Спросить
Войти

Фотоколлекция Ю. В. Ивановой по албанцам Приазовья в фотоархиве ИЭА РАН: перспективы изучения для лингвистов и этнографов

Автор: указан в статье

Д. С. Ермолин

МАЭ РАН, Санкт-Петербург

ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ Ю. В. ИВАНОВОЙ ПО АЛБАНЦАМ ПРИАЗОВЬЯ В ФОТОАРХИВЕ ИЭА РАН: ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИНГВИСТОВ И ЭТНОГРАФОВ

Как известно, работа в библиотеках и архивах является необходимым этапом научно-исследовательского процесса, однако довольно часто результаты деятельности наших предшественников сами становятся объектом изучения. Именно такой случай представляет собой фотоколлекция, хранящаяся в Фотоархиве Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА), которую Юлия Владимировна Иванова1 привезла в 1949 г. из экспедиции в албанские села Приазовского р-на Запорожской области (УССР).

Фотоколлекция Ю. В. Ивановой за прошедшие десятилетия не была должным образом атрибутирована и описана в соответствии с современными правилами визуальной и музейной антропологии, и, как следствие, эти материалы до настоящего времени не были введены в научный оборот. На данный момент представляется необходимым изучить и снабдить научным комментарием богатейший фотоиллюстративный фонд Ю. В. Ивановой, собранный за время экспедиционных исследований в албанских селах Приазовья в послевоенный период. Фотографии, сделанные Ю.В. Ивановой в 1949 г., являют собой совершенно уникальный комплекс сведений по культуре быта, традиционному жилищу, костюму, промыслам, праздничной культуре, способный пролить свет на состояние традиционной культуры албанцев Украины шесть десятилетий тому назад. Таким

1 Юлия Владимировна Иванова (1922-2006) — советский и российский этнограф, специалист по традиционной культуре албанцев и греков. Ю. В. Иванова много лет работала в Институте этнографии АН СССР (впоследствии ИЭА РАН), входила в редколлегию журналов «Советская этнография» и «Этнографическое обозрение», читала лекции в ведущих вузах страны (МГИМО, СПбГУ), занималась экспедиционной и собирательской деятельностью. Она автор ряда монографий и большого количества статей, посвященных источниковедению, обычному праву и традиционной культуре албанцев и греков.

образом, многоплановая работа с материалами Ю. В. Ивановой и снабжение их научным комментарием позволит ввести данную фотоколлекцию в качестве нового полевого источника по лингвистике, этнографии и этнической истории албанцев.

На конференциях, проходивших в декабре 2011 г. в ИЭА и в феврале 2012 г. в МАЭ, прозвучали доклады, в которых в общих словах описывалась ценность данной фотоколлекции и значимость ее изучения для отечественной албанистики, были установлены корреляции между фотоматериалами Ю. В. Ивановой и предметно-иллюстративными коллекциями по албанцам Украины, хранящимися в Кунсткамере [Ермолин 2012]. В настоящей публикации не затрагивается опубликованное ранее. Желающие могут ознакомиться с упомянутой статьей, а внимание здесь сконцентрировано на двух аспектах — во-первых, на этнотематической характеристике фотоколлекции, то есть перечисляются и охарактеризовываются те сюжеты и темы, на которые распадается весь массив фотоматериала, и, во-вторых, подробнее рассматривается возможность использования фотографий Ю. В. Ивановой в этнографических и лингвистических полевых исследованиях.

Говоря об этнотематике фотоколлекции, стоит отметить, что ее материалы достаточно подробно иллюстрируют разные стороны жизни албанцев в конце 1940-х гг. Вот полный перечень тем и сюжетов, которые удалось выделить при работе с материалами коллекции:

а) свадебная обрядность;

б) праздничная культура и танцевальная традиция;

в) средства передвижения и орудия труда;

г) быт и утварь;

д) жилище, хозяйственные постройки и здания;

е) занятия населения, профессии;

ж) ткачество, вышивка, кружева;

з) типажи и портреты;

и) одежда.

Пожалуй, было бы неверным особо выделять какой-либо блок фотографий, однако нельзя не остановиться на снимках, сделанных на традиционной албанской свадьбе. На тридцати девяти фотографиях Ю. В. Иванова запечатлела не только такие ключевые моменты

свадебной обрядности, как поход жениха за невестой или встречу молодых родней жениха, но и обряды, свадебные игры и танцы, которые в прошлом были обязательными элементами свадебных торжеств: танец девушек впереди свадебной процессии; старинный танец тос-тамедто, исполняемый пожилыми женщинами на встрече молодых у дома жениха, шуточные обряды в понедельник (приготовление молодой женой лепешек, катание молодыми на тачке бабушки и перенос дядьки в корзине, угощение вином дядьки, забравшегося на дерево). Отдельно представлены фотографии участников свадебного обряда в праздничных костюмах. Все эти материалы являются бесценным дополнением к описаниям албанского свадебного комплекса, сделанным в разные годы исследователями, работавшими и работающими в албанских селах на Украине — Н. С. Державиным [1948:161-164], самой Ю. В. Ивановой [1981: 98-103] и О. Р. Будиной [1984: 24-25], а также А. А. Новиком [2003; 2004].

Другой вопрос, который хотелось бы затронуть в настоящей статье, связан с использованием архивных фотографий в экспедиционной работе. В мировой науке этот методологический подход многократно встречался в антропологических исследованиях. В монографиях и статьях таких авторов, как, например, Джон и Мал-кольм Коллиеры [Collier, Collier 1986; Collier 2003], Билл Бравман [Bravman 1990], Джоанна Шерер [Scherer 2003] и др., изложены теоретические и практические аспекты применения старой архивной фотографии при проведении полевого исследования. Итак, каковы же перспективы применения фотоколлекции Ю. В. Ивановой в качестве инструмента при сборе полевого лингвистического и этнографического материала в современных албанских поселениях Украины? Во-первых, снимки были сделаны в 1949 г., шестьдесят три года назад, то есть люди 1930-х гг. рождения, которые сейчас могут выступить в роли информантов и консультантов, с большой долей вероятности помнят особенности своей культуры в интересующий исследователей хронологический период. Во-вторых, известно, что большинство фотографий было сделано в с. Георгиевке, и этот факт можно учитывать при проведении исследований в настоящее время — демонстрация фотоснимков в разных селах может дать интересный материал по локальной идентичности и взаимоотношениям между жителями албанских сел. Именно старая фотография с ее эффектом «ментальной телепортации» способна лучше самых подробных

анкет и вопросников создать ту благоприятную для работы «в поле» атмосферу, когда респондент проникается доверием к этнографу.

Поскольку на фотографиях Ю. В. Ивановой достаточно много внимания уделено предметам материальной культуры (постройки, утварь, одежда), их демонстрация может быть полезна для фиксации албанских лексем, ушедших вместе с реалиями — увидев на фотографии предмет, человек может вспомнить и слово, которым он обозначался. Возможно, среди этих лексем будут архаичные, а значит, показательные для исследований в области албанской диалектологии. Кроме этого, продуктивной может быть методика записи нарративов на диалекте в ситуации, когда информант в своих описаниях исходит из того, что видит на фотографии — возможности этого приема также неоднократно описывались диалектологами, применявшими архивное фото в полевой работе.

Для этнографа использование старых фотографий является не в меньшей степени продуктивным. Объемный массив фотоматериала, сделанного на албанской свадьбе, предоставляет большой спектр возможностей работы именно по этой теме. Взяв фотографию и действия, запечатленные на ней, за точку отсчета, можно задавать вопросы: «Как было раньше?», «Когда это перестали делать?», «Что стали делать вместо этого?». Такая методика будет способствовать фиксации обрядности в ее динамической трансформации.

Вторая группа снимков, использование которых также может быть перспективным, — портреты и типажи представителей местного населения. Возможно, старожилы смогут узнать односельчан, запечатленных на фотографиях, и рассказать об их судьбе, о своих занятиях, об участии в жизни села. Велика также вероятность того, что и сейчас живы те люди, которые были сфотографированы молодыми. Например, в архиве имеются фотографии пожилого мужчины с седой бородой, который, бесспорно, привлек внимание самой Ю. В. Ивановой (см. рис. 1 на с. 80). Сейчас ни его имя, ни род деятельности неизвестны, также отсутствуют какие-либо биографические данные, но местные жители, вероятно, могут помочь получить необходимую информацию. Помимо информации, полезной для атрибутирования фотографий с его изображением, возможно, удастся узнать, кто он и чем запомнился в селе. Важен также следующий вопрос: являлось ли ношение бороды пожилыми мужчинами в албанских селах в первой половине XX в. неким правилом или же исключением, а, может быть,

маркером принадлежности к определенной профессиональной или социальной группе?

Фотографируя предметы и события, Ю. В. Иванова фиксировала состояние культуры албанцев, причем этот материал во многом не зависит от конкретных исследовательских тем (в отличие от интервью, конструируемого собирателем в зависимости от интересующей его проблематики) — случайно попавшее в кадр в 1949 г. может стать темой для изучения в начале XXI в. Так, на фотографии, атрибутированной, как «Группа колхозников-албанцев на празднике», изображена повернувшаяся спиной женщина, из-под платка которой видны тонкие косы (см. рис. 2 на с. 81). Такой тип прически, очевидно, является архаичным и не бытует в настоящее время. Оттолкнувшись от этого снимка, собиратель может расспросить современную албанку не только об этом типе прически, но и о других, использовавшихся повседневно, а также в праздничных и ритуально-обрядовых контекстах (например, при переходе из одной социальной категории в другую или в состоянии траура).

За минувшие шесть десятилетий значительным образом поменялись жизненный уклад и мода, привычки и ориентиры, ценности и идеалы. В этом отношении не просто интересным, но и научно информативным представляется эмоциональная реакция на увиденное изображение и его восприятие. Эти реакции стоит учитывать, а также фиксировать вербальные комментарии, чтобы впоследствии подвергнуть их антропологическому анализу. Этот вид работы позволит узнать отношение представителей разных возрастных и ген-дерных групп к своей культуре в тот период, когда она была куда более «традиционной», чем в настоящее время и, соответственно, уровень ее престижности для современных албанцев. Реакции могут варьировать от ностальгии и одобрения «уклада стариков» до критики и насмешек.

Подводя итог, еще раз хотелось бы заметить, что архивный фотоснимок как особый вид полевого этнографического источника представляет собой развернутую картину действий, происходивших в прошлом, позволяет современному исследователю принять участие в рабочей ситуации включенного наблюдения и со скрупулезной точностью описать когда-то запечатленное «в поле». Тому же, кто наблюдает фотографии в научных сборниках, монографиях или в рамках докладов, данный вид источника порой может сказать

Рис. 1. Костюм пожилого албанца. 1949 г. Фото Ю. В. Ивановой. Ф. 43. Оп. 39. Нег. 21664. Фотоархив ИЭА РАН.

Рис. 2. Группа колхозников-албанцев на празднике. 1949 г. Фото Ю. В. Ивановой. Ф. 43. Оп. 39. Нег. 21591. Фотоархив ИЭА РАН.

больше, чем самые эксплицитные описания. Именно поэтому работа с фотоколлекцией Ю. В. Ивановой является актуальной задачей, решение которой позволит ввести в научный оборот обширный пласт этнографического материала, дающего представление о состоянии культуры албанцев Приазовья в послевоенный период.

Литература

Будина 1984 — О. Р. Будина. О соотношении общих и локальных традиций (на примере балканских этнических групп на Украине и в Молдавии) // Советская этнография 2, 1984. С. 15-27. Державин 1948 — Н. С.Державин. Албанцы-арнауты на Приазовье Украинской ССР//Советская этнография 2, 1948. С. 156-169. Ермолин 2012 — Д. С. Ермолин. Фотоколлекция Ю. В. Ивановой по албанцам Украины в архиве ИЭА РАН: перспективы изучения для МАЭ РАН// Ю. К. Чистов (отв. ред.). Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2011 г. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 103-111.

Иванова 1981 — Ю. В. Иванова. Тенденция развития этнических групп в многонациональной среде (на примере албанских поселений на юге Украины в Х1Х-ХХвв.) // Советская этнография4, 1981. С. 95-107. Новик 2003 — А. А. Новик. Свадебная обрядность у албанцев Приазовья (по материалам экспедиций последних лет) // Ю. В. Кривошеев, М.В.Ходяков (ред.). Университетские Петербургские Чтения. 300 лет Северной столице. СПб.: Изд-во «Знаменитые универсанты», 2003. С. 751-758.

Новик 2004 — А. А. Новик. Албанские поселения на юге Украины. Свадебная обрядность в Приазовье в контексте сохранения традиций // В. К. Волков, А. Ю. Русаков (отв. ред.). Доклады российских ученых. IX конгресс по изучению стран Юго-Восточной Европы (Тирана, 30.08-03.09.2004). СПб.: Наука, 2004. С. 200-216. Bravman 1990 — B.Bravman. Using of old photographs in interview: some cautionary notes about silences in fieldwork // History in Africa 17, 1990. P. 327-334.

Collier 2003 — J. Collier. Photography and visual anthropology//P. Hocking (ed.). Principles of Visual Anthropology. Berlin —NY: Moutonde Gruyter, 2003. P. 235-254.

Collier, Collier 1986 — J.Collier, M.Collier. Visual Anthropology. Photography as a Research Method. New Mexico: University of New Mexico Press, 1986.

Scherer 2003 — J. Scherer. Ethnographic photography in anthropological research//P. Hocking (ed.). Principles of Visual Anthropology. Berlin — NY: Mouton de Gruyter, 2003. P. 201-216.

АЛБАНЦЫ УКРАИНЫ ПРИАЗОВЬЕ ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ФОТОГРАФИЯ АТРИБУЦИЯ АРХИВИРОВАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты