Спросить
Войти
Категория: Право

Некоторые дискуссионные вопросы определения понятия множественное гражданство

Автор: Решетнева Т.В

11.5. НЕКОТОРЫЕ ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ МНОЖЕСТВЕННОЕ ГРАЖДАНСТВО

Решетнева Т.В., соискатель кафедры международного и европейского права

Казанский государственный университет Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Существование в жизни лиц, имеющих гражданство не только двух, но и более государств приводит к выработке термина «множественное гражданство». При этом в российских нормативно-правовых актах1 и в научных трудах М.В. Баглая 2, Г.И. Тункина3, С. А. Авакьяна 4 (и других ученых) используется термин «двойное гражданство». В западной юридической литературе термин «множественное гражданство» является наиболее употребимым. Традиционно под множественным гражданством понимают такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством двух (двойное гражданство или бипатризм) и более государств.5 Однако в юридической литературе можно встретить несколько иной подход к определению понятия множественное гражданство. Так Григорьев А.А. предлагает следующее определение: множественное гражданство - это «сложное правовое состояние, выражаемое через сложное правоотношение, оформляющее многосоставное социально-политическое, экономическое, культурное и нравственное взаимоотношение между государствами (предоставителями гражданства) и личностью по поводу ответственного обладания человеком всем или коренным комплексом прав и обязанностей гражданства наравне с лицами его категории гражданства в более чем одном государственном образовании или пространственном пределе6», при этом Григорьев А. А. уточняет, что «круг предоставителей гражданства, а также государственных образований

1 См., напр.: ст.62 Конституции Российской Федерации; ст.3, ст.6 Федерального закона РФ 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
2 См.: Баглай М.В. Конституционное право России. Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С.266.
3 Международное право: Учебник/Под ред. Г.И. Тункина. М.: Юрид. лит., 1994. С.305.
4 Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 38-40.
5Международное право. Словарь-справочник. /Под общей ред. В.Н. Трофимова. М.:ИНФРА-М,1997. С. 168.
6 Григорьев А. А. Регламентация множественного гражданства в

рамках европейских международных региональных организаций //

Белорусский журнал международного права и международных

отношений. 2000. №3. http://www.cenunst.unibel.by/joumal/2000.3/grigoriev.shtml

достаточно широк и включает в себя наряду с государствами и региональные международные организации, иные государственные, включая межгосударственные, образования, гражданством которых могут обладать физические лица7», далее Григорьев А.А. конкретизирует выше обозначенное умозаключение: «к гражданству международных организаций можно отнести.... например, гражданство Европейского союза», при этом «гражданство Европейского союза являет собой частный случай двойного гражданства8». Таким образом, по мнению Григорьева А.А., множественное гражданство охватывает собственно явление бипатризма, гражданство субъектов федерации в федеративных государствах, гражданство в рамках международных организаций, а также иных межгосударственных объединений.

Вышеописанный подход, представляется чрезмерно широким и не соответствующим международной договорной практике, в частности, сложившейся в рамках Совета Европы (международной договорной практики универсального характера, касающейся определения понятия «множественное гражданство», к сожалению, нет). Так, Конвенция 1963г. о сокращении случаев множественного гражданства и о воинской повинности в случаях множественного гражданства (с изменениями от 24 ноября 1977г., 2 февраля 1993г.), Европейская конвенция 1997г. о гражданстве, использующие термин «множественное гражданство», толкуют его исключительно в узком (традиционном), а не широком смысле (как это делает Григорьев А. А.). Кроме того, Европейская конвенция 1997г. о гражданстве, учитывая доктринальный опыт в исследуемой области, дает легальное определение множественного гражданства. Так, подпункт «Ь» статьи 2 Конвенции определяет «множественное гражданство» как обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух или более государств, указывая при этом в п.1 ст.3 Конвенции, что только государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Следовательно, если то или иное образование (будь-то субъект федерации или межгосударственное объединение) не решает самостоятельно вопрос об основаниях приобретения, утраты гражданства, мы не имеем дело с ситуацией двойного или множественного гражданства. Тем не менее, в юридической литературе можно встретить позицию созвучную с позицией А. А. Григорьева. Так, М.К. Маликов указывает: «.в период государственного и конституционного строительства в субъектах РФ» гражданство РФ и ее субъ7 Григорьев А.А. Регламентация множественного гражданства в рамках европейских международных региональных организаций // Белорусский журнал международного права и международных отношений.2000.№3.http://www.cenunst.unibel.by/journal/2000.3/grigoriev.shtml

8 Григорьев А. А. К вопросу формирования права на множественное гражданство // Белорусский журнал международного права и меж-дународныхотношений.2001.№2.http://www.cenunst.unibel.by/journal/2001.2/grigoriev.shtml

Решетнева Т.В.

МНОЖЕСТВЕННОЕ ГРАЖДАНСТВО

ектов определялось как «двойное гражданство - в республиках Башкортостан и Чечня, а также гражданство ассоциированного члена - в Республике Татар-стан».9 Что касается характеристики принадлежности лица к гражданству субъекта федерации в федеративном государстве (в частности, на примере России), а также характеристики гражданства Союзного государства России и Беларуси, гражданства Европейского Союза в качестве двойного (множественного) гражданства, то необходимо отметить следующее.

Во-первых, принадлежность к гражданству субъекта Российской Федерации (в частности, республики) не означает приобретение двойного гражданства10, поскольку по смыслу Конституции Российской Федерации под двойным гражданством понимается обладание лицом одновременно гражданством Российской Федерации и гражданством иностранного государства (п.1 ст.62 Конституции РФ), при этом право приобретения двойного гражданства предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации принятие и изменение федеральных законов (п. «а»), международные договоры Российской Федерации (п. «к») относятся к предметам ведения Российской Федерации. Кроме того, по мнению Умновой И. А.11, в Конституции Российской Федерации отсутствуют нормы, регулирующие право республик на установление собственного гражданства. В соответствии со ст.6 Конституции России гражданство в Российской Федерации является единым. Согласно п. «в» ст.71 Конституции Российской Федерации гражданство в Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации. Исходя из принципа единства гражданства, на федеральном уровне определяются основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения спорных вопросов в данной сфере.

Во-вторых, как известно, 8 декабря 1999г. президенты двух стран России и Беларуси подписали Договор о создании Союзного государства, вступивший в силу 26 января 2000г., согласно положениям, которого устанавливается гражданство Союзного государства. Так, в п.1 ст.14 данного Договора граждане госу-дарств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства. Как справедливо отмечает Овчинников И.И.: «Такая форма интеграции гражданства не может считаться двойным гражданством ... »12 и, прежде всего, потому, что согласно п.3 ст.14 Договора о создании Союзного государства 1999г.

9 Маликов М. К. Гражданство Российской Федерации и гражданство субъектов РФ // Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции (23-24 февраля). М., 1995. С.81.
10 См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998. С.192.
11 Умнова И.А. Указ. соч. С.192-193.
12Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. №9/10. С.25.

вопросы приобретения и утраты гражданства госу-дарств-участников регулируются их национальным законодательством. Кроме того, в Договоре установлено, что: никто не может стать гражданином Союзного государства без приобретения гражданства государства-участника (п.4 ст.14), тем самым устанавливается первичность гражданства государствучастников. Аналогичным образом складывается ситуация с гражданством в рамках Европейского Союза, хотя в юридической литературе можно встретить точку зрения, согласно которой к чертам Евросоюза как федерации следует отнести наличие двойного гражданства: гражданства Союза, которое существует наряду с национальным гражданством государствчленов Союза13. Гражданство Европейского Союза было установлено Маастрихтским договором 1992г. о создании Европейского Союза, в преамбуле (ч.9) которого была выражена готовность установить общее гражданство Союза для граждан государствучастников Маастрихтского договора14, сохраняя при этом национальное гражданство. Согласно ст. 17 (ех. Л11.8) Договора о создании ЕС гражданином Союза является лицо, состоящее в гражданстве государства-члена. При этом на основании положений указанной статьи гражданство Европейского Союза дополняет национальное гражданство, но не замещает его. Поэтому вопрос о том, кто обладает гражданством Европейского Союза и кто его утрачивает, решается правом государств-участников15. Следовательно, исключается принятие Союзного гражданства лицами, состоящими в гражданстве третьих государств или апатридами16. Значение гражданства Европейского Союза согласно предписаниям Маастрихтского договора заключается в том, что союзное гражданство должно усилить защиту прав и интересов граждан государств-членов.17 Согласно ст. 17 (абз.2) Маастрихтского договора гражданин Европейского Союза имеет права и обязанности, предусмотренные в этом Договоре18 (например, избирательное право на выборах в Европейский Парламент, право на дипломатическую и консульскую защиту19) и ряд других. Поэтому установление гражданства Европейского Союза, по справедливому мнению А. И. Ковлер, необходимо

13 См.: Сереброва С.О. Общетеоретические основы формирования европейской правовой системы: Автореферат дисс... к.ю.н.

Н.Новгород, 2005. С.11.

14Рачков И.В. Правовая регламентация гражданства Европейского союза // Государство и право. 1999. №8. С. 75.
15 EU-Kommentar./ Hrsg. Jurgen Schwarze.-Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft. 2000. S.372.
16 Kommentar zum Vertrag uber die Europaische Union und zur Grun-dung der Europaischen Gemeinschaft. -Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft. 2003. S.770.
17 EU-Kommentar./ Hrsg. Jurgen Schwarze.-Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft. 2000. S.371.
18 Kommentar zum Vertrag uber die Europaische Union und zur Grun-dung der Europaischen Gemeinschaft. -Baden-Baden: Nomos Verlags-gesellschaft. 2003. S.765.
19Kommentar zum Vertrag uber die Europaische Union und zur Grun-dung der Europaischen Gemeinschaft. -Baden-Baden: Nomos Verlags-gesellschaft. 2003. S.771.

рассматривать не как меру восстановления двойного гражданства, а как меру выравнивания правового статуса граждан государств-членов Европейского Союза20.

Как было отмечено выше, в законодательстве Российской Федерации используется термин «двойное гражданство», определение которого раскрывается в статье 3 Федерального закона 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»: «двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства». Однако более целесообразным представляется использование в законодательстве России, а особенно

при даче дефиниций, термина «множественное граж21

данство» вместо термина «двойное гражданство (или бипатризм)», с тем, чтобы избежать возможных коллизий при уяснении их смысла. Если мы будем толковать понятие «двойное гражданство» применительно к положениям Федерального закона 2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или применительно к Конституции РФ 1993г. буквально, то тем самым мы исключим из сферы правового регулирования ситуацию, при которой гражданин России, например, будет обладать наряду с гражданством РФ также гражданством не одного, а двух,

трех и более иностранных государств. Что, в принципе, является недопустимым, так как, если по соответствующим международным договорам РФ с иностранными государствами или в силу действия в иностранном государстве правила об автоматическом предоставлении гражданства иностранцам гражданин Российской Федерации абсолютно легально приобретает гражданство не одного, а двух и более иностранных государств, то Россия не в праве будет проигнорировать эту ситуацию, и, прежде всего, она должна правильно ее квалифицировать в своем внутреннем законодательстве. Что касается термина «двойное гражданство», то его использование представляется оправданным в двусторонних международных договорах. Данное утверждение основывается, прежде всего, на практике Совета Европы, которая более 40 лет использует термин «множественное гражданство»

и ориентированности Европейской конвенции 1997г о

22

гражданстве на универсальное22, а не только региональное (в рамках Совета Европы) применение.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

20Человек и право. Книга о летней школе по юридической антропологии. М.: ИД «Стратегия», 1999. С.44.
21 В контексте положений Европейской конвенции 1997г. о гражданстве.

Исходя из смысла ст.ст. 27, 28 Европейской конвенции 1997г. о гражданстве.

МНОЖЕСТВЕННОЕ ГРАЖДАНСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты