Спросить
Войти
Категория: Право

К вопросу о выработке концепции уголовной политики по противостоянию преступлениям, совершаемым на потребительском рынке

Автор: Сулейманов С.М.

7. УГОЛОВНОЕ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

К ВОПРОСУ О ВЫРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОТИВОСТОЯНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Сулейманов С.М., к.ю.н.

Аннотация. Одним из главных условий, которые обеспечивают конкурентоспособность российской экономики является стабильная правовая база государства, о чем нам говорит автор данной статьи. Он утверждает, что разработка концепции борьбы с преступностью в сфере экономики значительно уменьшит возрастающее стремительными темпами число преступлений, связанных с потребительским рынком. В статье указаны нормативные правовые акты, касающиеся данной проблематики с учетом внесения в них последних изменений и дополнений.

ON THE MATTER OF PREVENTION CONCEPT DEVELOPMENT FOR CRIMES COMMITTED IN THE RETAIL MARKET

Suleymanov S.M., candidate of juridical science.

Annotation. The author of the article informs that one of the main conditions which make Russia economics competitive is a stable legislative governmental base. He declares that the elaboration of crime prevention concept in the field of economics will decrease significantly the rapidly growing numbers of crimes commited in the retail market. There are regulatory legal acts pointed in the article concerning the matter including the latest changes and updates.

В дальнейшем расширении экономической, предпринимательской свободы успех формирования среднего класса, роста малого и среднего бизнеса, становления инновационной экономики. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - это социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты. Следовательно, ущемление гражданских свобод (в том числе свободы предпринимательства - автор) и действия, ухудшающие

материальное положение людей, не только аморальны, но и незаконны1.

Одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики, является стабильная правовая база. В настоящее время в России есть продвижение в развитии инфраструктуры рынка, в укреплении гарантий частной собственности, и в основном - за счет совершенствования законодательной базы. Однако отечественная правовая база в этой сфере находится в стадии формирования. Приходится принимать много законов - для того, чтобы быстрее адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям. Между тем, даже это не может оправдать ситуацию, когда принятые законы часто противоречат друг другу, постоянно подвергаются изменениям, иной раз - даже будучи принятыми и вступив силу, не исполняются.

Российское законодательство в целом вводит новые принципы экономической деятельности, поддерживает современные организационно-правовые формы предпринимательства, закон становится здесь основным регулятором. Но ситуация в стране сложная и противоречивая - сталкиваются различные интересы, разрушаются прежние и с трудом создаются новые хозяйственные связи. Государственные и муниципальные органы не овладели еще новыми методами управления и регулирования. Поэтому необходимо использовать богатый мировой и российский опыт регулирования и охраны предпринимательской деятельности - предпринимательство, как известно, имеет опыт, накопленный в течении тысячелетий и развивается по своим законам. Нельзя отрицать полезности некоторых ограничительных и контрольных мер в отношении хозяйственной деятельности, но они должны быть такими, чтобы не погиб дух предпринимательства, сохранились интерес к делу и свобода предпринимательской инициативы, а для этого нужно знать и понимать природу и условия предпринимательской деятельности.

Рассмотрение развития предпринимательства в период перестройки общественного и экономического уклада в России дает основание для вывода

О начале становления гражданского общества и возрождении традиций предпринимательства, а защитную функцию выделить в качестве правовой традиции.

В настоящее время продолжается практика неравного отношения власти к частному и государственному предпринимательству. По данным проведенного в 2004 г. Фондом ИНДЕМ социологического исследова-ния2, в государственном предпринимательстве в пять раз реже встречаются фирмы, никак не связанные с деловыми отношениями с государством. А имеющие льготы, наоборот, - в три раза чаще, получающие государственные заказы - в четыре раза. И льготы, и государственные заказы государственные предприятия получают в 40 раз больше, чем частные предприятия. Этот же вывод вытекает и из результатов исследования, как проведенного самим автором, так и другими исследователями3. Очевидно, приоритетом в усилен1 Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г.//Российская газета. 2008. 6 ноября.

2 Российская газета. 2004. 19 мая.
3 См.: Магомедов А.А., Мазур С.Ф. Противодействие преступности в сфере экономической деятельности: уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы. - М.: Российной защите частной предпринимательской деятельности должно пользоваться малое и среднее предпринимательство - ввиду его недостаточной способности к самозащите, а также исключительной социальной и экономической важности для развития государства и общества, создания полноценного «среднего класса» как основы рыночного государства, гражданского общества и правовой экономики.

Так, ввиду снижения с 1 января 2009 г. налога на прибыль на 4%, а также введения новой ставки налога для тех малых предприятий, которые уплачивают его по упрощенной системе (теперь регионы сами могут определять для своих предпринимателей эту ставку в рамках от 5 до 15 процентов (сейчас 15%), бизнес получит 450-500 млрд. руб. дополнительного дохода). Государством также принят и ряд других мер, облегчающих жизнь как предпринимателям, так и потребителям (например, увеличение вдвое размера налогового вычета при покупке (строительстве жилья). Таким образом, даже в тяжелых кризисных условиях государство подтверждает свою политику последовательного снижения налогового бремени и сохранения у предприятий средств для того, чтобы реальный сектор экономики мог развиваться. Однако мы не должны забывать о повышенной криминогенности рассматриваемой сферы. В связи с чем усиленная защита малого бизнеса должна сопрягаться с усиленным надзором и контролем над деятельностью малых предприятий со стороны государства и муниципалитетов (не подменяя его излишним администрированием - видимо, в реализации данного принципа состоит одна из сложнейших проблем, стоящих перед контролирующими и правоохранительными органами).

Как отмечали опрошенные автором практические работники правоохранительных и контролирующих органов, прокуратуры и судов, преступления, совершаемые на потребительском рынке, относятся к категории преступлений, наиболее зависимых от уровня и степени активности и заинтересованности правоохранительных органов в борьбе с ними. Другими словами, при наличии политической воли и необходимых организационных усилий и материальных затрат, а главное - в случае наведения хотя бы относительного порядка на потребительском рынке, правоохранительным органам вполне по силам резко снизить уровень преступности на нем. А пока количество выявленных преступлений на потребительском рынке прямо пропорционально числу работников правоохранительных органов и количеству проверок, проводимых ими - так распространены на нем правонарушения и высок уровень латентности.

В конце 2008 г. был принят пакет Федеральных законов, которые направлены на ликвидацию административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности1. Представляется, что эти законы носят революционный характер, поскольку наше государство впервые признало, что оно оказывает избыточное давление на бизнес (так, в настоящее время правом проверки наделены около ста государственных и муниципальных органов, и это отбивает всякое желание начать свое дело. И при том, что гласно данным социологических опросов, желающих заниматься частным предпринимательством в России немало - около 35% населения4).

ская Академия юридических наук, 2006. С. 75-85, 140-151, 395411.

4 Федеральные законы РФ от 26 декабря 2008 г.: № 294-ФЗ «О

защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимаНазванными законами устанавливается преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. Для отдельных ее видов предусматривается замена института лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности, что также облегчит предпринимателям выход на рынок. Делается попытка законодательно резко сократить количество проверок для малого и среднего бизнеса. Так, проведение планового мероприятия по контролю (в том числе по отдельным видам лицензионного контроля) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) предполагается осуществлять не чаще одного раза в три года (кроме налогового контроля). Внесены поправки в Закон России «О милиции», которые существенно ограничивают возможности милиции вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей. Впредь милиция при проведении специальных мероприятий будет руководствоваться исключительно процедурами, установленными Уголовно-процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях РФ. Вместе с тем, в обсуждаемых законах содержится излишнее количество отсылочных и бланкетных норм -видимо, это положение должно быть исправлено в ходе реализации данных Федеральных законов.

В соответствии с указом Президента РФ Д.А. Медведева от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»5, в целях совершенствования законодательных основ рыночной экономики, правового обеспечения международных экономических и гуманитарных связей Российской Федерации, до 1 июня 2009 г. должны быть разработаны концепция развития гражданского законодательства РФ и предложения о мерах по ее реализации. Для чего в 2009-20010 гг. должны быть разработаны и представлены ГД РФ для принятия проекты федеральных законов о внесении соответствующих изменений и дополнений в ГК РФ. Основными целями данного этапа совершенствования гражданского законодательства России (кстати, только недавно была завершена законодателем его кодификация четвертой части ГК РФ) является дальнейшее развитие его основных принципов с приведением их в соответствие с новым уровнем развития рыночных отношений; сближение положений ГК РФ с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза, а также использование в гражданском законодательстве России новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран (возможно, по мнению автора, этот законотворческий процесс будет сопряжен с принятием Торгового кодекса РФ - аналогичные кодексы содержит гражданское законодательство ряда экономически развитых стран).

телей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» и др. Эти Федеральные законы являются первой частью комплекса правовых мер, разработанных Правительством России в соответствии с указом Президента РФ от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»//Российская газета. 2008. 17 мая. Российская газета. 2008. 18 сентября.

5 Российская газета. 2008. 23 июля.

Названные (и иные) изменения действующего российского законодательства, направленного на защиту и обеспечение правильного развития потребительского рынка, вызваны насущной необходимостью обеспечения реакции государства на новые экономические реалии на нем. Например, на протяжении осени 2008

г. оптовые цены на многие продовольственные товары (растительное масло, рис, крупу и др.) снижаются, в то время как розничные цены на эти товары продолжают расти (так, розничная цена на растительное масло в июле 2008 г. была в два раза выше, чем летом 2007 г.; в этот же период оптовая цена на такое масло резко поднималась и затем опустилась ниже прошлогоднего уровня - это значит, что сейчас доход розничных и мелкооптовых торговцев стал на 90 процентов выше, чем год назад). - Очевидно, что на рынке продовольствия у нас «правит бал» не производитель и не покупатель, а торговец. И справляется с этой задачей плохо, поскольку никому, кроме него самого, это правление не приносит выгод. Ситуацию помогло бы выровнять закрепление в отечественном законодательстве нормы о предельных торговых наценках на социально значимые товары, но этого пока не происходит. Кроме того, существенной поддержки со стороны государства требует и наше сельское хозяйство -на 2009 г. эта поддержка была запланирована в размере 4 млрд. долл. США (такая существенная в данной сфере дотация имела место в нашей стране впервые). Вместе с тем совокупный бюджет поддержки производителей сельскохозяйственных продуктов в странах ЕС давно достигает 90 млрд. евро в год (при такой разнице в возможностях получается не конкуренция с государствами ЕС, а подавление ими отечественного производителя). По темпам роста цен на продукты питания Россия вчетверо обогнала страны ЕС, которые сами страдают от рекордной инфляции. В этих условиях вполне оправданным предстает решение, принятое руководством нашей страны об отказе от форсирования присоединения к Всемирной торговой организации (ведь в случае присоединения к ВТО нам пришлось бы сократить дотирование своего сельского хозяйства и расширить допуск иностранных сельхозпроизводителей на свой рынок).

Сложившееся положение в области противодействия преступности в сфере экономики обусловлено рядом обстоятельств. К числу последних могут быть отнесены недостаточность либо даже отсутствие некоторых направлений деятельности органов власти, в частности:

- концепции борьбы с преступностью в сфере экономики, которая отвечала бы интересам общества с рыночной экономикой;

- стратегической программы (раздела комплексной национальной программы) борьбы с преступностью в сфере экономики;

- общего законодательного комплекса, удовлетворяющего целям социально-экономической реформы;

- эффективной уголовно-правовой модели борьбы с преступностью в сфере экономики;

- надлежащего информационного обеспечения борьбы с преступлениями в сфере экономики;

- научного обеспечения борьбы с преступлениями в сфере экономики;

- подготовки кадров для правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих борьбу с рассматриваемыми видами преступлений;

- всесторонне развитого международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере экономики.

Разработка концепции6 борьбы с преступностью в сфере экономики, несомненно, имеет приоритетное значение перед всеми остальными названными проблемами. Эта Концепция безусловно, должна стать неотъемлемой частью концепции уголовной политики России, а также должна быть сопряженной при этом с концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Когда нами изучается политика борьбы с преступностью, мы говорим о политической концепции; когда нами исследуются проблемы борьбы с преступностью, мы также говорим о концепции7. Борьба с экономической преступностью осуществляется соответственно определенному политическому замыслу, политической позиции государства; это - политическая концепция. Концепцию борьбы с экономической преступностью можно рассматривать как вклад не только в теорию, но и в практику. Она определяет основные направления борьбы с этой преступностью и ориентирована на положительные результаты. Важнейшей характеристикой данной концепции является ее научное обоснование, аргументированность и достоверность выводов, определяющих возможность их реализации на практике. Эти выводы следует рассматривать именно как концептуальную основу организации борьбы с экономической преступностью, исходя из которой практика уточняет и конкретизирует свою деятельность 8.

Политика государства в области укрепления правопорядка и противодействия преступности во всех ее проявлениях (уголовная, уголовно-исполнительная, судебная, профилактическая и др.) формируется не произвольно, а под влиянием системы факторов социально-экономического, политического, правового и иного характера, а не главным образом и прежде всего состоянием, структурой и динамикой преступности в стране. Однако последнее обстоятельство всегда выходит на первое место в правосознании граждан, так как является исключительно негативным раздражителем при оценке правопорядка в целом. Поэтому в России политика государства в сфере охраны от преступных посягательств на права граждан, правопорядок и законность традиционно рассматривались под углом зрения борьбы с преступностью. Эта политика в зависимости от состояния внутреннего и внешнего положения страны соответствующим образом изменялась то в сторону ужесточения карательного воздействия, то его частичного смягчения. Вместе с тем она всегда ассоциировалась с состоянием правопорядка в государстве, с необходимостью его укрепления в сфере противодействия преступности9.

Политика борьбы с экономической преступностью реализуется:

- в законах России;

- в деятельности правоохранительных органов;

- в участии общественности в борьбе с преступностью10.

6 Концепция (лат. Сопсер^о - восприятие): а) система взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо; б) общий замысел.: Словарь иностранных слов. - М., 2002. С. 362.

Боков А.В. Организация борьбы с преступностью и ее приоритетные направления. - М., 2003. С. 8.

8 Солодовников С.А. Криминальная экономика. - М., 2003. С. 20.
9 Зубков А.И. К вопросу о путях укрепления правопорядка в сфере противодействия преступности в России на современном этапе//Сб. науч. работ: выпуск 5/Отв. ред. Ю.А. Соколова. - М., 2002. С. 243.
10 Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. - М., 1979. С. 80-81.

Политика борьбы с экономической преступностью является составной частью государственной политики борьбы с преступностью, а последняя есть часть правоохранительной политики. Политика борьбы с экономической преступностью представляет собой также направление политики государства, в рамках которого формулируются исходные требования предупреждения экономических преступлений, обеспечения безопасности всех видов собственности посредством разработки и осуществления широкого круга соответствующих мер, создания и применения правовых мер, устанавливающих криминализацию и декриминализа-цию11.

Как свидетельствует опыт, метод проб и ошибок, который применялся властями из-за отсутствия четкой научно обоснованной политики в сфере борьбы с преступностью, дорого обходится государству и всему обществу. В перестроечный период этот метод приводил к еще более негативным последствиям. Поэтому оправданы рекомендации криминологов, предлагающих принять политико-правовой документ в виде закона или концепции государственной политики борьбы с преступностью. В этом документе предлагается определить и закрепить основные направления, формы и средства решения проблем преступности в широком социально-правовом контексте. Такой

Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. - М., 1979. С. 80-81.

подход позволит государству определить реальные ресурсы, необходимые для обеспечения противодействия преступности на должном уровне. Причем необходимо не простое декларирование, а разработка и

определение четкого механизма реализации этого до12

кумента

Как отмечает С.С. Босхолов, уголовная политика «как теория сложилась в результате не только интеграции науки уголовного права и социальной политики, но также сближения и объединения социологии, политологии, науки социального управления с криминологией и уголовным правом. Она стала закономерным итогом комплексного, всестороннего исследования преступности и других негативных явлений и процессов общественной жизни»13. Следует согласиться с мнением Г.М. Миньковского, полагавшего, что «как бы ни именовались направления деятельности государства и общества, связанные с борьбой с преступностью - уголовной политикой или политикой борьбы с преступностью, - речь идет о части внутренней политики, обеспечивающей эффективное функционирование экономической, идеологической и социальной по-литики14. Концепция уголовной политики - совокупность основополагающих идей, характеризующая развитие понятия, предмета, закономерностей и положения уголовной политики в политической системе общества, принципы, структуру и специфику деятельности по разработке и реализации стратегии борьбы с

11 Солодовников С.А. Указ. соч. С. 25.
12 Перминов О.Г. Современные проблемы уголовной и уголовно-исполнительной политики//»Черные дыры» в российском законодательстве. 2003. №3. С. 254.
13 Босхолов С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. -М., 1999. С. 28.
14 Миньковский Г.М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой

борьбы//Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел. - М.,

1995. С. 32.

преступностью, а также направленных на ее совершенствование форм, методов и средств, применяемых для воздействия на преступность, систему субъектов этой борьбы, критерии эффективности данного рода

15

политики15.

Политика борьбы с преступностью включает в себя меры, прямо или косвенно направленные на активное воздействие на данное криминальное явление (преступность). Такая политика реализуется в процессах применения как специальных мер ( уголовно -правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, оперативно-розыскных и т.д.), так и мер общесоциального характера (экономических, психологических, педагогических и т.д.)16.

Это означает, что в сферу политики борьбы с преступностью входит, по существу, вся деятельность государства и общества, имеющая социальную направленность. А это уже «переход» в сферу социальной политики, в систему которой входит и экономическая политика. Политика борьбы с экономической преступностью - неразрывная часть национальной политики России, а потому, определяя ее понятие, следует исходить из общей политики государства. Она проводится в определенной специфической сфере деятельности государства - в сфере борьбы с экономической преступностью. Это - политика государства в данной сфере, она определяет основные направления, цели и средства борьбы с экономической преступностью и выражается в конкретных государственных документах, нормах права и деятельности государственных органов17. Особой формой реализации уголовной политики является применение правовых и неправовых мер уголовной политики. Такая возможность имеется лишь у тех структур, должностные лица которых наделены соответствующими властными полномочиями. Следует отметить, что управление применением в сфере реализации уголовной политики является сущностью реализации уголовной политики современной России.

Г.М. Миньковский по этому поводу отмечал, что «...словосочетание «управление применением уголовно-правовых мер» - а именно в нем прикладной смысл теоретических исследований вопросов уголовной политики -может показаться менее привычным, чем, например, управление применением мер профилактики. Но, тем не менее, именно подходя к применению уголовно-правовых мер борьбы с преступностью как к управленческой проблеме, мы можем добиться повышения ее эффективности»18. Как правило, применяют право государственные органы, представители власти, то есть те, кто наделен специальной компетенцией, либо те лица, чья работа непосредственно связана с правоохранительной деятельностью. Формой правоприменения является принуждение, определенное насилие над личностью, основанное на законе. Принуждение может осуществляться непосредственно, например, для предотвращения преступления, либо в

15 Баринова Л.В., Мартыненко Н.Э., Ревин В.П. Словарь терминов и схем по курсам «Уголовная политика и ее реализация в деятельности ОВД» и «Организация профилактической деятельности ОВД». - М.: Академия управления МВД РФ, 2000. С.8.
16 Боков А.В. Политика борьбы с преступностью и управление в сфере обеспечения безопасности граждан/Криминологический журнал. 2002. № 2. С. 2.

Солодовников С.А. Указ. соч. С. 24-25.

18 Миньковский Г.М. О задачах и направлениях теоретического решения проблем советской уголовной политики/ЯТроблемы советской уголовной политики. Межвузовский тематический сборник. - Владивосток, 1985. С. 25.

четко установленной процессуальной форме, которая предполагает издание соответствующим государственным органом так называемых правоприменительных актов, в которых и реализуются их властные полномочия. Применение права осуществляется в отношении гражданина и, как правило, затрагивает его права и свободы19 .

В этом смысле прав Н.В. Путило, отмечающий, что «правоприменительная политика государства - это в некотором роде организация процесса реализации права. В настоящее время этот вид деятельности государства означает для общества чуть ли не больше, чем правотворчество. Глобальная проблема правоприменения состоит в том, что сегодня законы исполняются у нас катастрофически плохо и, в частности, появилось множество законов, вовсе не исполняющихся. Первый аспект проблемы - потребность исполнителей в «обрамлении» закона массой приказов и инструкций, которые, по их мнению, и делают возможным исполнение закона. Второй аспект, тесно связанный с первым, - это потеря законом своего первоначального содержания и замысла после его «уточнения» подзаконными актами. Третий аспект - расширение сферы усмотрения чиновника (несмотря на обилие актов различного уровня), приводящее к произволу20.

Однако необходимо отметить, что Россия пока не располагает концепцией борьбы с преступностью в сфере экономики, если не считать разрозненных (и уже только в силу этого противоречивых) ведомственных концепций. Ее отсутствие не позволяет правильно определить цели, принципы и основные направления борьбы с преступностью данного вида, осуществить детальный расчет необходимых капиталовложений в развитие системы, противостоящей данной опасности, наконец, удовлетворить в адекватной форме социальный интерес к ожидаемым результатам противодействия ей (в ближайшей и отдаленной перспективе). Отечественный и зарубежный опыт борьбы с преступностью в сфере экономики показывает, что в действительности значение глубоко проработанных концепций обычно недооценивалось, были традиционными заявления на политическом уровне об увлечении теоретизированием в сфере борьбы с преступность, вместо реальной борьбы с ней.

Разработка и реализация стратегической программы борьбы с преступностью в сфере экономики или, как минимум, соответствующего раздела комплексной национальной антикриминальной программы, стали еще более актуальны в связи с принятием в 1996 г. УК РФ. Сама по себе программа борьбы с любым видом преступности не является условием, достаточным для достижения конечных целей такой борьбы, но вместе с тем она выступает необходимым фактором организации соответствующих усилий общества в данном направлении.

Задача скорейшего завершения формирования пакета законов, регламентирующих экономические отношения, по нашему мнению, должна быть выдвинута в качестве первоочередной среди иных конкретных мер борьбы с преступностью в сфере экономики. Основанием для такого вывода является признание приоритета профилактического начала в рассматривае19 Лесников Г.Ю. Проблемы реализации уголовной политики. -М., 2005. С. 36.

20 Путило Н.В. Правовая политика современного правового государства// Социология права/Под ред. В.М. Сырых. - М., 2001. С.
142.

мой сфере, которое заключено в обеспечении полного нормативного регулирования современного экономического порядка, в восполнении пробелов действующего законодательства, имеющих криминогенное значение для экономики.

Проблему научного обеспечения борьбы с преступлениями в сфере экономики нельзя считать новой и совершенно неразработанной применительно к условиям нашей страны. Однако, приходится констатировать наличие здесь недостаточной исследованности крупных проблем, характеризующих правонарушения, необоснованно высокую концентрацию научного потенциала на отдельных аспектах борьбы с криминальной опасностью. Наконец, отсутствие на сегодня в данной области заметного продвижения по пути создания эффективной системы мониторинга (наблюдения, оценки, прогноза) экономической преступности21. Значительного совершенствования требует законодательство, регламентирующее силы и средства противодействия преступности - это и нормы, направленные на создание специализированных судов (включая административный), и на совершенствование деятельности правоохранительных органов, прокуратуры и судов.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная на рецензирование научная публикация посвящена проблеме формирования современной концепции уголовной политики противодействия коррупционным преступлениям, совершенным на потребительском рынке. Вопросы, относящиеся к формирующемуся в России потребительскому рынку, сами по себе очень актуальны и значимы. И тем более это так, ибо на сегодня даже правовая база его функционирования еще не сформировалась и находится на фазе своего окончательного определения, о чем свидетельствует принятый недавно ФЗ «О торговле». В этой связи автор прав, когда отмечает, что в современной РФ приходится принимать много законов - для того, чтобы быстрее адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям. Между тем даже это не может оправдать ситуацию, когда принятые законы противоречат друг другу, постоянно подвергаются изменениям, иной раз - даже не вступив в силу, а будучи принятыми - не исполняются.

Далее автор пишет о начале становления граждан-сокго общества и возрождении лучших отечественных предпринимательских традиций и выделении в законодательстве и на практике, имеющей отношение к ней, защитных функций. Он останавливается на форме и средствах правовой защиты предпринимательства, прав и интересов граждан и переходит к анализу имеющих здесь место мер защиты с позиций законодательства и практики их реализации. Вне поля зрения С.М. Сулейманова не остается проблема порядка применения этих мер, их роли в механизме ответственности и реализации иных правоохранительных институтов.

После этого автор переходит к анализу имеющихся научных взглядов и мнений в рассматриваемой области, останавливается на практике борьбы с преступлениями, совершаемыми на потребительском рынке. Вслед за этим он переходит к анализу конкретных предложений, обращенных к законодателю другими

21 Аслаханов А.А. Преступность в сфере экономики. - М., 1997. С. 16.

авторами по совершенствованию уголовной политики, уголовного законодательства и правоприменительной деятельности в изученной им сфере.

В завершение своей научной статьи автором сформулированы достаточно интересные и перспективные в плане развития уголовной политики государства выводы о доктринальной и законодательной составляющих концепции уголовной политики по противодействию преступлениям, совершенным на потребительском рынке; о различных мерах ответственности за такие виды преступлений.

В статье затронуты и другие проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики, имеющие в той или иной мере отношение к содержанию подготовленной С.М. Сулеймановым публикации.

Вывод: представленная С.М. Сулеймановым научная статья написана на актуальную и судя по ее содержанию заслуживает быть опубликованной.

Начальник кафедры методологии и методики расследования экономических преступлений Академии экономической безопасности

МВД России

д.ю.н., профессор Магомедов А. А.

СТАБИЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ПРЕДЕЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ НАЦЕНКИ КОНЦЕПЦИЯ БОРЬБЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ПОЛИТИКА БОРЬБЫ stable legislative base retail market limiting trade margins competition concept in the field of economics competition politics
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты