Спросить
Войти

Новосибирский Академгородок центр оборонной науки страны

Автор: указан в статье

НОВОСИБИРСКИИ АКАДЕМГОРОДОК -ЦЕНТР ОБОРОННОЙ НАУКИ СТРАНЫ

Интервью с Александром Леонидовичем Асеевым — вице-президентом Российской академии наук, председателем Сибирского отделения РАН, директором Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН.

Вопрос. Александр Леонидович! Прежде чем вести разговор о современном обо -ронном потенциале сибирской науки и ее центра — новосибирского Академгородка, надо хотя бы кратко вспомнить историю его возникновения.

А.Л. Асеев. В 1957 г. правительство СССР приняло решение о строитель -стве новосибирского Академгородка. Работы начались уже в 1959 г. и шли очень быстрыми темпами. Идейным вдохнови -телем создания нового научного центра в Сибири был академик М.А. Лаврентьев и его коллеги — академики С.Л. Соболев и С.А. Христианович.

Разумеется, подобные решения в СССР принимались не академиками. Создание нового научного центра, в котором должны были находиться дублеры основных науч -ных институтов Москвы и Ленинграда, требовало больших расходов, огромных ресурсов. Подобное решение могло быть принято только на уровне первого лица государства. В то время главой партии и правительства был Н.С. Хрущев, который пошел на этот шаг, конечно, не из любви к науке. На стол советского руководства легли планы возможных сценариев войны НАТО против СССР. Москва и Ленинград оказывались главной целью ударов. Это выводило бы из строя практически всю советскую науку, в значительной степени работавшую на оборону. Поэтому нужен был новый географически очень отдален -ный научный центр, в котором были бы созданы все условия для перспективных исследований, в т.ч. и оборонных. Вот глав -ная причина появления Академгородка.

Но если говорить о главном научном вдохновителе проекта, то это академик Михаил Алексеевич Лаврентьев. Основные сферы научных интересов Лаврентьева — исследование взрыва и его возможностей, теория кумулятивного снаряда, разра -ботка атомного снаряда для дальнобойной артиллерии и ряд других. Он был, в пер вую очередь, ученым оборонщиком, но

при этом всегда искал мирное примене -ние чисто военных технологий, например использование взрыва для сварки разно -родных металлов или применение гидро -импульсной пушки в горном деле и т.д.

Вопрос. Сегодня в мире военнотехнологический прогресс выходит на новый уровень, от которого мы по ряду параметров уже отстаем. И вот выделяются немалые средства на государственную программу вооружения до 2020 г. Нашу армию можно перевооружить. Но чем и как? Существует поговорка, что генералы всегда готовятся к уже минувшей войне. А какова роль ученых?

А.Л. Асеев. Так уж исторически сложи -лось, что новейшие открытия науки приме -няются в первую очередь в военной сфере и только потом начинают «перетекать» в гражданскую промышленность. Из этого следует, что именно ученые находятся на переднем крае создания оружия и армий будущего. А значит, именно они и должны доносить до политиков и военных виде -ние того, куда и как необходимо в первую очередь направлять ресурсы, выделяемые на оборонные нужды. И сегодня можно четко определить основные направления военно технического прогресса, по кото рым Россия должна идти вперед, не допу -ская отставаний.

Новое поколение войн — это войны бес -контактного типа, в которых решающую роль будут играть воздушно космические средства нападения и защиты, информа ционные технологии, новые виды связи, управления и разведки. Еще одна тен -денция — это роботизация оружия, при которой на первый план выходят боевые роботы. Непосредственно на поле боя ключевое значение приобретут средства связи, а также экипировка бойца, кото рая способна придать ему новые качества и свойства. Можно было бы назвать еще целый ряд параметров армии будущего и солдата XXI в.: например, создание ору -жия на новых физических принципах или

оружия нелетального воздействия. Таковы общие тенденции.

У нас в России работы по всем этим направлениям ведутся, но не в тех мас штабах, которые требуются для превра -щения российской армии в армию нового технологического уровня. И задача ученых

— донести до политиков и военных мысль, что программа перевооружения россий ской армии должна быть основана не про сто на широком внедрении новых видов техники и вооружения, а на комплексном преобразовании наших Вооруженных сил в высокотехнологичную армию, способ -ную вести войны нового поколения. И ключевым здесь должно стать постоянное взаимодействие в треугольнике «наука — оборонная промышленность — армия».

Конечно, для этого надо исправить ряд допущенных ошибок. Например, в 90 -е гг. минувшего века была провозглашена установка на «демилитаризацию фунда -ментальной науки». Это серьезный про -мах — ведь новейшие научные открытия во всем мире в первую очередь применя -ются в военной сфере. Это не нами при -думано, не нам это и отменять. В высшем российском руководстве эту проблему уже осознали. Фундаментальная наука будет продолжать работать на оборону страны.

Еще одно драматическое последствие «лихих 90 - х» — это почти полное уни -чтожение оборонной отраслевой науки. Сегодня от нее остались только отдельные «островки». И, конечно, мы должны сюда добавить настоящий разгром оборонно промышленного комплекса страны, уни чтожение многих оборонных предприя -тий, страшный удар по кадрам ОПК.

Вопрос. Современные армии, образно выражаясь, являются наукоемкими. Таковой должна стать и российская армия. А это означает, что наука и научные под -ходы должны быть основой развития оборонно промышленного комплекса. В этом плане огромное значение имеют опыт и потенциал СО РАН. Что из опыта Академгородка актуально сегодня с точки зрения развития оборонных научных исследований?

А.Л. Асеев. Научные открытия могут использоваться в военных и мирных целях, но сама наука, ее принципы, мето дология едины. Поэтому успех в научных исследованиях имеет единый алгоритм независимо от того, в каких целях они ведутся. Если проводить параллель между

наукой и военным делом, то в случае с Академгородком она сразу видна. В чем причины успеха любой военной опера ции? В максимальной концентрации сил и средств в нужном месте и в нужное время. Это позволяет прорывать самую сильную оборону противника и организовывать успешное наступление.

Интересно, что по такому же принципу строился и Академгородок: максимальная концентрация интеллекта на ограничен -ной территории, что и создало условия для научного прорыва и появления «фено -мена Академгородка», который потом изучали и копировали во всем мире. Эту концентрацию научных ресурсов в одном месте, в новосибирском Академгородке, нам в целом удалось сохранить и сейчас. С одной стороны, СО РАН сегодня рабо тает на территории Сибирского федераль -ного округа, а также в Якутии (ДФО) и Тюменской обл. (УрФО). В СО РАН сей -час состоят 8 878 научных сотрудников, из них 1 853 доктора наук и 156 членов РАН (академиков и членов корреспондентов РАН).

Но опять же, выражаясь военной терми нологией, штабом этой «научной армии» остается новосибирский Академгородок. Здесь находится большинство самых передовых и оснащенных институтов, здесь работают самые ценные научные кадры, отсюда направляется и координи руется работа всего СО РАН. Если гово -рить об оборонных научных исследова ниях, то они тоже в большей своей части сконцентрированы в Новосибирском отделении СО РАН. Простой пример: приказом Минпромторга РФ от 26 октя -бря 2011 г. были обозначены 8 институтов СО РАН, включенных в сводный реестр организаций ОПК. То есть, это стратеги -ческие оборонные учреждения. Из них половина находится в новосибирском Академгородке. И все эти 4 института работают на самых передовых, прорывных направлениях военно - технологического прогресса.

Вопрос. Получается, что основатели Академгородка сумели в научной сфере воплотить принцип Наполеона, приме ненный им в военном деле. Великий кор сиканец когда то говорил, что для победы над врагом не обязательно иметь большую, чем у него армию. Надо просто добиться абсолютного превосходства в решающем месте и в решающее время. Это достиже -

ние — концентрацию научных ресурсов — нужно сохранить и сегодня. А какие еще принципы основателей Академгородка актуальны сегодня, в т.ч. и для оборонных научных исследований?

А.Л. Асеев. Как мы уже говорили, пер -вым среди основателей Академгородка по праву можно назвать академика Лаврентьева. Так вот, он сформулировал 3 принципа создания новосибирского науч ного центра, которых мы придерживаемся до сих пор.

Первый — мультидисциплинарность исследований, т.е. концентрация на одной территории всех основных направле ний науки (математики, физики, химии, биологии, гуманитарных наук). Второй

— подготовка кадров, подразумевающая обучение не только по учебникам, но и в лабораториях, где студенты имеют воз можность непосредственно участвовать в получении результатов на самом переднем крае науки. И третий принцип — практическое приложение фундаментальных исследований.

Эти «принципы Лаврентьева» стали формулой успеха новосибирского Академгородка в советское время, в т.ч. и в оборонных исследованиях, которые составляли весомую часть общего объема научной работы. Но сегодня эти «прин -ципы Лаврентьева» еще более актуальны для успеха оборонных исследований, чем это было вчера. Возьмем принцип мульти дисциплинарности. Это то, на чем осно вано оружие XXI в. В этих вооружениях будут сочетаться новейшие достижения химии, физики, биологии, информацион ных технологий, и их создание, конечно, невозможно без «царицы наук» — математики. Все эти направления развиваются в нашем Академгородке.

Более того, в современных войнах резко возрастает роль гуманитарных наук. Организационное, психологиче ское, информационное оружие — это способ иногда побеждать, даже не прибе гая к вооруженной силе. Запад все более успешно развивает такие методы борьбы с неугодными странами и режимами, при которых «гуманитарные бомбарди ровки» становятся только завершающей фазой длительной информационнопсихологической войны. Россия тоже должна овладевать такими «гуманитар ными технологиями» и противоядием от них. В этом плане очень важно, что в

новосибирском Академгородке создан большой потенциал для исследований и работ в данном направлении. У нас сильные гуманитарные и экономические науки. В частности, у нас есть такое уни кальное учреждение, как Институт эко номики и организации промышленного производства СО РАН. Он, конечно, в первую очередь занимается экономиче скими проблемами. Но среди направле ний его исследований можно назвать и такие, как изучение проблем региональ -ной экономики, моделирование и про гнозирование конфликтных ситуаций в экономике, экологии, ресурсообеспече нии и трансграничном взаимодействии.

И еще. Говоря о работе СО РАН и его новосибирского научного центра, надо помнить, что мы работаем не только на Вооруженные силы, но и в интересах ФСБ, МВД, МЧС, а также еще целого ряда феде -ральных структур, прямо или косвенно охраняющих безопасность, правопорядок и национальные интересы нашей страны.

Вопрос. В коротком интервью невоз можно рассказать о том большом объ -еме оборонных исследований, которые ведутся в СО РАН и Академгородке. К тому же не обо всем можно говорить. Но все же, какие основные направления вы могли хотя бы кратко обозначить?

А.Л. Асеев. Думаю, что более подробно, популярно и в рамках допустимого к раз глашению об этом могут рассказать те, кто занимается подобными исследова -ниями, а также руководители оборонных предприятий Новосибирска, с которыми сотрудничает СО РАН. Я же ограничусь лишь тем, что назову ряд приоритетных направлений исследований в области национальной безопасности, которые сейчас ведет СО РАН.

1. Создание нового поколения мате -риалов, элементов и устройств полупро водниковой микро - , нано - и оптоэлек -троники для систем управления высо -коточным оружием, полноформатных обзорно прицельных комплексов уль трафиолетового, видимого, инфракрас ного, терагерцевого диапазона и средств бесконтактного ведения боевых дей ствий.

Здесь у нас есть серьезные достиже ния и не только в чисто научном плане. Например, новосибирское ОАО «Катод», опираясь на разработки институтов СО РАН, наладило производство электронно

оптических преобразователей нового поколения (а это основа приборов ночного видения). Продукция «Катода» покупается многими странами мира, в т.ч. США.

2. Создание более эффективных ком позиционных энергетических материа лов для твердых ракетных топлив, боевых частей и снарядов.
3. Развитие гиперзвуковых техноло гий для создания новых типов активно реактивных снарядов, гиперзвуковых управляемых крылатых ракет и гиперзву ковых самолетов со скоростью до 12 Мах (Мах — скорость звука).

Именно успехи в освоении гиперзвука могут сегодня стать ключевыми для полу чения подавляющего военного преимуще ства в воздушно космической сфере.

4. Развитие прецизионных лазерных систем для решения задач управления, локации и навигации, разработка высоко -эффективных мощных мобильных лазер ных систем для лучевого оружия.

Известно, какое внимание развитию этих технологий уделяется в США, начи ная еще со времен программ так называе мых звездных войн.

5. Развитие новых технологий для пред -приятий ядерного оружейного комплекса России.
6. Создание нового поколения сверх мощных компактных импульсных источников сверхширокополосного электромагнитного излучения для функционального поражения радио электронного оборудования и систем летального и нелетального воздей ствия. Это тоже один из основных трен дов современных мировых оборонных исследований.

Не буду утомлять перечислением, но это далеко не полный список. По всем при оритетным направлениям у нас уже есть наработки и достижения.

И последнее, что обязательно необходимо отметить. Хотя это уже имеет отношение не к обороне, а экономике. Научные учрежде ния Академгородка не только ведут иссле дования на бюджетные деньги. Они сами научились работать в рыночных условиях и зарабатывать немалые средства. Например, Институт ядерной физики СО РАН — круп -нейший экспортер Новосибирской обл., и это экспорт самых передовых технологий и наработок, в частности для большого адронного коллайдера. А это уже самый передовой рубеж всей мировой науки. Но экономические успехи гражданских отрас лей наших научных исследований — тема для отдельного разговора.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты