Спросить
Войти

Чествование победителей главных общегреческих состязаний: реалии и терминология. Награждение на месте проведения соревнований

Автор: указан в статье

Э. В. Янзина, О. В. Корнеев

ЧЕСТВОВАНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ГЛАВНЫХ ОБЩЕГРЕЧЕСКИХ СОСТЯЗАНИЙ: РЕАЛИИ И ТЕРМИНОЛОГИЯ Награждение на месте проведения соревнований

Данная статья посвящена награждению победителей главных общегреческих игр в местах проведения этих состязаний, а также связанным с процессом награждения реалиям и их терминолическим обозначениям. В основе статьи лежит изучение всех имеющихся в нашем распоряжении источников: произведений древнегреческой и римской литературы, эпиграфических и папирологических документов, изображений на памятниках античного искусства. Особое внимание уделяется рассмотрению победных надписей атлетов (главным образом, олимпийских), исследуется их содержание и даётся классификация.

Данная статья открывает цикл из двух очерков, посвященных чествованию победителей главных общегреческих атлетических состязаний. В первом очерке рассматриваются почести, ожидающие атлетов на месте проведения соревнований, а также связанные с этим термины-агононимы. Второй очерк планируется посвятить чествованию атлетов-победителей в их родных городах. Речь пойдет в основном об Олимпийских играх, самом престижном и хорошо освещенном античными источниками турнире. По мере возможности, будут привлекаться сведения из истории Пифийских, Истмийских и Немей-ских игр, относительно которых наши знания носят фрагментарный характер и не позволяют составить целостной картины о происходящем на этих состязаниях. Известно, что Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры включали в свою программу не только состязательную, но и сакральную части, которые первоначально были неотделимы друг от друга. Тем не менее к моменту обретения этими фестивалями статуса общегреческих связь с культом начинает утрачивать былое

значение. Состязательная же часть со временем получает все большую самостоятельность, что, в свою очередь, отражается и на общей продолжительности праздника.

Так, например, в Олимпии на протяжении первых двадцати двух олимпиад (776-692 гг. до н. э.), участники которых состязались в беге, борьбе и пентатлоне (Paus. V, 8, 6-7), торжества занимали только один день, приходившийся на полнолуние. Впоследствии в связи с увеличением числа спортивных дисциплин для проведения праздника потребовался гораздо больший срок (Ziehen 1939: 11). В классическую эпоху Олимпийские игры продолжались, по меньшей мере, пять дней1.

Торжественное открытие игр происходило в Альтисе Зевса Олимпийского. Во время церемонии атлеты, их отцы и братья, а также тренеры и судьи приносили присягу в том, что не допустили и не допустят в Олимпии никаких злоупотреблений (Paus. V, 24, 9-10).

Главные религиозные мероприятия приходились на полнолуние2. Вечер перед первым появлением полной луны над долиной Алфея был посвящен жертвоприношениям в честь Пелопа (svayio^axa или ai^aKoupiai3), одного из наиболее почитаемых в Олимпии героев (Paus. V, 13, 1). Культовой кульминацией праздника являлся следующий день, центральным событием которого была торжественная процессия, завершавшаяся принесением великих гекатомб на алтаре Зевса (Ziehen 1939: 12).

Что касается программы атлетического турнира, то она в точности неизвестна4. Можно лишь утверждать, что на один

1 Pind. Olymp. V, 6 (йяо ßouOuoiaic; asOXrov ts nspnapipoi; apiXXai;). Схолиасты предлагают различные варианты истолкования этого места. Одни относят прилагательное nspna^spoi &пятидневные& исключительно к существительному apiXXai &состязания&, другие связывают его также и с ßouOuaiai &заклание жертвенных быков&. В первом случае получается, что пять дней длился только атлетический турнир (Schol. Pind. Olymp. V, 13 b, d и др.), а во втором - что все игры, включая и сакральную их часть, занимали пять дней (ibid. V, 10 а; 13 а).
2 В древнейший период истории игр главные жертвоприношения предшествовали атлетическому турниру (Diod. Sic. IV, 73, 3; Paus. V, 14, 6; Pind. Olymp. X, 43 sqq. и др.), а в классическую эпоху приходились на его середину.
3 Pind. Olymp. I, 90. Ср. Schol. Pind. Olymp. I, 146 a, d; 137-188; Hesych. a 1939 и др.
4 Некоторые варианты реконструкции последовательности соревнований представлены у Циена (Ziehen 1939: 11-14). Правда, все они не

день приходились соревнования в беге5, на другой - конный турнир6 и пентатлон7, на третий - борьба, кулачный бой и панкратион (Paus. VI, 15, 3 sq.). Скорее всего, соревнования в детской возрастной категории предшествовали взрослым , а заключал программу игр бег в доспехах9.

После завершения состязаний в каждой из представленных в Олимпии спортивных дисциплин глашатай (к^ри^) объявлял имя победившего в ней атлета. Подобная процедура называлась avappn^i^ &публичное провозглашение& или avaKqpu^i<; &объявление через глашатая& (Poll. III, 152; ср. Aeschin. Ctesiph. 189). Проиллюстрировать ее можно на примере одной аттической чернофигурной амфоры VI в. до н. э. (рис. 1), снабженной к тому же поясняющей надписью. На ней изображен сидящий на лошади атлет, за которым следует юноша с треножником, являлишены недостатков, на что указывает и сам автор. Кроме того, набор и последовательность спортивных дисциплин могли изменяться на протяжении истории Олимпийских игр. Так, например, введенный на 38-й олимпиаде (628 г. до н. э.) пентатлон для мальчиков был по решению элейцев тут же упразднен. Не прижились и отмененные на 84-й олимпиаде (444 г. до н. э.) состязания в Spôpoç x^ç àn^v^ç &бег запряженных мулами колесниц& и Spôpoç x^ç KaAn^Ç &скачки на кобылах&. Первый вид соревнований появился на 70-й (500 г. до н. э.), а второй - на 71-й (496 г. до н. э.) олимпиадах (Paus. V, 9, 1).

5 В трех его разновидностях - axaSiov &стадий&, SiauXoç &двойной бег&, SoXixoç &длинный бег& (Paus. VI, 13, 3).
6 Конные состязания включали в себя три дисциплины: xsöpinnov &бега колесниц, запряженных четверками лошадей&, auvropiç &бега парных упряжек& и ks^^ç &скачки&. В турнире участвовали, как взрослые лошади, так и молодняк, который выступал отдельно (к названиям соревнований такого рода добавлялся эпитет nroXiKÔç &жеребячий& (Paus. V, 8, 8 sq.)).
7 Xenoph. Hell. VII, 4, 29. До 77-й олимпиады (472 г. до н. э.) программу этого дня состязаний завершал панкратион. Однако затем решено было перенести выступления панкратиастов на другой день (Paus. V, 9, 3).

Plut. Quaest. conv. 639 a. Дети соревновались в беге (axaSiov), борьбе, кулачном бое и панкратионе (Paus. V, 8, 9 sq., Philostr. Gymn. 13).

9 Подобной расстановке состязаний противоречит список победителей в P. Oxy. II, p. 88, который практически полностью совпадает с сохраненным Фотием фрагментом труда Флегона об олимпиониках (Phot. Bibl. 97; FHG III, 606, frg. 12). По свидетельству этих источников, Олимпийские игры завершались конным турниром, которому предшествовали состязания в детской возрастной категории. Однако такой порядок соревнований не находит подтверждения у других античных авторов.

ющимся, по-видимому, главной наградой за победу. Перед атлетом стоит глашатай, рядом с которым начертаны произносимые им слова: ДУШ1КЕТУ : Н1П02 : №КА1 &Динекета лошадь побеждает&.

Рис. 1. Аттическая чернофигурная амфора формы панафинейских. Третья четверть VI в. до н. э. Лондон, Британский музей, В 144

(Gardiner 1930: Fig. 207).

Вслед за объявлением происходило предварительное награждение победителя. Атлет получал от судей пальмовую ветвь (tov фотка ^a^ßaveiv) и памятную ленту (xaivioncBai).

Пальмовая ветвь (фот<^) являлась непременным атрибутом не только Олимпийского, но и всех прочих атлетических фестивалей10. По свидетельству Павсания (VIII, 48, 2-3), у истоков этой традиции стоял Тесей, который, возвращаясь на родину после победы над Минотавром, во исполнение обета Аполлону посетил остров Делос и учредил там игры. Наградой победителю была ветвь финиковой пальмы, растения, особенно почитаемого в Делосском святилище бога11. Затем этот обычай, по всей видимости, распространился и на другие атлетические

фестивали. Пальмовую ветвь обычно помещали в правую руку 12

атлета . Этот знак победы нередко изображался на памятниках античного искусства. По рассказу Павсания (VIII, 48, 1), в Тегее

10 Plut. Quaest. conv. 723 b (xov 5è фомка Koivfi navxsç [àyfàvsç syouaiv]). Cp. Hor. Carm. I, 1, 6.
1 См. также Plut. Quaest. conv. 724 b; Thes. 21. Согласно мифу, именно под финиковой пальмой Латона родила Аполлона и Артемиду (Hymn. H om. In Apoll. 117).
12 Paus. VIII, 48, 2-3: éç 5è x^v Ss^iav éaxi каг navxaxoù хф viKÖvxi éaxiOé^evoç фом^.

находился портрет Иасия, одного из первых олимпиоников, одержавшего победу на играх, которые устроил в Олимпии Фиванский Геракл. На этом изображении Иасий левой рукой удерживал коня, а правой сжимал пальмовую ветвь.

Награждение лентой (хагу(а) практиковалось в Олимпии с древнейших времен. Согласно легенде, писейская царевна Гип-подамия увенчала такой лентой Пелопа, первого олимпийского

1 о

победителя в беге колесниц . По свидетельству Павсания, на ипподроме в Олимпии рядом с метой стояла бронзовая статуя Гипподамии, представляющая ее с лентой в руках14. О том, как выглядел этот символ победы, мы можем судить по многочисленным античным его изображениям (рис. 2-5). Лента представляла собой полоску шерстяной материи красного цвета, иногда украшенную листьями священных деревьев15. Похоже, что во время предварительного награждения судьи увенчивали лентой голову атлета16, а затем при возложении победного

17

венка, сняв с головы, закрепляли ленту на его руке . Примером может служить изображение на одной античной вазе свободного стиля (рис. 2). В центре композиции находится крылатая богиня победы Ника. Она украшает венком голову стоящего слева от нее атлета, который победил, по всей видимости, сразу в двух дисциплинах, так как каждую из его рук, в которых он держит пальмовые ветви, обвивает по

1 3

В историческое время ср. Paus. VI, 2, 2. См. также Thucyd. V, 5G, 4.

14 Paus. VI, 20, l9: raivíav те sxouaa rai avaSsîv rov ШХояа péXXouaa éni rp vtefl &имеющая ленту и готовая увенчать Пелопа за победу&. Подробнее см.: Bötticher 185З: 8.
15 Verg. Aen. V, 269: puniceis ibant evincti tempora taenis &шли, увенчавши виски пурпурными лентами&. Комментатор Вергилия Сервий так толкует это место: Puniceis taenis] vittis roseis: et significat

lemniscatas coronas, quae sunt de frondibus et discoloribus fasciis. Et sicut Varro dicit, magni honoris sunt &пурпурными лентами, т. е. повязками розового цвета: [Вергилий] имеет в виду украшенные лентами венки, сделанные из листвы и разноцветных прутьев. По мнению Варрона, носить их очень почетно& ^р. Fest. p. З60 M.; Hesych. X 875). Plut. Timol. 8: raivía ... aт£фávouç sxouaa rai №raç épл£л;olKlXp,£vaç &лента, украшенная венками и вытканными изображениями богинь победы&. См. также: Bötticher 185З: 12-1З.

17 Cp. Paus. V, 11, З; VI, 4, З; 14, 7; IX, 22, З.
17 Ср. ibid. VI, 1, 7. Тем не менее у нас нет оснований утверждать, что такой порядок присуждения наград существовал на всех атлетических фестивалях. Что касается Олимпии, то там он мог быть неодинаков в разные периоды ее истории.

победной ленте. Слева от Ники расположился менее удачливый соперник победителя, который грозит ему пальцем. Лента была одним из главных символов победы18. Не случайно на памятниках античного изобразительного искусства она становится столь частым атрибутом богини победы Ники (рис. 5). Так, Павсаний (V, 11, 1), описывая хрисоэлефантинную статую Зевса Олимпийского работы Фидия, сообщает, что в правой руке бога стояла фигурка Ники, также сделанная из золота и слоновой кости. Голову ее обвивал венок, а в руке Ника держала победную ленту. В некоторых случаях лента могла служить и благоприятным знаменьем. Подобный инцидент произошел с коринфянином Тимолеоном, на голову которого при входе в дельфийское святилище Пифии упала победная лента из числа находившихся там посвятительных даров. Все сочли, что Тимолеона увенчал сам бог и тем самым даровал ему свое благословение (Plut. Timol. 8).

Рис. 2. Ваза свободного стиля (Archäologische Zeitung 1853: Tafel LI, 2).

18 Cp. Plut. Pericl. 28, 5; Xenoph. Symp. V, 9; Hell. V, 1, 3; Thucyd. IV, 121, 1.

Рис. 3. Награждение победителя в беге в доспехах. Изображение на внутренней поверхности чаши из коллекции герцога де Луинь (Luynes - Archäologische Zeitung 1853: Tafel LII, 2).

Рис. 4. Награждение победителя. Аттическая чернофигурная амфора формы панафинейских. Конец VI в. до н. э. Лондон, Британский музей, В 138 (Gardiner 1930: Fig. 208).

Рис. 5. Аттический краснофигурный кратер примерно 400 г. до н. э. Париж, Лувр, G 502 (Gardiner. 1930: Fig. 99).

Еще одной почестью, которой атлет удостаивался на месте проведения соревнований, была фи^оРоМа &осыпание листьями&19. В знак одобрения восторженные зрители осыпали своего кумира не только листвой священных деревьев, но также розами и цветами лихниды (Àu%viç)20. Порой в победителей летели даже яблоки и гранаты (Plut. Quaest. conv. 723 c). По мнению Эратосфена (ap. Schol. Eurip. Hec. 573), у истоков этой церемонии лежал обычай одаривать победителей игр подарками, размер которых определялся лишь материальными возможностями каждого из зрителей. Люди состоятельные посылали атлетам в дар разнообразные призы21. Те, кто были победнее, вручали им венки. Задние ряды зрителей бросали победителям листья и цветы. После успешного выступления атлеты совершали круг и

19 Clem. Alex. Paed. II, S, 72, 1 и др. Для обозначения этого действия в греческом языке также использовались глаголы фuXXoßoX£Îv &осыпать листьями& (Herodian. Ab excessu divi Marci. VIII, 7, 2) и avöoßoXsw &забрасывать цветами& (Plut. Pomp. 57; Caes. 30).
20 Лихнида, или зорька корончатая (Lychnis coronaria), - растение из семейства гвоздичных.
21 Во времена Эратосфена (III в. до н. э.) прекрасно проявившим себя атлетам зрители дарили петасы (войлочные шляпы с широкими полями, обычный атрибут эфебов), короткие хитоны, крепиды (туфли на плоской подошве, закреплявшиеся на ноге специальными ремнями) (Eratosth. ap. Schol. Eurip. Hec. 573).

собирали причитающиеся им дары (termini technici: àysp^ôç (Eratosth. ap. Schol. Eurip. Hec. 573.) и nspiaysp^ôç (Clem. Alex. Paed. II, S, 72, 1.)), особенно многочисленные во время первых олимпиад, программа которых включала в себя всего одну дисциплину22. Затем с увеличением числа состязаний размер подношений сильно сокращается, так что, в конце концов, остается одна которая получает особенное распростра23

нение в V—IV вв. до н. э.

Вручение главной награды Олимпийских игр - венков из листьев священной оливы - называлось по-гречески àvàôsciç той Gi89ávou &налагание венка&, &увенчание& и c^av^opía &ношение венка& (Poll. III, 152). Ему предшествовало торжественное объявление глашатаем имен победителя, его отца, а также названия родного города атлета (Buhmann 1972: 53). В классическую и последующие эпохи увенчание победителей производилось, очевидно, в последний день фестиваля 24 . Подтверждение этому мы находим в схолиях к Пиндару, где

/—& V С» Л С Л Л \

сказано буквально следующее: ^рхето os ц navqyupiç ката T^v

? С» Л ~ Л /• ~ е с» г п У \ У /лг\ п Г* Г г*

svosraTnv той ^qvoç ^e^pi t^Ç еккаюетт^, sv fi та aöAa soíooto &Праздник начинался одиннадцатого числа [и продолжался] до

25

шестнадцатого, когда и вручали награды& . Кроме того, Цицерон в одном из своих писем пишет так: ... verecundiores esse praecones ludorum gymnicorum, qui, cum ceteris coronas imposuerint victoribus eorum nomina magna voce pronuntiarint, cum ipsi ante ludorum missionem corona donentur, alium praeconem adhibeant, ne sua voce se ipsi victores esse praedicent &Бывают очень скромные глашатаи спортивных турниров, которые при вручении венков другим победителям громко объявляют их имена, однако сами, будучи перед закрытием игр удостоены победного венка, призывают на помощь своего коллегу,

22 С первой по четырнадцатую олимпиады (776-724 гг. до н. э.) атлеты соревновались только в «стадии» (одна из разновидностей бега).
23 Pind. Pyth. IX, 124; IV, 240; Schol. Pind. Pyth. IX, 218 a; IV, 427 b; Paus. VI, 7, 3. Ср. Schol. Eurip. Hec. 573.
24 Вопрос о времени и месте церемонии награждения остается до сих пор нерешенным. По мнению некоторых исследователей, вручение победных венков происходило сразу после окончания состязаний в той или иной дисциплине (Ziehen 1939: 27-28; Buhmann 1972: 53, Anm. 3, 5).
25 Schol. Pind. Olymp. V, 8-15; 18-19. См. также Bacchyl. VII 1-3; Schol. Pind. Olymp. III, 35 d.

чтобы не объявлять самих себя победителями&26. Первоначально местом хранения приготовленных для награждения венков был медный треножник в пронаосе храма Зевса (Paus, V, 12, 56), а затем венки стали помещать на стол из золота и слоновой кости работы мастера Колота, находившийся в храме Геры (рис. 6) (ibid. 20, 1 sq.). Увенчание победителей происходило на территории Альтиса в присутствии многочисленных гостей фестиваля, среди которых часто оказывались тогдашние знаменитости, начиная от видных государственных деятелей и кончая прославленными философами, ораторами и поэтами.

Рис. 6. Стол работы Колота. Элидская бронзовая монета. 117-138 гг. н. э. Олимпия, Археологический музей, М 876 (Miller 2004: Fig. 210).

После увенчания устраивалось праздничное шествие (кю^о^), в котором, наряду с «вновь испеченными» олимпиони-ками, принимали участие элланодики, представители гражданской и религиозной властей, а также делегации различных греческих полисов. Процессия направлялась к алтарям богов, чтобы совершить там благодарственные жертвоприношения27. Она сопровождалась распеванием победных песен (sniviKiov, sc. ао^а, ^ё^о^). Похоже, что во время подобного шествия были впервые исполнены IV и XI Олимпийские оды Пиндара28. Тем

26 Cic. Fam. V, 12, 8. По свидетельству Пиндара, венки вручали атлетам не глашатаи, а элланодики (Pind. Olymp. III, 10 sqq.).
28 Pind. Olymp. IX, 1-4; Schol. Pind. Olymp. IX, 1 d и др. 28 Предполагают, что на месте проведения соревнований также состоялось исполнение II Немейской и VI, VII Пифийских од Пин-29

не менее чаще всего на месте проведения соревновании пели сочиненный некогда Архилохом гимн Гераклу (frg. 324): Tqvs^a каАА,мкг/ хаФ8 ava^ НракАг^,/ айто; те Kaio^ao;, aix^n1^ Оию &Тенелла30, слава тебе, владыка Геракл,/ Победитель на играх!/ Слава и тебе, Иолай!/ Слава двум копейщикам храбрым!&.

Еще одним праздничным мероприятием был обед в При-танее, который устраивали для победителей организаторы фестиваля (Paus. V, 15, 12).

Некоторые очень состоятельные олимпионики могли за свой счет приготовить угощение для всех собравшихся в Олимпии гостей. Подобной щедростью особенно прославились

О 1 ОЛ Ol

Эмпедокл Акрагантский , тиран Анаксил из Регия , Леофрон и Алкивиад Афинский34.

Вечер последнего дня фестиваля победители проводили в кругу родных, друзей и земляков. Прекрасное описание этого вечера мы находим в Х Олимпийской оде Пиндара (73-77): sv

tr / v Л > & С / Л & & Л г / & &С С Л

son^pov/ гфАг^ гиюпгоо;/ огАоуа; spaTov фао;./ аггогто ог nav T8^vo; тгргсуашг Ba^iat;/ tov eyKro^iov а^ф! Tponov &Вечер лучился/ Милым светом доброй луны,/ И звенела округа/

Хвалебным пением веселых пиров& .

дара. То же самое можно сказать и о II Истмийской песни Вакхилида (Buhmann 1972: 55, Anm. 5; Carey 1989: 545). Помимо Пиндара и Вакхилида сочинением эпиникиев занимались также Симонид (frg. 23 Diehl) и Еврипид (frg. 3 Diehl = Plut. Alc. 11, 3).

29 Pind. Olymp. IX, 1-4. Cp. Schol. Pind. Nem. III, 1 c.
30 «Тенелла» - слово, придуманное Архилохом в подражание звучанию кифары или флейты (Schol. Pind. Olymp. IX, 1. Cp. Schol. Aristoph. Av. 1764; Suda т 518). Впоследствии словосочетание x^vsXXa KaXXiviKS стало обычным приветствием победителю состязания (Aristoph. Ach. 1227; Av. 1764; Eq. 276).
1 Эмпедокл Акрагантский одержал победу в скачках на 71-й олимпиаде (496 г. до н. э.) (Athen. I, 5; cp. Moretti 1957: № 170).
22 Принадлежавшая Анаксилу упряжка мулов успешно выступила на 75-й олимпиаде (480 г. до н. э.) (Heracl. Pont. Frg. 25 (FHG II, 219); сp. Moretti 1957: № 208).

Леофрон стал победителем 78-й олимпиады (468 г. до н. э.) (Athen. I, 5; сp. Moretti 1957: № 247).

24 На 91-й олимпиаде (416 г. до н. э.) победило сразу несколько четверок лошадей Алкивиада (Athen. I, 5; Ps.-Andoc. IV, 30; Plut. Alc. 12; сp. Moretti 1957: № 345).
25 Перевод с древнегреческого М. Л. Гаспарова (Пиндар. Вакхилид.

Оды. Фрагменты 1980).

По окончании игр имена победивших на них атлетов вносились в официальные списки олимпиоников (та той<; D^u^nioviKa^ &H^sirov ура^ата &постановления элейцев относительно олимпийских победителей&36.

Павсаний (VI, 6, 3) сообщает нам имена двух элейцев, которые по собственному почину занимались в III в. до н. э. составлением подобных списков. По мнению Павсания, целью их деятельности было подогреть честолюбие будущих участников соревнований (¿^ той<; глггиа фйопцаау). Одним из этих элейцев был Парабаллонт, сам одержавший победу в &двойном беге& (Siau^o^) на 125-й олимпиаде (280 г. до н. э.; Moretti 1957: № 536). Подготовленный им список находился в олимпийском гимнасии (Paus. VI, 6, 3). Другим - элланодик Эванорид, победитель в борьбе среди мальчиков на 135-й олимпиаде (240 г. до н. э.) (Paus. VI, 8, 1. Moretti 1957: № 570). При всем том ничего определенного нельзя сказать ни о содержательной стороне их работы, ни о материале, на котором были сделаны надписи37.

Составлением списков олимпиоников занимались также известные мыслители и ученые того времени. Первым из них был софист Гиппий из Элиды, который в конце V в. до н. э. опубликовал такой список (&OAu^nioviKrov оуаураф&л) и установил 776 г. до н. э. как дату проведения первых Олимпийских игр. Впоследствии его труд был положен в основу летоисчисления по олимпиадам, которое стало общепринятым с III в. до н. э. Тем не менее достоверность изданного им списка вызывала

36 Paus. III, 21, 2; V, 21, 9; VI, 2, 3; 13, 10. В другом месте (Х, 36, 9) Павсаний называет эти документы просто та &HXstov ураррата &постановления элейцев&. Говоря о списках олимпиоников, он также использует выражение avaypa9ouoiv oi &HXsioi &записывают элейцы&) (VI, 4, 2) или йло &HXsfov avsypa90VT0 &записывались элейцами& (VI, 19, 13). Встречается у Павсания и словосочетание катаХоуо^ töv öXupniaörov &список олимпийских побед& (VI, 22, 3).
37 Возможно, перечни победителей были начертаны на бронзе. Так, например, к числу найденных в Олимпии памятников эпиграфики относится бронзовая пластина рубежа V—IV вв. до н. э., представлявшая собой, по всей видимости, фрагмент списка олимпиоников. Правда, ввиду сильных повреждений, на пластине отчетливо распознается лишь одно имя (Inschr. v. Olymp. 17 = SGDI № 1170. Cp. Moretti 1957: № 371 sq.). Тем не менее нельзя исключать вероятности того, что материалом для олимпийских списков служили дерево или камень (Ziehen 1937: 2528).

сомнения еще в античности38. В дальнейшем дело Гиппия продолжали Аристотель (IV в. до н. э.), Флегон из Тралл (II в. н. э.), Секст Юлий Африкан (III в. н. э.), Евсебий (III—IV вв. н. э.) и автор списка олимпиоников, фрагменты которого сохранены нам в Оксиринхском папирусе (Jüthner, Brein 1965: 22).

Что касается прочих атлетических фестивалей, то на них также существовала подобная практика. Известно, что Аристотель и его племянник Каллисфен по поручению дельфийских амфиктионов записали имена победителей Пифийских состязаний (^ xrov nuBioviKÄv ауаураф&л)39. Сохранился почетный декрет 330-329 гг. до н. э. (Moretti 1953: 69), в котором, наряду с похвалой за проделанную работу, содержится также обещание удостоить Аристотеля и Каллисфена памятных венков и выставить подготовленные ими списки в Дельфийском святилище40. Из схолиев к Пиндару мы узнаем, что в Коринфе и Немее также велась запись чемпионов41. Примечательно, что на Истмийских играх вносили в списки не только победителей, но и побеж-денных42. Однако в ранний период истории этих двух фестивалей составленные коринфянами и аргивянами документы вряд ли могли, по мнению Павсания (VI, 13, 8), претендовать на полноту и достоверность.

Имена атлетов, одержавших победы на местных играх, также вносили в специальные перечни. К примеру, Пиндар сообщает нам, что в Мегаре имена чемпионов высекали на

38

Это касается, прежде всего, раннего периода истории Олимпийских игр. Так, например, Плутарх в жизнеописании Нумы Помпилия (1, 4) указывает на то, что чрезвычайно трудно установить точное время жизни его героя, особенно если опираться на труд Гиппия, который, к тому же, и не стремился к достоверности (Inníav ... an& oùSsvoç ópprópsvov ávayKaíou npoç níaxiv). Cp.: Ziehen 1937: 2527-2529; Buhmann 1972: 58, Anm. 2.

Plut. Sol. 11, 1; Diog. Laert. V, 26. Список был составлен, по всей видимости до 334 г. до н. э. ^м. Moretti 1953: 69).

40 Syll.3 275. Cp. Aelian. Var. hist. XIV, 1. См. также: Ziegler 1963: 563; Jüthner - Brein 1965: 23; Moretti 1953: 69.
41 Schol. Pind. Isthm. I, 11 c (истмионики; см. также: Schneider 1916: 2254). Schol. Pind. Nem. VII и VIII inscr. (победители Немейских состязаний; см. также Hanell 1935: 2326-2327).
42 Plut. Ages. 21, 2-3 (siai 5è oí veviKnKÔxsç npóxspov, ^xxnpévoi 5è ïïaxspov, áv£ypáфnaav &но были и такие, кто в первый раз победил, а во второй был записан побежденным&.

камне43. Многочисленные эпиграфические документы подоб-44 ту

ного рода сохранились и до наших дней . К их числу относятся списки победителей Панафинейского45 и Ликейского турниров46, а также перечни чемпионов состязаний в честь Амфиарая в Оропе (Та Ацфгарага - IG VII 414-420; Moretti 1953: 118) и Асклепия на острове Кос (Та Аск^плша - Klee 1918: 16).

Одной из самых почетных наград олимпийскому победителю было разрешение установить себе статую на священном участке Зевса в Олимпии (г(кюу)47. Эта традиция появляется одновременно с зарождением греческой скульптурной пластики (конец VII в. до н. э.) и во многом стимулирует ее дальнейшее развитие (Lippold 1923: 2265). По свидетельству Плиния (Nat. hist. XXXIV, 16), в те далекие времена скульптурного изображения удостаивался лишь тот, кто своими славными деяниями заслужил бессмертие. Первоначально таковыми людьми

43 Pind. Olymp. VII, 87-88 (sv Msyapoioiv т& o^x sxspov Xiöiva/ уафо; £X£i Xoyov &Не иное гласит и в Мегарах каменная/ скрижаль& (пер. М. Л. Гаспарова)).
44 Полный список эпиграфических памятников, содержащих записи о победителях приведен в: Klee 1918: 20 sqq.
45 IG II 966-968 = IG II-III2 2312-2316. Надписи датируются III-II вв.

до н. э. (Ziehen 1949: 747).

47 IG V 2, 549.550 = Syll.3 314 (312-296 гг. до н. э.) (Moretti 1953: 90). 47 Вначале статуи олимпиоников устанавливали на юго-востоке Аль-тиса, а с классической эпохи - в северной и западной его частях (рис. 7; см. также: Buhmann 1972: 92). В период эллинизма скульптурные изображения атлетов нередко возводились и за пределами священного участка Зевса (ibid.: 95). При этом олимпионики, удостоенные нескольких статуй, старались установить их друг подле друга (Paus. VI, 2, 1 (2 пол. V в. до н. э. - см. Moretti 1957: № 304, 324); 3, 11 (нач. IV в. до н. э. - см. Moretti 1957: № 379, 388 sq.); 14, 13 (до II в. н. э. -см. Moretti 1957: № 946 sq.); 15, 10 (конец III в. до н. э. - см. Moretti 1957: № 587 sq.). То же самое можно сказать и о представителях одного рода или города (Paus. VI, 10, 4 sq.; 7, 1 sqq. (V в. до н. э. - см. Inschr. v. Olymp. 151-153, 159); Ins^r. v. Olymp. 198-204 (I в. до н. э.); Paus. VI, 1, 6 - 2, 3 (V-IV вв. до н. э. - см. Moretti 1957: № 305, 315, 324, 327, 339, 373, 381, 386)).

Для статуй олимпийских победителей не было отведено специального места. Они находились в непосредственной близости с важнейшими памятниками греческой истории и культуры: изображениями знаменитых людей (Paus. VI, 3, 14; 4, 9; 11, 1; 12, 5; 17, 1. Ins^r. v. Olymp. 293, 365, 366, 373), монументами в честь военных побед (Ins^r. v. Olymp. 259), посвятительными дарами городов и частных лиц (Paus. VI, 17, 7. Ins^r. v. Olymp. 248). О классификационной принадлежности статуй олимпиоников см.: Buhmann 1972: 62-66.

почитались победители священных состязаний и, в особенности, Олимпийских игр (effigies hominum non solebant exprimi nisi aliqua inlustri causa perpetuitatem merentium, primo sacrorum certaminum victoria maximeque Olympiae...)._

Рис. 7. План Олимпии (Ziehen 1939: 81).

Древнейшим скульптурным изображением в Олимпии считается статуя спартанца Эвтелида, победившего на 38-й олимпиаде (628 г. до н. э.) в пентатлоне и борьбе среди мальчиков48.

Сначала статуи победителей изготавливали, по всей видимости, из дерева. По словам Павсания (VI, 18, 7), олимпийская

МогеШ 1957: № 63 sq. Правда, Павсаний считает самыми древними деревянные статуи эгинца Праксидаманта, победителя в кулачном бою на 59-й олимпиаде (544 г. до н. э.), и Рексибия из Опунта, который превзошел всех панкратиастов на 61-й олимпиаде (536 г. до н. э.) (VI, 18, 7). Говоря же о статуе Эвтелида, Павсаний отмечает ее древность, вследствие которой надпись на ее постаменте не поддается прочтению (VI, 15, 8).

статуя панкратиаста Рексибия была сделана из смоковницы, материалом же для скульптурного изображения кулачного бойца Праксидаманта послужил кипарис. Но с конца архаической эпохи статуи атлетов начали отливать из бронзы (Buhmann 1972: 89, Anm. 1)49.

Изготовлением изображений победителей в гимнастических и конных состязаниях занимались ведущие греческие скульпторы: Онат (Paus. VI, 12, 1), Мирон50, Поликлет Старший51,

ГЛ го

Поликлет Младший , Лисипп , Силанион (Paus. VI, 4, 5; 14, 4.11). Подобные заказы предоставляли им возможность не только хорошо заработать54, но и прославить свое имя по всей Греции. Не стоит забывать, что Олимпия была одним из главных культурно-религиозных центров античного мира. Если в архаическую эпоху атлетов изображали преимущественно в виде куросов с атрибутами принесшей им победу дисциплины (кулачными ремнями, гантелями, диском, щитом, шлемом и

49 Cp.: Dittenberger-Purgold 1896: 253, 255, 275, 283 и др. Относительно использования мрамора для изготовления статуй победителей убедительных свидетельств нет (Lippold 1923: 2265).
50 Paus. VI, 2, 2; 8, 4-5; 13, 2; Anth. Gr. IV, 53 sq. (Cp. Hyde 1921: 196 sq.; Moretti 1957: № 260).
51 Paus. VI, 2, 7; 4, 10 (cp. Inschr. v. Olymp. 149 c комментарием издателей; Moretti 1953: № 14). Paus. VI, 7, 10 (cp. P. Oxy. 222. Moretti 1957: № 284).
52 Paus. VI, 6, 2; 9, 2 (cp. Inschr. v. Olymp. 164 = Moretti 1953: № 20); 13, 6 (cp. Inschr. v. Olymp. 165. Вопрос о создателе статуи Аристиона до сих пор остается нерешенным. Одни, датируя это изображение сер. IV в. до н. э., приписывают его Поликлету Младшему (Dittenberger-Purgold 1896: 290; Moretti 1957: № 415); по другим источникам (списки олимпиоников в папирусах из Оксиринха), победа Аристиона относится к 82-й олимпиаде (452 г. до н. э.) и потому изготовителем статуи считается Поликлет Старший).
53 Paus. VI, 2, 1; 4, 7 (cp. Moretti 1957: № 461, 465); VI, 5, 1 (cp. Moretti 1957: № 348); 1, 4-5 (cp. Inschr. v. Olymp. 166, где отсутствует имя скульптора. Принимая во внимание то, что надпись начертана на бронзовой табличке, ее издатели совершенно справедливо полагают, что имя художника Павсаний мог прочесть на базе статуи (Dittenberger-Purgold 1896: 290).
54 Как известно, расходы на сооружение статуи были довольно значительны (Lippold 1923: 2266. Ebert 1981: 9 sqq.). В нашем распоряжении имеется цифра 3000 драхм для IV в. до н. э. (Diog. Laert. VI, 35). Дороговизна статуй являлась одной из причин, по которым не все атлеты, победившие в Олимпии, имели там свои изображения (Paus. VI, 1, 1).

т. д.), то в дальнейшем творения мастеров отличает стремление к разнообразию и большей оригинальности. Примером такого необычного художественного решения, возможно, являлась статуя троекратного олимпийского чемпиона в кулачном бое Евфима из Локров Эпизефирских, которую Павсаний считает достойной «особенного осмотра» (0éaç éç та ^а^шта a^ioç). Изваял ее Пифагор Самосский55. Статуя была столь знаменитой, что позднее изготовили несколько мраморных копий этого произведения (Urlichs 1885). Пользовалась известностью и статуя кулачного бойца Главка из Каристы работы эгинца Главкия. На ней знаменитый атлет был представлен в момент так называемого &боя с тенью& (то OKia^a^eiv или то Xeipovo^eïv), в котором он в свое время считался непревзойденным мастером56. Внимание посетителей Олимпии могли привлечь и необычные групповые композиции. Примером такой группы было скульптурное изображение победителя конных состязаний Ксеномброта и его сына Ксенодика, добившегося первенства в кулачном бою среди мальчиков . Мальчик представлен сидящим верхом на коне, а мужчина стоящим с ним рядом. Статую сына изготовил Пантий, а статую отца 58

Филотим из Эгины .

При всем том в Олимпии существовали определенные ограничения, которые до некоторой степени сдерживали творческую фантазию художника. Так, например, нельзя было сооружать статуи, которые бы превосходили размеры нормального человеческого тела. По словам Лукиана (Pro imag. 11), за соблюдением этого правила элланодики следили строже, чем за допуском атлетов к состязаниям (^qO& &OAu^rnaoiv é^eïvai тоц

Г Г ? Г Л ? С» Л M л д

viKrooi ^eiÇouç mv oro^arav avsomvai touç avopiavTOç, aAAa éni^e^eïoBai то^ &E^avoôlKaç onroç ^qOè eiç &uл;гpPà^nтal ^v

55 Paus. VI, 6, 6. Постамент этой статуи был найден при раскопках в Олимпии (Inschr. v. Olymp. 144 = Moretti 1953: № 13; рис. 8). Евфим победил на 74-й (484 г. до н. э.), 76-й (476 г. до н. э.) и 77-й (472 г. до н. э.) олимпиадах (см. Paus. Ibid., 5-6; Moretti 1957: № 191, 214, 227).
56 Paus. VI, 10, 3. Победа Главка относится к 65-й олимпиаде (520 г. до н. э.) (Moretti 1957: № 134).
57 Обе победы датируются серединой IV в. до н. э. (см. Moretti 1957: № 340, 363).
58 Paus. VI, 14, 12. Cp. Inschr. v. Olymp. 270 = Moretti 1953: № 30. Другие примеры оригинальных изображений можно найти у Бумана (Buhmann 1972: 90-91).

à^qBeiav, ка1 x^v é^éxaGiv xràv àvSpiâvxrov àкplßгoтépav yíyveoBai rqç xràv àB^qTwv éy^íoerot;). Если же обнаруживались какие-либо нарушения, то статую незамедлительно ниспровергали с пьедестала (ibid.). Подобное случалось, по-видимому, крайне редко. Подтверждением этому служат найденные в Олимпии базы статуй победителей, хранящие отпечатки их ног, по которым можно с точностью определить размер самого изображения59.

Атлету, одержавшему в Олимпии три победы, предоставлялось, как сообщает Плиний (Plin. Nat. hist. XXXIV, 16), право воздвигнуть там свое портретное изображение (Olympiae, ubi omnium, qui vicissent, statuas dicari mos erat, eorum vero, qui ter ibi superavissent, ex membris ipsorum similitudine expressa, quas iconicas [sc. statuas] vocant). По всей видимости, подобная практика была введена позднее уже упоминавшегося закона о размерах статуи и относится самое раннее ко времени возникновения искусства скульптурного портрета (конец V в. до н. э.) (Buhmann 1972: 59; Lippold 1923: 31 sq.).

Установить статую в Олимпии мог только сам победитель. Организаторы соревнований очень ревностно следили за исполнением этого условия60. Примером может служить эпиграмма 470 г. до н. э., начертанная на базе олимпийской статуи Евфима Локрского: EnBu^oç Локро^ Астик^о^ Tplç &ОМцт& sv^rov&/ siráva S& CGT^csv T^vSe ßpoToü; écopav./ EnBu^oç Локро^ àno Zs9upío àvé0nк8&/ nuBayôpaç 2à^ioç énorqosv &Я, Евфим локри-ец, сын Астиклея, трижды победил в Олимпии;/ Статую эту он поставил смертным на лицезрение./ Евфим локриец из Зефирия посвятил;/ Пифагор Самосский изготовил& (Inschr. v. Olymp. 144 = Moretti 1953: № 13.). В надписи, в первую очередь, обращает на себя внимание резкий переход от первого к третьему лицу (стихи 1-2). Кроме того, вторая половина пентаметра второго стиха (t^vSs ßpoToü; écopav) и третий стих (EnBu^oç Локро^ àno Zs9upío àvéBnкг) начертаны уже другой рукой. По-видимому, первоначально на этом месте в качестве учредителя

59 Inschr. v. Olymp. 146, 147 sq., 155 (V в. до н. э.), 158 sq. (нач. IV в. до н. э.), 162 sq. (V в. до н. э.), 164 sq. (сер. IV в. до н. э.) и др.
60 Возможно, на других общегреческих состязаниях (например, на Пифийских играх) правила об учредителях статуй были не столь строги (Lippold 1923: 2272).

статуи было выбито имя отца атлета61 или название его родного города62. Однако впоследствии элейцы, усмотрев в этом нарушение, стерли данную часть надписи и поместили на ее место сохраненные нам стихи 2-3 (рис. 8). Подобное предписание распространялось даже на те случаи, когда победителем провозглашали несовершеннолетнего атлета, выступавшего в категории naiSe^63. В IV в. до н. э. появляются первые свидетельства о неисполнении этого закона. По сообщению Павса-ния, афинский народ стал учредителем статуи своего земляка панкратиаста Аристофонта, добившегося первенства в Олимпии во второй половине IV в. до н. э.64 С конца III в. до н. э. в качестве установителей скульптурных изображений начинают упоминаться ближайшие родственники олимпиоников (мать, отец, брат и т. д.). Так, например, статую прославленного кулачного бойца и панкратиаста Клитомаха Фиванского воздвиг в Олимпии его отец Гермократ65. Известен случай, когда учредителем скульптурного изображения атлета становился его тренер. По словам Павсания (Paus. VI, 2, 9; cp. Moretti 1957: № 399), таким наставником оказался Микон, который поставил в Олимпии статую своему ученику, победившему в борьбе на 100-й олимпиаде (300 г. до н. э.). Кроме того, изображение атлета могли учредить и представители другой общины (Paus. VI, 6, 2). К примеру, олимпийская статуя юного борца Агенора

61 К примеру, sixöva 5& saxnasv nai5i ф(Хф ysvsxrop &статую поставил любимому сыну родитель& (см. комментарий издателей).
62 Здесь также могло быть написано: siKÖva 5& sax^aev яахрц ayaXXo^evn &статую воздвигла гордая им родина& (ibid.).
63 Paus. VI, 10, 9 (1 пол. V в. до н. э. - cp.: Inschr. v. Olymp. 147-148; P. Oxy. 222; Moretti 1957: № 231); 4, 11 (сер. V в. до н. э. - ср.: Inschr. v. Olymp. 149 = Moretti 1953: № 14; 1957: № 265); 2, 6 (1 четв. IV в. до н. э. - ср.: Moretti 1957: № 385).
64 Paus. VI, 13, 11 (cp. Inschr. v. Olymp. 169; Moretti 1957: № 484). Другие примеры: Paus. VI, 17, 4 (2 пол. IV в. до н. э. - см.: Moretti 1957: № 475); 17, 2 (нач. III в. до н. э. - см.: Moretti 1957: № 528); ibid. (1 пол. III в. до н. э. - см.: Moretti 1957: № 556; cp. Klee 1918: 86 № 105 sq., 97 № 245-255, 106 № 202-205); Inschr. v. Olymp. 186 = Moretti 1953: № 46; cp. Moretti 1957: № 610 (1 четв. II в. до н. э.); Inschr. v. Olymp. 224 (нач. императ. эпохи - ср. Moretti 1957: № 737).
65 Paus. VI, 15, 3-5. Клитомах одержал победы на 141-й (216 г. до н. э.) и 142-й (212 г. до н. э.) олимпиадах (Moretti 1957: № 584, 589). Другие примеры относятся к императорской эпохе: Inschr. v. Olymp. 227 (cp. Moretti 1957: № 822); Inschr. v. Olymp. 223 (cp. Moretti 1957: № 214216, 218).

середины IV в. до н. э. была воздвигнута от имени Фокейского союза в знак благодарности отцу атлета Феопомпу, который был тогда проксеном (защитником и политическим представителем) их народа (МогеИ1 1957: № 427).

Рис. 8. Надпись на базе статуи Евфима из Локров со следами разуры во второй строке сверху. Олимпия, Археологический музей, Л 527

(Miller 2004: Fig. 244).

Непременным атрибутом статуи олимпийского победителя была надпись (sniypa^a). Благодаря ей атлет получал возможность еще более прославиться и сохранить свое имя для будущих поколений. Не стоит забывать, что на протяжении столетий осмотр статуй олимпиоников составлял важную часть программы посещения Олимпии. За состоянием статуй и сопровождающих их надписей следили организаторы состязаний. Стершиеся от времени надписи реставрировали. Если же починка старой надписи была по каким-либо причинам невозможна, то выбивали новую. Так, например, Inschr. v. Olymp. 147, ?

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЙ ОЛИМПИЙСКИЕ НАДПИСИ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ἀνάῤῥησις/ ἀνακήρυξις φοῖνιξ ταινία φυλλοβολία ἀγερμός/ περιαγερμός ἀνάδεσις τοῦ στεφάνου/ στεφανηφορία
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты