Спросить
Войти

2009.02.037. АКЫН Й. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «ГОСУДАРСТВО», «ПАРТИЯ» И «ОБЩЕСТВО» В РАННЕРЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТУРЦИИ. AKıN Y. RECONSIDERING STATE, PARTY AND SOCIETY IN EARLY REPUBLICAN TURKEY // MIDDLE EASTERN STUDIES. - L., 2007. - VOL. 39, N 3. - P. 435-457

Автор: указан в статье

2009.02.037. АКЫН Й. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «ГОСУДАРСТВО», «ПАРТИЯ» И «ОБЩЕСТВО» В РАННЕРЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТУРЦИИ.

Akin Y. Reconsidering state, party and society in early republican Turkey // Middle Eastern studies. - L., 2007. - Vol. 39, N 3. - P. 435-457.

Йигит Акын - турецкий исследователь, ныне работающий в Университете штата Огайо, США, анализирует отношение населения к проводимым реформам в раннереспубликанский период.

В историографической литературе, исследующей кемалист-ский период, существуют два основных подхода: это апологетическая литература, посвященная Кемалю Ататюрку и его реформам, и критический взгляд на деятельность кемалистов. Позиция общества представлена либо как пассивное подчинение распоряжениям властей, либо как оппозиция власти. Однако практически неизученными остаются такие вопросы, как степень адаптации общества к новым реалиям кемалистского времени и возможность участия самого населения в формировании государственного строя. Таким образом, за рамками историографии остается огромный пласт -взгляд со стороны самого общества на деятельность кемалистских властей. Петиции населения позволяют пролить свет на эти про-блемы1.

Различные формы подачи прошений и жалоб существовали в османское время. С середины XVII в. османские власти стремились институционализировать петиции путем создания особых реестров -шикайет дефтерлери («реестры жалоб») и ахкям дефтерлери («реестры приказов»). Традиция подачи петиций сохранялась в эпоху Танзимата и в период кемалистской войны за независимость (ВЗН) (1919-1923). Однако особо массовое распространение прошения населения получили в 30-е годы ХХ в., когда правящая Народно-республиканская партия (НРП) взяла сознательный курс на сближение с народом. Этот курс получил официальное оформление в доктрине НРП под названием халкчилык (народность). В результате, увеличилась роль взаимоотношений кемалистских властей с населением посредством рассмотрения петиций в высоких инстан-

1 Исследование основано на документах из архива при премьер-министерстве Турецкой Республики, причем привлечен новый и малоизученный круг источников - петиции граждан во властные структуры в 30-е годы ХХ в., что позволяет полнее раскрыть взаимоотношения власти и населения. - Прим. реф.

циях. Было создано специальное учреждение - «Второе бюро» по рассмотрению общественных пожеланий и потребностей (Але &ль-умум дилеклер ве мюраджаат бюросу).

Основное содержание прошений - жалобы на коррумпированных чиновников, губернаторов, описание нужд просителей, предложения по национальной политике. Помимо того, что петиции выявляют повседневные проблемы и уровень благосостояния граждан, любопытна и сама форма, в которую население облекало свои просьбы. Стиль прошений показывает, что к 30-м годам ХХ в. население Турции вполне усвоило кемалистскую фразеологию и умело использовало ее для удовлетворения своих просьб. Так, прошения имеют окраску общезначимой государственной важности - таким образом граждане стремились выразить свое личное участие в общественной, а не только частной, сфере. Например, часто встречается ататюркистский лозунг: «анатолийский народ -национальная семья». То есть вслед за кемалистской пропагандой сознательно игнорируются этнические и религиозные различия, и делается упор на национальном единстве. Вслед за торжественными заверениями в национальном единстве следует «смысловая часть» петиций - просители излагают свои просьбы о помощи в финансовых затруднениях. Эту часть прошений авторы умело сочетают с первой: просьбы о помощи звучат не как личные, частные, а как высокая гражданская позиция - чтобы в большой «национальной семье» были гармония и достаток.

В другом случае просители переосмысливают лозунг о бескорыстном участии населения Турции в ВЗН. Теперь участники ВЗН требуют помощи для себя именно за бескорыстное служение родине и нации в годы войны. Примеров использования в переосмысленном виде этих и многих других кемалистских тезисов немало.

Общий тон петиций вполне лоялен по отношению к кемали-стским властям и критика обрушивается лишь на отдельных представителей власти. В таких случаях просители также демонстрируют усвоение кемалисткой пропаганды и «приклеивают ярлыки» к нерадивым чиновникам - как к представителям «прежнего тиранического режима султана Абдулхамида II» (1876-1909).

Таким образом, через идеализированное представление о турецком государственном строе в петициях прорываются и реальные нужды людей, требования удовлетворить их просьбы в обмен

на покорность этому строю. Прошения граждан демонстрируют взгляд на историю раннереспубликанского времени невидимых участников этого процесса. В то же время, можно сказать, что петиции оказывали определенное влияние и на формирование государственного строя, так как власти привлекали и поощряли их, чтобы вернуть в 30-х годах ХХ в. свой пошатнувшийся престиж.

Т.Е. Михайлова-Могильницкая

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты