Спросить
Войти

Трансформация политических и экономических взаимоотношений КНР и Тайваня вначале ХХІ века

Автор: Бартко Ульяна Ярославовна

УДК 328

У.Я. Бартко1

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КНР И

ТАЙВАНЯ ВНАЧАЛЕ ХХ! ВЕКА

На протяжении пятидесяти лет политическая система Тайваня изменилась, а именно она превратилась из авторитарной системы в демократическую. За это же время эволюционировали и отношения Тайваня с материковым Китаем. Поначалу это была сильная вражда в годы гражданской войны, одностороннее вражеское отношение Тайваня к Китаю, а в 1990-х годах эти отношения увенчались взаимным диалогом и культурными обменами. На сегодняшний день сбережение сложившегося «статус-кво» и содействие миру есть необходимым как для обеих сторон, так и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

На современном этапе глобального политического и экономического развития проблема урегулирования международного статуса Тайваня остается одним из важных дестабилизирующих факторов региональной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Эта проблема являет собой сложный исторический и геополитический узел, в котором переплетены намерения КНР достичь объединения острова с материком, географическая близость острова и его размещении в рамках китайской стратегической периферии важных международных торговых путей, политические и идеологические различия тайванской и китайской систем управления, стремление правительства Тайваня к автономному международному существованию.

Обе стороны, формируя свою собственную политику, придерживаются четких стратегических целей. В мае 2000 года Пекин с трепетом ожидал результатов новых президентских выборов на Тайване, так как прогнозы были в пользу кандидата от Демократической Прогрессивной Партии, которая отстаивает независимость Тайваня.

1 © Ульяна Ярославовна Бартко, аспирант кафедры международных отношений и дипломатической службы Львовского национального университета имени Ивана Франко, ул. Университетская, 1, г Львов, 79000, Украина, E-mail: ulya-la@mail.ru.

Последующие четыре года его правления были по-разному описаны в истории обеих стран, где каждая из сторон заявляла о принятии множества действий для улучшения их взаимоотношений. Но, на самом деле, все инициативы были обречены на неудачу с самого начала так, как противоречили идеологиям политического руководства Тайваня и Китая. Это понятно, поскольку для Пекина принципиальным есть признание принципа «один Китай», который гласит о существовании одного Китая и Тайвань его часть; в то время для Тайваня это отказ от утверждения, что сегодня существует только «один Китай» (хотя и не исключает этого в будущем) и настаивание на том, что любые варианты есть возможными, поскольку народ Тайваня имеет право определять свои отношения с материком. Полное объединение Китая и разрешение тайванской проблемы есть неотъемлемой частью национальных интересов Китая.

Приводя к вниманию некоторые исторические факты развития взаимоотношений по обе стороны Тайванского пролива, председатель Совета по вопросом отношений с материком Республики Китай Инвен Цзай считает, что за пятьдесят лет Тайвань превратился из аграрной экономики на производителя высокотехнологических продуктов. В то же время, политическая структура изменилась с авторитарной на демократическую. Отношения с Китаем эволюционировали от соперничества в гражданской войне к одностороннему завершению враждебности по отношению к Китаю в конце 1980-х годов и к диалогам и культурным обменам в 1990-х годах. И, несмотря на дискуссии по поводу суверенитета, понятно, что каждая из сторон осуществляет полный контроль и юрисдикцию на четко ограниченной территории и нет никакой необходимости в политической субординации обеих сторон.

Она считает, что членство обеих сторон в ВТО углубит их интеграцию в международное сообщество. Поэтому, их взаимоотношения будут сдерживаться общим решением международного сообщества. Членство в ВТО предлагает форум для обеих сторон для взаимоотношений в многостороннем контексте и попытка научиться жить друг с другом под одной крышей как соперники, бизнес конкуренты или, даже, как партнеры.

Член правления Национального комитета по внешней политике США Дональд Загория в своем докладе на международной конференции «О перспективах взаимоотношений по обе стороны Тайваньского пролива» отмечает, что сегодня отношения между Китаем и Тайванем есть более стабильными и многообещающими, нежели они были на протяжении многих десятилетий спустя 1949г. и сейчас приходится историческая и стратегическая возможность двигаться к установлению постоянной системы для мира и безопасности в Тайванском проливе. В 2008 г. в этом направлении произошли следующие позитивные

тенденции, а именно: возобновление диалога между

полугосударственными представителями, организация регулярных

чартерных рейсов, обещания об увеличении китайского туризма на Тайвань, уменьшение ограничений на тайванские инвестиции в КНР и китайские — на Тайвань, несколько встреч между президентом КНР Ху Цзиньтао и лидерами Гоминьдана. Более того, и Китай, и Тайвань остановились на двух основоположных принципах: во-первых, обе стороны должны продолжать имплементацию последующих шагов к экономическому и культурному примирению, откладывая более сложные политические и стратегические вопросы на будущее. Во-вторых, путь к примирению между Тайванем и Китаем должен быть не очень быстрым, и не очень медленным.

Более того, Загория отмечает, что в этих отношениях есть три главных вопроса, которые очень трудно разрешить. Первый из них это вопрос международного пространства Тайваня. Второй, это вопрос безопасности, который включает военный баланс в Тайванском проливе, запуски ракет, которые производятся Китаем, продажа американского оружия Тайваню. И третий, это вопрос стратегического недоверия.

В тоже время, Министр Совета по вопросам отношений с материком господин Лай Шиньюань в своем докладе о теперешней ситуации отношений между Тайванем и Китаем на 38-й конференции по вопросам современного Китая утверждает, что эти отношения есть жизненно важными для выживания и развития Тайваня. Они также тесно связаны с процветанием и стабильностью в АТР. В ходе правления администрации Демократической прогрессивной партии Тайваня конфликтность и враждебность в их отношениях не только подвергла опасности экономику Тайваня ее маргинализацией, а также стала угрозой для коллективной безопасности в АТР.

В своей инаугурационной речи в марте 2008 г. новоизбранный президент Тайваня Ма Инжу выразил надежду на то, что две стороны Тайванского пролива смогут осознать сегодняшнюю историческую возможность начать новый период мира и процветания их взаимоотношений. Он подчеркнул, что принцип «принятия реальности, управление новым будущим, забвение разногласий и поисков только к выигрышным решениям» будет ключевым в поисках точек равновесия в общих интересах обеих сторон.

На этом основании новое руководство Тайваня приняло совсем новый подход, который решительно содействует улучшению и прорыву в отношениях между материком и островом в рамках общих процессов глобализации, а именно:

- в международном сообществе, а именно в защите региональной коллективной безопасности, Тайвань взял на себя роль миротворца и ответвленного оплота, и больше не является нарушителем спокойствия;

- в отношениях между материком и островом, Тайвань стал сторонником «никакого объединения, независимости и применения силы» для поддержания сегодняшнего статус-кво и, таким образом, для поддержания мира в Тайванском проливе и стабилизации их взаимоотношений.

- в сфере международных отношений, новая администрация провозгласила стратегию «гибкой демократии» и приняла «дипломатическое перемирие», что означает значительное смягчение злостного соперничества и бессмысленных внутренних трений между двумя сторонами пролива на дипломатической арене, и позволит Тайваню сконцентрироваться на укреплении связей с дружными странами, расширении участия в международных организациях для того, чтобы играть большую роль в международном сообществе.

Министр также считает, что недавнее улучшение отношений между Тайванем и Китаем омрачено военным развитием Китая. В связи, с чем оборонные возможности есть необходимыми для Тайваня для того, чтобы поддерживать мирные и стабильные отношения, свободные от беспокойства за собственную безопасность. Кроме того, обе стороны должны использовать прагматический подход и углублять взаимные контакты, проводить переговоры для обречения взаимного доверия для обсуждения более трудноразрешимых и сложных проблем. На сегодняшний день нет четкого расписания дискуссии по поводу политических вопросов. Сейчас активными есть только экономические и культурные контакты, а также усиление взаимного сотрудничества для укрепления взаимного доверия.

В целом, поддержание статус-кво и содействие миру в Тайванском проливе соответствует общим интересам Китая и Тайваня, США и стран АТР. И хотя, запутанные проблемы между Тайванем и материковым Китаем не могут быть решены в ближайшее время, правительство Республики Китай на Тайване будет делать все возможное для создания условий для поддержания мира и процветания.

В заключение, можно подчеркнуть, что нынешнее отношения между материковым Китаем и Тайванем развиваются в правильном направлении, когда их взаимодействие содействует миру, процветанию и свободному развитию обеих сторон, но в то же самое время эти отношения подвержены изменениям в международном сообществе, в самом Китае и Тайване. Поэтому, очень важно попытаться достичь

консенсуса путем общих дискуссий в целях избегания преждевременной реализации любого необдуманного решения.

Библиография

Donald S. Zagoria Summary of NCAFP, Pacific Forum CSIS, East-West Center Conference: Cross-Strait Relations: Concrete Progress but Strategic Mistrust. July 14-15, 2008. URL:

http://www.ncafp.org/projects/northeast_asia/roundtables/roundjuly08_chinatai wan.pdf.

Ing-wen Tsai, Ph.D. A New Era in Cross-Strait Relations? Taiwan and China in the WTO. Heritage Lecture #726. URL: http://www.heritage.org/Research/TradeandForeignAid/HL726.cfm.

Lai Shin-yuan. The Current Stage of Cross-Strait Relations and the ROC Government’s Mainland China Policy. July 14, 2009. URL:

http://www.mac.gov.tw/english/english/macpolicy/980716e.htm.

Mainland Policy and Cross-Strait Relations in the Current Phase. Mainland Affairs Council. October 2008. URL:

http://www.mac.gov.tw/english/english/macpolicy/971015e.pdf.

«ТАЙВАНСКАЯ ПРОБЛЕМА» СТАТУС-КВО ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ПРИНЦИП «ОДИН КИТАЙ» СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НЕДОВЕРИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты