LEGAL SCIENCES
FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF HUMANITARIAN AID BY INTERNATIONAL AND RUSSIAN LAWS
Greshnykh A.A. , Talirovsky K.S. , Kondrashyn R.V. (Russian Federation) Email: Greshnykh447@scientifictext.ru
Professor;
Abstract: the mechanism for the provision of humanitarian assistance is socially significant and its application in international legal practice is quite large. However, in legal science this process is poorly studied, which requires a more detailed examination of its theoretical foundations with the provision of an integrated approach to research. At the same time, aspects of studying and determining the content and characteristics of the financial side of humanitarian relations are updated. Of particular importance is the improvement of the procedure for the provision of humanitarian assistance not only from the theoretical, but also from the practical side.
This article discusses the various norms adopted with the aim of ensuring the implementation of the provisions of the main international legal acts that make up the organizational and legal basis for the provision of humanitarian assistance in two components: the provision offunds (goods) and the provision of related services, as well as ways aimed at improving the norms of Russian legislation directly governing the specified field of activity.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НОРМАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Грешных А.А.1, Талировский К.С.2, Кондрашин Р.В.3 (Российская Федерация)
профессор;
профессионального образования Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России, г. Санкт-Петербург
Аннотация: механизм оказания гуманитарной помощи является социально значимым и его применение в международно-правовой практике довольно велико. Однако в юридической науке этот процесс мало изучен, что обязывает к более детальному рассмотрению его теоретических основ с обеспечением комплексного подхода к исследованию. При этом актуализируются аспекты изучения и определения содержания и особенностей финансовой стороны гуманитарных правоотношений. Особое значение приобретает совершенствование порядка оказания гуманитарной помощи не только с теоретической, но и с практической стороны.
В настоящей статье рассматриваются различные нормы, принятые с целью обеспечения исполнения положений основных международных правовых актов, составляющих организационно-правовую основу оказания гуманитарной помощи по двум составляющим: предоставление средств (товаров) и оказание соответствующих услуг, а также пути, направленные на совершенствование норм российского законодательства, непосредственно регулирующих указанную сферу деятельности.
Процесс оказания гуманитарной помощи включает в себя действия, направленные на помощь нуждающимся лицам при наступлении чрезвычайных ситуаций различного рода. Складывающиеся в ходе этой деятельности общественные отношения обладают правовой природой. Регламентация данной деятельности происходит на разных уровнях, начиная с международного и заканчивая территориальным на уровне субъекта страны.
Очевидно, что главенствующими в вопросе правового регулирования оказания гуманитарной помощи являются те нормативные правовые акты, в которых закреплены основы этой деятельности, а именно понятийный аппарат, исходные принципы, основные цели и задачи. Это положение относится как к международному, так и к национальному законодательству.
Термин «гуманитарная (чрезвычайная) помощь» можно разделить на две составляющие: 1) предоставление средств (товаров) и 2) оказание соответствующих услуг.
На международном уровне, помимо Устава ООН и резолюций данной международной организации в сфере регулирования оказания гуманитарной помощи, большую роль играют акты Международного комитета Красного Креста (МККК), а также акты межгосударственного взаимодействия.
Так, в 2014 году МККК выпустил каталог предметов чрезвычайной помощи, который включает в себя товары, направляемые данной организацией в качестве помощи тем, кто пострадал в результате бедствия.
На уровне межгосударственного взаимодействия существует практика заключения договоров (соглашений), в которых указывается не только подробный перечень товаров и услуг, которые будут предоставлены государством-донором, но и детально регламентированный порядок предоставления этой помощи (сроки и порядок доставки, количество, принимающий орган, порядок распределения и отчетности установленному донором органу и т.д.).
По нашему мнению, важнейшей особенностью межгосударственных договорных отношений в области оказания гуманитарной помощи является установленный Венской конвенцией 1969 года запрет на прекращение или приостановление действия договорных постановлений, относящихся к защите человеческой личности и содержащихся в договорах гуманитарного характера [1].
В российском законодательстве группу нормативных правовых актов, относящихся к деятельности по оказанию гуманитарной помощи, можно проклассифицировать следующим образом:
- акты, регламентирующие одновременно и предоставление средств (товаров), и оказание услуг в рамках гуманитарной помощи или затрагивающие вопросы с предоставлением средств и оказанием услуг (например, Налоговый кодекс Российской Федерации [2]);
- акты, регламентирующие предоставление средств (товаров) гуманитарной помощи (в частности, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [3]);
- акты, регламентирующие оказание услуг в рамках гуманитарной помощи. При этом определение видов оказываемых услуг и порядка их оказания в рамках гуманитарной помощи является компетенцией федеральных органов государственной власти и регулируется ведомственный нормотворчеством (см., например, ведомственный Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденный приказом МЧС России от 28.01.2013 № 52 [4]);
- иные акты, регулирующие отдельные вопросы, связанные с гуманитарной помощью (в частности, распоряжение Федеральной таможенной службы от 18.10.2004 № 55-р «Об образцах удостоверений, выдаваемых Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, подписей уполномоченных лиц, печатей и штампов Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации» [5]).
Изучение данных групп нормативных правовых актов показывает, что, несмотря на широкий круг актов, регулирующих рассматриваемую сферу деятельности, в российском законодательстве не сформирован единый свод правил, который в полном объеме должен отражать основополагающие цели, принципы, понятийный аппарат, а также организационно-правовые основы оказания гуманитарной помощи.
Следует также отметить, что процедура выдачи удостоверения, подтверждающего принадлежность к гуманитарной помощи (содействию) средств, товаров, работ, услуг, необходимый перечень документов, который необходимо представить, закреплены в ведомственных актах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее -Минздрав России) [6, 7], несмотря на то, что данные министерства всего лишь осуществляют организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия). С юридической точки зрения логично было бы закрепить вышеупомянутые порядок и перечень в соответствующих актах Комиссии или того органа, который Комиссию образовал, то есть в актах Правительства Российской Федерации.
Анализ нормативно-правовой базы позволил выявить то, что в российском законодательстве нет акта, который бы четко отражал перечень основных принципов оказания гуманитарной помощи. Некоторые основы уже отражены в самих определениях термина «гуманитарная помощь» (например, безвозмездность, гуманность), однако для полного понимания сущности данной деятельности, целесообразно было бы выделить и отдельно закрепить вышеупомянутые принципы.
Следует также обратить внимание на то, что законодатель в большинстве случаев рассматривает гуманитарную помощь только как деятельность по оказанию помощи Российской Федерации и ее гражданам, а не в двустороннем порядке, то есть еще и помощи Российской стороной другим.
До конца непонятным остается и решение отразить основные понятия в данной сфере деятельности (например, «гуманитарная помощь», «донор гуманитарной помощи», «получатель гуманитарной помощи» и т.д.) в нескольких актах, причем
разного уровня (это и законодательный акт, и акт подзаконный, например, правительственный).
Отсутствует четкая регламентация вопроса о контроле за деятельностью по оказанию гуманитарной помощи - какие органы, кем уполномочены, пределы компетенции т.д.
Можно обратить внимание на постановления арбитражных судов Российской Федерации, в содержании которых указано, что контролирующими органами являются Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба [8], а также на акты должностных лиц Федеральной антимонопольной службы, из которых также следует, что данная служба является органом контроля за деятельностью по оказанию гуманитарной помощи [9].
Учитывая вышесказанное, предлагается внести в Федеральный закон о безвозмездной помощи следующие изменения и дополнения:
«безвозмездная помощь (содействие) - средства, товары, предоставляемые донорами безвозмездной помощи юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию);
гуманитарная помощь - вид безвозмездной помощи, предоставляемый на основе принципов оказания гуманитарной помощи нуждающимся в этой помощи лицам, заключающийся в предоставлении в установленном порядке товаров, выполнении работ и оказании услуг, специально определенных для этого вида помощи законодательством Российской Федерации».
- «субъекты оказания безвозмездной помощи (содействия) - доноры безвозмездной помощи, получатели безвозмездной помощи;
- донор безвозмездной помощи (содействия) - государство, его федеративное или муниципальное образование, международная или некоммерческая организация, физическое (или юридическое лицо, на безвозмездной основе и в установленном порядке предоставляющее товары или оказывающее услуги в рамках безвозмездной помощи (содействия), за исключением технической помощи и/или содействия);
- получатель безвозмездной помощи (содействия) - государство, его федеративное или муниципальное образование, международная или некоммерческая организация, физическое или юридическое лицо, которому на безвозмездной основе и в установленном порядке предоставляются товары или оказываются услуги в рамках безвозмездной помощи (содействия)»;
«Статья 11. Цель безвозмездной помощи - оказание помощи наибольшему числу лиц пострадавших от последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе вооруженных конфликтов, сохранение жизни и здоровья населения, восстановление инфраструктуры государства или его субъекта в разумные сроки.
Статья 12. Устанавливаются следующие принципы оказания безвозмездной помощи: безвозмездность, гуманность, беспристрастность, нейтральность, оперативность, доступность, безопасность товаров, работ и услуг, суверенности и территориальной целостности государств.»;
«Контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) возлагается на органы государственной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на ведение учета поступившей безвозмездной помощи
(содействия) и проведение проверок целевого использования безвозмездной помощи (содействия)».
На наш взгляд, представляется целесообразным не вносить изменения в Федеральный закон «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», а разработать и принять единый нормативный правовой акт - федеральный закон «О гуманитарной помощи», в котором будут учтены требования международных правовых актов, а также предложения и разработки российских ученых и специалистов.
Список литературы /References
Список литературы на английском языке /References in English