Спросить
Войти

Атласы, карты, глобусы: полиграфический аспект

Автор: указан в статье

Атласы, карты, глобусы: полиграфический аспект

С.Г. Маркова,

к.т.н, доцент кафедры технологии полиграфического производства

И.К. Корнилов,

к.с.н., профессор кафедры печатного и послепечатного оборудования

1. Общие сведения об атласах и картах

Атласы являются одним из наиболее сложных и важных видов картографического производства. Они занимают ведущее место в решении важнейших задач картографии и дают огромные возможности для комплексного изучения различных географических вопросов. Широкое использование картографических атласов обусловлено потребностями различных отраслей и служит необходимым источником при проведении планировочных работ. Они применяются также в качестве справочных и учебных пособий.

Появление первых атласов было обусловлено накоплением большого количества географических сведений, графическая интерпретация которых в пределах одной карты стала затруднительна. Сведения о первых атласах относятся ко времени наивысшего расцвета греко-римской цивилизации (II век н. э.). Однако массовый выпуск атласов начался только с середины XVI в. и связано это с великими географическими открытиями.

Картография раннего Средневековья в связи с раздробленностью феодального общества и ограниченностью внешних связей находилась в сложном, часто неопределенном положении. Достижения науки признавались лишь в соответствии с религиозными представлениями о происхождении мира. Как и другие области научного знания, картография подвергалась критическому пересмотру церковными учреждениями. Картографические произведения в значительной степени отражали идеи божественного происхождения Земли.

Однако в процессе развития морских и торговых связей, расширения товарообмена навигационные карты часто оставались вне поля зрения церкви и именно поэтому в области разработки морских карт

61

были достигнуты наибольшие результаты. Специальные морские карты получили название портоланы (возможно написание - портуланы). Первые из них датируются серединой XIV в. и применялись в приморских городах Италии и Каталонии. Среди карт того времени они представляли собой наиболее верное отображение прибрежной местности. Портолан вычерчивали по частям на нескольких листах, которые затем объединяли в атлас. Постепенно добавлялись новые карты с изображением других стран, а также навигационные таблицы, календари и другая дополнительная информация. Известный портоланный атлас Петра Весконте (начало XIV в.) представлял собой собрание из шести карт, карту мира и планы городов.

Развитие навигации определило и вызвало необходимость появления собрания карт, постепенное составление которых превратилось в своеобразное ремесленное производство, где каждый мастер специализировался на одной определенной области. Эти собрания представляли собой первые рукописные атласы. В мастерской Аньезе Батти-сто (ок. 1500-1564) в Венеции было изготовлено около 80 подобных атласов. В отличие от других портоланных атласов основное внимание здесь было уделено художественному оформлению, и предназначались они скорее не для навигационных целей, а для библиотечного пользования.

В развитии картографии огромную роль сыграла «География» Клавдия Птолемея (90-168 гг.), широкое распространение которой произошло только после введения книгопечатания. Первое печатное издание вышло в свет в 1475 г. и не содержало прилагаемых карт, но уже в 1477 г. выпущенное в Болонье имело 26 карт. К 1570 г. вышло около 33 печатных издания «Географии».

Развитие экономики побуждало к поиску новых торговых связей и вело к новым географическим открытиям. Возникла необходимость в подготовке новых атласов. К концу XVI в. в Нидерландах появляются атласы нового типа. Картограф и издатель Авраам Ортелий или Абрахам Ортелий (1527-1598) собрал огромный картографический материал и в 1570 г. издал систематизированное собрание карт - «Зрелище шара земного». В нем содержалось 53 карты, географические описания, оглавление, алфавитный указатель объектов. Все карты были приведены к единому формату.

Постепенное накопление картографических сведений породило необходимость появления атласов не только на известную часть мира, но и подробные карты на отдельные страны.

Первый печатный морской атлас - «Зеркало мореходства», изданный в двух частях (первая вышла в 1584 г.) в Лейдене голландцем Лукой Вагенерой или Лукасом Вагенеером (1533/1534-1605/1606), содержал 22 карты европейских берегов. Вторая часть (1585) состояла из

62
21 карты. Морские печатные атласы были изданы на основе рукописных портоланов. Впоследствии появились дорожные атласы, «книги городов», содержащие планы и виды. Одно из известных подобных собраний было издано в 1572 г. Георгом Брауном (издатель) и Францом Го-генбергом (гравер) в Кельне. Оно называлось «Города земного шара». Эти атласы выпускались по типу книг: использовались те же материалы и переплетные работы, что и при книжном производстве. Первые атласы представляли собой механические соединения разнообразных карт, часто не имеющих даже одинакового формата; большие листы просто складывались.

Необходимость собрания всего накопленного географического знания с целью создания целостного представления о мире заинтересовала фламандского ученого Герарда Меркатора (1512-1594). Заново составляя карты, он добивался единства их содержания. Первое издание его труда содержало 107 карт (1595), 102 из которых были составлены непосредственно им самим, а остальные переделаны под его наблюдением. Прочно вошедшее в обиход название «атлас» принадлежит Меркатору, который, как предполагается, назвал свой труд в честь героя античной мифологии - исполина, поддерживающего небесный свод над землей. По этому поводу до настоящего времени ведутся споры: собрание карт часто связывали с Атласом, по крайней мере за полвека до появления работы Меркатора. Однако важно отметить, что первым ввел этот символ в название именно он. Постепенно понятие «атлас» стало входить во всеобщее употребление, вытесняя другие названия.

2. История развития карт в России до начала XX века

В истории развития картоиздания в России можно выделить следующие этапы:

- издание карт в XVI-XVII вв. (допетровская эпоха);

- издание карт в XVIII в. (эпоха географических открытий);

- издание карт в XIX в. (расцвет военной картографии; внедрение литографии, фотографии, хромолитографии);

- издание карт в XX в. (крупные атласы).

В России термины «карта» и «атлас» появились лишь в XVIII в. заменив русские названия «чертеж» и «чертежная книга». Впервые название «атлас» встречается в труде И.К. Кирилова (1689-1737) на титульном листе в 1731 г. Издание географических атласов в России известно со времен Петра I, и все этапы его создания были заимствованы у западных мастеров. В результате новых исследований Сибири был составлен общий чертеж и придан тиснению в 1667 г. Позднее была сделана первая попытка собрать рассеянные по всей Сибири чертежи в одну книгу - атлас Сибири (предположительно эти чертежи были выполнены на холстине).

63

Зарождение русской картографии относится к концу XV в., когда в связи с централизацией русского государства возникла необходимость изучения территории страны и прилегающих областей. Развитие международных связей привело к росту интереса к Московскому государству. В XVI в. карты Московии издавались за рубежом на основе русских картографических материалов. В 1542 г. Антоний Вид опубликовал карту Московского государства по материалам боярина И.Ляцко-го. В 1546 г. С. Герберштейн составил и опубликовал карту Московского государства на основе рукописной карты русского посла в Риме Д. Герасимова. В 1625 г. по чертежам царевича Федора Годунова Г. Герритс составил карту России, которая была издана в Амтсердаме в 1640 г. В 1667 г. в Тобольске был отпечатан ксилографический чертеж Сибири, составленный под руководством воеводы и стольника П. Годунова. В XVII в. были выпущены лубочные карты отдельных местностей и карта мира.

Для картографии допетровской эпохи характерно отсутствие определенных правил составления карт; тираж был весьма ограничен, использовался только однокрасочный вариант печати. В XVIII в. были осуществлены различные экспедиции в отдаленные районы, основана Российская Академия наук (1724), учрежден Географический департамент (1739), основана военно-топографическая служба (1797). В это же время были разработаны первые инструкции по созданию карт, появились первые русские мастера - граверы (издание карт производилось с гравюр на медных пластинах).

В 1734 г. был издан Атлас Всероссийской Империи, содержащий 14 карт, а в 1745 г. Академией наук выпущен Атлас Российской империи, содержащий 19 карт. В 1757 г. капитан флота Нагаев издал «Атлас всего Балтийского моря с Финским и Ботническим заливами». Изданные в конце столетия атласы содержали более 50 карт. В 1799 г. Депо карт выпустило «Генеральную карту части России» с изображением дорог.

Для XIX в. характерен расцвет русской военной картографии. На картах и атласах появляется специальное содержание, карты становятся многоцветными. Из картографических произведений того времени можно выделить «Новую этнографическую карту Европейской России и Кавказа» (1875), 10-верстную карту Европейской России на 158 листах (1875), отпечатанный способом хромолитографии «Новый атлас всех частей света» (70-е гг.).

В XX веке количество издаваемых карт резко увеличилось. За 3,5 года Первой мировой войны армия получила более 138 млн листов карт, отпечатанных с литографского камня и алюминия. Появились частные издательства. Особое значение имел выпуск «Большого всемирного настольного атласа Маркса» (1916) и «Атласа азиатской России» (1912).

64
3. Издание глобусов

Большую роль в развитии картографических методов познания окружающего мира сыграли глобусы, появившиеся вслед за возникновением идеи о сферичности Земли. Первый глобус - с изображением звезд и созвездий - изготовил греческий астроном Евдокс Книдский (4 в. до н. э.). Позднее (150 лет до н. э.), появился первый географический глобус, созданный философом и историком Кратесом. Г. Меркатор (1512-1594) изготовил глобус, снабдив его специальным руководством под названием «Книга об исследовании глобусов».

Популярность глобусов объясняется, прежде всего тем, что они обладают следующими преимуществами по сравнению с картами:

1) постоянство масштаба (отсутствует искажение длин и площадей);
2) упрощенное измерение расстояний, площадей, географических координат.

Роль глобусов с развитием картографии постепенно менялась. Процесс пополнения ассортимента карт и атласов сопровождался расширением использования глобусов в качестве учебных пособий. Глобусы - одно из самых доступных для понимания картографических пособий. Опыт их использования в учебном процессе показал, что значительная часть вопросов из учебных курсов по географии, астрономии, картографии, геодезии и т. п. гораздо легче усваиваются с помощью глобусов.

Функции глобусов в современном мире разносторонни. Прежде всего, являясь моделью Земли или другой планеты с почти неискаженным картографическим изображением, глобус позволяет получить не только объемное, а следовательно, и более достоверное представление, но и открыть путь к пониманию применяемых на картах сложных информационных связей. Фактически глобус прокладывает путь к правильному восприятию плоской карты. Работа с ним развивает пространственное представление о географическом положении объектов на местности и взаимосвязях изучаемых явлений. Наряду с учебными и познавательными функциями глобус служит также средством дизайна для офисов, кабинетов и других помещений. Это направление активно развивается и за рубежом, и в нашей стране.

«Превращение глобуса» из чисто познавательного инструмента, служащего в основном научно-исследовательским целям, в наглядное учебное пособие и средство дизайна, оказало значительное влияние на технологию его изготовления. С целью увеличения тиражей, помимо ручного труда, стала широко применяться механизация. Появление термопластичных материалов позволило кардинально изменить все производство, сделать его по-настоящему промышленным. Процесс оклейки шара заменила сборка из двух полушарий, выполнен6 5

ных из листов термопластичной пленки с предварительно отпечатанным на них картографическим изображением.

В связи с новыми возможностями была разработана иная методика подготовки изображения. Чтобы изображение на сфере стало неискаженным, знаки стали наносить на оригиналы в трансформированном виде. Замена бумаги пленкой привела к изменению условий печати; потребовались специальные краски, быстро и прочно закрепляющиеся на пленочных невпитывающих основах.

Серийное производство глобусов началось с 1992 г. Были выпущены серии физических, политических, тектонических, звездных глобусов диаметром 320 мм. Первый пластмассовый глобус Луны был выпущен в 1993 г. В настоящее время налажен выпуск значительного числа пластмассовых глобусов, отличающихся друг от друга размерами и тематикой.

4. Конструктивные особенности атласов

Существуют различные определения атласа, но единым для всех является указание на совокупность карт. При этом следует учесть то обстоятельство, что атлас - это систематическое собрание сведений, которое образует единое картографическое произведение. Таким образом, если первые атласы возникали как механически собранные листы карт, без какой-либо единой системы, то в дальнейшем возникла необходимость строгого подбора материала.

Согласно ГОСТ 21667-76, атлас - это картографическое произведение, состоящее из многих карт, объединенных общей программой. Это определение дано прежде всего для предприятий, которые занимаются составлением и изготовлением атласа, а также для учреждений, занимающихся исследованиями в области новых разработок в атласном картографировании. Что касается требований потребителя, то для любого читателя атласа наиболее важно, чтобы продукция была удобна в использовании, практична, долговечна. Поэтому при изготовлении необходимо учитывать общие требования, предъявляемые к атласам.

Согласно вышеприведенному определению атлас представляет собой собрание карт, но не разрозненное, а дающее общее представление о показываемой территории. В картографии атлас характеризуется как систематическое собрание карт, объединенных общей идеей и общими средствами ее картографического осуществления. В энциклопедическом словаре указано, что географический атлас - это систематическое собрание географических карт, выполненное по общей программе как целостное произведение. Специфические черты современного атласа - это внутреннее единство, согласованность и взаимодополняемость входящих в него карт.

66

Определяющим признаком атласа не является указание на систематическое собрание карт или на заключение карт в общий переплет, так как в отдельных случаях атлас издается без переплета; существуют также и многотомные издания. Главной остается единая цель, а именно - получение целостного изображения и взаимная согласованность карт, а также единство методов картографического изображения и оформления. Кроме карт атлас может содержать различные графики, таблицы, иллюстрации, текстовые пояснения, схемы расположения листов и др.

Согласно ГОСТ 16447-78 альбом - это книжное издание, как правило, с кратким пояснительным текстом, содержащее специальные изображения (медицинские, ботанические и другие рисунки, научные фотографии, чертежи, схемы, планы и т. д.), предназначенные для научных или учебных целей. Атласами по традиции часто называют подобные альбомные варианты изданий. Действительно, по своей конструкции атлас можно отнести к книжному изданию (ГОСТ 16447-78). В нашем сознании глубоко укоренилась подобная аналогия, вызванная самим историческим развитием атласного картографирования, шедшего вслед за развитием книгопечатания.

В большинстве случаев атлас издается в виде монолитного тома (многотомные издания выпускаются значительно реже). В наши дни также получили распространение атласы, издаваемые в разборном переплете или просто в папках. Появление таких атласов вызывается интересами издательства, поскольку работа над созданием комплектов карт растягивается на несколько лет. Издание отдельных листов или разделов атласа по мере их изготовления возвращает затрачиваемые средства в кратчайшие сроки. Листовой вариант обладает таким преимуществом, как подбор нужных карт с целью их сопоставления и сравнения. Поэтому иногда большие атласы, предназначенные для аналитической работы, издаются в двух вариантах: в переплете и в листах (разборном переплете или в папке).

Основная функция атласа - донести до потребителя точную информацию. Именно это свойство выделяет атласы из общего потока изданий, так как характер их использования существенно отличается от использования традиционной книги.

Классификация атласов, как и любых других объектов, возможна по различным признакам. Наиболее употребительна классификация по содержанию. Различают общегеографические, физико-географические, социально-экономические и комплексные атласы. Первые атласы античного мира носили общегеографический характер. По своей структуре они представляли собой систематическое собрание географических карт. Впоследствии, когда изображение на отдельной карте было ограничено графическими возможностями и необходимостью сохранения читаемости карты, возникли атласы, которые включали в

6 7

себя карты одной и той же территории, но различные по содержанию, взаимодополняющие друг друга (прообраз комплексных атласов).

В зависимости от назначения выделяют специальные атласы, которые характеризуются особыми признаками: улучшенной наглядностью карт, наличием разъясняющих рисунков, имеющих целью пояснить сущность картографического изображения и привить навыки в чтении географических карт. Справочные атласы служат для получения справок по конкретной тематике. Обычно они имеют небольшие форматы, удобные для пользования (атласы путей сообщения, туристские, средств связи). Поскольку подобные атласы используются в различных условиях, то они должны быть достаточно прочными и хорошо раскрываемыми. Атласы можно также подразделить по формату: от малоформатных (карманных) - до средних и крупных.

Потребительские свойства атласов непосредственно влияют на качество готовой продукции, поэтому их необходимо учитывать как при проектировании, так и при проведении брошюровочно-переплетных процессов. Поскольку картографические атласы - это и собрание географических карт, и особое книжное издание, то требования, предъявляемые к ним, можно разделить на две группы. Если атлас рассматривать как произведение особой, картографической группы, то основным требованием является точность, поскольку одно из назначений картографического атласа - возможность проведения картометрических работ. Кроме того, он должен быть удобен для прочтения, понятен любому пользователю, поскольку атлас используется и учеником, и туристом, и специалистом, и обычным читателем.

Кроме удобства пользования немаловажное значение имеет оформление атласа. Картографический атлас выполняет определенную социальную роль в формировании сознания потребителей (в первую очередь учащихся) и в зависимости от типа атласа его оформление должно соответствовать изображаемым элементам и объектам. Главным требованием к картографическим атласам является согласованность карт, их удобное расположение, гармоничное сочетание всех элементов.

Если рассматривать атлас как систему, состоящую из скрепленных и заключенных в общий переплет элементов (листов), где каждый лист представляет собой сложное картографическое изображение, то к нему в принципе предъявляют те же требования, что и к книжной продукции. Но, как уже было отмечено, атлас - это особое, специфическое издание, и требования к нему должны быть более жесткими. Так, прочность и долговечность картографического атласа обусловлена возможностью его использования в различных условиях: полевое, библиотечное и т.д.; хорошая раскрываемость атласа необходима для проведения картографических измерений. Поскольку существует такое

68

явление, как старение карт, то в отдельных случаях важно, чтобы издание атласа было произведено оперативно, за короткий срок, при этом материальные и технические затраты должны быть небольшими.

Таким образом, требования к картографическим атласам обусловлены назначением и функциями, которые выполняет атлас, условиями использования, а также специфичностью издательских работ. Поскольку условия использования картографических атласов во многом не совпадают с использованием книг (определяется типом атласа), эти особенности необходимо учитывать при их изготовлении.

Различные типы выпускаемых атласов попадают под различные условия эксплуатации. Исходя из потребительских запросов, можно выделить следующие категории: краткий срок использования с интенсивным прочтением; длительный срок использования с малой интенсивностью; частое использование в течение длительного времени. Так, к первой категории можно отнести школьные атласы, туристические карты и схемы, дорожные атласы. Тематические атласы, сочетающие высококачественные изображения, тематические карты и дорогое оформление используются для выявления специфичной информации в течение долгого времени. Наиболее длительному использованию подвергаются, например, атласы материков, морей и океанов, так как информация, содержащаяся в них, не подвержена быстрому изменению, а частое использование обусловлено необходимостью постоянного извлечения справочных данных при проведении картометрических работ.

Взаимосвязь таких показателей, как прочность и долговечность атласов, также зависит от того, к каким условиям эксплуатации следует отнести данное издание. Поэтому в вопросе выбора конструкции атласа существенное значение имеет классификация, основанная на таких критериях, как интенсивность и частота пользования.

По конструктивным признакам картографическую продукцию можно разделить на несколько групп. Карты, как отдельные издания, относятся к листовой продукции. Они различаются форматом, который в свою очередь определяется масштабом карты и ее назначением (топографические карты, планы, настенные карты и др.). Туристические схемы - это особая категория продукции, которая сфальцована таким образом, чтобы обеспечить удобное пользование при ориентации на местности. При этом формат готового издания в сложенном виде и виды фальцовки могут быть весьма разнообразны.

Выпускаются также различные буклеты, которые представляют собой сборники карт с информацией о территории и справочными сведениями. Конструкция подобного издания может варьироваться: книжная подборка сфальцованных листов, имеющих различное скрепление (нитками, проволокой, клеем); листы «гармошкой» или одно-сгибные и т. п. К особой категории относятся атласы, выпускаемые в

69

разборном виде (в папках или в переплете). Картографический атлас -это не только издание, несущее определенную географическую информацию. Атлас представляет собой произведение искусства, в котором должно сочетаться высокохудожественное изображение с соответствующим оформлением. К каждому конструктивному элементу необходим особенный подход, а потому такие показатели, как уровень оформления и наглядность атласа особенно важны. Удобство пользования зависит от условий, в которых проводятся работы с атласом, а также от специфики информации, которую несет в себе атлас.

Основные моменты, которые необходимо учесть при проектировании атласа, определяются исходя из потребительских свойств. При этом потребительские свойства картографических атласов можно разделить на три основные группы: технические, экономические и эстетические. Технические свойства должны включать такие показатели, как прочность, долговечность, точность, достоверность и раскрываемость. Каждая из групп потребительских свойств имеет свои показатели и зависит от специфики издания картографических атласов. Поэтому для подготовки и регламентирования процесса контроля предварительно должны быть проведены специальные испытания. Их целью является определение тех норм и допусков, которые могут быть приняты в условиях данного производства.

Библиографический список

1. КремпольскийВ.Ф. История развития картоиздания в России и СССР / В.Ф. Кремпольский. - М. : Геодезиздат, 1959. - 111 с.
2. СалищевК.А. Картоведение / К.А. Салищев. - М. : МГУ, 1990. - 400 с.
3. Боссе Г. Технические способы создания карт / Г. Боссе. В 2 ч. - М. : Геодезиздат, 1960. - Ч. 1. - 139 с. - Ч. 2. - 275 с.
70
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты