Спросить
Войти

Законодательное регулирование деятельности милиции в Англии в середине XVII в

Автор: указан в статье

Законодательное регулирование деятельности милиции в Англии

в середине XVII в.

Сарапкина Е.Н. *

In article legislative regulation of activity of militia in England in the middle of XVII century is considered.

о о о

Q. С[ CQ

0
1

о я с о т ф VO >s

2
0
1
2 ф d

Первые годы Реставрации характеризовались религиозными распрями и политическими мятежами. В этот период наблюдается недоверие к постоянной армии со стороны парламента. В связи с этим повышается роль милиции. По мнению Таннера1, важная особенность Реставрации была в организации милиции графств, которая пришла в упадок в связи с тем, что была заменена профессиональной армией. Д.О. Гордиенко отмечает, что «при Карле II создается современная регулярная армия, ставшая не только «последним доводом короля» за пределами королевства, но и средством поддержания порядка и внутри Англии» 2. Следует согласиться с точкой зрения Колеби3, что после Реставрации лейтенанты и местная милиция стали главным оплотом обороны и обеспечения безопасности в провинции; тем не менее, за сохранявшимися регулярными войсками осталась важная функция охраны общественного порядка. «Правительство Реставрации не полагалось главным образом на армейских офицеров или солдат регулярной армии при осуществлении полицейских функций и охране населенных пунктов. Оно организовало вовлечение местных жителей в организацию их собственной обороны и в обеспечение безопасности, сохраняя за собой общее руководство» 4. Милиция играла важную роль в борьбе между правительством и фанатиками (республиканцами и сектантами), достигшей своего наивысшего накала в период с 1662 по 1667 гг. Но меры против инакомыслящих затруднялись по причине правовой неразберихи. В свете этой ситуации Роялистский Парламент, как только он открылся в мае 1661 г., уделил серьезное внимание милиции. Первым требованием была компенсация для тех, кто использовал отряды графства для преследования фанатиков, чья лояльность государству, как полагалось, была под вопросом. Это было основной целью первого закона о милиции5, который прошел в июле 1661 г., где однозначно утверждалось, что командование милицией принадлежит королю. В частности, в законе было указано, что единоличное верховное управление, командование и распоряжение милицией и всеми вооруженными силами на море и на суше, во всех фортах и укреплениях является и по законам Англии было всегда неоспоримым правом его величества и его королевских предшественников. А также в нем говорилось о том, что как обе палаты парламента, так и каждая из них не могут вступать и развязывать любую войну, оборонительную или наступательную, против его величества, его наследников и законных правопреемников. Это было сознательно выбрано в качестве временной меры, предназначенной для того, чтобы гарантировать милиционную армию, которую создал Карл II в 1660 г., она должна была продолжать существовать по меньшей мере до следующей весны. Именно тогда был принят новый законопроект. Он проходил длительное обсуждение в парламенте. Члены парламента были хорошо осведомлены о большой важности данного законопроекта для будущего правительства провинций. Вестерн отмечает, что «совершенно очевидно, что это стало поворотной точкой в истории становления милиционной армии Стюартов» 6.

Закон о милиции 1662 г.7 устранил большую часть двусмысленностей, которые мешали депутатам в ранний период правления Стюартов, и прояснил их полномочия по самым важным направлениям. Во-первых, здесь был установлен ряд критериев для наложения обязательств в отношении конницы и пехоты. Во-вторых, в законе было заявлено, что лейтенанты наделяются полномочиями, чтобы

Соискатель Российской академии правосудия.

Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя

производить официальные назначения и присваивать офицерские звания тем лицам, которых они сочтут подходящими, а также предоставлять его королевскому высочеству имена тех людей, которых они считают достойными занять должности заместителей лейтенантов. В общих чертах были описаны наказания за отказы и невыполнение своих обязательств.

Для обеспечения милиции был создан четкий и основательный финансовый базис. Статья 6 Закона о милиции

1662 г. определяет, что ответственность за выплату заработной платы солдатам и проведение военных сборов возлагалась на тех, кто обеспечивал снабжение оружием.

Парламент принял данные законодательные акты в связи с необходимостью создания надлежащим образом организованной милиции. В одном графстве за другим наиболее состоятельные семьи, имеющие лучшую репутацию, снова восстановили свое утраченное положение, а также вернулись к прежнему способу ведения политики и управления. Реформированная милиция стала защитой от возврата к беспорядкам, гарантией политической стабильности.

Можно сказать, что в 1661 г. парламент принял уступку, в которой предусматривалась передача короне контроля над милицией. Вплоть до 1665 г. король мог использовать милицию, не обращаясь к парламенту за поддержкой. Но в более долговременной перспективе именно депутаты и лейтенанты проявили себя в качестве подлинных командующих милицией Реставрации. Король одержал принципиальную победу, но поместное дворянство получило реальную власть. «Лорд-лейтенанты назначались королем, но фактически на практике выбор был ограничен магнатами графства» 8.

В законодательном акте о милиции

1663 г.9 содержалось напоминание о том, что прошлое напряжение не забыто. Здесь констатировалось, что начальник военных сборов должен быть резидентом того графства, где он служит. Кроме того, внося прояснения в ситуацию, сложившуюся в 1662 г., данный билль предусматривал предоставление лейтенантам права содержать часть милиционной армии на постоянной основе с целью поддержания порядка на местном уровне. Парламент, таким образом, отстранял постоянную армию, прибегая к услугам постоянной милиции. Холланд был восхищен данным

планом. Он рассматривал как своего рода дальновидность обязанность депутатов приводить солдат в состояние боевой готовности, когда обстоятельства потребуют противостоять бунту, подстрекательству к бунту и мятежу10.

Можно согласиться с мнением Флет-чера, что милиция эпохи Реставрации, опираясь на новый законодательный базис, служила для укрепления социальной гегемонии мелкопоместного дворянства. В частности, он пишет: «Форма урегулирования милиции представила желание дворянства Реставрации установить их власть в Правительстве и гегемонию в пределах их округов» п. По мере укрепления позиций представителей мелкопоместного дворянства в качестве командующих милицией значительно облегчаются их собственные обязательства. Бремя обязательств по обеспечению вооруженных подразделений постепенно сместилось (за счет гибких положений закона от 1662 г.) в сторону приходского дворянства.

Д.П. Картер12 предположил, что к положительным чертам законов о милиционной армии следует отнести привлечение значительно большего числа представителей мелкопоместного дворянства к обеспечению милиции. Хассел-Смит писал: «Эти законы ослабляли напряжение и разрешали противоречия в рамках милиционного управления, которые главным образом были созданы Законом о вооружении в 1558 г., и которые, пожалуй, только усугубились в результате его аннулирования в 1604 г.» 13.

Можно сделать вывод, что милиция в поздний период правления Стюартов стала действительно реформированной. Заключение Д.Р. Вестерна14 о том, что милиция, которая сыграла значительную роль в увеличении местных обязательств, очень сильно пострадала от длительного сокращения центрального вмешательства в дела местных администраций, все же выглядит не совсем верным. Колеби отмечает, что «пренебрежительное отношение со стороны правительства могло оказать разрушающее воздействие на местную милиции, что, по видимому и происходило, правда, в течение очень короткого периода времени, в середине 1670-х гг.»15. Контроль за действиями лейтенантов со стороны короны оставался сильным. Карл II отклонил билль о милиции в 1678 г., чтобы не потерять контроль над ней.

01

о о о о.

с[ со

0
1

о я с о т ф ю

2
0
1
2

I IО ф

0
1

о я с о т ф vo >s о

2
0
1
2 ф d

Реформа милиции, которая была в целом завершена к концу 1660-х г., сделала ее постоянным явлением в рамках окружного правления. Шейлс отмечает, что «после 1667 г. уменьшался энтузиазм в отношении яростной политики борьбы с расколом, которая опиралась на милицию; тем не менее, укреплялось ощущение, что лейтенанты становятся основным связующим звеном между центром и местными властями» 16. Таким образом, в период правления Карла II происходила политизация милиции в округах. В период режима Якова II милиция фактически утратила свою военную роль, но вместо этого приобрела решающую политическую роль в управлении графствами.

Литература и примечания

1. English constitutional conflicts of the Seventh century, 1603—1689 /by J.R. Tanner. Cambridge.: University Press, 1928. p. 223.
2. Гордиенко Д.О. Корона в эпоху Реставрации Стюартов в Англии. Дисс.: к.и.н. Самара, 2005 г. с.199 .
3. Central government and localities: Hampshire 1649—1689 /by A.M. Coleby. Cambridge.: University Press, 1977. p. 105
4. Там же p. 107.
5. Statutes of the Realm 1628-1680 /ed. J. Raithby. London, 1819. V. 5. p. 308-309.
6. J. Western. English Militia in the Eighteenth century: The story of a Political Issue 1660-1802. Londond, 1965. p. 11-15.
7. Statutes of the Realm 1628-1680/ed. J. Raithby. London, 1819. V. 5. p. 358-364.
8. English constitutional conflicts of the Seventh century, 1603-1689 /by J.R. Tanner. Cambridge.: University Press, 1928. p. 223.
9. Statutes of the Realm 1628-1680/ed. J. Raithby. London, 1819. V. 5. p. 443-446.
10. Caroline Robbins. Five speeches by Sir John Holland, 1661-1663. Bibliographical Aids to Research, XVIII, 1955, p. 199-210.
11. Reform in the Provinces: The government of Stuart England / ed. A. Fletcher. Hadcover.: Yale University Press, 1986. p. 322-23.
12. D.P. Carter. The Lancashire Lieutenancy: an Aspect County Administration in the period 1625-1640. Manchester, 1973. p. 83-5 .
13. A. Hassel-Smith. Militia rates and militia statutes 1558-1663. The English Commonwealth 1547-1640 /ed. P. Clark, A.C.R. Smith and N. Tyacke. Leicester, 1979. p. 109
14. J. Western. English Militia in the Eighteenth century: The story of a Political Issue 1660-1802. Londond, 1965. p. 27.
15. Central government and localities: Hampshire 1649-1689 /by A.M. Coleby. Cambridge.: University Press, 1977. p. 113
16. Presecution and Toleration /ed. Sheils W. Studies in Church History, XXI, 1984, p.235-46.
МИЛИЦИЯ police АНГЛИЯ england ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО legislation ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ legal status
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты