Спросить
Войти
Категория: Право

О проблеме предоставления жилья малоимущим семьям

Автор: Картушина Ольга Александровна

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ Картушина О.А.1

Картушина Ольга Александровна - студент, факультет юриспруденции, Саратовская государственная юридическая академия,

г. Саратов

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность вопроса предоставления жилья по договору социального найма малоимущим семьям. Мы предлагаем внести в законодательство изменение размера прожиточного минимума путем его двукратного увеличени при решении вопроса о постановке на учет малоимущих в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Актуальность этой темы в настоящее время обуславливается тем, что многие семьи лишаются права на получение жилья из-за несущественного увеличения дохода, которые по факту не оказывают влияние на реальное материальное положение семьи.

Малоимущей признается семья, в которой среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации .

Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В Российской Федерации в 2018 году

1 Научный руководитель: Манько Ольга Владимировна - старший преподаватель, кафедра гражданского права ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, г.Саратов
2См.: Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ (последняя редакция)

величина прожиточного минимума в отношении всего населения составила 10287 рублей1.

В 2019 году прожиточный минимум на первый квартал 2019 года для всего населения России установлен на уровне 10 444 рубля. Для трудоспособного населения эта величина в первом квартале 2019 года составляет 11 280 рублей.

В.В. Путин в Послании к Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 года предложил с 1 января 2020 года поднять планку до двух прожиточных минимумов на одного члена семьи. Это говорит об актуальности проблемы установления размера прожиточного минимума, которую необходимо решить на законодательном уровне.

Размер прожиточного минимума влияет на возможность постановки малоимущих на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случаи признания гражданина таковым, его заносят в списки в порядке очереди на получение жилья по договору социального найма жилого помещения из муниципального жилищного фонда. В связи с этим размер прожиточного минимума непосредственно влияет на право малоимущих на получение жилья, что говорит о необходимости пересмотра действующего законодательства через призму современных реалий.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления конкретного субъекта РФ на основании заявлений данных граждан. При этом к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ). Данное право доказывается каждый год, путем предоставления документов, указывающих на наличие оснований. При изменении положения лица, стоящего на учете, в связи с которым отпадают основания для получения жилого помещения по договору социального найма, гражданин исключается из списков.

1 См.: [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www0.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#

27

Для признания семьи малоимущей и, как следствие, имеющей право на материальную поддержку от государства, нужно подать справку с перечислением всех членов семьи, документы об их фактических доходах, и стоимости имущества, находящегося в собственности и подлежащего налогообложению. Также указывается степень родства всех входящих в семью членов (например, свидетельство о рождении лиц до четырнадцатилетнего возраста, свидетельство о заключении или прекращении брака и др.).

Чтобы определить, является ли семья малоимущей, подсчитывается сумма дохода семьи за последние три месяца. Полученную цифру необходимо разделить на три, таким образом, мы получаем среднемесячный доход семьи. Данную сумму следует разделить на количество всех членов семьи.

Если в итоге получившаяся сумма менее прожиточного минимума в регионе проживания, то семья признается малоимущей, следовательно имеет право на предоставление жилья по договору социального найма жилого помещения.

Таким же образом можно признать малоимущим и одиноко проживающего гражданина, подсчитав его среднемесячный доход.

Исходя из логики законодателя, если доход на одного члена семьи будет превышать прожиточный минимум даже на 10 рублей, то семья не может быть признана малоимущей, следовательно, она не будет поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Приобретение в собственность жилого помещения требует больших денежных вложений, и в современном мире данная проблема затрагивает большинство семей, так как фактически возможности такого слоя населения на приобретение собственного жилья невелики.

В связи с вышеизложенным, целесообразным было бы установить на законодательном уровне в отношении предоставления жилых помещений по договору социального найма прожиточный минимум в двукратном размере.

Например, если доход на одного члена семьи в 2018 году приходился в размере 10 297 рублей (вместо установленного

МРОТ 10 287 рублей) по действующему законодательству, такая семья могла бы приобрести жилое помещение самостоятельно. Но практика показывает, что это довольно затруднительно, в том числе и потому, что прожиточный минимум изначально не включает в себя возможные расходы на приобретение в собственность жилья.

Анализ судебной практики показывает, что наиболее распространенной причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, являлась утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно: утрата ими статуса малоимущих, например, вследствие, чаще всего, незначительного увеличения доходов. Количество судебных споров по постановки на учет в качестве нуждающихся, а также, соответственно, снятию с него и исключению из списка на получение жилья по договору социального найма, с огромной скоростью увеличивается.

Существующее положение норм права в настоящее время направленно зачастую лишь на формальную сторону проблемы, которая не всегда соответствует реальному положению дел.

Следовательно, нельзя принимать в расчет лишь только юридическое положение семей и не относить их к малоимущим в отношении вопроса получения жилья по договору социального найма. Если исходить с точки зрения моральных норм и принципов, то очевидно, что превышение установленного прожиточного минимума на незначительную сумму в действительности не влияет на материальное положение семьи.

Установленные действующим законодательством нормы влекут негативные последствия для семей, фактически являющихся малоимущими, но юридически не признанных таковыми. Следовательно с каждым годом возрастает актуальность данной проблемы, которую необходимо решить

на уровне законов, дабы избежать отставания норм права от современных реалий, которые так стремительно меняются.

Список литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 10.05.2019).
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163. 3. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №13. Ст. 1489.
3. Об экономических, социальных и культурных правах: международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 1994. № 12.
ДОГОВОР СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ МАЛОИМУЩИЙ ГРАЖДАНИН ДОХОД РАЗМЕР ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты