Спросить
Войти

Из истории обществ взаимного кредита

Автор: указан в статье

ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВ ВЗАИМНОГО КРЕДИТА

Е.В. ВАСИЛЬЕВА,

заместитель начальника отдела сопровождения внешних заимствований Департамента гарантий и инвестиций Внешэкономбанка

История кредитных учреждений в России знает немало примеров, когда городские, земские банки и кредитные товарищества успешно решали задачи кредитования местной торговли и промышленности. В числе подобных учреждений можно назвать и общества взаимного кредита.

Главной чертой, отличающей процесс формирования банковской системы в России и Западной Европе, являлась роль государства, которая в России была определяющей. На протяжении всей истории развития кредитных учреждений в России характерной чертой являлось активное вмешательство правительства в лице госаппарата в кредит-но-банковскую сферу.

Поэтому, как любое другое кредитное учреждение в России, или любой другой банк, общества взаимного кредита возникли в России с санкции и «благословения» государства в отличие от Западной Европы, где их возникновение и формирование проходили, главным образом, стихийно под давлением потребности оборота и под влиянием различных групп и интересов общества.

С самого начала финансового кризиса, охватившего Европу в 1848 г., операции банков, связанные с выдачей ссуд и учетом векселей, прекратились. Государственные и ценные бумаги, долговые обязательства, акции и облигации обесценились. В то же время крупные торговые дома располагали солидным запасом товаров, но при отсутствии платежеспособного спроса были не в состоянии реализовать имеющиеся ценности. В этих обстоятельствах фабриканты, торговцы как лица, наиболее заинтересованные в преодолении сложившегося бедственного положения, атак-же люди, обладающие определенными познаниями в области финансов и банковского дела, вместе с государственными чиновниками, от которых зависело законодательное закрепление инициативы, пришли к заключению о целесообразности учреждения нового подходящего типа кредитного институга. Данный кредитный институт получил название Общества взаимного или соединенного кредита. Учрежденное общество успешно развивалось в Бельгии. В 1856 г. членом общества числился король Бельгии Леопольд 1. Сама идея об учреждении такого рода кредитных организаций была воспринята и реализована в Берлине, Вене, Амстердаме и Гамбурге.

В России тоже все начиналось со стихийного бедствия — пожара. В 1862 г., после опустошительного пожара, истребившего за несколько часов весь Щукин и Апраксины дворы со складами разнообразных товаров, преимущественно русского происхождения, вся городская петербургская торговля понесла значительные потери. В этих затруднительных обстоятельствах, Правительством со своей стороны были приняты меры к оказанию помощи беднейшим торговцам, которые были разорены совершенно. Кроме правительственной помощи, была оказана частная благотворительная помощь. Однако всего этого оказалось недостаточно. Для восстановления и последующего развития торговли требовались реальные капиталы, нужен был кредит. Тогда в России была впервые высказана мысль об учреждении Общества взаимного кредита.

Применение успешного западноевропейского опыта в российских условиях стало возможным прежде всего потому, что в конце 50-х гг. XIX в. века Российское Правительство провело ряд реформ, в том числе затрагивающих и банковско-кредитную сферу. В 1859 г. все существовавшие кредитные учреждения были ликвидированы, а в 1860 г. был учрежден Государственный банк. Одновременно с этим был открыт широк!Iй доступ частной и общественной инициатив к ус 1 ро11ству кредитных учреждений, для которых на тот момент не было выработано особой банковской системы, уставы их рассматривались и утверждались по мерс возникновения нового кредитного учреждения. Процесс учреждения банков ускорился, после того как в 1862 г. Министерство финансов России возглавил М.Х. Рейтерн, который начал активно проводить через Государственный совет проекты уставов банков в форме Обществ взаимного кредита и акционерных компаний — акционерных коммерческих банков, акционерных земельных банков. Первыми банками нового типа были банки краткосрочного кредита — Петербургское общество взаимного кредита и Петербургский частный коммерческий банк, созданные по инициативе Министерства финансов и при участии Государственного банка. Петербургское Общество

взаимного кредита, ставшее впоследствии одним из крупнейших коммерческих банков в России, было учреждено в 1863 г. по инициативе товарища управляющего, а затем управляющего Государственным банком Е.И. Ламанским.

Российское законодательство того времени классифицировало существующие в России кредитные учреждения по группам исходя из характера проводимых банками операций (активные и пассивные). По активным операциям банки, подразделялись на три группы: банки долгосрочного кредита, или ипотечные, краткосрочного кредита, или коммерческие, и ломбарды.

Кроме того, кредитные учреждения группировались по форме собственности и были: государственными, общественными и частными.

К государственным банкам относились: Комиссия погашения государственных долгов, Государственный банк, Государственные сберегательные кассы, Государственный дворянский земельный банк, Государственный крестьянский поземельный банк и некоторые другие.

К числу общественных банков причислялись кредитные организации, учреждаемые земствами, городами, купеческими и другими сословными обществами в форме акционерных коммерческих банков, городских кредитных обществ и городских общественных банков, земских банков, земельных банков и обществ взаимного поземельного кредита. Последние отличались от обществ взаимного кредита тем, что проводили операции по долгосрочному взаимному ипотечному кредитованию.

Что касается частных кредитных учреждений, то существовали две группы подобных учреждений: единоличные и основанные на началах сообщества или товарищества.

К первой группе относились меняльные лавки, банкирские конторы, ссудные кассы и другие разновидности банков, принадлежащие частным лицам.

Ко второй группе относятся товарищества полные, товарищества на вере, товарищества по участкам или компании на акциях, и кредитные организации, основанные на началах ограниченного кругового ручательства своих членов.

Кредитные товарищества, основанные на началах кругового ручательства своих членов, составляли довольно распространенный тип.

К ним-то и относились Общества взаимного кредита, а также поземельные банки, кредитные и ссудо-сберегательные товарищества.

Как уже отмечалось, существовали два типа Обществ взаимного кредита, а именно:

общества взаимного кредита, осуществляющие преимущественно операции краткосрочного кредитования, и такие общества относились к категории коммерческих банков, и Общества взаимного поземельного кредита, проводившие ипотечные операции и поэтому относящиеся к категории ипотечных банков.

В отличие от Обществ взаимного кредита краткосрочного кредитования Общества взаимного поземельного кредита просуществовали недолго. Первое общество взаимного поземельного кредита было учреждено в 1866 г. Однако вследствие падения курса кредитного рубля в 1877 г. общество стало испытывать серьезные затруднения и нехватку оборотных средств для проведения необходимых платежей. Правительством были предприняты меры, в частности оно приняло на себя часть убытков Общества, но даже это не смогло остановить ухудшения финансового состояния Общества. В 1885 г. Государственным советом при обсуждении вопроса об учреждении казенного Дворянского банка, было предложено министру финансов г-ну Н.Х. Бунге рассмотреть вопрос о мерах по исправлению сложившегося бедственного положения Общества взаимного поземельного кредита с использованием возможностей учреждаемого Дворянского банка. В качестве мер было предложено передать все дела Общества, его операции, капиталы и имущество Дворянскому банку, который взамен принял на себя все обязательства Общества, круговая порука, являвшаяся основополагающим принципом существования Общества, заменялась на правительственную гарантию.

Более успешно протекала деятельность обществ взаимного краткосрочного кредитования. В 1868 г. действовали четыре общества взаимного кредита, в 1871 г. — 19, в 1983 г. — 46, в 1875 г. их уже насчитывалось 81. Самым успешным до середины 1870-х гг. было возникшее первым Петербургское Общество, однако затем, после необоснованного кредитования ряда акционерных компаний, Общество понесло ощутимые потери, что незамедлительно сказалось на процессе развития обществ взаимного кредита в целом по России. Рост их числа во второй половине 1870-х гг. замедлился, а в следующем десятилетии вообще прекратился. Возобновившись лишь с середины 1890-х гг., он вдальнейшем происходил оченьбыстрыми темпами , чему способствовал учрежденный в это время Центральный банк обществ взаимного кредита. В 1900 — 1907 гг. количество обществ взаимного кредита увеличилось в 2,5 раза, а в 1908 — 1913гг. —в3,5раза. В итоге доля обществ взаимного кредита в основн ых активах кредитно-финансовой системы к 1914 г. была

равна 12,2 %, что было не намного меньше доли Государственного банка— 16,4%. На территории Российской Империи в это время действовало 1 108 обществ взаимного кредита.

Общества взаимного кредита располагались таким образом, что охватывали почти всю территорию империи, включая Царство Польское и западные губернии, Северный Кавказ, и Закавказье, Сибирь и Туркестан. Набольшее количество обществ взаимного кредита было сосредоточено в Кубанской области — 57 и в области Войска Донского — 31, а также в юго-западных губерниях: Подольской — 43, Херсонской — 39, Бессарабской — 34, Киевской — 33, Волынской — 32, Ека-теринославской — 29, Таврической —28, Полтавской — 25. По одному обществу действовало в Петрограде и Москве.

Целыообществ взаимного кредитаявлялось предоставление его членам на льготных условиях оборотных средств и оказание различных банковских услуг. Особенности организации обществ взаимного кредита обусловливались характером их клиентуры, ядро которой составляли предприниматели, не располагающие средствами, могущими служить для акционерных коммерческих банков надежным обеспечением возврата ссуды, и как следствие не имеющие возможности получить кредит в этих банках.

Общества взаимного кредита были организованы по принципу потребительских коопераций, т.е. участия членов общества в его прибыли и взаимного ручательства всех членов за каждого и каждого в известных пределах за всех. Таким образом, Общество взаимного кредита представляло собой кредитное товарищество, за долги которого каждый участник отвечает в размере открытого ему кредита, превышающего в десять-пять раз его членский взнос и определяющего величину его долевого участия в прибыли.

Вступление и выход из Общества были совершенно свободными. Заявление о вступлении рассматривалось Приемным комитетом Общества. Выход из Общества осуществлялся по собственному желанию клиента, и требовал только заблаговременной подачи заявления. Стать членом Общества моглюбой промышленник, торговец или служащий, желающий пользоваться кредитом и могущий предоставить соответствующее обеспечение. Прием в члены Общества допускался: • на основании залога Обществу недвижимого имущества, находящегося в городах и уездах губернии, где функционировало Общество взаимного кредита:

• на основании заклада государственных процентных бумаг, акций и облигаций, пользующихся гарантией правительства, а также закладных листов;

• на основании поручительства одного или нескольких лиц, признанных Обществом вполне надежными и платежеспособными;

• без всякого обеспечения, в том случае, если Правлению Общества была известна безупречная репутация кандидата как плательщика. Таким образом, чтобы вступить в члены Общества, достаточно было слыть аккуратным плательщиком и иметь хорошо налаженное, хотя бы и самое скромное, дело или даже только правильный заработок. С точки зрения коммерческой кредитоспособности эти требования были минимальными. Предоставляемое обеспечение оценивалось самими членами Общества взаимного кредита.

Каждый член Общества взаимного кредита по мере возникновения у него потребности в кредите мог прибегать к услугам Общества в размере предоставленного обеспечения и получать необходимую ему сумму наличными. Размер ответственности члена Общества был ограничен предоставленным обеспечением и полученным кредитом. Таким образом, вступление в Общество взаимного кредита не влекло за собой никаких чрезвычайных рисков и последствий и не угрожало целостности семейного имущества члена Общества.

Первым этапом организации Общества взаимного кредита являлась выработка устава. При этом учредители могли использовать разработанный Министерство финансов Образцовый устав обществ взаимного кредита. Проект устава подписывался не менее как 50 учредителями; нотариального заверения подписей при этом не предусматривалось.

К проекту устава прилагались следующие документы:

1. Список учредителей, подписавших проект с их возможно подробными сведениями об их имущественном и общественном положении.
2. Подписанное теми же 50 лицами прошение в Особенную канцелярию по кредитной части Министерства финансов в Санкт-Петербурге. Данное прошение должно было содержать в краткой форме просьбу об утверждении прилагаемого проекта устава и последующем уведомлении учредителей о решении, принятом Министром финансов. Поступающие таким образом в Особенную канцелярию по кредитной части комплекты документов подвергались проверке как с точки зрения правильности написания

устава, так и с точки зрения соответствия предоставленных учредителями сведений о самих себе истинному их общественному положению и имущественному состоянию. Для решения последней задачи Особенная канцелярия запрашивала казенную палату, и только после получения положительного ответа от нее приступала к рассмотрению вопроса о целесообразности открытия того или иного общества взаимного кредита. При этом принимались во внима-ниетакиефакты как: числосуществующихвданной местности обществ взаимного кредита, динамика их деятельности, уровень развития торговли, промышленности вданной местности, вероятный состав членов учреждаемого общества по роду занятий.

По утверждении министром финансов устава последний публиковался в Собрании узаконений и распоряжений правительства, после чего учредители имели право созвать первое учредительное собрание членов общества.

Полномочия учредительного собрания также предусматривались в уставе. После избрания органов управления организация Общества считалась законченной, и Общество могло приступать к выполнению предусмотренных уставом операций. В уставе всегда должна была присутствовать оговорка, при каком числе членов общество может приступать к проведению операций. Число это произвольно, но фиксация его была обязательна. Другим обязательным показателем был минимальный размер членского взноса. Общество не могло приступить к работе без оборотного капитала, сумма которого должна была равняться произведению минимального взноса на минимальное число членов Общества. Другими словами, для каждого Общества предусматривался обязательный минимум оборотных средств, отсутствие которых не позволяло обществу развернуть свою деятельность.

Кроме того, предусматривалось, что, если в течение шести месяцев после обнародования устава учреждаемого Общества данное Общество не приступило к выполнению операций, такое Общество взаимного кредита считалось несостоявшимся.

Органами управления Общества взаимного кре-дитаявлялись: Общее собрание, Совет, Правление и Приемный комитет. Общее собрание включало всех членов общества, за исключением тех, что допустили до протеста выданный ими вексель и за две недели додаты Общего собрания не оплатили его. Общее собрание созывалось один раз в год не позднее марта, но была так же предусмотрена возможность созыва чрезвычайных общих собраний. Общее собрание считалось состоявшимся, и его решения были легитимными, если на нем присутствовало не менее одной трети всех членов общества.

В Совет общества входили 6-24 депутата, избираемые Общим собранием, и все члены Правления Общества. Совет Общества министром финансов не утверждался.

Правление Общества состояло из трех и более членов, избираемых Общим собранием. Избранные члены Правления выбирали Председателя.

Члены Приемного комитета избирались Советом общества в количестве, предусмотренном уставом (какправило, 10 — 20человек). Членом Приемного комитета мог быть всякий член Общества взаимного кредита, не состоящий ни членом Правления, ни депутатом Совета.

Кроме перечисленных, органов управления, уставы обществ взаимного кредита в обязательном порядке предусматривали учреждение в своем составе Ревизионной комиссии. Это был исключительно контрольный орган Общего собрания, который приступал к работе только после сведения годового баланса. Задачи Ревизионной комиссии заключались в проверке отчетности и в оценке общего ведения дел Правлением и Советом.

Источники формирования необходимых капиталов, равно как и направления их расходования, четко и подробно оговаривались в уставе Общества.

Средства, которыми располагали общества взаимного кредита, подразделялись на капитал обеспечения, оборотный капитал, запасный капитал и прочие резервы.

Капитал обеспечения складывался из обязательств, подписанных членами общества, по ответственности, которую они несли за операции Общества. Обеспечением служили: недвижимое имущество, процентные бумаги, поручительство или личная благонадежность.

Оборотный капитал составлялся из десятипроцентных — по отношению ксумме открытого кредита — членских взносов. Размер таких взносов, по решению общего собрания Общества взаимного кредита, может быть увеличен до двадцати процентов, что, однако, не увеличивало автоматически суммы открытого кредита и меры ответственности члена Общества по операциям общества. Кроме членских взносов, в оборотный капитал общества, если его устав это позволял, могли входить ссуды, выдаваемые вновь учреждаемому обществу частными лицами или учреждениями. Эти ссуды отличались от членских взносов тем, что заимодавцы, например земство, городское общественное управление, торговое предприятие, не несли ответственности по операциям Общества сверх

суммы сделанного ими взноса, так как по уставу они не пользовались кредитом в обществе. Особенностью оборотного капитала обществ взаимного кредита яв-лялосьто, что величина этого капиталабыла непостоянна и в течение всего операционного периода его размер увеличивался в зависимости от принятия в общество новых членов. Изменения в обратном направлении вследствие выбытия членов, напротив, происходило один раз в год, после утверждения Общим собранием годового отчета.

Запасный капитал складывался из производимых ежегодно, вплоть до достижения запасным капиталом уровня оборотного, 10-процентных отчислений из чистой прибыли. По достижении запасным капиталом уровня оборотного, на основании решения Общего собрания, цели в отношении направления освободившейся части прибыли могли пересматриваться. Запасный капитал хранился только в государственных и гарантированных правительством ценных бумагах. Проценты по этим бумагам не поступали в состав общей прибыли Общества, а всегда присоединялись к запасному капиталу, предназначенному на покрытие убытков по операциям Общества.

Прочие резервы, такие, например, как резервы на покрытие стоимости дома, оборудование помещения и другие, формировались на основании постановлений Общего собрания на различные специальные расходы.

Общества взаимного кредита действовали в основном в своих собственных рамках, т.е. выполняли поручения членов Общества. В число таких операций входили:

1. Учет векселей. К учету принимались только те векселя, которые помимо члена Общества были подписаны еще одним лицом, в платежеспособности которого не было сомнений. В том случае, если такой уверенности не было, вступало в силу требование о «торговом» характере векселя. Это означало, что данный вексель должен был являться результатом сделки купли-продажи и обладать рыночной ценностью, а не служил обязательством внесения, например квартирной платы владельцу дома. Сроки векселей, представляемых к учету, не должны были превышать 6 месяцев.
2. Ссуды, сроком не более как на 6 месяцев под залог:

а) государственных фондов, акций и облигаций, гарантированных правительством, закладных листов и облигаций ипотечных учреждений — в размере не более 90 % биржевой цены этих бумаг, а также бумаг, не пользующихся гарантией правительства, в размере не более 50 % их биржевой цены;

б) товаров, не подверженных легкой порче, в размере не более 2/3 их стоимости на основании торговых цен, если товары эти сложены в безопасных и надежных помещениях под надзором Правления. Если эти товары застрахованы свыше суммы выданной под них ссуды не менее как на 10 %, сроком более срока ссуды не менее как на 1 месяц, и соответствующие страховые переданы обществу;

в) товарных документов, таких как: коносаменты, железнодорожные накладные, квитанции или свидетельства транспортных контор, пароходных обществ, обществ товарных складов, в размере также не свыше 2/3 стоимости товаров или грузов, указанной в этих документах, с тем чтобы товары эти и грузы были застрахованы в сумме, превышающей ссуды не менее как на 10 %;

г) драгоценных металлов и ассигнований на золото, добытое на частных приисках, в размере не свыше 90 % биржевой цены металла.

3.Открытие кредита по специальным текущим счетам допускалось под обеспечение, аналогичное обеспечению по срочным ссудам, а кроме того, и под векселя, удовлетворяющие условиям принятия векселей к учету.

Эта операция в общем была сходна с выдачей срочных ссуд под залог. Различие было в том, что:

а) клиент мог распоряжаться открытым ему кредитом по частям, и в этом случае проценты взимались лишь с суммы произведенной ему выдачи;

б) срок ссуды заранее неизвестен, и Общество в любой момент могло потребовать возврата ссуды.

Все бумаги, принимаемые в залог, атакжевобес-печение по специальным текущим счетам, в портфель обществ взаимного кредита, как и вообще банков, не подлежали обезличиванию. Поэтому залогодатель или дебитор по онколю мог потребовать у Общества возврата бумаги того именно номера и серии, какие имела принятая от него бумага.

Бумаги и товары, обеспечивающие членский кредит, не могли одновременно служить залогами по срочным ссудам и обеспечением кредита по специальным текущим счетам.

Однако по некоторым операциям клиентами обществ взаимного кредита могли выступать и посторонние лица. В частности ,общества осуществляли следующие операции:

1. Открытие и ведение текущих счетов, инкассирование. переводы. Эти операции находятся втес-ной взаимосвязи. Конечно, и клиент, не имеющий текущего счета в обществе, мог при случае поручить Обществу выполнить денежный перевод в другой город, или инкассировать иногородний вексель. Но

регулярно такие поручения давались лишь теми лицами, которые, будучи вкладчиками, по текущим счетам находились в наиболее частых и многосторонних деловых отношениях с Обществом.

2. Прием вкладов срочных и до востребования. Привлечение вкладчиков — одна из главнейших забот Правления. Борьба за вкладчиков велась по всему фронту кредитных учреждениий. Конкурентами обществ взаимного кредита по этой операции были не только акционерные банки с их широко раскинутой сетью отделений, городские общественные банки, разного рода учреждения мелкого кредита, в том числе ссудосберегательные товарищества, но и государственные сберегательные кассы, к которым население уже в то время привыкло и относилось с доверием.

Инструментом привлечения вкладов выступали так называемые «вкладные билеты». Эти билеты были именными, выдавались только одному лицу, на суммы не менее 50 руб.

Установление лимита в 50 руб. способствовало тому, что поток мелких вкладчиков, не являвшихся постоянной и надежной клиентурой для обществ взаимного кредита, отсекался. В случае ликвидации Общества посторонние владельцы «вкладных билетов» обладали преимущественным правом удовлетворения своих требований перед вкладчиками-членами Общества.

Подробности регламентации приема срочных и бессрочных вкладов определялись Правлением Общества с одобрения Совета. Правление принимало следущие постановления:

• о минимальном сроке, в течение которого вкладчик обязан был продержать бессрочный вклад в Обществе, чтобы получить право на проценты по тарифу бессрочных вкладов;

• о том, требуется ли для выдачи бессрочного вклада предварительное уведомление вкладчиком Общества и, если требуется, то за какое время до востребования вкладов разной величины Общество должно было получать такое уведомление;

• о последствиях отсутствия каких-либо распоряжений клиента относительно принадлежащего ему вклада по истечении срока последнего: прекращается ли с этого момента начисление процентов вовсе, или проценты начисляются по тарифу для бессрочных вкладов;

• о ставках процентов по срочным и бессрочным вкладам и о порядке публикации сведений об этих ставках, и о всяком последующем их изменении.

3. Учет процентных бумаг, вышедших в тираж. купонов, билетов на срочные вклады и др.

Существовавший 3-месячный промежуток времени между днем выпуска таких бумаг и датой платежа по ним давал возможность обществам взаимного кредита принимать их к учету.

4. Покупка и продажа ценных бумаг, обращение которых было разрешено в России, и иностранных векселей по поручению и за счет клиентов.

Данная операция не проводилась в кредит, а только после получения Обществом от клиента денежной суммы в необходимом размере. Это было продиктовано тем, что общества взаимного кредита стремились предотвратить возможность спекулятивных сделок на разницу между курсом покупки и продажи ценной бумаги на бирже. Характерно, что общества взаимного кредита без энтузиазма относились к тем возможностям, которые давала биржевая игра в отношении приумножения капиталов. Располагая ограниченными оборотными средствами, общества неохотно прибегали к биржевым операциям, имея в виду их оборотную сторону — высокий риск. Куда безопаснее было придерживаться ведения регулярных операций по выдаче ссуд и учету 12 векселей. Конечно, по поручениям давних и солидных клиентов и самих членов Общества такие операции выполнялись, но не носили массового характера.

5. Выдача ссуд под соло-векселя, обеспеченные залогом сельскохозяйственных имений.

Эти ссуды выдавались с целью снабжения сельских хозяев оборотными средствами для ведения хозяйства.

Размер кредита по этим ссудам определялся:

• оценочной стоимостью имения, причем кредит по соло-векселям вместе с другими долгами залогодателя, числящимися на имении, во всяком случае не должен был превышать 75 % оценочной стоимости;

• величиной оборотных средств, необходимых для ведения хозяйств в имении, но максимальный размер кредита по соло-векселям не должен был превышать 75% такой величины.

6. Страхование от тиражей погашения билетов внутренних с выигрышами займов.
7. Переучет Обществом учетных векселей в других кредитных учреждениях и перезалог процентных бумаг, принятых в заклад от клиентов с их согласия.

В процессе осуществления своей деятельности общества взаимного кредита должны были соблюдать определенные экономические нормативы, а именно: 1. Сумма всех обязательств Общества по вкладам (в том числе на текущий счет), принятых от

посторонних лиц (иногда и членов), не должна была превышать более чем в 5 раз оборотного капитала Общества.

2. Сумма всех обязательств Общества по всем его пассивным операциям (вклады, переучеты, залог, перезалог, специальный текущий счет) не должна была превышать более чем в 10 раз капитала обеспечения Общества.
3. Кассовые средства (вместе с вкладами обществ на текущий счет в учреждениях Государственного банка, или в сберегательных кассах) должны были постоянно поддерживаться на уровне не менее 10 % общей суммы обязательств обществ по всем его пассивам.

По итогам деятельности Общества за год Правлением составлялся годовой отчет, который не позже чем за месяц до дня назначенного Общего собрания передавался в Ревизионную комиссию.

Годовой отчет содержал суммарные данные об оборотах по всем счетам пассива и актива. Эти данные детализировались в приложениях к отчету по месяцам.

Вообще относительно освещения своей деятельности в отчетах общества не были связаны никакими предписаниями.

Общества взаимного кредита обязаны были публиковать ежемесячные и годовые балансы в указанных их уставами периодических изданиях. Годовой баланс вместе с отчетом (который также публиковался) со всеми относящимися к немудокументами (отчет Ревизионной комиссии, доклады Совета и Правления, протокол Общего собрания) и ежемесячные балансы общества обязаны были представлять своевременно в Особенную канцелярию по кредитной части Министерства финансов.

Следует отметить, что кредитно-банковская система дореволюционной России так и не успела стать подлинно двухуровневой.

Однако общества взаимного кредита занимали в ней свое собственное место, и их деятельность отвечала потребностям рынка, который набирал силу в России в начале XX в. После 1917г. положение изменилось.

Октябрьская революция поставила вопрос о месте кредита и банковско-кредитной сферы при социализме. Это был частный вопрос экономической политики и программы новой власти, имевшей целью ликвидацию товарно-денежных отношений и замену их социалистическим производством и распределением. Поэтому кредиты и банки, как и деньги, должны были «выпасть» из новой хозяйственной системы.

В сентябре 1918 г. был издан Декрет о монополизации всего банковского дела в полном объеме. В этом Декрете впервые упоминался термин «ликвидация» как способ национализации кредитных учреждений. На основании Декрета были изданы постановления о ликвидации ряда банков, в том числе постановлением от 10 октября 1918 г. были ликвидированы общества взаимного кредита.

Ссередины 1921 г., с окончанием гражданской войны, наметился четкий перелом в экономике. Сущность новой экономической политики заключалась в восстановлении товарно-денежных отношений, но не в стихийных формах, а на основе регулирования государства.

С переходом к новой экономической политике и восстановлению свободного товарооборота и денежного хозяйства перед руководящими органами РСФСР и других союзных республик встала задача организации кредитной системы, которая могла бы охватить все многообразные стороны народного хозяйства страны. Скоро выяснилось, что с учреждением одного Государственного банка проблема создания кредитной сети не может считаться разрешенной.

Особенностью экономического уклада того времени являлось то, что сельскохозяйственный сектор и торговля оставались вне огосударствления и фактически сохраняли частнохозяйственную собственность. Поскольку немедленное вытеснение из этих сфер товарно-денежных отношений с заменой их национализированным хозяйством было экономически невозможно, экономика страны имела двойственный характер: сохраняла элементы частнохозяйственных и товарно-денежных отношений.

Ввиду особых условий, в которых частный капитал находился в советском государстве, при решении вопроса о типе и структуре кредитных организаций, учреждаемых для финансирован ия частного пром ы ш-ленного и торгового оборота, приходил ось учитывать ряд обстоятельств, влияющих на характер работы этих организаций. Чтобы иметь шансы на привлечение в обороты возможно большей суммы частных средств при наличии боязни выявить свои капиталы, кредитные организации прежде всего должны были стать близкими к частным предпринимателям и завоевать ихдоверие. Это могли выполнить учреждения, создаваемые и управляемые частными предпринимателями. Вместе стем в самой основе организации этих учреждений должны были находиться элементы, дающие уверенность государственной власти, что деятельность их не при несет вреда для советского строительства. Меры правительства по регулированию частного рынка не должны были встретить сопротивления со стороны этих учреждений. Ввиду этого частные кредитные учреждения не должны были стать организациями крупного частного капитала, а должны были явиться организациями преимущественно средней и мелкой частной торговли и промышленности. Отсюда возникала необходимость придать структуре этих учреждений такой характер, чтобы они не могли сделаться орудием финансового влияния ограниченного круга частных предпринимателей. Кроме того, работа этих организаций должна была протекать так, чтобы государственные органы имели возможность постоянного контроля за их деятельностью, а также в нужных случаях могли осуществить воздействие на направление их работы.

Из существовавших в дореволюционное время кредитных учреждений наиболее удовлетворяющими по своей структуре этим требованиям являлись общества взаимного кредита.

Восстановление кредитной системы проходило в условиях, когда еще не сложилось определенного понятия о месте и функциях, которые она должна была выполнять в советском государстве. Поэтому процесс воссоздания во многом шел по образцам рыночной банковской практики предыдущего периода. Элементы подражательности имели место и при построении структуры банков и кредитных учреждений, и при организации ихопе-ративной работы.

Первые общества взаимного кредита начали возникать, когда еще не было особых законодательных актов, регулирующих как порядок учреждения обществ, так и их деятельность. После разрешения нескольких обществ по отдельным уставам было принято решение о разработке нормального устава обществ взаимного кредита. Разработанный устав был утвержден Советом труда и обороны 2 сентября 1922 г., и одновременно с этим было поручено Народному комиссариату финансов в дальнейшем разрешать общества, если уставы их не будут иметь существенных отступлений от нормального устава. Необходимо отметить, что нормальный устав обществ взаимного кредита в своих основных чертах воспроизводил ранее действовавшие уставы со сравнительно небольшими изменениями, вызванными новыми условиями деятельности обществ.

На нормальный Устав были переведены и все ранее разрешенные Общества взаимного кредита.

Постановлением Совета труда и обороны от 10 ноября 1922 г. о порядке утверждения уставов и надзоре за деятельностью кредитных учреждений

был установлен общий для всех кредитных учреждений, в том числе и для обществ взаимного кредита, порядок учреждения и правительственного надзора за их деятельностью. В развитие этого постановления Наркомфином был издан ряд инструкций, из которых можно назвать основную Инструкцию от 7 мая 1923 г., а также циркулярных разъяснений, которыми подробно регламентировался порядок прохождения ходатайств о разрешении новых обществ взаимного кредита, а также устанавливались правила надзора за ними.

Согласно Уставу, целью Общества взаимного кредита являлось предоставление своим членам необходимых для них оборотных капиталов.

Обществам взаимного кредита было предоставлено право производить почти все банковские операции. Обществу было разрешено:

• учитывать векселя сроком не свыше 6 месяцев и не менее как с двумя подписями;

• выдавать срочные ссуды, также не более как на 6 месяцев;

• открывать специальные текущие счета под обеспечение товарами, машинами и инвентарем, товарными документами, государственными ценными бумагами, иностранной валютой и благородными металлами;

• обществам разрешается также выдавать ссуды сроком не свыше 9 месяцев для ремонта и благоустройства строений под залог этих строений или доходов с них.

Все перечисленные виды кредитов общества имели право открывать только своим членам за исключением выдачи ссуд под залог го?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты