Спросить
Войти

Изменение структуры и функций центральных и местных органов управления тылом российских войск в xix в

Автор: указан в статье

Borschik N.D. Kursk region census in the XVII-XIX centuries: on the problem historiography. The state final research works of the population of the XVII-XIX centuries could be frequently found in the works of the home scientists, but they have never turn to be an independent object for studying. According to the historiography analy-

sis of all Russian and region contexts, the authorial research is considered to be the original one and it is proved that no other research had taken place.

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОМ РОССИЙСКИХ ВОЙСК В XIX в.

Е.А. Колобаев

Статья посвящена изменениям в структуре центрального и местного тылового управления российских войск на протяжении XIX в. Рассмотрены функции и полномочия Военного министерства и его департаментов по хозяйственной части и органов местного тылового обеспечения на примере Тамбовской губернии.

Структура органов центрального и местного управления тыла русских войск в XIX столетии имела во многом определяющее значение для качественного и бесперебойного снабжения русских войск в указанный период, отражала уровень развития как военной организации в целом, так и напрямую зависела от местных органов власти, осуществлявших непосредственное тыловое обслуживание на местах.

В 1802 г. в ходе реформы государственного управления были учреждены министерства. Тыловое обеспечение армии, курировалось в целом Министерством военно-сухопутных сил и Морским министерством, однако значительный блок вопросов, связанных с организацией поставок продовольствия и обмундирования для армии контролировало также Министерство внутренних дел, а также ряд других сопутствующих ведомств. Военное министерство было учреждено 8 сентября 1802 г., причем наказа для определения круга действий и устройства Военного министерства издано не было, поэтому прежнее центральное военное управление, «Военная коллегия», действовало в том же виде, за исключением введения должности Военного министра. Положение об устройстве Военного министерства в военное время впервые было издано 27 января 1812 г. при министре Барклай-де-Толли. По этому Положению Военное министерство должно было состоять

из 7 департаментов: Артиллерийского, Инженерного, Аудиторского, Комиссариатского, Провиантского, Медицинского и Инспекторского. 12 декабря 1815 г. центральному военному управлению было дано новое устройство, примененное в главных основах к «Учреждению 1812 г. об управлении большой действующей армией». По положению 1815 г. главное управление всеми частями военного ведомства сосредоточивалось в лице начальника Главного штаба. Военному же министру, подчиненному начальнику Главного штаба, была подведомственна только хозяйственная часть с департаментами: Комиссариатским, Провиантским, Медицинским, Артиллерийским и Инженерным.

В 1828 г. по случаю отъезда начальника Главного штаба графа Дибича в действующую армию князю Чернышеву было поручено управление и Главным штабом, и Военным министерством, вследствие чего оба этих учреждения образовали фактически единое целое, а 1 мая 1832 г. было высочайше утверждено «Положение об образовании Военного министерства», причем звание начальника Главного штаба в мирное время было упразднено и главное управление по всем частям военного ведомства было сосредоточено в Военном министерстве [1]. Положение 1832 г. определяло устройство Военного министерства только в общих чертах; подробное положение по министерству было

утверждено в 1836 г. [2]. Это положение действовало, в свою очередь, почти без всяких изменений вплоть до начала 60-х гг. XIX в. К 1860 г. Военное министерство заключало в себе следующие отделы: Главный штаб его императорского величества, Военный совет, Генерал-аудиториат, канцелярию министерства и департаменты: Генерального штаба, Инспекторский, Артиллерийский, Инженерный, Комиссариатский, Провиантский, Военных поселений, Аудиторский и Медицинский [3].

Структура тылового обеспечения русских войск была схожа со своими европейскими аналогами, похожей на русскую была и организация тыловой части в прусской армии XIX в. Военное министерство в Пруссии состояло из 4-х частей, одной из которых являлся Департамент военного хозяйства, разделенный на четыре отделения. Первое отделение занималось казначейской частью, второе - продовольствием войск, хозяйственными распоряжениями при их передвижении и заготовлением для них подвод. Третье отделение заведовало делами по снабжению войск одеждой и фурштатами, четвертое отвечало за медицинскую часть и квартирные квитанции. В каждом прусском корпусе было учреждено интендантство для управления хозяйственной частью [4].

Во главе российского Военного министерства находился министр, при нем находился товарищ (заместитель) военного министра. Главный штаб его императорского величества мог действовать только во время войны. В мирное время только некоторые его чины, управляя отдельными воинскими частями, имели постоянные обязанности. Канцелярия Военного министерства ведала всеми делами и распоряжениями по военносухопутному ведомству, а также финансовой отчетностью перед высшей инстанцией.

Дела по личному составу войск и всех военных учреждений, по размещению и движению войск и по надзору за деятельностью всех лиц военного управления сосредоточивались в департаментах: Генерального штаба, Инспекторском, Военных поселений, Медицинском, Аудиториатском; и в штабах: Инспектора всей артиллерии, Инспектора по инженерной части и военно-учебных заведений.

Хозяйственная часть дел сосредотачивалась в департаментах: Артиллерийском, Ин-

женерном, Комиссариатском, Провиантском и частью Военных поселений. Важные дела по хозяйственной части решались также в Военном совете. Департаменты управлялись директорами, причем на правах директоров управляли: Инспекторским департаментом -дежурный генерал, департаментом Генерального штаба - генерал-квартирмейстер, Комиссариатским - генерал-кригс-комиссар, Провиантским - генерал-провиантмейстер. Департаменты, ведавшие хозяйственной частью, имели общие присутствия для рассмотрения и обсуждения дел и были непосредственно подчинены товарищу (заместителю) Военного министра.

Одним из важнейших в структуре Военного министерства являлся Инспекторский департамент. В его обязанности входил контроль над комплектованием войск, надзор за их внутренним благоустройством, заведыва-ние службой всех военных чинов, помощь солдатскому сословию и их семьям, в нем сосредотачивались дела по организации войск. Инспекторский департамент по вопросам, подлежащим его ведению, действовал через дежурства, управления разных военных лиц и частей войск. В начале XIX в. территория империи подразделялась на 14 инспекций: Санкт-Петербургская, Финляндская, Лифляндская, Литовская, Брестская, Украинская, Днестровская, Крымская, Киевская, Смоленская, Московская, Кавказская, Оренбургская, Сибирская. Тамбовская губерния входила в состав Московской инспекции войск [5].

Департамент Генерального штаба занимался вопросами размещения, движения войск и их непосредственным участием в боевых действиях. Это разделение Генерального штаба от инспекторской части проводилось строго через всю систему военного управления. Генерал-квартирмейстеру подчинялись корпуса: офицеров Генерального штаба и военных топографов с Топографическим депо. Департамент Генерального штаба по решению находящихся в его ведении вопросов действовал через генерал-квартирмейстеров, обер-квартирмейстеров и начальников съемок.

Дела по продовольствию войск сосредоточивались в Провиантском департаменте и в полевых управлениях, которые были подчинены командующим армий и командирам

отдельных корпусов. Провиантский департамент по внутреннему довольствию действовал через комиссии, комиссионерства и комиссионеров или отдельных чиновников. Каждое интендантское и внутреннее провиантское управление действовало в своем районе. Район внутреннего довольствия делился Провиантским департаментом на округа; довольствие войск в каждом округе поручалось соответствующей комиссии или комиссионерству. К концу Крымской войны существовали следующие провиантские комиссии: Московская, Саратовская, Кременчугская, Калужская, Симферопольская и Рыбинская [3].

В округах Провиантским департаментом определялись: места главных складов, в виде неприкосновенных запасов текущего довольствия, пункты, где производились главные закупки продуктов, и пути, по которому продукты транспортировались из одного места в другое. Такие же места и пункты определялись в своем районе интендантствами и полевыми провиантскими управлениями отдельных корпусов.

По продовольствию войск в военное время обязанности Военного министерства ограничивались: 1) обеспечением продовольствия войск во время их движения с места постоянного квартирования до границ; 2) приготовлением первоначальных способов продовольствия за пределами Российской империи; 3) оказанием интендантству действующей армии всей помощи, какая может потребоваться.

Снабжение войск и госпиталей денежным и вещевым довольствием составляло обязанность Комиссариатского департамента, действовавшего через интендантства, полевые управления и комиссариатские комиссии. В 1855 г. существовало 16 Комиссариатских комиссий: С.-Петербургская, Московская, Динабургская, Херсонская, Кременчугская, Ставропольская, Тифлисская, Казанская, Брест-Литовская, Тамбовская, Симбирская, Тобольская, Иркутская, Новогеоргиевская, Воронежская и Киевская [3]. Каждая комиссия действовала в определенном округе, в котором департамент обозначал пункты, где сосредоточивались основные обороты вещей комиссариатского довольствия и средства перевозки этих вещей. Тамбовская комиссариатская комиссия заведовала вопро-

сами вещевого довольствия местных войск и поставками солдатских сукон с фабрик. В 1864 г. она была упразднена с передачей функций приемной комиссии при Тамбовском интендантском вещевом складе.

В обязанности Военного министерства входило снабжение войск и военных учреждений всеми предметами комиссариатского довольствия при определении вооруженных сил на военное положение. Далее Комиссариатский департамент должен был помогать всеми средствами полевому комиссариату, чтобы и при переходе через границу комиссариатское довольствие производилось качественно и своевременно.

Обязанности по обеспечению здоровья солдат и офицеров в войсках были распределены между тремя департаментами: Инспекторским (по предупреждению болезней и назначению мест для военных госпиталей), Комиссариатским (по устройству и содержанию госпиталей) и Медицинским (по снабжению войск и госпиталей медицинским персоналом, выплате медицинских пособий и в принятии мер для предупреждения болезней). Медицинский департамент действовал через генерал-штаб-докторов армий, через корпусных докторов, через главного доктора по военно-учебным заведениям и непосредственно через местных старших врачей, не принадлежащих к составу войск. Медицинское обслуживание военнослужащих на территории Тамбовской губернии осуществляли как военно-врачебные, так и гражданские лечебные учреждения. Канцелярия губернатора курировала кадровую деятельность в медицинских учреждениях, через уездные органы власти создавала на местах госпитали для раненых в военное время. Так, в 1812 г. в городе Елатьме Тамбовской губернии был организован военно-временный госпиталь под непосредственной опекой городничего

О.Ф. Пищулина [6].

Помимо центрального тылового управления, сконцентрированного в военном ведомстве, действовали отдельные тыловые службы непосредственно в войсках и соединениях. Высочайше утвержденное Положение об управлении в армии, принятое в 1846 году, оставалось практически без изменений до конца Крымской войны. Распоряжения Главнокомандующего приводились в исполнение через Главный штаб армии, состоявший из

начальника Главного штаба, начальника артиллерии, начальника инженеров, генерал-интенданта и полевого генерал-аудитора [6].

Одной из важнейших функций тылового обеспечения являлось постоянное пополнение войск резервами. Резервные и запасные войска армии были подчинены командующему резервных и запасных войск армии. Для управления резервными и запасными войсками были учреждены особые должности инспекторов, при которых находились соответствующие управления. Резервные части армейской пехоты содержались в мирное время в кадровом составе. Инспектор резервной пехоты обладал правами командира армейского корпуса. Из резервной пехоты формировались дивизии, бригады и полки; управление этими частями учреждалось на одинаковых основаниях с полевыми войсками. Резервные кавалерийские части находились в ведении инспектора резервной кавалерии, находящихся в ранге командира отдельного корпуса.

Запасные войска в мирное время не содержались; при формировании же их вновь они соединялись в дивизии и бригады, управление которых учреждалось уже на общих основаниях. Заведывание некоторыми резервными и запасными частями к началу 50-х гг. XIX в. было возложено на следующие должности: начальника запасных кавалерийских войск, инспектора запасных гвардейских и гренадерских батальонов, командующего всеми резервными и запасными батареями гвардейской и гренадерской пешей и конной артиллерии, заведующих армейскими пешими, резервной и запасной артиллерией. На территории Тамбовской губернии на протяжении XIX столетия дислоцировались различные запасные воинские соединения: 3-й резервный батальон Пензенского пехотного полка (1828), резервный батальон 13-го егерского полка (1832), сводный резервный батальон Шлиссельбургского егерского полка (1834), резервная бригада 4-й пехотной дивизии (1834), резервная бригада 5-й и 6-й пехотных дивизий (1833) и ряд других.

Основную первичную нагрузку по тыловому снабжению войск, находящихся как в губерниях, так и дислоцировавшихся в них армейских частей продовольствием, фуражом, обмундированием и пополнением несло местное военное управление. К местным управлениям начала 50-х гг. XIX в. относи-

лись: управление корпуса внутренней стражи, управление артиллерийскими округами, управление инженерными округами, военные генерал-губернаторы, военные губернаторы и коменданты, управление корпуса жандармов, местное управление на Кавказе, управление военными поселениями, управление военных кантонистов, управление поселением казачьих войск.

Войска внутренней стражи были образованы в 1811 г. [7]. В 1816 г. они были сведены в корпус внутренней стражи. Все батальоны этого корпуса были расписаны по 12 округам и названы гарнизонными батальонами. В корпус внутренней стражи были включены также инвалидные и этапные команды [8]. В 1850 г. в корпусе внутренней стражи состояло: 52 батальона и 2 полубатальона гарнизонных войск, 564 уездных инвалидных команды, 296 этапных команд, что составляло 145515 человек [9].

Управление корпусом внутренней стражи делилось на главное и окружное. Главное управление сосредоточивалось в командире корпуса и состоявшем при нем штабе. Управление делилось на десять округов, управляемых окружными генералами на правах начальников дивизий, с состоявшими при них окружными управлениями. Окружным начальникам подчинялись все местные войска и команды корпуса внутренней стражи, находившиеся в их округе. Окружные командиры, сверх своих прямых обязанностей по командованию вверенными им частями, имели обязанности по учету и призыву нижних чинов, находившихся в бессрочном и временном отпусках.

На протяжении всей первой половины XIX в. в Тамбове, как впрочем и во всех губернских городах, постоянно дислоцировался внутренний гарнизонный батальон. В его функции помимо несения внутренней караульной службы входило первичное обучение рекрутов премудростям воинской службы, сопровождение рекрутских партий к местам постоянной службы или формирования новых воинских частей. В случае необходимости формирования на территории губернии новых воинских частей солдаты внутренних гарнизонных батальонов, как правило, составляли кадровый костяк новых воинских соединений. В уездных городах губернии эти функции исполняли уездные воинские команды.

Военные генерал-губернаторы находились только в столицах и прилегающих к ним губерниях; генерал-губернаторы в нескольких губерниях или отдельных областях; военные губернаторы в губерниях, городах или крепостях. При них состояли адъютанты из обер-офицеров, а при некоторых и дежурства. Тамбовская губерния входила в зону контроля генерал-губернатора Рязанской, Тульской, Орловской, Воронежской и Тамбовской губерний с постоянным нахождением в городе Рязани.

Генерал-губернаторы пользовались в своем районе одинаковой властью с военными губернаторами, которым подчинялись коменданты в городах и крепостях, а также и войска, на таком же основании, как гарнизоны крепостей подчинялись комендантам. Круг военных забот генерал-губернатора был необычайно широким и простирался от контроля за состоянием дорог до непосредственного попечения войсковых нужд.

Гражданские власти также осуществляли надзор за деятельностью и непосредственным управлением на местах по различным вопросам тыла русской армии. В их функции входило осуществлять на местах расквартирование войск, проведение рекрутских наборов, контроль над состоянием запасных сельских магазинов, ремонт дорог, мостов; этими и многими другими текущими вопросами занималась губернская канцелярия. Структуру органов местной власти составляли две ветви: сословная и государственная. Первую на местном уровне представляли выборные губернский и уездные предводители дворянства, вторую гражданский губернатор и его канцелярия, а также подконтрольные ему губернские комитеты, комиссии и присутствия. На их плечи ложилось непосредственное руководство и контроль за осуществлением в губернии распоряжений министерств и ведомств касательно различных вопросов тылового обеспечения войск, как располагавшихся в самой губернии, так и следующих через нее к месту дальнейшей службы. Осуществление распоряжений губернатора и его канцелярии по различным вопросам тылового обеспечения войск непосредственно в уездах и городах проводили как гражданские чиновники - земские исправники и городничие, так и дворянское сословие, через выборных губернского и уездных предводителей

дворянства. Через ведущее сословие в государстве - дворянство - решения гражданских властей и инициативы сословных представительств в сфере тылового обеспечения русской армии доводились до других податных сословий (крестьянство, купечество, мещанство), которые несли основную нагрузку по рекрутской повинности, по квартирному постою, по денежным налоговым сборам и натуральным общественным повинностям.

Контролем за организацией и состоянием запасных хлебных магазинов в каждой губернии занимались губернские комиссии продовольствия. Тамбовская губернская комиссия народного продовольствия была образована в 1822 г. под председательством губернатора. Ее основными функциями являлись: организация сельских запасных магазинов, выдача продовольственных и денежных ссуд населению. В 1866 г. она прекратила свою деятельность в связи с созданием земских учреждений. В местах, имеющих удобные транспортные артерии, учреждались центральные запасные магазины. Они устраивались постепенно в ходе реализации плана Министерства государственных иму-ществ, надзор за центральными магазинами на местах поручался Палатам государственных имуществ. При каждом центральном магазине определялся смотритель с необходимым количеством чиновников и служителей по штату [10].

Вопросами проведения рекрутских наборов в Тамбовской губернии занималось рекрутское присутствие. Оно было учреждено в 1775 г. при казенной палате. На основании Рекрутского устава 1831 г. было переименовано в Тамбовское губернское рекрутское присутствие, состоявшее из представителей губернской администрации и дворянского собрания. В связи с введением всеобщей воинской повинности в 1874 г. было заменено губернским по воинской повинности присутствием.

Расквартированием военнослужащих по квартирам обывателей занималась тамбовская квартирная комиссия. Она была призвана заниматься решением разных вопросов и упорядочения распределения квартир. Именным указом 25 декабря 1808 г. в каждой губернии создавалась квартирная комиссия, Тамбовская квартирная комиссия была открыта в 1809 г. [11].

В ведении губернатора находилось попечение о состоянии дорог на вверенной ему территории. С 1834 года решением вопросов содержания и ремонта дорог в губернии занималась специально образованная дорожная комиссия, возглавляемая тамбовским гражданским губернатором.

В соответствии с «Временными правилами о преобразовании губернских учреждений ведомства Министерства внутренних дел» от 8 августа 1865 г. на базе существовавшей с 1796 г. врачебной управы было образовано Врачебное отделение Тамбовского губернского правления. В ее структуру входили врачебно-административная, медицинская, аптечная, судебно-медицинская, санитарная и отчетная части. Врачебное отделение осуществляло общий медицинский надзор в губернии, освидетельствовало лечебные заведения, принимало противоэпидемические меры, ведало распределением и учетом медицинских кадров.

Неудачные военные действия русской армии в Крымской войне и наметившееся общее отставание развития Российской империи в середине XIX в. заставило руководство страны перейти к серьезным реформам, в т. ч. в сфере тылового обеспечения войск. В 60-70 гг. XIX столетия правительством были проведены реформы в военной сфере, кардинально изменившие систему комплектования русских войск. В эти годы происходил процесс перехода с рекрутской системы комплектования на всеобщую воинскую повинность, завершившуюся принятием 1 января 1874 г. «Устава о воинской повинности». В соответствии с изменением принципов комплектования войск изменялась и структура, обеспечивающая реализацию этих принципов, реорганизовывалась структура военного управления. По изданному в 1864 г. «Положению» вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству.

В Тамбовской губернии эти изменения проявились в учреждении с 1864 г. должности Тамбовского губернского воинского начальника для непосредственного руководства расположенными в губернии местными войсками. Губернский воинский начальник подчинялся командующему войсками Москов-

ского военного округа. Управление, созданное при воинском начальнике, ведало учетом и призывом новобранцев, запасных офицеров и рядовых на учебные сборы в мирное время, проведением мобилизации в военное время, расквартированием, инспектированием подведомственных губернских батальонов и местных бригад, снабжением снаряжением и обмундированием, учетом местных материальных ресурсов, опекой раненых и отставных нижних чинов. С введением всеобщей воинской повинности в 1874 г. вводилась также должность уездного воинского начальника. Таким образом, на протяжении XIX в. структура органов тылового обеспечения русской армии видоизменялась в связи с проведением реформ в военной сфере и поиском наиболее удобной и качественной системы тылового обслуживания войск.

1. Полный сборник законов (ПСЗ). Т. VII. № 5318; Т. XI. № 9038.
2. ПСЗ. Т. XI. № 9038.
3. Исторический очерк Военного Управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра II (1855-1880 гг.). Т. 2. СПб., 1879. С. 3.
4. Галперт А.С. О продовольственной части прусской армии. Б. м., 1860. С. 6-8.
5. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. 4. Оп. 1. Д. 64. Л. 157-159.
6. Известия ТУАК. Тамбов, 1915. Вып. 56.

С. 179-180.

7. ПСЗ (I). Т. XXXI. № 24704.
8. ПСЗ (I). Т. XXXIII. № 26216.
9. ПСЗ (I). Т. XXXIII. № 26049.
10. Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 13. Ст. 100-102.
11. ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 482. Л. 82-86.

Поступила в редакцию 15.09.2008 г.

Kolobaev E.A. Change of structure and functions of central local control of rear of the Russian army in XIX century. The paper is devoted to changes in the structure of the central and local rear control of the Russian army during XIX century. Functions and powers of the War Ministry and its Departments in the economic part and bodies of local rear security are exemplified by the Tambov Province.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты