УДК 94(470.342) "1956/1967"
А. В. Бровцин, Н. В. Чернышева
Государственные органы управления трудовой миграцией Кировской области в 1956-1967 гг. *
В статье рассматриваются государственные органы управления трудовой миграцией Кировской области в 1956-1967 гг. Авторы выделяют этапы эволюции республиканских и местных органов управления трудовой миграцией, структуру и полномочия деятельности.
The article deals with the state bodies manage labor migration in the Kirov région 1956-1967 gg. The authors identify the stages of the evolution republican and local bodies labor migration management, structure and authority activities.
Миграционные процессы являются фактором и важным следствием экономических, политических и социальных изменений. Миграция может способствовать перекройке государственных границ, подрыву национально-культурной идентичности отдельных территорий и расшатыванию государственного суверенитета. Процессы глобализации влияют на интенсификацию миграционных потоков, делают миграцию более масштабной, разнообразной, трансграничной и, по существу, постоянной.
В XX в. миграционная политика стала составной частью социальной и экономической политики, требующей наиболее серьезного внимания.
Кировская область устойчиво теряет население в результате миграции. Последнее время ежегодно область теряет более 10 тыс. чел., большинство из которых - трудоспособное население. Регион и раньше характеризовался миграционной убылью. В послевоенные, и особенно в 1960-1970-е гг., Кировская область являлась одним из наиболее крупных поставщиков рабочей силы в другие регионы страны. Главным образом область покидали сельские жители. В Кировской области наблюдаются и активные внутренние миграции. Сельская молодежь уезжает в города в поисках работы. Столь активная урбанизация, начавшаяся еще до и во время Великой Отечественной войны, продолжалась и в послевоенное время, приобретая новые формы и масштабы. Процесс вымирания деревни стал необратимым [1]. Именно поэтому исследование трудовых миграций в советский период позволит выявить источник данной проблемы, определить способы ее решения посредством анализа имеющегося исторического опыта.
Изучение миграционных процессов, происходивших в СССР после Второй мировой войны, сопровождается в последнее десятилетие устойчивым интересом, при этом предпочтение отдается миграции в регионах вселения (регионы-реципиенты) и сравнительно редко -в местах выхода мигрантов (регионы-доноры) [2]. В послевоенный период особая роль отводилась трудовой миграции. Основными формами трудовой миграции, т. е. миграции рабочей силы, в советский период были сельскохозяйственное переселение колхозников и организованный набор (оргнабор) рабочих для промышленности. Проанализировавшая историографию темы Л. А. Крушанова среди наименее изученных элементов миграционной политики называет «структуры органов власти, а также численность и функции управленцев, занимавшихся ее реализацией» [3].
Поэтому целью статьи будет изучение структуры государственных органов Кировской области в 1956-1967 гг., управлявших трудовой миграцией в области.
Вопросы трудоустройства мигрантов встали остро в годы Великой Отечественной войны. Постановлением СНК СССР от 12 февраля 1942 г. был образован Отдел СНК РСФСР по хо* Статья подготовлена в рамках выполнения регионального гранта РГНФ и Правительства Кировской области «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее». Кировская область, номер проекта 14-11-43004.
© Бровцин А. В., Чернышева Н. В., 2014 70
зяйственному устройству эвакуированного населения. В сентябре 1945 г. он был реорганизован в Переселенческое управление при СНК РСФСР.
Задачи управления:
- переселение колхозников и крестьян с малоземельных территорий в многоземельные;
- внутриобластное переселение;
- переселение по особым постановлениям правительства;
- организация реэвакуации угнанного фашистскими оккупантами во время войны населения, приём и размещение репатриированных советских граждан.
С 1 апреля 1953 г. Управление передавалось в состав Министерства сельского хозяйства и заготовок РСФСР. В начале мая 1953 г. произошло его преобразование в Главное переселенческое управление. В декабре 1953 г. - подведомственно Министерству сельского хозяйства РСФСР.
На его базе постановлением Совета Министров РСФСР от 18 декабря 1954 г. было создано Главное переселенческое управление при Совете Министров РСФСР, непосредственно ему подчиняющееся.
Структура Управления за этот период несколько раз менялась, в том числе благодаря организации и упразднению разных отделов: планово-финансового (1945-1956 гг.); по организации отбора и отправки переселенцев (1946-1953 гг.); по организации приема и хозяйственному устройству переселенцев (1945-1952 гг.); по репатриации и реэвакуации советских граждан (1945-1950 гг.); внутриобластного переселения (1950 г.); транспортного (1947-1952 гг.); переселения центральных районов (1953 г.); отбора и отправки переселенцев (1953 г.); перевозок переселенцев (1953-1954 гг.); переселения в районах крупного гидротехнического строительства (1955-1956 гг.); кадров (1948, 1950, 1953-1956 гг.); бухгалтерии (1945-1956 гг.).
Управление было ликвидировано постановлением Совета Министров РСФСР от 3 августа 1956 г., его функции переданы Главному управлению переселения и организованного набора рабочих Совета Министров РСФСР, осуществлявшему свою деятельность на основании принятого в ноябре 1956 г. «Положения о Главном управлении переселения и организованного набора рабочих при Совете Министров РСФСР и его местных органах», утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 22 ноября 1956 г. № 739.
Цель Главного управления - организация сельскохозяйственного и промышленного переселения в восточные и северные районы РСФСР. Основные задачи:
- сельскохозяйственное и промышленное переселение;
- организованный набор рабочих для постоянной и сезонной работы в промышленности, на строительстве всех министерств и ведомств в соответствии с планами;
- контроль выполнения планов строительства и ремонта жилых домов в местах вселения;
- проверка подготовленности колхозов, предприятий и строек к приёму, размещению, трудовому, бытовому и хозяйственному устройству переселенцев;
- утверждение проектов и смет на объекты капитального строительства.
В структуру Главного управления входили:
- отдел переселения и организованного набора рабочих районов Центра и Юга;
- отдел переселения и организованного набора рабочих районов Севера и Запада;
- отдел переселения и организованного набора рабочих районов Урала, Сибири и Дальнего Востока;
- отдел переселения в районах крупного гидротехнического строительства;
- отдел планирования и учета рабочей силы;
- финансовый отдел;
- бухгалтерия;
- отдел перевозок;
- хозяйственная часть;
- канцелярия;
- контора «Дальпромкадры»;
- отдел по организации приёма и устройству советских граждан, прибывающих из-за границы (с 1957 г.).
Осенью 1961 г. на основании постановления Совета Министров РСФСР от 30 октября 1961 г. № 1340 в силу вступило новое «Положение о Главном управлении переселения и организованного набора рабочих при Совете Министров РСФСР» [4]. Согласно ему изменились основные задачи деятельности:
- организация и руководство сельскохозяйственным переселением с учетом обеспечения в первую очередь заселения колхозов и совхозов целинных и многоземельных районов, нуждающихся в рабочей силе; осуществление контроля в местах вселения за хозяйственным устройством переселенцев и предоставлением им установленных льгот, за выполнением планов строительства жилых домов и надворных построек для переселенцев;
- проведение организованного набора рабочих для постоянной работы в промышленности, строительстве, на транспорте и для работы в отраслях промышленности с сезонным характером производства;
- участие в работе по персональному распределению молодых специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях; контроль за их направлением и использованием;
- подбор и направление на работу в установленном порядке по договоренности с совнархозами и другими хозяйственными организациями специалистов, имеющих опыт работы, и квалифицированных рабочих;
- организация переселения населения, переноса и восстановления домов и бытового устройства переселенцев в районах крупного гидротехнического строительства.
Главное управление переселения и организованного набора рабочих при Совете Министров РСФСР возглавлял начальник, назначаемый Советом Министров РСФСР. Он руководил деятельностью Управления и его отделов на местах, издавал приказы и инструкции в пределах своей компетенции.
Под председательством начальника в составе Управления образовывалась Коллегия, которая на своих заседаниях рассматривала важнейшие приказы и инструкции, вопросы практического руководства и организации работы по направлению специалистов и квалифицированных рабочих, организованному набору рабочих и переселению, вопросы проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, представления о назначении и освобождении работников номенклатуры, заслушивала отчеты работников Главного управления и его местных органов.
В декабре 1963 г. в Положение были внесены изменения, коснувшиеся объема полномочий [5]. В частности, с 1 января 1964 г. Управление освобождалось от работы, связанной с участием в комиссиях по персональному распределению молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения, контролем за прибытием и использованием их, а также финансированием расходов по направлению в места назначения. В связи с этим на две штатные единицы уменьшилась численность работников центрального аппарата и на 12 - местных органов.
Существенные изменения в работу государственных органов были внесены в 1967 г. после принятия постановления Советом Министров РСФСР от 11 февраля 1967 г. «О мерах по улучшению использования трудовых ресурсов» [6]. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 февраля 1967 г. образован Государственный комитет Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов. В период 1967-1974 гг. Комитет возглавлял Константин Александрович Новиков.
На Государственный комитет Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов, управления Советов Министров автономных республик и отделы исполкомов краевых, областных, городских (г. Москвы и г. Ленинграда) Советов депутатов трудящихся по использованию трудовых ресурсов возлагалось следующее:
- разработка и проведение совместно с министерствами, ведомствами и предприятиями мероприятий по переподготовке рабочих и перераспределению их между предприятиями, стройками, отраслями и районами с учетом потребностей производства;
- трудоустройство населения, а также информация населения о потребности предприятий, строек и организаций в рабочих и служащих;
- изучение состава трудоспособного населения, не занятого в общественном хозяйстве, и разработка совместно с плановыми и хозяйственными органами предложений по рациональному использованию трудовых ресурсов;
- проведение организованного набора рабочих и переселения, а также обеспечение контроля за выполнением хозяйственными органами обязательств по созданию рабочим и служащим, направляемым на предприятия и стройки, необходимых производственных и жилищно-бытовых условий и за хозяйственным устройством переселяемого населения;
- участие в разработке проектов планов размещения нового промышленного строительства, с учетом наиболее полной и рациональной занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве, а также в рассмотрении схем районных планировок и генеральных схем развития городов в части обеспечения занятости населения.
Таким образом, наряду с характерными для предшествующего периода функциями, Комитет стал разрабатывать и принимать меры по переподготовке рабочих и их последующего перераспределения; информировать население об имевшихся вакансиях и заниматься трудоустройством безработных граждан; участвовать в разработке планов нового промышленного строительства [7].
Местные органы видоизменялись вслед за преобразованием общесоюзных и республиканских органов. В составе Кировского областного исполнительного комитета 27 февраля 1942 г. было создано Бюро по учету и распределению рабочей силы во главе с Новожиловым [8]. В послевоенное время вопросами трудовой миграции занимался Переселенческий отдел, ликвидированный решением Исполнительного комитета Кировского областного Совета депутатов трудящихся от 13 февраля 1953 г. № 211. На его месте был образован Отдел организованного набора рабочих, просуществовавший до лета 1956 г.
Планы набора Отдела переселения и оргнабора рабочих Кировской области позволяют проанализировать направления миграционных потоков и категорий лиц, подверженных переселению.
Таблица 1
План набора Отдела переселения и оргнабора рабочих (1956-1966 гг.) и Отдела по использованию трудовых ресурсов (1967 г.) Кировского облисполкома [10]
Год набора Категории трудовых мигрантов Итого
раб., чел. ижд., чел.
Данные табл. 1 показывают, что в рассматриваемый период план набора неуклонно снижался. За 11 лет он уменьшился в 9,7 раза.
Штатное расписание Отдела переселения и организованного набора (с 1967 г. - Отдел по использованию трудовых ресурсов) рабочих Кировского облисполкома за данный период значительно изменилось структурно и количественно.
Количество штатных единиц отдела в 1956-1967 гг.
Годы Действующие штаты
Рис. 1
В 1956 г. в Отделе работали 15 чел. вместе с заведующим: заместитель заведующего, старший инспектор, три инспектора, старший бухгалтер, бухгалтер, счетовод-кассир, секретарь-машинистка, курьер-уборщица, шофер, заведующий сборным пунктом, инструктор по оргмассовой работе и уборщица [11]. Должностной оклад колебался от 1200 р. у заведующего до 285 р. у уборщиц. В феврале 1957 г. решением Кировского облисполкома № 136 был увеличен должностной оклад заведующего, который составил 2500 р. Также в 1958 г. был на 15 р. увеличен оклад уборщицы и курьера-уборщицы.
В 1958 г. штатное расписание было изменено путем ликвидации ставки шофера. Через год Отдел был значительно преобразован путем сокращения штата сотрудников. Были ликвидированы должности заместителя заведующего, бухгалтера, двух инструкторов и инструктора по оргмассовой работе.
В начале 1960-х гг. штат Отдела изменился за счет сокращения или изменения возврата ставки заведующего сборным пунктом и уборщицы и составлял семь - девять человек.
Изменение должностных окладов всех сотрудников Отдела последовало с 1 января 1961 г. когда в обращение были выпущены деньги нового образца и изменен масштаб цен (1 р. новыми деньгами за 10 р. старых). В 1966 г. появилась должность старшего экономиста с должностным окладом 95 р. Несколько увеличена была зарплата главных специалистов Отдела по оргнабору. Последние существенные изменения в штатах сотрудников были проведены в 1967 г. (16 сотрудников). В составе Отдела по использованию трудовых ресурсов образовалось два сектора: сектор трудовых ресурсов, перераспределения, трудоустройства населения и информационной работы, а также сектор переселения и организованного набора рабочих.
Данные табл. 2 также показывают снижение количества работников, занятых проведением трудовой миграции, в районах Кировской области. За 11 лет их количество сократилось в 1,9 раза. Это снижение также зависело от уменьшения плана набора. В г. Кирове уполномоченные осуществляли оргнабор и подготовку к переселению по трем адресам: ул. К. Маркса д. 3; К. Маркса, 164; Герцена, 44.
Таблица 2
Штаты Отдела переселения и организованного набора рабочих Кировского облисполкома в 1956-1966 гг. (с 1967 г. - Отдела по использованию трудовых ресурсов) в части районных работников [12]
Год Количество районных Месячный Количество район- Месячный
уполномоченных оклад, р. ных инспекторов оклад, р.
* - данные отсутствуют или должность сокращена.
Сравнение данных табл. 1 и 2 позволяет вычислить изменение планового среднего количества переселенцев, которое приходилось на одного сотрудника Отдела (рис. 2). Общая тенденция - снижение количества. Резкий скачок с 70 до 149 чел. в 1966 г. объясняется отсутствием сведений об изменении штатов Отдела в районах Кировской области. 34 переселенца на одного работника отдела в плане на 1967 г. - показатель изменившегося содержания работы, где декларированный приоритет отдавался не только выполнению плана переселения, но и стремлению эффективнее управлять трудовыми ресурсами Кировской области, чтобы предотвратить их истощение.
Нчмененне среднего количества переселенцев (по плану оргнабора п сельхо ¿переселения, приходившегося на одного работника отдела в 1956—1967 гг.)
Рис. 2
Итак, структура государственных органов управления трудовой миграцией изменялась в соответствии с текущими политическими и экономическими задачами. Главными из них являлись сельскохозяйственное переселение и организация набора рабочих. Стоит также отметить, что контингент лиц, подлежащих переселению в данный период, был различен: репатрианты, молодые специалисты, рабочие, инженерно-технические кадры, колхозники и члены их семей. Заселение северо-западных территорий, Сибири и Дальнего Востока, разработка целины, строительство ГЭС, транспортной сети, промышленности требовало значительных людских ресурсов.
Примечания
dis. ... kand. ist. nauk [Settling and development of new areas of the Lithuanian SSR in the 1940s: author. dis... . Candidate hist. sci]. Petrozavodsk. 2006; et al.