Спросить
Войти

Учебные издания студентов во второй половине XIX - начале XX В. : распространение и реклама

Автор: указан в статье

13. БердинскихВ. А. История Вятского края: мир русской провинции. Киров, 2005.

14. Аверьянов Л. Я. Указ. соч. С. 19.
15. Вятские губернские ведомости. 1862. № 16. С. 118.
16. Чудова Г. Ф. В те далёкие годы. Киров, 1981. С. 52.
1. Averyanov L. Y. Kontent analiz [Content analysis]. Moscow. 2007. P. 7.
2. Bocharov A.V., Skobelev K.V. Opyt razrabotki metodiki kontent analiza otrazheniya krest&yanskoj zhizni v sibirskoj periodicheskoj pechati nachala XX v. (na primere gazety «Vostochnoe obozrenie» za yanvar& 1905 g.) [The experience of developing the methods of content analysis of reflection of peasant life in the Siberian periodicals of the early twentieth century (on the example of the newspaper "Eastern review" for January, 1905)] // Vestnik Tomskogo universiteta - Herald of the Tomsk University. 2013, No. 367, p. 58.
3. Pribirivich A. A. Kontent analiz - forma istoricheskogo issledovaniya [Content analysis is a form of historical research] // Rol& lichnosti v istorii: real&nost& i problemy izucheniya: nauch. sb. (po materialam 1 j Mezhdunar. nauch. prakt. internet konferencii)- Role of personality in history: reality and problems of study: science. sat (on materials of the 1st international. scient.-practical Internet conference) / editorial board. V. N. Sidortsov (resp. edit) [and others]. Minsk. BSU. 2011. P. 155.
4. Bogomolova N. N. Kontent analiz [Content analysis]. Moscow. 1992. P. 19.
5. Kovalchenko I. D., Borodkin L. I. Sovremennye metody izucheniya istoricheskih istochnikov s ispol&zovaniem EHVM [Modern methods of studying historical sources with the use of the computer]. Moscow. 1987. Pp. 12-14.
6. Manekin R. V. Kontent analiz kak metod istoricheskogo issledovaniya [Content-analysis as a method of historical research] // Klio - Clio. The Intern. quart. scient.-hist. journal of Donetsk dep. of the Soviet Association of young historians and Agency "Informservice". 1991, No. 2, p. 31.
7. Vyatka province news. 1862, No. 16, p. 118. (in Russ.)
8. Trushkova I. Y. Tradicionnaya kul&tura russkogo naseleniya Vyatskogo regiona v XIX - nachale HKH v. (sistema zhizneobespecheniya) [Traditional culture of the Russian population of Vyatka region in the XIX -early XX century (life support system)]. Kirov. 2003.
9. Sudovikov M. S. Kupecheskoe soslovie Vyatsko Kamskogo regiona v konce XVIII - nachale XX v [Merchant class of Vyatka-Kama region in the late XVIII - early XX century]. Kirov. 2009; Sudovikov M. S. Gercen: syuzhety vyatskoj zhizni [Herzen: stories of Vyatka life]. Kirov. 2012.
10. Sobolev V. A. Gercen v vyatskojssylke [A. I. Herzen in Vyatka exile]. Kirov. 1962.
11. Guryanova N. P. A. I. Gercen i Vyatskaya publichnaya biblioteka: (k 90 letiyu prisvoeniya b ke imeni A. I. Gercena) [A. I. Herzen and Vyatka public library: (to the 90th anniversary of the assignment to the library the name of A. I. Herzen)] // A. I. Gercen i Vyatskaya publichnaya biblioteka: (k 90 letiyu prisvoeniya b ke imeni A. I. Gercena)- Ninth Herzen readings: materials of scient. conf. (Kirov, 12-13 Apr. 2007): [proceedings]. Kirov. 2007.
12. Bakulin V.I. Istoriya rossijskoj social demokratii. 80 e gg. XIX v. - 1916 g.: ucheb. posobie [The history of Russian social democracy. 80-s of the XIX century - 1916: tutorial]. Pts 1-3. Kirov. 1997-2000.
13. Berdinskykh V. A. Istoriya Vyatskogo kraya: mir russkoj provincii [History of the Vyatka region: the world of the Russian province]. Kirov. 2005.
14. Averyanov L. Y. Op. cit. P. 19.
15. Vyatka province news. 1862, No. 16, p. 118. (in Russ.)
16. Chudova G. F. V te dalyokiegody [In those early years]. Kirov. 1981. P. 52.

УДК 002.2:057.875(09)"18/19"

А. В. Зайцева

Учебные издания студентов во второй половине XIX - начале XX в.:

распространение и реклама

В статье рассматриваются пути платного и бесплатного распространения учебной литературы, выпускавшейся студентами высших учебных заведений дореволюционной России. На примере деятельности московских студентов-издателей и издательских организаций показаны такие способы доведения учебных книг до читателей, как организация подписки, стационарной книжной торговли, передача литературы в библиотечные фонды. Выявлены связи студенческих организаций между собой и с книготорговцами, способствовавшие возможно широкому обращению учебных пособий. Обо© Зайцева А. В., 2015

значен круг распространения студенческих изданий, не ограничивавшийся учебной средой Москвы, но включавший также столичных и провинциальных покупателей из не академической среды. Уделено внимание таким формам рекламы продукции студенческих издательств, как внутрикнижные библиографические списки и издательско-книготорговые каталоги. Продемонстрированы торговые и рекламные приемы конкретных студенческих организаций.

The article discusses different ways of circulation of educational literature published by students of late Imperial Russia, both paid and free of charge. As it is demonstrated by examples of Moscow students& publishing activity such methods as subscription trade, bookstore selling, and donations to libraries were used to bring the books to readers. Relations between students& publishing organizations themselves and professional booksellers are displayed. It is revealed that circulation of textbooks published by students was not limited by Moscow high school community, but included non-academic metropolitan and provincial customers. Also attention is paid to such forms of advertising as bibliographical lists and publishers& catalogs.

Учебная литература для высшей школы в середине XIX - начале XX в. включала значительное число книг, выпущенных самими студентами. Большая часть подобных изданий представляла собой литографированные лекции. Учащиеся записывали тексты курсов, редактировали их и затем публиковали, создавая таким образом необходимые пособия. Издавались также программы, содержавшие списки вопросов для подготовки к экзаменам, краткие конспекты учебников и научных трудов. Изредка в свет выходили задачники и решебники, атласы и наборы чертежей. Каждое такое издание чаще всего представляло интерес для небольшой группы студентов, тем не менее выпущенные учащимися книги заняли заметное место в учебном процессе высшей школы своего времени.

Высокого уровня развития студенческое книгоиздание достигло в Москве. В 1860-е гг. литографированием лекций занимались студенты Университета и слушатели Петровской земледельческой и лесной академии. В начале XX в. издательства существовали во всех крупных высших учебных заведениях. Основной целью студенческой кооперации в книжном деле было преодоление дороговизны и дефицита учебных пособий. Для этого недостаточно было только издавать книги - требовалось создать эффективную систему их распространения через торговлю и библиотечное обслуживание.

Первым по времени и главным способом платного распространения учебных изданий, предпринятых студентами, была подписка. Ее назначение состояло в том, чтобы еще до подготовки рукописи к печати определить круг будущих покупателей и за счет взносов покрыть расходы по изданию. Соответственно, от подписки зависели тираж книги и стоимость каждого экземпляра. Преимуществом и одновременно недостатком этой формы торговли было то, что при гарантии реализации заранее намеченного тиража изданий она ограничивала читательскую аудиторию довольно узким кругом лиц. Обычно это были студенты одного учебного заведения, но случались и исключения. В 1884 г. стараниями С. Ф. Платонова была организована подписка для петербуржцев на лекции московского профессора В. О. Ключевского, издававшиеся его слушателем Я. Л. Барсковым [1].

С 1869 г. литографирование лекций было разрешено только профессорам и преподавателям [2]. Не каждый лектор считал необходимым издавать свой курс, и, чтобы не остаться без учебного пособия, слушатели печатали свои записи тайно. В 1887 г. сложившуюся ситуацию описал попечитель Киевского учебного округа, его слова были процитированы министром народного просвещения при обсуждении нарушения студентами установленных правил: «Большею же частью записки литографируются только по числу студентов известных семестров, распределяются между наличными студентами частным образом, по заранее условленной цене, и засим исчезают всякие следы как литографированных записок, так и того, когда, кем и где были они литографированы» [3]. Контрафакция практиковалась и в Москве, на что указывал старший инспектор по надзору за типографиями З. М. Мсерианц [4].

Существовали и легальные издания, предпринятые студентами по инициативе профессоров. С 1869 г. такие литографированные записи должны были поступать в продажу «наравне с печатными книгами» [5], что вызвало протест у лекторов, привыкших к ограниченной читательской аудитории литографированных курсов.

В студенческой среде во второй половине XIX в. не было условий для широкой книжной торговли, за необходимой литературой учащиеся обращались в городские магазины. Подержанные лекции можно было приобрести по знакомству. Как вспоминал И. А. Митропольский, учившийся в Московском университете в 1857-1862 гг., «продажа учебных книг велась и в университете, через сторожей, вывескою записок со стороны как спроса, так и предложения» [6]. О стороже, продающем литографированные лекции, сообщал С. Завадский, студент юридического факультета 1889-1893 гг. [7]

В 1901 г. были официально разрешены студенческие объединения. В московских высших учебных заведениях появились издательства и различные книготорговые заведения. Организационные связи между ними отличались разнообразием. В обществе взаимопомощи студентов-филологов Московского университета издание и распространение учебных книг осуществлялись отдельными комиссиями, подчиненными правлению. Студенты-юристы в рамках общества взаимопомощи содержали издательство и книжный склад, в котором продавалась и своя, и чужая продукция. Самостоятельными предприятиями с собственными торговыми точками были Издательское общество при историко-философском факультете Московских высших женских курсов, издательские комиссии студентов Императорского Технического училища и Московского коммерческого института. Целью таких организаций и кооперации в целом было снабдить учащихся хорошо изданными и при этом недорогими учебными пособиями.

В начале XX в. по-прежнему популярной оставалась подписка, ее практиковали все названные выше издательства. Поскольку студенты не были профессионалами в книжном деле, в их работе случались ошибки. Так, Общество взаимопомощи студентов-юристов не смогло рассчитать при подписке цены на лекции В. А. Краснокутского, и в результате продажи «выяснилась огромная прибыль», часть которой издатели возвратили подписчикам [8]. От подобных происшествий было застраховано Издательское общество курсисток. При подписке на любой из лекционных курсов слушательницы делали стандартный взнос в размере одного рубля [9], а при получении своего экземпляра доплачивали необходимую сумму. В 1912/13 акад. г. цены на книги этого общества составляли от 1 р. 80 к. до 2 р. 60 к., то есть наименьшая доплата равнялась 80 к., а наибольшая превышала первый взнос в полтора раза [10].

Несмотря на то, что число студентов и, как следствие, спрос на учебную книгу в начале XX в. постоянно росли, не каждое издание могло найти своего покупателя. Подписка по-прежнему позволяла узнать, насколько востребованным окажется то или иное пособие. Издательская комиссия слушателей Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского сумела избежать убытков, отказавшись от печатания курса, на который подписались только 77 человек [11].

Продажа выпущенных студенческими издательствами книг происходила в книжных лавочках, бюро, киосках. Они часто помещались на территории учебных заведений, в аудиториях или холлах. Это было практично, так как приближало товар к покупателю. Однако из-за переменчивой политики учебной администрации не у всех организаций положение было надежным. Общество взаимопомощи студентов-филологов в 1912/13 акад. г. на некоторое время было закрыто, и выдачу изданий по подписке пришлось перенести в магазин «Труд» С. А. Скирмунта [12]. Затем несколько лет Общество занимало «прилавок в темном углу кулуаров факультета» [13], пока в 1916 г. окончательно не лишилось права продавать свои книги в Университете. Чтобы выполнить свои обязательства перед студентами, филологи воспользовались для торговли учебными пособиями складом «Студенческого издательства» [14].

Иногда торговля книгами в помещении учебного заведения приносила учащимся не только преимущества, но и неудобства. Об одном таком случае вспоминали издательницы-курсистки: «Книгу покупали студенты - „шанявцы" и „универсанты". Продавать ее в другом месте, кроме нашей издательской будки <...> мы не имели права, так как она не проходила цензуры. На курсы мужчинам вход строго воспрещался. Пришлось Марии Шавердовой, заместителю председателя нашего издательского общества, обратиться к директору С. А. Чаплыгину с просьбой сделать исключение для покупателей наших лекций. И так как наша будка находилась рядом с входными дверями, мы гарантировали, что пребывание мужчин в наших стенах будет настолько кратковременным, что никак не отразится на нашей нравственности» [15].

Несмотря на развитие студенческой книжной торговли, в числе распространителей учебных изданий оставались университетские служители. Общество взаимопомощи студентов-юристов Московского университета пользовалось услугами швейцара юридического корпуса. Это было удобно, поскольку собственный склад по требованию администрации на лето приходилось закрывать [16].

Как уже отмечалось, студенческие объединения продавали не только собственную книжную продукцию, они также обменивались изданиями для комиссионной торговли. Кооперативные отношения связывали многие организации московского студенчества. Издатели-юристы сотрудничали со своими товарищами по Московскому университету (обществами взаимопомощи

77

студентов-медиков и студентов-естественников), с учащимися Императорского Технического училища и Коммерческого института, Высших женских курсов [17]. Общество взаимопомощи студентов-филологов обменивалось книгами не только с организациями Московских высших женских курсов, Историко-филологических и юридических курсов В. А. Полторацкой, но и со Студенческим издательским комитетом при историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета [18]. Вершиной кооперации была централизация торговли через уже упомянутое «Студенческое издательство», которое объединяло издательские комиссии и общества в качестве пайщиков и действовало вне какого-либо учебного заведения [19].

Учебную литературу, выпущенную учащимися, брали на комиссию и городские книготорговцы: магазины Товарищества М. О. Вольф и «Труд» С. А. Скирмунта в Москве, «Право» в Санкт-Петербурге и Одессе [20]. Книгоиздательство студентов Московского сельскохозяйственного института имело 42 комиссионеров в 15 городах от Санкт-Петербурга до Иркутска [21]. Это и другие издательства (например, «Студенческое издательство», издательство «Высшая школа») предлагали услуги по отправке книг в провинцию почтой.

Широкой торговле способствовала реклама. В большинстве случаев она представляла собой библиографические списки, которые издательства размещали на последних страницах и обложках своих книг. Записи в них были краткими, но давали потенциальному покупателю необходимую информацию. Кроме автора и названия указывались цена, количество иллюстраций, наличие переплета. В списках могли перечисляться как имевшиеся на складе, так и запланированные к печати или уже вышедшие и распроданные издания.

Гораздо реже выпускались каталоги, например, они были отпечатаны Книгоиздательством студентов Московского сельскохозяйственного института [22], «Студенческим издательством» [23], Студенческим издательским обществом при Императорском Техническом училище [24]. В них наряду с собственной продукцией указывались книги других издательств, взятые на продажу. Не все организации имели достаточно средств для печатания и распространения каталогов. К тому же эта форма рекламы была рассчитана не на учащихся, а на заказчиков со стороны, но не каждое студенческое издательство стремилось вести дела вне академической среды.

Издательское общество студентов Технического училища подошло к организации рекламы и торговли профессионально. В 1912 г. издатели представили свою продукцию на XIV Съезде русских цементных техников и заводчиков и на II Всероссийском воздухоплавательном съезде. Хорошей рекламой предприятию стало участие во II Всероссийском съезде издателей и книгопродавцев [25]. Студенты также составили и отпечатали «Каталог важнейших русских руководств по главнейшим вопросам техники», не забыв упомянуть в нем и о собственной продукции. Книга пользовалась успехом, принесла издательству «массу новых клиентов, как оптовых, так и розничных» [26] и была впоследствии переиздана [27].

Незначительное количество выпущенной учащимися литературы распространялось бесплатно. Авторские экземпляры получали профессора. Обязательные экземпляры студенческих изданий из типографий и литографий направлялись в Императорскую Публичную библиотеку и в библиотеку Румянцевского музея. Кроме того, издатели безвозмездно передавали свои книги некоторым организациям и учреждениям. Например, Общество взаимопомощи студентов-филологов дарило свои издания семинарской библиотеке историко-филологического факультета и фундаментальной библиотеке Московского университета [28]. Издательское общество курсисток формировало собственный фонд, из которого нуждающиеся слушательницы могли получать книги на время безвозмездно или за небольшую плату [29].

Итак, мы видим, что во второй половине XIX - начале XX в. имелось множество возможностей для распространения отпечатанных студентами книг. Учащиеся приобретали необходимые пособия по подписке и в книжных магазинах, получали их в библиотеках. Такими путями московское студенчество преодолевало, хотя и не полностью, дефицит учебной литературы. Кроме того, студенческие издательства начала XX в. внесли свой вклад в книжное дело страны в целом, поскольку доступ к изданным ими книгам получили также читатели из не академической среды, жители столичных и провинциальных городов.

Примечания

1. Платонов С. Ф. Академик С. Ф. Платонов. Переписка с историками. Т. 1. М., 2003. С. 12-13.
2. Положение особого Комитета об учащихся в учебных заведениях разных ведомств // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1871. Т. 4. Стб. 1395-1396.
3. РГИА. Ф. 776. Оп. 3. Д. 681. Л. 47б об.
4. ЦГА Москвы. Центр хранения документов до 1917 г. Ф. 31. Оп. 3. Д. 2156. Л. 15.
5. Положение особого Комитета об учащихся в учебных заведениях разных ведомств.
6. Митропольский И. А. Из воспоминаний о Московском университете И. А. Митропольского (1857-62 гг.) // Воспоминания о студенческой жизни. М., 1899. С. 243.
7. Завадский С. Из жизни Московского университета в XIX столетии: (по воспоминаниям трех поколений) // Московский университет, 1755-1930: юбилейн. сб. Париж, 1930. С. 342-343.
8. Отчет общества взаимопомощи студентов-юристов Московского университета за 1909 год. М., 1910. С. 28.
9. Московские высшие женские курсы. Справочная книжка Московских высших женских курсов. М., [1914]. С. 79.
10. Отчет правления издательского о-ва при историко-философском факультете М. В. Ж. курсов. С 1 октября 1912 года по 1 октября 1913 года. М., 1914. С. 13-17.
11. Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Исторический очерк. Слушатели университета. Общество взаимопомощи слушателей. Учебные планы и программы лекций. М., 1914. С. 108 (1-й паг.).
12. Отчет правления о-ва взаимопомощи студентов-филологов при И.М.У. с 5 ноября 1912 г. по 10 октября 1913 г. М., 1913. С. 5-6.
13. Общество взаимопомощи филологов при И.М.У. // Вестник студенческой кооперации. 1916. № 2. С. 15.
14. Отчет правления о-ва взаимопомощи студентов-филологов при И.М.У. с 20 октября 1915 г. по 20 октября 1916 г. М., 1916. С. 5.
15. Цит. по: Эвенчик С. Л. Высшие женские курсы в Москве // Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР / [отв. ред. Д. С. Бабурин]. М., 1972. С. 86.
16. Отчет Общества взаимопомощи студентов-юристов Московского университета за 1909 год. М., 1910. С. 28.
17. Отчет Общества взаимопомощи студентов-юристов Московского университета за 1908 год. М., 1909. С. 52; Отчет... за 1909 год. М., 1910. С. 42.
18. Отчет правления о-ва взаимопомощи студентов-филологов при И.М.У. с 20 октября 1915 г. по 20 октября 1916 г. М., 1916. С. 6.
19. Издательство и книжный магазин «Студенческое издательство»: каталог собственных изданий и книг, имеющихся на складе. М., 1916.
20. Отчет Общества взаимопомощи студентов-юристов Московского университета за 1908 год. М., 1909. С. 52.
21. Книгоиздательство студентов М.С.-Х.И. // Известия студенческих организаций М.С.-Х.И. (Петровской академии). [М.]., 1915. Вып. 1. С. 123.
22. Книгоиздательство студентов Московского сельскохозяйственного института: каталог. М., 1913; То же. М., 1914.
23. Издательство и книжный магазин «Студенческое издательство»: каталог изданий собственных и находящихся на складе. М., 1916; То же. К 1-ому августа 1916 года. [М., 1916].
24. Каталог книжного склада Студенческого издательского общества при Императорском Московском техническом училище (на 1 октября 1910 года). М., 1910.
25. Студенческое издательское общество при Императорском Техническом училище, 1902-1912. [М., 1913]. С. 27.
26. Там же.
27. Каталог важнейших русских руководств по главнейшим вопросам техники, просмотренный и исправленный г.г. профессорами и преподавателями И.М.Т.У. (1902-1912). М., 1912; То же. Изд. 2-е, [доп.]. М., 1915.
28. Отчет правления о-ва взаимопомощи студентов-филологов при И.М.У. с 5 ноября 1912 г. по 10 октября 1913 г. М., 1913. С. 22.
29. Справочная книжка Московских высших женских курсов. М., [1914]. С. 79.
1. Platonov S. F. Akademik S. F. Platonov. Perepiska s istorikami [Academician S. F. Platonov. Correspondence with historians]. Vol. 1. Moscow. 2003. Pp. 12-13.
2. Polozhenie osobogo Komiteta ob uchashchihsya v uchebnyh zavedeniyah raznyh vedomstv - The order of the special Committee on students in educational institutions of various departments // Proceedings of the regulations on the Ministry of national education. SPb. 1871. Vol. 4. Col. 1395-1396.
3. RSHA. F. 776. Sh. 3. File 681. Sh. 47b turn.
4. CSA of Moscow. Center of storage of documents up to 1917 F. 31. Sh. 3. File 2156. Sh. 15.
5. The order of the special Committee on students in educational institutions of various departments. (in Russ.)
6. Mitropolsky I.A. Iz vospominanij o Moskovskom universitete I. A. Mitropol&skogo (1857-62 gg.) [From I. A. Mitropolsky&s (1857-62) memories of Moscow University] // Vospominaniya o studencheskoj zhizni -Memories of student life. Moscow. 1899. P. 243.
7. Zavadsky S. lz zhizni Moskovskogo universiteta v XlX stoletii: (po vospominaniyam trekh pokolenij) [From the life of the Moscow University in the nineteenth century: (the memories of three generations)] // Moskovskij universitet, 1755-1930:yubilejn. sb.- Moscow University, 1755-1930: anniversary collection. Paris. 1930. Pp. 342-343.
8. Otchet obshchestva vzaimopomoshchi studentovyuristov Moskovskogo universiteta za 1909 god - Report of the mutual-aid society law for students of Moscow University for the year 1909. Moscow. 1910. P. 28.
9. Moskovskie vysshie zhenskie kursy. Spravochnaya knizhka Moskovskih vysshih zhenskih kursov - Moscow higher women&s courses. Reference book of the Moscow higher women&s courses. Moscow. [1914]. P. 79.
10. Otchet pravleniya izdatel&skogo o va pri istoriko filosofskom fakul&tete M. V. ZH. kursov. S1 oktyabrya 1912 goda po 1 oktyabrya 1913 goda - The report of the Board of the publishing society of history and philosophy Department of Moscow higher women courses. From October 1, 1912-October 1, 1913. Moscow. 1914. Pp. 13-17.
11. Moskovskij gorodskoj narodnyj universitet imeni A. L. SHanyavskogo. Istoricheskij ocherk. Slushateli universiteta. Obshchestvo vzaimopomoshchi slushatelej. Uchebnye plany i programmy lekcij - Moscow City National University named after A. L. Shanyavsky. Historical essay. The students of the University. The society of mutual aid listeners. The curricula and programs of lectures. Moscow. 1914. P. 108 (1 St par.).
12. Otchet pravleniya o va vzaimopomoshchi studentov filologov pri l.M.U. s 5 noyabrya 1912 g. po 10 oktyabrya 1913 g. - The report of the Board of society of mutual aid of students-philologists at I. M. U. November 5, 1912, to October 10, 1913. Moscow. 1913. Pp. 5-6.
13. Obshchestvo vzaimopomoshchi filologov pri l.M.U.- The society of mutual aid of philologists at I. M. U. // Vestnik studencheskoj kooperacii - Herald of student cooperation. 1916, No. 2, p. 15.
14. Otchet pravleniya o va vzaimopomoshchi studentov filologov pri l.M.U. s 20 oktyabrya 1915 g. po 20 oktyabrya 1916 g. - The report of the Board of society of mutual aid of students-philologists at I. M. U. on October 20, 1915 to October 20, 1916. Moscow. 1916. P. 5.
15. Cit. by: Evenchik S. L. Vysshie zhenskie kursy v Moskve [Higher women&s courses in Moscow] // Opyt podgotovki pedagogicheskih kadrov v dorevolyucionnoj Rossii i v SSSR - Experience of teacher training in pre-revolutionary Russia and in the USSR / [resp. ed. D. S. Baburin]. Moscow. 1972. P. 86.
16. Otchet Obshchestva vzaimopomoshchi studentov yuristov Moskovskogo universiteta za 1909 god.-Report of the mutual-aid society of law students of Moscow University for the year 1909. Moscow. 1910. P. 28.
17. Otchet Obshchestva vzaimopomoshchi studentov yuristov Moskovskogo universiteta za 1908 god. M., 1909. S. 52; Otchet... za 1909 god.- Report of the mutual-aid society law students of the Moscow University in 1908. Moscow. 1909. P. 52; Report... for the year 1909. Moscow. 1910. P. 42.
18. Otchet pravleniya o va vzaimopomoshchi studentov filologov pri l.M.U. s 20 oktyabrya 1915 g. po 20 oktyabrya 1916 g.- The report of the Board of society of mutual aid of students-philologists at I. M. U. on October 20, 1915 to October 20, 1916. Moscow. 1916. P. 6.
19. lzdatel&stvo i knizhnyj magazin «Studencheskoe izdatel&stvo»: katalog sobstvennyh izdanij i knig, imeyushchihsya na sklade - Publishing house and bookstore "Student house": catalog of own publications and books, available in stock. Moscow. 1916.
20. Otchet Obshchestva vzaimopomoshchi studentov yuristov Moskovskogo universiteta za 1908 god -Report of the mutual-aid society of law students of the Moscow University in 1908. Moscow. 1909. P. 52.
21. Knigoizdatel&stvo studentov MS. H.l. - Students& publishing // lzvestiya studencheskih organizacij M.S. H.l. (Petrovskojakademii)- Proceedings of student organizations (of Petrov Academy). [Moscow]. 1915. Is. 1. P. 123.
22. Knigoizdatel&stvo studentov Moskovskogo sel&skohozyajstvennogo instituta: katalog - Students& publishing of the Moscow agricultural Institute: catalogue. Moscow. 1913; Ibid. Moscow. 1914.
23. lzdatel&stvo i knizhnyj magazin «Studencheskoe izdatel&stvo»: katalog izdanij sobstvennyh i nahodyashchihsya na sklade - Publishing house and bookstore "Student publishing": catalogue of publications of their own and which are in stock. Moscow. 1916; Ibid. To the 1 August 1916. [Moscow. 1916].
24. Katalog knizhnogo sklada Studencheskogo izdatel&skogo obshchestva pri lmperatorskom Moskovskom tekhnicheskom uchilishche (na 1 oktyabrya 1910 goda)- Catalogue of bookstore of Student publishing society at the Imperial Moscow technical school (October 1, 1910). Moscow. 1910.
25. Studencheskoe izdatel&skoe obshchestvo pri lmperatorskom Tekhnicheskom uchilishche, 1902-1912-Student publishing society at the Imperial Technical school, 1902-1912. [Moscow. 1913]. P. 27.
26. Ibid.
27. Katalog vazhnejshih russkih rukovodstv po glavnejshim voprosam tekhniki, prosmotrennyj i ispravlennyj g.g. professorami i prepodavatelyami l.M.T.U. (1902-1912)- Catalogue of the most important Russian guides on the major questions of technology, reviewed and corrected, by the professors and teachers I. M. T. U. (1902-1912). Moscow. 1912; Ibid. Ed. 2nd, [extra]. Moscow. 1915.
28. Otchet pravleniya o va vzaimopomoshchi studentov filologov pri l.M.U. s 5 noyabrya 1912 g. po 10 oktyabrya 1913 g - The report of the Board of society of mutual aid of students-philologists at I. M. U. November 5, 1912 to October 10, 1913. Moscow. 1913. P. 22.
29. Reference book of the Moscow higher women&s courses. Moscow. [1914]. P. 79. (in Russ.)
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВЫСШАЯ ШКОЛА СТУДЕНЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ РЕКЛАМА students'' organizations educational literature high school book trade advertising
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты