ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 94: 378, 11(571,513)
РУКОВОДИТЕЛИ АБАКАНСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТОВ (К ИСТОРИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАКАСИИ)
Н. Я. Артамонова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье представлены краткие биографические сведения о жизни и деятельности руководителей Абаканского учительского и педагогического институтов. Выявлен вклад каждого из них в развитие высшей педагогической школы Хакасии. Сделан вывод о том, что наибольших результатов Абаканский педагогический институт добился в период руководства вузом представителями местной интеллигенции.
В 2014 году исполнится 75 лет со времени зарождения высшего педагогического образования в Хакасии. 14 сентября 1939 года состоялось торжественное открытие в г. Абакане учительского института [1, с. 19]. Это было событие огромной исторической важности, заложившее основу для дальнейшего развития высшей школы в одном из национальных районов Южной Сибири.
Отдельным проблемам высшего педагогического образования в Хакасии посвящено немало публикаций, но единственной комплексной работой, в которой всесторонне раскрыта история становления и развития педагогического института за 50 лет, является лишь монография С. П. Ултургашева «Был всегда нацелен на будущее» [1]. Эта добротная работа стала, по сути, настольной книгой для исследователей, для тех, кто интересуется историей высшего образования в Хакасии. Эффективность работы любого образовательного учреждения во многом зависит от личности руководителя, его опыта управления, умения принимать решения, индивидуальных качеств. За более чем полувековой период существования (1939-1994 гг.) в Абаканском учительском и педагогическом институтах по разным причинам сменилось девять руководителей. Это были разные люди, представители разных поколений: от познавших опыт революций 1917 года и гражданской войны до людей, родившихся в период массовых репрессий и воспитанных на ценностях Великой Отечественной войны. Их активная деятельность пришлась на период расцвета советского государства.
Первым директором учительского института был В. Г. Дубов. Он имел некоторый опыт административной работы, поскольку в системе народного образования стал работать с начала 1920-х гг.
Венедикт Григорьевич Дубов родился в 1895 году в с. Черемхово Иркутской губернии в семье псаломщика. Семья состояла из десяти человек, доходы главы семьи были мизерные, и поэтому Дубовы часто бедствовали. Старшие братья, как писал в автобиографии В. Г. Дубов, образования не получили. Он же в 1916 году окончил Иркутскую духовную семинарию. В период обучения в семинарии ему приходилось зарабатывать на хлеб: ездил с топографической партией в тайгу, а также занимался репетиторством [2, оп. 2, д. 219, л. 6].
В 1918 году В. Дубов поступил в Казанский университет на историческое отделение, и, поскольку средств на обучение не хватало, ему пришлось работать и телеграфистом на Казано-Екатеринбургской железной дороге, и учителем в одном из детских домов. И всё-таки из университета пришлось уйти. Со взятием в 1918 году белыми Казани он уехал в Сибирь [2, оп. 2, д. 219, л. 6, об.]. В деревне Холмогой Иркутского уезда, где жил отец, юноша принимал участие в установлении советской власти. С приходом Красной армии он участвовал в работе волостного революционного комитета, а затем стал его председателем. В 1920 году был избран секретарём Заларинского райкома партии. В марте 1921 года В. Дубова назначили на должность заведующего уездным отделом народного образования Черемховского уезда.
С этого времени его жизнь была тесно связана с системой народного образования [2, оп. 2, д. 219, л. 7, об.]. В 1924 году ему удалось возобновить обучение, но уже в Иркутском государственном университете, на факультете общественных наук, по окончании которого В. Дубов несколько лет руководил отделами народного образования в г. Иркутске, в Ойротии (в настоящее время Республика Алтай), был директором краевого института повышения квалификации, главным редактором Объединения государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ) в г. Новониколаевске. В 1934 году он возглавил педагогическое училище в г. Абакане [2, оп. 2, д. 219, л. 7, об.], а в 1939 году стал директором учительского института, положившего начало высшему образованию в Хакасии. В этот начальный, самый трудный период становления института были организованы первые кафедры, которыми стали: кафедры марксизма-ленинизма (заведующий В. Г. Дубов), истории (заведующий М. Ф. Кукушкин), языка и литературы (заведующий П. П. Немирова), физики и математики (заведующий М. М. Бородаев, затем И. Ф. Родкевич), педагогики (заведующий А. Н. Устинов) [1, с. 20]. При В. Г. Дубове были открыты заочное отделение, отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ [1, с. 21, с. 24]. Великая Отечественная война внесла коррективы в работу учительского института. Изменился преподавательский состав за счёт специалистов, эвакуированных из московских вузов (профессор С. А. Токарев, кандидат физико-математических наук, доцент Б. В. Кутузов, кандидат филологических наук Л. С. Шептаев и др.) [1, с. 23]. В целом же первому директору удалось создать педагогический коллектив, сформировать представление об Абаканском учительском институте как интеллектуальном центре на территории Южной Сибири. В декабре 1943 года В. Г. Дубов был освобождён от выполнения обязанностей директора Абаканского учительского института в связи с переходом на другую работу [2, оп. 2, д. 219, л. 18]. 27 декабря 1943 года он приступил к исполнению обязанностей директора Пензенского педагогического института [3, с. 21; 4, с. 13]. Опыт административной деятельности, приобретённый В. Г. Дубовым в Абакане, пригодился ему в Пензе, поскольку здесь ему пришлось столкнуться со старыми проблемами: слабой материальной базой, дефицитом преподавательских кадров, значительным отсевом студентов [4, с. 13].
Преемником В. Г. Дубова на посту директора Абаканского института стал А. Н. Пархоменко, который прибыл в Абакан в 1940 году после окончания исторического факультета Саратовского государственного университета и был принят на работу старшим преподавателем Абаканского учительского института.
Андрей Никитович Пархоменко родился в 1914 году на хуторе Шкуратовка Ворожбянской волости Харьковской губернии [2, оп. 3, д. 176, л. 1]. После окончания средней школы, до поступления в университет в 1935 году, он в течение почти пяти лет работал учителем Шкуратовской неполной средней школы, которую сам когда-то окончил. В 1934-1935 гг. заведовал неполной средней школой в селе Михайловка Саратовского края [2, оп. 3, д. 176, л. 1, об.].
В Абакане молодого человека с хорошим вузовским образованием заметили в областном комитете ВКП(б) и в 1941 году утвердили внештатным лектором, затем заведующим отделом школ Хакасского обкома партии. В декабре 1943 года он был утверждён в должности директора Абаканского учительского института [2, оп. 3, д. 176., л. 3, л. 1].
В соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР от 10 февраля 1944 года на базе Абаканского учительского института был открыт педагогический институт в составе трёх факультетов: русского языка и литературы, физико-математического и исторического. Пединститут располагался в том же здании, что и учительский. [5, д. 8, л. 48].
Первым директором нового института стал А. Н. Пархоменко. Он же являлся одновременно и директором учительского института. В данной должности Андрей Никитович проработал до 1947 года. Это были непростые годы в жизни двух институтов и самого директора, поскольку совпали с Великой Отечественной войной и тяжёлым послевоенным временем. За этот период значительно изменился педагогический состав институтов. Эвакуировался и уехал на прежнее место работы профессор С. А. Токарев. Были отозваны Нарком-просом РСФСР доценты Б. В. Кутузов, старшие преподаватели Чистополов, Ипатов и др. [1, с. 29]. В то же время на работу в Абакан прибыли Ц. Г. Гринберг, Ю. А. Шибаева, Г. А. Бенкевич, Д. Е. Хайтун и др.
Изменения произошли и в структуре институтов. Для обоих институтов были созданы общие кафедры: марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, истории, литературы, хакасского языка и литературы, физики и математики, военной и физической подготовки. [1, с. 29].
Анализ документов свидетельствует о том, что оба института, учительский и педагогический, являли собой единое целое по финансовым делам, административному руководству, профессорско-преподавательскому составу, учебно-материальной базе [1, с. 30]. Такое положение сохранялось до 1954 года, то есть до закрытия учительского института.
В 1947 году А. Н. Пархоменко стал секретарём Хакасского обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации, хотя Красноярский крайком партии был против освобождения его от должности директора институтов [2, оп. 3, д. 176, л. 8]. Вот как характеризовал Хакасский обком партии молодого директора: «Энергичный, растущий работник, проявляет большую заботу о нуждах института и коллектива студентов и педагогов. Старается в работу внести организованность и сплочённость, в результате этого педколлектив стал относиться к организации
учебно-воспитательного процесса ответственнее и лучше» [2, оп. 3, д.176, л. 16]. В характеристике также отмечалось, что за год работы директором «благодаря неустанной заботе Пархоменко обеспечена бесперебойная работа института». В то же время, отмечая прекрасные организаторские способности А. Н. Пархоменко, обком партии обращал внимание на то, что «в учебно-воспитательной работе коллектив ещё не обеспечил полных успехов», успеваемость студентов низкая, из 268 студентов 123 неуспевающих. За полгода отсеялось 19 человек [2, оп. 3, д.176, л. 16].
В сентябре 1945 года А. Н. Пархоменко написал докладную записку секретарю Хакасского обкома ВКП(б) Афанасьеву, в которой попросил перевести его по состоянию здоровья в один из вузов Крыма или Северного Кавказа, где он смог бы поправить пошатнувшееся здоровье. Объяснив причину приезда в Абакан тем, что в 1940 году после окончания Саратовского университета НКП РСФСР направил его в Абакан на два года, он написал: «Как коммунист, я этому поверил и без особой агитации поехал в Абакан. Вместо двух лет я проработал пять лет» [5].
Дальнейшая судьба Андрея Никитовича сложилась не совсем удачно. Проработав в должности секретаря Хакасского обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации чуть более полугода, он был уволен, как отмечалось в справке о решении бюро Хакасского обкома ВКП(б) от 18 июня 1947 года, «за преступно-халатное отношение к расходованию государственных средств по работе в институте» и незаконное получение денежных средств. За это ему был объявлен строгий выговор с занесением в учётную карточку. Кроме того, Хакасский обком партии ходатайствовал перед крайкомом и ЦК ВКП(б) об освобождении А. Н. Пархоменко от работы секретаря обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации. [2, оп. 3. д. 176, л. 21]. Андрей Никитович написал заявление с просьбой «в виду исключительных семейных обстоятельств» разрешить выезд на Украину, где жили его родители и которые, как написал он в заявлении, «смогут помочь ему в воспитании его детей» [2, оп. 3. д. 176, л. 23]. Но он уехал в Курск, где вернулся «на исходную должность старшего преподавателя кафедры всеобщей истории Курского педагогического института. Занимал эту должность до кончины» [6, с. 201].
В связи с переводом А. Н. Пархоменко на партийную работу в Хакасский обком ВКП(б) новым директором учительского и педагогического институтов Министерство просвещения РСФСР утвердило М. П. Русакова, биография которого мало чем отличалась от жизненного пути административных работников того времени.
Родился Матвей Петрович в 1904 году в д. Харинская Московской области. Здесь же после окончания начальной школы с двенадцатилетнего возраста он начал работать на маслобойне учеником-вальцовщиком. В голодный 1919 год семья переехала в Самарскую губернию, где отец плотничал, а Матвей пас коров. В 1920 году от тифа умер отец, а через год от холеры умирает мать. Малолетних сестру и брата забрали в приют, Матвей вместе с другими голодающими Поволжья отправился на Украину в г. Чернигов, где устроился на подённую работу на лесопильный завод. В 1922 году он переезжает в Донбасс (г. Артемовск) и поступает работать в совхоз. Там же вступает в комсомол. После ликвидации совхоза некоторое время работает на Часов-Ярском государственном керамическом заводе, где он стал членом ВКП(б)Украины.
После службы в рядах Красной армии М. Русакова направляют на учёбу в Артёмовскую окружную партийную школу II ступени. После окончания школы (1930 г.) он работает по партийной линии в Краматорске. В 1933 году по решению мандатной комиссии ЦК ВКП(б)У командируется на учёбу в Харьков в Институт красной профессуры, затем - в Москву в Высший коммунистический институт просвещения на педагогическое отделение. После его окончания в 1938 году он был рекомендован на должность директора Омского педагогического института.
В самом начале Великой Отечественной войны Матвея Петровича призвали в армию, и только в 1946 году он вернулся на прежнее место работы, в Омский пединститут, на должность старшего преподавателя педагогики [2, оп. 1. д. 268, л. 3, об., л. 7, об.].
старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии до ухода на заслуженный отдых в 1964 году [1, 43; 2, оп. 1, д. 268, л. 14].
После М. П. Русакова во главе Абаканского учительского и педагогического институтов встал Е. А. Мохов. Это был первый учёный, кандидат исторических наук, возглавивший институт [1, с. 43].
Евгений Александрович Мохов родился в 1917 году в г. Харькове, получил высшее образование. Вузовской деятельностью начал заниматься с 1938 года [1, с. 43]. С началом Великой Отечественной войны был мобилизован на фронт; награждён орденом Отечественной войны II степени и тремя медалями.
По окончании войны Е. А. Мохов вновь приступил к вузовской работе, окончил заочную аспирантуру по истории СССР и курсы преподавателей вузов при ЦК ВКП(б) по основам марксизма-ленинизма [7, л. 3].
Нам удалось найти некоторые сведения из жизни Е. А. Мо-хова в диссертации К. А. Ушмаевой на тему «Развитие высшего исторического образования на Северном Кавказе с 1945 по 2000 гг. (По материалам Дона, Кубани и Ставрополья)» [8]. Она, в частности, пишет, что в начале 1950-х гг. в Ставропольском крае было начато изучение событий революций 1905 и 1917 гг., истории гражданской войны, восстановления хозяйства
в 1921-1926 гг. и коллективизации. Е. А. Мохов, в то время доцент Ставропольского государственного педагогического института (СГПИ), исследовал тему «Революция 1905-1907 гг. в Ставропольской губернии» и 29 октября 1951 года защитил диссертацию в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина [8, с. 43]. Оппонентами при защите были известные учёные: профессора К. В. Сивков и В. А. Романовский [7, л. 1]. Последний был крупным специалистом по истории Левобережной Украины, заведующим кафедрой истории в СГПИ [8, с. 40]. Квартира профессора Романовского была местом научных встреч и дискуссий историков края, соискателей, которые готовили кандидатские диссертации. В их числе был и Е. А. Мохов [8, с. 40].
В одной из характеристик Е. А. Мохова отмечается, что за время руководства им Абаканским педагогическим институтом в учебном заведении повысился уровень учебно-воспитательной работы, а научно-исследовательская работа преподавателей стала более организованной и систематической [7, л. 2, л. 3]. Подтверждением этого является тот факт, что количество преподавателей с учёными степенями и званиями увеличилось с четырёх человек до девятнадцати. В 1950-1951 учебном году в институте работали два человека с учёными степенями кандидата наук (кафедра марксизма-ленинизма и всеобщей истории) и два с учёными званиями доцента (кафедры истории СССР и естествознания и географии). В 1955-1956 учебном году, как было уже сказано, преподавателей, имеющих учёные степени и звания, стало уже девятнадцать [2, оп. 1, д. 1842, л. 8; д. 2179, л. 72]. По мнению С. П. Ултургашева, причиной роста научного потенциала вуза стали не только личные качества директора, но и новые объективные условия, связанные с разоблачением культа личности И. В. Сталина [1, с. 43].
В то же время итоги проверки научно-исследовательской работы преподавательского состава пединститута, проведённой комиссией крайкома партии в июне 1955 года, показали, что «руководящие работники института тт. Мохов, Войлошников, Тетерев не показывают примера сотрудникам института в научно-исследовательской работе. Слабо развёрнута критика и самокритика научной работы» [2, оп. 1, д. 2179, л. 16]. В постановлении бюро Хакасского обкома КПСС от 28 июня 1955 года был сделан вывод о том, что «тов. Мохов глубоко не вникает в состояние учебно-воспитательной работы в институте, не требователен к подчинённым, вследствие чего слаба профессиональная подготовка выпускников и низка дисциплина среди студентов».
Бюро обкома КПСС, рассмотрев вопрос о директоре Е. А. Мохове, решило снять его с должности за неудовлетворительное руководство институтом, незаконную приписку часов и другие финансовые злоупотребления [2, оп. 1, д. 2179, л. 164]. И в июле 1956 года Министерство просвещения РСФСР своим приказом освободило его от должности директора по личному заявлению в связи с переходом на педагогическую работу [7, л. 6]. Вскоре Е. А. Мохов выехал за пределы Хакасии и устроился на работу в Арзамасском педагогическом институте. На его место тем же приказом Министерство просвещения РСФСР в порядке перевода из Красноярской краевой партийной школы назначило В. А. Непомнящего, кандидата исторических наук.
Василий Александрович Непомнящий родился в 1917 году в Берёзовской волости Ачинского уезда Енисейской губернии в семье крестьянина-бедняка. После окончания в 1931 году семилетней школы он поступил в Красноярский агропедагогический техникум. Осенью 1932 году техникум был реорганизован и на его базе был создан Красноярский пединститут. Но институт окончить не удалось по состоянию здоровья, как пишет в автобиографии В. А. Непомнящий. Он стал работать учителем русского языка и литературы в только что созданной неполной средней школе в с. Горбы Назаровского района. До 1938 года В. Непомнящий учительствовал в разных школах Красноярского края. В 1938 году, как пишет сам В. Непомнящий, Красноярский
крайоно отпустило его на учёбу в Томский учительский институт, который он окончил в 1940 году. После окончания учёбы стал работать учителем истории в Тисульском районе Кемеровской области [2, оп. 4, д. 494, л. 4]. Затем учительствовал в Берёзовском районе Красноярского края, работал в исполкоме райсовета. С вступлением в ряды ВКП(б) его дальнейшая деятельность связана с работой в советских и партийных органах, обязательным элементом которых являлась учёба в высшей партийной школе при ЦК ВКП(б). «По командировке крайкома партии в марте 1953 г., - читаем в автобиографии В. Непомнящего, - был зачислен слушателем годичных курсов диссертантов, которые успешно закончил, защитив кандидатскую диссертацию (март 1954 г.)» [2, оп. 4, д. 494, л. 4, об.].
Заместителем директора по учебно-воспитательной работе В. А. Непомнящего была Матрёна Константиновна Баинова, после неё - Александр Сергеевич Мусатов [1, с. 43]. В характеристике обкома КПСС, отличавшейся противоречивостью, отмечается, что, с одной стороны, за время руководства институтом В. Непомнящего улучшилась учебно-воспитательная работа, что он «принимал меры к улучшению качества лекций и семинарских занятий», «принимал активное участие в общественной жизни института и партийной организации области, являлся депутатом Абаканского совета депутатов трудящихся» и т. д. С другой стороны, отмечается, что «как у руководителя и члена партии у тов. Непомнящего в некоторых случаях не хватает выдержки, проявлял грубость по отношению к преподавателям и студентам, недостаточно обращал внимание на развёртывание в институте научно-исследовательской работы» [2, оп. 4, д. 494, л. 7]. Постановлением бюро Красноярского крайкома КПСС от 18 августа 1959 г. В.А. Непомнящий был освобождён от работы директора Абаканского пединститута в связи с переходом на другую работу по личной просьбе. [2, оп. 4, д. 494, л. 6).
Его сменил И. А. Киселёв, который был назначен директором Абаканского пединститута переводом из Енисейского пединститута (приказ Министерства просвещения РСФСР от 21 сентября 1959 года) [ф. 2, оп. 6, д. 134, л. 8].
Иван Агапеевич Киселёв родился в 1911 году в деревне Шилы Смоленской губернии в семье сельского учителя. По окончании в 1929 году средней школы работал учителем истории, завучем, заведующим школой в с. Архангельское Московской области, затем в г. Игарке; в г. Ачинске - завучем в средней школе, директором педучилища [2, оп. 6, д. 134, л. 3]. С 1940 года, указано в автобиографии И. А. Киселёва, он состоял на руководящей партийной работе. С 1948 года в течение почти 11 лет был директором, зав. кафедрой марксизма-ленинизма Енисейского учительского и педагогического институтов [2, оп. 6, д. 134, л. 3].
В Абаканском педагогическом институте он продолжил политику своих предшественников по укреплению кадрового потенциала, расширению связи со школой. В 1961 году во многих вузах вместо должности директора вводится должность ректора. Таким образом, И. А. Киселёв стал последним директором и первым ректором Абаканского педагогического института.
Приказом Министерства просвещения РСФСР от 30 декабря 1962 года И. А. Киселёв был освобождён от должности ректора и оставлен доцентом кафедры марксизма-ленинизма [2, оп. 6, д. 134, л. 9].
Но в феврале 1963 года по приказу Минпроса был переведён в Коломенский пединститут [1, с. 44], в котором с 1956 года возрождалось историческое образование и возникла необходимость в специалистах-историках. Здесь историю стали преподавать опытные учителя, профессора, доценты и кандидаты наук, в том числе и И. А. Киселев [9, с. 3].
Новым ректором АГПИ был назначен Д. И. Нагрузов, бывший до этого секретарём Хакасского обкома КПСС по пропаганде и агитации. По мнению С. П. Ултургашева, именно при ректорстве Д. И. Нагрузова завершился процесс становления Абаканского государственного педагогического института [1, с. 44]. Путь Д. И. Нагрузова в высшую школу пролегал через долгие годы работы в советских и партийных органах.
Давид Иванович Нагрузов родился в 1914 году в Вершино-Бидже Усть-Абаканского района Республики Хакасия (современное название). В 1932 году окончил Сибирскую краевую профсоюзную школу в г. Минусинске и, начиная с 1934 года, он успешно поднимался по ступенькам карьерной лестницы. Трудовая деятельность его была прервана только службой в рядах Красной армии и участием в Великой Отечественной войне. На фронт он ушёл добровольцем и участвовал в боевых действиях на Калининском фронте. После ранения Давид Иванович в 1943 году вернулся в родную Хакасию. Тогда же был рекомендован на должность прокурора г. Абакана. В 1948 году он окончил Красноярскую краевую партийную школу и одновременно Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б) (заочно), продолжая работать в областном комитете партии на разных должностях. С 1954 по 1958 гг. Д. И. Нагрузов обучался в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Его кандидатская диссертация, которую он защитил в 1959 году, была посвящена работе партийных организаций Сибири в деревне в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925) [10; 11].
С приходом Д. И. Нагрузова в АГПИ начался новый период в истории вуза. За те 13 лет, в течение которых он руководил институтом, увеличился профессиональный опыт преподавателей, методическое мастерство, обеспечивавшие образовательный процесс на уровне вузовских требований. Подтверждают это итоги проверки комиссии Главного управления высших и средних учебных заведений Министерства просвещения РСФСР [1, с. 44-45]. За эти годы была укреплена материальная база института, расширились учебные площади за счёт введения в эксплуатацию двух институтских зданий (главного учебно-административного и третьего учебного корпусов), построены два общежития, спортлагерь «Берёзка» и т. д. По воспоминаниям В. Г. Карпова, Д. И. Нагрузова в институте звали «Давид Строитель» [12, с. 135].
В связи с уходом на пенсию в 1975 году Д. И. Нагрузов был освобождён от обязанностей ректора, но не прерывал отношения с пединститутом, оставаясь в должности доцента кафедры истории КПСС и научного коммунизма. Ректором АГПИ стал В. Г. Карпов, который находился в этой должности чуть более года, не успев за короткий срок раскрыть себя в полной мере как администратор вуза. В то же время Венедикт Григорьевич реализовал себя как учёный в области тюркологии и хакасского языкознания, как яркий, талантливый педагог.
Венедикт Григорьевич Карпов родился 26 марта 1927 году в деревне Кедровка Чарышского района Алтайского округа в большой и трудолюбивой семье [13, с. 5]. В 1945 году он окончил хакасское отделение Хакасского педагогического училища, затем несколько лет преподавал хакасский язык в хакасских начальных школах Таштыпского района. В 1952 году окончил Абаканский государственный педагогический институт, затем очную аспирантуру при Институте языкознания АН СССР, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Изъявительное наклонение в хакасском языке». В 1995 году в Институте языкознания РАН (г. Москва) Венедикт Григорьевич защитил докторскую диссертацию на тему «Система глагола в современном хакасском языке». В 1996 году ему присвоено учёное звание профессора по кафедре хакасской филологии. Заслуги В. Г. Карпова в области науки, образования, культуры получили государственную оценку и общественное признание. В 2005 году решением Республиканского Совета Старейшин родов Хакасского народа В. Г. Карпов был награждён Дипломом «Человек года-2004» по номинации «За большой вклад в развитие и сохранение хакасского языка» [12, с. 15; 14].
Следующие 17 лет во главе Абаканского государственного педагогического института находился Степан Павлович Ултур-гашев.
Он родился в 1930 году в аале Политов Нижне-Тёйского сельского совета Аскизского района в крестьянской семье. Отец, Ултургашев Павел Николаевич, пропал без вести в Великую Отечественную войну. После окончания семи классов юноша поступил на первый курс Хакасского педучилища и в 1946 году начал трудовую деятельность учителем математики и физики в Первомайской Боградского района, а с 1948 года - учителем ки в Бельтырской Аскизского района семилетних школах Хакасии [15].
В ноябре 1948 года он был избран секретарём Аскизского райкома комсомола. В 1949 году Красноярский крайком ВЛКСМ направил его на учёбу в Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. В 1951 году после её окончания С. П. Ултургашев работал первым секретарём Аскизского РК ВЛКСМ. Возможно, у Степана Павловича удачно сложилась бы карьера по партийной линии, но жизнь распорядилась иначе. В 1952 году он заочно окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и по направлению Хакасского обкома партии поступил в аспирантуру Института истории АН СССР. В 1956 году ему присудили учёную степень кандидата исторических наук. В этом же году 26-летний молодой ученый возглавил Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ) [15; 16, с. 7].
К 1994 году в институте функционировало 27 факультетских и 8 общеинститутских кафедр, а их научно-педагогический потенциал обеспечивал образовательный процесс в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» [1, с. 70]. Расширилась общая площадь учебных помещений. Все специализированные лаборатории, кабинеты и аудитории имели соответствующее оборудование [1, с. 99]. Улучшились жилищные условия сотрудников института. Расширялись международные связи. В институте появились первые доктора наук. Помимо М. А. Унгвицкой, защитившей докторскую диссертацию в 1976 году, степень доктора филологических наук получил К. Ф. Антошин (1989 г.). В 1993 году защитили докторские диссертации ещё несколько преподавателей: доктора философских наук (В. А. Кузьмин), исторических наук (В. Н. Тугужекова и В. Я. Бутанаев). В начале 1990-х гг. пединститут сумел выжить благодаря достаточно крепкой материально-технической базе, сплочённому преподавательскому коллективу, опытным руководителям. Но в то же время вуз уже не мог удовлетворить потребности многонационального населения Хакасии в образовательных услугах [1, 121], и в марте 1994 года конференция представителей трудового коллектива института сделал выбор в пользу университетского образования.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. № 724 был создан Хакасский государственный университет с присвоением ему имени Николая Фёдоровича Катанова. С. П. Ул-тургашев в 1994 году стал заведующим кафедрой истории и политологии, а с 1996 года возглавил новое структурное подразделение университета - Институт саяно-алтайской тюркологии (ИСАТ), где проработал до своей кончины (2004 г.). Будучи директором ИСАТ, он энергично принялся за разработку стратегической программы развития института, в основе которой лежала «углублённая подготовка гуманитарных и педагогических национальных кадров как основы и перспективы сохранения и развития хакасского народа» [14, с. 7].
Хакасскому государственному университету им. Н. Ф. Катанова в июне 2014 года исполнится 20 лет. По историческим меркам это небольшой период. Но его деятельность зиждется на 55-летней истории предшественников: Абаканского учительского и педагогического институтов. Во главе этих институтов стояли разные люди. Каждый из них вложил частицу своего труда, таланта, способностей, здоровья в развитие высшего образования в Хакасии. Но наибольшего расцвета институт достиг в годы, когда во главе его стояли представители местной интеллигенции, знакомые лично с огромным количеством жителей области, знавшие проблемы образования Хакасии изнутри, умевшие оперативно и безболезненно решать многие острые вопросы.
Библиографический список
© Артамонова Н. Я., 2013 УДК 82-5+80 (042.5)
ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА В СССР: ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЁ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В. Я. Беккер
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается процесс становления советской политической системы в условиях мирного времени. Возникшая перед В. И. Лениным и советским руководством дилемма между основополагающим марксистским положением о невозможности построения социализма в одной стране, в условиях полного капиталистического окружения и именно этой реальностью, установившейся в первой половине 1920-х годов, потребовало от лидера большевиков огромной концентрации физических и теоретических сил, чтобы разрешить эту проблему.
Среди важнейших проблем истории советского периода особое место занимают теоретические представления лидеров большевистской партии и государства о возможности и судьбах строительства социализма в СССР. Современную отечественную историографию в анализе сущности советской политической системы прежде всего интересуют представления В. И. Ленина по данному вопросу с учётом существующих ныне реалий. Однако эти реалии совершенно не соответствуют замыслам и расчётам вождя пролетарской революции, что ещё больше привлекает внимание современных исследователей к данной теме. Следует учитывать, что теоретическое наследие Ленина являлось основой практики социалистического строительства в ряде стран Европы, Азии, Латинской Америки, входивших в мировую систему социализма. И эта практика, так же как и в СССР, завершилась полной неудачей всего коммунистического эксперимента в мировом масштабе. Осколки этого эксперимента в лице более чем бедной и милитаризованной КНДР и уходящей от социалистических берегов Кубы окончательно подтверждают его несостоятельность.
Таким образом, причину аб