Спросить
Войти

Трансформация советской политической элиты

Автор: указан в статье

Трансформация советской

политической элиты

Лапина Н. Ю.

Крушение системы государственного социализма в СССР сопровождалось сломом партийного государства и носителя его власти — номенклатуры. Однако в советском обществе, где власть и политика были сконцентрированы в руках правящей партии, альтернативная политическая элита возникнуть не могла. Следовательно, не было силы, способной заменить или вытеснить элиту советского времени. В этой связи перед исследователем возникает ряд вопросов. Какую роль советская политическая элита сыграла в крушении породившего ее режима? Каковы механизмы социальной адаптации советской политической элиты в постсоветском обществе? Какую роль элита советского времени играет в формировании новых политических и экономических институтов?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы обратились к изучению ядра советской партийно-государственной элиты — элите политической. Под политической элитой мы понимаем соци-

Со Лапина Наталья Юрьевна —

доктор политических наук, веду-^ щий научный сотрудник Инсти-

альную группу, представители которой занимают центральные позиции в системе власти, обладают правом принятия решений и контролируют их исполнение. В рамках советской политической системы политическая элита не только принимала и исполняла решения стратегического характера, но и осуществляла контроль и управление над другими группами элиты. В качестве исследуемого сегмента политической элиты нами был избран аппарат ЦК КПСС. Его сотрудники

112

тута научной информации по общественным наукам (г. Москва).

1/2005

не обладали легитимностью избранных партийных руководителей, а были чиновниками на службе у партии. Но по сути дела именно в недрах центрального партийного аппарата вырабатывались стратегические направления внешней и внутренней политики советского государства.

Социологическое исследование проводилось среди бывших сотрудников Международного отдела ЦК КПСС (далее МО). Этот выбор связан с особым местом, которое МО занимал в аппарате ЦК. Именно в этом отделе наблюдалась наибольшая концентрация «модернистов» — сторонников реформирования советского общества. Изучение «передового» и «просвещенного» отряда партийных чиновников дает возможность лучше понять, до какого предела центральный партийный аппарат был готов идти на перемены, и как ориентация на модернизацию сочеталась у него с охранительными функциями. В основу изучения советской партийной элиты положена мысль о том, что ее представители обладали определенными видами капитала1, которые им удалось сохранить или кон-

вертировать при переходе от одной модели общественного развития к другой.

Процесс социальной трансформации элитного слоя в условиях пост-коммунистического развития хорошо изучен на примере стран Восточной Европы. Разработкой этой темы занимаются И. Василевский и Я. Станис-ски в Польше, И. Селени и Э. Шалаи в Венгрии, Ж. Минк и Ж.-Ш. Шурен во Франции2. В России исследования, посвященные советской номенклатуре и проблеме ее трансформации в постсоветском обществе, проводятся О. В. Крыштановской. В зависимости от поставленных задач социологами используются различные научные методы и подходы. Макроисследования. в ходе которых опрашивается большое число респондентов, позволяют воссоздать картину общих сдвигов и тенденций внутри элитного слоя и составляющих его групп, степень их обновления за счет новых элементов, уровень воспроизводства старых элит. Такая крупномасштабная картина была получена участниками научного проекта, реализованного в 1992-1993 гг. под руководством Ж. Д. Треймана и И. Селе-

1 Под капиталом понимается набор экономических и социальных условий, которыми располагает элитная группа или ее отдельные представители (Бурдье П. Социология политики. — М., 1993). Виды капитала различаются: под политическим капиталом понимаются властные полномочия, связанные с социальным статусом, должностью, местом в социальной иерархии; под культурным — образовательный и профессиональный уровень представителей элиты; под социальным — доступ к информации, людям, принимающим решения, личные и семейные связи; под символическим — престиж и репутация.
2 MinkG. Les mysteres de I’acteur invisible. Remarques sur I’hypothese du retour des communistes

en Europe Centrale et orientale // Cahers intern. de sociologie. — P., 1993. Vol. 95. P. 417-433; Cet etrange post-communisme. Rupture et transitions en Europe centrale et orientale / Sous la direction de Mink G. et Szurec J. — Ch. P.: Presses de CNRS, 1992. 420 p.; WasilewskyJ. Social destination of the nomenklatura. — Рукопись; Wesolowki W. The Significance of Political Elites in Post-Communist Poland. Texte inedit, presente а la conference franco-britannique CNRS-ESRC sur les elites postcommunistes — Paris, 1991. 20 p.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

113
1/2005

и м OS

83S

Ж О | М W <§ >*Е £

114

ни в ряде стран Восточной Европы. В России в рамках этого исследования методом формализованных интервью по репрезентативной выборке было опрошено 1812 респондентов, половина из которых представляла советскую государственно-партийную элиту конца 80-х годов, а другая половина — современную экономическую и политическую элиту3.

Другие методы предполагают сужение исследуемого пространства при условии более глубинного погружения в социальную материю. К ним может быть отнесено изучение биографий представителей элиты. Этот метод использовался немецким ученым Э. Шнайдером, а также российско-английским коллективом под руководством Д. Лейна для исследования изменений в составе советской политической элиты4. Особое внимание ученые уделили обновлению элитного корпуса в годы перестройки. Биографический метод в социологии находится на пересечении социального и индивидуального. Изучение личных и коллективных биографий представителей элиты позволяет воспроизвести социально-историческую реальность, условия, в которых действует индивид или группа лиц, обладающих властными полномочиями. Одновременно с этим анализ биографий дает представление об индивидуальных стратегиях, личном выборе и мотивах поведения отдельно взятых людей. Использование биографического ме-

тода при изучении недавнего советского прошлого и нынешней социальной реальности представляет, на наш взгляд, особый интерес, поскольку микроисследования применительно к элитным слоям в России проводятся крайне редко.

В основу настоящего исследования положены индивидуальные интервью с бывшими сотрудниками Международного отдела ЦК КПСС (далее МО) продолжительностью 1,5-2 часа каждое. В отличие от формализованных интервью, где предполагаемый перечень ответов заранее ограничен, полуструктурированное интервью позволяет сочетать заданные социологом установки (крупные блоки-темы) со свободным повествованием респондента. Полученные индивидуальные портреты мы стремились «вписать» в организационные структуры, в рамках которых представители советской политической элиты действовали в прошлом и продолжают действовать в настоящем. Наряду с ответами на поставленные вопросы интервьюируемые выступали в качестве экспертов, давая оценку историческим и политическим событиям, участниками которых они являлись.

Выборка исследования. Было решено провести двадцать индивидуальных интервью с бывшими сотрудниками МО. При составлении социологической выборки на первом этапе с помощью экспертов из числа бывших сотрудников отдела был получен спи-

Ершова Н. С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Т. И. Заславской, Л. А. Арутю-нян. — М., 1994. С. 151-155.

Lane D. Soviet elites, monolitic or polyarchic? Russia in flux / Ed. by D. Lane. — L., 1992. P. 2-59.

1/2005
4

сок ответственных работников МО5 и составлено пятьдесят кратких биографий с указанием года рождения, образования, профессионального опыта, времени начала работы в центральном партийном аппарате, продвижения по карьерной лестнице и характера деятельности после событий августа 1991 г. На втором этапе из указанных пятидесяти «кандидатов» было отобрано двадцать. Отбор проводился по трем критериям. Во-первых, по уровню ответственности и степени влияния человека на принятие решений в

советской политической системе. Включив в список почти всех бывших руководителей МО, мы стремились повысить в выборке представительство лиц, непосредственно участвовавших в подготовке партийных решений. Во-вторых, «кандидаты» отбирались с учетом возрастных характеристик с тем, чтобы в выборке были представлены различные поколения сотрудников отдела. В-третьих, отбор велся с учетом различных моделей социальной адаптации в постсоветское время.

Международный отдел ЦК: основные функции и направления деятельности

Функции Международного отдела в целом можно подразделить на политические, идеологические и аппаратноорганизационные. Политическими они были в той части, где имели прямое отношение к выработке внешней политики и реализации решений в этой области. До начала перестройки МО во внутриполитической борьбе большой роли не играл, поскольку основную политическую нагрузку несли другие отделы ЦК, прежде всего Отдел партийно-организационной работы, ведавший подбором партийных кадров, и Общий отдел или канцелярия аппарата ЦК.

В МО вырабатывалось идеологическое обоснование внешней политики СССР, готовились соответствующие разделы в документах партийных пленумов и съездов. К идеологическим

функциям МО может быть также отнесено разъяснение братским партиям внешнеполитических позиций советского руководства и «продвижение» советской культуры и марксистской идеологии за рубежом.

В организационном плане МО курировал деятельность общественных организаций, которые поддерживали контакты с зарубежными странами, в том числе Союза обществ дружбы, Комитета защиты мира, Комитета за безопасность и сотрудничество в Европе, Комитета советских женщин, Комитета ветеранов войны, Комитета солидарности с народами Азии и Африки, а также Комитета молодежных организаций. Руководители этих организаций являлись номенклатурой МО.

5 В аппарате ЦК КПСС к ответственным сотрудникам относился весь нетехнический персонал, начиная с референтов и инструкторов и заканчивая заведующими отделов.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

115
1/2005

У МО были и свои специфические аппаратные функции. Здесь готовились выступления и предложения, которые затем выносились руководством отдела на Секретариат ЦК. В этом смысле работники МО составляли «круг поддержки» руководителя, а от их профес-

сионального уровня зависел рейтинг руководства отдела в высшей партийной иерархии. Поскольку профессиональные качества работников имели политическое значение, кадровый отбор в аппарат ЦК проводился особенно тщательно.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

116
1/2005

Критерии отбора и кадровый состав МО

В разных политических системах критерии формирования элитного слоя различаются. В открытых демократических обществах основную роль при подборе представителей элиты играют их профессиональные и образовательные качества. В советской политической системе основными критериями назначения на ответственные посты были лояльность к существующей власти, преданность вождю и доктрине, безоговорочное соблюдение правил партийных отношений.

Все опрошенные отмечали, что основным критерием подбора кадров в МО были высокие профессиональные качества. Однако участники исследования по-разному интерпретировали это понятие. Консультанты МО, занимавшиеся теоретическими разработками, и руководители отдела, в компетенцию которых входила выработка стратегических решений, под профессионализмом международника понимают способность оценивать и прогнозировать внешнеполитическую ситуацию. Референты, работавшие на региональных направлениях, оценивают профессионализм функционально как умение перевести и запротоколировать беседу, написать записку,

подготовить текст заявления или открытого письма по конкретному вопросу.

Слово «профессионалы» постоянно звучало в ходе наших интервью. Именно так сотрудники МО оценивают самих себя и своих коллег. Для большинства из них профессионализм является основным способом самоидентификации. Сегодня, когда эти люди уже утратили власть и более не входят в политическую элиту, понятие «профессионал» в их интерпретации приобретает ярко выраженную политическую окраску. Подчеркивая высокий профессиональный уровень МО, его бывшие сотрудники делают акцент на том, что сегодня к власти в России пришли «непрофессионалы».

Не ставя под сомнение профессионализм опрошенных, отметим, что их высокая самооценка, а также оценка способностей коллег является типичным проявлением профессиональной корпоративной солидарности. Как любая корпорация, МО по отношению к своим членам выполнял функцию «защиты» от внешней и внутренней конкуренции. О том, что сотрудники отдела критически относились к другим группам международников и, в частности, к

работникам МИД, выше уже говорилось. Тем не менее применительно к своим коллегам по работе все опрошенные проявляли исключительную лояльность, избегая говорить о неспособных, тех, кто работу «не тянул». Мало кто в разговоре затрагивал и вопрос о том, что находившиеся на службе партии профессионалы были вынуждены принимать решения, исходя не из профессиональных, но политических соображений. В большинстве интервью лояльность по отношению к своей прошлой профессиональнополитической деятельности приобретает форму оправдания. Чаще всего участники исследования аргументируют свою позицию тем, что в аппарате ЦК МО выполнял роль своеобразного «амортизатора» и смягчал жесткую линию высшего партийного руководства.

При подборе кадров для МО были приняты два критерия. Первый — профессиональный. В соответствии с ним на работу в отдел принимали специалистов, успевших проявить свои профессиональные качества. Второй — политический, означавший, что кандидат прошел специальную партийноидеологическую проверку. В МО были отработаны две модели рекрутирования кадров. Первая модель сложилась в 60-е годы, когда в качестве «предбанника» МО использовался издававшийся в Праге журнал «Проблемы мира и социализма». Через редакцию этого журнала, где вместе работали коммунисты разных стран, прошли многие сотрудники МО набора 1962-1966 гг., в том числе четверо — из опрошенных нами. В 1970-1980-е гг. круг организаций, проводивших «обкатку» кадров, расширился, а главное — в эти годы

центральный партийный аппарат принял на вооружение западную модель «выращивания» собственных кадров.

Аппаратная модель формирования кадров предполагала их подготовку в общественных организациях, напрямую сотрудничавших с МО. Кузницей кадров для Международного отдела стали такие организации как Комитет молодежных организаций при ЦК ВЛКСМ, Комитет защиты мира, Международный Красный крест. Для молодых карь-ерно ориентированных и честолюбивых людей работа в этих организациях являлась своеобразной проверкой, предварявшей их продвижение в верхний элитный слой. «Выращивание» своих кадров, как считает один из ответственных сотрудников МО, который до своего поступления в аппарат ЦК прошел путь от референта до заместителя председателя КМО, было эффективным средством проведения кадровой политики. С молодых лет люди, ориентированные на социальное продвижение, попадали в околоэлитное окружение, проникались правилами игры, принятыми в системе, учились жить и работать в ней. К моменту назначения на ответственный пост в аппарате ЦК это были политически и профессионально сформированные кадры, способные выполнять возложенные на них функции.

В годы перестройки принципы комплектования кадров центрального партийного аппарата стали менее жесткими. Все чаще кандидатов на ответственные должности стали приглашать напрямую, без предварительной политико-идеологической «проверки» в промежуточных инстанциях. В период с 1985 по 1991 гг. МО пополнился

ы м 05

нС О | мСг §

117
1/2005

сотрудниками таких организаций как МИД, КГБ, Академия Наук СССР. Изменение принципов комплектования партийных кадров способствовало разрушению номенклатурной системы еще до того, как она прекратила свое существование.

Представленные в нашей выборке сотрудники МО принадлежат к трем поколениям. Представители первого стояли у истоков создания МО и при-

шли работать в отдел в середине 60-х гг Участие в войне придавало им особый «вес» и было одним из условий продвижения наверх. В настоящее время этим людям около 70 лет. Второе поколение представлено работниками, поступившими в аппарат ЦК в 80-е годы. Сегодня им от 50 до 60 лет. Третье поколение пришло на работу в ЦК на волне перестройки, они образуют возрастную группу 40-50-летних.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

118
1/2005

Пути в элиту

Общество создает условия воспитания и воспроизводства элиты. В демократическом открытом обществе действует система воспитания и воспроизводства элит — политической, экономической, интеллектуальной, которая обеспечивает приток в элитный слой новых кадров. В замкнутом обществе возможность обновления элиты ограничена, в нем отсутствует подлинная конкуренция. Одной из задач исследования было выявление конкретных путей социального продвижения применительно к изучаемой группе.

Большинство опрошенных сотрудников МО родились в Москве и по своему социальному происхождению принадлежат к советской интеллигенции. Основная часть опрошенных родились в неноменклатурных семьях, и лишь несколько человек по факту рождения могут быть отнесены к элитному слою. Все они получили образование в таких лучших учебных заведениях СССР, как МГУ им. Ломоносова, Московский институт международных отношений (МГИМО), Институт ино-

странных языков им. М. Тореза. В аппарате ЦК такие социальные характеристики, как факт рождения в столице, наличие диплома о гуманитарном образовании и обучение в престижном столичном вузе являлись отличительной чертой «профессионалов». Большинство «партийных бонз» были выходцами из провинции и имели дипломы об окончании либо Высшей партийной школы, либо технических или сельскохозяйственных институтов. Учитывая возраст участников исследования, можно утверждать, что их поступление в вуз состоялось еще до того, как указанные институты превратились в закрытые элитарные учебные заведения. Характерно и то, что первое поколение сотрудников МО формировалось на базе разных вузов, а второе и третье — преимущественно на базе МГИМО. По мере того как в 70-е годы расширились властные полномочия МИДа, МГИМО, находящийся в непосредственном подчинении Министерства, практически монополизировал подготовку кадров международников.

Большинство сотрудников МО перешли на работу в аппарат ЦК в возрасте 34-39 лет. При рекомендации на ответственную партийную должность работал, по выражению одного из опрошенных, «механизм передачи информации о способных людях». Этот механизм приводил в движение всю цепочку, а начальник отдела или сектора, как правило, подбирал сотрудников «под себя». В партийном аппарате карьеры делались коллективно, а продвижение наверх чаще всего было результатом усилий группы, а не одного, пусть и талантливого человека.

Процедура подбора и назначения ответственных сотрудников в МО была следующей. Каждый сектор подбирал себе сотрудников сам. Кандидата представляли сначала заместителю заведующего, курировавшему данное направление, а затем заведующему отделом. Если кандидатура была ими одобрена, соискателя представляли секретарю ЦК, курировавшему международные связи КПСС. Назначение на должность оформлялось решением Секретариата ЦК.

Порядок, при котором семейные связи «не работали», представляется опрошенным основной особенностью комплектования кадров партийного аппарата. В советской политической системе партийные структуры обеспечивали статусное продвижение представителей низших социальных слоев, а в партийных органах делались карьеры представителей первого поколения советской элиты. В этом отношении партийная структура функционировала по иным правилам, чем государственно-бюрократическая машина, поступление и карьерное про-

движение в которой в значительной степени зависело от социального капитала семьи. Сами опрошенные такой порядок объясняют по-разному. Одни говорят о том, что кадры для центрального партийного аппарата отбирались «по политическим и деловым качествам». Тем самым аппарат ЦК якобы стремился «сохранить верность старым большевистским традициям». Другие обращают внимание на высокие профессиональные требования, которые предъявляла к человеку работа в центральном партийном аппарате. Третьи склонны полагать, что отсутствие принципа семейственности в ЦК было связано с нежеланием руководителя отдела, чаще всего прошедшего непростой путь «наверх» из самых социальных низов, принимать на работу сына или дочь высокопоставленного чиновника, которые могли бы пытаться влиять на свое руководство по собственным «семейным каналам».

При рекрутировании в центральный партийный аппарат представителей группы «профессионалов» к кандидатам предъявлялись жесткие профессиональные и политические требования, а базовым условием социального продвижения был профессиональный капитал. В сегменте политической элиты, представленном «партийными бонзами», а также по мере продвижения по иерархической лестнице «вес» политических требований возрастал. На более высоких ступенях партийной иерархии основным механизмом социального продвижения становился социальный капитал в виде личных связей либо принадлежности к партийному клану.

ы м 05

83§

нС О | мСг §

119
1/2005

и м 05

83§

Ж О | м£Г <§ >*Е §

120

Высшая партийная элита СССР, как полагают участники исследования, состояла из замкнутого слоя, в нее входили люди, «непрерывно крутившиеся на одних и тех же должностях». Именно поэтому некоторые из респондентов испытывали острое ощущение «пределов» социального роста в рамках центрального партийного аппарата.

В советской системе механизм социального продвижения был тщательно отлажен. Одной из его особенностей была плавность: в центральном партийном аппарате не практиковалось «перескакивание через ступеньки», которое воспринималось как неуважение к старшим и более опытным товарищам. Другой особенностью продвижения в рамках аппарата ЦК была последовательность назначений. За десятилетия существования МО в отделе был отработан определенный порядок. В соответствии с ним руководитель группы консультантов небольшого самостоятельного подразделения, занимавшегося теоретическими разработками, со временем, как правило, становился первым заместителем заведующего; референт, занимавшийся Францией, был кандидатом на должность заведующего сектором Западной Европы, а заведующий этим сектором со временем становился одним из заместителей заведующего МО.

Аппарат ЦК отличался высокой стабильностью кадров. Пять из опрошенных нами сотрудников МО проработали в отделе около 30, другие 1015 лет. Поскольку отбор кадров в центральный партийный аппарат велся в соответствии с очень жесткими требованиями, отсев был минимален. За годы существования отдела из него

было уволено всего несколько человек. В отношении своих функционеров правящая партия выступала в качестве гаранта и покровителя, а «взяв человека на работу, заботилась о нем до самой смерти». Принцип неотчуждаемости от элиты действовал во всех слоях номенклатурной иерархии, и даже в случае увольнения неспособного или проштрафившегося чиновника партия находила ему достойное место в государственном аппарате. Сотрудников отдела, которые «уставали» от напряженной работы в ЦК или переставали справляться со своими обязанностями, переводили на работу в МИД или за рубеж. Как правило, переход из партийной структуры в государственное ведомство рассматривался партийным руководством как «предоставление отдыха», переход на более щадящий режим.

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов.

1) Советская политическая элита рекрутировалась из различных социальных слоев, а ее члены в основном являлись представителями первого элитного поколения.
2) Советская политическая элита представляла собой корпорацию, мощное монолитное образование, в рамках которого действовали определенные достаточно жесткие правила.
3) Изучение этого социального образования изнутри свидетельствует о том, что различные сегменты и разные уровни жестко структурированной и иерархической пирамиды подчинялись действию неодинаковых законов. Высший партийный слой был представлен «кастой несменяемых». В отличие от высшей поли-
1/2005

тической элиты, средний уровень партийно-аппаратной иерархии, представленный функциональной группой «профессионалов», не был полностью замкнутым слоем. При-

мер МО свидетельствует о том, что рекрутирование в него обеспечивалось из профессионального слоя специалистов-международников.

Аппарат ЦК в годы перестройки

Приход к власти М. Горбачева был в целом положительно воспринят советской политической элитой. «Ожидание перемен, — говорит один из участников исследования, — было у многих, люди осознавали, что что-то делать надо». В задачи нашего исследования не входил анализ политических событий в годы перестройки. Напомним лишь, что в раннем романтическом варианте перестройка была попыткой усовершенствовать социалистическое общество, а пришедший к власти в 1985 г. новый лидер исходил из мысли, что это общество можно преобразовать путем постепенных изменений. В середине 80-х годов реформы только начинались, в обществе и в кругу прогрессивно мыслящей политической элиты они вызвали большой энтузиазм. Именно так опрошенные характеризовали реакцию МО и его сотрудников на приход к власти М. Горбачева. Многие из них уже были знакомы с ним, вместе бывали в заграничных командировках, участвовали в переговорах. В первые годы перестройки МО явился той структурой центрального партийного

аппарата, на которую новый генеральный секретарь КПСС смог опереться. Именно из этого отдела вышли помощники генерального секретаря, а позже первого президента СССР — В. Загла-дин, А. Черняев, Г. Шахназаров. Эти люди стали идеологами преобразований, им принадлежали многие из идей, выдвинутых в перестроечные годы («социализм с человеческим лицом», идея гласности, концепция «общечеловеческих ценностей»).

Демократические веяния, как отмечали все опрошенные, очень быстро сказались на деятельности центрального партийного аппарата. Теперь его работники более открыто обсуждали общественно-политические проблемы и высказывали собственные суждения. Более демократичными стали отношения между «верхами» и «низами»6, на руководящие посты стали выдвигать молодых. Кадровый состав аппарата в целом и Международного отдела, в частности, обновился за счет профессионалов, которые стали приходить из различных ведомств. Качественно изменился характер работы.

6 Один из опрошенных признался, что за одиннадцать лет работы в МО он ни разу не был на приеме у заведующего отделом и по всем вопросам обращался к заведующему сектором. Новый заведующий МО, сменивший Б. Н. Пономарева на этой должности, регулярно принимал сотрудников и обсуждал с ними все острые проблемы.

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

121
1/2005

и м 05

83

Ж О і м£Г <§ «5 >*Е §

122

М. Горбачева, как правило, интересовал не просто объем информации: от сотрудников аппарата он требовал аналитических материалов и политических прогнозов. В первые перестроечные годы активизировалась внешнеполитическая деятельность КПСС: лидер часто выезжал за границу и принимал множество иностранных делегаций. Все участвовавшие в исследовании сотрудники МО ЦК отмечали, что во второй половине 80-х годов объем работы резко возрос и работать стало более интересно.

Перестройка изменила расстановку сил в аппарате ЦК. Международный отдел, до этого не игравший большой роли в политической борьбе, выдвинулся благодаря своей близости к лидеру и стал своего рода «лабораторией перестройки». 1985-1988 гг. стали звездным часом в истории МО. Все опрошенные отмечали, что в эти годы испытывали особый подъем, у них было чувство, что к их мнению «прислушиваются». А главное, все они ощущали «свою причастность к большому делу». Однако отношения М. Горбачева с центральным партийным аппаратом и МО как его структурой не оставались неизменными. В них можно выделить два периода, которые совпадают с основными событиями общественно-политической жизни страны.

Первый период укладывается во временные рамки 1985-1988 гг. Он начался с приходом М. Горбачева к власти и закончился проведением в СССР реформы политической системы. На

этом этапе реформаторам удалось достичь согласия, во-первых, с классом номенклатуры в целом и, во-вторых, с консерваторами в руководстве КПСС. Этот компромисс стал возможен, поскольку в самом начале перестройка не затрагивала властные позиции советского правящего класса и мыслилась как творческое переосмысление социализма. Умеренность реформаторов на этом этапе позволила нейтрализовать потенциальных противников преобразований, пока они еще были сильны, и помогла сторонникам реформ удержаться у власти. Тот факт, что в 1985-1988 гг. партийный аппарат не препятствовал осуществлению начатых в стране реформ, большинство опрошенных связывало с тем, что основная масса партийных руководителей, привыкшая к аппаратным играм, не поняла сути происходящего. Аппарат оставался лоялен по отношению к М. Горбачеву и его ближайшему окружению и тогда, когда была провозглашена идея гласности, и тогда, когда в СССР были предприняты экономические реформы7. Поворотным моментом стала реформа политической системы.

Реформа политической системы сопровождалась реорганизацией партийного аппарата. До октября 1988 г. в аппарате ЦК существовало 20 отделов, с октября 1989 г. их осталось всего 10: отраслевые отделы были ликвидированы, другие преобразованы. Структурная перестройка затронула и МО — два международных отдела были слиты в

7 В 1986 г. в СССР был принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», а с лета 1988 г. вступил в силу закон «О кооперации в СССР», открывшие путь частнопредпринимательской деятельности.
1/2005

один,численность сотрудников сократилась на 30 процентов, многие были вынуждены уйти на пенсию. Но главное состояло в том, что центральный партийный аппарат, а вместе с ним и Международный отдел начал терять властные позиции и практически отстранялся от принятия решений.

В 1989-1991 гг. аппарат потерял веру в лидера, а сам лидер попытался опереться на новые непартийные силы и институты власти. С этого момента как святая святых советской системы — власть правящей партии — была поставлена под сомнение, консенсус между реформаторами и номенклатурой, с одной стороны, и реформаторами и консерваторами, с другой, распался. Отныне центральный партийный аппарат дистанцировался от М. Горбачева. Исключение составила лишь горстка сотрудников МО, которая осталась преданной вождю-реформа-тору и продолжала работать с ним.

В разрыве М. Горбачева с его потенциальными союзниками в партийном аппарате большинство опрошенных видят основную причину неудач перестройки. «Тактически, — говорит один из участников исследования, — это было неверно. Команду едино-

мышленников надо формировать, а Горбачев пошел по пути избиения своего собственного тыла. Безрассудно думать, что тебя поддержит внешнее окружение — оно тебя сдаст». Действительно, М. Горбачеву так и не удалось сформировать собственную команду. Лидер-реформатор отказался от советского принципа формирования родственно-дружеских кланов и попытался подобрать свое окружение, как это делается на Западе, по идейному принципу. В рамках советской системы эта логика не сработала: уже на первом съезде народных депутатов демократическая интеллигенция дезавуировала «прораба» перестройки и перешла к нему в оппозицию.

Признавая обоснованность критики в адрес М. Горбачева, добавим, что попытки проведения реформаторски настроенным партийным руководством изменений «сверху» были обречены. В тот момент, когда партия утратила свои властные функции, система партийногосударственного управления разрушилась. Основной итог второго и последнего этапа перестройки состоял в том, что реформы вышли из-под партийнобюрократического контроля, а эволюция переросла в революцию.

Трансформация советской политической элиты и стратегии ее социальной адаптации

По мере отстранения партии от власти советская элита стала терять свой политический капитал. Одновременно с этим ее представители, до сих пор находившиеся под бдительным конт-

ролем и опекой партии, впервые почувствовали себя независимыми субъектами и предприняли попытку самостоятельного выхода из кризисной ситуации. Это привело к возникновению

и м 05

Ж О | м£Г <§ «5 >*Е §

124

центробежных тенденций внутри партийного аппарата. Как говорилось выше, в советской системе самостоятельный уход из аппарата ЦК был явлением редким. С 1990 г., как отмечали все опрошенные, люди начали покидать аппарат ЦК КПСС. Советская элита теряла свой политический капитал постепенно, поэтому процесс ее социального перерождения растянулся во времени.

В процессе трансформации советской политической элиты можно выделить два периода. На первом этапе (1988 - август 1991 г.) происходило скрытое разрушение советской номенклатуры (от самого принципа номенклатурных назначений партия отказалась в 1990 г.). Этот процесс развивался по мере того, как партия теряла власть, а представители партийной элиты самостоятельно осваивали новые сферы деятельности. Второй период начался в августе 1991 г., когда КПСС была полностью отстранена от власти. На сессии ВС РСФСР деятельность КПСС была приостановлена, а 6 ноября 1991 г. запрещена. В августе 1991 г. партийный сегмент советской элиты, представленный ответственными работниками организаций КПСС разного уровня, ушел с политической арены, и начался бурный процесс образования новой, теперь уже российской элиты.

Адаптация представителей советской политической элиты к новым общественным реалиям происходила по-разному. Выделяются три стратегии социальной адаптации: экономическая, политическая, профессиональная.

Экономическая стратегия предполагает сохранение социального статуса и профессиональной активности

за счет конверсии политического капитала в капитал экономический. Многие представители советской элиты избрали этот путь еще до событий 1991 г., когда в 1987-1988 гг. в СССР стали возникать первые частные предприятия и формироваться рыночные отношения. Вспоминая эти годы, один из участников исследования говорит: «Люди стали уходить из аппарата ЦК, так как перед ними открылись новые жизненные возможности, которых раньше не существовало. Многие создали собственные СП. Мне было 42 года, самое время заняться новым делом. Было чувство, что это единственное неиспробованное дело. У меня это был сознательный выбор».

Немалую роль в выборе экономической стратегии сыграл и тот факт, что в обществе, в котором заработали рыночные механизмы, деньги приобрели рыночную стоимость и стали обеспечивать людям то, что в прошлом они могли получить только через централизованную распределительную систему. «Уходя в коммерческую структуру, человек терял привилегии, но получал экономическую свободу», — говорит один из опрошенных, сделавший этот выбор. Рыночные отношения подорвали систему государственного социализма изнутри, а привилегии перестали выполнять функцию социальной интеграции. Одними из первых представители советской номенклатуры поняли, что в условиях частного бизнеса они смогут жить еще лучше, чем с обкомовскими или цековскими пайками.

Из двадцати человек, принявших участие в исследовании, трое создали свои собственные предприятия. Ра-

1/2005

ботники центрального партийного аппарата начали готовиться к уходу заблаговременно. «Фо

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты