Спросить
Войти

Сотрудничество как фундамент международной политики (утопии, какотопии, империи и их сущность)

Автор: указан в статье

СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФУНДАМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ (УТОПИИ, КАКОТОПИИ, ИМПЕРИИ И ИХ СУЩНОСТЬ)

Аннотация

В центре внимания автора извечный вопрос политической науки о том что представляет из себя идеальное общество. Реальность такова, что наш мир больше напоминает дистопию или какотопию как негативные формы воплощения утопических идеалов. Поэтому многие уже давно потеряли веру в утопии всех видов и обращаются к исследованию успешных практик прошлого — ретротопии. Автор анализирует виды и сущность империи как успешной формы политического устройства и общества. Величие старейших и павших империй становится идеологией для некоторых современных режимов, а возврат к нему — целью, которую нужно достичь в будущем. Из-за неодозначного толкования исторического контекста и восприятия прошедших общественных событий через призму славы, побед и величия империй прошлого ретротопия может дать начало национализму и политическому экстремизму, использованию «мягкой силы» и политики воздействия на сферы влияния в частных интересах. Сотрудничество, напротив, может привести к увеличению технологических показателей стран, обеспечению всех необходимыми ресурсами и потому является фундаментом международной политики.

Автор

Хосе Космелли

Профессор, доктор философии, ректор и председатель попечительского совета государственного Университета «Про-Део» (Сарасота, США)

УТОПИИ И КАКОТОПИИ

Когда Сэр Томас Мор (был канонизирован католической церковью) написал свою знаменитую книгу «О наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» («De Optimo Reipublicae Statu Deque Nova Insula Utopia»), известную как «Утопия» и опубликованную в 1516 г., он не мог и представить, каким огромным успехом она будет пользоваться у последующих поколений.

Часть успеха этого сочинения кроется во второй части книги, в которой автор описывает выдуманный остров

под названием Утопия. Это место расположено далеко среди океана, в нем все — от органов государственной власти до граждан и быта — совершенно, а суверенное государство находится под управлением мудрого и великодушного правителя. Сэр Томас Мор дал острову название на основе древнегреческого слова, состоящего из корня «ou», означающего «не» и «tдpos» — «место», поэтому Утопия — это место, которого нет или, скажем лучше, место, которое не существует и не может существовать. Утопия — это эталон, образ идеального государства и общества.

Тем не менее слово «утопия» — это игра слов, состоящая в созвучности с почти идентичным ему древнегреческим словом, которое означает Благое или Счастливое место (состоит из корней «eu» — «благой» и «topos» — «место»). Итак, используя игру слов, автор будто намекает на важнейший вопрос: может ли идеальный мир быть когда-либо реализован?

Существенное отличие между утопией и так называемой еутопией состоит в том, что утопия — абсолютное совершенство — это несуществующее место; состояние, которое невозможно достичь; в то время как благое место — еутопия, где люди счастливы, возможно и уже существует. Фактически в наше время составляют рейтинги стран, где лучше всего жить и где граждане больше всего счастливы. Но в реальности, несмотря на то, что некоторые утопические идеалисты выбрали это воображаемое сообщество как реалистичную модель для существующих народов, и несмотря на многообещающие лозунги политиков во время электоральных кампаний, реальность такова, что наш мир больше напоминает дистопию (слово, означающее плохое место, состоящее из двух корней «dys» — «плохой» и «topos» — «место»). А в некоторых местах планеты, к сожалению, реальность больше соответствует идее о какотопии (от древнегреческого «kakos» — «ужасный, несчастный» и «topos» — «место»).

Понятие «какотопия» было впервые использовано английским философом Джереми Бентамом (1748-1832) в его книге о Парламентской реформе, чтобы описать самое негативное состояние общества, где властвуют хаос и дезинтеграция. Граждане в таком обществе живут без морали и этики, в нечеловеческом состоянии и в отвратительных условиях среды, которые явились результатом неуважительного отношения к природе. Они управляются тоталитарной силой и видят окружащий

их мир в качестве угрозы библейского

эсхатологического1 конца.

Так как дистопии и какотопии сейчас, как и в прошлом, существуют, скорее, в качестве отрицательной и даже «дьявольской» перспективы, многие уже давно потеряли веру в утопии всех видов, цветов, теней и форм, так же как и веру в многообещающее и счастливое будущее, где люди смогут достигнуть абсолютного счастья в каких-либо будущих идеальных государствах. Более того, потеряв веру в то, что мы можем назвать «метаеутопия» (будущее счастье), многие сегодня вновь высказывают свою точку зрения, направленную не на предстоящее, а на прошедшее; не на построение будущего, но на обращение назад, к прошлому их народов. Это происходит из-за распространяющегося разочарования относительно природы будущего, вызванного терроризмом, фундаментализмом, нетерпимостью различных видов, бедностью, войнами, жестокостью и гнетом, коррупцией, безработицей, жестоким обращением с детьми, социальным и экономическим неравенством и т.д.

Появление ретротопии, где «ретро» происходит от латинского «retro», означающего «в прошлом», вызвано, цитирую: «усугублением пропасти между силой, деньгами и политикой, которая является определяющей чертой нашего современного быстроменяющегося мира — пропасти между возможностью осуществить что-либо и способностью решать что именно должно быть осуществлено, способностью, которая однажды была делигирована территориально суверенному государству.

Эта углубляющаяся пропасть сделала государства-нации неспособными выполнять свои обещания, тем самым давая возникнуть распространяющему1 Эсхатология — часть теологии, связанная с последними событиями истории или предназначением человечества. Эта концепция обычно называется «Конец мира» или «Конец времен».

ся разочарованию в том, что будущее улучшит условия жизни человека, и недоверию в способность национального государства воплотить это. Согласно утопическому духу, ретротопия берет свое начало из стремления исправить недостатки существующего положения дел, возрождая неудачные и забытые практики. Воображаемые аспекты прошлого, подлинные или мнимые, представляют в качестве важнейших ориентиров при построении дорожной карты на пути к лучшему миру. Потеряв веру в идею построения альтернативного общества будущего, многие, напротив, обращаются к великим идеям прошлого, забытым, но еще неумершим. К таким идеям, как ретротопия, характер которой изучал Зигмунд Бауман1. Он провел тщательный анализ связи современного состояния общества с прошлым» [5].

Из-за неодозначного толкования исторического контекста, то есть когда восприятие и интерперетация прошедших общественных событий сфокусированы на славе, победах и империях прошлого, ретротопия дала начало современному национализму, политическому экстремизму и фундаментализму всех видов.

ИМПЕРИИ

Величие старейших и павших империй становится идеологией, а возврат к нему — целью, которую нужно достичь в будущем. Однако если мы внимательно и независимо посмотрим на эту проблему, то обнаружим, что, фактически, со времен первой империи в Месопотамии и по сей день империи никогда не прекращали существовать, они лишь использовали все новые формы господства и принимали новые обличья.

1 Зигмунт Бауман (польск. Zygmunt Bauman, 1925-2017) — профессор социологии в Университете Лидса, Великобритания (University of Leeds).

На этом моменте мы хотели бы уточнить, что в этой статье мы не высказываем каких-либо личных предубеждений или мнений — позитивых или негативных — об империи или империализме. Мы переняли термин «империя» из словарей и определяем ее как «группу государств или наций, управляемых единственным правителем, олигархией или суверенным государством». Нация определяется нами как «большое количество людей, объединенных общими происхождением, историей, культурой и языком и населяющих определенную страну или территорию» [15].

Том Нэйрн и Пол Джеймс (Tom Nairn and Paul James) определяют империи как формы или процессы в гражданских институтах, «распространяющие силовые отношения на территориальные пространства, над которыми у них нет действительного или легального суверенитета и где в одной или нескольких сферах жизни общества: в экономике, политике или культуре — они получают некоторый объем властных полномочий над этими пространствами с целью извлечения или накопления выгоды» [6].

Империи обычно формируются на основе различных этнических, национальных, культурных, экономических и религиозных компонентов. Все империи были величественны и влиятельны в своем роде и оказывали значительное воздействие на культуру, экономику, религию, общественную организацию и прогресс как в доминирующих, так и в подавляемых ими обществах.

Империи ответственны за процесс глобализации, так как они были мульти-этническими и мультинациональными государствами с политическим и/или военным преобладанием населения, которое было культурно и этнически отделено от имперской (или правящей) этнической группы и их культуры. В этом кроется главное различие между империей и федерацией. Федерации — это крупные государства, географически разнообразные, но состоящие из добровольно объединившихся автономных частей: государств, наций или народов.

Империя — это огромная политическая система, которая управляет, контролирует или влияет на территории и народы за пределами своих национальных границ. Исходя из этого, мы можем выделить пять основных типов империй: империи с неделимой территорией, колониальные империи с заграничными владениями, империи влияния, культурные империи и концептуальные империи.

Империи с неделимой территорией (континетальные)

Первые империи появились в результате захвата земель или завоевания одним государством своих соседей. Тем самым они увеличивали свои территориальные границы и поглощали коренное население павших государств. Экспансия, начинавшаяся от границ государства и поглащающая все на своем пути, требовала значительного военного потенциала и хорошо организованного централизованного управления. Некоторыми наиболее влиятельными и известными империями были:

• Держава Ахеменидов (Первая Персидская Империя), основанная Киром II Великим, «царем царей» (Шахиншах) около 550 г. до н.э. Империя оставила многовекое наследие будушим империям, оказав влияние на последующее развитие мировой цивилизаци. Держава Ахеменидов была первой настоящей империей, которая заложила своеобразный стандарт того, какой должна быть империя;

• Римская империя — образец для всех иных империй, она оставила после себя важнейшее наследие во многих сферах жизни человека:

в культуре, политике, законодательстве, публичной деятельности, архитектуре, философии, гражданском строительстве и даже в религии;

• Исламское государство в Аравии, известное как Арабский халифат, основанное исламским пророком Мухаммедом, который объединил большую часть Аравии ко времени своей смерти в 632 г. н.э.;

• Монгольская империя, основанная Чингисханом в 1206 г. н.э., побеждавшая более многочисленных и сильнейших врагов, чем она сама и обладавшая крупнейшей в мировой истории смежной територией;

• Империя Карла Великого, Китайская империя, Священная римская империя, Первая французская империя (в эпоху Наполеона) и др.

Колониальные империи с заграничными владениями

Колониальная империя — это совокупность территорий, называемых колониями, расположенных за границей государства-метрополии и являющихся менее развитыми в соотношении с колонизирующей страной. Эта империя состоит из земель, не имеющих общей территориальной границы.

Колониальные империи появились вместе с навигацией в то время самых продвинутых европейских морских держав XV столетия: Португалии, а за ней Испании. Первичным испульсом развития этих империй выступила торговая активность: они были движимы новыми идеями и новой экономической системой, появившимися в эпоху Возрождения.

Европейский империализм зародился, когда другие военно-морские державы, такие как Великобритания, Голландия и Франция, последовали примерам Португалии и Испании. Эти империи пали после Второй мировой войны.

Империи влияния (неформальные)

В области международных отношений их также называют «сферы влияния» или «зоны влияния». Такие империи состоят из менее развитого государства или региона (обычно представляют из себя дистопии и какото-пии), приспосабливающиеся к политическим, экономическим, коммерческим и военным интересам иностранных государств. Это форма существования «мягкой силы» (без военного принуждения). В крайнем случае государство в рамках «сферы влияния» другого может стать подконтрольным ему и рассматриваться в качестве его сателлита. Сферы влияния как политические системы, при помощи которых одни государства эффективно вмешиваются в дела других, действуют и по сей день.

Британская империя является наглядным примером этой концепции. Когда с окончанием Второй мировой войны все колониальные империи стали распадаться, Британская колониальная империя поступила разумно и трансформировалась из господствующей империи в империю влияния при помощи создания Британского содружества наций, сообщества интересов и сфер влияния.

Из этой концепции нельзя исключить также проповедующие церковные организации и религии, которые де-факто оказывают сильное влияние (не только моральное) и на население, и на правительство многих стран. Некоторые распространенные религии на практике очевидно являются неформальными империями.

Культурные империи

С древних времен мы можем отметить существование культурных трендов, которые выходят далеко за границы наций и этнических групп и охватывают широкие географические регионы и различные народы. К примеру, это верно для мегаллитической культуры, которая распространилась от французской Бретани до Гибралтара или для культуры колоколовид-ных кубков, охватившей область от Скандинавии до Средиземноморья; примечательна ронская культура, характеризующаяся прекрасными бронзовыми артефактами (зародилась на современной территории Швейцарии и пришла на Средиземноморье).

Другие культурные империи продолжают свое существование и действуют гораздо дольше своих территориальных или колониальных империй, к примеру: греко-латинская культура, иудеохристианская культура, исламская культура, португальская культура, испанская культура, охватывающие территории своих экс-колоний.

Культурные империи, вероятно, являются самым позитивным результатом существования территориальных империй прошлого и явлются интегра-тивной частью процесса глобализации.

Концептуальные империи (семантические)

Иногда империя является ничем иным как семантическим конструктом. Это происходит, когда правитель (чаще всего диктатор) присваивает себе титул императора, а его государство, соответственно, становится империей, несмотря на отсутствие какой-либо дополнительной территории, внешнего господства или влияния на других.

Примерами семантических империй явлются Центральноафриканская империя Бокасса или Корейская империя, провозглашенная в 1897 г., когда Корея оказалась на грани аннексии Японской империей (эта империя официально являлась таковой). Кроме того, семантическими империями в XX в. были государственные системы в Ефиопии и во Вьетнаме, марионеточное государство Маньчжоу-го и немецкие государственные образования.

Тем не менее можно выделить существенные отличия между несколькими империями, они проявляются в длительности величия империй. Одни империи были недолговечны, так как основаны на войнах и захвате земель, такие как: Империи Александра Македонского, Гитлера, Наполеона, Дария I и Чингисхана. Другие империи существовали длительное время: Древний Египет, Византийская империя, которая просуществовала 1100 лет, Римская, Османская, Португальская, Испанская и Британская империя, действовавшая 400 лет. Это лишь небольшой список подобных империй.

Империи, существующие на протяжении длительного времени, обязаны своим долголетием тому, что в них был заложен фундамент для объединения. Это фундамент, обеспеченный сильными и эффективными центральными органами власти, единой экономикой (иногда использовалась единая валюта), культурой, языком, защитой от общих врагов, толерантностью (даже уважением) к разнообразию и единым законодательством (наследство Хамму-рапи и ассирийцев). Он воздействовал на последующее развитие общества, начав процесс глобализации. Благодаря фундаменту началось смешение народов, сделалось возможным знакомство и взаимодействие между различными культурами. Это оказало сильное политическое и социальное влияние на эволюцию и развитие общества с прошлых времен.

Известно, что универсальных империй (как и универсальных обществ) не существовало, так же как и очевидно то, что империи никогда не были еу-топиями, а их фрагментация быстро превращалась для колонизируемых в какотопии. Однако империи обладали величием, славой и богатством — это причины, по которым многие политические партии используют ретрото-пии, чтобы вызывать национальные чувства.

СОТРУДНИЧЕСТВО

В настоящее время новые империи называют супердержавами. Цитируем: «Супердержава — термин, используемый для описания государства с доминирующей позицией, которое характеризуется способностью оказывать влияние или показывать силу в глобальных масштабах. Это происходит за счет комплексных мер: экономической, военной, технологической и культурной силы, наряду с применением дипломатии и "мягкой силы"» [8]. Из-за трудности завоевания новых террриторий, то есть трудности выступать в качестве континетальных империй, супердержавы становятся империями влияния, в которых каждая их них пытается привлечь другие страны (многие из них являются дистопиями или какотопиями) в их сферу влияния, используя различные средства в качестве аргументов: от дипломатической поддержки и поддержки местных политических лидеров, финансовой зависимости или импорта товаров и сырья до продажи оружия и т.д.

Конечно, существуют и исключения среди супердержав и сильных государств, которые, вместо того, чтобы проводить геостратегическую политику для своих империй, предпочитают обратиться к своим историческим особенностям (истокам) и сосредотачиваются на себе. Они неожиданно прибегают к ретротопии, которая, однако, может привести только к падению государства.

Тем не менее все средства и аргументы, используемые большинством супердержав, чтобы привлечь другие страны в их сферу влияния, основаны на краткосрочных интересах, которые разнятся в соответствии с мировой ко-ньюнктурой и статусом-кво на данный момент.

Как мы могли понять ранее, интересы не лучший фундамент как для установления прочных долгосрочных отношений, так и для построения сильных империй, даже если они являются лишь империями влияния в регионе. Все потому, что при помощи таких мер преимущества получает только часть местного населения, а остальным не достается вообще никаких существенных преимуществ.

Чтобы создать сильные империи влияния, супердержавам необходим хороший и прочный фундамент — таковым в наше время является лишь сотрудничество.

Сотрудничество не должно замещать экономические или политические интересы империй, но должно укреплять их. Оно может охватывать и включать в себя различные аспекты, необходимые населениям дистопий и какотопий, такие, как: культура, здравоохранение, образование, законодательство, технологический трансфер. Они могут поднять технологические показатели этих стран и обеспечить их даже такими простыми вещами: чистой водой или лучшей окружающей средой.

Под сотрудничеством мы понимаем реальное и эффективное сотрудничество, а не выгодный бизнес, предпринимаемый и осуществляемый многими НПО, которые не позволяют 75-80% пожертвований достигнуть своих нужд.

Одним из ярких представителей честного и верного использования механизма сотрудничества является Федерация автономных монастырей

Суверенного военного гостеприимного ордена Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты (KMFAP). Оганизация является прямым и легальным последователем Ордена святого Иоанна, также известного как Госпитальеры или Рыцари Мальты. Федерация выступает в качестве нетерриториального суверенного государства, и в этом качестве признается многими государствами, с которыми оно поддерживает регулярные дипломатические отношения на уровне посольств, в соответствии с Венской конвенцией 1961 года о дипломатических отношениях.

Конечно же, эту организацию нельзя считать супердержавой или империей из-за ее размеров, но она, бесспорно, является государством влияния, политически и экономически самостоятельной организацией, не поддерживающей чьи-либо интересы, по-настоящему суверенной в своих решениях, независимой от финансирования со стороны других стран, толерантной и приспособленной к реалиям XXI века.

Влияние Федерации используется, чтобы воздвигнуть мосты между нациями и людьми, между частными интересами и навязанными международным сообществом мерами. Гуманитарная активность организации является подлинной основой ее внешнеполитического курса, направленного на благо населения.

Литература

1. More, Thomas (1516/1967), «Utopia», trans. John P. Dolan, in James J. Greene and John P. Dolan, edd., The Essential Thomas More, New York: New American Library.
2. Eagelton, Terry. Utopias, past and present: why Thomas More remains astonishingly radical // The Guardian. [Electronic source]. — URL: https://www.theguardian.com/books/2015/oct/16/ utopias-past-present-thomas-more-terry-eagleton.
3. Abdo, Humberto. 3 reflexoes para entender o pensamento de Zygmunt Bauman // Revista Galileu. [Electronic source]. — URL: https://revistagalileu.globo.com/Sociedade/ noticia/2016/12/3-ref lexoes-para-entender-o-pensamento-de-zygmunt-bauman.html (Date of Request 19/12/2016).
4. Dennis de Oliveira. Bauman: Para que a utopia renasga e preciso confiar no potencial humano // Revista Cult n°138. [Electronic source]. — URL: https://revistacult.uol.com.br/home/ entrevista-zygmunt-bauman/.
5. Bauman, Zygmunt. Retrotopia, Translation by Renato Aguiar. Jorge Zahar Editor. [Electronic source]. — URL: https://zahar.com.br/livro/retrotopia (Date of Request 03/09/2016).
6. James, Paul and Nairn, Tom. Globalization and violence. London: SAGE, 2006.
7. Baylis, John, Sir Smith, Steve M. and Owens, Patricia. The Globalization of World Politics: An Introduction to International Relations 7th Edition. Oxford: Oxford University Press, 2006. — 640 P.
8. Superpower. Wikipedia the free encyclopedia. [Electronic source]. — URL: https:// en.wikiDedia.org/wiki/Superpower.
9. Cambridge Dictionary. Several entries and articles. [Electronic source]. — URL: https:// dictionary.cambridge.org/ru/.
10. Da Redagao. The Great Empires. Revista // Super Interessante. [Electronic source]. — URL: https://super.abril.com.br/historia/grandes-navegacoes/. (Date of Request May 2016).
11. Borges, Anselmo. Utopias, Distopia e Retrotopia // Diario Noticias. [Electronic source]. — URL: https://www.dn.pt/opiniao/opiniao-dn/anselmo-borges/interior/utopias-distopias-retrotopia-5456732.html.
12. Encyclopaedia Britannica. Several Entries. [Electronic source]. — URL: https://www. britannica.com/.
13. Zietsman, Derek. Rethinking Kakotopia. University of Johannesburg Kingsway Campus, Auckland Park Sep. 6 / 2017 - Oct. 4 /2017. . [Electronic source]. — URL: https://www.uj.ac. za/newandevents/Pages/Rethinking-Kakotopia-at-UJ.aspx.
14. Oxford Reference. Constitutive Theory and other entries. [Electronicsource]. — URL:http:// www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095634159.
15. Definition of a nation. Oxford dictionaries. [Electronicsource]. — URL: https://en. oxforddictionaries.com/definition/nation.
16. Pillalamarri, Hakhilesh. The Five most powerful empires in History // The National Interest website — Foreign Policy Experts Roundtable, Feb. 2015. [Electronicsource]. — URL:http:// nationalinterest.org/feature/the-5-most-powerful-empires-history-12296.

Перевод статьи с английского языка осуществила выпускница факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Антонина Матиешина

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО УТОПИЯ КАКОТОПИЯ РЕТРОТОПИЯ ИМПЕРИЯ ИМПЕРИАЛИЗМ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты