Спросить
Войти
Категория: Социология

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ МОЛОДОСТИ

Автор: Галлере Инна

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ МОЛОДОСТИ

Галлере Инна (Москва, Россия), аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: galler.inna@gmail.com

Аннотация. Показано, что в картине мира людей независимо от их возраста представления об отдельных личностных качествах и особенностях поведения молодежи присутствуют в виде целостных структур — образов молодежи, согласно которым определяется ее положение в обществе. В статье анализируются основные подходы к определению понятия молодежи, выявлению ее роли в социуме и классификации молодости.

CLASSIFICATION OF YOUTH

Gallere Inna (Moscow, Russia), PHD student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: galler.inna@gmail.com

Abstract. It is shown that in the worldview of people, despite the fact of their age, ideas about individual personal qualities and behavioral characteristics of youth are represented in the form of integral structures — images of youth, according to which its position in society is determined. The article analyzes the main approaches to the definition of youth and the identification of its role in society.

Особенности культурно-исторического и социального развития современного общества диктуют представление о социуме как о динамической системе, которая находится в постоянном движении, а ее структурные звенья подвергаются изменениям в разных измерениях. Таким измерением общества служит возрастная структура населения. Эксперты отмечают регулярные изменения в возрастной структуре общества. Последствия таких реформ выходят за рамки демографического вопроса и несут психологическое, экономическое, культурологическое, социологическое значение для современного мира. Таким образом, очевидна необходимость более детального изучения проблемы положения молодежи в социуме.

Особый статус молодежи как социально-демографической группы связан с тем, что в этот период происходит становление человека как социально и личностно ответственного субъекта.

Специфика возраста, с одной стороны, и социального положения молодежи, с другой, определяют ее психологические характеристики. Конкретные возрастные рамки молодости как определенной фазы жизненного цикла, социальный статус молодых людей и их психологические характеристики обусловлены социокультурно и определяются спецификой процессов социализации в том или ином обществе.

При этом на развитие тех или иных психологических качеств молодых людей значительное влияние оказывают социальные представления о психологических характеристиках молодежи как социально-демографической группы. Одним из факторов, определяющих особенности социальных представлений, является возраст.

Возраст является важнейшим фактором существования личности. Возраст в психологии рассматривается сквозь призму временных характеристик развития человека. Возраст, рассматриваемый в рамках психологии, обозначает определенный этап онтогенеза, которому способствуют социальные и биологические детерминанты. Период молодости пересекается со многими сложными явлениями социального и культурного развития личности в определенных исторических условиях его существования. Выделение периодов в системе возрастного развития указывает на то, что для конкретного возраста характерны определенные психические качества. Обозначение границ начала и особенно окончания этапа — весьма искусственный процесс. В системе возрастной периодизации оправдано

использование методики «перехлестывания» возрастных отрезков времени, важным здесь является последовательность этапов. Каждый период включает в себя развитие психики и форму поведения индивида.

Следовательно, возраст — это особая мера развития, по Л.С. Выготскому — это замкнутый цикл с определенной динамикой и структурой [2].

Вопрос возрастной периодизации получил свою актуальность еще во времена древнего мира. Первыми, кто предложил делить возраст на этапы, были Аристотель, Гиппократ, Пифагор.

Аристотель был особенно краток, он выделял всего три стадии: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 до 21 года. Пифагор сопоставлял возрастную периодизацию с природными явлениями — временами года. Весной он называл этап становления человека (от рождения до 20 лет), летом — молодость (от 20 до 40 лет), осенью — расцвет сил (от 40 до 60 лет), зима была угасанием человека (60—80 лет). У Гиппократа было иное видение возрастного деления — он выделял семилетние периоды, всего таких было 10 [3].

Сегодня по-прежнему не выявлена единая классификация возрастных периодов, в результате чего были выделены общие тенденции в различных периодизациях, их близость и отличия.

Американский геронтолог Дж. Биррен предложил поделить жизненный цикл человека на восемь фаз. Он рассматривал младенчество (от рождения до 2 лет), дошкольный период (2—5 лет), детство (5—12 лет), юность (12—17 лет), раннюю взрослость (17—25 лет), зрелость (25—50), поздняя зрелость (50—75 лет), старость (от 75 лет). Данная категоризация имеет недостаток — здесь не выдержан единый принцип дифференциации. Вторая фаза, которая названа предшкольной, образована на основании признаков рода деятельности, что отличает ее от других этапов онтогенеза. Следовательно, такое построение периодизации может считаться некорректным. Биррен не выделяет молодость в отдельную категорию, происходит размывание границ, и из юности личность вступает в фазу ранней взрослости [1].

Американский социолог Д. Бромли выделил пять циклов эволюции человека, примечательно, что каждый этап подразделялся на несколько стадий. Таким образом, цикл «юность» был разделен на старшее школьное детство (11—15 лет) и позднюю юность (15—21 год); цикл «взрослость» состоял из трех уровней — ранней взрослости (21—25 лет), средней взрослости (25—40 лет), поздней взрослости (40—55 лет). Очевидно, что возрастные изменения, по мнению Д. Бромли, ограничивались, с одной стороны, от юности и, с другой — от взрослости. Биррен и Бромли оказались близки в своих суждениях о размытости границ и понятия «молодости» как отдельного выделенного этапа.

Отечественные исследователи, которые большую часть своей жизни посвятили вопросам антропологии, начало зрелости именовали юностью, упуская термин «молодость».

Советский антрополог В. Бунак поддерживал мнение Д. Бромли в делении юности на раннюю и позднюю стадии, однако временные показатели заметно отличались друг от друга. Так, Бунак ограничивал первый период юности от 17 до 20 лет, а второй период — от 20 до 25 лет.

Еще более нестабильной считаются характеристики и средние временные границы взрослости, которые очень разнятся: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25—40 лет (Д.Б. Бромлей), 25—50 лет (Д. Биррен), 36—60 лет (в соответствии с международной периодизацией возрастов) [1]. Биррен говорит о зрелости как об этапе между юностью и старостью, Бромли обозначает этот диапазон взрослостью, а Гинзбург и Бунак ранний период называют возмужалостью, поздний — зрелостью (от 40 до 55 лет). В свою очередь немецкий ученый Г. Гримм не дробит взрослость вообще, определяя ее исключительно трудоспособным периодом жизни индивида.

Еще более неопределенной является фаза взрослости. Картина метрических определений показывает различие верхних и нижних границ взрослости в разных периодизациях. По Биррену, юность завершается в 17 лет, по Бромли — в 21 год, а международная категоризация описывает завершение взрослости у женщин в 20 лет, у мужчин — в 21 год, по Бунаку — в 25 лет [4].

Чрезвычайно труден и вопрос дробления зрелости. Одни называют ее юностью, другие — ранней взрослостью или молодостью, третьи выделяют юность в качестве отдельного этапа, а другие принимают ее как часть молодости.

Границы среднего возраста также не определены. Некоторые периодизации среднего возраста включают в себя раннюю взрослость или, как часто ее называют, молодость, исходя из точек зрения других исследователей. Например, советский профессор Д. Век-слер определяет средний возраст (среднюю взрослость) рамками между 20 и 35 годами, Д. Бромли — между 25 и 40 годами, Д. Биррен определяет временные границы от 25 до 40 лет [4].

Следовательно, исходя из разных точек зрения, упомянутых выше, выдвинем центральную мысль, что ранняя и средняя взрослость описывает стадии «вхождения» в зрелость и «апогей» зрелости. Период ранней взрослости равнозначен молодости, которая характеризуется вовлечением в социальную деятельность, избирательным правом, а также юридической ответственностью. В молодости личность вырабатывает стиль дальнейшей жизни, формирует круг общения, знакомится с новыми профессиональными ролями, близится к завершению образовательной деятельности или принимает решение об ее продолжении. Средняя взрослость отличается своим серединным положением между теми, кто вступает в старость, и взрослеющими людьми, которые начинают жить самостоятельно. Здесь примечателен социальный аспект, когда наступает материальная независимость, повышается уровень профессиональной и общественной деятельности.

Таким образом, оценивая отечественные и западные возрастные периодизации, очевидна близость и перекрещивание границ юности, молодости и взрослости, которая в большинстве своих категоризаций включает ранний этап, именуемый молодостью.

На сегодняшний день ученые так и не пришли к единой возрастной дифференциации. Выявлено отсутствие единого научного определения содержания и функций молодежи. Функционально молодежный возраст представляет собой объективно необходимое состояние в системе общества, являясь этапом поведения личности, где она уже не играет роль ребенка, но в то же время еще не исполняет роль взрослого индивида. Данное положение состоит в подготовке к воспроизводству будущего общества. С содержательной точки зрения возраст молодежи характеризуется накоплением новых психологических особенностей, освоением социального мира, приспособлением ко всем отношениям в социальном пространстве, которое происходит по причине постоянного взаимодействия молодых людей с окружающей средой.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. труды / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1997.
3. Хасанова Г.Б. Антропология. 6-е издание. Учебное пособие. — М.: ООО «КноРус», 2014.
4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005.
молодежь возраст взрослость категоризация молодость. youth age adulthood classification.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты