Спросить
Войти

Социально-политическая направленность ваисовского движения в Волго-Уральском регионе во второй половине XIX начале XX веков

Автор: указан в статье

К.Р. ШАКУРОВ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВАИСОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Ваисовское движение (Ваисовский Божий полк староверов-мусульман) представляет собой чрезвычайно интересное и весьма противоречивое религиозное, этническое, социальное и политическое движение, имевшее распространение среди мусульманского населения Поволжья, а также отчасти в Средней Азии и Сибири во второй половине XIX - первой трети XX столетия. «Ваисовское движение оставило заметный след в истории развития ислама в России. Несмотря на то, что практически неизменным оставалось, что ваисовцы находились в постоянном антагонизме - как с властями, так и с официальным мусульманским духовенством, на всех этапах развития доминировал один аспект: стремление добиваться решения возникающих вопросов путём политического диалога» [10].

В исследованиях учёных за последние десять лет в отношении ваисовского движения стали использоваться такие термины, как: «политизированный плебейско-крестьянский фундаментализм» [14], «ваххабизм» [12], «воинствующий фундаментализм» [8]. Призыв Багаутдина Ваисова к истокам ислама, ко времени жизни и деятельности пророка Мухаммада, позволил исследователям придать радикальный оттенок ваисовскому движению. Применяемые термины различными учёными трактуются по-разному, и поэтому они не только не вносят ясность в понимании ваисовского движения, но и запутывают проблему. По нашему мнению, все термины, используемые в отношении ваисовского движения, можно объединить и отнести к такому феномену, как «политический ислам».

Представители «политического ислама» не выступают с идеями реформирования собственно религии как системы догм и обрядов. Они зачастую требуют изменения места и роли самой религии в жизни общества, отвергая господствующую идеологию, политическую практику существующего режима и государственное устройство как несоответствующее нормам мусульманской религии.

Отличительной чертой «политического ислама» ваисовцев являлось то, что они организовывали акции гражданского неповиновения, отказывались подчиняться гражданским законам, не платили налоги, уклонялись от службы в царской армии, не записывались в приходские метрические книги, а вели собственные метрики рождения и смерти. У ваисовцев были собственные паспорта, в которых они указывали свое булгарское происхождение. «Перемены в экономической и социальной жизни после Великих реформ стали выявлять, в качестве всё более и более значимого, этническое начало. Ваисовство было ярким проявлением этого процесса. В нём, наряду с другими составляющими, утверждалось требование закрепить этнонимы «булгары», «тюрки» и отказаться от этнонима «татары» [9]. Ваисовцы считали, что название «татары» за татарским населением сохранилось со времён нашествия татар из Азии в XIII в. и вторичного «нашествия» их в XV в., после падения Золотой Орды, когда было организовано татарским ханом Улуг-Мухаммедом Казанское ханство. Отсюда требование «ваисовцев», чтобы татар именовали не «татарами», а «булгарами».

По оценке крупного исламоведа Л.И. Климовича, «все требования ваисовцев имели вполне земные корни ... содержание "вредного" религиозного учения

заключалось не в вопросах догматических, в которых ваисовцы, как и вообще накшбандийцы, не выходили за рамки ортодоксального суннитского ислама, а в их политической платформе» [7]. Религия постоянно стремится расширить сферу своего функционирования за счёт использования элементов других идеологических форм. Это осуществляется за счёт «сращивания» религии с политикой, правом, моралью: ... они «...как бы накладываются друг на друга». ...Данное обстоятельство позволяет политическим лидерам, используя религиозные аргументы и нравственные ценности, расширять влияние на широкие массы населения. .Отношения религии и политики могут иметь характер как взаимодополнения, так и взаимоотрицания. В силу присущей им активности религия и политика, используя зачастую однотипные формы, методы и приёмы деятельности стремятся преодолеть установившиеся между ними границы и распространить свое влияние на сферу компетенции другого [5]. Ярким примером этому является статья под названием «Ещё одна мусульманская партия» [6] в газете «Вакыт». Автор под псевдонимом «Гариб» в одной из своих поездок в Уфу знакомится с последователем ваисовского движения. Он провёл с ним обстоятельную беседу, в которой постарался узнать суть их учения. И в конце пришёл к такому выводу: «Со слов этого человека я ничего не смог узнать об их мазхабе (учении), они не смогли разделить религию от политики, смешивали одно с другим, исходя из этого, я должен был принять их как отдельное учение».

Отдельно нужно выделить проблему влияния суфийского тариката накш-бандия на формирование взглядов Багаутдина Ваисова (1810-1893). Суфийское братство (тарикат) Накшбандийа является одним из двенадцати основных братств, сложившихся в исламе в XII-XIV вв. Тарикат Накшбандия относится к числу наиболее распространённых суфийских братств, функционировавших на огромной территории Евразии и Северной Африки. Братство Накшбандия отличается от других тарикатов особой политической активностью, поскольку его идеологи считали не только допустимым, но и обязательным вступать в контакт с властями, чтобы, «завоевав их души», влиять на их политику в отношении народных масс. Нужно отметить следующее: «Главная особенность братства Накшбандия состоит в том, что она представляла из себя единственное учение, не призывающее входить в конфронтацию с правительством» [11]. По своей сути ваисовское движение было пацифистским, их практика выдвинула довольно эффективный способ борьбы с самодержавием - гражданское неповиновение, переходящее, в случае насильственных действий властей, в вооружённое сопротивление.

За время своей активной деятельности представителями ваисовского движения непосредственно царю и его администрации на местах было послано большое количество прошений и «святых присяжных заявлений». В этой деятельности прослеживается влияние былого опыта взаимоотношений суфийского тариката Накшбандия в Могольской империи с властью. Шейх Ахмад Фаруки Сирхинди (1564-1624) организовал группы из наиболее сильных своих последователей и учеников и обязал их проповедовать чистый Ислам, делая особый упор на требовании следовать Корану и Сунне. Шейх Ахмад разослал письма видным людям, пользующимся авторитетом и обладающим влиянием в обществе. «Славу ему принесли 534 письма, 70 из которых были адресованы моголь-ским должностным лицам» [13]. В своих письмах он призывал их очнуться, осознать ответственность за защиту своей религии и возрождение величия Ислама.

Последователи ваисовского движения, помимо Казани, были представлены в населённых пунктах ряда уездов Казанской и Симбирской губерний, в меньшей степени в Нижнем Поволжье, Сибири и Средней Азии. Идеи Багаут-дина Ваисова наибольшее распространение получили среди татарских крес-стьян, ремесленников и торговцев. По разным оценкам в ваисовское движение входило от 2 до 15 тыс. последователей. Ваисовцы стояли во главе крестьянских волнений в Казанской губернии в 1870-1980 гг. «Багаутдиновский» этап ваисовского движения заканчивается в 1884 г. окружением и захватом «молитвенного дома». В результате разгрома последователи ваисовского движения были сосланы в Сибирь, а сам Багаутдин Ваисов был посажен в Казанскую окружную психиатрическую больницу, где он и умер в 1893 г.

Однако подавить ваисовское движение царизму не удалось. В 90-х годах Х1Х в. поднималось восстание одно за другим. После появления в 1905 г. царского манифеста о даровании политических свобод Гайнан Ваисов сын Бага-утдина Ваисова возвращается в Казань. Ознакомление ваисовцев с социалистическим учением началось во время первой русской революции 1905-1907 гг., когда общество было пропитано марксистскими идеями и ваисовцы были вынуждены искать более близкие народу направления общественной мысли. Таким было начало революционного пути Гайнана Ваисова (1878-1918), занявшего после своего возвращения пост «сардара» - руководителя «Фаркаи наджия» («Спасшаяся группа»). Он восстанавливает в Казани «Мусульманскую Академию» и становится настолько выдающимся деятелем движения, что в народе его называют Сардаром, это слово заменяет ему имя.

Бурное развитие ваисовского движения часто сливалось с общедемократическим движением в России, и после октябрьской революции ваисовцы приняли политическую программу большевиков. Отличие содержалось в том, что все эти идеи ваисовцы хотели реализовать через ислам, через веру в Аллаха. Интересно высказывание Гайнана Ваисова, заимствованное из средневекового трактата, об основах общества, опирающегося на законы шариата. «Мир основан на четырёх столпах: первое - на знаниях учёных, второе - на праведности правителей, третье - на щедрости богатых и четвёртое - на молитве бедных. Если у учёных не будет знаний, умрут все невеждами, если правители не будут праведными, люди съедят друг друга, как волки овец. Если богатые не будут щедрыми, то умрут все бедные. Если же бедные не будут молиться, то погибнет весь мир» [4]. Как национально-освободительное движение ваисовцы ставили своей целью уничтожение гнёта и эксплуатации путём борьбы за социализм. Выражением этого стремления явилась статья Сардара Гайнана Ваисова «Значение социализма и к чему он приведёт?», опубликованная в большевистской газете, органе Казанского совета солдатских и рабочих депутатов «Знамя революции» от 24 января 1918 г. Речь идёт о социальных реформах во имя всеобщего блага во всём мире, которые должен поддержать каждый. Отсюда становится понятным и призыв Сардара Гайнана Ваисова к народам мира, в том числе и России: «Братья, стойко и мужественно проводите в жизнь социальные реформы и образуйте советские власти. Если же вы пойдёте против социализма, то вы этим самым пойдёте против Бога». О незаурядных ораторских способностях личности Гайнана Ваисова упоминает в своих показаниях Мирсаид Султан-Галеев: «Сардара Ваисова я первый раз видел накануне открытия II-го Всероссийского мусульманского съезда в конце декабря 1917 г. или в начале января 1918 г. на предварительном собрании делегатов съезда - фронтовиков. Он выступал там с речью после нас. Выступая с

сильной и довольно яркой речью, С. Ваисов вытащил из кармана маленький Коран и, потрясая его руками, патетически заявил: "Вот именем чего я действую и вот именем чего я призываю вас к борьбе за строй справедливости на земле!... "» [2]. Исламский социализм стал способствовать уменьшению различия между людьми не прибегая к конфискации частной собственности, ибо, согласно исламу, «абсолютное равенство между людьми не соответствует законам природы.» [1].

Отношение национальных организаций и групп к «Фиркаи наджия» в обстановке 1917 г. было различным. Её не «воспринимала» организация мусульманского духовенства «Улема», считавшая сторонников и руководителей «Ваисов-ских божьих воинов» осквернителями ислама. Тогда как Губернский Совет рабочих и крестьянских депутатов активно сотрудничал с его «зелёногвардейцами» и даже вооружал их. Гайнан Ваисов был убит 28 февраля 191В г., в первый день провозглашения Забулачной республики, при невыясненных обстоятельствах во время погрома штаба «божьего полка» сторонниками Военного Шура.

После смерти Гайнана Ваисова руководство движением переходит его родному брату Газизяну (1ВВ7-19б3). На этом этапе развития ваисовское движение окончательно организуется как политическая партия. Очередной после апреля 1917 г. II съезд «Фиркаи наджия», состоявшийся в январе 1919 г., принимает расширенную программу партии, основные положения социально-экономической программы построения социализма в Народной республике Волжской Болгарии, временный организационный Устав партии, а также новое русское название «Фиркаи наджия»: «Партия ваисовцев революционеров-коммунистов Востока (Ислама)». На своём III съезде состоявшемся 9-14 июля 1919 г. «Партия ваисовцев революционеров-коммунистов Востока» рассматривает вопросы экономического развития, социального обеспечения, просвещения, создаёт Политбюро ЦК «Партии ваисовцев революционеров-коммунистов Востока» в составе 12 человек, возглавлявших 12 отделов Центрального комитета, и выносит постановление о создании высшего органа власти республики Волжской Болгарии Совета Волжских Болгарских мусульман и ваисовцев Востока (рабочих и крестьян). Для ваисовцев руководством к деятельности остаются Коран и учение пророка Мухаммеда. Невзирая на религиозные и национальные различия, программа требовала равноправия для всех.

В 1923 г. постановлением ОГПУ общество «волжско-булгарских мусульман-ваисовцев» запретили, как «антисоветскую буржуазно-религиозно-националистическую организацию, ставившую своей целью создание буржуазно-демократической Булгарской республики» [2]. Газизян Ваисов был арестован в 192б г. и отбывал наказание в Сибири, откуда он смог возвратится только в 1934 г.

Таким образом, очевидным становится факт, что в начале XX столетия в этом движении стали доминировать политические идеи. Пик активности ваисов-ского движения пришёлся на 1905-1910 гг., было организовано Автономное духовное управление, учреждён мухамеданский шариатский суд, подняли зелёное знамя с изображением звезды и полумесяца. Ваисовское движение, изначально имевшее религиозное содержание, постепенно трансформировалось в движение, в котором тесно переплетались религиозные, социальные, этнические и политические аспекты. Политический протест под религиозными знамёнами на определённых этапах истории встречается не только у татар, но и у других народов, являясь важным проявлением общественного протеста.

Литература и источники

1. Абд Аль - Хамид Гура Ас - Саннар. Отличие исламского социализма от социализма современного / Абд Аль - Хамид Гура Ас - Саннар // Ислам и социализм (исследование зарубежных идеологов): сб. ст. М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1988. С. 60.
2. Архив Управления ФСБ РФ по РТ. Ф. 109. Оп. 9. Д. 9. Л. 1-18.
3. Архив Управления ФСБ РФ по РТ. Ф. 109. Оп. 9. Д. 9. Л. 26-28.
4. Ваисов Г. КаЬ|армане миллэт Ме^аЬшдел-ислам Вэисилэр тарихы Ьюм и^мали программа-сы / Г. Ваисов. Казан: Мэгариф, 1917. Б. 8.
5. Воронцов С.А. Особенности взаимодействия политической и религиозной систем: философско-методологический анализ: дис. ... канд. филос. наук / С.А. Воронцов. Ростов н/Д., 2000. С. 36.
6. Дэхи бер фирка меселман / Гариб // Вакыт. 1906. 22 май (№22).
7. Климович Л.И. Ислам в царской России / Л.И. Климович. М.: Госуд. антирелиг. изд-во, 1936. С. 152.
8. Левин З.И. Реформа в исламе. Быть или не быть?: опыт системного и социокультурного исследования / З.И. Левин. М.: Институт востоковедения РАН: Крафт+, 2005. С. 194.
9. Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905-1916 гг.) / О.Н. Сенюткина. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, Изд. дом «Медина», 2007. С. 176-177.
10. Усманова Д.М. Завещание Багаутдина Ваисова / Д.М. Усманова // Эхо веков. 2002. № 3/4. С. 127.
11. Философско-энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1985. С. 574.
12. Хабутдинов А.Ю. Ваххабизм в Татарстане: сегодняшняя ситуация в исторической ретроспективе / А.Ю. Хабутдинов // Вестник Евразии. 2000. № 2(9). С. 86-107.
13. Шиммель А. Мир исламского мистицизма / А. Шиммель. М.: Энигма, 1999. С. 32.
14. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане / А.Б. Юнусова. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. С. 79.

ШАКУРОВ КАМИЛЬ РАВИЛЕВИЧ родился в 1982 г. Окончил Казанский государственный университет. Аспирант кафедры современной отечественной истории Казанского университета. Область научных интересов - изучение общественно-политической деятельности ваи-совского движения (1862-1920-е годы). Автор 10 научных публикаций.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты