Спросить
Войти
Категория: Социология

ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Автор: Москвитина Ольга Александровна

связь с представителями старшего поколения, со своими предками необходимо быть «...в обществе определенного типа, близкого к тому, в котором жили его предки...» [4].

Литература

1. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология». 1986. № 3. С. 21-30.
2. Иванов Л. Советский проект и общественное сознание // Газета «Завтра», 26.07.2017 г. URL http://zavtra.ru/blogs/sovetskij_proekt_i_obshestvennoe_soznanie (дата обращения 30.03.2020).
3. Сикевич З.В. Динамика «образа» прошлого и настоящего в представлениях петербуржцев // Социологические исследования 2016. № 3. С. 88-97.
4. Смирнов П.И. Русская сельская община: происхождение, основные функции и ценности // Журнальный клуб «Интелрос Credo New». 2014. № 3. URL http://www.intelros.ru/readroom/ credo_new.. (дата обращения 25.03.2020).
5. Филимонова А.В. Оценочные суждения в процессе формирования опыта самооценки творческих достижений // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сборник статей / Сост.: Ю.В. Братчикова. — Екатеринбург: УрГПУ, 2013. — 146 с.
6. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 — 640 с.
7. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // СОЦИС. 1992. № 2. С. 51—57.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА1

Москвитина Ольга Александровна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mskvn-lg@yandex.ru

Кабардов Мухамед Канобиевич (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: kabardov@mail.ru

Аннотация. Представлен анализ современных межпоколенческих отношений, связанных с феноменом «цифрового разрыва / «цифрового неравенства». Рассматриваются общественный и семейный уровни отношений между поколениями как важный аспект формирования и развития преемственности поколений.

FEATURES OF INTERGENERATIONAL RELATIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SOCIETY

Moskvitina Olga Alexandrovna (Moscow, Russia), PhD in psychology, associate Professor, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mskvn-lg@yandex.ru

Kabardov Mukhamed Kanshobievich (Moscow, Russia), Grand PhD in psychology, Professor, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: kabardov@mail.ru

Abstract. The article presents an analysis of relations between generations related to the phenomenon of "digital divide / digital inequality". The social and family levels of relations between generations are considered as an important aspect of generation succession formation and development.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ 19-29-14177 мк «Динамика нейрокогнитивного, эмоционального и личностного развития подростков в условиях системной цифровизации школьного образования».

Цифровизация экономики государства, повлекшая за собой перевод технологий в виртуальное пространство, затронула области далекие от экономики, но являющиеся областью ее непосредственных интересов — отношений между людьми.

Отношения между людьми в их непосредственном виде разворачиваются в их повседневной жизни — семейно-бытовой и производственной сферах — как межличностные и межгрупповые отношения. Межгрупповые отношения затрагивают экономические, политические, культурные и иные сферы.

С появлением в обыденной жизни людей новых технических средств связи (гаджеты, девайсы, интернет) изменились возможности человеческого взаимодействия и общения, что не могло не отразиться и на разного рода отношениях, включая отношения межпо-коленческие.

Приобщение к цифровому миру требует не только наличие устройств, необходимых для подключения к нему, но и навыков по их использованию. Первое требует денежных вложений, а второе — умения обращаться с этими устройствами. Представители разных поколений и разные слои населения не имеют одинаковых возможностей для участия в виртуальной жизни. В обществе возникает явление так называемого «цифрового неравенства» или «цифрового разрыва». Исследователи приводят три его уровня: на первом уровне фиксируется разница в доступе к новейшим информационным технологиям, интернету или их низкое качество; на втором — разница в навыках, необходимых не только для потребления, но и для производства информационного контента для взаимодействия; на третьем уровне фиксируются «...жизненные шансы и возможности, обусловленные использованием информационных технологий.» [2, с. 109].

Цифровое неравенство особенно отчетливо проявляется в географическом и демографическом аспектах. Так, активное внедрение цифровизации в повседневную жизнь дает преимущество молодому поколению пользователей, проживающих в крупных и средних городах.

Цифровые технологии способствуют активизации социального взаимодействия пожилых пользователей, в частности, появляются новые возможности для общения внутри семьи, ближнего социума, для представителей разных поколений, но особенно для старшего поколения; кроме того, у пожилых людей появляется возможность освоить хотя бы элементарные цифровые навыки и решать некоторые из своих жизненных проблем, снизив ощущение бессилия и повысив самооценку. Цифровые технологии позволяют повысить качество жизни через онлайн-услуги учреждений, а также общение в социальных сетях и удовлетворение своих познавательных потребностей [4], есть данные, что многие из «. представителей старшего поколения настроены благодушно в отношении мобильных телефонов и сети интернет . пожилые люди, пользующиеся мобильной телефонной связью и Всемирной сетью, чаще ощущают себя счастливыми» [1, с. 167].

И молодые участники цифровых изменений в обществе, и пожилые являются представителями разных поколений общества. Их отношения в изменившихся обстоятельствах общественного бытия немаловажны еще и с точки зрения развития самого общества — межпоколенческой преемственности. Л.Г. Лебедева указывает на то, что преемственность поколений «является естественно-исторической формой самоорганизации жизнедеятельности общества» [3, с. 57]. Из поколения в поколение передаются так называемые культурные универсалии, представляющие собой «основополагающие значения, черты, законы, категории, способы осмысления мира, общие для всех национальных культур мира» [7, с. 501], и культура аутентичная, которая «подлинная, неотчужденная от своей истории, объединяющая настоящим свое прошлое и будущее, отражающая в самосознании и максимально раскрывающая в действительности природу национального характера и психологии» [7, с. 229].

Л.Г. Лебедева считает, что «в условиях социальной транзиции характерными атрибутами преемственности выступают традиции, с одной стороны, и инновации — с другой» [3, с. 61]. У старшего поколения накоплен опыт и знания, которыми они могли бы поделиться посредством цифровых технологий с молодыми, однако этот опыт вряд ли будет восстребован у большинства молодежи, так как у них, в отличие от старшего поколения, нет систематизированной и четкой картины мира, представлений о себе как части социума [6, с. 96]. Развитие такого сценария может привести к утрате общей исторической памяти — важнейшего механизма трансляции ценностей культуры и общества [6, с. 97].

Современный мир VUCA (volatility — нестабильность; uncertainty — неопределенность; complexity — сложность; ambiguity — неоднозначность) оказывает свое влияние и на семейные отношениях между поколениями. Исследователи наблюдают межпоколенчес-кое дистанцирование, вызванное тем, что в современном обществе существует своеобразный культ темпа, новизны, легкости, «достигаторства». В отличие от молодых, старшие члены семьи не всегда успевают за этим темпом: основательная неспешная старость и перешедшая на визуальный язык, «оседлавшая», благодаря технологиям, скорость молодое поколение не всегда могут найти общий язык внутри семьи. Это может усугубляться и транслируемым массовым сознанием отношением к пожилым людям как к бесполезной категории населения [5]. Ситуация в семье может напоминать современную ситуацию в образовании, когда учителя «не поспевают за языком, способами, стилистикой и содержанием коммуницирования своих подопечных, не ориентируясь во многих новшествах, интересных ученикам, обретая порой образ комичного, жалкого и часто лишь ритуально приставленного к ученикам содержательно избыточного персонажа» [8, с. 52].

Что будет с нынешним подрастающим поколением, когда они станут поколением старшим? Смогут ли они также осваивать технологичный мир, как делают это теперь, или для них это будет тогда недоступным: ведь согласно некоторым прогнозам старость, как неспособность усваивать и использовать новейшие технологии, будет наступать уже после тридцати лет.

Литература

1. Гасумова С.Е. Отношение пожилых людей к сети интернет и мобильной телефонной связи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 3 (27). С. 161-171.
2. Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // RUDN Journal of Sociology. 2019. 19 (1). С. 108-120.
3. Социоинституциональные основы преемственности поколений в современном российском обществе: автореф дис. канд. социол. наук. — СПб, 2017. — 29 с.
4. Цифровая грамотность поколения «третьего возраста» как адаптационный ресурс в условия информационного общества // Logos et Praxis. 2018. Т. 17, № 2. С. 103—110.
5. Клемантович И.П., Соболева М.К., Перлова И.В. Взаимодействие между поколениями в современных условиях // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3—6. С. 839—843.
6. Сучилина А.А. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10, № 1. С. 95—99. DOI: 10.26794/22267867-2020-10-1-95-99
7. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 — 640 с.
8. Щербина Е.Ю., Кислов А.Г. К педагогике эпохи цифрового разрыва // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 49—59. DOI 10.24411/2307-4264-2020-10105.
межпоколенческие отношения молодежь старшее поколение «цифровой разрыв» «цифровое неравенство преемственность поколений intergenerational relationships young people the older generation the “digital divide”
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты