Спросить
Войти

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРОПЕЙЦЕВ В ЯПОНИИ В НАЧАЛЕ XVII ВЕКА

Автор: указан в статье

Деятельность европейцев в Японии в начале XVII века The activities of Europeans in Japan at the beginning of the XVII century

Шашков Владислав Александрович

Студент 4 курса Факультет Историко-филологический факультет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

РФ, г. Арзамас e-mail: vlad-shashkov@mail.ru

Shashkov Vladislav Aleksandrovich

Student 4 term

Faculty of Faculty of History and Philology Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky

Russia, Arzamas e-mail: vlad-shashkov@mail.ru

Сорокина Татьяна Борисовна

к.и.н., доцент

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

РФ, г. Арзамас

Sorokina Tatyana Borisovna

Candidate of history sciences, assistant professor Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky

Russia, Arzamas

Аннотация.

Статья посвящена проблеме взаимоотношений христианских миссионеров и первых объединителей Японии в конце XVI - начале XVII веков. На основе анализа источников охарактеризованы причины успехов европейцев в начале XVII века, описана история появления торговых факторий Англии и Голландии, выявлены причины отрицательного отношения Иэясу Токугава к миссионерам. В заключении делается вывод об основных причинах антихристианских гонений 1614 года.

Annotation.

The article is devoted to the problem of the relationship between Christian missionaries and the first unifiers of Japan at the end of the 16th - early 17th centuries. Based on the analysis of sources, the reasons for the success of Europeans at the beginning of the 17th century were described, the history of the appearance of trading posts in England and Holland was described, the reasons for the negative attitude of Ieyasu Tokugawa to the missionaries were revealed. In conclusion, the conclusion is made about the main reasons for the anti-Christian persecution of 1614.

История христианства в Японии началась в августе 1549 года, когда на острове Кюсю в порте Кагосима высадились миссионеры под руководством Франсиско Ксавье. Уже к 1551 году христианская миссия в Японии обратила в католическую веру около 2 тыс. японцев, большая часть которых проживала на о-ве Кюсю [4; с. 165].

следующие годы количество христиан среди японского населения неуклонно росла, и не только среди жителей о-ва Кюсю, но и в центральных провинциях. В Японии начинают строиться христианские храмы, школы для послушников, отправляется в Рим посольство из японцев-христиан, миссионеры начали пользоваться поддержкой влиятельных феодалов [4; с.166-167].

Однако к концу XVI века во время правления Тоетоми Хидэеси начинаются гонения на христиан. Причиной этому послужило чрезмерное вмешательство миссионеров во внутренние дела страны. Христианские

проповедники усиливали междоусобные войны, устраняя иноверцев с помощью подвластных им феодалов. К тому же на острове Кюсю появилась и значительно распространилась работорговля, отсутствовавшая в Японии ранее [6; с. 102]. Но выслать христиан Хидэеси так и не удалось, эта задача была решена следующим правителем.

Придя к власти, Иэясу Токугава не спешил с активными действиями против христиан, выбрав выжидательную политику. В чем же причина такого возвратного движения в политике нового объединителя страны?

1598 году умер Тоетоми Хидэеси, оставив наследником своего сына Хидэери. При нем был учреждён регентский совет, который должен был править, пока не подрастет малолетний наследник. Иэясу Токугава, являвшийся в то время одним из наиболее влиятельных дайме (феодалов) Японии, входил в этот совет. Мальчик был помехой для Иэясу, который еще при отце Хидэери претендовал на единовластное правление в стране [3; с. 405].

стране начались новые междоусобицы, которые привели к усилению политической нестабильности в стране. Антихристианские гонения в это время ушли на второй план. В связи с этим миссионеры активно начали проповедовать христианство на всей территории страны. Так, если в 1579 году в Японии насчитывалось порядка 100 тысяч японцев-христиан при том, что, по мнению У. Дила, определенная часть из них приняли христианство насильно [2, с. 283], то уже в начале XVII века происходит значительный рост числа христиан в Японии. Существуют различные статистические данные обращенных в христианство японцев на начало XVII века: от 300 тысяч до 750 тысяч человек [7]. Вместе с миссионерами в страну прибывали торговцы из различных стран Европы. Если до этого в Японии были преимущественно португальцы и испанцы, являвшиеся католиками, то в начале XVII века в страну прибывают голландцы и англичане, исповедовавшие протестантизм [9].

Голландцы оказались в Японии неслучайно. Голландия, некогда находившаяся под властью испанской короны, восстала и выделилась из состава империи. Филипп II, находившийся у власти в Испании, запретил голландским судам посещать Лиссабонский порт. В то время Испания и Португалия находились в личной унии, поэтому испанский монарх одновременно являлся еще и португальским монархом. Эта санкция нанесла серьезный удар по интересам представителей торговой элиты Голландии, которые до этого регулярно покупали здесь шелк и пряности и продавали его в Северной Европе, получая высокую прибыль от посреднической деятельности. Шелк и пряности попадали в Испанию из стран Дальнего Востока, поэтому голландцы решили самостоятельно наладить экономические связи со странами данного региона, нарушив монополию португальцев и испанцев.

Несомненно, эта авантюра была крайне рискованной и затратной для голландцев, и первая попытка завершилась неудачно. Так, первая экспедиция, отправленная голландцами 2 августа 1595 года, вернувшись на родину после двухлетнего путешествия, не смогла даже полностью покрыть свои расходы [7].

Однако голландцы не собирались сдаваться, и в 1598 году они отправили новую экспедицию, состоящую из пяти кораблей, команда которых была набрана из голландцев и англичан. Штурманом на одном из кораблей был Уильям Адамс, который впоследствии сыграет значительную роль в развитии отношений Японии с европейскими государствами.

В результате из пяти кораблей Японии достиг лишь один. Корабль «Лифде» добрался до северовосточных берегов острова Кюсю в провинции Бунго в районе города Оита. На судне в это время из членов экипажа в живых остался лишь тридцать один человек, из которых двадцать четыре находились в тяжелом состоянии, а семеро, включая Адамса, могли хотя бы стоять на ногах. Выживших японцы поселили в домах на берегу, обеспечив необходимым пропитанием [1].

Иэясу Токугава был отправлен гонец для получения распоряжений относительно голландцев. Вместе тем об экипаже «Лифде» узнали и португальские иезуиты, находившиеся тогда в Нагасаки. Один из них прибыл в Оита и был назначен переводчиком голландцев. Как отмечал сам Адамс в своих письмах, иезуиты относились к ним, как к смертельным врагам [1]. Такое отношение объясняется тем, что португальцы видели в голландцах,

первую очередь, конкурентов в торговой и религиозной сфере, поэтому было решено устранить их, пока они не пустили корни в Японии. Адамс не раз отмечал, что португальцы высказывались об их экипаже, как о пиратах и разбойниках, угрожающих процветанию Японии, а в доказательство своих слов они приводили аргументы про оружие, которое хранилось в трюмах «Лифде».

Однако, когда весть о голландцах дошла до Иэясу, он не поверил словам иезуитов и решил разобраться ситуации самостоятельно. Интерес Иэясу подогревала информация об оружии и боеприпасах, хранившихся в трюмах корабля, которые могли бы ему помочь в завоевании власти в стране. Иэясу приказал доставить к нему командира корабля, но так как капитан «Лифде» голландец Якоб Квакернак был болен, отправился Адамс, так как он владел португальским языком, являвшимся основным средством общения европейцев с японцами [7]. 12 мая Адамс прибыл в ставку Иэясу в Осака, который принял его довольно благосклонно.

Адамс рассказал будущему сегуну о своей стране, о желании Англии торговать с Японией, о выгодах Японии в этой торговле и многое другое. Выслушав англичанина, Иэясу задал несколько вопросов. Поскольку Адамс не смог объяснить причины наличия такого большого количества оружия в трюме «Лифде», то Иэясу спросил, ведет ли Англия какие-либо войны. На что получил ответ об участии англичан в войнах только с Испанией и Португалией. Второй вопрос был связан с тем, какую веру исповедует Адамс, на что англичанин ему ответил о вере в Иисуса Христа. Третий вопрос был посвящен пути, по которому экипаж Адамса прибыл в Японию. Адамс, взявший с собой карты, показал весь путь «Лифде». Последний вопрос Иэясу задал о товарах, которые имелись на судне, Адамс воспользовался списком, который он написал перед аудиенцией, и зачитал его. После этого Адамс был выведен из комнаты и помещен в тюрьму, где также находились другие члены его команды.

Спустя два дня Адамса снова вызвали на допрос, в котором основной темой были англо-испанские и англо-португальские войны и их причины. После чего англичанин был возвращен в тюрьму, но в более удобную комнату. Однако, несмотря на улучшение условий, опасность смерти и наказания для Адамса становилась более очевидной. Так, Адамс провел в комнате сорок один день без какой-либо информации. Сам англичанин не раз отмечал, что опасность смертной казни, а именно распятия, как обычного наказания в Японии для европейцев, для него была весьма вероятна. Но у Иэясу на моряка были другие планы [1].

По истечении указанного срока будущий сегун вызвал Адамса на допрос, после которого отпустил его к своей команде [1]. Такое решение Иэясу могло объясняться тем, что будущему сегуну были необходимы пять тысяч ядер, триста пятьдесят зажигательных бомб, триста книппелей, пять тысяч фунтов пороха и пятьсот фитильных замков [7]. Иэясу понимал эффективность огнестрельного оружия, которое японцы еще успели оценить в 1542 году, когда впервые европейцы оказались на территории японских островов [8; с. 137-138]. Поэтому все оружие, которое было найдено в трюме «Лифде», было применено им в ближайших сражениях за власть.

Так, после ссоры с членами регентского совета Иэясу начал междоусобную войну, которая закончилась битве при Сэкигахара 21 октября 1600 года, в которой было применено оружие, взятое с «Лифде». К тому же Иэясу испытывал дружескую симпатию и интерес к Уильяму Адамсу [1]. Этим и объясняется тот факт, что будущий сегун не раз помогал Адамсу в его начинаниях и в решении проблем, с которыми сталкивался

англичанин. К примеру, после возвращения из тюремного заключения Адамс узнал, что «Лифде» был разграблен японцами, и все ценности, что там находились, были украдены. Адамс обратился за помощью к Иэясу, который приказал вернуть все украденное хозяевам [1].

последующие годы положение Адамса неуклонно улучшается. Так, Иэясу поручил англичанину построить ему судно по европейскому образцу. С этим заданием Адамс прекрасно справился, построив корабль водоизмещением восемьдесят тон по образцу «Лифде». Благодаря верной и преданной службе Адамс вскоре стал личным учителем и советником Иэясу [1].

К 1603 году Иэясу становится единовластным правителем Японии, беспощадно расправившись со всеми, кто стоял на его пути. Он провозгласил себя сегуном, что стало началом более 250 летнего господства династии Токугава в Японии. Придя к власти, Иэясу не стал принимать никаких мер по отношению к иноземцам. Этот факт объясняется тем, что торговля с европейцами была выгодна Японии. Из Европы в Японию среди множества других товаров поступало огнестрельное оружие и китайский шелк. Торговля с Китаем не велась из-за японско-корейской войны 1592-1598 годов, к тому же большую роль в разрыве торговых отношений Японии с Китаем сыграли португальцы, которые хотели выступить посредниками в торговых операциях между этими странами. Иэясу видел выгоду во внешней торговле с европейцами, которая заметно пополняла казну, но при этом Япония нуждалась и в китайских товарах, поэтому зависела от португальского посредничества [3; с.415]. К тому же, по мнению Ф. Роджерса, в налаживании торговых связей Японии с Европой важную роль сыграл Уильям Адамс, который на тот момент занимал пост переводчика при дворе сегуна [7]. Адамс выступал в качестве посредника между европейцами и японцами, поэтому многие торговцы, прибывшие из Европы, должны были считаться с мнением советника Иэясу [1].

1605 году Адамс, узнав об основании голландцами торговой фактории в Ост-Индии, предложил Иэясу отправить к ним делегацию из бывших членов экипажа «Лифде», чтобы наладить экономические связи между Японией и Голландией. Вместе с делегацией было решено отправить послания Иэясу, в которых говорилось о желании сегуна торговать с голландцами, и письма Адамса, которые предназначались его жене и родным. Когда посланники добрались в указанное место, то оказалось, что в Голландии узнали о судьбе «Лифде» еще в 1601 году от португальского штурмана, встретившегося голландцам в пути. Письма Иэясу и Адамса были перенаправлены в Голландию и Англию. Торговая миссия завершилась успешно. Однако первая торговая делегация Голландии из двух кораблей достигла Японии только спустя 4 года, приплыв в Нагасаки [1]. По мнению Ф. Роджерса, такой поздний визит голландцев объяснялся тем, что они в этот промежуток времени понесли огромные потери в войне с португальцами [7]. В доказательство своих слов Роджерс приводит выдержки из письма от 6 февраля 1608 года главы торговой компании Голландии в Паттани Спринкеля. Письмо было написано Уильяму Адамсу в весьма льстивой манере. Адамс в последствии оказывал голландским торговцам помощь. Так, Иэясу по совету Адамса предоставил голландцам право на торговлю в городах Японии и позволил основать в Хирадо торговый порт, который бы действовал постоянно. В 1611 году голландцы также попросили Адамса об услуге: они хотели отменить контроль японских властей за разгрузкой и загрузкой товара. Адамс вновь решил помочь голландцам и убедил Иэясу в необходимости отмены контроля.

Адамс хотел, чтобы и его соотечественники так же, как и голландцы, организовали торговую миссию в Японии. Об этом он писал в нескольких своих письмах руководству английской Ост-Индской компании. В письмах говорилось об огромных выгодах для любого, кто начнет свою торговую деятельность в Японии. Адамс указывал, что японцы охотно готовы обменивать золото и серебро на ткани, свинец, шелк-сырец и другие подобные товары. К тому же советник сегуна подчеркивал, что расходы на установление торговых связей будут

весьма малы и будут состоять лишь из платы жалованья экипажу судна и торговцам, а также подарков сегуну и другим высокопоставленным японцам. Адамс рекомендовал англичанам высадиться на восточном побережье Японии, так как в других частях страны, к примеру, в Хирадо, они могли бы столкнуться с жесточайшей конкуренцией со стороны других европейцев. Восточный же берег еще не был широко освоен голландцами и португальцами, поэтому экономические перспективы в этом регионе гораздо выше. Адамс настоятельно рекомендовал по прибытии в страну обратиться лично к нему, так как он сможет оказать англичанам помощь в получении привилегий.

Английская Ост-Индская компании отправила в Японию торговую экспедицию из трех кораблей под руководством Джона Сэриса. В июне 1613 года экспедиция прибыла в Хирадо, однако Адамс встретился со своими земляками лишь в конце июля, так как во время прибытия Сэриса он был на востоке страны. В ходе личных бесед с Адамсом у Джона Сэриса возникла личная неприязнь к нему. Так, Сэрису не нравилось, что Адамс во всем превозносил японцев, не оказывал ему должных знаков уважения, но более всего английского капитана раздражало то, что Адамс не только ведет дела с голландцами и португальцами, но и создаёт им различные привилегии. Однако Сэрис и остальные представители английской делегации понимали, что без Адамса им в Японии не обойтись, поэтому они не развивали конфликт.

Спустя несколько недель представители английской делегации и Адамс прибыли ко двору сегуна для аудиенции. Сэрис попросил сегуна о предоставлении торговых привилегий, на что получил положительный ответ, прислушавшись к советам Адамса. Однако и после этого у Сэриса и Адамса не раз случались конфликты. Наиболее острый был из-за места, где будет находиться английская торговая фактория в Японии. Адамс настаивал на Урага, так как это поселение находилось дальше других европейских факторий, и поэтому конкуренция здесь была весьма мала. Сэрис считал, что англичанам нужно основаться в Хирадо, так как английский капитан сдружился с губернатором тех земель. В этом споре проиграл Адамс, затаив обиду на английских купцов, проигнорировавших его советы и принявших мнение Сэриса. Как покажет история, это решение окажется фатальным для англичан, которые не смогут выдержать конкуренции голландцев и будут вынуждены признать свое поражение. Однако на первых порах развития торговой фактории все складывалось положительно.

Главой фактории был назначен Ричард Кокс. Сэрису было важно привлечь Адамса к работе фактории, но у них снова возник конфликт из-за желания Адамса получать крайне высокое жалование (144 фунта в год). В ходе жесточайших споров Сэрис согласился на жалование в 100 фунтов, что было довольно высокой платой за услуги, так как обычный работник получал лишь 40 фунтов. В дальнейшем дела фактории начали расширяться, появились новые отделения в разных частях страны. Ричард Кокс даже пытался отправить делегацию в Сиам во главе с Адамсом, чтобы установить торговые связи, однако эта попытка оказалась неудачной и весьма затратной для английской фактории [7].

целом до 1614 года дела торговых факторий Англии, Голландии, Португалии и Испании были весьма хороши. Их товар пользовался большим спросом у населения, что позволяло выгодно обменивать его на золото серебро. В португальских и испанских факториях было немало миссионеров, которые выступали здесь не только в качестве проповедников, но и в качестве торговцев. Иэясу не был готов с этим мириться и, найдя удовлетворяющих его торговых партнеров в лице англичан и голландцев, которые не занимались миссионерством, начал ужесточать антихристианскую политику.

чем была причина такого отношения Иэясу к христианам и миссионерам? Во-первых, еще Тоетоми Хидэеси увидел в миссионерах опасного врага, который мешал объединению Японии. Это было связано с тем,

что миссионеры использовали дайме, исповедовавших христианство, как своих марионеток. Во-вторых, Иэясу еще со слов Адамса знал о том, что испанский монарх нередко использует миссионеров как шпионов для возможного последующего завоевания страны. В-третьих, Иэясу настораживало, что число христиан среди японцев неуклонно растет, особенно в крестьянской среде среди обездоленных. Миссионеры открывали приюты для сирот, школы, больницы, помогали беднякам и многое другое. Политика же Иэясу и его приемников в отношение крестьян была направлена на дальнейшее их закабаление. Сам Иэясу формулировал данную политику словами, что крестьян нельзя убить, но и нельзя давать им жизнь [3, с. 413].

Жизнь крестьянина была строго регламентирована до каждой мелочи. К тому же с самого начала правления Токугава взял курс на организацию полицейского государства с сетью мацукэ (внутренних агентов), которые во многом довлели над обществом, пресекая любые действия, которые происходили без ведома и согласия Иэясу. К тому же кроме сети мацукэ существовал и самостоятельный контроль (пятидворки, десятидворки и т.д.), представляющий собой систему взаимного слежения общин друг за другом, введенные еще Тоетоми Хидэеси 23 апреля 1597 года [5]. Так Иэясу мог контролировать крестьянскую среду, которая еще с XVI века была весьма нестабильной. По мнению Ф. Роджерса, появлялась опасность того, что христианство станет идеологией борьбы крестьян против гнета дайме, поэтому было необходимо избавиться от христианства.

1614 году Иэясу издал указ всем христианским миссионерам закрыть церкви и покинуть Японию, а японцам, исповедующим христианство, грозила смерть, если они не откажутся от своих убеждений. Поводом к этому, по мнению Ф. Роджерса, стал религиозный фанатизм одного из христианских проповедников в поселении Уганда. Так, проповедник в споре с Адамсом сказал, что религия дает ему удивительные способности, среди которых возможность хождения по воде. Адамс не поверил и назначил дату, время и место, где христианин докажет ему это. Но в назначенный срок проповеднику не удалось доказать своих слов, он начал тонуть, но собравшиеся там люди ему помогли. Проповедник начал винить во всем Адамса и всех тех, кто не верует, что именно их неверие препятствует осуществлению этого чуда. Подобный религиозный фанатизм в Японии был повсеместно, что не нравилось не только сегуну, но и другим высокопоставленным лицам, которые исповедовали традиционные для Японии религии: синтоизм, буддизм и конфуцианство.

Однако возникает вопрос, почему антихристианские гонения начались именно в 1614 году, а не раньше, если еще в 1587 и 1597 годах Тоетоми Хидэеси подписал указы, которые высылали значительную часть миссионеров из Японии. Бесспорно, Иэясу понимал, что для процветания государства и укрепления личного положения и могущества необходимо развивать торговлю с европейцами. Его равнодушие на первых порах к миссионерам объясняется тем, насколько важна для него была торговля. Но, как только голландцы и англичане развили свою торговые фактории, надобность в португальцах и испанцах отпала.

Стоит отметить, что отношения Токугава с голландцами и англичанами после 1614 года оставались терпимыми, так как Иэясу видел выгоду от внешней торговли с ними. Главное, в отличие от португальцев и испанцев, они не занимались миссионерством, исключительно уделяя время лишь коммерческой деятельности.

тому же к этому времени наладилась двусторонняя торговля Японии с Китаем, поэтому отпала необходимость в португальцах, которые выступали посредниками, пока Япония с Китаем находились в напряженных отношениях из-за японо-корейской войны.

Список используемой литературы:

Адамс Уильям. Письмо I // Книга японских обыкновений. ("Восточные арабески"): [Электронный ресурс].URL:http://www.vostlitmfo/Texts/Dokumenty/Japan/XYП/1600-1620/William_Adams/briefj apan_22_ 10_1611 .рМт! (Дата обращения: 26.10.2018)

Дил Уильям. Япония. Средние века и начало Нового времени. М.: Вече, 2011. - 464 с. Жуков А.Е. (Отв. ред.) История Японии. Том 1. С древнейших времён до 1868 г. М.: Институт востоковедения РАН, 1998 — 659 с.

Искендеров А.А. Тоётоми Хидэёси. М.: Наука, 1984. - 447 с.

«Катанагари-но рэй» // Книга японских обыкновений. ("Восточные арабески"): [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XVI/1560-1580/Jap_pet_dvizen/frametext1.htm (Дата

обращения: 5.10.2018)

6. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. &История Японии& - Москва: Высшая школа, 1988 432 с.

Роджерс Филип. Первый англичанин в Японии. История Уильяма Адамса. // Рассказы о странах Востока "): [Электронный ресурс] URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1014379/Rodzhers_-_Pervyy_anglichanin_v_Yaponii.html#n_14 (Дата обращения: 1.05.2019)

Шашков В.А. Зарождение торговых взаимоотношений европейцев с японцами в первой половине XVI века // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. Т. 2. № 5 (33). - С. 136-139. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 38532507 96720254.pdf (Дата обращения: 26.07.2019)

Японский Н. Избранные ученые труды Святителя Николая Архиепископа Японского. Япония с точки зрения христианской миссии. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj Japonskij/izbrannye-uchenye-trudy-svjatitelja-nikolaja-arhiepiskopa-japonskogo/#0 2 (Дата обращения: 22.03.2019)

ЯПОНИЯ xvi ВЕКОВ МИССИОНЕРЫ ХРИСТИАНЕ ТОЕТОМИ ХИДЭЕСИ ИЭЯСУ ТОКУГАВА УИЛЬЯМ АДАМС ТОРГОВЫЕ ФАКТОРИИ В ЯПОНИИ 16th century japan missionaries christians
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты