Спросить
Войти

Трансформация представлений городского населения о законности в контексте модернизационных процессов в России второй половины xix в

Автор: указан в статье

УДК (94(47Q) «191...»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ О ЗАКОННОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.1 © Сергей Константинович Лямин

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории, e-mail: laomin@rambler.ru

Статья посвящена модернизационным процессам, происходившим в менталитете городского населения Центрально-Черноземного региона (на примере Тамбова). Проблема рассматривается автором в контексте становления новой формы правосознания, избавленной от архаичных элементов традиционных социальных отношений. Автор приходит к выводу о противоречивом характере процесса становления гражданского общества и гражданского правосознания во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права, изменение судебной системы, введение внесословного общественного самоуправления и другие либеральные преобразования 60-70-х гг. XIX в. способствовали формированию новых условий развития правового сознания населения России. Эволюция правосознания выразилась, прежде всего, в метаморфозах такой категории мышления, как законность. Именно представления о законности во многом содействовали становлению как гражданского общества, так и гражданского сознания.

Безусловно, доиндустриальное общество не было лишено правовых представлений, но они значительно отличались от модернизированного правосознания. Для них было характерно: приоритет обычного права, обусловленность прав и обязанностей человека его социальным статусом, корпоративный характер реализации права, примат властных решений над законодательными положениями. Поэтому задачей данной статьи является выяснение того, в какой мере понимание городскими слоями правовых норм соответствовало тем принципам права, на которых основывались судебная и городская реформы.

Наиболее рельефно процесс ломки традиционного сознания в правовой сфере обнаруживает себя именно в той новой среде общественных отношений, которая сформировалась после реформы 1870 г. Речь идет, прежде всего, об институтах городского

1 Статья подготовлена по результатам проведения НИР в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009- 2013 годы (Государственный контракт № П662 от 10 августа 2009 года).

самоуправления (городская дума и городская управа), а также об общественных организациях, появлявшихся во второй половине XIX в. Анализ взаимодействий между людьми в рамках этих институтов позволяет отследить особенности формирования правосознания у жителей провинциального города 1860-1870-х гг.

Становление правового сознания у городского населения во многом обусловило смену жизненных ценностей и приоритетов, внесло изменения в повседневную жизнь и поведение людей. Так, если в «среднем обществе» 50-х гг. XIX в., по воспоминаниям Н.С. Лескова, было принято «жарко спорить о чувствах высокого и прекрасного» или о «дилетантизме в науке» [1], то в пореформенный период наблюдается возрастание интереса к проблемам социального и политического характера.

Сегодня между исследователями ведутся споры о том, насколько эффективность реформ зависела от традиционного характера социальной структуры и менталитета подавляющего большинства населения России. Смогли ли преобразования 1860-1870-х гг. стимулировать модернизацию сознания или же они вступили в резкое противоречие с господствующим традиционным менталитетом, что во многом определило характер контрреформ 1880-х гг.? Насколько прочно усваивалось и как интерпретировалось традиционным сознанием такое понятие, как законность?

Источником закона в традиционном обществе выступает власть - «усмотрение начальства», тогда как для буржуазного созна-

2б3

ния власть есть лишь инструмент реализации закона, который одинаково господствует как над гражданами, так и над административнополитическими институтами. Краеугольным камнем буржуазной законности является равенство всех членов общества перед законом. Традиционное общество, напротив, обусловливает применение закона по отношению к тому или иному лицу местом последнего в социальной иерархии.

Население прединдустриальных городов Центрально-Черноземного региона, происходившее значительной частью из среды традиционных социальных групп, оказалось под влиянием аграрного, традиционного менталитета, для которого было характерно противопоставление свободы и порядка как альтернативных категорий. Свобода в этом случае понималась как «воля» - возможность действовать вне закона и любых социальных норм. Буржуазная трактовка понятия «свобода» - как обладание правами и соразмерными им обязанностями в рамках закона - не была свойственна традиционному образу мышления.

Антагонизм порядка и свободы воспринимался носителями традиционного менталитета, прежде всего, как конфликт между обществом и индивидом. Считалось, что бунт всегда незаконен, а свобода сама по себе нарушает общественный порядок. Причем корпорация (будь то сельская община или городское общество) здесь выступала как воплощение абсолютной справедливости и источник закона [2].

Вот почему А.А. Карелин отмечал крайнее недоумение крестьян, когда им не удавалось выиграть дело, связанное с захватом общинных земель отдельными лицами: «“Как же это так, - говорят они, - уряднику верят, а все общество против одного человека ничего сделать не может”» [3]. Такая об-щинность сознания не допускала возможности развития у крестьян буржуазного правосознания и индивидуализма.

Степень законопослушности личности зависела от соответствия деятельности человека не столько формальной букве закона, сколько общепринятым поведенческим правилам и нормам морали. Поэтому процесс ломки традиционных представлений крестьян современники во многом связывали с общим падением уровня нравственности и дис-

циплины (семейные раздоры, пьянство, неуважение к церкви и старшему поколению) [2, т. 1, с. 334-335]. Традиционный механизм поддержания социально приемлемого поведения постепенно разрушался, но заменялся новым - характерным для индустриального общества - далеко не сразу. Тем не менее община оказалась способна реагировать на модернизационные влияния ужесточением внутрикорпоративных норм. Община стремилась к консервации и неприкосновенности существующего «издревле» образа мышления и поведения.

Было бы, безусловно, преувеличением утверждать, что менталитет горожан 18601870-х гг. был точной копией крестьянского общинного менталитета. Данные источников указывают на появление в пореформенный период у городского населения российской провинции - как, впрочем, и в среде крестьянства - характерных для буржуазного сознания представлений о законности, которые нашли свое отражение в практической деятельности людей.

После запрещения в 1871 г. губернатором исполнения музыки и пения в питейных заведениях Тамбова, в связи с многочисленными жалобами о нарушении общественного спокойствия, в 1873 г. группа владельцев питейных заведений в своем прошении писала следующее: «...Если бы и действительно были беспорядки, то в одно и то же время немыслимо даже предположить о беспорядках во всех безусловно трактирах. Следовательно, если у меня существуют беспорядки - в чем виновен мой сосед?» [4].

В 1875 г. другая группа мещан - содержателей подобного рода заведений - просила городскую Думу ходатайствовать перед начальником губернии о возвращении им права «содержать у себя музыку и пение». По мнению мещан, необходимо по каждому факту бесчинств и безнравственного поведения в кабаках разбираться в отдельности и накладывать ограничения на виновных, а не наказывать всех без разбора путем «лишения трактиров музыки и пения» [5].

Таким образом, можно говорить о том, что владельцы трактиров апеллировали к идее равенства всех перед законом и отрицали принцип круговой поруки. Именно коллективная ответственность, будучи одним из краеугольных камней аграрного общества,

оказалась неприемлема в тех экономических условиях, которые сформировались в пореформенной России в связи с бурным развитием буржуазного хозяйственного уклада. Неудивительно, что купеческое общество в рассматриваемый период было избавлено от круговой поруки, которая представляла собой серьезное препятствие не только для проявления личной инициативы, но и просто для нормального функционирования любого коммерческого предприятия.

Нельзя не заметить, что владельцы трактиров, обращаясь к буржуазным принципам законности, преследовали чисто утилитарную цель, а именно - повышение (или сохранение) доходности своих заведений. Действительно, нормы правосознания гражданского общества генетически и функционально неразрывно связанны с буржуазными экономическими отношениями. И именно в экономической сфере традиционные представления о законности подвергались наибольшей эрозии в изучаемый период.

В 1881 г. проживающему в Тамбове крестьянину С.Д. Дмитриеву удалось отстоять свое право торговать хлебом в собственной лавке, расположенной в мясных рядах, несмотря на запрещение городской управы. Решающее значение в этом деле имели собранные и предоставленные в управу Дмитриевым прецеденты других несоответствий между характером товара и местом его продажи [6]. Во всех вышеописанных случаях речь идет о попытке противопоставить распоряжения городских властей некоторой норме, которая воспринимается более законной, чем воля начальства. Таким образом, власть здесь воспринимается не как источник закона, но как инструмент его реализации.

В 1869 г., когда было необходимо организовать под Тамбовом лагерь для расположения военной дивизии, городские власти, тем не менее, долго изучали, не противоречит ли поступившее на этот счет распоряжение городовому положению. И это несмотря на то, что указанное распоряжение исходило непосредственно от царя [7].

Однако, несмотря на подобные факты, представления о законности носили значительный отпечаток традиционного мышления. Данные мемуарных источников указывают на то, что нововведения в судопроизводстве и сфере самоуправления восприни-

мались городскими обывателями крайне насторожено. П.П. Карцов, вспоминая об одной из горожанок - Анне Ивановне Казаковой, -писал: «Много анекдотов ходило про нее, особенно за время эмансипации, введения земства и новых судов. Все это она ненавидела, а между тем всегда заседала на хорах при земских выборах и в первом ряду - при всех интересных процессах» [7, с. 402].

Очевидно, что носители традиционного сознания, по большей части, воспринимали буржуазную законность как собрание пустых формальностей, которые не соответствуют реальной жизни. Если новые правовые нормы благоприятствовали хозяйственным интересам того или иного человека, он становился (на некоторое время) их горячим защитником; если не соответствовали - человек обращался к традиционным нормам, к «здравому смыслу». Внешне это могло выглядеть как следование известной поговорке: «Закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло». В действительности же можно предположить, что правовые представления горожан в рассматриваемый период носили эклектичный - двойственный - характер. Люди, по существу, ссылались то на «модернизированное», то на традиционное право - в зависимости от того, какое из них было более удобно для реализации их личных задач.

13 января 1870 г. мещанин Иван Прокопьевич Игнатов «взял в содержание» место на базарной площади для торговли рыбой с платою 18 руб. в год. По договору с думой Игнатов внес авансом 9 руб. Через полтора года Игнатов обратился в городскую думу с просьбой вернуть ему 9 руб., поскольку «местом этим до сих пор он не пользовался и пользоваться далее не желает» [8].

В данном случае мещанин демонстрирует характерное для традиционного мышления понимание «владения» как «пользования». В восприятии И.П. Игнатова место, арендованное им на базарной площади полтора года назад, все это время не являлось его владением, поскольку он им не пользовался. А значит и деньги, заплаченные им городской думе должны быть возвращены.

Однако наиболее репрезентативно традиционный характер мышления проявлялся в деятельности органов местного самоуправления, созданных в результате «Великих реформ». Плохая ориентация служащих раз-

личных городских учреждений в Городовом положении 1870 г., других законах и нормативных документах нередко приводила к делопроизводственным казусам.

Так, например, в 1871 г. городская управа обратилась за помощью в Тамбовское городское полицейское управление, чтобы вернуть деньги из страховой суммы, отданные группе тамбовских мещан в долг, срок выплаты которого уже истек. На взгляд управы, полиция должна была взыскать задолжаемые деньги или, в противном случае, приступить к описи залогового имущества. Однако городское полицейское управление отказалось это делать, ссылаясь на то, что подобные вопросы находятся в компетенции мировых судов. Завязалась переписка между ведомствами с целью выяснения полномочий полицейского управления. Дело дошло до угрозы жалобой губернскому начальнику [9]. Городская управа, таким образом, попыталась наказать, на ее взгляд, виновных лиц без обращения в суд. Конфискация собственности без судебного приговора - немыслимый, с точки зрения буржуазного права и правосознания, акт.

Нередко органы местного самоуправления воспринимали закон как средство давления на отдельных людей. В 1874 г. тамбовская городская дума рассматривала прошение почетного гражданина Василия Ивановича Степанова, который более 10 лет являлся опекуном одного из дворянских имений. Поскольку в течение длительного срока наследников на имение не отыскалось, оно поступило из ведения Тамбовской дворянской опеки во владение города. В своем прошении Василий Иванович Степанов просил думу возместить ему денежные затраты, сделанные им в течение десяти лет на поддержание имения [10].

21 августа 1874 г. тамбовская городская дума принимает следующее решение: «. Заявление это могло бы быть признанным заслуживающим уважения в таком только случае, если бы на сдаче дома г. Щеголева дом этот оказался в том виде, в котором принял его г. Степанов в свое заведование в 1866 году. А так как дом этот сдан городу из опекунского заведения разрушенным и совершенно не в том виде, как он был принят им в опеку, то через это г. Степанов не только теряет всякое право на возврат сделанных им будто бы на поддержание опекунского име-

ния затрат, но подлежит еще ответственности за растрату. К какой ответственности городская управа непременно и привлечет г. Степанова если он позволит себе возобновить и продолжать свое притязание на иск высказываемых им издержек, поэтому и настоящее заявление г. Степанова оставлено управою без уважения» [11].

Несмотря на то что, являясь опекуном имения, Степанов действительно получал определенную «прибыль» с продажи некоторых вещей, сдачи отдельных участков имения под аренду и т. п., тем не менее очевидно, что закон для городской думы - это не безусловная авторитетная норма, требующая обязательного исполнения, а всего лишь средство. Такого рода восприятие закона как инструмента, своего рода, шантажа указывает на традиционный по своему характеру образ мышления гласных городской думы.

В пореформенной России многим современникам было очевидно несоответствие между набирающим темпы обновлением общества и спецификой правосознания основной массы населения. Отношения между людьми в гражданском обществе опосредованы законом и формализованы. Поэтому точное выполнение всех делопроизводственных процедур и строгое следование букве закона, восприятие закона как источника справедливости - качества, характерные для правового гражданского сознания.

В связи с этим весьма показателен следующий «забавный случай», приводимый А.С. Сувориным в его дневнике за 1875 г.: «В Новочеркасске прокурор, обвиняя, не нашел ничего лучше, как сказать: “Господа присяжные, он, ей-богу, виноват”. Защитник возразил: “Несмотря на клятву, произнесенную прокурором, я не вижу никаких доказательств виновности подсудимого и думаю, что нет никакого основания верить прокурорским клятвам”» [12]. Таким образом, для прокурора апелляция к богу и своей личной внутренней убежденности оказывалась более значимой, нежели обращение к конкретным фактам.

Примеры пренебрежения формальной стороной дел также встречаются в деятельности городских органов самоуправления. При этом в подобных случаях Тамбовская городская управа руководствовалась соображениями выгодности или не выгодности для

города выполнения тех или иных формальных процедур.

В 1874 г. Тамбовская городская дума прекратила процедуру описи имущества мещанина Федорова, за которым числилась оброчная недоимка. Причиной послужил отчет поверенного Слесарева, который заявил думе, что для интересов думы было бы выгоднее оставить это дело без последствий, поскольку у Федорова просто оказалось нечего описывать [13].

Городская управа легко отступала от тех или иных установлений при поддержке губернского начальства.

Так, в 1872 г. в городскую управу поступила жалоба от купца 2-й гильдии Дмитрия Николаевича Синельникова на располагавшийся напротив его дома, рядом с базарной площадью, питейный дом Дмитрия Пахомо-вича Данилова. Автор жалобы перечисляет все те «безобразные сцены», которые он вынужден созерцать из своих окон. При этом Синельников ссылается на соответствующую статью устава питейных заведений, по которой «открытие питейных заведений на рынках с раздробительною продажею крепких напитков запрещена» [14].

В постановлении думы относительно жалобы Синельникова сказано, что с разрешения губернатора и комитета устройства базарной площади «по особо уважительным местным условиям» решено было отступить от соответствующих статей устава [14, л. 3-4об.]. Таким образом, попытка купца защитить свои интересы посредством закона натолкнулась на противодействие городской думы. Устав питейных заведений действительно предусматривал исключения, когда губернатор мог разрешить открыть трактир на территории базарной площади.

Однако органы городского самоуправления не всегда аккуратно выполняли все необходимые для этого формальности. Так, в 1870-1874 гг. возник конфликт между городской управой и окружным надзирателем акцизных сборов по поводу открытия на базарной площади питейного заведения мещанина С. Шешаева. Надзиратель акцизных сборов отказывался выдать Шешаеву необходимый для открытия питейного заведения патент, ссылаясь на существующее законодательство.

По мнению управы, постановление городской думы о передаче Шешаеву город-

ского места под питейный дом является законным потому, что «указанное постановление согласовано с господином начальником губернии, которому предоставлено право в виде исключения, по особо уважительным причинам разрешать открытия таковых заведений».

Чиновник, ответственный за акцизные сборы, возражал: «Я не нахожу возможным согласиться с высказанным управой мнением только потому, что не могу считать согласование постановления Думы с губернатором равноценным его разрешению. признание “уважительных местных причин” необходимо должно выразиться в положительном разрешении, а не в отсутствии только протеста со стороны губернатора на постановление Думы...» [15].

Во многом пренебрежительное отношение органов городского самоуправления к формальной стороне закона было связано с традиционным характером жизни провинциального города и доминированием в его среде социальных связей личного типа. Именно под влиянием этих условий в менталитете городского обывателя трансформировалась такая категория мышления, как законность. Преобладание личных контактов между людьми в сфере социального взаимодействия препятствовало развитию системы формальных социальных отношений, что во многом тормозило процесс модернизации социальной структуры.

Благопристойность поведения, нравственные качества, соблюдение приличий и хорошие манеры являлись не только необходимым условием социализации личности, ее включения в ту или иную корпорацию [16], но также были критериями законопослушности человека. Необходимо заметить, что отсутствие четкого разделения между законом и моралью - один из атрибутов традиционного понимания законности. То, что выглядело в глазах общественного мнения аморальным, то воспринималось как незаконное и наоборот. Нередко городская Дума отказывала своим просителям, несмотря на то, что с точки зрения формальной буквы закона в их прошениях не было ничего криминального.

Так, в 1861 г. городская дума отказала купцу Яковлеву в отдаче городского места для строительства торговой бани. В своем постановлении дума отмечала: «Просимое

купцом Яковлевым место находится близ почтовой дороги и неподалеку от сада Александрийского института, а также и городского сада, где бывают гулянья. А потому находим иметь на этом месте торговую баню неприличным...» [17].

В 1874 г. по постановлению городской думы было снесено питейное заведение мещанина Алексея Александровича Малинина, поскольку это заведение располагалось недалеко от часовни, где вскоре должна была быть помещена икона Божьей Матери. Заверения Малинина прекратить торговлю спиртными напитками и перейти на торговлю каким-либо другим товаром не помогли. Дума признала сам факт существования торгового места недалеко от часовни аморальным [18; 19].

Нравственное состояние общества являлось объектом пристального внимания со стороны корпораций, а также губернской администрации и органов местного самоуправления. Во всяком случае, «запрет губернатора игры на музыкальных инструментах, пения и плясок в трактирных заведениях города Тамбова» в 1871 г. [4, л. 15] воспринимался обществом как забота о нравственном состоянии. Это видно из характера прошений, направленных городскому голове гласными городской думы, а также группой купцов и почетных граждан Тамбова [4, л. 1-2, 9].

В 1875 г. владельцы трактирных заведений мещане В.С. Власов, Е.Н. Максимов,

Н.Ф. Югов, обращаясь в городскую думу с просьбой, чтобы та ходатайствовала перед начальником губернии «о возвращении музыки и пения в трактиры», отмечали: «Если запрещения в трактирных заведениях направлены к нравственной цели, то нельзя не видеть... в этом ошибки. Большинство публики прежде находило развлечение от обыденных трудов в заведениях, слушая музыку и пение, где все делалось открыто и под надзором полиции, а за лишением этого развлечения ищет удовольствия и развлечений в удаленных от надзора общества и полиции местах...» [5, л. 2-2об.]. Любопытно, что к заботе о нравственном состоянии апеллируют как запретившая «увеселения» губернская администрация, так и владельцы трактирных заведений, пытающиеся вернуть музыку, пение и пляску в свои трактиры.

В 1874 г. в тамбовскую городскую управу поступило заявление «купцов, торгующих на Базарной площади в каменном гостином дворе». Купцы требовали закрыть открывшееся рядом с ними питейное заведение, мешающее торговли. В жалобе отмечалось, что «таковое заведение в гостином торговом ряду, кроме неприличия, стесняет торговлю, так как распивающие там производят шум, игры, пение и пляски и пр., а выходя, выпивши без меры, дозволяют себе бесчинство, толкают не только покупателей желающих купить, но и торгующих и просто проходящих. Сверх того, так как это заведение не закрывается и ночью до 10-ти и более часов, то употребление огня на освещение и курение табаку угрожает опасностью пожара» [15, л. 17].

16 августа 1880 г. гласный тамбовской городской думы А.В. Державин, выступая с докладом о беспорядках в Тамбовском ремесленном училище, обосновывал необходимость закрытия учебного заведения следующим образом: «Я в настоящее время, наслушавшись с разных сторон таких ужасающих рассказов об этом училище, официально заявляю о необходимости немедленного его закрытия не как даже бесполезного, а как положительно вредного, развращающего нравственность молодых людей» [20, л. 2].

После выступления Державина думой были собраны характеристики с мест работы выпускников ремесленного училища. В трех приложенных к делу характеристиках отмечалось: «Ни в чем дурном мною не замечен. В нравственном отношении отличается полной добропорядочностью» и т. п. [20, л. 5-7]. В конечном итоге, дума потребовала от А.В. Державина подкрепить свои суждения о Тамбовском ремесленном училище фактами более серьезными, чем услышанные им и другими гласными разговоры в бане [20, л. 2].

Таким образом, слухи о «безнравственном образе жизни» отдельных учащихся тамбовского ремесленного училища вполне могли стать для некоторых гласных городской думы достаточным основанием для закрытия учебного заведения.

В деятельности купеческого и мещанского обществ Тамбова были неоднократные случаи, когда образ жизни человека являлся критерием распределения помощи, предос-

тавляемой обществом своим членам, или даже поводом к ограничению их свободы.

Корпорации, стремясь сохранить корпоративное единство и контроль над своими членами, культивировали, безусловно, традиционные представления о справедливости и морали, а не буржуазные правовые нормы, тесно связанные с индивидуализмом и независимостью личности. Напротив, корпорации как социальные институты традиционного общества стремились препятствовать всем проявлениям индивидуализма [21]. Кроме того, корпорации претендовали на роль арбитров в вопросах нравственности. Трактовка нравственности как критерия законопослушности сближала, на наш взгляд, представления горожан с крестьянским отношением к законности.

Таким образом, формирование законности как категории сознания городского населения пореформенной России во многом определялось целым рядом господствующих в этом сознании традиционных представлений. Это нашло свое отражение как в поведении отдельных людей, так и в деятельности административных институтов и органов городского самоуправления, что можно проследить на примере Тамбова.

В настоящее время интерес исследователей привлекают вопросы несоответствия либеральных преобразований объективным условиям существования российского общества. Имел место конфликт между модерниза-ционными нововведениями и российской действительностью. Этот конфликт выражался, в частности, в несоответствии представлений горожан о законности той трактовки понятий «закон» и «право», которая характерна для гражданского общества и которая насаждалась «сверху» в ходе реформ 1860 - 1870-х гг.

Так, на существование подобного рода противоречий указывает практика реформированного суда за период 1864-1914 гг., особенно в тех областях, где несоответствие между нововведенными нормами и объективными условиями проявилось особенно четко (суд присяжных, институт мировых посредников).

В восприятии горожанами категории законности четко прослеживаются черты, сходные с крестьянскими общинными представлениями - пренебрежение к формализа-

ции отношений как способу защиты от произвола, нерасчлененность закона и морали и т. п. «Окрестьянивание» городов, «живучесть» корпораций, доминирование связей личного типа в обществе провинциального города - все эти факторы замедляли становление правового гражданского сознания.

Традиционный менталитет не столько сопротивлялся модернизированным право -вым институтам и нормам, вводимым государством, сколько адаптировал их, интерпретировал на свой лад. Несмотря на все указанные выше явления, в представлениях горожан (в частности жителей Тамбова) обнаруживаются элементы буржуазно-правового сознания.

Можно сказать, что в рассматриваемый период сосуществовали две системы представлений о законности: модернизированная (официальная) и традиционная (общепризнанная, по крайней мере, в среде исследуемых социальных групп). Тот факт, что для защиты своих интересов люди довольно часто апеллировали к традиционной системе представлений, отражает не только инерцию традиционного мышления, но и объективные (в значительной мере, также традиционные) условия социальной и хозяйственной жизнедеятельности, в которых формировались и реализовывались практические интересы людей.

1. Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 5 т. М., 1981. Т. 2. С. 18.
2. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. СПб., 1999. Т. 2. С. 335.
3. Карелин А.А. Общинное владение в России. СПб., 1898. С. 157.
4. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. 17. Оп. 3. Ед. хр. 213. Л. 36об.
5. ГАТО. Ф. 17. Оп. 6. Ед. хр. 53. Л. 2.
6. ГАТО. Ф. 17. Оп. 11. Ед. хр. 50. Л. 6-7об.
7. Карцов П.П. Из прошлого (личные и служебные воспоминания). 1831-1876. Спб., 1888. Ч. 1. С. 412-413.
8. Журнал Тамбовской городской думы. Заседание 29 августа 1872 г. Тамбов, 1872. С. 10.
9. ГАТО. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 69. Л. 4-5.
10. ГАТО. Ф. 17. Оп. 3. Ед. хр. 190. Л. 74.
11. ГАТО. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 190. Л. 81об.-82об.
12. Дневник Алексея Сергеевича Суворина. Лондон; Москва, 1999. С. 10.
13. ГАТО. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 49об.-50.
14. ГАТО. Ф. 17. Оп. 3. Ед. хр. 212. Л. 1-1об.
15. ГАТО. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 66. Л. 55-55об.
16. Русские / отв. ред. В. А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. М., 1999. С. 564.
17. ГАТО. Ф. 16. Оп. 36. Ед. хр. 27. Л. 29-32.
18. Журнал заседания тамбовской думы. Заседание 27 февраля 1874 г. Тамбов, 1874. С. 21.
19. Журнал заседаний тамбовской городской думы. Заседание от 2Q марта 1874 г. Тамбов, 1874. С. 12.
2Q. ГАТО. Ф. 17. Оп. 11. Ед. хр. 1б. Л. 2.
21. Black C.E. Modernization. A Studying in Comparative History. N. Y.; L., 19бб. Р. 25.

Поступила в редакцию г.

UDC (94(470) «19/...»

THE TRANSFORMATION OF URBAN POPULATION IDEAS OF LEGALITY IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION PROCESSES IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF 19th CENTURY

Sergey Konstantinovich Lyamin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of History, Associate Professor of Russian History Department, e-mail: laomin@rambler.ru

The article concerns the modernization processes which took place in the mentality of urban population of Central Chernozem Region (on the example of Tambov). The problem is considered in the context of formation of a new mode of legal consciousness released from the archaic elements of traditional social relations. The author concludes that the process of formation of civil society and civil legal consciousness in the second half of 19th century had a contradictory character.

УДК 947

МЕЩАНСКОЕ СОСЛОВИЕ УЕЗДНОГО ГОРОДА МОРШАНСКА В XIX в. © Дмитрий Павлович Жеребчиков

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры российской истории, e-mail: ditrich87@mail.ru

Данная статья посвящена изучению мещанского сословия в уездном городе Моршанске в XIX столетии. В статье дана попытка комплексного анализа моршанского мещанского сословия в социально-экономическом, общественно-политическом и демографическом аспектах. Рассмотрены проблемы экономического развития уездного города Моршанска в XIX в.

Тема изучения мещанского сословия в отечественной историографии до сих пор не привлекала должного внимания. Практически не изучены место и роль мещанства в развитии русского города. Мало внимания в научных монографиях уделялось изучению участия мещан в экономической и общественной жизни своего города и влияния на эти процессы модернизации. В данной статье на примере города Моршанска будет показана картина развития русского уездного города в XIX в. с характеристикой мещанского сословия в социально-экономическом, общественном и демографическом планах, при выяснении места и роли мещанства в развитии

уездного города. История Моршанска XIX в. демонстрирует пример упадка города в силу изменения экономической конъюнктуры, что отразилось на жизни всех горожан, в т. ч. и мещанского сословия. История Моршанска показала зависимость экономики города от единственного источника - хлебной торговли. Темы инновационного и модернизацион-ного развития, влияния неблагоприятных экономических событий на это развитие и проблемы диверсификации экономики сегодня чрезвычайно актуальны. Сегодня, когда Россия переживает очередной этап модернизации, тема экономических, демографических и иных процессов среди городского на-

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты