Спросить
Войти
Категория: Социология

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автор: Сухова Мария Игоревна

УДК 323-053(045) © Сухова М. И., 2020

Этапы развития государственной молодежной политики в Российской Федерации

Мария Игоревна Сухова, выпускница факультета социологии и политологии, Финансовый университет, Москва, Россия

Mariya I. Sukhova, Graduate student, Faculty of Sociology and Political Sciences,

Financial University, Moscow, Russia

mariya.suhova96@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема взаимодействия государства и молодежи, процесс развития молодежной политики в нашей стране, а также степень участия государства в данном процессе. Предмет исследования - взаимодействие государства и молодежи в рамках политического процесса. Цель работы - изучение государственной молодежной политики в Российской Федерации. Задачей является поиск новых форм и возможностей для расширения участия и влияния молодежи на политику государства. Сделан вывод: успешная самореализация молодежи на основе усовершенствования правовых, организационных и социально-экономических условий для реализации молодежного потенциала и интеграции молодого поколения в структуру общества - вот главная цель государственной молодежной политики.

Для цитирования: Сухова М. И. Этапы развития государственной молодежной политики в Российской Федерации. Научные записки молодых исследователей. 2020;8(2):60-65.

The article deals with the problem of interaction between the state and the youth, the process of development of youth policy in our country, as well as the degree of state participation in this process. The subject of research: the interaction of state and youth in the political process. The goal of the work is

Научный руководитель: Пляйс Я.А., доктор педагогических наук, доктор исторических наук, профессор, профессор Департамента политологии и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия /Scientific supervisor: Plais Ya.A., Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Political Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia.

Stages of Development of State Youth Policies in the Russian Federation

ABSTRACT

to study the state youth policy in Russia. The task is to find new forms and opportunities for expanding the participation and influence of young people on state policy. The conclusion is as follows: successful self-realisation of young people based on the improvement of legal, organisational and socio-economic conditions for the realisation of youth potential and the integration of the young generation into the structure of society is the primary goal of the state youth policy. Keywords: youth policy; political interaction; politician

For citation: Sukhova M. I. Stages of development of state youth policies in the Russian Federation. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2020;8(2):60-65.

введение

В современном мире будут лидировать страны, которые заботятся о своем дальнейшем развитии, закладывая прочный фундамент в свое будущее, т.е. в молодое поколение. На разных этапах социального развития значение молодежи для обновления социальной системы то возрастало, то становилось слабее. Это объяснялось целым рядом причин, важнейшие из которых -параметры развития общества, доминирующая идеология в обществе и их базовые ценности, а также количество самой молодежи. На 2018 г. в России данная социальная категория составляет приблизительно 22,5% (31,8 млн человек) от всего населения [1].

В отечественной науке в определении сущности молодежи доминирует «социально-демографический» подход, трактующий ее как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей» [2, с. 41]. Однако на сегодняшний день точных возрастных рамок для понятия «молодежь» не существует. При таком подходе в центре внимания оказываются вопросы о месте молодежи в обществе, ее роли в социальной жизни, степени и характере вовлечения молодых людей в различные сферы общественной жизни (в частности, политическую). Однако важно заметить, что в нашей стране только недавно стали выделять такую группу населения, как молодежь, в отдельную, соответственно, и понятие «государственная молодежная политика» очень молодое [3, с. 58].

Для нашей страны определяющим мнением стала позиция Маркса и Энгельса, которые выдвинули тезис о том, что политическая деятельность молодых людей во многом определяется

их классовым происхождением. Молодежь -серьезная политическая революционная сила в борьбе за коренное переустройство общества. Это продемонстрировали волнения 1848-1849 гг. в Европе, в которых боевым ядром пролетариата в классовых схватках выступила городская промышленная молодежь. Однако молодежь, в силу неопытности, также весьма нестабильна и непостоянна в своих политических убеждениях и таким образом может стать объектом политических манипуляций [4].

Зарубежный опыт взаимодействия государства и молодежи

Век XX продемонстрировал 2 основные формы взаимодействия государства и молодежи:

1. Желание молодых людей разрушить базовые устои, в рамках которых они существуют.

Важно заметить, что выступления молодежи с призывами к коренным переменам чаще всего не несут за собой никакого политического подтекста. Причины данных протестов чаще всего социальные или мировоззренческие. К особым чертам молодежных протестов можно также отнести их массовость, непредсказуемость и стихийность.

2. Стремление государства взять под контроль социальную и политическую активность молодежи.

Отсюда и вытекает вторая форма взаимодействия с молодежью, которая и использовалась в Советском Союзе. Квазигражданское общество советского типа имело так называемые поколен-ческие организации - пионерскую, комсомольскую и партийную, представители которых никак не влияли на политические процессы в стране. Таким образом, процесс политической социализации в Советском Союзе находился под полным контролем государства. Однако парадоксом

советской политической системы было то, что, постоянно работая с молодежью и подключая ее на самых ранних этапах в различные формы общественной активности, государство предлагало столь медленный темп политической карьеры, что путь к вершинам власти занимал практически всю жизнь.

В то же самое время в странах социалистического блока, а также в ряде капиталистических государств делались реверансы в сторону молодежи посредством молодежного законодательства. В странах соцлагеря с несколько более демократичными политическими режимами был принят Закон о молодежи (в ГДР в 1950, 1964, 1973 гг.; в Венгрии в 1971 г.). Он также был принят на Кубе в 1978 г. Более того, события второй половины 1980-х гг. в странах ЦВЕ и СССР стимулировали новый виток интереса к молодежи и ее проблемам со стороны значимых политических субъектов. Мировая практика создавала весьма интересный контекст: в конце 1980-х гг. соответствующие положения имелись в конституциях Болгарии, ГДР, КНДР, Кубы, Монголии, Румынии. В 1986 г. Закон о молодежи был принят в Польше. К 90-м гг. XX столетия отдельные права молодежи были закреплены во многих других государствах. Законы о социальной защите молодежи действовали в Австрии, Афганистане, Греции, Индии, Испании, Италии, Китае, Нидерландах, Турции, Финляндии, Швеции и других странах. Во многих странах были созданы государственные органы по делам молодежи, были приняты национальные программы. Государственная молодежная политика стала предметом некоторых мероприятий ООН (например, в 1985 г. она инициировала проведение Международного года молодежи).

Государственная молодежная политика в России

В последние годы в России молодежная политика стала неотъемлемой частью государственной политики в целом, так как молодежь - это важный субъект социальной, политической, экономической и духовной жизни общества. Актуальность выработки последовательного курса в реализации государственной молодежной политики связана с установлением приоритетов развития и разработкой новых критериев ее эффективности. Приоритетной задачей государства остается создание инновационной инфраструктуры для полноценной реализации интеллектуального и творческого потенциала молодежи. Важной чертой современной государственной молодежной политики является ее открытость любым нововведениям и модернизациям в связи с тем,что в Российской Федерации не сложилось достаточных традиций эффективности ее функционирования.

В последние годы меняется характер и содержание отношений, которые возникают между молодежью, государством, бизнесом и обществом. Эти отношения подразумевают мобилизацию и использование интеллектуального потенциала молодого поколения в формировании фундамента социального партнерства для развития институтов гражданского общества.

Молодежь обладает значимым социальным потенциалом, именно поэтому является предметом особого внимания со стороны государства. Главной задачей государства является создание условий для развития и саморазвития молодых граждан, раскрытие их потенциала и самореализация в интересах всего российского общества, их успешной интеграции в общество. Сегодняшнее российское общество переживает новый виток нестабильности и кризиса по причине глобальных вызовов в экономической, демографической, культурной, информационной сфере. Молодежь как наиболее глобализированная и динамичная категория населения способна дать отпор данным вызовам. Я считаю, что мы можем использовать опыт Китая, который показательно работает с молодежью. Молодое поколение Китая предпочитает получать образование за рубежом, знакомиться с представителями разных национальностей, впитывать культуры других стран. И уже с этими связями и опытом они возвращаются на родину и применяют свои знания на практике. По моему мнению, любой человек предпочтет жить и работать на благо своей родины, если ему создать минимальные условия.

Государство хочет видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Однако первоочередной задачей для государства является воспитание в молодом поколении патриотизма. Так, в 18 регионах имеется опыт проведения

уникальных мероприятий в целях реализации государственной молодежной политики в сфере гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, среди которых: военно-патриотический лагерь «Юный десантник» (республика Татарстан), фестиваль молодых специалистов органов внутренних дел (Курская область), культурно патриотическая акция «Алтарь Отечества» (Нижегородская область), слет часовых Постов Памяти (Тверская область), целевая программа «Мы - россияне» (Калининградская область) и другие [5].

Выделяются положительные тенденции роста качества образования молодежи. После 2002 г. заметно увеличение доли молодежи, которая имеет законченное среднее образование. В то же время увеличилось число молодых людей, которые получили высшее, незаконченное высшее или среднее специальное образование. Особенно важно подчеркнуть положительный среди молодежи рост среднего специального образования [6]. Однако рост высшего образования происходит значительно более быстрыми темпами, чем среднего профессионального. На мой взгляд, государство должно проводить более активную политику по изменениям данной ситуации. На рынке труда перенасыщение специалистов с высшим образованием,которые считают ниже своего достоинства соглашаться на так называемые рабочие профессии, таким образом, невостребованными остаются здоровые, молодые специалисты, что, в свою очередь, сказывается на экономическом потенциале государства. В США же тенденция абсолютно другая. Сантехник или, например, маляр - одни из самых высокооплачиваемых и престижных профессий.

Социально-политическая роль молодежи

Участие молодежи в социально-политической жизни остается одной из важнейших проблем современного общества. Это можно связать с теми социально-политическими ролями,которые объективно принимает молодежь на себя. В условиях плюрализации расширяется пространство социальной самоорганизации молодежи. Социально-политическая самоорганизация молодежи представляет собой упорядочение спонтанных процессов внутри коллективного взаимодействия молодых людей путем

их саморегулирования. Она направлена на формирование новых общественно-политических структур или трансформацию существующих. В самоорганизации наиболее полно воплощается социально-политическая субъектность молодежи. Примером такой самоорганизации являются общественные молодежные движения. Сегодня в России действуют сотни молодежных объединений разной направленности, которые группируются по следующим направлениям: экологические; национально-патриотические; оппозиционные; националистические; социалистические; проправительственные; протестные; правозащитные.

Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики является совершенствование системы поощрения и мотивации талантливой молодежи. Из-за недостаточной финансовой поддержки вытекает, например, проблема «утечки мозгов».

Стоит отметить роль прогосударственных организаций, созданных под начинаем властей. В 2000 г. под руководством В. Якеменко создается массовое молодежное общественное движение «Идущие вместе». В 2005 г. организовывается молодежное движение «Наши». Оно стимулирует активизацию деятельности молодежных крыльев политических партий. В частности, «Молодая Россия» - молодежное крыло «Единой России» - становится «Молодой гвардией».

Формирование стратегических приоритетов основывается на ценностных ориентациях, которые являются мотивацией поведения человека в обществе. Молодое поколение всегда отличается от остальных, поэтому и требует от общества больше внимания, чем другие возрастные группы. Мнения и установки молодежи (кажущиеся противоречивыми, но подчас просто отличающиеся от среднемассовых) даже исследователей наталкивают на тревожные выводы

о политической инфантильности, гражданской пассивности и подверженности пропагандистскому влиянию [7, с. 1011].

Недавние политические события на постсоветском пространстве - в Молдавии, Грузии, Киргизии и особенно на Украине, утвердившиеся как «цветные революции», а также в отдельных районах Северной Африки и Ближнего Востока демонстрируют, что одной из основных движущих сил в них выступало молодое поколение. Его положение в обществе и его осмысление, а также критические оценки политических лидеров и проводимой ими политики, коррупция и неспособность справиться с экономическим кризисом, постепенное увеличение разрыва между высокими доходами богатых и низкими бедных, воспроизводство безработного и бедного населения из числа квалифицированных граждан вызывали объективное недовольство молодежи. Процессы размывания доверия как результат восприятия власти как чужой и даже чуждой, несоответствие реализуемой ею политики ожиданиям молодежи существенно обостряют радикальную направленность ее самоорганизации.

Создание условий для физического развития молодежи, приобщение ее к здоровому образу жизни, а также повышение уровня безопасности жизнедеятельности — является одним из важнейших приоритетов молодежной политики государства, наряду с поддержкой молодых семей.

Радикализация молодежи наиболее интенсивно проявляется в молодежных движениях, способствуя распространению. Это еще одна проблема для власти, которую необходимо оперативно решать. Пример ИГИЛ наглядно продемонстрировал, насколько сильному влиянию может подвергнуться молодежь и какие тяжелые последствия это несет. Однако важно заметить, что, помимо религиозной и психологической

причин, на радикализацию молодежи влияют экономические причины. У молодого поколения не хватает ресурсов для выживания, и приоритетной задачей для них становится возможность заработать неважно какими путями. Бонусом формируется негативное отношение к власти и государству.

Выводы

Радикализация молодежи - это один из главных вызовов, которые стоят перед нашей страной. Важно понять, что репрессиями или угрозами ничего не решить. Глобально может помочь только создание инфраструктуры на территориях республик Северного Кавказа, которые сейчас являются главными дотационными регионами. Как следствие этого - проблема миграции. В нашем обществе нарастают межэтнические напряжения. Государству важно вовремя обратить внимание на данную проблему. Работа с мигрантами, привитие им ценностей нашего государства - необходимые условия для мирного сосуществования представителей различных национальностей на одной территории, так как в дальнейшем данные постулаты они уже будут закладывать в воспитание своих детей. Отличительной чертой государственной молодежной политики должен быть этнический плюрализм. Необходимо взаимодействие всех систем государства. Важный аспект - это культурное просвещение молодежи.

Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики является совершенствование системы поощрения и мотивации талантливой молодежи. Из-за недостаточной финансовой поддержки вытекает, например, проблема «утечки мозгов», которую необходимо решать государству.

Создание условий для физического развития молодежи, приобщение ее к здоровому образу жизни, а также повышение уровня безопасности жизнедеятельности - является одним из важнейших приоритетов молодежной политики государства, наряду с поддержкой молодых семей. Проблема демографического кризиса вполне успешно решается в России в последние годы. Зафиксирован рост населения. Это происходит во многом благодаря социальным программам, направленным на поддержку молодежи и молодых матерей. Мы и дальше должны

работать в данном направлении, а не идти по пути европейских стран, где коренное население вытесняется мигрантами с совершенно другой культурой.

Важное звено в политическом участии молодежи - это молодежное самоуправление, которое представлено молодежными парламентами и правительствами при законодательных и исполнительных органах власти на муниципальном и региональном уровнях, а также органами студенческого самоуправления на базе общеобразовательных организаций среднего и высшего образования, в рамках которых каждый представитель молодого поколения имеет право высказать и отстоять свою точку зрения [8].

Выполнение всех этих задач государством является гарантией стабильного и процветающего общества.

Список источников

1. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Социум; 2012. 644 с.
2. Зубок Ю. А. Традиционное и современное в социально-политических идентификациях молодежи. Власть. 2014;(11):39-43.
3. Луков В. А. Ильинский: гуманистическая концепция молодежи. Знание. Понимание. Умение. 2006;(2):49-59.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Классовая борьба во Франции С 1848 по 1850 г. Соч. 2-е изд. Т. 7. Ч. 1. М.: Государственное издательство политической литературы; 1956.
5. Маяцкий Д. А. Политическая социализация российской молодежи в контексте государственной молодежной политики. Дис. ... канд. полит, наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова; 2007. 187 с.
6. Петрова Т. Э., Филиппов В. М., Ростовская Т. К. и др. Молодежь России в начале XXI века. Монография. М.; 2007. 431 с.
7. Степанищенко О. В. Актуальные проблемы формирования молодежной политики в Российской Федерации. Научный журнал КубГАУ. 2012;(10):1008-1018.
8. Ростовская Т. К. Три кита управления государственной молодежной политикой в современной России. В 3 т. Т. 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики в современной России. М.: ФЦОЗ; 2014. 192 с.

References

1. ILinsky I. M. Youth and youth policy. Moscow: Socium; 2012. (In Russ.).
2. Zubok Yu. A. Traditional and modern in the socio-political identifications of young people. Vlast. 2014;(11):39-43. (In Russ.).
3. Lukov V. A. Ilyinsky: the humanistic concept of youth. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006;(2):49-59. (In Russ.).
4. Marx K. The class struggle in France From 1848 to 1850. In: Marx K., Engels F. Collected works. 2nd ed. Vol. 7. Part 1. Moscow: State publishing house of political literature; 1956. (In Russ.).
5. Mayatsky D. A. Political socialization of the Russian youth in the context of the state youth policy. Moscow: MSU; 2007. (In Russ.).
6. Petrova T. E., Filippov V. M., Rostovskaya T. K. et al. Youth of Russia at the beginning of the XXI century. A collective monograph. Moscow; 2007. (In Russ.).
7. Stepanischenko O. V. Actual problems of formation of youth policy in the Russian Federation. Nauchnyi zhurnal KubGAU. 2012;(10):1008-1018. (In Russ.).
8. Rostovskaya T. K. Three whales of state youth policy management in modern Russia. In 3 vol. Vol. 1. Regulatory support of the state youth policy in modern Russia. Moscow: FTsOZ; 2014. (In Russ.).
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИК youth policy political interaction politician
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты