Спросить
Войти

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор: Плужникова Елена Артемовна

УДК 378:001.891

Е.А. ПЛУЖНИКОВА, К.А. ПАЛАДЯН, А.П. СОЛОВЬЕВ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Представлен теоретико-методологический анализ состояния проблемы проектирования здоровьесберегающих технологий в современном высшем образовании. Анализируются теоретические и методические подходы к организации здоровьесбережения в современном вузе, а также современные технологии, в том числе и здоровьесберегающие.

This article presents a theoretical and methodological analysis of the issue related to design of health-saving technologies in modern higher education. It describes theoretical and methodological approaches to organization of health care at a modern university. The authors highlight the key fundamental principles and criteria implemented in institutions of higher education for better health protection and professional knowledge support.

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, а последующие поколения врачей и ученых активно развили ее. Так, еще Аристотель высказал идею природо-сообразности, которую в последующем развил исследователь и педагог Я.А. Коменский. Его принцип приро-досообразности заключается в том, что человек и природа - единое целое.

Ж.-Ж. Руссо рассматривает приро-досообразность как следование природе ребенка и как помощь природе ребенка.

Во второй половине XIX - начале ХХ в. возникла идея «педагогизации среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку давалась бы возможность

© Плужникова Е.А., Паладян К.А., Соловьев А.П., 2019

самостоятельного физического и умственного развития личности.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение благоприятных условий для развития силы молодого организма и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе придавал особое значение личности преподавателя в процессе обучения подрастающего поколения. В его концепции о так называемой трагедии воспитания особое внимание было уделено вопросу изучения особенности отношений, устанавливаемых между ребенком и преподавателем. Произведя анализ данных отношений, автор обращает внимание на необходимость поиска гуманистического подхода к каждому ребенку и соответствующей психолого-педагогической основы организации оптимального учебно-воспитательного процесса [2].

Аналогичный подход развивается в трудах современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, А. Маслоу, В.А. Су-хомлинский, М. Монтессори, Р. Штай-нер, Б. Спок, К. Роджерс и др.).

В ходе психолого-педагогических ис-следованияй выяснилось, что процесс индивидуального становления не сводится только к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических, духовных и др.). Здесь задействованы и другие, более сложные механизмы, обеспечивающие целостность развития ребенка как личности на основе правильной организации образовательного пространства (В.С. Ильин). Исследование данных механизмов описано в гуманистически ориентированных концепциях развития личности подрастающего поколения (О.С. Гре-бенюк, Т.Б. Гребенюк), концепции лечебной педагогики (А.А. Дубровский) и других трудах. При данном подходе традиционная школа умений, знаний, навыков рассматривается как составная часть более широкой парадигмы лич-ностно и индивидуально ориентированного образования молодого человека. Согласно данному подходу получаемые знания должны поэтапно встраиваться в реальную ситуацию развития индивидуальности и воспитания личности обучающегося, обеспечивая полноценное индивидуальное и личностное развитие и становление подростка.

На основе устоявшихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья и внедрения медицины в образование само понятие здоровьесбережения можно рассматривать как систему, результат, ценность и процесс [4].

Главенствующей целью образования, в том числе и в системе высшего

образования, безусловно, является достижение обучающимися необходимого уровня знаний, умений и практических навыков. При этом в современной образовательной системе достаточно серьезное внимание уделяется гармоничному становлению и развитию личности, то есть созданию наиболее оптимальных условий, способствующих освоению студентами разносторонних областей социального опыта, освоению личного опыта в разных направлениях деятельности, формированию гармоничной культуры и др. Это связано с тем, что изменяющиеся социальные ценности влекут за собой изменение государственного заказа и уровня образованности граждан страны.

В сфере образования предпринимаются определенные меры для выполнения государственного заказа на образованность граждан. Как правило, они сводятся к внедрению новых образовательных дисциплин в учебные планы, что приводит к перегруженности обучающихся учебными программами. Реальные возможности людей уже не позволяют им усвоить на высоком уровне современные вопросы социального опыта. Это неизбежно приводит к снижению качества образованности граждан. Кроме того, постоянно растущие нагрузки, которые испытывают обучающиеся в ходе образовательного процесса, приводят к реальной угрозе переутомления. В свою очередь, переутомление влечет за собой ухудшение состояния здоровья студентов и способствует снижению работоспособности, возникновению неврозов, приводит к хроническому неуспеванию, дезадаптации [8].

Между тем здоровье - это важнейшая ценность не только для самого человека, но и в целом для общества.

Поэтому общество заинтересовано в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Следует отметить, что здоровье студентов является одним из важнейших условий их эффективного участия в процессе образования. Различные отклонения и ухудшения, связанные со здоровьем, являются серьезными препятствиями достижению высокого результата в сфере образования. Соответственно, для достижения студентами уровня образованности не ниже ФГОС, необходимо в процессе образования уделять достаточное внимание не только сохранению, но и укреплению здоровья обучающихся.

Исходя из вышеизложенного, учебному заведению, занимающемуся подготовкой будущих профессионалов, важно при проектировании образовательного процесса учитывать как повышение уровня образованности, так и сохранение и улучшение состояния здоровья обучающихся.

Для достижения данной цели необходимо системно использовать все возможные педагогические методы. Таким образом, задача обучения студентов и задача сохранения их здоровья в образовательном процессе должны рассматриваться на паритетных правах.

Для исследования данной проблемы на теоретическом уровне необходимо для начала определиться с методологическим основанием, позволяющим реализовать равновесие между развитием образованности и сбережением здоровья обучающихся. В качестве такого основания следует использовать системно-аналитический подход, отражающий всеобщую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Как писал В.Г. Афанасьев: «Ни одна область науки, практики, управления не может обойтись без системных представлений, системного подхода» [2].

Системный подход предполагает рассмотрение человеко-системных отношений в образовательном пространстве. Деятельность же самих обучающихся рассматривается с точки зрения межсистемных связей.

Необходимой предпосылкой системного подхода является взаимодействие педагогов и обучающихся в целях как развития образованности, так и сохранения здоровья в образовательном процессе. Важнейшую роль играет направленность человеко-систем-ных отношений на единение в общих аспектах функционирования системы. Осуществление межсистемных связей, применение педагогических средств в здоровьесберегающих образовательных процессах должно способствовать достижению паритета между сохранением, укреплением здоровья и образованностью студентов.

Анализируя значимость данных феноменов (получение образования и сохранение здоровья), можно исходить из того, что при рассмотрении основных результатов образования необходимо руководствоваться не только достигнутым студентами уровнем образованности, но и уровнем состояния их здоровья. Данный подход обусловлен еще и тем, что в процессе образования реально присутствуют предпосылки, способные вызвать в процессе образования снижение показателей здоровья студентов, с которыми связаны, в частности, такие явления, как утомление, психологическое переутомление в учебном процессе. Соответственно, можно отметить, что между понятиями «образованность» и «здоровье студентов» существует единство и равенство.

В понятии «здоровье человека» можно выделить четыре взаимосвязанные друг с другом составляющие: здоровье психическое (психологическое), здоровье духовное, здоровье физическое и социальное здоровье. При этом каждая из составляющих здоровья по-разному влияет на развивающуюся личность. Здоровый и гармонично развитый человек прекрасно себя чувствует, получает удовлетворение и удовольствие от учебной деятельности, стремится к новым знаниям, познанию и самопознанию, овладевая не только необходимыми учебными навыками, но и историческими, национальными, духовными, культурными ценностями [1].

Здоровьесбережение рассматривается как комплекс характеристик, включающий: психическое здоровье, физическое здоровье и благоприятную окружающую социально-психологическую среду. Как ценность здоровьесбе-режение в образовании представлено тремя взаимосвязанными направлениями: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная и личностная.

Здоровье человека как личное достояние - это залог полноценной, долгой и счастливой жизни. Здоровый человек способен учиться, овладевать любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, заниматься наукой, родить, вырастить детей и помогать им в дальнейшем. Важнейшая ценность здоровья для общества - это высокая производительность труда и создание богатств для человечества, обеспечение рабочих и учебных мест, а также решение проблемы трудоустройства населения. Здоровье ценно для общества в регулировании процесса народонаселения, борьбе со старением населения, полноценной защите государства.

Здоровьесбережение как систему характеризует собственно здоровьесбе-регающий аспект функционирования любого учебного заведения.

