2020,14(2), 42-51
Shaytura S.V., Knyazeva M. D., Mitrofanov E. M., MukhinA. S. Space worldview in the system of continuous education
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ I CULTURE CIVILIZATION
УДК 528+377.1+378
DOI: 10.24411 /2413-693X-2020-10205
Космическое мировоззрение в системе непрерывного
образования
ШАЙТУРА Сергей Владимирович, кандидат технических наук, доцент, РГУТИС; e-mail: swshaytura@gmail.com
КНЯЗЕВА Марина Данииловна, кандидат технических наук, доцент, РГУТИС; e-mail: mdknjazeva@rambler.ru
МИТРОФАНОВ Евгений Михайлович, кандидат технических наук, доцент, МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана; e-mail: seferok@mail.ru
МУХИН Александр Сергеевич, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент МФ МГТУ им Баумана, a.s.myxin@gmail.com.
Аннотация. В статье показана важность космического образования, как составной части Наук о Земле. Научные достижения в космической сфере и в области геоинформатики прочно вошли в нашу жизнь. Мы широко используем интернет, средства пространственной навигации, цифровые камеры и трехмерные цифровые панорамы. Космические технологии все шире внедряются в постоянную практику людей, однако, обучение этим технологиям в должной мере не производиться. Такие науки как геинформатика, геоэкология, геоинформационное картографирование, появились более 40 лет назад Но в программы школьного образования они не входят, не в полной мере они изучаются и в ВУЗах.
Цель данной статьи является обратить внимание на недостаточное образование школьников в области Наук о Земле. В статье предлагаются разные способы исправления этой ситуации. Предлагается ранняя профориентация школьников в системе непрерывного образования в сфере космонавтики и геоинформационного сервиса. Для этого предлагается создать центры в профессиональной ориентации, занимающихся подготовкой специалистов по профилям образовательной деятельности геоинформационного сервиса. Анализируется актуальность и перспективность работы таких центров. В статье предложено так же использование инженерных классов для обучения школьников космическим технологиям, с целью выработки у них космического мировоззрения. Поднимается проблематика реализации современной профессиональной ориентационной деятельности в структурных подразделениях высших учебных заведений. Предлагаются организационные решения по эффективной организации и функционированию центров дополнительного образования в части профориентации. Обучение подрастающего поколения самым передовым космическим технологиям позволит увеличить производительность труда в цифровом обществе и повысит обороноспособность страны.
Для цитирования: ШайтураС.В., Князева М.Д., Митрофанов Е.М., Мухин A.C. Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования//Сервис Plus. 2020. Т.14. №2. С. 42-51. DOI: 10.24411 /2413-693Х-2020-10205.
Статья поступила в редакцию: 13.03.2020.
Статья принята к публикации: 14.04.2020.
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования
Space worldview in the system of continuous education
Sergey V. SHAYTURA, Cand. Sc. (Technical Sciences), Associate Prof., mdknjazeva@rambier.ru Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Marina D. KNYAZEVA, Cand. Sc. (Technical Sciences), Associate Prof., mdknjazeva@rambler.ru Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Eugene M. MITROFANOV, Cand. Sc. (Technical Sciences), Associate Prof., seferok@mail.ru Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation
Alexander S. MUKHIN, Cand. Sc. (Technical Sciences), Associate Prof., a.s.myxin@gmail.com Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article shows the importance of space education as an integral part of Earth Sciences. Scientific achievements in the space sphere and in the field of geo-informatics have firmly entered our lives. We make extensive use of the Internet, spatial navigation aids, digital cameras and 3D digital panoramas. Space technologies are increasingly being introduced into the constant practice of people; however, training in these technologies is not adequately carried out. Such sciences as geo-informatics, geo-ecology, geo-information mapping, appeared more than 40 years ago. However, they are not included in school curricula; they are not fully studied in universities. The purpose of this article is to draw attention to the insufficient education of schoolchildren in the field of Earth Sciences. The article proposes different ways to correct this situation. Early career guidance of schoolchildren in the system of continuing education in the field of astronautics and geo-information service is proposed. To this end, it is proposed to create centers in vocational guidance that train specialists in the educational activities of the geo-information service. The relevance and prospects of the work of such centers are analyzed. The article also proposed the use of engineering classes to teach schoolchildren in space technologies, with the aim of developing a cosmic worldview in them. The problems of the implementation of modern professional orientation activities in structural units of higher educational institutions are being raised. Organizational solutions are proposed for the effective organization and functioning of centers for further education in terms of career guidance. Teaching the younger generation the most advanced space technologies will increase labor productivity in a digital society and increase the country&s defense capabilities.
For citation: Shaytura, S. V., Knyazeva, M.D., Mitrofanov, E.M., Mukhin, A.S. (2020). Space worldview in the system of continuous education. Service plus, 14 (2), 42-51. DOI: 10.24411 /2413-693X-2020-10205 (In Russ.)
Submitted: 2020/03/13.
Accepted: 2020/04/14.
Введение. Науки о Земле изучают не только саму планету Земля, но и космическое пространство вокруг Земли [1,2]. Со времен полетов Ю. Гагарина [3] интерес к исследованию космического пространства заметно ослабел, но не прекращался никогда. Россия хотя и значительно ослабила свои позиции, но по-прежнему является страной, занимающей лидирующие позиции в Космосе. Причем был сделан переход от стадии исследования космического пространства к стадии его
практического использования [4, 5, 6, 7]. Для инновационного развития России в современных условиях неотъемлемой частью является создание условий для подготовки квалифицированных технических кадров [8].
Одним из наиболее актуальных направлений является российская космонавтика, которая остро нуждается в молодых и квалифицированных специалистах по обработке космических снимков, мониторингу пространственных объектов (городов, лесов, полей, рек,
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №2
Space worldview in the system of continuous education
дорог и.т.д.), робототехнике, конструировании летательных аппаратов, и других интересных современных профессий, о которых юное поколение часто даже не догадывается [9, 10]. Это относится не только к пилотируемому космосу, но и к прикладным космическим исследованиям во всех областях его деятельности: от проектирования полезной нагрузки для спутниковых систем до обработки полученных со спутников данных, изучения верхних слоев атмосферы, конструирования космических кораблей и т.д. [11,12,13,14,15].
Космонавтика — комплексная наука. Космос широко представлен в нашей повседневной жизни: спутниковое телевидение, спутниковый интернет, навигация, связь, спутниковые карты, цифровые камеры и другие космические исследования, которые помогли улучшить жизнь человека [16, 17, 18]. Несмотря на это космос абсолютно отсутствует в школьной программе [19, 20]. Прежде всего потому, что школьный учитель не имеет знаний в этой области. По этой причине существует определенный диссонанс, поскольку современный школьник использует космические технологии в достаточно большем объеме, чем может дать современная школа. И если он хочет получить объяснение тех же принципов глобальной системы позиционирования, то вполне вероятно, что он будет искать информацию в интернете, не обязательно из надежного источника.
Кроме того, современная беспрецедентная доступность геопорталов и данных дистанционного зондирования для пользователей любого уровня и возраста, а также доступность программного обеспечения с инструментами просмотра, поиска географической информации, обработки и создания электронных карт в перспективе должна была привести к интеграции геоинформационных систем в процесс обучения [19, 20]. Сегодня, при реализации компетентностного подхода к организации процесса обучения [22], актуальным становится внедрение в образовательные системы средней школы технологий геоинформационного сервиса [23, 24, 25, 26, 27]. Работать с такими программами приема и обработки космических изображений должен уметь любой учитель и старшеклассники. Геоинформационные технологии позволяют значительно расширить возможности для исследования процессов, происходящих на нашей планете, для решения проблем комплексного изучения, освоения и рационального использования природных ресурсов. Но на практике школьники на уроках географии по-прежнему раскрашивают контурные карты цветными карандашами, как и их предшественники много десятилетий назад.
Популяризация достижений и распространение знаний об освоении и использовании космического пространства — это соотносится с основной задачей дополнительного аэрокосмического образования [28].
Современные космические образовательные технологии позволяют решать разнообразные практические задачи в режиме реального времени как на занятиях дополнительного образования, так и в практической и лабораторной работе в рамках рабочих программ по дисциплинам учебного плана. На примере достижений космонавтики можно показать все связи между школьными предметами и продемонстрировать все современные достижения человеческой цивилизации. Именно в космической отрасли сосредоточены все новейшие достижения науки, культуры и искусства. Поэтому космонавтика, как ни какая другая отрасль, может продемонстрировать эти достижения молодежи и позволит овладеть современными навыками и методиками познания окружающего мира.
Например, учебный курс «Информатика и ИКТ» в современной школе включает изучение методов получения, создания, хранения, обработки и передачи информации с использованием компьютерных технологий [29]. Сегодня большое развитие получили геоинформационные технологии, и школьные занятия вполне могут проводиться с использованием геоинформационных систем и технологий [24,30,31] и свободно распространяемого программного обеспечения, в частности, для обработки пространственных (географических) данных. Кстати это давно не новый вид данных. Такие науки о Земле как геоинформатика, геоэкология появились более 40 лет назад [32]. Но в школе почему-то этому не учат. Знания и навыки, полученные на этих занятиях, могут стать отправной точкой для выбора будущей профессии и сферы деятельности.
Проблемы профориентации. Современные технические вузы остро нуждаются в хорошо подготовленных абитуриентах, которых они смогут обучать по своим направлениям подготовки и выпускать на рынок труда квалифицированных и конкурентоспособных профессионалов [33, 34, 35, 36].
Следует признать, что современное состояние проблемы профориентации потенциальных абитуриентов далеко от идеального. С организационной точки зрения вопросы работы по данному направлению в ВУЗах обычно передаются на выпускающие кафедры, с последующим распределением среди своих сотрудни2020 Том 14 №2
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования
ков в качестве дополнительной нагрузки. В результате такого подхода возникает проблема мотивации. Кроме того, в отличие от научной и методической деятельности, подобный вид деятельности трудно поддается отчетности и оценке эффективности. Таким образом, в вузах задачи по проведению мероприятий в направлении профессиональной ориентации среди потенциальных абитуриентов обычно решают энтузиасты, в свободное от выполнения других функций время.
Новые форматы дополнительного образования для школьников. Определенную нагрузку по популяризации престижности инженерно-технических специальностей осуществляют специальные образовательные организации, примером которых могут служить современные детские технопарки типа «Кванториум». Это новый формат дополнительного образования для школьников. Предлагаемая в рамках их деятельности концепция «школа-вуз-производство» является на сегодняшний день интересной и популярной, а при должном качестве исполнения, и эффективной.
В рамках концепции при реализации этого формата дополнительного образования предполагается, что школьник в процессе проектной деятельности будет находиться в тесном контакте с квалифицированными научно-педагогическими кадрами и готовиться к поступлению в конкретное высшее учебное заведение с целью получения в нем конкретной востребованной современной специальности, чтобы в результате поступить на работу в конкретную производственную организацию.
Однако и при подобном подходе возникают сложности организационного порядка. В первую очередь проблема возникает в результате низкой пропускной способности организации дополнительного образования. Каждое отдельное структурное подразделение сети «Кванториум» имеет ограничение, как по проходимости числа обучающихся в единицу времени, так и по доступности стендов для экспериментальных работ.
Также следует отметить, все организации дополнительного образования, реализующие программы аэрокосмического образования, как давно существующие, так и вновь образующиеся, работают по своим собственным программам и методикам [37]. Каких-либо единых подходов к содержанию программ, отбору развивающей учебной информации нет, что существенно затрудняет образовательную деятельность. Космическое мировоззрение формируется в самых различных дисциплинах Науки о Земле, таких как геоинформатика, геоэкология, космический мониторинг, землепользование, земельный кадастр и др. Даже учитывая меру самостоятельности, предоставляемой образовательным организациям в части разработки и реализации образовательных программ, обозначенная разрозненность программно-методического пространства космического мировозрение — скорее недостаток, чем проявление какого-либо прогресса.
Для эффективной мотивации будущих абитуриентов поступать в определенный вуз на конкретную кафедру необходимо, либо участие сотрудников профессорско-преподавательского состава учебного заведения в учебном процессе дополнительного образования, либо заключение договора о взаимном сотрудничестве на некоторых условиях. Таким образом, организации дополнительного образования технически не могут принять всех желающих, особенно это касается учебных заведений московской области. Поэтому для достижения эффекта придется расходовать имеющиеся ресурсы структурного подразделения ВУЗа.
Инженерный класс в московской школе. При планировании современного процесса профессиональной ориентации будущих абитуриентов необходимо также учитывать современные реалии организации учебного процесса в школах. Эффективным является социальное партнерство такое как «ВУЗ + Школа». И, соответственно, определенный эффект может дать введение обязательного школьного предмета «Индивидуальный проект», а также запуск инновационных углубленных учебных программ, характерным примером которых можно считать «Инженерный класс в московской школе».
Школьный предмет «Индивидуальный проект» является новым в системе школьного образования. В рамках обучения по этой дисциплине школьники должны самостоятельно подготовить исследовательский проект по интересующей их тематике. На заключительном этапе проект должен быть представлен на конкурс, а оценка отмечается в аттестате о среднем образовании. Подобная деятельность, которая ранее осуществлялась в инициативном порядке, становится обязательной для всех учащихся. Очевидно, что для реализации данного подхода необходимы педагогические кадры, имеющие современные компетенции в своих областях и опыт организации научной и проектной деятельности. Подобные кадры в московских и областных школах отсутствуют.
Программа «Инженерного класса в московской школе» достаточно гибкая, прозрачная и способствует
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №2
Shaytura S.V., Knyazeva M. D., Mitrofanov E. M., MukhinA. S. Space worldview in the system of continuous education
решению выше обозначенной проблемы. Научно-технические организации, профильные технические вузы определяют школы, приборно-инструментальная база которых позволяет реализовывать образовательные программы1.
Инженерные классы — это не только специально оборудованные помещения, но и особая учебная среда. Проектная деятельность формирует необходимые компетенции для дальнейшего успешного обучения в Университете. В инженерных классах помимо «углубленных» предметов — математики, физики, информатики и химии школьники изучают и другие курсы:
Основы энергосбережения;
Наноматериалы;
Теория решения изобретательских задач
(ТРИЗ);
Инжиниринг;
Материаловедение;
Инженерная графика;
Технический перевод;
Информационное моделирование объектов и
процессов;
Химия и жизнь;
Физика в эксперименте;
Робототехника.
Основными проблемами для реализации данной программы являются высокие требования, предъявляемые для задействованных в ней педагогов и при-борно-инструментальной базы учебного заведения. По этой причине реализация инженерного класса в подмосковной школе на требуемом уровне практически невозможно.
Социальное партнёрство высшего учебного заведения и школы еще более сложный с организационной точки зрения подход. Однако при правильном подходе можно достигнуть не только учебных задач, но и решить актуальные научные задачи. Суть его в том, что получившие гранты на закупку школы объединяют свои усилия с техническими вузами с сильными научными школами. Оборудование закупается под выполнение конкретных научных проектов, с расчётом на то, что в процессе их выполнения часть задач будет выполнена школьниками. На выходе организация высшего образования получит научные результаты, защищённые документами об интеллектуальной собственности. Организация среднего образования получит возможность организовать преподавание предмета «Индивидуальный проект» на достаточно высоком уровне. Также социальное партнерство может стать полезным инструментом для координации содержания образовательных программ и апробации методик дополнительного образования, а также обмена опытом [37].
Однако по очевидным финансово-организационным причинам социальное партнерство высокого уровня между техническими вузами и школами не может носить массовый характер. Примером подобного рода партнерства можно назвать партнерство Школы № 2097 и Мытищенского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана.
С учетом текущей конъюнктуры организация про-фориентационных центров на базе технических вузов является актуальной задачей, особенно на территории московской области [38, 39, 40]. Подобного рода структуры способны существовать параллельно с другими структурами дополнительного образования, по причине превышения спроса над предложением и будут более четко мотивировать школьников на поступление в целевое высшее учебное заведение. Совершенно очевидно, что процесс обучения в центре можно организовать таким образом, чтобы подготовить будущих абитуриентов к поступлению и последующей успешной учебе.
С точки зрения подмосковных школ подобного рода центры могут стать хорошим решением проблемы с предметом «Индивидуальный проект» и упростят решение задачи профессиональной ориентации на уровне среднего образования. Но очевидно, что привлекательность обучения в рамках дополнительного образования будет сильно зависеть от выбранной модели финансирования.
В процессе оценки перспективности организации данных структур на территории московской области, следует учитывать территориальный фактор. Не только с точки зрения логистики. Для детей этого региона организация дополнительного образования в получасовой доступности от дома более перспективна, чем московские структуры. Но и с точки зрения организационно-правового фактора. Например, организовать обучение основам беспилотных технологий в регионе проще, чем в городской среде, в связи с особенностями регулирования воздушного режима в столице.
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования
Таким образом, развитие аэрокосмического образования как части системы дополнительного образования школьников предполагает, что необходимо определить формы взаимодействия с вузами, осуществляющими подготовку инженерных и исследовательских кадров для космической отрасли. Не менее существенным является формирование единой структуры образовательных программ, которые реализуются в рамках дополнительного аэрокосмического образования, и общих методических подходов к их освоению учащимися.
Сегодня специалисты считают, что в ближайшие годы профессии, связанные с космической отраслью, будут крайне перспективными. Это будет связано не только с космическими исследованиями. Мы живем во времена больших данных и цифровизации всех сфер жизни. С каждым годом автоматизированные системы управления будут совершенствоваться, и становиться все более интеллектуальными и сложными. Изменения особенно заметны в области применения различных аспектов разработки и эксплуатации космической техники. Для космических кораблей, которые отправятся
на другие планеты, потребуются более совершенные системы жизнеобеспечения. В ближайшие годы необходимо разработать множество различных методик, которые позволят человеку не только выжить в условиях, далеких от Земли, но и для возможности проведения многочисленных сложных научных исследований. Поэтому специалистов для космической отрасли надо готовить уже сегодня.
Заключение. В статье была поставлена цель — найти способы получения космического образования в системе непрерывного образования молодежи. Космизм — космическое мировоззрение является национальной душой русского народа. Мы его впитываем вместе с русскими народными сказками, которые рассказывала нам мама[41]. Но сейчас настал час, когда мы должны воплотить сказки в реальную жизнь. А для этого необходимо специальное дополнительное образование. Получить такое образование можно будет в специально созданных центрах и классах дополнительного образования, которые будут обучать молодеж космическим технологиям.
Список использованных источников:
— № З.-С. 2-9.
— Бургас,—2017, —305 с.
SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №2
Space worldview in the system of continuous education
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования
References
Space worldview in the system of continuous education
nologies. Vestnik Moskovskogo aviacionnogo instituta [Bulletin of the Moscow Aviation Institute], 26 (1), 64-81. (In Russ.).
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Космическое мировоззрение в системе непрерывного образования
lazy people in the system of additional school education. Nauka i shkola [Science and School], 1, 101-106. (In Russ.).
SCIENTIFIC JOURNAL
SERVICE plus
www.philosoph.ru