УДК 551.435
ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НУЖД И ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА
Затолокина Елена Игоревна - преподаватель, Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина
Черникова Алена Михайловна - студент бакалавриата, Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина, calena867@gmal.com
Аннотация: сейчас очень большое значение имеет земля. Население постоянно растет, а, следовательно, нужно место для строительства и расширения жилищных условий, но у государства не всегда хватает свободных земельных участков. Это может служить одной из причин изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. В статье раскрывается нормативно-правовая база изъятия земель в соответствии с действующим законодательством, а также основания изъятия и определение размера ущерба за изъятые участки.
Основным богатством страны на сегодняшний день является земля, так как на ней не только расположены объекты недвижимости, но она еще и несет в себе полезные ископаемые, растительность. Область использования земельных участков довольно обширна.
В современных условиях вопрос изъятия земель для государственных и муниципальных нужд становится значимым. Города постоянно растут, их границы расширяются, растет потребность в строительстве новых объектов инфраструктуры и их благоустройства, для такого развития требуются обширные территории, которые нередко могут находиться в частной собственности у граждан. В связи с этим и возникает необходимость изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Однако самым неоднозначным вопросом при изъятии земель является размер компенсации за изымаемое имущество.
Процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд имеет обширную нормативно-правовую базу. Это объясняется тем, что такая процедура охватывает широкий спектр вопросов.
К нормативно-правовым актам, регулирующим процесс изъятия земель, относится:
- Конституция РФ;
- Земельный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон №78-ФЗ «О землеустройстве»;
- Федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости».
Основным нормативно-правовым актом является Конституция Российской Федерации. В статье 35 Конституции РФ [1] закреплено право частной собственности.
Согласно, пункта 3 данной статьи, никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда, а принудительное отчуждение возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Все условия, на основании которых может производиться изъятие земель, прописаны в статье 49 Земельного кодекса РФ [ 2], также в пункте 3 статьи 49 прописано, что изъятия могут быть связаны и с иными случаями, предусмотренными федеральными законами.
Статья 279 Гражданского кодекса [3] регулирует процедуру изъятия. В этой статье говорится, что изъятие может осуществляться в исключительных случаях и порядке, описанных в Земельном законодательстве. Но также в этой статье сказано, что с изъятием земельного участка:
Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.
- право собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок прекращается;
- осуществляется досрочное расторжение договора аренды на изымаемый участок.
Правообладатель изымаемого земельного участка должен быть уведомлен о принятии решения об изъятии для государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктом 5 статьи 279 Гражданского кодекса РФ [4].
Земельный кодекс РФ и гражданское законодательство фиксируют и описывают основополагающие, на сегодняшний день, основания изъятия, которые могут применяться в качестве условия изъятия земли у собственника.
Статья 49 Земельного кодекса РФ описывает исключительные случаи изъятия земель, то есть основания для государственных и муниципальных нужд. Такие исключительные основания могут быть связаны с:
- объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
- объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регио-наль ного или местного значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
Также предусмотрено, что федеральными законами могут устанавливаться и другие ос нов ания изъятия земельных участков.
В РФ имеется единственная и уникальная, в своем роде, категория земель - это з е мл и о с о б о охраняемых природных терри-тор ий. Её уникальность проявляется в том, что земли этой категории, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление этими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами», не могут быть изъяты [5].
У граждан имеется ряд гарантий, предоставляемых законодательством, которые выражаются в виде денежной компенсации, или другими способами возмещения ущерба, причиняемого изъятием земель в государственную и муниципальную собственность [6].
Особенности расчета и предоставления компенсации в процессе изъятия закреплены в статье 56.8 Земельного кодекса РФ.
Оплачиваются убытки, причиненные изъятием, за счет того ведомства, в чье распоряжение поступит изъятый участок.
За принудительное изъятие земель определение размера компенсации осуществляется в соответствии законом. Стоимость всего изымаемого массива определяется путем оценки. Этим вопросом занимаются специалисты. В процессе оценки они руководствуются федеральным законом №135 «Об оценочной деятельности» [7] и федеральными стандартами оценки.
В общую сумму выплат за изъятое имущество могут быть включены:
- стоимость участка, посчитанная в процессе оценки по рыночным показателям.
- цена строения, находящегося на участке или права на эту площадь.
- ущерб, нанесенный собственнику, включая убытки, причиненные третьим лицам, подтвержденные соответствующими документами.
- упущенная выгода.
Таким образом, после изъятия земельного участка перед собственником может стоять выбор. Ему будут предложены варианты возмещения ущерба за его участок. Это может быть выплата суммы участка, после его оценки, или же предоставление земельного участка, по стоимости равного изъятому.
На данный момент вопрос изъятия земель достаточно хорошо регулируется, правовые аспекты закреплены не только в земельном законодательстве, но и в гражданском.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
REFERENCES
cons doc LAW 182661/.
WITHDRAWAL OF LANDS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS AND REDRESS
Zatolokina E.I, Chernikova A.M.
Annotation: now the earth is very important. The population is constantly growing, and therefore need a place to build and expand housing conditions, but the state does not always have enough free land. This may be one of the reasons for the seizure of land for state and municipal needs. The article reveals the legal framework of land seizure in accordance with the current legislation, as well as the grounds for seizure and determination of the amount of damage for the seized plots.
© Затолокина Е.И., Черникова А.М., 2019
Затолокина Е.И., Черникова А.М. Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд и возмещение ущерба //Вектор ГеоНаук. 2019. Т.2. №2. С. 79-82.
Zatolokina E.I., Chernikova A.M., 2019. Withdrawal of lands for state and municipal needs and redress. Vector of Geosciences. 2(2): 79-82.