Спросить
Войти

"ПОЛИТИЗИРОВАННЫЙ ПОП" ИЗ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (ОБ А. И. БРИЛЛИАНТОВЕ)

Автор: указан в статье

УДК 929(571.51/.52)

«ПОЛИТИЗИРОВАННЫЙ ПОП» ИЗ ЕНИСЕИСКОИ ГУБЕРНИИ (ОБ А. И. БРИЛЛИАНТОВЕ)

Н. Н. Медведева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье на основе новых архивных материалов рассматривается политическая биография священника из Минусинского Спасского собора, депутата II Государственной думы от Енисейской губернии Александра Ивановича Бриллиантова.

В условиях общественно-политического кризиса начала XX столетия резко активизировалось разнородное российское общество. Различные слои населения Российской империи были вовлечены в революционные процессы 1905-1907 гг. Православное духовенство по-прежнему оставалось наиболее замкнутым сословием. Однако, невзирая на церковный догмат невмешательства в политику, священники принимали активное участие в общественно-политической деятельности. В российских политических кругах начала XX в. было немало выходцев из духовного сословия, в руководстве многих политических партий так называемые «поповичи» занимали влиятельное положение: у эсеров их насчитывалось 9,4 %, у большевиков - 3,7 %, в рядах кадетов - 1,6 %. Причины трансформации консервативного российского духовенства, появление в его рядах еретиков, роль священников в революционном движении представлены в обстоятельной статье Т. Г. Леонтьевой [1].

На региональном уровне также отмечается феномен политизированного попа. В числе попов-революционеров был и священник Минусинского Спасского собора Александр Иванович Бриллиантов. Разрозненные факты его биографии представлены в уникальных документах Государственного архива Красноярского края (ГАКК). О пристальном внимании Департамента полиции и Енисейского губернского управления к личности священника из Минусинска свидетельствуют специально созданные папки под заголовками «Сведения о члене Государственной думы А. И. Бриллиантове», «О проводах члена II Государственной думы А. И. Бриллиантова». На страницах «Енисейских епархиальных ведомостей», официальном периодическом журнале Енисейской духовной консистории, также имеются сведения об отдельных эпизодах его общественной и религиозной деятельности.

Кроме архивных материалов, уникальными источниками являются дореволюционные издания, в которых представлены портреты и краткие биографии практически всех депутатов Государственной думы всех четырёх созывов, в том числе и А. И. Бриллиантова [2, с. 519]. Его имя упоминается в биографическом словаре «Политические деятели России 1917 гг.» как члена Учредительного собрания от Уфимского избирательного округа [3]. Как идейный противник большевизма и как представитель Русской Православной церкви А. И. Бриллиантов в отечественной историографии не был удостоен отдельного биографического очерка. В научной литературе некоторые фрагменты политической биографии думского депутата рассматривались А. Л. Афанасьевым, Ю. П. Родионовым, Н. Н. Медведевой [4-7]. Представленная в сети Интернет биография минусинского священника А. И. Бриллиантова нуждается в серьёзных уточнениях и дополнениях.

Из архивных материалов известно, что сын дьяка Енисейской епархии Александр Иоаннович (Иванович) Бриллиантов родился 25 июля 1869 года. Окончив Томскую духовную семинарию, в 1890 году по вольному найму служил в Енисейском губернском управлении. После вступления в брак с Александрой Захариевой он был направлен в село Еловское Красноярского уезда. В 1907 году в семье сельского священника было уже трое детей: Галя (12 лет), Борис (10 лет) и Валентин (2 года).1

21 сентября 1902 года священник Еловской Пророко-Ильинской церкви Александр Бриллиантов был утверждён в занимаемой им должности благочинного церквей третьего участка Красноярского уезда.2 12 февраля 1904 года распоряжением Енисейского Епархиального начальства его переводят священником в Минусинский Спасский собор.3 А. И. Бриллиантов неоднократно избирался делегатом съездов духовенства Енисейской епар1 ГАКК, Ф. 595. Оп. 63. Д. 4581. Л. 2 об.
2 Енисейские епархиальные ведомости. 1902. № 20. С. 529.
3 Енисейские епархиальные ведомости. 1904. N° 6. С. 177.

хии, к примеру, он принимал участие в работе XXXI и XXXIII съездов, о чём сообщали Енисейские епархиальные ведомости. Распоряжением Святейшего Синода от 14 апреля 1904 года Бриллиантов был удостоен одной из почётных наград православного священника - камилавки.1 Особой наградой в Русской Православной церкви в дореволюционный период являлся наперсный крест, следующей по значимости была камилавка -головной убор в форме расширяющегося кверху цилиндра фиолетового цвета. Этот факт позволяет заключить, что пастырский труд священника из Сибири был замечен и высоко оценён Святейшим Правительствующим Синодом.

Александр Иванович являлся действительным членом Совета Красноярского Епархиального Братства, в задачи которого входило оказание материальной помощи бедным воспитанникам Красноярского духовного училища. Действительные члены общества обязаны были вносить ежегодно в кассу по три рубля, причём лица, внёсшие единовременное пожертвование в размере 60 рублей, считались действительными членами пожизненно. В отчёте о деятельности Совета Красноярского Епархиального Братства Рождества Пресвятые Богородицы с 8 сентября 1903 года по 8 сентября 1904 года указан действительный член, внёсший не менее трёх рублей, священник Бриллиантов Александр.2 По-видимому, и религиозно-нравственную работу Александр Иванович выполнял добросовестно, как истинный служитель православной церкви.

Однако в рапорте минусинского уездного исправника, датированном 17 марта 1907 года, отмечается: «По убеждениям принадлежит к левым партиям, почему пользуется в городе (Минусинске) популярностью и слывёт за умственно развитого священника».3 Священнический сан не помешал Бриллиантову включиться в активную революционную деятельность, которая проявлялась в том, что он «участвовал на устраиваемых в городе митингах, состоял членом комитета митингов, произносил на молебнах «вечную память» борцам, павшим за народную свободу, и многолетие борцам за ту же свободу».4

Имя священника Бриллиантова среди населения Минусинского уезда стало особенно широко известно в связи с проводами депутата I Государственной думы крестьянина из села Шушенского Симона Афанасьевича Ермолаева. В день отъезда думского депутата 20 июня 1906 года на площади перед Спасским собором в Минусинске состоялся многолюдный молебен о благополучном исходе миссии, возложенной на народного избранника. После окончания молебна местный священник А. И. Бриллиантов благословил его словами: «Иди и борись за те свободы, которые нам дарованы, о чём я прошу тебя от лица своей паствы и земно кланяюсь».5 И, будучи в облачении священника, поклонился Ермолаеву до земли. О торжественных проводах депутата Думы, события невиданного для уездного Минусинска, восторженно писала местная газета «Телеграф и почта». Уже тогда Бриллиантов, а возможно, и ранее попал в поле зрения полицейского ведомства.

Ещё одним представителем Енисейской губернии в Думе являлся Николай Фёдорович Николаевский - врач из села Каратузского Минусинского уезда. Священник же благословил только крестьянина Ермолаева. Возможно, это благословение имело символическое значение, а именно - как поддержка в лице шушенского крестьянина всего многомиллионного российского крестьянства. Думал ли тогда Александр Иванович, напутствуя крестьянского депутата, что совсем скоро уже ему самому предстоит отстаивать народные нужды в следующей Думе?

9 июля 1906 года первая Государственная дума, справедливо названная Думой иллюзий и разочарований, была распущена. Началась новая избирательная кампания, в которой активное участие приняли левые партии, прежде всего социал-демократы и социалисты-революционеры. Итогом их предвыборной деятельности стало избрание от Енисейской губернии в Думу II созыва двух представителей социалистических партий: социал-демократа меньшевика Юдина и эсера Бриллиантова.

При внимательном изучении биографии Александра Ивановича бросается в глаза одна неточность. Возможно, Бриллиантов на момент избрания в Думу был только сочувствующим партийной программе эсеров. Из других источников известно, что в ряды ПСР (Партия социалистов-революционеров) он вступил уже будучи думским депутатом, пополнив тем самым эсеровскую фракцию Думы.

Когда же оформилось протестное поведение православного священника? Есть предположение, что как политик он начал действовать с момента приезда в Минусинск в 1904 году, когда в городе стала оформляться эсеровская группа из числа ссыльнопоселенцев.

В уже упоминавшемся рапорте минусинского исправника противоправительственная деятельность минусинского священника проявлялась ещё и в том, что «во время минувших выборов, в разгар предвыборной го1 Енисейские епархиальные ведомости. 1904. № 11. С. 310.

2 Енисейские епархиальные ведомости. 1904 N° 20. С. 554-555.
3 ГАКК. Ф. 595. Оп. 34. Д. 70/26. Л. 464.
4 ГАКК. Ф. 595. Оп. 34. Д. 70/26. Л. 464-465об.
5 ГАКК. Ф. 595. Оп. 34. Д. 70/26. Л. 464-465об.

рячки, (Бриллиантов) устраивал у себя собрания, вроде митингов, куда были приглашены уполномоченные от волостей, и тут он агитировал в пользу своего избрания, в чём и достиг, как оказалось, своей цели». 1

Как известно, финансирование думских депутатов шло из государственного бюджета, поэтому, как только стали известны результаты выборов, Енисейский губернатор Гирс 4 февраля 1907 года направил Государственному секретарю телеграмму о том, что членам Государственной думы от Енисейской губернии Бриллиантову и Юдину выданы путевые деньги по 22,925 копеек каждому для проезда в одну сторону.2 24 марта 1907 года избранный член Государственной думы II созыва священник А. И. Бриллиантов выехал из Минусинска в Санкт-Петербург. На этот раз не было торжественных проводов депутата, не было никаких манифестаций, как это произошло в связи с отъездом С. А. Ермолаева - депутатом I Думы. Однако, по агентурным сведениям, оказалось, что священника Бриллиантова поехали провожать за город несколько подвод с его родными, знакомыми, в том числе и городской голова Лыткин. Верстах в пяти от города большинство провожающих, а также и полицейские надзиратели распрощались с ним и возвратились в город. Осталось несколько человек, и один из провожавших развернул красный флаг с лозунгом «Земля и воля», а остальные запели песни.3 И хотя ни извозчики, ни ямщики, ни агенты не смогли объяснить, какие именно песни исполнялись, этот факт не остался без внимания местных властей, предположивших исполнение провожавшими революционных песен. К тому же лозунг «Земля и воля» был популярным лозунгом эсеровской партии - радикальной партии, решительно настроенной на свержение монархии. Эти улики, пусть и косвенные, также говорят о партийной принадлежности отца Александра.

Депутат II Государственной думы А. И. Бриллиантов оставил яркий след в её 102-дневной истории, выступая с обвинительными речами против карательной политики царизма в отношении политических заключённых Алгачинской тюрьмы в Забайкалье. 7 мая 1907 года Бриллиантов выступил с пламенной речью: «Мой сан и крест, принятый мною на себя, заставляют сказать господам министрам, что всякое правительство, не считающееся ни с требованиями народных представителей, ни с общественным мнением, основанное только на насилии и произволе, правительство, мстящее своим пленникам, такое правительство непрочно: его сила, его оружие может обратиться против его самого». 4 Это обличительное выступление имело судьбоносное значение для А. И. Бриллиантова. Участие в работе Думы стало апогеем в политической карьере священника из далёкого сибирского города. Он успел поработать в думской комиссии по церковному законодательству. 22 депутата, представлявших огромную Сибирь, вошли в состав Сибирской парламентской группы, в их числе был и А. И. Бриллиантов.

Государственная дума II созыва, названная «обречённой», и по партийному, и по социальному составу оказалась ещё более радикальной, чем предыдущая, что в конечном итоге привело к очередному роспуску российского парламента. Начались политические репрессии в отношении депутатов. А. И. Бриллиантов, как и другие депутаты, также подвергся гонениям. Уже 8 июня губернатором из Красноярска минусинскому исправнику была отправлена записка, написанная от руки: «Обратите внимание Бриллиантова случае проявления им открытой революционной деятельности арестуйте».5 (Так в подлиннике - примечание наше).

Ещё до роспуска Думы указом Святейшего Синода от 24 мая 1907 года Енисейскому Епархиальному ведомству было предписано рассмотреть поведение и поступки Александра Бриллиантова, совершённые им в Санкт-Петербурге. В указе отмечалось: «Некоторые священники, состоящие членами Государственной думы и принадлежащие к крайним революционным партиям, дозволили себе демонстративно отсутствовать на заседании, состоявшемся 7 мая, на котором рассматривался вопрос о готовившемся заговоре, угрожавшем жизни Государя Императора».6 По мнению ряда историков, нужна была веская причина для роспуска Думы, и тут же появились инсинуации о якобы готовившемся цареубийстве, без сомнения, серьёзном государственном преступлении. Однако именно 7 мая 1907 года состоялось знаменитое выступление сибирского депутата в защиту забайкальских политзаключённых, и оно отражено в думских протоколах. Возможно, депутат Бриллиантов в знак протеста действительно мог отсутствовать в момент обсуждения вопроса о «заговоре».

В связи с отсутствием на упомянутом заседании А. И. Бриллиантова Святейший Синод потребовал от него объяснительную. Кроме того, отец Александр должен был публично отказаться от членства в той партии, к которой он себя причислял. В противном случае ему предлагалось добровольно отказаться от сана священника, так как он «решительно несовместимый с революционными взглядами и разрушительной деятельностью избранной им партии».7. Судя по архивным документам, священник Бриллиантов на вызов Митрополита Петер1 Там же.

2 ГАКК. Ф. 595. Оп.34. Д. 70/26. Л.241.
3 ГАКК. Ф. 595. Оп. 63. Д. 4581. Л. 16 об.
4 Государственная дума. 2-й созыв. Стенографический отчёт. Сессия 2-я. Т.11. Стб. 272-273.
5 ГАКК. Ф. 525. Оп. 63. Д. 4581. Л. 18.
6 ГАКК. Ф. 525. Оп. 63. Д. 4581. Л. 1 об.
7 Там же.

бургского не явился, требуемых от него объяснений по поводу отсутствия на заседании Думы 7 мая не представил и от принадлежности к ПСР не отказался, в связи с чем Святейший Синод вынес вердикт: запретить 38-летнему А. И. Бриллиантову священнослужение «как показавшему полное пренебрежение и неповиновение высшему церковному священноначалию Русской Православной Церкви». Енисейская Духовная Консистория, следуя указанию Синода, 13 августа 1907 года объявила А. И. Бриллиантову о своём решении, в соответствии с которым ему запрещалось отныне именоваться священником и носить присвоенную этому сану одежду. Об этом вопиющем случае - о снятии сана священника и предании Бриллиантова гражданскому суду - писала откровенно монархическая газета «Сусанин», орган Красноярского отдела Союза Русского народа.1

24 августа того же года А. И. Бриллиантов обратился в Енисейскую Духовную Консисторию с просьбой о выдаче ему свидетельства о правах его по рождению на получение потомственного почётного гражданства. Однако ему было объявлено, что с такой просьбой он должен обратиться в Енисейское Губернское управление, от решения которого будет зависеть и выдача ему вида на жительство. 17 сентября 1907 года Консисторией А. И. Бриллиантову была выдана бессрочная паспортная книжка за номером 6659.

После роспуска Думы и снятия священнического сана Александр Иванович уже не мог вернуться в Минусинск. В это же время в издававшейся в Красноярске газете «Сусанин» была помещена заметка о том, что «бывший депутат Бриллиантов в последние дни находился в Красноярске и выступал оратором на митинге, собравшемся в окрестностях города, затем выбыл в г. Ачинск». 2. По агентурным сведениям, Бриллиантов остановился в г. Томске, где проживал на углу Бульварного переулка и Торговой улицы в доме Михайловского № 15/32. Несмотря на то, что бывшему священнику и бывшему депутату была выдана бессрочная паспортная книжка, 25 октября 1907 года енисейский губернатор потребовал от томского полицеймейстера изъять паспорт Бриллиантова и переслать его в Красноярск. Уже 14 марта 1908 года в Енисейское губернское управление поступил рапорт уфимского полицеймейстера о том, что «паспортная книжка от бывшего священника А. И. Брил-лиантова отобрана и препровождена в Енисейскую Духовную Консисторию».

Из доклада Томского городского полицейского управления следовало, что 4 ноября 1907 года Бриллиантов был препровождён к смотрителю Томского губернского тюремного замка для отправления этапным порядком в г. Уфу под усиленный надзор полиции. 7 января 1908 года А. И. Бриллиантов из уфимской тюрьмы был освобождён и отправлен в распоряжение уфимского полицеймейстера. 3. Приведённые архивные материалы свидетельствуют о том, что, вероятнее всего, ссылку бывший депутат отбывал в Уфе. По другим сведениям, А. И. Бриллиантов вплоть до Февральской революции 1917 года находился в Минусинске, однако среди ссыльных Минусинского уезда его фамилия не значится.

О дальнейшей судьбе священника-революционера из Минусинска известно не очень много. По-видимому, уже в Уфе продолжалась его политическая деятельность, связанная с партией социалистов-революционеров. Общеизвестно, что период с марта по октябрь 1917 года - период триумфа партии эсеров, закончившийся её трагедией. Большевики видели в эсерах своих потенциальных оппонентов, а не союзников. Поэтому сразу же после октябрьских событий 1917 года началось сначала постепенное, а затем открытое вытеснение эсеров из всех органов власти. Выборы в Учредительное собрание, состоявшиеся 12 ноября 1917 года, завершились не в пользу РСДРП: 229 голосов избирателей было отдано за эсеров, 168 - за большевиков. Это и заставило большевиков пойти на беспрецедентный поступок - разгон Учредительного собрания, последовавший в ночь с 5 на 6 января 1918 года. Уфу в Учредительном собрании представлял эсер Александр Иванович Бриллиантов, которому довелось быть свидетелем и роспуска царским правительством Государственной думы II созыва, и роспуска новым, советским, правительством российской Конституанты. В обоих случаях не удалось реализовать прогрессивные идеи партии социалистов-революционеров. Как и в 1907 году, после установления третьеиюнь-ской монархии, эсеры оказались в числе преследуемых новой властью.

До сих пор не известны ни дата, ни место смерти А. И. Бриллиантова. Поиск информации о нём осложняется тем, что среди политических деятелей послефевральского периода был его полный тёзка: Александр Иванович Бриллиантов, 1867 года рождения, профессор богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. Ещё один тёзка, священник Александр Николаевич Бриллиантов, умер в 1937 году, вероятно, в период политических репрессий, когда были окончательно уничтожены все противники Советской власти - прежде всего меньшевики и эсеры.

Бывший священник, бывший депутат Государственной думы Александр Иванович Бриллиантов - яркая и самобытная фигура на политической арене России начала XX столетия, общественный деятель, разделивший трагическую участь партии социалистов-революционеров.

1 Сусанин. 1907. № 33.
2 ГАКК. Ф. 525. Оп. 63. Д. 4581. Л. 24.
3 ГАКК. Ф. 525. Оп. 63. Д. 4581. Л. 8-11 об.

Библиографический список

1. Леонтьева, Т. Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века / Т. Г. Леонтьева // Вопросы истории. -2011. - № 1. - С. 29-43.
2. Члены Государственной думы (портреты и биографии). Второй созыв, 1907-1912 г. / сост. М. М. Боиович. - 2-е изд. - М.: Изд-во Т-ва И. Д. Сытина, 1907. - XXXVIII, 519 с.
3. Политические деятели России. 1917: биографический словарь / П. В. Волобуев [и др.]. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 429 с.
4. Афанасьев, А. Л. Деятельность эсеров в Восточной Сибири в период революции 1905-1907 гг. / А. Л. Афанасьев // Классы и партии в Сибири накануне и в период Великой Октябрьской социалистической революции. - Томск, 1977. - С. 181-193.
5. Родионов, Ю. П. Сибирские депутаты во II Государственной думе / Ю. П. Родионов // По страницам российской истории. — Омск, 1996. - С. 50-57.
6. Медведева, Н. Н. Неонародники в общественно-политической жизни Восточной Сибири (1905-1917 гг.) / Н. Н. Медведева. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2006. - 188 с.
7. Медведева, Н. Н. Многопартийность в России: история и современность (региональный аспект): учебное пособие / Н. Н. Медведева. -Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2010. - 159 с.

© Медведева Н. Н., 2015

УДК 94(47).084.1

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КОМИССАРОВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ОСЕНЬЮ 1917 ГОДА

Э. А. Сагалаков

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье анализируется развитие института комиссаров Временного правительства России, раскрываются проблемы деятельности комиссаров в условиях углубления кризиса власти осенью 1917 года.

Осенью 1917 года власть комиссаров Временного правительства постепенно ослабевала. Не помогло им и то, что 19 сентября было принято Временное Положение о губернских (областных) и уездных комиссарах. Проект Положения о комиссарах, так долго разрабатывавшийся Петроградом, наконец -то стал законом. По этому документу губернский (областной) комиссар являлся представителем Временного правительства в губернии, осуществлявшим «надзор за точным и повсеместным соблюдением в губернии законов, постановлений и распоряжений правительства местными органами управления и самоуправления». Комиссары состояли в ведомстве министерства внутренних дел и увольнялись Временным правительством по представлению министра. На эти должности назначались только лица, имевшие высшее, преимущественно юридическое, образование. Уездный комиссар, «действуя в качестве ближайшего помощника губернского комиссара в уезде», также осуществлял надзор за точным и повсеместным соблюдением законов органами управления и самоуправления в уезде. Он назначался и увольнялся министром внутренних дел по представлению губернского комиссара. Уездные комиссары должны были иметь образование не ниже среднего [1, л. 62, 65].

Во вводной части Положения указывалось: «Впредь до образования в отдельных губерниях и областях органов местного самоуправления на основании постановлений Временного правительства губернские (областные) и уездные комиссары и их помощники назначаются министром внутренних дел по сношению с надлежащим (губернским или уездным) комитетом объединённых общественных организаций, где таковые комитеты существуют». Комиссары при разрешении общих вопросов местного управления обязаны были действовать вместе с комитетами, однако они несли ответственность «за законность и правильность всех распоряжений в области вверенного им управления», - говорилось в этом Положении [1, л. 59,60].

Касаясь правовой стороны Положения, Е. П. Баранов отмечает, что «Положение о губернских (областных) и уездных комиссарах» является кратким изложением «Общего учреждения губернского» (Т. II) Свода законов Российской империи, где вместо губернаторов вводится новое наименование: «губернский комиссар». При губернском комиссаре состояла переименованная канцелярия губернатора, пишет он [2, с. 68].

В декларации, обнародованной 28 сентября 1917 года, правительство нового состава заявляло, что в области местного управления оно будет способствовать дальнейшему развитию демократических законов о местном самоуправлении, постепенно передавая все функции местного управления органам самоуправления. Однако правительство сохраняло за губернскими и уездными комиссарами надзор за законностью действий этих органов и после прекращения полномочий общественных исполнительных комитетов [3, с. 235].

Здесь интересен тот факт, что впервые говорилось о сохранении должности комиссаров и после демократизации органов местного самоуправления. Если ранее во всех документах проводилась мысль о временном ха-

РЕВОЛЮЦИЯ revolution ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ political party СОЦИАЛИСТЫ-РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ socialist-revolutionaries ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА state duma РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ russian orthodox church
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты