Спросить
Войти
Категория: Право

Некоторые правовые проблемы предоставления жилья детям-сиротам

Автор: Веремьева Олеся Андреевна

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЬЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ

Веремьева О.А.1

Веремъева Олеся Андреевна - студент, факультет юриспруденции, Саратовская государственная юридическая академия,

г. Саратов

Аннотация: дети, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют полноценного понятия о своих правах или не знают, куда обращаться за их реализацией. Проблема обеспечения детей-сирот жилым помещением является актуальной уже на протяжении многих лет. К сожалению, современные экономические показатели не могут в полной степени гарантировать защиту прав, в том числе и жилищных прав. Более того, до сих пор имеются значительные пробелы в законодательстве по наделению полномочий органов опеки и попечительства в отношении предоставления жилья детям-сиротам. Ключевые слова: жилищные права, жилое помещение, защита и охрана детей, дети-сироты, органы опеки и попечительства.

Актуальность проблемы предоставления жилья детям -сиротам обуславливается тем, что в настоящем законодательстве четко не урегулирован данный порядок.

С каждым годом значимость института семьи, материнства и детства в современной России возрастает. При этом отсутствие четкой регламентации дает основание для возникновения ситуации с не предоставлением жилья для детей-сирот.

В данной статье мы хотим поднять проблему обеспечения жилым помещением детей-сирот.

1 Научный руководитель: Манько Ольга Владимировна - старший преподаватель, кафедра гражданского права ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, г.Саратов
22

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на получение жилья после того, как выпустится из образовательного учреждения либо демобилизуется с воинской службы.

Жилье предоставляется по договору социального найма, который действует до 5 лет. Важно отметить, что после истечения 5-летнего периода жилая площадь, предоставленная ребенку, может перейти в бессрочное пользование.

Существенным недостатком законодательства является то, что если ребенок не успел встать в очередь на получение жилого помещения, то после 23 лет он теряет право получить жилье. При этом в законе оговаривается, что органы опеки и попечительства могут по своему усмотрению ставить детей на учет в качестве нуждающихся, что порождает право, а не обязанность.

ФЗ № 15-ФЗ предписывается единый механизм формирования списка льготников. Однако практика учета детей-сирот в субъектах РФ складывается неодинаково.

Судебная практика показывает многочисленные и значительные упущения в работе органов опеки и попечительства и иных органов, ответственных за выявление и учет льготников.

Так, например, в 2016 году в Сахалинской области было рассмотрено дело по иску Журавлевой О.В. к Администрации Корсаковского городского округа, Министерству финансов Сахалинской области о возложении обязанности по выделению субвенций на обеспечение жилым помещением и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Журавлева О.В. в силу психического заболевания объективно самостоятельно не могла узнать о своем праве на предоставление жилого помещения и своевременно встать на учет в качестве нуждающейся, оставшейся без попечения родителей. Администрация не предприняла мер по включению в список на получение жилья.

Тем самым, права Журавлевой О.В. были нарушены, суд принял решение удовлетворить иск и обязать выделить

Администрации Корсаковского городского округа субвенцию на обеспечение Журавлевой О.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, мы видим, что в законодательстве имеются существенные недостатки. Органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, не наделены обязанностью предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий список.

Считаем, что необходимо закрепить в императивном порядке обязанность постановки на учет детей-сирот органами местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях по достижении нуждающихся 14 лет1.

Таким образом, вступивший в силу с 1 января 2013 года новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот породил множество проблем, которые имеют актуальность и по сегодняшний день.

Многие дети-сироты из-за своей невнимательности или недобросовестности органов опеки и попечительства даже не знают о своем праве на получение жилого помещения.

Некоторые сироты стоят в очереди в течение многих лет и даже к старости не получают его, потому что теперь они не получают жилье во внеочередном порядке, так как данная норма была исключена из Жилищного кодекса сравнительно недавно.

Значительным пробелом в законодательстве является то, что не установлен срок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Проблема в том, что количество жилья в каждом регионе выделяется в соответствии с местным бюджетом.

Считаем, что выдвинутые проблемы, прежде всего, необходимо закрепить на законодательном уровне, а именно - 1) обязать органов опеки и попечительства самостоятельно ставить на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в

1 См.: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

жилых помещениях; 2) установить общий срок для предоставления жилых помещений детям-сиротам.

Список литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 12.05.2019 г.)
2. Зуев И. Дети улицы. // Родная газета - №19(155) -25.05.2013. С. 16-21.
3. Мамаева А.К. Реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики: Автореф. дисс. канд. юр. наук. -Владикавказ, 2011. С. 3-12.
ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ЗАЩИТА И ОХРАНА ДЕТЕЙ ДЕТИ-СИРОТЫ ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты