество Блока.

Образные представления, о стилистических особенностях:

1) манерность, 2) нежная настойчивость, З) /легкость- оживление,
4) величавость.

Художественно-стилистические ориентиры:

1) французский классицизм
2) сонеты Шекспира,
3) старые итальянские песни,
4) русские духовные стихи.

Типы поэзии:

1) риторическая, 2) психологическая,
3)дидактическая, 4/мистическая.

Чувства природы.

1)сухое, 2)холодное, 3) влажнее, 4) теплое.

Все приведенные структуры могут быть представлены графически строго определенным образом. В зависимости от нумерологического положения каждый элемент структуры обладает специфическими свойствами. В сущности все встречающиеся в поэтике Гумилева кватернеры являются вариантами одной инвариантной логико-методологической кватерной структуры:

1) тезис,
2) антитезис,
3) синтез,
4) интеграция.

В системе взглядов Гумилева интеграция представлена как высшая степень синтетичности. Фактически, традиционный синтез расподобляется здесь на две стадии: становления (собственно синтез - в термине Гумилева) и формальнее завершение (интеграция) [3].

Каждая структура является классификационной плоскостью, ИЛИ, таксономической таблицей. А т.к. все они восходят к некоему варианту, то между однопорядковыми элементами различных структур возникают отношения аналогии. Но когда мы имеем дело с сопоставлением таких понятий, как фонетика и эльф земли - гном, уместнее говорить об аналогии, а о партиципации. Партиципационные связи между разнородными понятиями, по Леви-Брюлю, являются характернейшим знаком мифологического мышления, партиципация истолковывалась Леви-Брюлем как мистическая сопричастность вещей и явлений, противоположная причинно-следственным отношениям [4]. При рассмотрении настоящего предмета мы не можем говорить о мифологическом мышлении, т.к. имеем дело с сознательной установкой на мифологизм. Следовательно, стоит говорить о художественности. Здесь мы сталкиваемся с очень интересным и редким явлением, а именно, худежественным построением научной (в данном случае, литературоведческой) концепции.

С подобного рода явлением мы сталкиваемся при обращении к герметическому традиционализму (особенно западному); действительно, многие построения Гумилева значительной степени напоминают некоторые каббалистические, алхимические и т.п. спекуляции. Кроме того, некоторые кватернеры, как впрочем, и бинеры, и тернеры, были непосредственно заимствованы Гумилевым из герметических источников [5].

Существует и еще одна интереснейшая культурологическая параллель: связь фи-лософско-поэтической концепции Гумилева и онтологического учения русского философа-мистика П.Д.Успенского.

Философская картина мира Успенского также представляет собой сложную сеть пересекающихся кватернарных структур-плоскостей. Но особенное сходство обнаруживается в представлениях этих двух авторов о природе пространства и времени. Правда, в одном случае речь идет об онтологических пространстве и времени, а в другом - о пространстве и времени художественных [5].

Кватернарность как принцип мышления наиболее отчетливо проявляется в статье Гумилева "Жизнь

стиха".

Статья состоит из четырех частей; что позволяет рассматривать ее также как кватернарную структуру. При этом она должна соотноситься с упоминаемым выше структурным инвариантом. Стало быть, первая часть должна представлять собой своего рода тезис. Начиная статью сопоставлением двух положений ("искусство для жизни" и "искусство для искусства"), автор своеобразно разрешает конфликт между ними: "Этот спор длится уже много веков, не приводя ни к каким результатам, и неудивительно: ведь от всякого отношения к чему-либо, к людям ли, к вещам или к мыслям, мы требуем, прежде всего, чтобы оно было целомудренным. Под этим я подразумеваю право каждого явления быть самоценным, не нуждаться в оправдании своего бытия, и другое право, более высокое, - служить другим" [7].

В конце статьи он выдвигает следующее положение: "А что стих есть высшая форма речи, знает всякий, кто, внимательно оттачивая кусок прозы, употреблял усилия, чтобы сдержать рождающийся ритм" (47).

Во второй части Гумилев, в основном, говорит о требованиях к произведению искусства. В первой части внимание направлено преимущественно на "дух" стихотворения ("у слова есть не только музыка <...> не только - краски <...>, не только пластичные формы <...>, у них есть и мысль, и страсть, и одухотворенность.

Все это есть у одних слов " (47) [8].

А что стих есть высшая форма речи... и т.д. Тогда как во второй части, в основном, говорится о "теле" стихотворения: "Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов. <...> Одним словом, стихотворение должно являться слепком прекрасного человеческого тела, этой высшей ступени представляемого совершенства: недаром же люди даже Господа Бога создали по своему образу и подобию" (47).

В третьей части представлена как раз "жизнь стиха", которая является синтезом проявлений духа и тела: "Но прекрасные стихотворения, как живые существа, ВХОДИТ В круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители - демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают <.:.>. Так искусство, родившись от жизни, снова идет к ней, но не как грошовый поденщик, не как сварливый брюзга, а как равный к равному" (49, 53).

Четвертая часть обращена к оформленному бытию искусства слова, к его реальному историческому воплощению: "Русский символизм, представленный полнее всего "Весами", независимо от того, что он явился неизбежным моментом в истории человеческого Духа, имел еще назначение быть бойцом за культурные ценности, с которыми от Писарева до Горького у нас обращались очень бесцеремонно" (53).

Примечания

1. В работе использованы термины Н.С. Гумилева.
2. "Кватернарные" структуры - термин, использованный в структуралистском смысле. В этих структурах отношения между элементами доминируют над самими элементами.
3. Кватернарные структуры поэтики Гумилева были реконструированы и вычленены нами из следующих источников: Н.С. Гумилев: Письма о русской поэзии; статьи: Жизнь стиха: Наследие символизма и акмеизм; Читатель; Анатомия стихотворения; Переводы стихотворные; Статьи о русской прозе; Статьи об иностранной литературе; Статьи об изобразительном искусстве; Интервью с Н. Гумилевым К.Э. Бехгофера; План книги Теория интегральной поэтики"; Программы лекций.
4.Леви-брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930., Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.
5. Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма. Киев. 1993; Шмаков В. Священная книга Гота. М., 1993; Рудникова Н.Л. Сокровенная мудрость опыта. М., 1995.
6. Успенский Я.В. В поисках чудесного. СПб, 1994.
7. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 49. Далее цитируется по этому изданию, страницы указываются за текстом в скобках.
8. Цитата из О.Уайльда (А.Ш.).
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты