Спросить
Войти

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Прыткова Екатерина Сереевна

УДК 37.078 ББК 74.24

ЕС. ПРЫТКОВА, Э.Н. ЩЕГОЛЕВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается вопрос совершенствования системы муниципального управления сферой образования. Актуальность данной темы определяется изменениями системы образования в РФ на всех уровнях, которые происходят в трудных условиях «ломки», т.е. перехода от одной формы управления сферой образования к другой. Именно на уровне муниципальных управлений учреждениями образования возможно более успешно обеспечить совокупность мер по изменению сферы образования и совершенствованию системы управления. Современная система образования находится в зависимости от множества факторов, которые необходимо учитывать и при анализе системы управления. В статье приводится определение муниципального управления системой образования. Даются и рассматриваются основные направления совершенствования муниципального управления системой образования, а также проблемы, препятствующие повышению эффективности деятельности муниципального управления в сфере образования. В заключение подчеркивается, что помимо проанализированных направлений важную роль играет внедрение новых технологий управления.

Развитие муниципального управления в современных условиях связано как с объемами имеющихся ресурсов, так и со способностями управленческих кадров данной территории, которые могут организовать эффективность использования этих ресурсов. Так, муниципальные органы должны участвовать в создании современной стратегии развития сферы образования, обеспечивая корректировку данной стратегии на основе использования, в том числе, ситуационного подхода [4].

Актуальное решение вопросов, связанных с совершенствованием системы образования на разных уровнях, объясняется тем, что образование решает основную задачу государства, а именно: воспроизводство человеческого капитала и интеллектуальных ресурсов, в связи с этим оно должно быть не только доступным, но и максимально качественным, содержать в себе все признаки конкурентоспособности [3].

Все это говорит о необходимости разработки теоретически обоснованных механизмов управления, которые направлены на повышение его эффективности в вопросах обеспечения развития образования. Также стоит отметить тот факт, что главное ядро управления системой образования сместилось на региональный уровень. В свою очередь, региональное руководство делегировало ряд полномочий на муниципальный уровень управления, поскольку именно здесь возможно наиболее успешное обеспечение комплексности мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечение межмуниципальных ресурсов, повышение отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования.

32

Oeconomia et Jus. 2020. № 2

Под муниципальным управлением системой образования понимают набор мероприятий в области формирования общеобразовательных программ, утверждения государственных нормативов и стандартов в образовательной среде, поддержания жизнедеятельности общеобразовательных учреждений в соответствие с организационно-правовыми формами [5].

Основные направления совершенствования муниципального управления системой образования представлены на рисунке.

Совершенствование муниципального управления в сфере образования состоит из комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности в сфере нормативно-правового регулирования. На данном этапе это регулирование осуществляется в основном на федеральном уровне, а нормативно-правовые акты регионов РФ и муниципальных образований только дублируют нормы ведущих законов в сфере образования: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон РФ «Об образовании». Также дублируются и формы регулирования целевых программ.

Направления совершенствования муниципального управления системой образования

Остановимся подробнее на некоторых направлениях. Так, изменения учебно-методического обеспечения предполагают совершенствование содержания всего образовательного процесса. Современное управление на муниципальном уровне меняется с учетом влияния переходного периода в сторону цифровой экономики, поэтому и учебно-методическая составляющая системы образования должна совершенствоваться с учетом требований территориального развития.

Такая важная составляющая, как кадры, безусловно, является базисом во всей системе образования. Без нее невозможно построить образовательный процесс, который, в свою очередь, направлен на воспроизводство все новых

кадров для муниципалитетов, региона, страны. Поэтому совершенствовать условия подготовки кадров - это особое направление совершенствования муниципального управления системой образования, оно должно быть сопряжено с постоянной подготовкой и повышением квалификации кадров. Если не хватает квалифицированных специалистов в рассматриваемой сфере, отсутствует финансирование на специальное оборудование, дидактические материалы и прочие материально-технические новшества, то качество образования снижается.

Что касается информационно-научного обеспечения, то здесь также сильно влияние цифровизации. Сегодня любое муниципальное образование РФ находится в условиях деятельности информационного общества. Информатизация охватывает практически любую сферу деятельности. Создание новых сервисов и систем, в том числе и для системы образования, требует научных исследований, опытов, поэтому направление и было выделено как информационно-научное. Без таких инструментов и их совершенствования невозможно улучшение системы образования как на муниципальном уровне, так и на уровне федерации [1].

На муниципальном уровне возникает ряд проблем, связанных с получением места в образовательном учреждении, их нехваткой, неравными возможностями обучающихся и т.д.

Совершенствование системы муниципального управления сферой образования направлено на улучшение качества и доступности образования. Нововведением по оптимизации информационной открытости является инструмент «электронной очереди», который успешно используется на муниципальном уровне.

Для эффективной работы данного «продукта» необходимо сделать информацию открытой, повышать ее актуальность и доступность, а также следить за своевременностью ее предоставления. Благодаря данным мероприятиям будет решен ряд проблем, связанных с коррупцией и бюрократическим барьером [2].

Повышение качества образования планируется за счет внедрения новых методик, повышения квалификаций педагогов, разработки новых учебных программ дополнительного образования.

К финансовым мероприятиям относится формирование бюджета на муниципальном уровне в сфере образования. Финансовые проблемы - это основная группа препятствий для любой области деятельности. Для системы образования она сопряжена с рядом серьезных последствий, а именно с критическим состоянием общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования, нехваткой мест и квалифицированных кадров, отсутствием развитого информационно-технологического обеспечения, а также доступностью самого образования. Систематизировать финансово-экономическую составляющую развития системы образования на муниципальном уровне означает внести предложения по формированию бюджета. Так, сегодня финансируется данная сфера не только из федерального, но и из муниципального бюджета.

Для более результативного распределения бюджетных средств необходимо, чтобы финансирование было закреплено за местным бюджетом.

При анализе основных механизмов улучшения качества работы муниципальных органов в сфере образования необходимо учитывать все виды проблем, так как они тесно связаны друг с другом.

В заключение необходимо подчеркнуть, что одними из важных направлений в области совершенствования системы муниципального управления сферой образования являются создание и применение новых технологий. Современная реформа образования делает упор на внедрение новых действенных технологий управления.

Эффективность управления образованием на уровне муниципалитетов постоянно повышается за счет появления современных методик. Органы власти стараются улучшать качество образования и делать его еще доступнее.

Основными направлениями в совершенствовании системы управления образованием являются ее реструктуризация, реформирование процесса управления, а также повышение уровня информационной культуры.

Литература

1. Антоненко Н.А., Наташкина Е.А., Седых Ю.Н. Дистанционное обучение и процесс определения компьютерной грамотности сотрудников государственных учреждений // Информационные технологии и автоматизация управления: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, работников образования и промышленности / отв. ред. А.В. Никонов, Омск: Изд-во ОмГТУ, 2019. C. 21-28.
2. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. 2015. № 11. С. 144-157.
3. Ероян А.Е. Особенности системы управления сферой образования на региональном уровне и пути ее совершенствования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5. Экономика. 2016. № 1(175). C. 107-115.
4. Курский В.А., Ермолаев Д.В., Наташкина Е.А. Роль государственного и муниципального управления в формировании и управлении промышленными кластерами с учетом иннова-ционности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 2-1. C. 207-212.
5. Кутафин O.E., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2017. 672 с.

ПРЫТКОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА - магистрантка II курса экономического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

ЩЕГОЛЕВА ЭЛЛА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и региональной экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (62639295@mail.ru).

Ekaterina S. PRYTKOVA, Ella N. SHEGOLEVA

IMPROVING THE SYSTEM OF MUNICIPAL MANAGEMENT

IN THE SPHERE OF EDUCATION

This article discusses the issue of improving the system of municipal management in the sphere of education. The relevance of this topic is due to changes in the educational system in the Russian Federation at all levels, which occur in difficult conditions of "breaking", i.e., transition from one organizational form to another. It is at the level of municipalities that it is possible to more successfully implement the set of measures to change the sphere of education and to improve its management system. Modern educational system depends on many factors that must be taken into account when analyzing the management system. The article provides a definition for a municipal management of the educational system. It also gives and examines the main directions of improving municipal management of the educational system. The article also presents groups of problems that hinder the effectiveness of municipal management in the field of education. In conclusion it is emphasized that in addition to the analyzed areas, an important role is played by the introduction of new management technologies.

References

1. Antonenko N.A., Natashkina E.A., Sedykh Yu.N. Distantsionnoe obuchenie i protsess opredeleniya komp&yuternoi gramotnosti sotrudnikov gosudarstvennykh uchrezhdenii [Distance learning and the process of determining computer literacy of employees of state institutions]. In: Infor-matsionnye tekhnologii i avtomatizatsiya upravleniya: materialy X Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov, rabotnikov obrazovaniya i promyshlennosti [Proc. of 10th Russ. Sci. Conf. «Information Technologies and Management Automation»]. Omsk, Omsk State Technical University Publ., 2019, pp. 21-28.
2. Gryaznova E.V., Veresova E.A., Mikheeva V.V. Problemy informatizatsii upravleniya ob-razovaniem [Problems of the informatization of education management]. Sotsiodinamika, 2015, no. 11, pp. 144-157.
3. Eroyan A.E. Osobennosti sistemy upravleniya sferoi obrazovaniya na regional&nom urovne i puti ee sovershenstvovaniya [Special aspects of the system of education management in states and methods to improve it]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 5. Ekonomika, 2016, no. 1(175), pp. 107-115.
4. Kurskii V.A., Ermolaev D.V., Natashkina E.A. Rol& gosudarstvennogo i munitsipal&no-go upravleniya v formirovanii i upravlenii promyshlennymi klasterami s uchetom innovatsi-onnosti [The role of state and municipal management in the formation and management of industrial clusters with account taken of innovation]. Izvestiya Tul&skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki, 2015, no. 2-1. pp. 207-212.
5. Kutafin O.E., Fadeev V.I. Munitsipal&noe pravo Rossiiskoi Federatsii [Municipal law of the Russian Federation]. Moscow, Prospekt Publ., 2017, 672 p.

EKATERINA S. PRYTKOVA - Master&s Program Student, Economics Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ELLA N. SHCHEGOLEVA - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration and Regional Economics, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (62639295@mail.ru).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КАДРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ municipal administration education system sphere of education staff improvement of municipal management
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты