НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ
Веремьева О.А.1
Веремъева Олеся Андреевна - студент, факультет юриспруденции, Саратовская государственная юридическая академия,
г. Саратов
Аннотация: дети, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют полноценного понятия о своих правах или не знают, куда обращаться за их реализацией. Проблема обеспечения детей-сирот жилым помещением является актуальной уже на протяжении многих лет. К сожалению, современные экономические показатели не могут в полной степени гарантировать защиту прав, в том числе и жилищных прав. Более того, до сих пор имеются значительные пробелы в законодательстве по наделению полномочий органов опеки и попечительства в отношении предоставления жилья детям-сиротам. Ключевые слова: жилищные права, жилое помещение, защита и охрана детей, дети-сироты, органы опеки и попечительства.
Актуальность проблемы предоставления жилья детям -сиротам обуславливается тем, что в настоящем законодательстве четко не урегулирован данный порядок.
С каждым годом значимость института семьи, материнства и детства в современной России возрастает. При этом отсутствие четкой регламентации дает основание для возникновения ситуации с не предоставлением жилья для детей-сирот.
В данной статье мы хотим поднять проблему обеспечения жилым помещением детей-сирот.
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на получение жилья после того, как выпустится из образовательного учреждения либо демобилизуется с воинской службы.
Жилье предоставляется по договору социального найма, который действует до 5 лет. Важно отметить, что после истечения 5-летнего периода жилая площадь, предоставленная ребенку, может перейти в бессрочное пользование.
Существенным недостатком законодательства является то, что если ребенок не успел встать в очередь на получение жилого помещения, то после 23 лет он теряет право получить жилье. При этом в законе оговаривается, что органы опеки и попечительства могут по своему усмотрению ставить детей на учет в качестве нуждающихся, что порождает право, а не обязанность.
ФЗ № 15-ФЗ предписывается единый механизм формирования списка льготников. Однако практика учета детей-сирот в субъектах РФ складывается неодинаково.
Судебная практика показывает многочисленные и значительные упущения в работе органов опеки и попечительства и иных органов, ответственных за выявление и учет льготников.
Так, например, в 2016 году в Сахалинской области было рассмотрено дело по иску Журавлевой О.В. к Администрации Корсаковского городского округа, Министерству финансов Сахалинской области о возложении обязанности по выделению субвенций на обеспечение жилым помещением и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Журавлева О.В. в силу психического заболевания объективно самостоятельно не могла узнать о своем праве на предоставление жилого помещения и своевременно встать на учет в качестве нуждающейся, оставшейся без попечения родителей. Администрация не предприняла мер по включению в список на получение жилья.
Тем самым, права Журавлевой О.В. были нарушены, суд принял решение удовлетворить иск и обязать выделить
Администрации Корсаковского городского округа субвенцию на обеспечение Журавлевой О.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, мы видим, что в законодательстве имеются существенные недостатки. Органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, не наделены обязанностью предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий список.
Считаем, что необходимо закрепить в императивном порядке обязанность постановки на учет детей-сирот органами местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях по достижении нуждающихся 14 лет1.
Таким образом, вступивший в силу с 1 января 2013 года новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот породил множество проблем, которые имеют актуальность и по сегодняшний день.
Многие дети-сироты из-за своей невнимательности или недобросовестности органов опеки и попечительства даже не знают о своем праве на получение жилого помещения.
Некоторые сироты стоят в очереди в течение многих лет и даже к старости не получают его, потому что теперь они не получают жилье во внеочередном порядке, так как данная норма была исключена из Жилищного кодекса сравнительно недавно.
Значительным пробелом в законодательстве является то, что не установлен срок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Проблема в том, что количество жилья в каждом регионе выделяется в соответствии с местным бюджетом.
Считаем, что выдвинутые проблемы, прежде всего, необходимо закрепить на законодательном уровне, а именно - 1) обязать органов опеки и попечительства самостоятельно ставить на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в
жилых помещениях; 2) установить общий срок для предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Список литературы