Система здоровьесберегающего обучения способствует пониманию молодыми людьми осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ведения здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение и применение на практике навыков сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья.

При этом система здоровьесберегаю-щего образования базируется на следующих основных принципах:

• принцип природосообразности;

• принцип уникальности личности, в контексте которого цель и смысл современного образования - развитие уникальных личностных способностей и неповторимости каждого гражданина;

• принцип дополнения. Реализация данного принципа ведет к принятию и пониманию того, что природа активно воздействует на все на земле, в том числе и на человека. Люди и природа взаимосвязаны и нужны друг другу. Без общения с другими людьми человек не может познать и реализовать самого себя; к взаимопониманию ведет умение понимать, слушать и слышать другого, принимать и согласовывать мнения и результаты своей деятельности;

• принцип безусловной любви. Ответственное отношение подростка к своему здоровью можно воспитать лишь в том случае, если он чувствует, что нужен близким и родным ему людям;

• принцип неопределенности. Реализуется на основе логики развития подростка и взрослого человека. Реализация данного принципа открывает путь к творчеству и сотворчеству, при котором ни молодые люди, ни взрослые не имеют спрогнозированного представления о том, что же они получат в итоге. Данный принцип предполагает постепенный отказ от заранее заготовленных знаний в сфере образовании;

• принцип проектировочного образования. Реализация данного принципа начинается с освоения подростками способа организации своей учебной деятельности, принцип предполагает сформирован-ность у молодого человека умения начинать любое дело с анализа ситуации, планирования учебной деятельности, осуществления деятельности и заканчивать его анализом итогового результата проделанной работы;

• принцип резонанса. Данный принцип признает в подростке творца от природы. При этом основное назначение образования - спроецировать ситуацию, в которой обучающийся сможет максимально раскрыть свои возможности.

Система здоровьесберегающего образования обучающихся представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, дополняя друг друга и будучи частью одного процесса, способствуют созданию необходимых условий для развития личности студентов, содействуют их физическому, психическому, социальному развитию и оказывают положительное влияние на здоровье молодого человека в целом. К этим подсистемам относят:

• формирование здоровьесберегаю-щих знаний. Данный процесс происходит путем передачи знаний, формирования умений и навыков, а также сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья на различных учебных дисциплинах и профессиональных модулях;

• здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается качественная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здо-ровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотная организация и педагогически рациональное осуществление учебного процесса, использование активных и динамичных методов обучения, строгое соблюдение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных аудиториях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание взаимоотношений «студент - педагог» в процессе обучения;

• оздоровительная работа в учебное и внеурочное время, предполагающая осуществление практически значимых мероприятий по укреплению и сохранению здоровья обучающихся и преподавателей. В рамках данного направления осуществляется оздоровление молодого поколения и взрослых людей посредством физической культуры, спорта, профилактической медицины, гигиены, а также социально-психологическими и реабилитации мероприятиями.

Конечным результатом здоровьесберегающего образования является личное здоровье обучающихся, представляющее собой комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленных на самосовершенствование здорового поведения человека.

Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационно-педагогических формах (индивидуальных, групповых и коллективных) с привлечением различных средств и методов здоровьес-бережения. Как в содержательных, так и организационных вопросах оно зависит от поставленных целей и прогнозируемых результатов образовательного процесса.

По определению С.Г. Палий, сохранение здоровья это - «специально организуемый и управляемый учебно-воспитательный процесс, охватывающий... весь студенческий коллектив, выполняющий разнообразные функции в условиях разных структурных подразделений».

Здоровьесбережение в образовательной сфере можно представить в виде иерархической лестницы со следующими уровнями:

• грамотность;

• образованность;

• профессиональная компетентность;

• менталитет;

• культура [7].

Здоровьесберегающая грамотность

и культура возникают в процессе решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у студентов ценностного отношения к физическому, психическому и социальному здоровью, научно обоснованных представлений о ведении здорового образа жизни, к обучению их правилам поддержания здоровья в процессе изучения законов окружающего мира, способам сохранения, формирования и укрепления личного здоровья.

Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личност-но необходимого максимума знаний и умений. Образованность в здоро-вьесбережении предполагает наличие достаточно широкого кругозора по различным вопросам жизнедеятельности, поддержания здорового образа жизни. Образованность предполагает и достаточно определенную направленность по глубине осознания и проникновения в различные вопросы. Поэтому профессионально направленная образованность должна базироваться на широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той или иной области знаний, не будучи грамотным в вопросах социума [3].

Понятие «здоровьесберегающая компетентность» проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий преподавателями, обученными данным вопросам. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания молодому поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сберечь и укрепить здоровье студента. Забота о будущем молодом поколении предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к знаниям, искусству, являющейся базовым качеством любого человека.

Здоровьесберегающая культура -это освоение на личностном уровне концепции сохранения здоровья и следование программе индивидуального здорового образа жизни. Основы здо-ровьесберегающей культуры должны формироваться в процессе воспитательной работы в образовательной организации [4].

Выделяют следующие направления воспитательной работы со студентами в вузе:

• культура физического воспитания, воспитывающая осознание целей и принципов укрепления и сохранения здоровья; обучение методам и принципам диагностики и мониторинга личного здоровья;

• культура психологического воспитания - ознакомление с основными аспектами поведения и общения человека, методами оценки психологического статуса, государственные и общественные мероприятия, направленные на закрепление психологической мотивации на ведение здорового образа жизни;

• культура обучения - принципы обучения на этапе среднего профессионального образования с учетом эстетических особенностей и потребностей будущих молодых специалистов;

• менталитет. Высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и общества. Именно менталитет предопределяет ответственные поступки молодых людей, их отношение к различным вопросам современного общества. Важна также оценка результатов здоровьесберегающего образования и по отдаленным результатам деятельности молодого человека, на уровне ментальных предпочтений данного общества [6].

Готовность человека вести здоровый образ жизни - это основа здоро-вьесберегающего менталитета. Образ жизни - это биосоциальная категория, внедряющая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и определяющая активную учебную и трудовую деятельность, форму удовлетворения духовных, социальных и материальных потребностей, правила общественного и индивидуального поведения молодого человека.

Образ жизни человека состоит их трех категорий: качество жизни, уровень жизни и стиль жизни. Под качеством жизни понимают степень удовлетворения человеческих потребностей (в основном это социальная категория). Уровень жизни - это материальная категория, представляющая степень удовлетворения экономических, культурных и духовных запросов человека. Стиль жизни характеризует личностные поведенческие особенности жизнедеятельности человека, то есть определенный критерий, на который ориентируются психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

В заключение подчеркнем, что категории «качество жизни» и «уровень жизни» носят социальный характер. Отсюда следует, что здоровье каждого человека будет в основном зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит индивидуальных характер и определяется менталитетом, историческими и личностными особенностями человека. Высшее учебное заведение создает необходимую образовательную и развивающую среду для обучающихся, использует различные традиционные и инновационные технологии, вовлекая их в разнообразные мероприятия, в том числе и здоро-вьесберегающего, просветительского характера. Здоровый, активный образ жизни позволяет молодому человеку жить полноценной жизнью как в социальном, так и личностных аспектах, решать разнообразные задачи и выстраивать перспективы своего роста, в том числе и как будущего профессионала.

Литература

1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: сб. статей. СПб., 2013. С. 18-21.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2018. 192 с.
3. Гладкая И.В., Третьяков А.Л. Подготовка экспертов в системе высшего образования: анализ проблемы // Проблема человека в педагогических исследованиях: сб. науч. статей Всерос. симпозиума молодых ученых. СПб., 2017. С. 94-100.
4. Десятов С.М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса в массовой школе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. М, 1999. 28 с.
5. Плужникова Е.А. Проектирование инновационной образовательной среды вуза в условиях реализации ФГОС// Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2016. № 4. С. 99-102.
6. Плужникова Е.А., Рослякова Н.И. Проектирование развивающей среды одаренных детей в системе «школа - вуз» // Педагогика и психология XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Армавир, 2016. С. 77-80.
7. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей/под общ.ред. Н.В. Со-кратова. М.: ТЦ Сфера, 2005.224 с.
8. Третьяков А.Л. Информационная компетентность как образовательный феномен//Язык и актуальные проблемы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М, 2018. С. 389-392.
higher education health-saving technologies conditions factors theory and method-ological approaches ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УСЛОВИЯ ФАКТОРЫ ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты