Спросить
Войти

Россия - НАТО: итоги первого года работы в формате "двадцати"

Автор: указан в статье

«.Й* "&о»

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

European security • European security • European security • European security • European security • E

■o n>

s uesdo-ing ■ A)un33S UEsdojn^ ■ Aiumas UEsdojng ■ Ajuross UEsdojng ■ Ajunass ueadojng • Ajunsss

РОССИЯ - НАТО: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РАБОТЫ В ФОРМАТЕ «ДВАДЦАТИ»

А.А. Крутько,

Старший советник, Начальник Отдела НАТО и СЕАП, Департамент Общеевропейского сотрудничества, МИД РФ

28 мая 2003 г. мы отметили первую годовщину Совета Россия-НАТО (СРН). Год назад главы государств и правительств России и стран-участниц НАТО собрались на итальянской авиабазе Пратика ди Маре недалеко от Рима. Встреча в таком формате произошла во второй раз после подписания в Париже 27 мая 1997 г. Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Главной целью было принятие решения о придании нового качества взаимоотношениям России и Североатлантического альянса. Практически речь шла о запуске механизма в формате «двадцати», который должен был способствовать развитию потенциала совместного сотрудничества в областях, представляющих общий интерес, совместному противостоянию общим угрозам и рискам безопасности.

Что же привело лидеров двадцати государств к осознанию необходимости пересмотра всей базы взаимоотношений по линии Россия-НАТО? Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в феврале 2001 г. в ходе первого (после «югославской заморозки» российско-натовских контактов) визита в Москву Генерального секретаря Североатлантического альянса Дж. Робертсона. Уже тогда было выявлено общее понимание того, что в эпоху новых рисков и угроз безопасности у российско-натовского партнерства есть значительный

1

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1

РОССИЯ - НАТО: ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РАБОТЫ В ФОРМАТЕ «ДВАДЦАТИ» 4

ВОЙНА В ИРАКЕ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ 8

НОВЫЙ АТЛАНТИЗМ ПРОТИВ СТАРОГО ЕВРОПЕИЗМА 12

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ И РАЗМЫВАНИЕ ГРАНИЦ БЕЗОПАСНОСТИ: ХАРАКТЕРИСТИКА XXI ВЕКА? 16

НЕЛЕГАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ В ЕВРОПЕ - ВЫЗОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ

потенциал и что сохраняющиеся различия в вопросах использования силы в международных отношениях, а также по проблеме расширения НАТО, не должны мешать сотрудничеству в тех областях, где интересы близки или совпадают.

Трагические события в Нью-Йорке и Вашингтоне оказали существенное влияние на динамику отношений Россия-НАТО. Уже 13 сентября 2001 г. СПС Россия-НАТО выступил с совместным заявлением, осуждающим акты терроризма в США. А еще через месяц на свет появилась первая программа совместных действий в этой сфере. Параллельно интенсифицировался политический диалог на двустороннем и многостороннем уровне. Более предметным стало обсуждение общих контуров алгоритма отношений России с Альянсом. Свои соображения на этот счет высказали лидеры Великобритании, Италии, Германии, Канады и других стран. Полного единства подходов в то время не наблюдалось, но и западные лидеры, и российское руководство, сходились в одном, - необходимы реальные, а не косметические шаги по переводу отношений на качественно иной уровень. Принципиальное решение начать работу в этом направлении было достигнуто в ходе бесед В. Путина с Дж. Бушем в Кроуфорде, в ходе встреч с другими лидерами стран НАТО, а также во время встреч с Дж. Робертсоном в октябре 2001 г. в Брюсселе и в ноябре того же года в Москве. В декабре 2001 г. российская сторона выступила с предложением: новое качество должно подразумевать новые принципы, новые механизмы и конкретные области сотрудничества, где эти механизмы могли бы быть сразу задействованы.

В качестве главных принципов работы нового Совета были определены: безусловное соблюдение обязательств по международному праву, Уставу ООН и Хельсинкскому Заключительному акту; акцент на согласование совместных подходов, выработку совместных решений и определение совместных действий на базе системного политического диалога по широкому кругу вопросов безопасности; стремление к консенсусу; отказ от односторонних действий, противоречащих совместно принятым решениям. Исключительное значение имело встраивание в механизм взаимодействия обязательства сторон действовать в этом совете в своем «национальном качестве», а не по исчерпавшей себя формуле «19+1». В результате проведенных в конструктивной атмосфере восьми раундов коллективных переговоров, завершившихся буквально накануне открытия заседания СПС на уровне министров иностранных дел в Рей-къявике 14 мая 2002 г., был согласован пакет документов, состоящий из проекта Декларации глав государств и правительств «Отношения

Россия-НАТО: новое качество», программы работы Совета Россия-НАТО (СРН) на 2002 год и документа «Организация работы и правил процедуры СРН». В Пратика ди Маре главы государств и правительств подписали декларацию и одобрили остальной пакет документов.

В своем программном выступлении на саммите президент России подчеркнул, что с подписанием Римской декларации строительство новых отношений только начинается. Отправная точка здесь, отметил он, - это ясное понимание того, что «ни ракетно-ядерные потенциалы, ни обязательства времен холодной войны уже не могут быть и не являются панацеей от современных угроз».1 В этих словах содержалась не только взвешенная оценка перспектив российско-натовского взаимодействия, но и четкий сигнал нашим партнерам относительно той платформы, на которой оно должно выстраиваться.

Каковы же итоги первого года существования СРН? 4 июня 2003 г. на заседании СРН на уровне министров иностранных дел было единодушно признано, что за прошедший год удалось проделать существенную работу, способствовавшую построению более безопасного и благополучного будущего для всех государств-членов СРН и направленную на благо всех стран евро-атлантического региона. Констатировалось, что СРН превращается в действенный механизм консультаций, выработки консенсуса, сотрудничества, совместных действий по всему спектру задач, определенных в Римской декларации. Это позволило министрам сделать вывод, что отношения Россия-НАТО действительно выходят на качественно новый уровень.

Министры особенно подчеркнули важность развития в рамках СРН постоянного политического диалога по вопросам безопасности, цель которого - надлежащим образом выявлять возникающие проблемы на ранней стадии, определять оптимальные общие подходы и осуществлять совместные действия. Отмечалась важность задачи дальнейшего повышения способности России и НАТО действовать совместно, в том числе путем совместимости. В этом контексте была подчеркнута результативность заседания Совета Россия-НАТО на уровне послов, впервые проведенного 13 мая 2003 г. в Москве.

Был отмечен существенный прогресс в практических областях взаимодействия.

В области борьбы с терроризмом это - принятие документа, содержащего детальные оценки террористических угроз для безопасности в евро-атлантическом регионе. Министры выразили уверенность, что успех Московской конференции о роли военных в борьбе с терроризмом (декабрь 2002 г.) приведет к дальней1 Российская газета. - М., 2002. - 29 мая.

шей интенсификации сотрудничества в рамках СРН. Было позитивно оценено развитие инициатив Россия-НАТО по использованию возможностей гражданской науки и техники в борьбе с терроризмом.

В области кризисного регулирования было выражено удовлетворение в связи с существенным вкладом, который внесли российские контингента в составе миротворческих операций в Боснии и Герцеговине и в Косово, в частности в СПС и СДК, в общее дело укрепления мира и стабильности на Балканах, а также уверенность в том, что полученный в ходе этих операций практический опыт составит прочную основу для дальнейшего расширения сотрудничества между военными. Серьезное будущее имеют одобренные СРН политические модальности возможных будущих миротворческих операций СРН, а также определение параметров процедурных учений для отработки этих модальностей. В настоящее время в сфере миротворчества продолжается заинтересованный диалог. Следующим шагом в этом направлении должно стать проведение в Берлине осенью 2003 г. семинара по повышению совместимости в миротворчестве на основе подготовки и обучения.

В области нераспространения ОМУ также достигнут существенный прогресс. До конца года ожидается принятие документа, содержащего совместные оценки угроз распространения химического, биологического и ядерного оружия, а также средств его доставки.

В области контроля над вооружениями и мер укрепления доверия важным шагом стало заверение со стороны государств-членов Альянса в том, что решения, принятые на саммите НАТО в Праге, не направлены против интересов безопасности России или какого-либо другого государства-партнера. В Мадриде были вновь подтверждены цели, принципы и обязательства, содержащиеся в Основополагающем Акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, а также в Римской декларации. Принципиальное значение имеет мадридское заявление о том, что позиция НАТО по предоставлению политических гарантий сдержанности, выраженная в этих документах, не изменилась. Стороны подтвердили приверженность Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) как краеугольному камню европейской безопасности, а также твердую решимость выполнить обязательства, зафиксированные в Заключительном Акте конференции стран-участниц ДОВСЕ в 1999 г. Призвав все государства, которые являются участниками Договора, способствовать достижению этой общей цели, министры иностранных дел СРН продолжают совместную работу по ратификации Договора всеми государствами-участниками и вступления в силу Соглашения об адаптации

Договора об ОВСЕ, что позволит присоединиться к нему государствам, не входящим в Договор. Они приветствовали подход тех стран, не участвующих в ДОВСЕ, которые заявили о своем стремлении добиваться присоединения к Адаптированному Договору об ОВСЕ после его вступления в силу и согласились, что их присоединение внесет важный дополнительный вклад в европейскую безопасность и стабильность. Была подтверждена решимость предпринять практические шаги по дальнейшему выполнению Рабочего плана консультаций экспертов России и стран НАТО по ядерному оружию с особым акцентом на мероприятиях, относящихся к безопасности и физической защите ядерного оружия.

В области противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД) рабочей группе СРН удалось добиться конкретных результатов в области разработки совместной терминологии и концептуальной основы для возможного будущего развертывания ПРО ТВД с целью поддержки операций кризисного реагирования (ОКР) с участием сил России и НАТО. Запущена первая фаза детального исследования по совместимости, касающегося технических требований и возможностей совместных операций. Данное исследование, а также планируемые летом-осенью 2003 г. командно-штабные учения России и НАТО в области ПРО ТВД являются конкретным подтверждением обязательств «двадцатки» обеспечить совместимость систем ПРО России и НАТО.

В области поиска и спасания на море было подписано Рамочное соглашение Россия-НАТО по спасанию экипажей аварийных подводных лодок. На Брюссельской встрече министров обороны «двадцатки» 13 июня 2003 г. была вновь подтверждена приверженность членов Совета укреплению сотрудничества в этой области.

Брюссельская встреча министров обороны внесла существенный вклад в интенсификацию сотрудничества между военными России и НАТО. Его основная цель - повышение совместимости. В этом плане важное значение имеет согласие сторон интенсифицировать сотрудничество под эгидой СРН в области военных учений и подготовки. Большие надежды возлагаются также на сотрудничество в сфере тылового обеспечения, военно-транспортной авиации и дозаправки в воздухе.

В области военных реформ работа ведется на основе рекомендаций, высказанных на состоявшемся на высоком уровне Римском семинаре (октябрь 2002 г.). По его результатам стороны решили развивать полномасштабное сотрудничество, в том числе и в сфере военных реформ и развития вооруженных сил, управления людскими и финансовыми ресурсами, регулирования последствий военных реформ и реформы военной промышленности. На повестке дня - выход на обсуждение макроэкономических, финансовых и социальных вопросов военных реформ, при совместном использовании опыта друг друга.

В области чрезвычайного гражданского планирования главным событием прошедшего года стали учения под эгидой Евро-атлантического координационного центра реагирования на катастрофы (ЕКЦРК) «Богородск 2002», проведенные в России в сентябре 2002 г. В ходе этих учений осуществлялась практическая работа СРН в области чрезвычайного гражданского планирования, отработка повышения совместимости, совершенствование процедур и интенсификация обмена информацией, экспертным потенциалом, опытом.

В области новых угроз и вызовов был достигнут заметный прогресс в научном сотрудничестве и в области противодействия вызовам современному обществу. Одобрена программа работы, направленная на укрепление сотрудничества по таким темам как более качественная подготовка в сфере защиты окружающей среды, использование территорий, высвобождающихся после прекращения военной деятельности, улучшение качества воды на территориях, прилегающих к военным объектам, и экологически чистые промышленные технологии.

В области Инициативы СРН по сотрудничеству в воздушном пространстве начато взаимодействие в сфере управления, безопасности и открытости в области воздушного движения. Проводится исследование по совместимости, направленное на поиск возможных решений для взаимного обмена данными по гражданским и военным картам воздушного движения.

Приведенный выше краткий обзор итогов сотрудничества СРН за год его существования позволяет сделать вывод о том, что на Римском саммите заложен действительно крепкий фундамент для выстраивания партнерства Россия-НАТО. Новые отношения Россия-НАТО под эгидой СРН становятся существенным фактором укрепления мира и стабильности, создания единого пространства безопасности в евро-атлантическом регионе.

♦ ♦ ♦

ВОЙНА В ИРАКЕ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

Ю.Е. Федоров,

Заместитель директора,

Институт прикладных международных

исследований

«И силой нельзя, и отступать нельзя... Надо, чтоб и победа была, и чтоб без войны.

Дипломатия, понимаешь» Б.Ельцин

Печальная констатация того, что в результате войны в Ираке Россия, вместе с Францией и Германией, оказалась на некоторое время в «лагере проигравших», стала сегодня общепринятой. И потому не вызывает удивления, что в Москве опять ищут ответы на два вопроса, традиционно волнующие российскую интеллигенцию, как, впрочем, и дипломатию: «кто виноват?» и «что делать?». Особое внимание, естественно, уделяется первому из них.

Хотя о подлинном стратегическом партнерстве России и США говорить пока рано, кризис, возникший в российско-американских отношениях в результате войны в Ираке, совместными усилиями высшего политического руководства двух государств во многом удалось преодолеть. Об этом, в частности, свидетельствует атмосфера последней встречи президентов В. Путина и Дж.Буша в Санкт-Петербурге. Тем не менее, важно попытаться ответить на вопросы: в чем, собственно, заключалась внешнеполитическая ошибка? Что привело к ней? Какие содержательные выводы должны быть сделаны? Главный же вопрос: как война в Ираке сказалась на системе международных отношений, и что из этого следует для России?

Могла ли Россия поддержать США и Великобританию?

Подготовка англо-американской операции против Ирака поставила российское руководство в очень сложное положение. В очередной раз проявились антиамериканские настроения, существующие в российском истеблишменте. Политические инстинкты, унаследованные от советского прошлого, сочетались с расчетами карьеристов, усмотревших в колебаниях Кремля накануне и в первые дни войны в Ираке кардинальную смену международной линии и поспешивших стать «большими католиками, чем папа римский». Еще более значимыми были циничные манипуляции противников президента В. Путина, как среди левой оппозиции, так и, подчас, в недрах «партии власти». Возобновление конфронтации с США, к чему они подталкивали Кремль, по сути дела, дискредитировало бы всю международную стратегию президента. Это, естественно, ослабило бы его

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты