Спросить
Войти

Правители-узурпаторы в традиционных государствах (китай и Япония)

Автор: указан в статье

УДК 369.032

С.А. Мартышкин*

ПРАВИТЕЛИ-УЗУРПАТОРЫ В ТРАДИЦИОННЫХ ГОСУДАРСТВАХ (КИТАЙ И ЯПОНИЯ)

Данная статья посвящена проблеме так называемых «узурпаторов», которые были правителями таких стран, как Китай и Япония на традиционном Дальнем Востоке. Сконцентрировано внимание на таком аспекте этой проблемы, как различия в методах правления китайской правительницы XIX — начала XX в. Цыси и японского правителя XVI в. Тоетоми Хидэеси.

В данной публикации продолжается исследование вопросов зарубежного государственного опыта управления, начатое в соответствующей серии статей [1; 2]. В истории государственного управления стран традиционного Дальнего Востока имеются периоды правления узурпаторов — лиц, не имевших право на должность верховного правителя, но вопреки существовавшим правилам престолонаследия занимавших эти должности в течение продолжительного времени. Можно отметить правителя Японии Тоетоми Хидэеси, который фактически руководил своей страной, в то время как формально главой государства считался император. Но император царствовал, а не правил. Такая ситуация сложилась в Японии в XVI в. В другой дальневосточной стране, в Китае, на рубеже XIX—XX вв. фактическая власть находилась у вдовствующей императрицы Цыси, а официально главой государства признавался император Гуансюй. Данные обстоятельства занятия верховных государственных должностей Хидэеси и Цыси позволяют называть их узурпаторами власти в своих странах. Необходимо выяснить сходство и различие управленческих приемов у этих незаконных правителей Японии и Китая в Новое время. Китайская и японская управленческие традиции предоставляют богатый фактический материал для подобного сравнения.

Правление Хидэеси было первым примером в истории Японии, когда незнатный человек поднялся до верхней ступени власти и управления. Этот правитель вошел в историю как объединитель страны, пережившей длительный этап феодальной раздробленности. В Японии Хидэеси часто сравнивают с Наполеоном Бонапартом. Оба исторических деятеля стремились установить мировое господство. В Японии существует традиция «Хакко ити у» — «Восемь углов мира под одной крышей». Эта внешнеполитическая формулировка означает распространение японской экспансии

на все известные страны мира. В этом смысле Хидэеси можно считать предшественником политики Великой восточноазиатской сферы сопро-цветания в ХХ в. Еще больше похожи политика Хидэеси и первого русского царя Ивана Грозного. Усилия Хидэеси и Ивана IV были направлены на создание и укрепление централизованного государства соответственно в Японии и России. Даже некоторые черты характера двух правителей оказались схожими. Крайняя жестокость в борьбе со своими противниками была присуща им обоим.

Тоетоми Хидэеси родился в 1537 году в крестьянской семье. Он сделал очень успешную карьеру на государственной службе. В пятнадцать лет он покинул родной дом и ушел бродить по стране. Затем юный Хидэеси поступил на службу феодалу Мацусите. Там будущему правителю Японии вручили самурайский меч, т. е. он перешел в военное сословие буси. Хидэеси стал сподвижником другого феодала, Ода Нобунага, известного героя своей эпохи. Нобунага объединил под своей властью значительную часть Японии, был фактическим хозяином столицы страны — города Киото. Трагическая гибель сюзерена Хидэеси в 1582 г. потрясла будущего правителя. Он поспешил отомстить за смерть любимого полководца. Перед Хидэеси внезапно открылся путь к самым вершинам государственной власти. В 1585 г. он получил звание канцлера (кампаку) и очень гордился им. Хидэеси стал главным советником императора. Это звание находилось в японской табели о рангах сразу после императорского титула. Раньше титул кампаку носили представители феодального клана Фудзивара, которые правили Японией в ІХ—ХІ вв. Тщеславный Хидэеси намеревался встать наравне с императором. Он потребовал от крупнейших феодалов страны принести клятву на верность императору, но эта процедура была оформлена как присяга самому Хидэеси. Император оказался как бы косвенно причастен к

* © Мартышкин С.А., 2014

Мартышкин Сергей Алексеевич (martyshkin@bk.ru), кафедра государственного и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

8

Основы экономики, управления и права №1 (13)

такому важному событию. На деле император своим авторитетом религиозно-политического лидера Японии заставил феодальную элиту признать своим правителем Хидэеси. Сохранился также совет старейшин, традиционный орган власти и управления в Японии (го-буге). Став канцлером, Хи-дэеси щедро наградил своих сторонников землями и чинами. Новый правитель особенно доверял собственным родственникам. Так он возвысил Асано Нагамасу, сделав его фактически первым министром японского государства. По сути правление Хидэеси оказалось военной диктатурой, наподобие с ёгуната, хотя он и не имел титула с егу-на [3, с. 272-295].

В конце своей управленческой карьеры рано постаревший Тоетоми Хидэеси отошел от текущих государственных дел, передоверив все управление другим лицам. От его имени жестоко подавлялись крестьянские восстания на всей территории страны. Массовые репрессии против собственного народа были призваны подавить любое недовольство властью Хидэеси. Самой большой военной авантюрой последнего периода правления Хидэеси явилась корейская война 1592— 1598 гг. Впервые в истории Японии эта страна участвовала во внешней экспансии, отошла от традиционной изоляционистской политики. Корейская война перечеркнула многое из политики государственного строительства кампаку, обесценила его вклад в объединение японских земель. Неспособность учитывать национальные интересы японцев и других народов Дальнего Востока привела к поражению Хидэеси. В конце войны против Кореи в 1598 г. скончался военный диктатор Японии. Дальнейшие усилия по объединению страны сделал еще один диктатор, объявивший себя уже не кампаку, а с ёгуном — Токугава Иэясу (1603 г.) [4, с. 228—233].

Цыси родилась в 1834 г. в маньчжурской семье в Пекине, который был тогда столицей империи Цин. В 1852 г. ей исполнилось 16 лет. Тогда на нее обратили внимание во дворце императора и возвели в ранг императорской наложницы 5 класса (гуйжэнь). В то время девушку звали Ниласы. Она строила далеко идущие планы насчет карьеры при императорском дворе. Честолюбивая девушка не ошиблась. Ее придворная карьера была просто головокружительной. Спустя два года после переселения во дворец, Ниласы стала наложницей императора 4 класса (бинь). Еще через два года ей присвоили 3 класс наложницы (фэй), а вскоре и 2 класс (гуйфэй). Императором тогда был Сяньфэн. Большие способности Ниласы к занятиям искусствами обращали на нее внимание. Юная маньчжурка добилась положения любимой наложницы Сяньфэна. Ниласы родила императору наследника престола. Сяньфэн умер

в 1861 г. Ниласы (Цыси) получила статус вдовствующей императрицы [5, с. 83].

Поначалу она делила власть с другой вдовствующей императрицей — Нюхулу (Цыань). Так должно было продолжаться до совершеннолетия наследника престола. Сын Цыси Тунчжи получил императорскую власть. Он умер от болезни в 1875 г. Цыси не скрывала большого личного горя. Тогда императором объявили племянника Цыси Цзай Тяня (Гуансюя). При этом Цыси нарушила сложившуюся в цинском обществе традицию престолонаследия, согласно которой императором должен был стать другой претендент — Пу Лунь.

Гуансюй был политической марионеткой в руках Цыси. Она буквально подавляла, как морально, так и физически, молодого слабовольного императора. Никогда прежде в Китае женщины не играли ведущую роль в государственном управлении, по крайней мере, так явно. Номинально Гуансюй правил Китаем до своей смерти в 1908 г. Цыси настойчиво устраняла традиционные порядки, мешавшие ей полновластно управлять страной как истинной главе государства.

Цыси добилась положения регентши при больном и слабовольном Гуансюе, которого в 1898 г. подвергли домашнему аресту. На дипломатических приемах император находился рядом с Цыси, которая решала все внешнеполитические вопросы. По приказу Цыси устроили жестокую расправу с любимой наложницей Гуансюя Чжэнь Фэй, когда императорский двор бежал из Пекина во время восстания ихэтуаней в 1900 г. Не помогли личные просьбы Гуансюя пощадить его наложницу: ее казнили у него на глазах. После возвращения цинского двора из самоизгнания, в 1902 г., Гуансюя снова отправили под домашний арест [5, с. 220].

Ухудшение здоровья Цыси не помешало ей управлять государством. В 1907 г. она пообещала начать политику конституционных реформ. Дело ограничилось отправкой юных маньчжурских представителей знати на учебу за границу. Однако в 1908 г. умер Гуансюй, а вскоре, в том же году, умерла Цыси. Императором династии Цин провозгласили малолетнего Пу И. Никакие конституционные реформы так и не были начаты. Синьхайская революция 1911 г. свергла империю Цин. Китай стал республикой [6, с. 196].

Образы диктаторов дальневосточных стран Хидэеси и Цыси привлекли внимание писателей, которые посвятили им свои художественные произведения. Написанные на основе изучения подлинных источников прошлых исторических эпох книги о Хидэеси и Цыси являются хорошими пособиями, раскрывающими особенности государственного управления в Китае и Японии в Новое время. О Хидэеси писал выдающийся японский писатель Дзюнъитиро Танидзаки в повести «Рассказ слепого». Жестокость и коварство Хидэеси в борьбе за политическую власть ярко показаны в этом произведении [7]. Эпоха правления Цыси нашла отражение в знаменитом романе китайского писателя Цзэн Пу «Цветы в море зла», где сатирически заострены многие негативные стороны внешней и внутренней политики Цинского Китая [8]. Художественная биография Цыси представлена в романе американской писательницы Пёрл Бак «Императрица» [9].

Тоетоми Хидэеси правил открыто, опираясь на военную силу. Цыси добилась монопольной власти в стране за счет придворных интриг. Поэтому у регентши не могло быть официальных государственных и дипломатических функций правителя, как в свое время у Хидэеси. Вместе с тем японский диктатор формально считался только чиновником, хотя и высокопоставленным, на службе у законного монарха — императора Японии. Несмотря на различия в способе получения доступа к высшей государственной власти, диктаторские режимы Китая и Японии были сходны в стремлении держать в повиновении народы этих стран любыми способами, включая самые жестокие репрессии. Режимы личной нелегитимной власти в них закончили существование вскоре после смерти их создателей. Сын Хидэеси по имени Хидэери был уничтожен в борьбе с прежним соратником правителя Токугава Иэясу. Последний установил режим сегуната, ранее свойственный

Японии в XI—XVI вв. После смерти Цыси традиционный уклад государственной власти Китая продержался всего несколько лет, до 1911 г. Интересно отметить, что свергнутый во время Синь-хайской революции Пу И снова стал маньчжурским императором при японской оккупации Китая и оставался формальным главой государства Мань-чжоу-Го до 1945 г.

Библиографический список

1. Мартышкин С.А. Империи в истории ранней государственности // Основы экономики, управления и права. 2013. № 3 (9). С. 28-31.
2. Мартышкин С.А. Конфедерации в истории государственного управления // Основы экономики, управления и права. 2013. № 6(12). С. 29-32.
3. Искендеров А.А. Тоётоми Хидэёси. М.: Наука, 1984. 447 с.
4. Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. М.: Первое марта, 2000. 464 с.
5. Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая. М.: Наука, 1985. 301 с.
6. Ефимов Г.Ф. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-Сен. 1911-1913 гг. М.: Наука, 1974. 414 с.
7. Танидзаки Д. Рассказ слепого // Избранные произведения. Т. 1-2. М.: Худ. литература, 1986. Т. 1. 543 с.
8. Цзэн Пу. Цветы в море зла. М.: Худ. литература, 1990. 480 с.
9. Бак П. Императрица. М.: КРОН-ПРЕСС, КОРОНА, 1994. 368 с.

S.A. Martyshkin* RULERS - USURPERS IN TRADITIONAL STATES (CHINA AND JAPAN)

This article is devoted to the problem of the so-called «usurpers», who were rulers of such countries as China and Japan in traditional Far East. Attention is concentrated on such aspect of this problem as differences between administration methods of Chinese ruler of the XIX and the beginning of XX centuries Cixi and Japanese ruler of the XVI century Toyotomi Hideyoshi.

* Martyshkin Sergey Alekseevich (martyshkin@bk.ru), the Dept. of State and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

КОНФЕДЕРАЦИЯ МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА ГОСУДАРСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты