Спросить
Войти

Деятельность Мичуринского локомотиворемонтного завода в 1945-1959 гг

Автор: указан в статье

Таким образом, в 1940-х гг. на Кольском Севере сложилась устойчивая система детских учреждений, либо напрямую замыкавшаяся на ГУЛАГ НКВД, либо опосредованно, что создавало видимость непричастности лагерного ведомства к судьбам несовершеннолетних. Это была удобная позиция, ибо помогала оставаться в тени вершителям беззаконий и произвола в стране. В то же время благодаря государственной принудительной политике по созданию резерва рабочей силы удалось в кратчайшие сроки подготовить будущую замену многим ушедшим на Отечественную войну квалифицированным рабочим. Вопрос заключался только в том, насколько бесчеловечно большевистская власть отнеслась к собственному народу и ее будущему - детям.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: М., 1993. С. 39.
2. Дети ГУЛАГа. 1918-1956 / под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. С.С. Виленский [и др.]. М., 2002. С. 187-181.
3. АУВДМО (Арх. управления внутренних дел Мурманской области). Ф. 26. Оп. 1. Д. 1. Л. 22-23.
4. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1991. Т. 3. С. 523.

Поступила в редакцию 24.11.2009 г.

Mikhailov M.I. Children of Gulag at the Kolskiy North.

The policy of bolsheviks separated children from parents in order to give children “proper” collectivist education. On practice, hungry, bereaved children from destroyed, morally healthy families, convicted for stealing and vagrancy, escape from factory training schools, found themselves under the power of ignorant, thievish “educators”. All that went along with propaganda.

УДК 947

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЧУРИНСКОГО ЛОКОМОТИВОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА В 1945-1959 гг.

© О.В. Казьмин

Статья рассматривает деятельность Мичуринского локомотиворемонтного завода в период 19451949 гг. В исследовании делается акцент на социально-экономическую составляющую жизни предприятия. Проводится анализ структуры состава работников завода, заработной платы, их жилищных условий и трудовой дисциплины.

Период времени, рассматриваемый в данной статье, является очень важным в жизни Тамбовской области и всей страны в целом. Это время значительных сдвигов, в т. ч. и в промышленном развитии региона. Анализируемый в этой статье завод был одним из крупнейших предприятий области той поры, и процессы, происходящие в жизни завода, можно в известной степени проецировать на другие предприятия области.

Мичуринский локомотиворемонтный завод в послевоенный период был одним из крупнейших предприятий по численности работников. При этом предприятие продолжало увеличиваться на протяжении всего данного периода. Хотя в процентном отношении численность рабочих возрастала не

так значительно, как на многих предприятиях, их абсолютное количество возросло за полтора десятилетия на 1100 человек все эти данные можно более подробно рассмотреть на рис. 1.

Наиболее быстро увеличивалась численность рабочих. Количество ИТР увеличивалось не столь существенно. Что касается учеников и служащих, то их на заводе за этот период стало значительно меньше. В определенной мере это было связано со спецификой задач, стоящих перед заводом и его родом деятельности. На этом предприятии и не требовалось столько ИТР, как, например, на заводах химической промышленности. Вместе с тем постоянное увеличение плана требовало и большего количества рабочих.

3500
3000
2500
2000
1500
1000
1799

рабочие

ученики

служащие

500
0
224 262 230 212 226 244 256 251 260 264 271 273 271 270 268
1945 г. 1946 г. 1947 г.1948 г. 1949 г.1950 г. 1951 г.1952 г. 1953 г.1954 г. 1955 г.1956 г. 1957 г.1958 г. 1959 г.

Рис. 1. Динамика структуры численности работников завода в 1945-1959 гг. [1-8]

Большое количество сотрудников представляло проблему в том плане, что жилья на всех в этот период не хватало. Этот вопрос был одним из наиболее острых, однако ситуация с жилплощадью постепенно менялась на протяжении всего периода. Так, на 1 января 1946 г. жилплощадь, принадлежащая заводу, составляла 4170 м2, из них 1670 м2 в бараках. Здесь проживало 1560 человек (550 в бараках). Из них работников предприятия и членов их семей было 1529 человек. В 1945 г. завод не имел достаточного жилищного фонда для размещения молодых рабочих, прибывающих из ЖДУ, а также реэвакуированных, не имеющих в Мичуринске жилплощади. Заводоуправление было вынуждено прибегнуть к аренде частновладельческих домов и найму частных квартир под общежития. Было арендовано 85 общежитий вместимостью 5-7 человек для размещения 450 человек, а также 8 домов. При каждом общежитии имелась уборщица, отопление, освещение, санобработка, дезинфекция, дезинсекция. Квартплата с молодых рабочих составляла примерно 20 руб. в месяц [9]. На 1января 1951 г. на балансе завода находилось

29 домов с жилой площадью 5247 м2 и 3 барака площадью 503 м2. Водопроводом было оснащено 2357 м2, канализацией 486 м2, центральным отоплением 2357 м2, электричест-

вом 5247 м2. В бараках удобств не было. На этой жилплощади жили 668 человек в домах и 160 в бараках. Из них работников предприятия и членов их семей было 601 человек [10]. Хотя жилплощадь несколько увеличилась, количество живущих на ней сократилось. С одной стороны, жилья по-прежнему было мало и не хватало на всех, зато улучшились условия проживания тех, кто имел жилплощадь. Это касается и удобств и увеличения жилплощади, приходящейся на 1 человека. Вместе с тем данная проблема не теряла своей остроты, в том числе и из-за увеличения численности работников. Вот что пишет в заводской многотиражной газете «Красный паровоз» за 13 февраля 1954 г. один из работников предприятия: «За последние 2 года жилищное строительство на заводе во много раз увеличилось по сравнению с довоенным годом. Многим рабочим выданы хорошие благоустроенные квартиры .... За 2 года на коллектив утилизационного цеха не было выдано ни одного ордера, а нуждающихся в жилплощади много» [11]. В 1950-х гг. жилплощадь, принадлежавшая заводу, заметно увеличивалась. На 1 января 1960 г. она составила 12313 м2. На балансе завода было 397 квартир жилой площадью 11394 м2. В них жило 2126 человек. Площадь общежитий коечного типа составила 919 м2 с

населением 157 человек. Водопроводом было оснащено 6694 м2, канализацией и центральным отоплением 6665 м2, т. е. более половины всего жилья. Электричеством оснащена вся площадь [8]. Таким образом, острота жилищного вопроса к концу 1950-х гг. на заводе была частично снята. За 15 лет площадь заводского жилья возросла почти в 3 раза, заметно улучшилось его качество. Вместе с тем общее число проживающих было заметно меньше количества работников завода. А если учесть, что среди жильцов были и неработающие на данном предприятии люди, и члены семей сотрудников, то становится понятно, что эта проблема была решена далеко не полностью. Сказывался и постоянный рост количества сотрудников завода.

С жилищной проблемой в значительной степени была связана трудовая дисциплина. Нехватка жилья провоцировала значительное количество дезертирств с предприятия. В середине 1940-х гг., несмотря на строгие меры наказания, дисциплина на заводе находилась на низком уровне. В 1945 г. было 647 нарушений Устава о дисциплине на транспорте, в т. ч. 197 дезертирств, 197 прогулов. Было наложено 644 взыскания [9]. В 1946 г. прогулы составили 9715 человеко-дней. Самовольно оставили работу 266 человек. Всего на заводе было 871 нарушение устава о дисциплине на транспорте, наложено 835 взысканий. Вместе с тем за хорошую работу дано 550 поощрений [1]. К концу 1940-х гг. количество нарушений несколько снизилось. В 1949 г. совершено 235 нарушений, в т. ч.

30 случаев дезертирства, 66 прогулов, 139 невыполнений распоряжений и прочих нарушений. На виновных наложено 139 взысканий: 96 дел передано в суд, 8 человек арестовано, 4 человека понижено в должности, вынесено 82 выговора и 45 строгих выговоров. Вместе с тем за год было произведено 582 поощрения. 6 человек получили денежные премии, объявлено 438 благодарностей, на доску почета занесено 58 человек, в книгу почета 6 человек, награждено значками 74 человек [3]. В 1952 г. совершено 318 нарушений, из них 22 дезертирства, 134 прогула, 47 появлений в нетрезвом виде, 18 невыполнений распоряжений, 11 случаев брака на производстве, 28 опозданий и преждевременных уходов с работы, 13 случаев краж, 45 случаев других нарушений. Для поднятия

трудовой дисциплины был проведен ряд мероприятий. По упорядочению ведения табельного хозяйства и внутреннего распорядка был издан приказ по заводу, выполнение которого ежемесячно контролировалось. По всем цехам проводились доклады и беседы по Уставу о дисциплине на железнодорожном транспорте, трудовому законодательству, об Указе Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1951 г. и т. д. Все случаи нарушения трудовой дисциплины разбирались руководством цехов, начальником отдела кадров и лично начальником завода. Была улучшена работа товарищеского суда. Все поступавшие к нему дела рассмотрены, и вынесены соответствующие решения. Всего было рассмотрено 77 дел [12]. Как видно из приведенных данных, количество нарушений заметно сократилось, а также изменилась структура нарушений. Если в 1940-х гг. большую часть нарушений составляли прогулы и дезертирства, то в 1950-х гг. количество прогулов несколько сократилась, а доля самовольных уходов с работы стала намного меньше. Появились такие виды нарушения, как кражи и, особенно, появление в нетрезвом виде на работе. Однако нельзя говорить, что в 1940-х гг. вышеуказанных нарушений не было. Скорее уместно говорить о возросшем внимании к такого рода нарушениям со стороны руководства завода. Например, появления на работе в пьяном виде не упоминались отдельно из-за значительного количества более грубых нарушений дисциплины или были случаи замалчивания незначительных нарушений, чтобы не усугублять и без того нерадостную картину.

Представляет интерес уровень зарплат работников завода в этот период. Эти данные представлены на рис. 2.

Как видно из графика, к середине 1950-х гг. рост заработной платы ИТР прекратился и началось ее снижение. Это можно объяснить как целенаправленной политикой государства, так и определенными сдвигами в структуре ИТР. Во-первых, происходит размывание ИТР за счет пополнения этого слоя техниками с более низкой зарплатой, нежели у инженеров. Во-вторых, происходит пополнение завода молодыми специалистами, которые, естественно, получают меньше, чем опытные работники.

рабочего

ученика

служащего

Рис. 2. Динамика структуры заработной платы работников завода в 1945-1959 гг. (в рублях за год) [1-8]

Таблица 1

Распределение численности всех работников, проработавших весь март 1959 г. по размерам зарплаты, начисленной за этот месяц [13]

Сумма в руб. Рабочие Ученики ИТР Служащие МОП и охрана Итого Персонал неосновной деятельности Весь персонал

сдельщики повременщики

300-350 1 9 31 0 0 9 50 10 60
351-400 8 59 0 0 0 7 74 27 101
401-450 21 30 0 0 17 6 74 4 78
451-500 13 77 2 0 12 6 110 8 118
501-600 114 144 1 0 24 0 283 14 297
601-700 198 92 0 3 8 0 301 19 320
701-800 241 59 0 6 7 1 314 8 322
801-900 264 41 0 17 3 1 326 8 334
901-1000 217 24 0 35 11 0 287 5 292
1001-1100 130 8 0 27 0 0 165 2 167
1101-1200 97 12 0 32 0 0 141 1 142
1201-1400 108 11 0 46 0 0 165 2 167
1401-1600 39 0 0 26 1 0 66 1 67
1601-2000 21 0 0 16 0 0 37 0 37
2001-3000 3 0 0 6 0 0 9 0 9

Свыше 3000 0 0 0 2 0 0 2 0 2

Всего 1475 566 34 216 83 30 2404 109 2513

Та же ситуация, в определенной степени, и с рабочими. Однако от руководства завода требовалось, чтобы зарплата рабочего была выше, чем у служащего. Новые рабочие, поступающие из ФЗО, рабочих училищ уже

имели довольно высокий разряд. Система подготовки новых рабочих в 1950-х гг. была отлажена лучше, чем за 10-20 лет до этого. Понятно, например, что в категорию «рабочий» попадает и опытный квалифицирован-

ный сотрудник, и еще не имеющий высокой квалификации работник. То же касается и других категорий персонала. Поэтому можно говорить о значительных различиях в оплате труда внутри каждой из представленных групп. Все это можно увидеть из данных, представленных в табл. 1. Сухие цифры не дают возможности понять величину заработной платы. Но можно отметить, что в 1950-х гг. 1 кг хлеба стоил 1 руб., 1 кг говядины 10-15 руб., бутылка водки 22 руб. Исходя из этих цифр можно понять, что и сколько мог купить на зарплату представитель той или иной категории работников.

Значительное внимание на заводе уделялось обучению новых рабочих и повышению квалификации уже имеющихся сотрудников. В 1946 г. при плане 200 человек обучено 203 человека. Срок обучения составлял 1-3 мес. По плану должны были повысить разряд 240 человек, а повысили 299. Срок обучения составил 1,5 мес. В стахановских школах при плане 340 человек обучено 334 человека. Срок обучения составил 1,5 мес. Курсы с отрывом от производства окончили 18 человек при плане 60 [1]. В 1952 г. на заводе обучено 659 человек, из них путем индивидуального обучения 87 человек. В стахановских школах обучено 125 человек, 2-м профессиям 14 человек [12]. Как видим, количество обучаемых должно было соответствовать плану, но несколько варьировалось в зависимости от потребностей и возможностей каждого конкретного предприятия.

На примере этого предприятия мы можем увидеть все те процессы, которые были характерны как для промышленности нашего региона, так и для общества в целом. Среди

этих тенденций и строительство жилья, особенно активизировавшееся в этот период времени. Наблюдаем и быстрый рост предприятия, увеличение всех категорий сотрудников, особенно рабочих. Кроме этого на предприятии происходит повышение как профессиональных навыков работников, так и их общеобразовательного уровня. На примере предприятия заметны серьезные преобразования, характерные для советского общества того периода.

1.

ГАТО Р-4367 ГАТО. ГАТО. ГАТО. ГАТО. ГАТО. ГАТО. ГАТО. ГАТО.

10. ГАТО.
11. ГАТО.
12. ГАТО.
13. ГАТО.

(Гос. арх. Тамбовской области). Ф. . Оп. 1. Д. 72. Л. 12, 79-79об., 133об.

Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1 Ф. Р-4367. Оп. 1

Д. 92. Л. 40.

Д. 107. Л. 46, 126.

Д. 128. Л. 47.

Д. 149. Л. 73.

Д. 182. Л. 32.

Д. 221. Л. 40.

Д. 263. Л. 26, 35.

Д. 61. Л. 57, 59, 92об. Д. 116. Л. 55.

Д. 167. Л. 9об.

Д. 139. Л. 90об.-91.

Д. 262. Л. 8.

Поступила в редакцию 12.11.2009 г.

Kazmin O.V. Activity of Michurinsk Locomotive-Repair Factory in 1945-1959.

The article considers activity of Michurinsk Locomo-tive-Repair Factory during 1945-1959. The research emphasizes on social-economic component of the enterprise. Analysis of the factory workers stuff, wages, their living conditions and labor discipline is spent.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты