Спросить
Войти
Категория: Социология

САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТЕЙ РАЗНЫХ ЭПОХ

Автор: Москвитина Ольга Александровна

САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТЕЙ РАЗНЫХ ЭПОХ

Москвитина Ольга Александровна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mskvn-lg@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрен исторический и социальный контексты влияния культуры, присущей разным поколениям, на самооценку личности. Рассмотрены традиционное, советское и современное общества с присущими каждому из них системой ценностей и идеалом человека, возможностей для обретения личностью своей значимости в конкретных культурно-исторических условиях.

SELF-ASSESSMENT OF THE INDIVIDUAL IN THE VALUE CONTEXT

OF DIFFERENT EPOCHS

Moskvitina Olga Alexandrovna (Moscow, Russia), PhD in psychology, associate Professor, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mskvn-lg@yandex.ru

Abstract. The historical and social context of the influence of culture inherent in different generations on the self-esteem of a person is considered. The article considers traditional, Soviet and modern societies with their inherent value system and ideal of a person, as well as the possibility of a person gaining significance in specific historical conditions.

Проблема влияния на самооценку внешних воздействий, в частности, межпоколен-ческих отношений, с присущими им на каждом конкретном историческом этапе развития общества особенностями, представляется интересной для теоретического анализа.

На основе исторической (социальной) памяти и передаваемой из поколения в поколение культуры, представляющей собой совокупность важных «символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность» [6, с. 228], возникает коллективный, объединяющий смысл жизни того или иного общества с его целями, ценностями, отношением к миру, образом будущего, мечтами и опасениями, подходами к преодолению невзгод и трудностей; создаются условия для общения, взаимодействия между людьми разных поколений, принадлежащих одной культуре; образуется основа для включения в культуру и общество подрастающего поколения. На представления о ценностях, идеалах, о месте, функциях и роли личности и общества оказывает влияние и особенности экономико-технологического уклада каждой эпохи.

Понятие «поколение» может быть отнесено к представителям одной семьи или рода, к разным возрастным группам общества и к категории людей, переживших одно и то же памятное для всех историческое событие. В разных обществах поколения могут быть похожими друг на друга, а могут отличаться в зависимости от пережитых в юности большинством поколения событий. Так, Г. Шуман и Ж. Скотт приводят в пример традиционные крестьянские общины, которые не претерпевают значимые события, привносящие «новообразования», следовательно, поколения в таких обществах практически не отличимы друг от друга [7, с. 46].

Ценности и общественные идеалы традиционного общества можно рассмотреть на примере идеальной модели русской общины, приведенной П.И. Смирновым [4], в которой первой ценностью являлась община (мир), обеспечивавшая выживание, расселение, защиту земельных владений и хозяйственно-правовой порядок. В общине сформировались и поддерживались ценности человеческого рода (народа), общества (Родины или

Отечества), сообщинника — как биологического существа, обеспечивающего воспроизводство, и как труженика, усилиями которого облегчается нагрузка на всех работников, справедливость, как изначальное социальное равенство по отношению к земле, и власть мира (общины). Идеал человека основывался на нравственном идеале крестьян [4], заключавшемся в праведности, основанной на вере и ее внешнем проявлении; славе, приобретаемой через страдания за мир (общину); мудрости — знаний традиций духовных и земледельческих и способность выразить их словом.

Социалистическая форма индустриального общества, возникшая благодаря смене общественного строя в России, представляла собой построение общества нового типа, в котором менялся не только окружающий мир, но и воспитывался новый человек, который разделял ценности правды и справедливости, отвергая карьеру, личную славу и обогащение.

Особенности социального строя сформировали общественный идеал человека, который отличался жизнерадостностью, верой в будущее, состраданием, дружелюбием, порядочностью, целеустремленностью, стойкостью, трудолюбием, преданностью идеалам, наивностью и простодушием; вместе с тем ему была присуща пассивность, апатия и чрезмерное послушание [3, с. 91]. Из социальных ценностей следует отметить культ знания и образования, научно-технического творчества, прогресса и изобретательства, коллектива и коллективизма, межпоколенческой преемственности [2]. Однако усиление рыночного мышления и отношений (противоположных советской идее) во власти привнесло зависимость сотрудника от руководства (распределение благ).

Наконец, постсоветский этап развития общества, начавшийся с краха системы ценностей предыдущей эпохи, мировоззренческой растерянности, ползучего навязывания ценностей, присущих другой культуре (свобода ото всех, независимость, атомизация), основанных на ином укладе жизни, утвердил торжество ценностей индивидуализма, прагматизма и конкуренции. Общественный идеал человека, с точки зрения людей прошлых поколений, весьма сомнителен: им является квалифицированный потребитель. Но к достоинствам наших современников можно отнести «предприимчивость, деловитость, трезвый взгляд на жизнь, любознательность», а к недостаткам — «индивидуализм, эгоизм, обособленность, самолюбование, наплевательское отношение к другим людям; безответственность, агрессия и враждебность» [4, с. 91].

Самооценка личности возникает в структуре психосоциальных отношений [1]. Члену общества, будь то ребенок или взрослый, приходится сталкиваться с оценкой себя, своего поведения с точки зрения чьих-то чужих представлений о должном, основанных на разных идеалах и ценностях. С самых ранних лет социум предъявляет личности оценочные суждения со стороны взрослых — семьи (родителей и взрослых родственников) и взрослых, не принадлежащих к семье, — учителей, воспитателей, врачей, просто окружающих взрослых, а также со стороны сверстников — друзей, знакомых, одноклассников, старших и младших братьев и сестер и др., причем идея должного представителями разных поколений понимается по-разному.

Ситуацию усложняет еще и тот факт, что представители разных поколений, транслирующие системы ценностей, которые могут отличаться друг от друга, сами находятся в разных ролевых позициях: родители и прародители, дети, старшие, младшие. Можно предположить, что родственники транслируют ценности и идеалы, оценивают ребенка или ближнего в зависимости от их личного понимания образа будущего для себя, своего потомства, что в свою очередь находится в зависимости от их представлений о необходимости укорененности в своем роде, в жизни общества и государства. Другие агенты социализации преподносят идеалы и ценности жизни и выносят оценочное суждение об ученике с точки зрения общественного идеала.

Каждое подрастающее поколение уже на протяжении 30 лет сталкивается с широким «выбором» идеалов и ценностей, которые они могут присвоить и превратить в основу для формирования представлений о себе, своей ценности и значимости, для управления своими деятельностью и поведением, для выстраивания своего жизненного пути и миропонимания. В основе этого присвоения и принятия идеалов и ценностей, а затем возникновения представлений, лежат процессы оценивания и самооценивания, сутью которых является сравнение, сопоставление. Усвоенные идеалы и ценности, наряду с другими существующими социальными нормами и собственными достижениями, становятся мерой, лежащей в основе этого сравнения [5].

В русской общине (ее идеальной модели) обретение социальной значимости на нравственной и законной основе являлось для общинника важной ценностью, подвигавшей его к самореализации. Как указывалось выше, реализовать себя и получить уважение со стороны общества, положительное оценивание своей жизни (а это не могло не сказываться на самооценке конкретного человека) можно было через приближение к нравственным общинным идеалам. Однако следует отметить, что в общине человек был лишен возможности достичь социальной значимости посредством самостоятельного ведения хозяйства, через развитие мастерства земледелия и достижения богатства; для людей, склонных к этой деятельности, такое ограничение свободы было тяжелым испытанием.

Не каждый человек был готов пойти на неодобряемые миром поступки, идущие в разрез с общепринятыми ценностями. Но тот, кто на это решался, оценивая баланс между тем, что он не может жить в традициях общины и своими возможностями выжить самостоятельно, в пользу последнего, обретал отталкивающие черты, присущие людям, пытающимся жить по законам рынка, которые отсутствовали в мироустройстве общины [4].

В советское время возник феномен «социальных лифтов», когда у любого человека появлялась возможность самореализоваться и получить социальное признание и обрести общественную значимость благодаря своему стремлению к знаниям, беззаветному и ударному труду на гражданской или военной службе [2]. Самооценка человеком себя по-прежнему находилась под влиянием общественно значимых ценностей. Усилия системы образования и общества в целом были направлены на формирование у личности школьника широких социальных мотивов. В сложной ситуации оказывались люди, которые, с одной стороны, не разделяли ценности новой эпохи, а с другой — воспитывали подрастающее поколение. Перед ними вставала проблема выбора между открытым предъявлением своих взглядов или, вопреки им, одобрением общественного идеалов и ценностей перед воспитаниками.

В современном развивающемся обществе потребления формируются стандарты успешности в глазах окружающих: ценности материального благополучия, престижа, прагматичности, эгоизма, жесткой конкуренции, индивидуализма, соответствие системе социального рейтинга. Социальная действительность характеризуется отсутствием согласования в базовых ценностях и идеалах между представителями разных поколений.

Самооценка подрастающего поколения подкрепляется в соцсетях, где они присутствуют виртуально, в качестве аватаров. Лайк, дизлайк и эмодзи — средства оценки происходящего, другого и самого себя. В виртуальности все оценивается по-другому. Самооценка нередко базируется, с одной стороны, на том, что у человека есть что-то (или чего-то нет) из объектов престижа, а с другой — на впечатлениях от самого себя в виртуальной жизни. Высокая самооценка у молодежи нередко строится на ощущении собственного совершенства и превосходства по отношению к представителям других поколений.

Важно понимать, что для того, чтобы человеку не утратить свои корни, не выпасть из исконной «системы координат», сохранить эмоциональную, ценностную и интеллектуальную

связь с представителями старшего поколения, со своими предками необходимо быть «...в обществе определенного типа, близкого к тому, в котором жили его предки...» [4].

Литература

1. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология». 1986. № 3. С. 21-30.
2. Иванов Л. Советский проект и общественное сознание // Газета «Завтра», 26.07.2017 г. URL http://zavtra.ru/blogs/sovetskij_proekt_i_obshestvennoe_soznanie (дата обращения 30.03.2020).
3. Сикевич З.В. Динамика «образа» прошлого и настоящего в представлениях петербуржцев // Социологические исследования 2016. № 3. С. 88-97.
4. Смирнов П.И. Русская сельская община: происхождение, основные функции и ценности // Журнальный клуб «Интелрос Credo New». 2014. № 3. URL http://www.intelros.ru/readroom/ credo_new.. (дата обращения 25.03.2020).
5. Филимонова А.В. Оценочные суждения в процессе формирования опыта самооценки творческих достижений // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сборник статей / Сост.: Ю.В. Братчикова. — Екатеринбург: УрГПУ, 2013. — 146 с.
6. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 — 640 с.
7. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // СОЦИС. 1992. № 2. С. 51—57.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА1

Москвитина Ольга Александровна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mskvn-lg@yandex.ru

Кабардов Мухамед Канобиевич (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: kabardov@mail.ru

Аннотация. Представлен анализ современных межпоколенческих отношений, связанных с феноменом «цифрового разрыва / «цифрового неравенства». Рассматриваются общественный и семейный уровни отношений между поколениями как важный аспект формирования и развития преемственности поколений.

FEATURES OF INTERGENERATIONAL RELATIONS IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SOCIETY

Moskvitina Olga Alexandrovna (Moscow, Russia), PhD in psychology, associate Professor, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mskvn-lg@yandex.ru

Kabardov Mukhamed Kanshobievich (Moscow, Russia), Grand PhD in psychology, Professor, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: kabardov@mail.ru

Abstract. The article presents an analysis of relations between generations related to the phenomenon of "digital divide / digital inequality". The social and family levels of relations between generations are considered as an important aspect of generation succession formation and development.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ 19-29-14177 мк «Динамика нейрокогнитивного, эмоционального и личностного развития подростков в условиях системной цифровизации школьного образования».
ценности идеал человека сравнение самооценка социальная значимость поколения русская община советское общество общество потребления values
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты