Спросить
Войти

Экономика народного образования в императорской России

Автор: указан в статье

УДК 338.46

Дятлов С. А. ЭКОНОМИКА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ*

В статье изложено состояние экономики образования в работах русских ученых имперской России Ключевые слова: экономика народного образования, история развития образования.

Исследованием проблем экономики народного образования, анализом влияния образования на социально-экономическое развитие России занимались такие русские ученые, как М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, К. П. Победоносцев, В. И. Экземплярский, Г. Ф. Вороной, А. Н. Деревицкий, Ю. А. Ку-лаковский, Е. Н. Трубецкой, В. Г. Щеглов, Л. Л. Гаври-шев, А. В. Горбунов, Ф. А. Данилов, П. М. Шестаков, А. И. Чупров, И. И. Янжул, Е. Н. Янжул и др.

Неоценимый вклад в развитие образования,

и в первую очередь университетского, внес великий русский ученый-энциклопедист, мыслитель и общественный деятель Михаил Васильевич Ломоносов. Прогресс и процветание России М. В. Ломоносов прямо связывал с развитием образования, просвещения и ремесел. В основу разработанных им проектов общественных преобразований и экономического развития страны положена мировоззренческая концепция просвещения. Исследование закономерностей возникновения независимого и влиятельного Русского государства легло в основу его воззрений на исторический процесс. По инициативе М. В. Ломоносова в 1755 году был создан Московский университет, ставший ведущим центром русской науки и культуры. Он был академиком и почетным членом Санкт-Петербургской Академии Наук и многих зарубежных академий (Шведской, Болонской).

Русский ученый Д. И. Менделеев, известный для многих как знаменитый химик, являлся также и глубоким ученым-экономистом. Ему принадлежат фундаментальные труды, посвященные исследованию проблем экономического развития России, работы по промышленности и сельскому хозяйству, по статистическому анализу данных. Ему принадлежат следующие работы: «Проблемы экономического развития России», «Учение о промышленности», «К познанию России», «О сельском хозяйстве России», «Заветные мысли». Особое внимание в своих научных работах Д.И.Менделеев уделял роли просвещения и образования для экономического подъема России.

Для экономического процветания и роста благосостояния населения, по его мнению, решающую роль играет развитие промышленности. При этом он подчеркивает важное значение обороноспособности в жизни России. «Я не уставал и не устану говорить о том значении, которое имеет промышленность в деле единоличных заработков... и утверждать, что будущее благо отдельных лиц, а через то

и всей страны нашей, первее всего зависит от меры развития у нас переделывающей промышленности». При этом он указывает на прямую зависимость успешного развития перерабатывающей промышленности от образовательного уровня работников: «Добывать только сырье, значит отказаться от сливок, довольствуясь снятым молоком. Добывать сырье может и дикарь, свой труд мало ценящий, обработка же производится приемами, доставляемыми образованностью, ценящей свой труд».

Указывая, что развитие промышленности невозможно без передовой образованности, он считал, что «при помощи одних законов ничего сделать нельзя: нужны постоянное изучение; труд, преимущественно мозговой, доверие и капитал». Д. И. Менделеев отстаивал самобытный путь развития России, для чего требуются большие усилия и разумение. А это «нельзя выполнять легко и просто, пламенными желаниями и горячими речами, да узако-няемыми предписаниями, скопированными с примера Запада... Надо свое обдумать, попробовать, видоизменять. Сложности бояться нечего, потому что сметливые и добросовестные люди в России найдутся».

Он был сторонником использования капитала для экономического развития страны, но был противником монополии, потому что «монополисты отнимают огромный

заработок от народа и на манер социалистов всех участников делают чиновниками, действующими для личного интереса. Монополии губят самостоятельность. Особенно боюся я за качество науки и всего просвещения и за общую этику».

Д. И. Менделеев считал, что рост населения страны является одним из важнейших факторов экономического развития. Его работа «К познанию России» посвящена проблемам народонаселения на основе анализа переписи населения России 1897 года, в которой особое внимание уделено научному обоснованию границ трудоспособного возраста.

В своей работе «Заветные мысли» Д. И. Менделеев обосновывает мысль о том, что образование и истинно образованные люди имеют важнейшее значение не только для экономического развития России, но и для ее политической и экономической независимости. Он пишет: «Образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости... Истинно образованный человек найдет себе место только тог-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-02-00375а)

32

© Дятлов С. А., 2012

да, когда в нем с его самостоятельными суждениями будут нуждаться правительство или образованное общество, иначе он лишний». «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, т.е. всю русскую действительность, чтобы мы могли сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития страны... Чтобы предстоящий путь был по возможности прогрессивным он не должен отрицать прошлого. Разрушить исторически сложившееся легко, но не придется ли скоро жалеть о разрушенном?».

Д. И. Менделеев считал необходимым создать условия для просвещения широких слоев населения России и воспитания талантливых личностей: «Если древность вывела плодотворный возглас «горе побежденным», то современность может провозгласить еще сильнее: «горе отсталым». Оба возгласа показывают, что благо народное неразлучно с деятельной защитой и широким просвещением... Если Россия желает избежать возгласа «горе отсталым» - она должна заботиться о собственных Платонах и Ньютонах».

В России институт нормативного регулирования сферы высшего образования возник в 1804 году, когда был принят и утвержден Первый устав университетов России, регламентирующего деятельность Московского, Харьковского и Казанского университетов. Данный устав содержал нормативные положения, определяющие состав и структуру университета, его руководящие органы, обязанности преподавателей, определены источники финансирования, а также включал особый раздел «Об испытаниях и производстве в университетское достоинство».

Университетским уставом 1804 г. устанавливалась регламентация подготовки и аттестации научных кадров, определены единые требования к уровню подготовки претендентов на ученую степень и процедура их соискания. Уставам предусматривались ученые степени кандидата, магистра и доктора наук. При этом не допускался пропуск какой-либо ступени, и каждая очередная степень могла быть присуждена лишь через определенный срок после получения предыдущей.

Процедура присуждения ученой степени выглядела следующим образом: студент мог стать кандидатом, спустя год после окончания университета (если не стал им сразу), магистерская степень могла присуждаться через 2 года после кандидатской, а докторская - через 3 года после магистерской. Последующим университетским Уставом, принятым в 1835 г. были сокращены необходимые сроки соискания ученых степеней, разница между которыми составляла всего один год.

В 1844 г. было разработано и принято «Положение о производстве в ученую степень». Этим положением был изменен порядок сдачи магистерских и докторских испытаний. Соискатель магистерской или докторской степени должен быть представить

на предварительное рассмотрение диссертацию, после обсуждения и одобрения которой назначались испытания, а затем проводилась публичная защита.

Уставом Российских университетов 1863 г. еще раз был подтвержден единый порядок аттестации; представление и публичная защита диссертации; ученые степени присуждались в порядке их постепенности и в установленные сроки.

В начале ХХ века в России были осуществлены шаги по преобразованию системы обучения в университетах и специальных высших учебных заведениях. 18 мая 1902 года по соизволению Императорского Величества (императора Российской империи) при Министерстве Народного Просвещения была создана особая Комиссия для обсуждения вопросов о преобразовании высших учебных заведений ведомства с участием представителей министерств и главных управлений, в ведении которых находятся эти заведения. В данную Комиссию были включены официальные лица следующих министерств и ведомств: Народного просвещения, Внутренних дел, Финансов, Земледелия и Государственных имуществ, Путей сообщения, Юстиции, Военного, Православного вероисповедания, учреждений императрицы Марии. В работе данной Комиссии принимали участие также ведущие профессора, представляющие университеты, технологические, политехнические, ветеринарные институты России.

Данная Комиссия была призвана решить следующие задачи: анализ дел в системе высшего образования России, обобщение позитивного зарубежного опыта, пересмотр действующих уставов и штатов и выработка наиболее перспективных направлений по улучшению качества обучения и совершенствованию организации и деятельности Императорских университетов и специальных высших учебных заведений. На заседаниях данной Комиссии были рассмотрены следующие вопросы: финансирование высшего образования, штаты университетов, структура ученых степеней, окладов и пенсий профессоров университетов.

Одним из центральных вопросов, рассматриваемых Комиссией, был вопрос об изменении окладов и пенсий профессоров университетов. Первый устав Российских университетов был принят в 1804 году, в соответствии с которым профессора получали по 2000 руб., а адъюнкты - 800 руб. В 1835 г. университетские штаты были изменены. Содержание профессоров было увеличено до 4500 руб. ассигнациями для ординарных, 3400 руб. для экстраординарных и 2300 руб. для адъюнктов. По штатам устава 1863 года размер содержания был определен в 3000 руб. серебром (это равнялось прежним 10500 руб. ассигнациями) для ординарных профессоров, 2000 руб. серебром (7000 руб. ассигнациями) для экстраординарных и 1200 руб. серебром (4200 руб. ассигнациями) для доцентов.

Уставом 1884 года изменение окладов всем категориям преподавателей университетов не было предусмотрено. Штаты профессорских окладов, признанные временными в 1884 году, остались неизменными почти 40 лет до времени начала работа комиссии Министерства народного просвещения. Поэтому увеличение размеров окладов профессоров это насущная мера. После работы Комиссии по данной проблеме было принято решение установить оклад для ординарных профессоров в размере 6000 руб. и для экстраординарных в размере 4000 руб. Размеры содержания остальных служащих в высших учебных заведениях лиц поручено определять, в соответствии с указанными выше окладами профессоров, финансовой подкомисии.

Особое внимание было уделено проблеме гонорара и платы за обучение в университетах, по которым развернулась дискуссии и горячий обмен мнениями. В уставе 1884 г. 147 статьей определены основные положения взимания платы за обучение и их расходования на нужды университетов. Плата, взимаемая со студентов и посторонних слушателей в пользу университетов, а равно прочие специальные средства университетов составляют неотъемлемую их собственность. Эти средства могут быть употребляемы:

- на пособия учащимся, служащим в университете и семействам этих лиц, с разрешения попечителя;

- на пополнение сумм для вознаграждения стипендиатов, оставляемых при университете;

- на издержки по напечатанию научных сочинений, издаваемых от имени университета или с его одобрения;

- на издержки при торжественных собраниях и вообще мелочные расходы по разным предметам, с разрешения попечителя;

- на командировки профессоров и других лиц, имеющих ученые степени;

- на улучшение учебно-вспомогательных установлений университета;

- на добавление к суммам, отпускаемым на содержание и ремонт университетских зданий.

Во всех университетах на эти средства содержится значительная часть персонала лаборантов и ассистентов для учебных лабораторий и кабинетов, а также из этих средств финансируется сумма, отпускаемая по штатам на покупку книг для библиотек и др.

После всестороннего обсуждения поднятых проблем Комиссия голосованием приняла ряд важных решений. Было принято целесообразным отменить гонорарную систему оплаты труда профессоров (взимание с каждого студента отдельной платы за каждую прочитанную лекцию или проведенное занятие), и установить единый размер платы за обучение в виде годовой фиксированной суммы для всех высших учебных заведений. Было признано целесообразным разработать и реализовать следующий перечень мер:

1. Плата за обучение в университетах должна взиматься в общей валовой сумме /а не полекционно.
2. Повысить процент лиц, пользующихся льготами, под которыми подразумевается полное или частичное освобождение от платы (при успешном учении и безупречном поведении).
3. Для студентов производство экзаменов должно быть бесплатным, а для посторонних лиц - платным.
4. Следует установить особый взнос за право держать экзамены для посторонних лиц и за получение диплома, а сумма получаемая от такого взноса (за последнее), частью должна идти на возмещение расходов по напечатанию дипломов, частью же в специальные средства учебных заведений.
5. Размер платы за учение в рублях установить -100 рублей. Установить 50% лиц, пользующихся льготою по взносу платы за обучение, в качестве высшей нормы.

По вопросу об установлении платы за учение с вольно слушателей Комиссия постановила, чтобы размер платы за право слушания лекций, участия в практических занятиях и за экзамены определялся соответствующими факультетами и утверждался советами, но с тем, чтобы общая сумма взноса не превышала платы, взимаемой со студентов.

Проектом штата Императорских Российских университетов всего на финансирование 9 университетов (Санкт-Петербургского, Московского, Харьковского, Казанского, Св.Владимира, Новороссийского, Юрьевского, Варшавского, Томского), в которых обучалось 2762 студента, было выделено 9380880 рублей.

Проектом штата Императорских Российских университетов было предусмотрено также выделение средств на вспоможение учащимся по следующим статьям:

- на стипендии и пособия;

- на 111 Императорских стипендий Санкт-Петербургскому университету;

- на казенные медицинские стипендии;

- на стипендии святых Кирилла и Мефодия;

- на премии.

Представляет интерес существовавшая в 19 веке в Российских университетах структура ученых степеней. По уставу 1863 года существовало три основных ученых степени: кандидата, магистра, доктора. Отметим, что степень магистра была выше степени кандидата. Кроме того существовало звание - действительного студента. Также еще существовали лица, получающие звание приват доцентов по защите диссертации (pro venia legend). Структура ученых степеней имела следующий вид:

1. Действительный студент.
2. Кандидат.
3. Кандидат, защитивший pro venia legendi и получивший право на преподавание в звании приват-доцента.
4. Магистр.
5. Доктор.

Уставом 1884 года данная структура была несколько изменена и приобрела следующий вид:

1. Окончивший испытание с дипломом 2 степени.
2. Окончивший испытания с дипломом 1 степени.
3. Магистрант, сдавший магистерский экзамен

и, по прочтении пробных лекций, получивший право на преподавание.

4. Магистр.
5. Доктор.

С 1894 г. по 1914 г в России кредиты государства Министерству Народного Просвещения возросли с 25,2 млн. руб. до 161,2 млн. руб. Сюда не входили бюджеты военных и технических школ, финансировавшихся из других источников за счет военных ведомств, за счет средств местных (земскмх, губернских) бюджетов, и которые возросли с 70 млн. руб. до 300 млн. руб. В 1913 г. общий бюджет народного просвещения России достиг почти пол миллиарда рублей золотом. Отметим отдельно, что в России в 1913 г число школ составило более 130 тысяч.

По смете Министерства народного просвещения в 1913 г. на 48628 студентов содержание вузов из средств казны требовало 7652 тыс.руб., строительные расходы - 2101 тыс.руб., подготовка профессуры - 320 тыс.руб. Кроме того, плата за учение достигала 2639 тыс.руб., не считая иных специальных средств и капиталов. Итог перечисленных

статей - 12,7 млн.руб., что составляет в среднем на каждого студента 261 руб.

В 1913 г расходы на содержание одного ученика в мужских гимназиях и реальных училищах составляли 172,5 рубля, а в женских - 75,5 рублей на каждую ученицу в год. Бюджет мужских и женских гимназий и реальных училищ на 1598 учебных заведений с 540 тыс. учащихся составлял 62,9 млн. рублей.

Интересны данные того времени о естественном приросте населения России. В 1914 году в Европейской России ежегодно на каждую 1000 чел. населения рождалось около 48 чел. и умирало около 32 чел. Как по рождаемости, так и по смертности Россия опережала прочие страны. В Австро-Венгрии рождалось ежегодно 35 чел., Испании - 34 чел., Германии - 33 чел., Италии - 32 чел., Голландии -30 чел., Дании - 28 чел., Швейцарии - 27 чел., Англии - 27 чел., Швеции - 25 чел., Франции - 20 чел.

Ежегодный прирост населения составлял: в России - 16 чел. на 1000 чел. населения, в Англии -12 чел., в Италии - 10 чел., в Испании - 7 чел. и во Франции - 1 чел.

В России передовыми учеными и общественными деятелями неоднократно высказывалась идея о том, что народное просвещение, грамотность народа, образование населения имеет величайшую социальную и экономическую ценность, и что это кардинальнейший вопрос всей русской жизни. Эту идею очень емко, четко и лаконично сформулиро-

вал академик Императорского Московского университета И. И. Янжул: «Будет Россия образована, будет и богата».

В 90-х годах 19 века проблемой значения образования и грамотности для экономического развития и их влияния на рост производительности труда и народного богатства занимался ряд ученых Императорского Московского университета. Среди них -академик И. И. Янжул, профессора А. И. Чупров и Е. Н. Янжул. Статья И. И. Янжул «Значение образования для успехов промышленности и торговли» была опубликована в 1896 году в журнале «Техническое Образование», издаваемого постоянной Комиссией по техническому образованию Императорского Русского Технического Общества.

Комплекс вопросов, посвященных анализу влияния образования, и в первую очередь начального образования, обсуждался на втором Съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, проходившем в Москве в конце декабря 1895 и в начале января 1896 г. На секции этого Съезда по общим вопросам с докладами выступили референты Л. Л. Г авришев «О влиянии общего образования рабочих на продуктивность их труда», А. В. Горбунов «Свод материалов, полученных Комитетом 2-го Съезда по вопросу о влиянии грамотности на производительность труда в сельском хозяйстве и промышленности», Ф. А. Данилов «О влиянии грамотности, школьного обучения и профессионального образования на развитие кустарных промыслов», П. М. Шестаков «О грамотности среди рабочих на ситценабивной мануфактуре Э. Цинделя».

Постоянная Комиссия по техническому образованию в 1986 году издала сборник, в который были включены научные статьи И. И. Янжул, А. И. Чуп-рова «Знание и народное богатство», Е. Н. Янжул «Влияние грамотности на производительность труда», а также доклады, обсуждавшиеся на втором Съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895-1896 гг. в Москве. Сборник вышел под названием «Экономическая оценка народного образования», а авторы, безвозмездно предоставив в распоряжение Комиссии свои труды, высказали желание, чтобы весь доход от него поступил в пользу школ Императорского Русского Технического Общества.

В предисловии издателями лаконично сформулирована главные идеи, цели и задачи данного сборника:

1. Собрать посильно воедино всевозможные аргументы экономического характера на пользу народного образования и тем самым дать хотя бы самый слабый толчок разрешению этого кардинальнейшего вопроса всей русской народной жизни.
2. Способствовать распространению идеи экономической ценности образования.
3. С помощью собранных научных аргументов наглядно доказать, что грамотность и умственное развитие рабочих уже сами по себе повышают производительность труда.
4. Затраты на образование не представляют собою акта филантропии, а являются лишь непосредственным удовлетворением насущнейшей потребности страны в интересах прогресса ее производительных сил.
5. Богатство и процветание России зависит от качества и уровня образования ее народа.

Важнейший вывод, сделанный авторами на основе осуществленных исследований, состоит в том, что «нет дела полезнее или плодотворнее и нет потому труда почетнее и достойнее уважения, чем труд и усилия, потраченные прямо или косвенно на содействие делу народного просвещения». Будет Россия образована, будет и богата - вот главный вывод, который формулируют издатели и участники сборни-

ка «Экономическая оценка народного образования». Под этим выводом может поставить свою подпись каждый желающий процветания России отечественный ученый как далекого 1895 г., так и сегодняшнего 2012 г. И данный вывод должен быть положен в основу разработки и проведения всей нынешней политики по реформированию системы высшего образования России и переводу ее экономики на инновационный путь развития в первой четверти XXI века.

Библиографический список

1. Менделеев Д. И. Заветные мысли. - СПБ, 1904.
2. Менделеев Д. И. К познанию России. - СПБ, 1912.
3. Экономическая оценка народного образования. Очерки И. И. Янжула, А. И. Чупрова и Е. Н. Янжул. -СПБ., 1896.
4. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
5. Дятлов С. А. Экономика образования в переходный период. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.

Dyatlov S. A.

ECONOMICS OF EDUCATION IN IMPERIAL RUSSIA

The article described the economic situation of education in the works ofRussian scholars of imperial Russia Keywords: economics of education, history of education.

УДК 947

Стародубцев М. П. РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОВОДИМЫЕ ЕКАТЕРИНОЙ II

Результатом западноевропейского влияния на российскую политическую мысль явилась идеология “просвещенного абсолютизма ”.

Государство брало на себя ответственность по обучению и воспитанию населения, именуемого “гражданами ”.

Основой политики Екатерины II было стремление расширить опору власти за границы дворянского сословия, создать грамотный “средний класс ”, готовый служить монархии. Были созданы предпосылки для перехода к массовому образованию. Разработан закон о школьном образовании. Открылось Главное народное училище, которое готовило учителей. Был создан Устав, указывающий на цели и задачи образования.

Уставом предписывалось разработка учебного плана и регулирование учебного процесса. Расширился контингент учащихся, открывались новые учебные заведения.

Реформы Екатерины II интересны для нашего времени. Именно они утвердили решающую роль государства в организации и регулировании образования подрастающих поколений.

«Деятельнейшим фактором нашей истории», по выражению В. О. Ключевского, в XVIII веке явилось западноевропейское влияние, ставшее следствием открытости российского общества в сторону Европы после Петра Великого. Под этим влиянием в общественном сознании российского общества формировались представления о гражданском обществе, состоящем не из «простонародных», неграмотных «сынов Отечества», а полезных обществу добродетельных, просвещенных граждан, наделенных преимуществом «Истинной свободы» и ответственности за свою страну. Одновременно осознавалось

глубокое несоответствие между такими представлениями и российской действительностью середины XVIII века и потребность в системе просвещения, направленной на воспитание граждан в духе лояльности к власти в целях укрепления монархических основ. Результатом западноевропейского влияния на российскую политическую мысль явилась идеология «просвещенного абсолютизма».

Абсолютизм потому и был просвещенным, что государство брало на себя обязательства по обучению и воспитанию населения, поименованного теперь «гражданами». Основным в политике Екатерины II

36

© Стародубцев М. П., 2012

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты