Спросить
Войти

Основные факторы мирного процесса в Северной Ирландии на современном этапе

Автор: указан в статье

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевс кого, 2008, № 4, с. 178-183

УДК 32

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МИРНОГО ПРОЦЕССА В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2008 г. А.Г. Браницкий, П.Б. Чуприков

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского ре1х_сЬирпкоу@та11. ги

Поступили в редикцию 01.07.2008

Конфликт в Северной Ирландии порожден территориальным спором между Соединенным Королевством и Республикой Ирландия. Однако почти за столетнюю историю разделения острова, и особенно за сорокалетнюю историю так называемых «проблем», в него оказались включенными ряд других акторов. Рассматриваются основные действующие лица, участвовашие в урегулировании конфликта на современном этапе.

Ключевые слови: Северная Ирландия, территориальный спор, мирный процесс.

Современная фаза конфликта в Северной Ирландии, безусловно, - продолжение давнего территориального спора между Соединенным Королевством и Республикой Ирландия. Однако за почти столетнюю историю разделения острова (особенно же за сорокалетнюю историю так называемых «проблем») в него оказались включенными ряд других акторов, принимающих то или иное участие в урегулировании конфликта. Недавний визит в Брюссель высших представителей исполнительной власти Северной Ирландии и их прямые переговоры (минуя Лондон) с главой КЕС (Комиссии Европейского Союза) - лишнее тому свидетельство.

Стоит вспомнить, что на протяжении всего XX столетия (особенно интенсивно - с 60-х годов) в Северной Ирландии шли процессы модернизации, которые активно влияли на ход двусторонних переговоров о будущем региона. Единый ранее протестантский блок распался на ряд партий, а в католической общине шла «консолидация на основе признания законности существующего режима» и формировались партии, «допускающие изменение конституционного статуса Северной Ирландии только законным путем» [1].

Англо-ирландским соглашением в Хиллсборо от 15 ноября 1985 года (которое подписали Г арольд Фицжеральд - с ирландской стороны и Маргарет Тэтчер - с британской) было определено, что воссоединение Ирландии должно произойти тогда и только тогда, когда этого пожелало бы большинство населения Северной Ирландии. Соглашение было направлено в целом на урегулирование конфликта, однако в этот период не удалось восстановить работу местного парламента, и было продолжено прямое правление из Лондона [2].

Как отмечает Росс, к этому времени к власти пришло новое поколение лидеров, которое выросло уже не в обстановке борьбы за независимость [2]. Признаками эпохи стали расколы в политических партиях. Яркий тому пример -Временная Шинн Фейн и Официальная Шинн Фейн, ставшая партией рабочих в 1977 г. Прогрессивные демократы откололись от Фианна Фэйл в 1985 г. Движение юнионистов разделилось на либеральный фланг, готовый к обсуждению новых конституционных договоренностей, и стоящую на более жестких позициях Партию демократических юнионистов Яна Пэйсли. В то же время и Шинн Фейн, и более экстремистские юнионистские группы сохраняли связи с вооруженными формированиями [2].

Свою роль сыграл в урегулировании конфликта в Северной Ирландии Билл Клинтон. В ходе предвыборной кампании он привлек голоса ирландской общины, пообещав вмешаться в разрешение проблемы [3]. В вопросе выдачи американской визы председателю партии Шинн Фейн Джерри Адамсу на Клинтона оказало давление мощнейшее ирландское (и проирланд-ское) лобби, сложившееся в Соединенных Штатах. В ходе визита в США Дж. Адамс дал понять, что Ирландская республиканская армия (ИРА) готова отказаться от насильственных действий. В августе того же года ИРА объявила об одностороннем прекращении огня. Установление перемирия оценила и американская сторона как свою победу [3].

Участие администрации Клинтона в решение проблемы Северной Ирландии характеризуется

Н.К. Капитоновой как беспрецедентное в истории англо-американских отношений [3]. Клинтон действительно первым из американских

президентов побывал в Северной Ирландии [2]. Сразу после этого Джон Мэйджор и Джон Брутон (глава ирландского правительства) подписали рамочный документ по Северной Ирландии [3] и заявили о создании международной комиссии по разоружению (во главе с бывшим американским сенатором Дж. Митчеллом) [3]. Несомненно, вашингтонские инициативы серьезно способствовали ускорению мирного процесса в Ольстере. Подписание соглашений Страстной Пятницы, последовавшее в 1998 г., проходило при участии Дж. Митчелла. Американская сторона обещала финансовые инвестиции в регион и выступала гарантом справедливости в исполнении достигнутых договоренностей.

Первая публичная встреча представителей Шинн Фейн и британского правительства состоялась в декабре 1994 г. Лидеры Шинн Фейн требовали освобождения заключенных боевиков, возвращения армии в казармы и начала межпартийных переговоров [4], а также всеобщего разоружения, заявляя, что ИРА не собирается разоружаться в одиночку [4]. В феврале 1995 г. британский и ирландский премьер-министры заявили о новых совместных предложениях по политическому урегулированию в Северной Ирландии [5]. Среди предложений были выборы новой Североирландской Ассамблеи, образование органа, состоящего из членов такой ассамблеи и представителей ирландского парламента, совместные инициативы правительств по обеспечению защиты основных гражданских, политических, социальных и культурных прав населения региона.

Тем временем к власти в Британии пришел Тони Блэр. В его программе ирландская политика рассматривалась с новой, прагматической точки зрения [6]. В июле 1997 г. Джерри Адамс, президент Шинн Фейн, сумел убедить лидеров ИРА прекратить насилие, и в конце августа его партия была приглашена участвовать в многосторонних переговорах о мире. Правда, с переговоров ушли две протестантские юнионистские партии.

10 апреля 1998 г. были достигнуты соглашения под названием «Договоренности Страстной Пятницы», подписанные представителями всех партий, участвовавших в переговорах. Основные пункты сводились к следующему. Объявлялось воссоздание Североирландской ассамблеи с законодательными и исполнительными полномочиями (в том числе в области финансов, здравоохранения и образования) - собственной исполнительной власти для североир-ландцев, появление известной автономии в рам-

ках федерации; формирование Исполнительного комитета для исполнения функции правительства Северной Ирландии, в который должны были войти представители католической и протестантской общин, иными словами, паритетное представительство в собственных властных структурах представителей обоих основных сообществ региона; внесение специальных поправок в Конституцию Ирландии относительно территориальных претензий на Северную Ирландию и в британский Конституционный акт по Северной Ирландии, который ограничивал полномочия органов местного самоуправления в провинции - принципиально важное положение, закреплявшее сложившееся status quo и позволявшее действовать на основе неоспариваемых положений. Участники соглашения пришли к единому мнению о разоружении военизированных группировок Северной Ирландии в течение ближайших двух лет после проведения референдума. Этот пункт станет одним из основных препятствий дальнейшего урегулирования, поскольку понимался каждым по-своему. Однако важно другое - стремление вести переговоры заручившись гарантией невозобновления боевых действий. Среди необходимых нововведений значилась и реформа ольстерской полиции - структуры, являвшейся для католиков одним из символов угнетения, но готовой меняться вместе с регионом [7]. Соглашение было принято большинством населения острова [2]. Через месяц состоялись выборы во вновь учрежденную Ассамблею [8].

В прекращении огня значительную роль сыграло инициирование мирных переговоров Джоном Хьюмом (лидером СДЛП - социал-демократической лейбористской партии). Он и Дэвид Тримбл (лидер Ольстерских юнионистов) получили Нобелевскую премию мира за 1998 год [2], за особые заслуги в мирном процессе на острове.

Козырная карта в руках нынешнего руководства Социал-демократической лейбористской партии - покойный лидер СДЛП Джон Хьюм, окончивший семинарию, но ставший основателем партии. Он был членом Европейского парламента, а также членом Палаты общин. В девяностые Хьюм начал контактировать с лидером Шинн Фейн Джерри Адамсом, стремясь продемонстрировать, что проблемы в Северной Ирландии обусловлены разъединением между самими ирландцами на юнионистов и националистов. Начатые переговоры привели к заключению Декларации 1993 г. между Британией и Ирландией и Договора о прекращении огня между ИРА и военизированными силами

юнионистов в 1994 г. Хьюм принял участие в подписании Соглашений Страстной Пятницы 1998 г. [9].

Преемником Джона Хьюма стал Марк Дур-кан, нынешний руководитель СДЛП. Дуркан родился в 1960 г. [9]. Его отец, инспектор ЯИС, был убит в 1961 г. [10], что обусловило неприятие Дурканом насилия. Дуркан получал образование в Королевском университете в Белфасте, позднее учился в Университете Ольстера [9]. В 1984 г. он начал работать с Джоном Хьюмом в Вестминстере [10]. Работал с бизнес-структурами, в том числе с Североирландским центром инновационного бизнеса. В 1993 г. Дуркан был избран в городской совет Дерри, затем стал одним из участников партийных переговоров, приведших к заключению Соглашения Страстной Пятницы. В 1998 г. Дуркана избрали в Североирландскую ассамблею, в декабре 1999 г. - назначили министром финансов. В ноябре 2001 г. он был избран лидером своей партии, а в декабре того же года стал заместителем первого министра Североирландской ассамблеи. В ноябре 2003 г. Дуркан был переизбран в Ассамблею Северной Ирландии [9].

2 декабря 1999 г. было сформировано коалиционное правительство, куда вошли члены Ольстерской юнионистской партии, СДЛП и Шинн Фейн [2]. Первым главой правительства стал Дэвид Тримбл. Но далее этого дело не пошло. Протестанты были против того, чтобы лидеры Шинн Фейн разделили с ними власть, до тех пор пока не начнется реальное разоружение боевиков ИРА. Задержка в выполнении этого требования привела к очередному кризису, поскольку католики настаивали на выполнении соглашений Страстной Пятницы о паритетности управления [7]. Таким образом сложилась очередная тупиковая ситуация, а правительство доказало свою недееспособность.

Впрочем, выборы в Ассамблею проводились по графику, несмотря на то что она фактически не функционировала. На последних - в 2007 г. первое место заняла Партия демократических юнионистов, второе - Шинн Фейн, третье -Партия ольстерских юнионистов, СДЛП - лишь четвертое [11]. Таким образом, основные рычаги власти сосредоточились в руках Яна Пейсли и Джерри Адамса.

Джерри Адамс - крайне противоречивая фигура. Очевидные связи с террористами делали его в глазах противников едва ли не демоном, однако как лидер Шинн Фейн он выступал за мирные переговоры. И сегодня он готов оставить еще один старый республиканский пережиток — оппозицию североирландской поли-

ции [10]. Собственно, эта оппозиция со временем исчезнет окончательно, ибо рано или поздно должны быть в полной мере выполнены Соглашения Страстной Пятницы.

Джерри Адамс родился в октябре 1948 г. в Западном Белфасте. В конце шестидесятых был вовлечен в борьбу за гражданские права [12]. По некоторым данным, молодой Адамс являлся ведущим членом ИРА в Белфасте во время терактов 1972 г. [10]. Был арестован в 1972 г., а после освобождения, в июле того же года, принял участие в секретных переговорах в Лондоне между республиканцами и британским государственным секретарем Уильямом Уитлоу (об увеличении срока прекращения огня между британской армией и Ирландской республиканской армией) [12]. Играл значительную роль в кампании за политический статус заключенных в 1981 г. [12]. После голодных забастовок заключенных в 1980-х гг. Шинн Фейн устремилась к победе на выборах [10]. С 1983 года Адамс возглавляет Шинн Фейн [12]. С этого же периода активно участвует в различных выборах (и периодически на них побеждает [12]). После успеха Шинн Фейн на выборах британское и ирландское правительства предложили Англо-ирландское соглашение 1985 года, что должно было поддержать конституционный национализм Джона Хьюма и СДЛП. Проводя переговоры с Хьюмом, Адамс способствовал заключению Соглашений 1998 г. [10]. В 1998 г. Д. Адамс избран в Стормонтскую ассамблею [12], однако отказался от места в пользу Мартина МакГиннеса [10].

Мартин МакГиннесс, играющий сегодня одну из ключевых ролей в католической общине, родился в 1950 г. Будучи участником движения за гражданские права в Дерри, присоединился к Шинн Фейн в 1970 г. С тех пор как МакГиннесс был избран в Исполнительный комитет Шинн Фейн, он играл важную роль в продвижении и поддержке стратегии текущего мирного процесса. В частности, был ведущим представителем своей партии на переговорах в 1972 г. с государственным секретарем Британии Уильямом Уитлоу в Лондоне. В 1982 г. МакГиннесс был избран в Стормонтскую ассамблею. Мартин МакГиннесс являлся руководителем переговорщиков Шинн Фейн. Он возглавлял партийную делегацию, которая после перемирия 31 августа 1994 г. встречалась с британским министром Майклом Анкрамом в Стормонте. Он же представлял Шинн Фейн в секретных контактах и переговорах с британским правительством с 1990 по 1993 г., а также представлял партию на встречах высокого уровня с политическими ли-

дерами Европы и Америки. МакГиннесс был избран членом парламента в 1997 г., с тех пор успешно переизбирается. В ноябре 1999 г. стал министром образования в Ассамблее [12]. В 2007 - вице-премьером, фактически вторым человеком в данном исполнительном органе.

Хотя сегодня для Ирландии не является настоятельной необходимостью воссоединение острова, тем не менее эта проблема может быть использована в качестве инструмента влияния в отношениях с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. Это тем более возможно, учитывая позиции нынешнего премьер-министра Ирландии Берти Ахерна (который стал первым премьером Ирландии, занимающим этот пост уже три срока подряд, представляя ирландскую националистическую партию Фианна Фейл). Берти Ахерн тесно связан с националистически настроенными группами в Республике и может иметь связь с подобными группами на территории Северной Ирландии. Следовательно, любое давление на правительство Великобритании со стороны Ирландии вполне укладывается в концепцию построения «мирного, процветающего и справедливого общества на острове» [13].

Собственно, именно на слом «четко отлаженной системы господства протестантского большинства» и направлены основные усилия католического меньшинства Северной Ирландии и внешних сил, это меньшинство поддерживающих [1]. Данный конфликт интересов, тридцать лет назад характеризовавшийся тем, что «теоретически проблема решения не имеет, поскольку обе общины поляризованы настолько, что выигрыш одной из них будет равен проигрышу другой» [2], сегодня преодолевается за столом переговоров.

Изменение общей ситуации в регионе характеризуется, в частности, и тем, что демографическая динамика говорит не в пользу протестантов. Со времени разделения Ирландии в 1921 г. количество католиков в Ольстере растет [5]. При дальнейшем увеличении числа католиков, международном давлении, а также элементарной экономической заинтересованности в мире протестантскому большинству вряд ли выгодно оставаться на позициях противостояния.

Как было показано ранее, основные действующие лица урегулирования североирландского конфликта так или иначе принимали участие в заключении рамочных соглашений. И если позиции католиков в целом были более или менее ясными, то протестанты, как также было указано, были разделены на ряд фракций. Наиболее жесткую позицию занимает Ян Пейсли,

лидер собственных партии и церкви, планомерно выступавший против Шинн Фейн и лично Дж. Адамса.

Ян Пэйсли, лидер Партии демократических юнионистов (ПДЮ), является политическим долгожителем на североирландской арене. Лидер ПДЮ совсем недавно пришел к политическому компромиссу со своим традиционным врагом - партией Шинн Фейн. Родился Пэйсли в 1926 г. в Армэ, был рукоположен в 1946 г., а в 1951 г. основал Свободную пресвитерианскую церковь. В 1974 г. Пэйсли был избран в британский парламент, а в 1979 г. - в Европарламент. В 1998 г. он вошел в Ассамблею Северной Ирландии. В 2003 г. состоялись выборы в Ассамблею, через месяц после которых состояние здоровья Пэйсли сильно ухудшилось (по некоторым отрицавшимся партией, данным, в 2004 г. он «стоял одной ногой в могиле»). Восстанавливаясь после болезни, Пэйсли отправился в замок Лидс, чтобы принять участие в многосторонних переговорах, на которых присутствовала и Шинн Фейн. Впрочем, на этих переговорах он держал дистанцию, подчеркивая, что ведет переговоры с британским правительством [10].

В октябре 2006 г. и Адамс, и Пэйсли выразили свою поддержку Соглашению Святого Андрея, составленному после интенсивных переговоров в Шотландии. Ключевым элементом данного договора была поддержка со стороны Шинн Фейн региональной полиции, которую ИРА когда-то считала «законной целью» [10]. Пэйсли положительно отнесся к последним достигнутым договоренностям, заявив о своей готовности дать Соглашению Святого Андрея «зеленый свет». В своей речи в октябре 2006 г. Пэйсли заявил, что дальнейшее продвижение по подписанным договорам возможно, если республиканцы «выполнят переход к демократии и верховенству закона» [10]. После подтвержденного разоружения ИРА и перехода всех ведущих республиканцев к мирным переговорам нельзя не признать их инициатив.

В конце прошлого года было объявлено, что Ян Пэйсли уходит с поста руководителя свободных пресвитериан в январе 2008 г. [10]. Лидер ДЮП (демократической юнионистской партии) разделил весной 2007 власть в Северной Ирландии с Мартином МакГинессом - представителем католиков. И, как замечает госсекретарь Великобритании Шаун Вудворд, значительное большинство избирателей продолжает поддерживать сотрудничество Пэйсли с Мак-Гиннессом [10]. Далеко не все сторонники Я. Пейсли отнеслись к его решению положи-

тельно. Высказываются предположения, что за этим может последовать дальнейший уход из публичной жизни [14] (надо полагать, что и из политики). Сам Ян Пэйсли говорит, что решением доволен и даже счастлив. Один из главных вопросов заключается в том, подорвет ли уход Пэйсли позиции его как лидера ДЮП и Первого министра провинции [15].

Кризис на проблемной британской территории на данный момент преодолен. Работа парламента в Северной Ирландии была возобновлена после пятилетнего перерыва 8 мая 2007 г. Этому предшествовали переговоры между партиями и правительствами. Новое правительство Северной Ирландии возглавил Ян Пэйсли, его заместителем стал Мартин МакГиннесс [16]. Нужно отдать должное британскому премьеру Тони Блэру. Уже готовясь уходить со своего поста, он совместно с ирландским коллегой Берти Ахерном вынудил североирландских политиков пойти на уступки. В результате политики сели за стол переговоров, где и был достигнут компромисс между Пейсли и Адамсом. Насколько долго проработает нынешняя североирландская власть - будет определено как дальнейшими планами Пейсли (не исключено, что и сроком его жизни), так и, возможно, будущим правительством Великобритании. Стабильность решений других акторов не вызывает особенных сомнений, учитывая, что все они неоднократно подтверждали приверженность мирному процессу.

Укрепить стабильность развития Северной Ирландии в рамках достигнутых договоренностей могут соглашения между правительством региона и Еврокомиссией, достигнутые 10 января 2008 года. Пейсли и МакГинесса принял Мануэл Дуран Баррозу, глава Еврокомиссии. На прошедшей встрече было сказано, что ЕС планирует выделить Белфасту около миллиарда евро в следующие пять лет. Как отметил Мак-Гиннесс, «если раньше диалог Северной Ирландии с Евросоюзом мог проходить лишь при посредничестве правительства Великобритании, теперь обе стороны смогут улучшить свои отношения, что положительно скажется на развитии страны». Конференция стран-доноров была назначена в Белфасте на май 2008 года [17]. Таким образом, стабилизация региона дала практически немедленные результаты. Инвестиции, один из инструментов влияния на политиков, сыграют еще свою роль. Северная Ирландия -регион в экономическом отношении отсталый -может в дальнейшем пройти путь, частично напоминающий путь Ирландской Республики. Сегодня, при развитии соответствующей ин-

фраструктуры, регион может представлять определенный интерес для вложения средств. Учитывая некоторую степень независимости, которую Северная Ирландия получила в последнее время, более чем вероятными выглядят не только дополнительные инвестиции, но и абсолютно спокойное и стабильное развитие данного региона. При этом основными акторами, влияющими на современную ситуацию в Северной Ирландии, являются, по нашему мнению, не только правительства Великобритании и Республики Ирландия, но и руководящие органы США и Европейского союза. В качестве же ключевых действующих лиц на сегодняшний день следует назвать Яна Пейсли, Джерри Адамса и Мартина МакГинесса как лидеров парламентской коалиции и конфессиональных фракций. Два первых к тому же возглавляют правительство. Таким образом, в Северной Ирландии тесным образом переплелись действия политиков местных, национальных, трансатлантических и наднациональных. Конфликт еще не урегулирован, хотя и переведен в латентную фазу, и возможно, для нового поколения, террористическая война уйдет в прошлое.

Список литературы

1. Орлова М.Е. Модернизация и мирный процесс в Северной Ирландии // Журн. «Полис»: http : //www.politstudies. ru/fulltext/1998/2/15. htm.
2. Ross D. Ireland. History of a Nation. New Lanark: Geddes Grosset, 2006. 384 p. 1st ed.: David Ross, Geddes Grosset, 2002.
3. Капитонова Н.К. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990-1997 гг). М.: МГИМО (У); РОССПЭН, 1999. 144 с. С. 39-44.
4. Ranelagh J.B. A Short History of Ireland / John O&Beirne Ranelagh. Cambridge University Press, 1999. 320 p. P. 292. 1st ed.: Telstore Ltd. 1983.
5. Northern Ireland: The background to the Peace Process, by John Darby (2003): http://cain.ulst.ac.uk/ events/peace/darby03 .htm.
6. Blair T. New Britain. My Vision of a Young Country. L., 1996. Цит. по: Орлова М. Е. Модернизация и мирный процесс в Северной Ирландии // Журн. «Полис»: http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/2/15. htm.
7. Новостной сайт «Полит.Ру./Новости»: http:// www.polit.ru.
8. Новостной сайт «Тема дня»: http://

www.temadnya.ru.

9. Официальный сайт Социал-демократической лейбористской партии Северной Ирландии: http:// www.sdlp.ie.
10. Новостной сайт BBC News: http://news.bbc. co.uk.
11. Официальный сайт Партии демократических юнионистов: http://www.dup.org.uk.
12. Официальный сайт: Sinn Fein Team in The Assembly: http://www. sinnfeinassembly. com.
13. Официальный сайт партии Фианна Фэйл: http ://www. fiannafail .ie.
14. Официальный сайт газеты Times: http:// www.timesonline.co.uk.
15. Официальный сайт газеты Daily Telegraph: http://www.telegraph.co.uk.
16. Новостной сайт «Портал-Кредо.Ру»: http:// portal-credo.ru.
17. Новостной сайт «Евроньюс»: http://www.

euronews.net.

MAIN FACTORS OF THE MODERN PEACE PROCESS IN NORTHERN IRELAND

A.G. Branitsky, P.B. Chuprikov

The conflict in Northern Ireland was caused by the territorial dispute between the United Kingdom and the Republic of Ireland. However, in the course of almost a century-long history of the island’s division, and especially during the forty-year history of so-called «problems», a number of other actors were involved in the conflict. Main actors that have taken part in the settlement of the conflict at the present stage are considered.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты