Спросить
Войти

К вопросу о роли общественности в профилактике преступности: исторический опыт, сущность, значение и региональные особенности

Автор: указан в статье

К вопросу о роли общественности в профилактике преступности: исторический опыт, сущность, значение и региональные особенности

Емелин С.М.*

The basic forms of militia assistance which developed in the country from the end of 1920th years on the basis of archival materials we analyze in this article. We also try to present some historical conditions of their development up to the beginning of The Great Patriotic War and to estimate the efficiency of their work.

Успешная реализация ключевых функций органов внутренних дел — противодействия преступности и обеспечения правопорядка — в современных условиях определяется целым рядом факторов. Одним из важнейших среди них, по нашему мнению, является формирование в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям. На практике это находит свое отражение, во-первых, в создании системы непрерывного профилактического воздействия на правонарушителей (включая потенциальных), комплексно осуществляя данную работу на всех уровнях современного социума, и, во-вторых, в привлечении широких масс населения к выполнению правоохранительных функций.

Об актуальности проблемы повышения роли общественности в обеспечении правопорядка говорит тот факт, что в последнее время она регулярно становится темой обсуждения, в том числе на самом высоком уровне. МВД России, отмечая необходимость возрождения системы общественного содействия органам внутренних дел, выделяет 3 основных направления, на которые, помимо участия в укреплении правопорядка, распространяется ее влияние. Во-первых, это позволит достичь воспитательного эффекта, что подразумевает понимание обществом своей правоохранительной функции. Во-вторых, это будет дисциплинировать самих милиционеров, создавая своеобразную систему «народного контроля», и, в-третьих, это является удобной и приемлемой формой сотрудничества населения и милиции1.

Безусловно, вовлечение граждан в обеспечение общественного порядка будет способствовать решению задач, стоящих перед органами внутренних дел. Следует согласиться с мнением, что добровольные объединения общественности будут идеологическим союзником милиции, и, что особенно важно, общество будет осознавать, что само становится участником охраны правопорядка2.

Исторический опыт использования общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка показывает, насколько оно может быть эффективным.

Впервые широкомасштабное вовлечение населения к выполнению военных и правоохранительных задач относится к 1917 г. Общий демократический подъем, предшествовавший Февральской буржуазно-демократической революции, сменился противостоянием Временного правительства и Советов, и, как следствие, созданием своих боевых подразделений и милиции. В дальнейшем советская милиция строилась именно на основе рабочей милиции и боевых отрядов народного вооружения.

Революционная идея о всеобщем вооружении народа получила свое развитие конце 20-х гг. ХХ столетия. Но, если в первые послереволюционные годы она себя не оправдала, в связи с чем от нее пришлось отказаться и перейти к построению штатной милиции (как представляется, это связано с необходимостью профессионализации деятельности и кадрового состава), то на данном этапе возникли достаточно радикальные взгляды на использование населения в борьбе с преступностью и в охране общественного порядка. Суть новации заключалась в привлечении населения к выполнению функций отдельных должностных лиц. В этих целях все профессиональные организаСтарший научный сотрудник АЭБ МВД России, кандидат исторических наук, доцент.

О) О О CJ

0
1

о я с о

VO >5

2
0
1
2
0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

0
1

о я с о т ф VO >s о

2
0
1
2 ф d

ции должны были, согласно очередности, направлять граждан на работу в милицию. Причем, каждый из привлекаемых обязан был отработать не менее 7 дней, сохраняя средний заработок по основному месту работы. Это полностью отражало интересы правоохранительных органов, поскольку, расширялся их численный состав. Кроме того, повышалась ответственность населения перед требованиями закона, формировалась атмосфера противодействия преступности3.

Определенный опыт в этом плане уже был наработан. В первые годы Советской власти создавались ЧОНы (части особого назначения) — вооруженные формирования трудящихся, состав которых подразделялся на так называемый кадровый и милиционный. Первый из них представлял в основном командные кадры, которые занимались подготовкой бойцов и числились на действительной военной службе. Милиционный состав образовывался из рабочих и служащих, которые состояли на учете и периодически проходили учебные сборы, а при необходимости использовались в боевых и специальных операциях, в том числе в борьбе с бандитизмом, охране важных государственных объектов, сопровождении продовольственных грузов, охране порядка в населенных пунктах4.

Участие трудящихся в охране общественного порядка принимало в 20-е гг. различные формы. Авторы, исследовавшие этот процесс, отмечают, что организации трудящихся в рассматриваемый период не всегда имели четкую структуру и единый порядок взаимоотношений, отличались разнообразием прав и обязанностей членов, однако, это были «добровольные объединения людей, желающих навести строгий порядок, объявить борьбу хулиганам, дебоширам, пьяницам, помочь милиции в борьбе с преступностью» 5.

Важную роль в борьбе с преступностью играли профсоюзные организации, которые вели борьбу с хозяйственными преступлениями и хищениями. Данная работа осуществлялась на основе выпущенной ещё в 1921 г. и подписанной В.И. Лениным инструкции, пункт 14 которой требовал устанавливать на предприятиях с количеством работников свыше 200 человек дежурства членов фабрично-заводского комитета и представителя заводоуправления, на которых возлагалось осуществление мер по борьбе с хищениями 6.

27 декабря 1924 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет «О сельских исполнителях», за которыми закреплялся обширный круг обязанностей. Их деятельность сыграла большую роль в повышении политической активности крестьянства, в укреплении законности и правопорядка на селе. Впоследствии сельские исполнители, действующие на общественных началах, начали руководствоваться уже указаниями милиции7.

В декабре 1926 г. декретом СНК РСФСР должностным лицам милиции было предоставлено право привлекать граждан к задержанию хулиганов. Специально для борьбы с этим общественным злом стали создаваться по производственному принципу дружины, которые сосредотачивали свою деятельность при клубах своих предприятий. Члены дружин назначались из числа наиболее сознательных рабочих по рекомендации партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Они действовали в тесном контакте с милицией, определявшей им конкретные задачи и оказывавшей необходимую помощь8.

Газета «Правда» описывала действия дружины крупнейшего текстильного комбината «Трехгорная Мануфактура»: «Дружинники установили регулярные дежурства в наиболее оживленных местах района. За короткое время было привлечено к уголовной ответственности немало правонарушителей, проведено три показательных процесса. На борьбу с хулиганством поднялась вся общественность этого комбината... Благодаря всем этим мерам случаев проявления хулиганства действительно стало намного меньше. Дружинники доказали, что общественность при скоординированных действиях с милицией может эффективно бороться с правонарушениями» 9.

Были предприятия, где создавались комиссии общественного порядка (КОП), куда входили, в основном, коммунисты и комсомольцы, которые в тесном сотрудничестве с милицией вели активную борьбу антиобщественными явлениями.

4 октября 1928 г. НКВД РСФСР направил на места письмо, в котором указал на необходимость резко усилить работу по привлечению общественности к борьбе с преступностью. В числе методов этой работы предлагалось шире использовать прессу, ввести отчетность органов милиции на фабриках и заводах, а также в селах и деревнях. Была поставлена задача оповещать население об отдельных фактах преступной деятельности и разъяснять меры помощи по сбору улик, сохранению следов преступлений и т.д.10

В 1928 г. появилась новая организационно-правовая форма содействия органам милиции, которая в большей степени отвечала требованиям того времени. Речь идет об обществах содействия милиции (Осодмил), первые ячейки которых возникли при рабочих клубах в крупном промышленном центре Урала — Нижнем Тагиле. С инициативой их создания выступили рабочие — бывшие красногвардейцы, а также комсомольцы11. Добровольные помощники милиции носили нагрудные значки и повязки, дежурство осуществлялось ими в нерабочее время, на добровольной основе и безвозмездно. Деятельность осодмильцев не ограничивалась участием в охране общественного порядка, они занимались вопросами повышения производительности труда и производственной дисциплины, сокращения числа прогулов, аварий, несчастных случаев12.

Важным шагом на пути организационного укрепления и правовой регламентации участия общественности в борьбе с преступностью явилось принятие 25 мая 1930 г. постановления СНК РСФСР «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска». Была установлена четкая структура подобных обществ милиции, определены права и обязанности их участников, указана руководящая роль партийных, советских и профсоюзных органов13. К началу 1930 г. движение трудящихся за создание различных добровольных обществ и объединений для охраны правопорядка приобрело более широкий размах. В областях и краях РСФСР к этому времени насчитывалось 250 обществ, в которых состояло более 30 тысяч человек. На Украине была образована рабочая милиция, которая фактически была одной из разновидностей Осодмила14.

НКВД РСФСР разработал типовой устав Осодмила, в котором было конкретизировано их правовое положение и определялась организационная структура. Общества строились по производственному признаку. Основу их создавали ячейки, создаваемые на фабриках, заводах, в учреждениях в составе не менее трех человек. Возглавлялись они старостами, избираемыми на общем собрании членов ячейки. Большие по численности ячейки разбивались на звенья во главе со старшими, которым присваивался статус помощников старосты ячейки. В крупных

городах они объединялись в участковые бюро обществ, расположенных на территории одного городского отделения милиции. Осодмил развивался бурными темпами. К концу 1930 г. в РСФСР насчитывалось уже 4 тысячи ячеек с более чем 45 тысячами членов15.

26 апреля 1932 г. Совнарком РСФСР принял постановление «О реорганизации обществ содействия милиции и уголовного розыска», результатом чего стало создание бригад содействия милиции (Бри-гадмил). Отличительная черта их правового положения — создание по инициативе милиции и работа под ее руководством. В Бригадмил принимались граждане СССР, достигшие 18 лет, но только по рекомендации партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций и через органы милиции. Они получали удостоверение установленной формы и нарукавную повязку. Им поручалось нести постовую службу в общественных местах. Обычно они патрулировали вместе с работниками милиции либо в непосредственной близости дежурили в отделениях милиции, участвовали в охране порядка во время праздничных мероприятий и массовых гуляний. Они задерживали и опасных преступников, хотя основная обязанность бригадмильцев заключалась лишь в содействии милиции16.

В 1940 г. в стране насчитывалось 408 тысяч членов Бригадмила, которые задержали 80 150 преступников, а также 252 500 хулиганов и других нарушителей общественного порядка. Сельские исполнители, численность которых к тому времени составляла 183 294 человека, в том же году задержали 4 300 спекулянтов, 11 861 скотокрадов и хулиганов, выявили 7 755 шинкарей и самогонщиков, задержали 1 899 бежавших из мест заключения и дезертиров, предупредили 7 519 преступлений, отконвоировали 41 779 арестованных

17

Подобная практика нашла широкое применение в регионах страны. 24 июня 1927 г. Совнарком Башкирской АССР признал необходимым, чтобы начальники волостных милиций принимали участие в заседаниях волостных и сельских Советов с правом совещательного голоса18. Тем самым поднимался не только авторитет милиции у населения, но и достигалось более тесное взаимодействие с местными властями, милиция получала дополнительные источники информации. Кроме того, было решено установить пеN

О) О О

о о о о.

0
1

о я с о т ф ю

2
0
1
2

I IО ф

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

0
1

о я с о т ф VO >s о

2
0
1
2 ф d

риодическую отчетность работников милиции перед населением, поскольку: «Критика масс дает оценку тех или иных низовых работников персонально, аппарат может шире поставить свое дело по обслуживанию населения и скорее очистить себя от случайно примазавшегося

элемента»

19

В отчете о деятельности НКВД БАССР за период с 1 апреля 1925 по 1 октября 1926 гг. имеется раздел «О взаимоотношениях с населением», в котором отмечено, что «взаимоотношения с населением удовлетворительны, хотя и наблюдаются случаи недовольства граждан на недостаточную подготовку работников и малочисленность состава, который не в состоянии по этой причине обслуживать население в полной мере»20. Таким образом, связь с населением усиливалась посредством докладов о деятельности органов милиции на съездах, собраниях и т.д. в городах и сельской местности, что неизменно находило свои отклики: «Население интересуется работой и выступает с критикой на некоторые имеющиеся недочёты»21.

Роль общественности распространялась не только на выполнение милицейских функций, но и на подготовку самих милиционеров. В 1932 г. в Уфе был проведен месячник культурно-бытового смотра органов рабоче-крестьян-ской милиции со стороны рабочих бригад. По его итогам отмечено, что «под твердым политическим руководством рабоче-крестьянская милиция добилась огромных успехов в деле поднятия боевой и трудовой дисциплины, повышения политического уровня состава»22. Поскольку «грамотный и политически подготовленный милиционер никогда не будет жертвой классово-чуждых влияний», особо была подчеркнута необходимость качественной подготовки милиционеров: «Для завершения высшего боевого, трудового и политического уровня в деле воспитания рабоче-крестьянской милиции, для выковывания сознательного милиционера- общественника, политически выдержанного товарища»23.

Активно использовался и такой мощный рычаг как социалистическое соревнование. В выводах и предложениях рабочих бригад предлагалось всю работу по улучшению культурно-бытовых условий проделать «через лучшие показатели соцсоревнования и ударничества, причем не только отдельных предприятий, но и цехов, достигая тем самым путем встречных планов 100-процентного выполнения намеченных целей и тем самым укрепить повседневную смычку трудящихся с милиционером, идя навстречу с реальной помощью работникам милиции на всем культурном фронте, получить от них встречное выполнение возложенных на них задач»24. Устанавливалось и шефство со стороны предприятий, а также общественных организаций как над Управлением рабоче-крестьянской милиции, так и его подразделениями25.

В том же 1932 г. бюро партийной организации при Управлении милиции рассматривало в числе прочих вопросов взаимодействие с обществами содействия милиции. Было принято следующее решение: «Обеспечить партийное руководство работой ОСОДМИЛа... Через профсоюзные организации поставить на должную высоту работу добровольных организаций, превращая их в действительные приводные ремни партии, организуя из членов добровольных обществ ударные бригады по проведению хозяйственных политкомпаний (ОСО, МОПР, Шефобщество, СВБ и другие организации)» 26.

В те годы было организовано социалистическое соревнование между милицией Башкирии и Татарии. Один из его пунктов предусматривал массовость и эффективность работы обществ содействия милиции. В резолюции о проведении соцсоревнования между двумя республиками, принятой 5 сентября 1933 г. в г. Уфе, было указано на необходимость: «Вовлекать в бригадмил лучших ударников производства, ... вести систематическую работу по вовлечению в бригадмилы новых лучших работников, проводя это под лозунгом: «Каждый коммунист должен вовлечь не менее 2 ударников в Бригадмил»27.

В то же время, не всегда достаточно внимания уделялось организации данной работы. В частности, на собрании, посвященном итогам работы милиции г. Уфы за 1 квартал 1940 г., прямо говорилось о том, что «работы добровольных обществ в 1939 г. не было, а также и в 1940 г. почти нет, нет планов работы... профилактической работы нет, бригадмильцы числятся, имеются личные дела, но работы таковых нет, и работы с таковыми нет ни со стороны участковых и в целом отделения»2,8.

Понимание необходимости широкого привлечения общественности к охране общественного порядка, стремление к этому прослеживаются во многих директивных документах НКВД и партийных организаций. В отчете о партийно-политической работе 1-го отделения милиции г. Уфы за период с 17 февраля 1940 г. по 21 марта 1941 г. говорилось о том, что «наряду с имеющимися достижениями в работе имеются ещё недостатки. Недостаточно поставлена работа с общественностью, с Бригадмилом, с ночными сторожами». Собрание предложило: улучшить работу с Бригадмилом, с дворниками, с управдомами, с которыми провести собрания до 1 мая 1941 г., довести по Кировскому району число бригадмильцев до 100 человек и привлечь их в работе для охраны общественного порядка29. Спустя месяц на закрытом партийном собрании той же парторганизации было отмечено: «Работу с подсобным аппаратом в первом квартале мы намного улучшили, начали вести работу с массой путем проведения докладов и бесед» 30.

Таким образом, начиная с конца 20-х гг. уделяется особое внимание развитию различных форм взаимодействия населения и милиции, привлечению граждан к выполнению функций охраны общественного порядка. В 30—40-х гг. участие трудящихся в охране общественного порядка и борьбе с преступностью принимает всё больший размах. Народные дружинники и десятки других самодеятельных организаций оказывали помощь милиции в борьбе с нарушениями общественного порядка и преступностью, работая в тесном взаимодействии. При всех имеющихся недостатках и упущениях в работе милиции с общественностью, трудно переоценить роль последней в деле охраны общественного порядка. Осодмильцы, а затем бри-гадмильцы в рассматриваемый период внесли свою лепту в борьбу с хулиганством, самогоноварением и шинкарством, помогали милиции выявлять и обустраивать беспризорных и безнадзорных детей, выявлять расхитителей и спекулянтов.

В дальнейшем, общественные организации содействия милиции внесли свой вклад в обеспечение законности и правопорядка в период Великой Отечественной войны, получили новое наполнение в послевоенные годы под известным лозунгом «Сила милиции в связи с народом».

Сегодня исторический опыт в данном направлении требует своего научного анализа и дальнейшей разработки применительно к современным условиям. И готовящийся в настоящее время законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка» должен определить место общественности в осуществлении правоохранительных функций, создать действенную профилактическую систему, комплексно осуществляя данную работу на всех уровнях.

Литература и примечания

1. Овчинников Н.А. Улица безопасная, № порядковый // Российская газета. 2009. №40 (4864). 11марта.
2. Соблюдать законность заставит само общество // Щит и меч. 2009. №10 (1170). 12.марта.
3. Габидуллин И.Ф., Емелин С.М. Милиция Башкортостана в 1917—1941 гг.: создание и основные этапы развития. Историко-правовое исследование. Уфа, 2008. С. 155.
4. Советская милиция: история и современность. 1917—1987. М., 1987. С.93.
5. Еропкин М.И. Участие трудящихся в охране общественного порядка. М., 1959. С.9.
6. ГА РФ. Ф.393. Оп.31. Д.343. Л.25.
7. Советская милиция: история и современность. С.94.
8. Там же.
9. Правда, 28 сентября 1926 г.
10. ГА РФ. Ф.393. Оп.78. Д.70. Л.62.
11. Советская милиция: история и современность. С.94.
12. Габидуллин И.Ф., Емелин С.М. Указ.соч. С. 160.
13. СУ РСФСР. 1930. № 25. С.324.
14. Дементьев Н.В. Трудящиеся на страже общественного порядка. М., 1959. С.10.
15. Советская милиция: история и современность. С.94—95.
16. Там же.
17. ГА РФ. Ф.9415. Оп.3. Д.778. Л.7—8; Полиция и милиция России: страницы истории / сост. А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. М, 1995. С.157-159.
18. ЦГИА РБ. Ф.933. Оп.9. Д.33. С.187.
19. Там же.
20. Там же. Ф.91. Оп.2. Д.184. С.31.
21. Там же.
22. Там же.
23. Там же.
24. ЦГИА РБ. Ф.91. Оп.2. Д.184. С.31.
25. Там же. С.40
26. Там же. Ф.365. Оп.1. Д.1015. С.13.
27. Там же. С.14.
28. Там же. С.25-26.
29. ЦГАОО РБ. Ф.2273. Оп.1. Д.10. Л.9. (Протокол №25 партсобрания парторганизации 1 отделения милиции г.Уфы от 21 марта 1941.).
30. Там же. Л.23. (Протокол №28 партсобрания парторганизации 1 отделения Милиции НКВД БАССР от 23 апреля 1941.).

О) О О CJ

0
1

о я с о

VO >5

2
0
1
2
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МИЛИЦИЯ НКВД ОБЩЕСТВА СОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ БРИГАДЫ СОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ ЧАСТИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПОЛИТКОМПАНИИ ШЕФОБЩЕСТВО ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА internal affairs bodies
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты