Спросить
Войти

Виновны в смерти (хроника последних лет жизни Николая Ивановича Вавилова)

Автор: указан в статье

ИЗ ПРОШЛОГО ПЕТРОВКИ - ТИМИРЯЗЕВКИ

Известия ТСХА, выпуск 1, 2013 год

УДК 929 Вавилов Н.И.

ВИНОВНЫ В СМЕРТИ (ХРОНИКА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ ЖИЗНИ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА)

В.И. ГЛАЗКО

(РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)

Двадцатый век... еще бездонней, Еще страшнее жизни мгла...

Александр Блок

Статья посвящена последним годам жизни великого ученого Н.И. Вавилова и его убийству. Явление лысенковизма в мире уникально. Лысенковцев в советской науке было много, но другие так ярко не «засветились», поскольку они были «умнее» и умели прятаться за спины своих талантливых сослуживцев. Взлет Лысенко и зарождение лысенковщины были закономерны, вытекали из социальных причин, отражали реалии складывавшегося государственного порядка. Судьба, жизнь Н.И. Вавилова бесспорное свидетельство мужества ученого, занявшего в условиях публичной травли твердую гражданскую позицию в борьбе с демагогией и псевдонаукой. Лысенко и К° сыграли свою роль в последующем развале страны, в разрушении ее продовольственной и образовательной безопасности, в создании «колбасной эмиграции». Со временем забудутся для истории, но не для страны имена гонителей: лысенков, презентов, шлыковых, колей, хватов и многих других, а имя Николая Ивановича Вавилова останется мировым эталоном поведения в трудных, иногда и несовместимых с жизнью, условиях, эталоном государственного мышления, поведения человека бесстрашного и бескомпромиссного.

У Николая Ивановича с властью до конца 20-х гг. конфликтов не было. Неприятности были, но они объяснялись завистью, ненавистью и желанием занять его место директора, президента и т.д. Возникшее противостояние, которое привело к смерти Н.И. Вавилова, продиктовано логикой развития советского государства. Научной составляющей в этом противостоянии было мало, тем очевиднее гражданский и научный подвиг Н.И. Вавилова [1-3].

В 30-е гг. ХХ в. в стране произошел перелом, точнее, вскоре юбилея Сталина Ноябрьский пленум ЦК ВКП(б) 1929 г. дал директиву о развертывании наступления на

капиталистические элементы города и деревни. Было принято решение о реорганизации вузов и научных учреждений, укреплении их новыми кадрами - членами партии и комсомола, выходцами из рабочего класса, которые должны были планировать работу и контролировать научные исследования и взять в свои руки подготовку кадров в области естествознания. Принципиальные изменение претерпевает организация науки. Возникает конкуренция, на основе идеологии различных групп ученых, за финансовые, материальные и людские ресурсы. Причем формы и способы этой борьбы и проведения дискуссий соответствуют языку гражданской войны в стране. Вся дискуссия основывалась не на убеждении оппонента в своей правоте, а на доказательстве вредности его взглядов и исследований для народного хозяйства или на несоответствии взглядам Советской власти.

В дискуссии, организованной в Наркомземе в 1928 г., В.Р. Вильямс — творец «единственной правильной теории ведения социалистического сельского хозяйства» — «диалектического почвоведения», потерпел поражение. Но с начала 30-х и до середины 50-х гг. ХХ в., уже после своей физической смерти, он «побеждал» непрерывно. "Диалектичность" учения Вильямса оказалась очень удобной для тех, кто определял тогда судьбы страны и ее сельского хозяйства. Это учение казалось крайне революционным, ибо проповедовало мысль о возможности скорой и окончательной победы над природой, начиная от человеческой и кончая любой другой. Например, о беспредельности роста плодородия почв и урожайности без особых к тому же усилий со стороны человека.

Вильямс утверждал, что и сам климат должен будет сдаться большевикам: «Сам климат должен измениться...». Значительно больший урон, чем прямые декларации, рекомендации Вильямса нанесли опосредованно. В них не поощрялось применение навозного удобрения на подзолистых почвах Нечерноземья, причины опустошения которых Вильяме видел исключительно в выпаханности почв, приведшей к разрушению почвенной структуры. Навоз сам по себе никак не мог ее восстановить, а значит, и повысить урожайность. Вначале следовало восстановить структуру, а затем уж удобрять. Такая точка зрения реально способствовала дальнейшему росту диспропорции между скотоводством и растениеводством в нечерноземных областях и на деле привела к снижению урожайности, так как не восполнялись потери питательных веществ в почве [7]. Вильямс любил говорить, что «задача науки упрощать, а не усложнять». Имеется характеристика, данная Н.М. Тулайковым, его рекомендациям: «Там, где академик В.Р. Вильяме вмешивается в природные процессы, он заставляет их течь в таком направлении, в каком в данный момент ему это нужно... в других же случаях он с ними вовсе не считается». Лысенко пошел дальше, придумал новый метод «делания науки» — так называемый анкетный метод. Помощники Лысенко рассылали по колхозам анкеты и просили счетоводов и руководителей колхозов указать, какие площади заняты посевами яровизированных семян, как развивались посевы обычных и яровизированных семян и тому подобное. Анкеты не были документами строгой отчетности. Руководители колхозов заполняли их произвольно в духе времени. Сотрудники Лысенко занимались тем, что представляли эти данные в государственные органы как небывалые успехи. Хотя статистика показывала, что дела с урожаями шли в стране все хуже и хуже. Но ответа за эти приписки никто не спрашивал. И Лысенко понял, что его обещания нужны стране, даже если они не будут реализованы [4-7, 12].

Аналоги лысенковщины были во многих других отраслях советской науки кроме военной. Научные деятели, поступавшие сходным образом, имелись во множестве, и они были готовы на все. «Пролетаризация» науки протекала в крестьянской

малограмотной стране, где наука многими воспринималась как нечто нехарактерное, как экзотика, насильственно пересаженная волею Петра I из-за рубежа на российскую почву. Лысенковщина ясно показала, что наука нравственно облагораживает личность только тех, кто ею занимается искренне, а не использует ее для достижения политических или иных целей. Надеяться, что она очеловечит таких, как Лысенко. Презент и их учеников, как рассчитывал Н.И. Вавилов и ряд других ученых, — принципиальная ошибка.

После великого перелома Сталин поменял команду и стал единолично определять положение дел в стране и в науке. В стране закрепилась новая традиция — воспринимать науку как классовую и партийную. Задача государства — добиться того, чтобы ученые стали частью общегосударственного аппарата, всецело подчиненного большевикам, и не просто выполняли отдельные задания правительства, а были проводниками его политики в области подготовки кадров для создания пролетарской науки и участия в пропаганде достижений советской науки за рубежом. И.В. Сталин указывает на отставание теоретического фронта от успехов социалистического строительства и убеждает, что практика опровергает возражения науки, а ученым следует поучиться у практиков. В письме, направленном в Президиум Комакадемии в декабре 1929 г., А.К. Тимирязев отмечал, что аспиранты готовятся по узкой тематике, прежние профессора ничего не могут дать, кроме знаний в своей области. Это было началом дискредитации признанных авторитетов в отдельных отраслях науки. Академия наук оказывала сопротивление «пролетаризации науки», что привело к безотлагательному и безжалостному применению репрессий, которые в сознании правящей партии казались, после опыта гражданской войны, наиболее универсальным методом «снятия» проблем. Как противовес АН была создана ВАСХНИЛ с ее пролетарским подходом к науке, Академию наук планировали закрыть.

Гражданская война закончилась, но армия для внутренней войны осталась, и она требовала действий для оправдания своего существования, все ее рода войск — партийный аппарат, ОГПУ, РКИ, огосударствленные профсоюзы, агитпроп, пресса — состояли под единым командованием и были готовы к действию. Сталин боялся за свою жизнь, свое положение, поэтому ему и его окружению война на два фронта — с крестьянством и интеллигенцией — нужна была для введения единообразия жизни и для преодоления крамолы (оппозиции) во внутрипартийном лагере. Всюду, всеми средствами и любым способом, требовалось умертвить любую независимую силу, в которой мог зародиться и чудился очаг сопротивления. Даже в Политбюро теперь решения, в связи с унификацией страны, принимаются только единогласно [7-12].

Сталин и его окружение понимали, что образование и наука представляли собой единую систему, от которой зависит воспроизводство чиновников и советской интеллигенции. Правящая элита старалась не только поставить все сферы «духовного производства» под свой контроль, но и воспитать особую разновидность ученых, всецело разделявших ее мораль, планы и мировоззрение. Сущность феномена «пролетарской науки» заключается в жестком централизованном политическом контроле науки системой партийной философии, которая претендовала на универсальность. Символ — «народный академик» Т.Д. Лысенко, представитель так называемой «пролетарской интеллигенции». Его научные работы не имели широкой известности, и поэтому он не оказывал особого влияния на научную мысль, но на формирование псевдонауки — да. Научное сообщество, оказавшееся в условиях, когда средства для осуществления научных проектов могло предоставить только государство, вынуждено было искать особые формы взаимоотношения с ним. Идейной формой часто

прикрывали откровенный карьеризм. Молодые пролетарские ученые-коммунисты считали, что партия будет руководить профессорами, т.е. руководить будут они. Они требовали, чтобы научные должности занимали коммунисты [1, 7, 10], например И. Презент. Он умел придать научной полемике характер обострившейся классовой борьбы. Его активный интерес к Н.И. Вавилову и другим генетикам проявился еще в 1931 г. Планы И. Презента были велики. Захват руководства биологическими обществами, проведение методических просмотров всех кафедр биологического профиля без исключения в вузах Ленинграда. Аргумент — профессора не ссылаются в своих работах и лекциях на партийные документы. Генетикам он инкриминирует «созерцательное отношение к природе...», т.е. нереволюционное. Деятельность Презента была направлена на сокрушение традиционных научных школ, он присоединился к критике Вавилова и добавляет к ней свою агрессию. Его раздражает, что ученые старшего поколения, на словах приняв диалектический материализм, продолжают заниматься прежними темами, используют методы мировой науки и не уступают место в руководстве, несмотря на их лысенковские и Презента и других безупречное социальное происхождение, партийность и знание марксизма [10]. В стране норма — перенос в науку политических лозунгов, отождествление научных концепции и политики. Результат — наука останавливалась в своем развитии, отставала как от требований жизни, так и от мирового уровня. Положение обострялось тем, что в СССР был только один вид финансирования науки — государственный. Наука попала в золотую клетку, благодаря финансированию государства. Отсюда же слепая, закрывающая на все глаза, вера граждан в Сталина, в то, что он знает, что делает. Из этих людей рекрутировался сталинский аппарат. Поэтому И.В. Сталин имел право и требовал получать в каждой области знания и государственного строительства угодные ему результаты, невзирая ни на какие пределы человеческих возможностей. Ситуация с наукой в стране резко поменялась в течение нескольких месяцев и в стиле гражданской войны началась борьба по вопросам биологии и прежде всего генетики.

Н.И. Вавилова критиковали за идею неизменности гена, которая отменяла перспективу переделки природы растений, животных и, главное, — человека в угодном партии направлении и масштабе [14-16].

Провалы и неудачи социально-экономической политики ВКП(б) в конце 20-х — начале 30-х гг. вынудили партийное руководство переложить вину за срывы темпов индустриализации и коллективизации на «вредителей» из числа «классовых врагов». Резкий спад сельскохозяйственного производства, голод привели к поиску виноватых в виде лидеров правого уклона в партии, фабрикации дел против научной и технической интеллигенции и т. д. А началось с поисков врагов — виноватых в провалах в экономике страны — процесса по делу «Шахтинское». Большая часть осужденных по Шахтинскому делу успешно работала в Донбассе и до 1917 г. Это авторы статей по горному делу, противники уравниловки в оплате. То, что процесс организован и результаты его детерминированы, можно судить по тому, что Сталин определил свои выводы еще до суда, 13 апреля 1928 г., на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК. Сталин сказал: «Шахтинское дело показывает, что мы плохо подбирали хозяйственные кадры. Теперь у нас есть свои кадры. Нет в мире таких крепостей, которые не могли взять трудящиеся, большевики (Аплодисменты.)».

Сразу после Шахтинского процесса в 1928 г. в стране были произведены массовые аресты среди работников Наркомата путей сообщения. Главных обвиняемых (Н.К. фон Мекка и А.Ф. Величко) не удалось подготовить к открытому процессу, аналогичному «шахтинскому», и они были расстреляны весной 1929 г. Очередные «гром-

кие» процессы готовились ОГПУ после арестов в 1930 г. в трех крупных группах специалистов. ОГПУ сфабриковало три антисоветских подпольных партии. Первая — «Промпартия» (на скамье подсудимых оказываются инженеры и профессора, ученые технических вузов, Л.К. Рамзин, В.А. Ларичев и др.), вторая, которая расширила «дело профессоров», — «Трудовая крестьянская партия» — известных аграрников, служивших в Наркомфине и Наркомземе (среди них оказались ученые, составляющие гордость отечественной и мировой науки: А. Чаянов, Н. Кондратьев,

А. Челинцев, Н. Макаров, Л. Юровский, А. Дояренко. А. Рыбников, Л. Литошенко, С. Чаянов, И. Леонтьев, А. Фабрикант, О. Хауке и многие другие), третья — «Союзное бюро ЦК РСДРП» — экономистов и плановиков, бывших членов партии меньшевиков, работавших в Госплане, ЦСУ и других хозяйственных и научных учреждениях (В.Г. Громан, Н.Н. Суханов-Гиммер и др.). А также «академическое» дело, сфабрикованное в 1929-1931 гг. по делу «Всемирного союза борьбы за возрождение свободной России», и «дело славистов» 1933-1934 гг.

Как свидетельствуют опубликованные письма И.В. Сталина, он не только внимательно следил за ходом следствия, но и указывал В.Р. Менжинскому, какие показания требуются от арестованных(Коммунист. 1990. № 11). Он писал, в частности: «...сделать одним из самых важных узловых пунктов новых (будущих) показаний верхушки ТКП, «Промпартии» и особенно Рамзина вопрос об интервенции и сроке интервенции... Если показания Рамзина получат подтверждение и конкретизацию в показаниях других обвиняемых (Громан, Ларичев, Кондратьев и Ко), то это будет серьезным успехом ОГПУ». Такие письма вдохновляли репрессивный аппарат. Го -товился новый открытый политический процесс. Сталин пытался привлечь к этому делу и М. Горького, но тот отказался... Другое письмо И.В. Сталина В.М. Молотову в начале сентября 1930 г.: «Разъяснение в печати «дела» Кондратьева целесообразно лишь в том случае, если мы намерены передать это «дело» в суд. Готовы ли мы к этому? Считаем ли нужным передать «дело» в суд? Пожалуй, трудно обойтись без суда. Между прочим: не думают ли гг. обвиняемые признать свои ошибки и порядочно оплевать себя политически, признав одновременно прочность соввласти и правильность метода коллективизации? Было бы недурно». Однако подумав (обвиняемые оказались крепкими), И.В. Сталин дал новую директиву: «Подождите с делом передачи в суд кондратьевского «дела». Это не совсем безопасно. В половине октября решим этот вопрос совместно. У меня есть некоторые соображения против». Можно предположить, что причиной отказа от публичного суда послужило мужественное поведение на следствии многих, в т.ч. Н.Д. Кондратьева, который, хотя и признал после пыток «прочность соввласти» и «правильность метода коллективизации», но отвел обвинения в подготовке интервенции. Сыграло свою роль и волна протестов видных западных деятелей науки, литературы и искусства (А. Эйнштейн, М. Планк, Г. Манн и др.) против гонений на советских ученых.

21 сентября 1931 В.Р. Менжинский утвердил обвинительное заключение по делу «Центрального Комитета контрреволюционной вредительской организации «Трудовая Крестьянская Партия». За арестованных по делу ТКП ходатайствовал академик Н.И. Вавилов. Они были многолетними друзьями и коллегами Н.И. Вавилова, он ходатайствовал об их освобождении, что вряд ли нравилось тем, кто был инициатором их преследований. Впоследствии это обстоятельство послужило в 1940 г. основанием для ареста и обвинения его в том, что он «является одним из руководителей антисоветской организации, именовавшейся ТКП». Следует отметить, что первым теоретиком концепции плана-прогноза, которая в настоящее время находит применение во многих странах в виде одной из сторон индикативного плани-

рования, был выдающийся экономист и профессор МСХА имени К.А Тимирязева Н.Д. Кондратьев. Зарождение современной теории прогнозирования и планирования приходится на начало 20-х гг. XX в., причем безусловный приоритет в ее развитии принадлежит России, в частности, в использовании в планировании «генетической» концепции, основоположниками которой считают Н.Д. Кондратьева, В. А. Базарова, автора исследования «К методологии перспективного планирования», В.Г. Громана (Основы перспективного плана развития сельского и лесного хозяйства). И только в последние десятилетия выдающиеся разработки российских аграрных экономистов начала XX в. возвращаются в свое Отечество.

Уникальной особенностью ученых этого центрального агарного вуза России всегда был комплексный подход к проблемам сельского хозяйства, анализ аграрной цивилизации, ее развития с естественно-научных позиций. По-видимому, они первые заложили основы представлений о сельском хозяйстве как о социобиологическом явлении. Так, А.В. Чаянов, известный в мире благодаря своим работам об устойчивости крестьянского хозяйства, кооперации и ряду других разработок в области аграрной экономики, ввел понятие о крестьянском хозяйстве как об элементарной единице аграрной цивилизации и показал механизмы его эволюции, важность политического контроля и коррекции его изменений. Одним из ключевых направлений его научной и практической деятельности было то, что в то время называлось общественной агрономией. Великий выпускник нашего вуза А.В. Чаянов полагал, что главная задача агронома — информационное обслуживание всех, участвующих в сельскохозяйственном производстве, в т.ч. принимающих решения о реформах в сельском хозяйстве. Он видел решающую роль консультаций крестьянских хозяйств в развитии всего сельского хозяйства России. По сути, А.В. Чаяновым закладывалась основа методов внедрения результатов научных исследований в практику сельского хозяйства, именно то, что остается недостаточно развитым и до сих пор, в т.ч. и из-за отсутствия целенаправленных программ обучения принципам такого информационного сопровождения. Неуспешность аграрных реформ России XIX-XX вв., прежде всего, обусловлена отсутствием специального института таких служб и соответственно относительной негибкостью отечественного аграрного образования.

В 30-е гг. внедрялись административные методы борьбы с неугодными направлениями науки. «Командные высоты» заняли наспех подготовленные представители партаппарата — будующей советской интеллигенции (выпускники института красной профессуры — ИКП). ИКП — «гордость» советской системы народного образования и ведущее учреждение по подготовке кадров партийных теоретиков, с одной стороны; «резерв юных партийных карьеристов», с другой. При организации набора рабочих в слушатели ИКП утверждалось, что способность к научной работе является необходимым, но не самым важным условием при отборе студентов. Решающими факторами оказывались партийный стаж, рекомендации партийных комитетов правительственных учреждений или отделов ЦК. С 1922 г. беспартийные в вуз не принимались. Репрессии — важнейший аргумент и часть революционного «прорыва» в науке при переходе к «плановой экономике». Отработанные на «буржуазных специалистах» технические приемы террора с середины 1930-х гг. будут применять не только к науке, но и по отношению к новым коммунистическим кадрам. Примером является «съезд победителей» — XVII съезд ВКП(б). Через три года Сталин элегантно превратил «съезд победителей» в съезд репрессированных: из 1966 участников уничтожена было более половины — 1108, из 139 членов и кандидатов в члены ЦК погибло 98. Чистят и партию. Принято решение ЦК ВКП (б) о про-

ведении проверки партийных документов у кандидатов и членов партии. Общество старых большевиков распущено, а также ликвидировано Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Открылась новая трагическая страница в истории нашей страны. Отбор и селекция представителей власти пошли по принципу личной преданности вождю. Широко шел процесс фальсификация истории, «систематическое стирание коллективной памяти», подмена ее мифотворчеством, чем занимались официальная пропаганда и идеологизированная литература.

В команду Сталина попадали в большинстве догматически настроенные, невежественные люди. Они готовы были выполнить любой приказ Сталина, что и делали. Наука также попала в сферу их интересов. Они вытеснили из руководства страны и науки самых талантливых деятелей и расправились с ними. Многие из выдающихся людей были арестованы, сосланы, а в годы «большого террора», при повторной зачистке, расстреляны. И это все проходило на фоне рапортов о хозяйственных и политических успехах. Одновременно шли политические процессы и работа над ошибками — кампания «покаяния» и «признания» ошибок. Гибель представителей партийной элиты Н.И. Бухарина, Н.П. Горбунова, А.И. Рыкова и других представителей ленинской гвардии усилила репрессирующую составляющую в науке. Все это имело пагубные последствия и нанесло такой урон нашей стране, что та, в конце концов, была разрушена.

Судьба Николая Ивановича, как теперь понятно, определилась в 1929 г. Год великого перелома стал для Вавилова зенитом его научно-организационной карьеры. В его Институте начинаются критические выступления членов собственной парторганизации и партийцев-аспирантов. Эти аспиранты искренне верили в свое историческое предназначение — возглавить научные исследования. Для этого они требовали чистки кадров, предоставления им руководящих должностей, ранее занимаемых специалистами. Не получая поддержки администрации, они сигнализировали в соответствующие места и органы, инициируя проверки и разбирательства с привлечением властных структур. Например, такие как А.В. Альбенский (известен тем, что травил царских специалистов ВИРа, добивался их замены партийцами), Н.А. Басова, Н. Гей -ликман, А.И. Лусс, Т.Г. Нестерович, Г.Н. Шлыков (активный сторонник Т.Д. Лысенко в ВИРе позднее) подключились к недоброжелателям Вавилова, подводя под его критику идеолого-политическую основу. Тех, кто был с ними не согласен, обвиняли в аполитичности. В результате жизнь вавиловского института и его руководителей превратилась в серию беспрерывных заседаний идейных партийцев и принятия ими резолюций, разоблачений и обращений в соответствующие органы. Шлыков предложил «на должности зав[едующих] отделений подобрать членов партии, не специалистов из рабочих», а М.В. Калашников — «коммунизировать наши отделения». Единственный, кто был против — управляющий делами ВИРа М.М. Ушаков, призывавший бережно относиться к специалистам, так как заменить их некем. В институте возникла проблема острейшего кадрового дефицита [10]. Вот в такую обстановку приходилось возвращаться Вавилову после командировок из-за границы. Сталинская модель организации науки работала. Но Вавилов продумал соответствующую тактику борьбы с ней. Она помогла ему выстоять и сохранить институт вплоть до ареста. Вавилов понимал, что Институту нанесен тяжелый ущерб. 7 октября 1931 г. он писал: «Эта (прошлая ныне) весна была не очень легка для специалистов. Устранено от заведования много специалистов. Часть была даже под арестом по обвинению в контрреволюции». В сентябре 1932 г., во время очередной командировки Н.И. Вавилова, были арестованы и высланы более 20 ведущих научных сотрудников ВИРа,

поддерживавших Н.И. Вавилова — Н.П. Авдулов, Н.П. Голубев, П.П. Зворыкин, Н.Д. Костецкий, Н.Н. Кулешов, Г.А. Левитский, А.Д. Лебедев, Н.А. Максимов,

В.В. Маркович, В.Е. Писарев, М.Г. Попов, Я.И. Проханов, В.В. Таланов, С.Ю. Шима-нович, Н.В. Чайковский, К.М. Чинго-Чингас и др.

Окончательно судьба Н.И. Вавилова решилась в Кремле в начале апреля 1935 г. До этого его активно третировали на всевозможных совещаниях, упрекали в том, что он занимается пустяками. Он стал «невыездным», был положен конец его зарубежным научным экспедициям и, что особенно важно, научным контактам. Наметившиеся негативные тенденции в отношении к Н.И. Вавилова все больше усугублялись. В марте 1935 г. на VII съезде Советов его лишили поста члена ЦИК. В феврале внезапно было отложено, а затем и отменено санкционированное еще в августе 1934 г. наркомом земледелия празднование 10-летнего юбилея ВИРа, а также чествование Н.И. Вавилова в связи с 25-летием его научной и общественной деятельности. И это было сделано тогда, когда уже была проведена большая подготовительная работа, оповещены советские и зарубежные учреждения, а многие ученые, а также журналисты специально приехали в Ленинград. Это было серьезным и неожиданным ударом. Не избрали его и в Ленинградский Совет. Николая Ивановича сняли с поста Президента ВАСХНИЛ, организации, которая была создана по его инициативе и при активном участии. Процедура была проста и прогнозируема. 27 марта 1935 г. на имя Сталина была направлена докладная записка в ЦК ВКП(б) вицепрезидента ВАСХНИЛ А.С. Бондаренко (выпускника Института красной профессуры) и парторга ВАСХНИЛ С. Климова, оказавшихся под влиянием Т.Д. Лысенко [17]. Суть доноса была проста. Это, во-первых, враждебность Николая Ивановича и других старых ученых к мероприятиям, исходившим от членов партии, работающих в ВАСХНИЛ, во-вторых, его выступления в защиту репрессированных коллег («горой стоит за вредителей»), в-третьих, его критика проверок, что тормозит научную работу и т.д. Так как донос прямо попал к Сталину и имел его пометки, ясно, что он был организован. На докладной записке Бондаренко и Климова имеется собственноручная надпись генсека: «членам ПБ. Ст.». В тот же день, 5 апреля, донос на академика разослали членам и кандидатам в члены Политбюро, а также будущему наркому внутренних дел Н.И. Ежову, который в это время был членом Оргбюро и секретарем ЦК, заместителем председателя КПК и заведующим промышленным отделом ЦК, курировавшим ВАСХНИЛ.

В доносе на Вавилова Сталин делает несколько карандашных подчеркиваний. Обращено внимание 1) на фразу о враждебном отношении «старых ученых» к деятельности членов ВКП(б), 2) на слова об активных выступлениях Вавилова в защиту коллег, обвиняемых во вредительстве. Донос послужил обоснованием для снятия Н.И. Вавилова с поста Президента ВАСХНИЛ. Как шла дискуссия на заседании высшей партийной инстанции, неизвестно. Вероятно, обсуждались различные варианты. Сошлись на одном — сместить Вавилова с поста Президента ВАСХНИЛ. Что и было сделано Постановлением Совнаркома от 4 июня 1935 года. Вавилов стал одним из вице-президентов ВАСХНИЛ вместе с Г.К. Мейстером и М.М. Завадовским. И оставался им до ареста — начала августа 1940 г.

Имеется несколько существенных причин снятия Вавилова с различных постов в стране, в т.ч. и с поста Президента: для Сталина и его команды Н.И. Вавилов был неприемлемой кандидатурой для сотрудничества, из-за происхождения, независимости мышления; общей «великой грамотности», широкой известности за рубежом; по причине защиты невиновных. Власть раздражали бесконечные ходатайства Николая Ивановича о невинно заключенных. «Особенно также броса-

лось в глаза то, — отмечал директор Института почвоведения и агрономоведения А.К. Запорожец (его тоже арестуют по тому же сфабрикованному делу, что и Вавилова, и расстреляют), — что при очередных приездах Вавилова в Москву, в Сельскохозяйственную Академию в период работы президентом Академии, к нему обыкновенно являлось большое количество лиц с просьбой о том, чтобы он походатайствовал за освобождение арестованных органами НКВД или об устройстве на работу отбывших срок наказания за антисоветскую деятельность. По этому поводу с Вавиловым я лично имел разговор и обращал его внимание на то, что его такие действия бросаются всем в глаза, однако, несмотря на это, Вавилов продолжает действовать в том же направлении» [17].

После доносов подвергся «чистке» не только Николай Иванович, но и сотрудники ВИРа — окружение Вавилова. В свете тяжких обвинений Бондаренко и Климова, а также писем сотрудников ОГПУ такое решение может показаться мягким. Чем это объяснялось? Сталин в силу специфики своей дооктябрьской партийной работы был осторожен в принятии своих решений. Вероятно, что убрать Вавилова в 1935 г., в преддверии «великого террора», без риска нанести вред сельскохозяйственным наукам и сельскому хозяйству, после голодомора, вызвать замешательство в среде биологов СССР и других стран, было невозможно. Вавилов был слишком известен, слишком крупной величиной в науке. Генсек не решался на арест и предпочел мягкий, пролонгированный вариант выражения своего недовольства, но «без снятия с крючка».

Наука превращалась в инструмент решения непосредственных, прикладных задач. Письма-доносы в органы, в газеты или выше в ЦК — приметы того и последующего времени. Они появлялись на свет отнюдь не спонтанно. Инициатива исходила, как правило, от аппарата ЦК ВКП (б), который направлял активность руководителей партийных организаций в нужное генсеку русло. Инакомыслие в науке не приветствовалось. Под прямым покровительством Сталина внедрялось убеждение о существовании «советской биологии», базировавшейся на передовых национальных традициях науки дореволюционной России. В связи с этим создавали идеологическую базу для политических вмешательств в науку, ярчайшим примером которых стал лы-сенкоизм — образец советской биологии, противостоящей буржуазной. Противники Н.И. Вавилова, в т.ч. и Лысенко, руководствовались политико-идеологическими и карьеристскими соображениями.

Т.Д. Лысенко целенаправлено завоевывал авторитет у партийного и государственного руководства СССР. Он, в отличие от Вавилова, импонировал Сталину своим крестьянским происхождением и обещанием в кратчайшие сроки поднять урожайность зерновых культур, вывести за два с половиной года, вместо 10-12 лет, новые сорта. Власти нужен был такой человек, который будучи представителем науки, понимал и отвечал запросам властей — активный, харизматичный и с политической амбицией. Таким человеком был Трофим Денисович Лысенко, создавший себе опорную базу в Одессе. Здесь формируется и группа его сторонников. Власть его нашла. Сталин находку одобрил. Вскоре лысенковцы, кроме Одессы, захватывают и Москву. Вавилову уже противостоят две властные силы: НКВД и Лысенко.

Политика везде. Это норма жизни. Политизированным был и II Всесоюзный съезд колхозников-ударников, состоявшийся 11-17 февраля 1935 г., который открыл путь к единовластию в науке Лысенко. В съезде участвуют ударники сельского хозяйства: председатели колхозов, бригадиры, звеньевые, мастера высокой продуктивности. Выступали самые знатные люди (более ста выступлений). От науки выступление одно — от «народного ученого» — Трофима Денисовича, сына простого крестьяни-

на, выучившегося на агронома, типичного сталинского выдвиженца, ставшего академиком Всеукраинской Академии наук, выступавшего по проблеме... яровизации. Само приглашение на встречу и разрешение выступить говорило о многом.

«Сын простого крестьянина» сумел использовать эту возможность для саморекламы — афиширования на всю страну результатов своей работы; верности и преданности Сталину. Не забыл при этом он сказать о главном, о том, чего от него ждали — о вредительстве в сельскохозяйственных науках, на что можно было списывать все недостатки и неудачи в стране, например, голодомор, старение оборудования и так далее. Говорил он и о начавшейся сразу после голодоморя «счастливой жизни» советского крестьянства в условиях колхозов. Воздал хвалу генсеку. Его речь содержала все то, что требовал тогда текущий момент, партия и правительство, что потом закономерно выльется в соответствующие Постановления. Вот и остается неизвестным до сих пор «кто виноват и что делать» — то ли партия, то ли первые ученики... Чувствовать намерения вышестоящих, угадывать их желания — это особое искусство и талант пролетарской науки. По этим маркерным признакам можно четко диагностировать до сих пор учеников Лысенко и их преемников — социальный отбор отличается пролонгированностью в ряду поколений. Маркерные признаки просты и их легко заметить — множество дипломов, постов; председательств на разных встречах; максимально возможное членство везде и всюду, причем за государственный счет, успешность финансирования. Выбор только своих в Академию (дочек, жен, зя-тей, родственников) и их непосредственное финансирование [16].

Лысенко как потенциально ценный кадр заслуживал поощрения, пример для подражания номенклатуре и журналистам. Сталин после выступления Лысенко последовательно выдвигает его и готовит к замене Н.И. Вавилова на всех постах, в том числе и в АН СССР. Об этом свидетельствует то, что именно Лысенко займет место директора института, президиума АН, Президента ВАСХНИЛ вместо Н. И. Вавилова.

Речь Лысенко на съезде стала классической для его последователей. Он начал ее с освещения проблем яровизации и упоминания о десятках тысяч колхозов, якобы вовлеченных в «практическую науку». «В нашей советской сельскохозяйственной науке день за днем развивается коллективность в работе, — говорил он. Растет связь теории с практикой. Но все ли мы, товарищи, сделали, что тут можно было сделать?» — вопрошал и сам себе отвечал. Его речь стандартна для того времени. Но Лысенко уже придумал ход, которым собирался покорить генсека. Он надумал прилюдно обвинить тех, кто критиковал его, в попытке отбросить его работу не потому, что она научно слабая и недоработанная, а потому, что критики-вредители были «классовыми врагами» таких вот крестьянских, колхозных ученых, каковым является он, академик из народа. Сталин — хороший режиссер, ему нужен повод приструнить науку, Лысенко его пожелание выполнил.

«Товарищи, — заявил он, — ведь вредители-кулаки встречаются не только в вашей колхозной жизни. Вы их по колхозам хорошо знаете. Но не менее они опасны, не менее закляты и для науки. Немало пришлось кровушки попортить в защите, во всяческих спорах с так называемыми «учеными» по поводу яровизации, в борьбе за ее создание, немало ударов пришлось выдержать в практике... И в ученом мире, и не в ученом мире классовый враг — всегда враг, ученый он или нет. Вот, товарищи, как мы выходили с этим делом. Колхозный строй вытянул это дело. На основе единственно научной методологии, единственно научного руководства, которому нас ежедневно учит товарищ Сталин, это дело вытянуто и вытягивается колхозами...». Очевидно, что трансформация спора вокруг «яровизации» в борьбу с мнимыми «клас-

совыми врагами» представляла собой попытку запугивания и истребления научных противников и этот путь на много лет задержал выяснение истинного положения в разрабатываемой проблеме и отбросил страну на много лет назад [11, 13, 16].

Политический донос на своих коллег, который всегда своевременен и нужен и необходим при государственном финансировании науки, естественно, вызвал бурю восторга. Зал разразился аплодисментами. «Многие ученые говорили, что колхозники не втянуты в работу по генетике и селекции, потому что это очень сложное дело, для этого необходимо окончить институт. Но это не так. Вопросы селекции и генетики ставятся теперь по-иному. Сейчас,

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты