Спросить
Войти
Категория: Право

К вопросу о криминологической характеристике неправомерных завладений автотранспортными средствами

Автор: Самсонов А.А.

6.4. К ВОПРОСУ О КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НЕПРАВОМЕРНЫХ ЗАВЛАДЕНИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Самсонов А.А., соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Фундаментальные и прикладные криминологические исследования имеют особое значение для развития уголовного и уголовно-исполнительного права, что приобретает все большую остроту сегодня в свете правовых реформ. Разработка новых концептуальных подходов в борьбе с преступностью, криминализация и декриминализация деяний, совершенствование уголовно-правовых норм и институтов, повышение эффективности уголовного наказания не могут решаться вне связи с результатами криминологических исследований. В связи с этим, последовательность анализа криминологических особенностей неправомерных завладений автотранспортными средствами и связанных с ними преступлений должна отражать процесс становления преступления как социально значимого явления. С помощью криминологической характеристики возможно определить характер и степень общественной опасности неправомерных завладений автотранспортными средствами, сравнить их со сходными деяниями, выяснить какие преступления приняты в современном обществе и все ли эти формы предусмотрены законом при дифференциации уголовной ответственности и наказания, а также определить перечень уголовноправовых мер борьбы с ними, прогнозировать и планировать применение каждой из них.

Процесс автомобилизации в России влияет на различные стороны жизни страны и имеет, как много позитивного, так очевидны и его негативные последствия. Однако рост негативных последствий не является неизбежным, его можно предупреждать и пресечь.

В целом прогноз неблагоприятного развития криминальной ситуации с автотранспортом в России в значительной степени оправдывается. На протяжении последних пяти лет преступность в данной области определяли тенденции дальнейшего накопления отрицательного потенциала и вытекающие из этого изменения качественных ее характеристик. Криминальная среда активно консолидировалась, приобретала все более высокий профессионализм и организованность, многоцелевую и крупномасштабную ориентацию, захватывала в сферу своего влияния новые слои и категории населения. Возросла в связи с этим техническая оснащенность и вооруженность преступников, в первую очередь благодаря соответствующему целевому вливанию теневых капиталов. Поэтому научный интерес к вопросам ответственности за неправомерное завладение автотранспортными средствами и эффективности действия уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за это деяние, обусловлен значением автотранспорта в нашей жизни и, соответственно, мер по обеспечению его использования в условиях стремительного количественного роста и значительной интенсификации движения транспортных средств.

В кризисных условиях жизни нашего общества значительно возросла общественная опасность преступности, выражающейся в неправомерном завладении автотранспортными средствами. В ходе социологического опроса городского населения России, проведенного Институтом социально-политических исследований РАН в 90-х годах, «85% респондентов заявили, что не чувствуют себя защищенными от преступников»1.

По данным ГиАц МВД РФ за период с 2001 по 2005 годы более миллиона владельцев лишилась своих автомобилей и только чуть более 1/3 этих преступлений была раскрыта. Эти преступления наносят гражданам огромный материальный и моральный ущерб2.

В 2007 году регистрация неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166 УК РФ) составила - 56 087 фактов, что от преступлений против собственности (2 млн. 364 тыс. 355 преступлений) составило 2,4%. Основная часть данных преступлений совершается в городах и поселках городского типа, что за 2007 год составило зарегистрированным 42 768 угонов. На начало 2007 года оставалось расследуемых преступлений - 9 369 угонов.

За 2007 год уголовных дел окончено расследованием либо разрешены инвче - 29тыс. 671, и 1тыс.068 угонов, по которым уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям или переданы по подследственности со снятием с учета (из них 740 фактов, по которым уголовные дела прекращены за отсутствием события или состава преступления).

Структура судимости по преступлениям против собственности составила следующие показатели, где основными видами совершаемых преступлений в России стали: - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) - осуждено 23,1 тыс. -2,6%, - кражи - осуждено 314,5 тыс. -35,8%; - грабежи - осуждено 82,4 тыс. -9,4%; разбой - осуждено 28,0 тыс. -3,2%; - мошенничество - осуждено 26,4 тыс. -3,0%3.

Темпы роста неправомерных завладений автотранспортными средствами удалось несколько снизить за счет новых технических, криминалистических методов и уголовно-процессуальных мер, но возможности правоохранительных органов по борьбе с исследуемыми посягательствами достаточно ограничены, в первую очередь, из-за недостатка сил и средств. Несмотря на предпринимаемые ими усилия по борьбе с этой преступностью, ее динамика остается неблагоприятной, поэтому повышение эффективности уголовно-правовой борьбы с неправомерными завладениями автомобилями или иными транспортными средствами является острой проблемой для правоохранительных органов. Это обязывает правовую теорию искать пути совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с этой преступностью.

1 Кудрявцев В.Н. Конфликт и насильственное преступление. -М., 1991. С.З.
2 Преступность и правонарушения 2001-2005гг. Стат. Сб. М., 2006. С. 133.
3 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2005г. М., ГИАЦ МВД РФ. 2006.

Самсонов А.А.

ЗАВЛАДЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Вопросам уголовно-правовой борьбы с неправомерными завладениями автотранспортными средствами теория и ранее уделяла внимание, однако основное место отводилось вопросам квалификации преступлений, дифференциации уголовной ответственности и отчасти индивидуализации наказания, остальные вопросы, относящиеся к значительному комплексу уголовноправовых мер борьбы с преступностью, в литературе фактически оставались не затронутыми, т.к. речь шла, прежде всего, об уголовно-правовых мерах предупреждения и пресечения неправомерного завладения автотранспортными средствами и о других уголовноправовых мерах, обеспечивающих реализацию ответственности правонарушителей. Поэтому требующиеся дальнейшие разработки, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, показывают необходимость проведения углубленных исследований по проблемам уголовной ответственности за неправомерное завладение автотранспортными средствами, а также продиктованы теми изменениями в криминологической ситуации в России (появлением новых видов преступлений, связанных с автотранспортными средствами) в обстановке сегодняшнего дня.

Процесс автомобилизации в России влияет на различные стороны жизни страны. Он имеет много позитивного, но очевидны и его негативные последствия. В частности, сохраняется общая тенденция роста количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и числа пострадавших в них людей. Только за 1990 - 1999 гг. в России произошло свыше 1,6 млн. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 331 тыс. 363 человека и 1 млн. 918 тыс. 111 получили травмы. Так, в 2005г. зарегистрировано преступлений, совершенных на дорогах и трассах вне населенных пунктов - 15тыс.598, что составило 19,7%. Одновременно в 2005г. были получены сведения о раскрытии преступлений прошлых лет - нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть человека либо двух или более лиц - 402 факта, что в сравнении с 2004 годом в динамике увеличился на 6,1%4.

За 2007 год зарегистрировано преступлений, совершенных на дорогах и трассах вне населенных пунктов 1тыс.943, что составило 11,0 %5. В эти же сроки сведения о раскрытии преступлений прошлых лет - нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть человека либо двух или более лиц - составили 93 факта, что в сравнении с 2005 годом составило увеличение на 1,1 %6.

Вместе с тем рост негативных последствий автомобилизации не является неизбежным, его можно решительно пресечь. Для этого нужны организационные, научно-технические, социальные меры. Большое значение имеют административные и уголовноправовые меры, включая совершенствование законодательства и улучшение судебной практики по рассмотрению автотранспортных преступлений. Залогом успеха уголовно-правовой защиты безопасности дорожного движения является высокий уровень теоретической разработки проблем, связанных с оп4 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2005 г. ГИЦ МВД РФ. М. С. 17.

5 Состояние преступности в России за январь-февраль 2006 г. ГИЦ МВД РФ. М. С. 25.
6 Состояние преступности в России за январь-февраль 2006 г. ГИЦ МВД РФ. М. С. 30.

ределением условий, предпосылок и характера ответственности за названные преступления.

Неправомерные завладения автотранспортными средствами, в основном, совершаются мужчинами. Женщины среди виновных в кражах и угонах составляют не более 1%. Из числа, совершающих грабежи и разбойные нападения женщины составляют около 5%. Практически все они участвуют в совершении группового преступления, причем их роль почти всегда является второстепенной.

Среди демографических факторов, характеризующих личность преступника, важное место занимает возраст. Он в значительной мере определяет физическое состояние и возможности лица, круг его потребностей и интересов, жизненных установок и ценностных ориентации, стремлений и желаний. Известно, что с изменением возраста происходят и изменения самой личности - меняются ее социальные позиции, роли и функции, опыт и привычки, мотивация поступков. Все это оказывает существенное влияние на поведение человека.

Проводимые исследования показывают, что возрастные особенности личности преступников, совершающих неправомерные завладения автотранспортными средствами, оказывают существенное влияние на мотивационно-целевую сторону их преступной деятельности, на способы совершения неправомерных завладений, на степень подготовленности их совершения, роль в группе преступников и т.д. Изучение и учет возрастных особенностей похитителей и угонщиков необходим на самых различных стадиях осуществления борьбы с названными преступлениями.

Большое распространение указанных преступлений среди молодых людей (от 14 до 25 лет - более 50% хищений и 60% угонов) во многом объясняется тем, что у несовершеннолетних, а нередко и у молодых людей еще отсутствуют устоявшиеся воззрения. Они легче поддаются вредному влиянию со стороны антиобщественных элементов. Не обладая достаточными правовыми знаниями, они также совершают преступления, часто не осознавая всей тяжести возможных последствий. Это относится к несовершеннолетним правонарушителям, составляющим 44,5% от общего числа лиц, совершивших кражи автотранспортных средств и 20% от числа угонщиков, причем лица в возрасте 1618 лет совершают указанные преступления чаще, чем 14-15 летние. При относительно стабильной доле несовершеннолетних похитителей и угонщиков происходит увеличение среди совершающих эти преступления числа лиц в возрасте 18-25 лет. Грабежи и разбойные нападений на водителей автомобилей или иных транспортных средств чаще всего совершаются лицами, в возрасте 18-24 лет (40%); 25-29 лет (29,5%); несовершеннолетние по сравнению с лицами, осужденными за кражи и угоны образуют в этих случаях небольшую прослойку и составляют приблизительно 10%.

Большой научно-практический интерес представляет социальное положение и род занятий лиц, виновных в неправомерных завладениях автотранспортными средствами. Материалы нашего исследования показали, что среди лиц, совершающих неправомерные завладения автотранспортными средствами достаточно высока доля рабочих (в числе осужденных за угоны они составляют 48,4%, за кражи - 35,4%, за грабежи и разбойные нападения - 40%). Это объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего, необходимо учитывать численность рабочих в составе активного мужского населения страны (более 50%), что значительно выше доли иных социальных групп. Названный фактор влияет и на удельный вес рабочих в общем числе осужденных. Большинство указанных преступлений совершается в городах, где сосредоточена основная масса рабочих. Около 70% лиц, осужденных за хищения и 60% - за угоны, работали или в автотранспортных предприятиях, или на иных предприятиях, имеющих свой автопарк. Это в известной мере пробуждало у них повышенный интерес к технике и транспортным средствам, который реализовался преступным путем. Из числа привлеченных к уголовной ответственности за неправомерные завладения автотранспортными средствами, доля работников сельскохозяйственных предприятий составляет 6,9% из числа похитителей и 7,3% из числа угонщиков. Отсюда следует, что целесообразно индивидуально-профилактическую работу проводить, прежде всего, в городах и с работниками тех предприятий и организаций, где имеется свой автопарк. Примерно 45% из числа лиц, тайно похищающих автомобили или иные транспортные средства и свыше 50% лиц, совершающих грабежи и разбойные нападения на момент совершения преступления нигде не работали и не учились, из числа угонщиков - 20%. Те и другие оказывают разлагающее влияние на неустойчивых представителей молодежи, пополняющих преступную среду. Отсюда следует, что одним из направлений деятельности органов внутренних дел по борьбе с указанными посягательствами является усиление социального контроля за такими лицами со стороны участковых инспекторов милиции, а также расширение сферы применения к ним уголовно-правовых мер воздействия.

Только на основе полученных результатов нельзя однозначно судить о наличии функциональной зависимости между характером преступного поведения и образовательным уровнем каждой конкретной личности. Тем не менее, изучение названного фактора помогает правильно определить общие тенденции преступности и наметить соответствующие профилактические меры.

Отзыв

Представленная статья отражает весьма важные фундаментальные и прикладные вопросы проводимого автором исследования в области криминологической характеристики неправомерных завладений автотранспортными средствами.

Прогноз неблагоприятного развития криминальной ситуации с автотранспортными средствами в России оправдывается, в связи с чем автором определяется актуальность научного подхода в вопросах изучения личности преступника данных преступлении в целях предупреждения или пресечения противоправного поведения.

Одновременно автором уделяется значимое место вопросам уголовно-правовой борьбы с неправомерными завладениями автотранспортными средствами, что связано с квалификацией данных преступлений, дифференциацией уголовной ответственности и индивидуализацией наказания.

Таким образом, автор подводя итог, утверждает, что сегодня требуется государственная политика на специализированную и систематизированную предупредительную деятельность в вопросах недопущения неправомерных завладений автотранспортными средствами.

Доцент кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета к.ю.н., доцент Т. М. Чапурко

ЗАВЛАДЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты