Спросить
Войти
Категория: Социология

Средний класс России: социальные функции в условиях модернизации общества

Автор: Владыкина Марина Ивановна

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2012. № 1

М.И. Владыкина, социолог социологического отдела ООО "Универс-Консалтинг"*

СРЕДНИЙ КЛАСС РОССИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются основные социальные функции российского среднего класса: идеологическая, мифологическая, стабилизационная, инновационная, конструирования идентичности. Анализируется способность данного элемента социальной стурктуры быть движущей силой модернизации, субъектом модернистского сознания. Обобщенный образ среднего класса, функционирующий в СМИ, в коммуникативном пространстве России рассматривается как фактор консолидации средних слоев в единую общность, способствующую успешной реализации социальных функций среднего класса.

The article is devoted to basic social functions of russian middle class, such as ideological, mythological, stabilization, innovative, identity construction. Ability of this element of social structure to be a modernization motive power, the subject of modernist consciousness is analyzed. The generalized image of middle class functioning in mass-media, in communicative space of Russia is considered as the factor of consolidation of the middle class in the uniform generality promoting successful realization of social functions of middle class.

Дискурс модернизации России вновь актуализировал тему среднего класса и его социальных функций. С начала социально-экономических реформ дискуссии о наличии среднего класса постепенно сменились обсуждением его рамок, структуры, численности и состава. Попытки найти в российской действительности признаки западной модели среднего класса сменились признанием своеобразия российских средних слоев. Наличие масштабного среднего класса считается важным критерием эффективности проведенных реформ, что и обусловило столь пристальное внимание к его проблемам. Почему развитие среднего класса определяется как базовый процесс в условиях трансформации экономики? Может ли он стать актором модернизации страны? Ответ на эти вопросы кроется в основных социальных функциях, традиционно присваиваемых среднему классу.

Средний класс как влиятельная социальная группа обладает рядом специфических функций. Базовыми считаются функция ста* Владыкина Марина Ивановна, e-mail: marina.vladykina@mail.ru

билизации и функция содействия прогрессу. Но прежде чем остановиться на них, хотелось бы обратить внимание на то, что зачастую понятие "средний класс" как сконструированная категория несколько идеализируется. До сих пор в научных кругах идут дискуссии о сущности данного понятия. Претерпев многократные интерпретации, сегодня оно достаточно размыто, и вряд ли можно ожидать, что в будущем приобретет точную и однозначную трактовку. Нельзя отрицать ярко выраженную эмоциональную окрашенность представлений о "среднем классе". Содержательные признаки среднего класса (его ценности, установки, мотивы и стереотипы поведения) приобретают исключительно позитивный и прогрессивный характер, транслируемый посредством СМИ. Все это дает основания полагать, что "средний класс" — позитивно маркированная идеологема.

Т.М. Малева указывает на ряд обстоятельств, характеризующих средний класс как идеологическую категорию. Так, в России средний класс обозначает скорее "высший средний" слой, а не срединное положение в социальной структуре. Будучи динамической характеристикой, отнесение к среднему классу указывает не столько на позицию в социальной структуре, сколько на ориентиры, которым должны следовать экономически и социально активные группы общества. В силу позитивных характеристик, приписываемых среднему классу, его образ идеализирован и выражает скорее ожидания в отношении членов общества с точки зрения определенных ценностных позиций. Кроме того, это заимствованный образ, предполагающий, что уровень и стиль жизни представителя российского среднего класса будет приближен к стандартам западного аналога. Таким образом, "все эти элементы долженствования, идеализации в описании установок населения и заимствования образов из чужих социальных сред в описании жизненных стандартов определяют средний класс как весьма сложную мифологему, связанную с перенесением на российскую реальность внешних ценностно нагруженных образов своего потенциального будущего, определяемого через подсмотренное чужое настоящее"1.

Почему идеологема среднего класса оказалась востребованной в современной России? Идеологизированный образ западного среднего класса стал одной из основ идеологии российских либеральных реформ. Соответственно появление обновленного среднего класса является свидетельством их успеха, тем самым оправдывая их проведение в общественном сознании. Задача формирования российского среднего класса была объявлена приоритетной Комитетом по экономической реформе Правительства РФ в 1998 г. Од1 Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т.М. Малевой. М., 2003. С. 17.

нако финансовый кризис того же года внес свои коррективы в положение тех групп населения, которые могли бы быть отнесены к среднему классу. Тем не менее реформы должны продолжаться, соответственно вновь растет интерес к среднему классу как источнику их финансирования. За счет интенсивного и квалифицированного труда, а также накопленных сбережений средний класс может служить надежной опорой социально-экономических преобразований. В соответствии со "Стратегией развития страны до 2010 года" на средний класс перекладывалась значительная часть социальных расходов. Увеличение доли среднего класса в структуре населения до 60—70% является одним из ориентиров стратегии социально-экономического развития России до 2020 г., представленной на заседании Госсовета в 2008 г. Принадлежность к среднему классу, согласно стратегии, определяется возможностью получить качественное образование, поддержать свое здоровье, приобрести жилье, получить достойные доходы, основываясь на своих знаниях и умениях.

Идеологическая функция среднего класса весьма значима в условиях модернизации социальной сферы российского общества. Традиционно наиболее активная, интеллектуально развитая часть общества определяет колорит эпохи, ее духовные и социальные ценности, направления и стратегии развития общества. Однако реализация идеологической функции среднего класса в российских условиях предполагает консолидацию средних слоев, осознание ими своих классовых интересов, тенденций и перспектив развития общества, трансляцию социальных ценностей, норм поведения в современное социальное пространство. Основываясь на последних исследованиях российского среднего класса, можно сказать, что идеологическая функция среднего класса в настоящее время продолжает оставаться весьма востребованной, потенциально присущей наиболее образованной, интеллектуально развитой части российского общества, но не реализованной на желаемом уровне в современных социальных условиях.

В России понятие "средний класс" используется в политическом, экономическом и медийном дискурсах и часто имеет мифологизированный характер. Можно сказать, что в данном случае речь идет скорее о мифологической составляющей понятия российского среднего класса. Средний класс современной России настолько нужен, что если бы его не было, его надо было бы выдумать. В какой-то степени это и происходит. Мифологический образ благополучного, надежного среднего класса греет души россиян, определяя возможные ориентиры их жизненного пространства. В связи с этим можно говорить о мифологической функции российского среднего класса. Т.М. Малева отмечает, что изучив

структуру мифа о среднем классе, можно использовать его в разумных целях. Сам миф, таким образом, имеет ряд позитивных функций. За счет своей широты и емкости понятие "средний класс" объединяет в себе множество разнообразных социальных групп, представители которых потеряли свою идентичность в период реформ. Среднему классу соответствует реально достижимый уровень жизни, на который могли бы ориентироваться массы. Кроме того, идея слоя, занимающего главенствующие позиции, общность интересов которого действует как бы поверх территориальных, этнических, конфессиональных и прочих барьеров, может стать основой образа интегрированного и стабильного общества. «Так в одном "простом" понятии могут содержаться мощные резервы и для политики, и для новой общественной идеологии, и для множества людей, которые ищут новые ориентиры и хотят восстановить утраченное чувство солидарности»2.

Разделяя мнение Т.М. Малеевой о влиянии мифологического образа среднего класса на развитие у людей чувства идентичности и солидарности, хотелось бы отметить, что в данном случае работает не только миф, но и реальная позиция среднего класса в обществе. И здесь важно прояснить ситуацию относительно того, насколько образ российского среднего класса адекватен реальности.

Потребность в идентичности является одной из наиболее значимых потребностей современного человека. Многие формы идентичности в ходе социально-экономических преобразований общества ушли из нашей жизни. Постепенно в большей или меньшей степени девальвировались понятия советского человека, интеллигенции, представителя привычных социальных групп. Теряют привлекательность социальные роли, бывшие престижными в 1990-е гг. Отвечая на вопрос "Кто я?", россияне ищут социально значимые категории, помогающие определиться в современном социальном пространстве. Образ представителя среднего класса является эмоционально привлекательным для успешных людей, способен мотивировать стремление к достижениям, способствует выстраиванию личностной структуры человека. В связи с этим функция определения идентичности оказывается присущей среднему классу.

Одна из базовых функций, традиционно приписываемых среднему классу, — функция гаранта стабильности общества. Впервые о роли среднего класса в обеспечении стабильности государства упомянул Аристотель в своем трактате "Политика"3. В государстве он выделял три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Он назвал средний класс "наилучшим", поскольку именно он заинтересован в раз2 Там же. С. 25.

3 Аристотель. Избранные произведения. Т. 4. М., 1984. С. 507.

витии государства и избегает крайностей, свойственных богатым и бедным, тем самым стабилизируя его.

Выполнение западным средним классом стабилизирующей функции не вызывает сомнения, так как исторически именно средний класс был заинтересован в стабильности социальных институтов, которые функционировали в его интересах и способствовали расширению его масштабов. На Западе формирование массового среднего класса в первой половине ХХ в. было следствием не только структурных изменений промышленного производства и развития сферы услуг, требующих высококвалифицированных работников, но и реализуемой государством социально-экономической политики, приоритетным направлением которой стала поддержка среднего класса.

Стабилизирующая функция среднего класса на Западе в значительной степени определяется его масштабностью и высоким экономическим потенциалом. Средний класс, расширяясь благодаря восходящей мобильности, становился относительно обеспеченным социальным большинством. Именно он, заботясь прежде всего о самом себе, стал главной движущей силой экономической, культурной и политической модернизации, которая в свою очередь привела к огромному расширению численности среднего класса и его места в социальном строении западного общества.

Судьба российского среднего класса в ХХ в. оказалась не столь благополучной. Революция, войны, коллективизация, вынужденная эмиграция и другие неблагоприятные социальные процессы значительно ослабили социальный, человеческий потенциал российских граждан. В настоящее время российский средний класс состоялся как влиятельная социальная группа. В какой степени он может выполнять стабилизирующую функцию в современном российском обществе? Чтобы быть гарантом стабильности общества, средний класс должен воспринимать свое положение как стабильное, иметь уверенность в завтрашнем дне и быть заинтересованным в сохранении данного порядка, а также иметь возможность защищать свои интересы посредством формальных инструментов права, закона.

По данным опросов, регулярно проводимых Фондом "Общественное мнение", можно проследить, как падает среди россиян уверенность в завтрашнем дне4. В феврале 2010 г. 46% респондентов считали уровень общественно-политической стабильности в России средним, 26 — низким, и только 9% — высоким. В марте 2011 г. оценили уровень стабильности как средний 41% опрошенных, низкий — уже 37, высокий — 5%. При этом будущее респон4 Стабильность в обществе //Доминанты. 2011. №10. 10 марта. Фонд "Общественное мнение". С. 21 (http://bd.fom.ru/report/map/d111013).

денты видят беспокойным. На вопрос "Как вы думаете, какой будет через год уровень общественно-политической стабильности в России — выше или ниже, чем сегодня?" в 2010 г. 40% ответили, что он не изменится, 16% предположили, что он повысится, а 9% — что понизится. В 2011 г. сказали, что не ожидают изменений, 31% опрошенных, ждут повышения уровня стабильности 14, а понижения — уже 18%. Фактически за год опасения населения в отношении стабильности выросли в 2 раза. В своей оценке положения страны средний класс практически не отличается от остальных групп населения. В таких условиях ожидать от него полноценного выполнения функции стабилизации не приходится, так как нет самого основания — чувства стабильности.

По мнению Т.Н. Савиной, средний класс формирует запрос на "новую стабильность". Она представляет собой некий набор условий, при котором представители среднего класса могли бы чувствовать уверенность в завтрашнем дне, эффективно работать и получать за это никем не оспариваемые материальные и статусные дивиденды. К данным условиям автор относит следующие: борьба с коррупцией, дебюрократизация; укрепление законодательно-правовой базы и независимости судебной власти; поощрение конкуренции и развитие местного самоуправления, а также «постепенность и предсказуемость перемен, диалоговый режим государства и общества, защита от резких потрясений, с одной стороны, и "казарменной мобилизации" — с другой»5. "Новая стабильность", по мнению Т.Н. Савиной, подразумевает комплексную модернизацию, которая также лежит в русле интересов среднего класса.

Современный российский средний класс имеет особенности правового поведения, специфическое отношение к закону, которые связаны прежде всего с распространенным чувством правовой незащищенности. Чтобы чувствовать себя в безопасности, представители среднего класса стремятся освоить не только правовую культуру, но и культуру использования неформальных структур для защиты своих прав. Зачастую, защищая свои интересы, они рассчитывают главным образом на свой социальный капитал. Использование социального капитала, ресурсов личности является сегодня самым распространенным способом защиты собственных интересов среди среднего класса. По данным исследования Н.Е. Тихоновой и С.В. Мареевой, «27% представителей ядра среднего класса и 25% его "ближней периферии", столкнувшихся с необходимостью отстаивать свои интересы, действовали через свои личные связи, а соответственно 13 и 12% договаривались о решении проблем с теми,

5 Савина Т.Н. Средний класс как необходимое условие модернизации российской экономики: проблемы формирования и перспективы роста // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 1 (94). С. 24.

от кого это зависело»6. Возможность и умение решать проблемы вне правовых институтов, с одной стороны, делает российское социальное пространство привлекательным для представителей среднего класса, но с другой — разрушает уверенность в предсказуемости своего положения в нем.

Функция российского среднего класса, стабилизирующая социальные отношения, проявляется своеобразно. Она в большей степени определяется социальным капиталом, ресурсами личности, чем экономическим потенциалом и масштабностью средних слоев.

Второй базовой функцией среднего класса является функция содействия общественному прогрессу, обеспечение научно-технического и социального прогресса. В рамках этой функции средний класс выступает в качестве проводника инновационных форм социально-экономической деятельности, распространителя новых социально-экономических и социокультурных практик в другие социальные слои. Другими словами, средний класс — это движущая сила модернизации.

Модернизационный потенциал российского среднего класса исследователи оценивают по-разному, но все же возлагают на него большие надежды. Вопрос о среднем классе как о движущей силе модернизации обсуждался на дискуссии по поводу доклада Т.М. Ма-левой "Векторы социальной модернизации"7, в котором она говорит о готовности среднего класса быть проводником инновационных форм деятельности: "Если в обществе есть слои, которые способны освоить эти новые практики, которые способны транслировать их другим слоям общества, тогда эта модернизация имеет шансы на успех. Эту роль — транслятора новаций — везде, а в России особенно, принимает на себя средний класс. Именно в этом его ценность в России. Средний класс пока не выполняет функций гаранта стабильности, а вот освоение и трансляция всему обществу социальных, экономических, финансовых, трудовых и прочих практик — с этой функцией российский средний класс справлялся неплохо"8. Активность среднего класса в большинстве видов деятельности несколько выше, а в сфере инновационных практик значительно выше активности основной массы населения. Хотя многие инновационные практики распространены еще слишком слабо, именно средний класс становится их проводником — каналом относительно широкого распространения и освоения. В связи с этим инновационная активность оказывается еще одной характерной особенностью, функцией среднего класса в России.

6 Средний класс: теория и реальность. М., 2009. С. 280.
7 Векторы социальной модернизации. Научный семинар под рук. Е. Ясина. 2011. URL: http://www.liberal.ru/articles/5232
8 Там же.

В большинстве случаев трудности в реализации модернизаци-онного потенциала российского среднего класса связывают с его малочисленностью и гетерогенностью. Тем не менее именно он способен стать социальной базой модернизации в силу сложившейся специфики сознания и поведения. Н.Е. Тихонова и С.В. Ма-реева также указывают на то, что российский средний класс имеет собственное мировоззрение (выводы делаются на основе эмпирических исследований модернизационного потенциала среднего класса 2006 и 2008 гг.9). Авторы также подчеркивают, что становление классового самосознания будет способствовать росту потенциала среднего класса как субъекта модернизации наряду с формированием специфических личностных черт, жизненных установок, мировоззренческих и поведенческих особенностей.

Анализ модернизационного потенциала среднего класса, проведенный группой исследователей под руководством Н.Е. Тихоновой, выявил ряд особенностей в сознании и поведении представителей средних слоев. На основе обзора особенностей традиционных обществ и обществ модерна были выделены показатели, которые легли в основу индекса модернизированности сознания и поведения россиян. По данным исследования экономически активного городского населения 2006 г., средний класс на 85% состоял из "модернистов", что резко отличало его от других групп населения, в которых большинство составляли "традиционалисты". В 2008 г. на фоне "всплеска традиционалистских настроений" соотношение "модернистов" и "традиционалистов" в составе среднего класса изменилось незначительно: было 85:15, а стало 72:28. Что касается шкалы "сознание", то в ядре среднего класса "модернисты по сознанию" составляют 84%, в то время как ядро "традиционалистов" на 70% состоит из "остального населения", включающего "рабочий" и "низший" классы10. Эти данные отражают существование социальных групп, являющихся носителями принципиально разных типов мировоззрения, разного видения идеальной модели общества и перспектив развития России в будущем. Исследователи делают вывод, что групповая идентичность у представителей среднего класса может сформироваться безотносительно к концепту среднего класса как такового, на базе единого отношения к жизни и представлений о мире. Таким образом, уже оформился тип мировоззрения, характерный именно для среднего класса, однако еще не осознаваемый его представителями в качестве консолидирующей основы. Как известно, именно деятельность предвосхищает развитие сознания. В своем психическом развитии человек сначала осваивает новые практики, а затем переходит на новый уровень

9 Средний класс: теория и реальность. С. 263.
10 Там же. 266.

осознания реальности. Кристаллизации группового самосознания может способствовать образ среднего класса, транслируемый современными средствами коммуникации. Обобщенный образ среднего класса может стать катализатором развития групповой идентичности, консолидации, формирования чувства единого "Мы" как важного условия социальной общности.

Казалось бы, субъект модернизации и основной проводник инновационных форм практически сформирован. Но в российском обществе существуют иные представления. Весной 2010 г. Институт социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта инициировал общенациональное исследование с целью анализа различных аспектов модернизации. Некоторые результаты исследования представлены в статье М.К. Горшкова "Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки". По данным опроса, основными акторами прогрессивного развития страны являются рабочие и крестьяне: 83 и 73% респондентов соответственно. Причем этой точки зрения придерживается большинство во всех группах опрошенных. Также субъектами модернизации, по мнению респондентов, могут стать интеллигенция (71%), молодежь (70%), предприниматели (70%), а также средний класс (62%)11. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, носителями прогрессивного сознания и поведения, "модернистами" являются прежде всего представители среднего класса. Однако, с другой стороны, население главным актором прогрессивного развития страны видит тех, кто составляют группу "традиционалистов". Сам же путь прогрессивного развития респонденты связывают скорее с освоением природных ресурсов, нежели с внедрением инноваций.

Мы полагаем, что парадоксальность результатов исследования в значительной степени определяется слабой представленностью среднего класса в информационном и коммуникативном пространстве современной России. Создается впечатление, что средний класс и сам-то плохо осознает себя как единую социальную группу, понимает единство ее отличительных особенностей, приоритетов и ценностей. Есть основания предполагать, что образ среднего класса в общественном сознании представлен довольно слабо. Граждане не считают средний класс влиятельным субъектом социального действия, способного внушать надежду и быть источником социального оптимизма.

Несмотря на результаты опроса, М.К. Горшков считает основным субъектом модернизации страны именно средний класс, поскольку

11 Горшков М.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 38.

именно он концентрирует в себе основную часть "модернистов", обладает профессионализмом и заинтересован в перестройке экономики. В случае модернизационного рывка средний класс сможет не только укрепить свое положение, но и существенно увеличить свою долю в социальной структуре общества. По мнению автора, без завершения социальной и социокультурной модернизации преодоление барьеров, возникающих на пути прогрессивного развития страны, невозможно.

Страх, недоверие, неуверенность в завтрашнем дне свойственны и представителям среднего класса, что в значительной степени снижает возможность выполнять присущие среднему классу функции. Атомичность, политическая апатия, гражданская пассивность представителей среднего класса препятствуют формированию и отстаиванию какой-либо позиции. Они не видят сегодня на политической арене сил, отражающих их интересы и способных защищать их права. Эти характеристики фиксируют практически все исследования последних лет. Опрос представителей бизнес-аудитории, проведенный компанией "РосБизнесКонсалтинг" в конце февраля 2011 г., еще раз подтвердил, что представители среднего класса чувствуют себя довольно уязвимо. Чуть более половины респондентов (53,1%) не уверены в своем будущем, 62,8% опрошенных полагают, что в стране не создано оптимальных условий для его развития, и только 4,6% — склоняются к выводу, что такие условия есть12. Основными барьерами, препятствующими развитию среднего класса, респонденты считают коррупцию и правовую незащищенность. В таких условиях представителям среднего класса проще эмигрировать из страны, чем стараться изменить статус-кво. По данным исследования, 46,1% респондентов не исключают возможности переехать за границу на постоянное место жительства, еще 14 — уже планируют переехать, 61,3% — желают, чтобы их дети жили и работали за границей. Эти цифры говорят о высоком риске потерять основную социальную базу модернизации, ведь более половины тех, кто способен поддержать инновационное развитие в силу высокого человеческого капитала, могут уехать из страны. Предотвратить массовый отток представителей среднего класса за границу можно, только создав благоприятные условия для их развития и эффективной деятельности. Эти условия, по результатам исследования февраля 2011 г., уже неоднократно обсуждались ранее в ходе других исследований.

Определенным импульсом к развитию социального оптимизма в российском обществе могла бы стать большая представленность проблематики среднего класса в кино и на телеэкране. Социальная

12 Баева Е. Российский средний класс лоялен власти и аполитичен // РБК Daily. 2011. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/03/30/focus/562949979958849

динамика ведущего класса общества недостаточно представлена в информационном пространстве страны. В обществе практически отсутствует образ героя нашего времени. Есть основания предполагать, что проблема человеческих отношений, свойственных успешным и ответственным представителям среднего класса, на экране недостаточно отражает реалии бытия. Открытая коммуникация в информационном пространстве могла бы способствовать росту консолидации средних слоев, обретению ими классовой сущности.

Вклад в человеческий капитал, распространение новой системы ценностей — это не менее важная стратегическая задача инновационной экономики, чем технологическое развитие. Новая система ценностей предполагает освобождение не только от советских, но и от более традиционных стереотипов восприятия мира и поведенческих установок. Именно средний класс может стать распространителем "модернистского" сознания, также как и распространителем инновационных форм деятельности, тем самым модернизируя и сознание и поведение пока еще традиционно ориентированного населения России.

С 2009 г. основной задачей развития страны стала ее модернизация, направления которой были определены Президентом Д.А. Медведевым в статье "Россия, вперед!"13 Приоритетной задачей модернизации, инициатором которой является государство, стало информационное и технологическое развитие страны. Нужно принимать во внимание социальную базу модернизации, несмотря на то что данный аспект остался в стороне. Именно средний класс теоретически способен составить ее основу. Однако российский средний класс пока не стал достаточно крупной и влиятельной социальной силой, которая могла бы выступить в качестве активного субъекта модернизации. Представители среднего класса, как и население в целом, готовы поддержать модернизацию, но не очень верят в реализуемость поставленных задач. Вместе с тем средний класс можно рассматривать в качестве полноценного проводника инновационных форм деятельности, в частности связанных с информационными технологиями.

Чувство нестабильности своего положения вкупе с высоким потенциалом и стремлением к эмиграции, с гражданской пассивностью и апатией значительно снижают возможность осуществления российским средним классом функций стабилизации и модернизации. Средний класс может быть движущей силой развития страны, но только если он вовлечен в модернизационные реформы и действительно заинтересован в них. В таком случае его способность и готовность поддерживать те социальные процессы, которые

13 Медведев Д. Россия, вперед! 2009. [Официальный сайт]. URL: http://kremlin. ru/news/5413

отвечают его интересам, превратилась бы в решающий фактор сохранения социальной стабильности.

Средний класс сегодня — это сложный конгломерат составляющих его социально-профессиональных групп, субъекты которых привыкли действовать индивидуально, не осознают пока общности своих интересов и зачастую не только не идентифицируют себя с группой, но и не чувствуют себя представителями среднего класса. Во многом это связано с преобладанием в медиапростран-стве "западного" образа среднего класса с его высоким уровнем жизни, который соответствует скорее высшему слою и который для многих недоступен. Наличие непротиворечивых, однозначных образов представителей среднего класса (предпринимателя, менеджера и профессионала), с которыми индивид мог бы себя идентифицировать, является важным элементом формирования средних слоев в социальной структуре России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аристотель. Избранные произведения. Т. 4. М., 1984.

Баева Е. Российский средний класс лоялен власти и аполитичен // РБК Daily. 2011. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/03/30/focus/562949979958849

Векторы социальной модернизации. Научный семинар под рук. Е. Ясина. 2011. URL: http://www.liberal.ru/articles/5232

Горшков М.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социологические исследования. 2010. № 12.

Гудков Л., Дубин Б., Зоркая Н. Средний класс "as if": мнения и настроения высокодоходной молодежи в России // Вестн. общественного мнения. 2008. № 3 (95).

Левада Ю.А. От мнений к пониманию: Социол. очерки, 1993—2000. М., 2000.

Медведев Д. Россия, вперед! 2009. [Официальный сайт]. URL: http:// kremlin.ru/news/5413

Савина Т.Н. Средний класс как необходимое условие модернизации российской экономики: проблемы формирования и перспективы роста // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 1 (94).

Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т.М. Малевой. М., 2003.

Средний класс: теория и реальность. М., 2009.

Стабильность в обществе // Доминанты. 2011. 10 марта. № 10. Фонд "Общественное мнение". 2011. [Официальный сайт]. URL: http://bd.fom. ru/report/map/d111013

СРЕДНИЙ КЛАСС РОССИИ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТАБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ russian middle class modernization stability social functions
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты