Спросить
Войти

Интеграция культурных процессов уездных городов и деревень Среднего Поволжья во второй половине XIX века

Автор: указан в статье

УДК 947(470.40).43:130.2:7

Т. М. ГУСЕВА

ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ УЕЗДНЫХ ГОРОДОВ И ДЕРЕВЕНЬ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Исследована проблема формирования социокультурного пространства уездных городов во второй половине XIX в. Так как во второй половине XIX в. уездные города являлись центрами сельской округи, основное внимание уделено проведению в городах мероприятий, связанных с сельскохозяйственным производством.

T.M. GUSEVA

INTEGRATION OF CULTURAL PROCESSES BETWEEN DISTRICT CHIEF TOWNS AND THE VILLAGE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article is devoted to the problem of district chief towns sociocultural area formation in the second half of the XIX century. As district chief towns were the centers of rural neighbourhood in the considered period, in the article the main attention is paid to the analysis of arrangements connected with agricultural production, holding in towns.

Городу в становлении и развитии культурной среды принадлежит важная роль. Он был центром сосредоточения созидающей культуры в различных ее областях (просвещение, наука, искусство, религия), здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной культуры, формировалась культурно-информационная система, способствующая интеграции культурных процессов города и деревни.

«Город, - по утверждению известного ученого И.М. Гревса, - сильнейший и выразительный носитель ...культурно-творческого труда человечества, критерий его успешности, но и его кризисов, остановок, колебаний и катастроф. Благосостояние города служит источником и мерилом процветания культуры, а упадок - симптомом опасного недуга культуры» [13].

Культура города XIX в. сама по себе была многолика. С одной стороны, город был оплотом бюрократии и аппарата власти на местах. Поэтому культура города являлась частью официальной культуры, что было вполне естественно. С другой стороны, город становился важнейшим средством модернизации, европеизации общества, формирования и оживления общественного мнения. Наконец, в городе была представлена и традиционная культура, тесно связанная с мещанской и крестьянской средой. В усложненной структуре городской жизни происходили порой неожиданные пересечения и сочетание различных тенденций многоликой российской культуры, что также служило импульсом для развития новых явлений. Однако процесс проникновения в город, функционирование и мутации сельской традиционной культуры в новых для нее городских условиях до сего дня практически не изучены в полной мере.

Уездные города Среднего Поволжья во второй половине XIX в. были прежде всего важными сельскохозяйственными центрами. Являясь административным центром уезда, город был тесно связан с сельским хозяйством. Жители города занимались огородничеством, садоводством. Городская жизнь развивалась на тех же традиционных основах, что и деревенская, однако представляла собой гораздо более сложную и пеструю картину. Городские жители разделялись на разные социальные группы по имущественному, сословному, профессиональному признаку; разные группы пользовались неодинаковыми

правами, по-разному проводили свое рабочее время и свой досуг. Межсословные перегородки были хорошо выражены и нарушались крайне редко. Сословный состав населения городов Среднего Поволжья во многом определял уровень их социокультурного развития. В Пензенской губернии в 6 из 9 уездных городов преобладало сословие крестьян, в Симбирской - в 5 из 7 городов. Крестьянское сословие составляло 66,0% всего населения уездных городов Пензенской губернии. Только в г. Чембаре количество мещанского населения превосходило крестьянское (2551 против 2311). Всего же мещанское сословие составляло 21,2%. Дворян потомственных и личных, живших в уездных городах Пензенской губернии, было 3,5%, духовенства - 2,0%, купечество составляло самый маленький процент 1,2 [5, с. 2].

И в Симбирской губернии крестьянское сословие также было преобладающим - 52%. В г. Алатыре количество мещанского населения превосходило крестьянское в 1,2 раза (6012 против 4912) и в г. Буинске мещан было больше в 2,7 раза (2831 мещанин против 1044 крестьян). В целом же мещан в Симбирской губернии было больше, чем в Пензенской, они составляли 39,8% от общего населения городов. Дворян потомственных и личных, живших в уездных городах Симбирской губернии, было 3,6%, духовенства - 1,3%, купечества - 1,1% [6, с. 32-33].

В уездных городах Самарской губернии мещанское сословие превосходило крестьянское и составляло 62,2%. Крестьян в городах было 30,5%, дворян потомственных и личных, живших в уездных городах Самарской губернии, -2,5%, духовенства - 1,2%, купечества - 1,2 [7, с. 2].

Уездные города Среднего Поволжья во второй половине XIX в. становились центрами проведения большого количества мероприятий, непосредственно связанных с сельскохозяйственным производством. Прежде всего, это проведение сельскохозяйственных выставок, которые в тот период назывались выставками сельских произведений. Начало выставкам было положено в 1837 г. по плану Николая I, когда на пути путешествующего по России наследника престола в губернских городах создавались выставки, которые должны были способствовать личному ознакомлению будущего Александра II со страной. А немногим позднее министерство государственных имуществ, убедившись в пользе выставок, установило новый порядок их устройства. Все губернии России по большему или меньшему сходству между собой в сельскохозяйственном отношении были разделены на семь округов. На территории округа выставки проходили ежегодно, организаторами их выступали поочередно все губернские города, входящие в округ [12, с. 116]. Губернские и уездные земства становились непосредственными организаторами выставок.

В Симбирской губернии первые охотничьи и сельскохозяйственные выставки состоялись на территории края в начале XIX в. Там экспонировались охотничьи трофеи, оружие и снаряжение, образцы саженцев, выращенных плодов, овощей и злаков, образцы привозных сельскохозяйственных машин.

В Пензенской губернии первая сельскохозяйственная выставка прошла в 1874 г. в г. Пензе, на ней был организован склад продажи сельскохозяйственных машин [8]. При организации на выставку допускались произведения всех местностей Пензенской и Саратовской губерний; но преимущество отдавалось произведениям того уезда, где она проходила. Размещались выставки, как правило, на базарной площади. Все предметы сельского хозяйства, которые в день выставки привозили на базарную площадь, считались входящими в состав выставки, а их владельцы - экспонентами.

На выставку принимались всякого рода сельские хозяйственные произведения (часто предпочтение отдавали племенным животным и птицам), а также семена хлебов, луговых и огородных растений.

Специально для подведения итогов создавалась распорядительная комиссия, которая состояла из членов общества сельского хозяйства и гласных земства по назначению собрания, они в сопровождении экспертов осматривали выставку и назначали награды, которые, как правило, состояли из серебряных и бронзовых медалей, похвальных листов и денежных средств, если последние были ассигнованы земством. Часто были и дополнительные призы. 1 октября 1879 г. во время проведения земского собрания в г. Городище Пензенской губернии была открыта 2-я выставка сельских произведений. При подведении итогов этой выставки были назначены: а) от президента общества сельского хозяйства юго-восточной России кубок в 100 руб., исключительно за племенных домашних птиц улучшенных пород; б) за 3 коллекции огородных семян, несколько плужков одноконных и усовершенствованных ручных орудий [4].

Отзыв экспертов рассматривался на заседании земского собрания, которое делало выводы по улучшению местного сельского хозяйства. Премированные предметы продавались с публичного торга, а сумма, которая была выручена от продажи, предоставлялась владельцам премированных предметов, за исключением куртажных денег за аукционную продажу.

На проведение выставки и на выдачу денежных наград в г. Керенске в 1911 г. Земское собрание выделило 500 руб. Кроме того, пособия были отпущены со стороны правительственных учреждений, а именно: 1) от отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики на устройство кустарного отдела 100 руб. и назначены к выдаче две малые серебряные медали, 5 бронзовых и 10 похвальных листов, для присуждения их кустарям за лучшие экспонаты и 2) от Главного управления земледелия и землеустройства ассигновано 500 руб., из них 300 руб. на выдачу денежных наград, а 200 руб. на устройство выставки и, кроме того, опущено почетных премий в количестве одного свидетельства на большую серебряную медаль, 2 малых и 5 бронзовых и 10 похвальных листов. Все награды присуждались исключительно по сельскохозяйственному отделу выставки и только на местные экспонаты, а денежные, исключительно, только для крестьян [11]. Для устройства выставки Управа приглашала принять участие специалистов в области сельского хозяйства, помимо своего ученого агронома.

Проводимые выставки приносили много пользы сельскому хозяйству уезда, привлекая внимание сельских жителей всей округи. Чиновники, желая поддержать инициативу снизу, стимулировали проведение выставок дополнительными средствами. Так в Керенске, после проведения выставки Земством в дополнение к своим средствам были получены пособия: 1) от Департамента земледелия на устройство прокатной станции и зерноочистительных пунктов 450 руб.; 2) на устройство показательных полей 300 руб. и 3) на меры привития культуры кормовых растений 250 руб. [11].

Проведение окружных сельскохозяйственных съездов в уездных городах также имело большое значение для развития сельскохозяйственного производства. На таких съездах рассматривались самые разнообразные вопросы, касающиеся сельского хозяйства: о распространении агрономических знаний, способствующих усовершенствованию сельских хозяйств; об организации земледельческих выставок и др. В 1881 г. такой съезд проходил в Саранске, активное участие в котором приняли землевладельцы, земские гласные не только Саранского, но и других уездов Пензенской губернии.

Выставки с премированием лошадей, проводимые в уездных городах, также были очень популярны среди жителей городов и сел. Главная цель таких выставок - улучшение породы лошадей. В 1877 г. такие выставки прошли в Чембаре, Краснослободске, Н. Ломове, в 1878 г. - в Наровчате, Керенске, в 1879 г. - в Мокшане. Проведению данного мероприятия предшествовала опре-

деленная подготовка. Прежде всего, уездное земское собрание, на основании постановления, принимало решение об открытии выставки, при этом выделялись определенные суммы денег на выдачу премий победителям. Главное управление Государственного коннозаводства также выделяло небольшие средства для выдачи премий по 15 руб. за жеребца и жеребенка. 29 июня 1887 г. в городе Наровчате накануне Петровско-Павловской ярмарки, была открыта выставка случных общественных жеребцов и молодых жеребят. На выставку было представлено 30 жеребцов-производителей и 123 жеребенка. По результатам выставки высшие премии выданы: в 30 руб. крестьянину села Лячи Андрею Васильевиче Каляскину, в 25 руб. отставному фельдфебелю из с. Колояра Дмитрию Тимофеевичу Гришаеву и в 15 руб. (от управления Государственного конноводства) крестьянину с. Крутого Студенца Ивану Егоровичу Кочеткову [9]. Комиссия, производившая обзор выставки, пришла к заключению, что лучшими лошадьми, как и на прежних выставках, является приплод от кобыл, случаемых с казенными жеребцами, поэтому открытие в Наровчатском уезде случных пунктов из казенных жеребцов Починсковской заводской конюшни являлось лучшей мерой к улучшению в уезде коневодства. Необходимо было убедить крестьян разводить лошадей от казенных жеребцов. После проведения выставки комиссия пришла к заключению, что подаренный правительством Наровчатскому земству случной жеребец «Батрак» оказывает существенную пользу для уезда, потому что приплод от него, представленный на нынешней выставке, признан вполне заслуживающим премий по своим хорошим формам [9].

Устраивали не только выставки лошадей, но и беговые испытания, которые собирали большое количество зрителей. Ипподромов в небольших уездных городах не было, поэтому город выделял место, часто недалеко от ярмарочной площади, устраивали круг (верста в окружности) и строили небольшую беседку для публики. Инициатором проведения таких мероприятий часто становился губернатор. Так, Саранское общество купцов и окрестных помещиков долго собиралось устроить беговые испытания в своем городе, но все это только говорилось, а самого дела не было, потому что не было лица, которое бы дало общему настроению толчок. В 1873 г. незадолго до ярмарки, Пензенский губернатор Ал.Ал. Татищев предложил составить подписку для устройства ипподрома с назначением призов для беговых испытаний. Подписка была быстро организована, бега были назначены на 5 и 6 сентября, так как в эти дни Саранская ярмарка бывает в полном разгаре. Место для бега выбрали близко от ярмарки и от города, ровное на всем протяжении, без пригорков. Но так как испытания устаивались впервые, недостатки все же были: дорога бега не была отчищена и представляла совсем не накатанный луг, да еще с немалым количеством ямок и кочек; ямки эти засыпаны были песком, но его разбросали во время бега по всей дороге и она стала еще тяжелее, поэтому лошади не могли ехать свободно, как по твердому грунту, а должны были везти все время в упор, без малейшего наката. Наездники потом говорили, что ямки не позволяли им посылать лошадь на полный ход, так как оступившись на неровностях круга, она легко могла сделать сбой [2]. Резвых лошадей на этих соревнованиях не оказалось, участники объясняли это тем, что дело было организовано незадолго до бегов и никто не готовил лошадей заранее, так что записывались лошади не выдержанные, прямо из конюшни [2].

Проводимые в уездных городах ярмарочные торги во второй половине XIX в. по-прежнему оставались важными центрами экономической и культурной жизни. В 1864 г. в Пензенской губернии ежегодно собиралось 45 ярмарок, самыми значительными из которых в уездных городах были в Нижнем Ломове и Саранске. Ярмарки проходили в каждом уездном городе Пензенской, Симбирской и Самарской губерний.

Ярмарки, проводившиеся в городах, носили характер общих праздников. Иногда они приурочивались к какому-нибудь знаменательному дню или периоду (рождеству, Масленице, Пасхе, Троице и т.д.), но почти обязательно сами становились событием в городской жизни. В это время в городах становилось многолюдно, царила атмосфера всеобщего оживления. На ярмарках работали карусели, в деревянных балаганах, «театрах» и просто на улицах выступали акробаты, фокусники, шарманщики, небольшие актёрские труппы.

К концу XIX в. ярмарки сильно изменились, стали терять свое прежнее значение и постепенно превращались в обыкновенные хорошие базары.

В своей работе «Прошлое города Корсуна (краткий исторический очерк)» В.Э. Красовский, действительный член Ученой архивной комиссии, который занимался историко-статистическим исследованием уездных городов и селений, писал: «В настоящее время Троицкая ярмарка по количеству привоза не столько уменьшилась, сколько видоизменилась: вместо дорогих гуртовых колониальных, бакалейных, мануфактурных и москательных товаров, на ярмарку стали поступать дешевые и громоздкие продукты земледелия, а также товары необходимые в крестьянском обиходе. На ярмарку приводят много заводских и рабочих лошадей и сгоняют гурты рогатого скота и овец. Лошадей берут ремонтеры для казны и евреи для заграницы, а рогатый скот скупают прасолы из Саранска, Арзамаса, Нижнего-Новгорода и др. местностей для летнего отгула и перепродажи на Нижегородской ярмарке. Как бы то ни было, но Троицкая ярмарка и по настоящее время, не смотря на не благоприятные условия, далеко еще не потеряла своего значения для западной части Симбирской губернии» [3, с. 46].

На скотской ярмарке в продажу шел преимущественно мелкий скот и лошади. Всякое животное, прежде чем перейти к другому хозяину, подвергалось неоднократной экспертизе со стороны покупщиков. «Крестьянин берет намеченную им корову за рога, раскрывает ей рот в молча смотрит в зубы; затем, опустив голову коровы, отступает шаг назад, о чем то раздумывая и что-то наблюдая, опять вновь подходите, берет корову за хвост, с глубокой внимательностью начинает рассматривать кончик хвоста. Другой, подойдя к корове, смотрит ей в зубы, щупает под шеей, тыкает пальцами между ребер, точно считая их» [10]. На таких ярмарках собиралось большое количество маклеров. Многие покупатели не знали лошадей, потому полностью полагались на знания маклеров: авось, в самом деле, укажет подходящую лошадь? Другие пользовались услугами маклеров, как «всезнаек»: считая, что им известно, где, у кого, какая лошадь. Третьи имели дело с маклерами потому, что никак не могли от них избавиться.

Кардинально изменились и ярмарочные развлечения. В начале XIX в. князь Иван Михайлович Долгорукий, побывавший на Саранской ярмарке, писал: «Ярмарочные увеселения состоят в обыкновенных народных играх: куклы пляшут, медведя водят на цепи, верблюда заставляют кланяться и тому подобное» [1, с. 133]. В 1908 г. своими впечатлениями поделился наблюдатель, также посетивший Саранскую ярмарку: «В текущем году на нашу ярмарку прибыл электротеатр «Иллюзион». Но навряд ли ему посчастливилось: публика смотрела больше даровые представления, а вовнутрь шла мало. Была «карусель» (раньше их было больше), владелец которой вознамерился, очевидно, поживиться за счет деревенской толпы. Но и здесь как будто, безуспешно: стараясь удержать деньги в кармане и посмотреть даровое зрелище, серая публика, сбивала цену за катание на карусели с традиционного пятачка до одной копейки» [10].

Ещё одним развлечением был просмотр «туманных картин». Так назывались нарисованные на стекле прозрачными красками изображения, которые рассматривали в темноте при помощи проектора - «волшебного фонаря». Это зрелище привлекало большое число зрителей.

Здесь же в стороне вертят «шарманку». Крестьянская молодежь с несомненным удовольствием покупает билетики «счастья» с такими например, надписями: «тебя кругом обманывают, а ты по слабоумию веришь», или: «раны, полученные из-за любви, имеют свою прелесть», и т.д.» [10].

Любая ярмарка собирала большое число «нищих» - безруких, безногих, искалеченных. «Уже на походе к ярмарке со всех сторон доносится унылое пение: "Господа праведные, подайте, господа милостивые, подайте". Рядом с ними "странники", которые собирают целые толпы народа. Сладкие сердцу простолюдина речи так и льются из "благочестивых" уст "Божией" братии. Мужики и бабы жадно внимают небылицам, с затаенным дыханием слушают "странника", крестятся, охают, вздыхают и не одну слезу уронят из глаз...» [10]. Крестьяне шли на ярмарку не столько для того, чтобы продать или купить, а скорее для того, чтобы развлечься. В этом отношении они находили для себя полное удовлетворение.

Средние и малые города служили каркасом территориальной структуры страны, важнейшей частью которой являлась сельская местность. Именно в жизни уездных городов наиболее ярко выразилось сочетание традиционной крестьянской и мещанской культур, что служило импульсом для развития новых явлений. Уездные города становились средством модернизации, так как проводимые во второй половине XIX в. выставки сельских произведений, окружные сельскохозяйственные съезды, беговые испытания, выставки и премирование лошадей, ярмарочные торги превращали небольшие уездные города в важные центры экономической и культурной жизни сельскохозяйственной округи.

Литература и источники

1. Долгорукий И.М. Изборник. 1764-1823 / И.М. Долгорукий. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых,
1919.
2. Корреспонденция из Саранска. Конские бега // Пензенские губернские ведомости, 1873. № 443.
3. Красовский В.Э. Прошлое города Корсуна / В.Э. Красовский. Симбирск, 1903.
4. О Городищенской выставке сельских произведений // Пензенские губернские ведомости, 1879. № 193.
5. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XXX. Пензенская губерния. СПб.: Изд. ЦСК МВД, 1903. 257 с.
6. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XXXIX. Симбирская губерния. СПб.: Изд. ЦСК МВД, 1904. 177 с.
7. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. XXXVI. Самарская губерния. СПб.: Изд. ЦСК МВД, 1904. 201 с.
8. Пензенские губернские ведомости. 1874. № 36, 59.
9. Результаты выставки лошадей в г. Наровчате // Пензенские губернские ведомости. 1887. № 150.
10. Саранская ярмарка. (Памятки, наблюдения, впечатления) // Пензенские губернские ведомости. 1908. № 196.
11. Сельскохозяйственная выставка. Керенск // Пензенские губернские ведомости. 1911. № 158.
12. Ульяновская - Симбирская энциклопедия: в 2 т. Т. 1. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2000. 592 с.
13. Цит. по: Урбанизация и культурная жизнь Сибири // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Омск, 1999. С. 4.

ГУСЕВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА - кандидат исторических наук, заведующая отделом теории и истории культуры, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, Саранск (guniign@list.ru).

GUSEVA TATYANA MIHAyLoVNA - candidate of historical sciences, culture theory and history department head, Scientific Research Institute of Humanities with Government of Republic Mordovia, Russia, Saransk.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты