Спросить
Войти

Выдающийся русский летчик П. Н. Нестеров: к 130-летию со дня рождения

Автор: указан в статье

И.О. Микулёнок

Выдающийся русский летчик П.Н. Нестеров: к 130-летию со дня рождения

В статье рассказывается о жизненном пути выдающегося российского летчика мирового уровня, основателя высшего пилотажа Петра Николаевича Нестерова. Он впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, в том числе 9 сентября 1913 г. «мертвую петлю» («петлю Нестерова»). Он успешно разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, представил оригинальный проект моноплана без вертикального оперения, а также ряд приспособлений для борьбы с самолетами противника. В 1913-1914 гг. совершил несколько рекордных перелетов. В начале Первой мировой войны осуществил семь боевых вылетов. Погиб в воздушном бою, впервые в мировой практике применив воздушный таран и сбив при этом неприятельский самолет. Описаны связанные с памятью о выдающемся российском военном летчике и изобретателе места, прежде всего в Киеве, где он служил, впервые выполнил «мертвую петлю» и где похоронен. Ключевые слова: русская военная авиация, история военной авиации, авиация начала ХХ в., высший пилотаж, Пётр Николаевич Нестеров, Святошинский аэродром в Киеве, Сырецкий военный аэродром в Киеве, «мертвая петля», воздушный таран.

о" ^

т ^ о:

к и 2 и з

3 и ^

о о О -О гм - О.

и * >

Сегодня широко известны имена многих летчиков, совершивших различные достижения как в военное, так и в мирное время, нередко даже ценой собственной жизни. Однако наибольшие испытания в области покорения воздушного пространства достались первопроходцам - авиаторам начала ХХ в., в т.ч. и выдающемуся русскому летчику П.Н. Нестерову.

Пётр Николаевич Нестеров родился 15/27 февраля 1887 г.1 в семье штабс-капитана Н.Ф. Нестерова, служившего офицером-воспитателем в Нижегородском им. графа Аракчеева кадетском корпусе. Через два года, в возрасте 27 лет, отец умер, оставив жену Маргариту Викторовну вдовой с четырьмя детьми (Петя был третьим ребенком в семье). Не имея средств на оплату жилья, Маргарита Викторовна была вынуждена

1 Далее все даты до вступления в силу Декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря (принят на заседании Совета народных комиссаров (СНК) 24 января (6 февраля по н. ст.) 1918 г. и подписан председателем СНК В.И. Лениным 26 января (8 февраля) 1918 г.) даны по старому стилю (ст. ст.).

о. перебраться с детьми во Вдовий дом на Крестовоздвиженской площади, 5 в котором проживали более полусотни вдов с детьми, оставшихся без к мужей и отцов, находившихся на государственной службе. нн В отсутствие кормильца многодетная семья не могла позволить себе

¡2 ничего лишнего, но вопрос об образовании Петра не стоял: он, как сын ^ офицера, мог бесплатно получить военное образование, поэтому посту-^ пил в кадетский корпус, в котором некогда служил его отец. Во время учебы Нестеров особенно увлекался математикой, физикой, рисованием и черчением. В аттестационном журнале корпуса за 1903/1904 учебный год осталась запись о шестнадцатилетнем Петре: «Кадет Нестеров является образцовым типом будущего офицера, с ярко выраженными нравственными качествами и могущего увлечь за собою подчиненных в бою...» [цит. по: 4, с. 8].

Также будущий летчик хорошо музицировал и пел. Более того, во время его учебы в кадетском корпусе композитор А.К. Глазунов (1865-1936), услышав однажды участвовавшего в концерте Петра, предложил ему поступить в консерваторию [Там же, с. 10], однако юноша твердо решил пойти по стопам отца (талант Петра Николаевича унаследовала его дочь Маргарита (1909-1995), ставшая впоследствии оперной певицей).

После окончания в 1904 г. Нижегородского кадетского корпуса в числе лучших выпускников, ввиду склонности к математическим наукам, юноша был направлен в Петербург для продолжения учебы в Михайловском артиллерийском училище. Осенью 1906 г. Нестеров с отличием окончил училище, был произведен в подпоручики и, имея право выбора места прохождения дальнейшей службы, прибыл в располагавшуюся во Владивостоке 9-ю Восточносибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду.

Сделанный Нестеровым выбор места службы, вызвавший вначале недоумение у многих его товарищей, был не случайным. Дело в том, что к тому времени Пётр Николаевич решил жениться на подруге детства, дочери польского крестьянина Ядвиге Луневськой (точнее, Галицкой, т.к. Ядвигу приняла в свою семью состоятельная бездетная пара Галиц-ких; после перехода в православную веру - Надежда Рафаиловна Галиц-кая). Однако в те времена офицер, находившийся на военной службе в европейской части России, мог жениться только после достижения им 28 лет, а если раньше, то лишь с условием выплаты т.н. «реверса» в 5 тыс. руб. - своеобразного денежного залога для содержания семьи в случае смерти кормильца [Там же, с. 13]. Таких денег у Нестерова не было, а при службе на окраинах Российской империи эти правила не распространялись.

В 1909 г. Пётр Нестеров был прикомандирован к Владивостокскому

41

т ^ о:

воздухоплавательному парку. Здесь он неоднократно поднимался в воз- ^ 2 г-с дух на аэростате. Полученный опыт полетов позволил ему разработать 02° правила корректировки с аэростата стрельбы по невидимым артиллери- § ^

стами с земли целям. В это же время Нестеров всерьез занялся слесар- ^ ^ ным делом, результатом чего стало его назначение по совместитель- ^ ству на должность начальника бригады слесарной мастерской в январе о 1910 г. Спустя некоторое время нижние чины, знающие толк в слесарном деле, по достоинству оценили умение их начальника профессионально владеть любым слесарным инструментом. Кроме того, Нестеров в своем подразделении запретил ругань и рукоприкладство, чем снискал уважение офицеров и еще больше расположил к себе солдат.

В начале следующего 1911 г. Нестеров получил полугодовой отпуск за более чем трехлетнюю службу и решил использовать его для окончательного перевода из артиллерии в авиацию, которой всерьез заинтересовался в это время: «Начал я свою авиационную деятельность в 1910 году после того, как первый раз увидал полет одного из наших известных авиаторов (речь идет об одном из пионеров отечественной авиации С.И. Уточкине. - И.М.)» [цит. по: 6, с. 56].

В то время самолеты были еще несовершенными, тихоходными и маломаневренными. Как позже писал П. Нестеров, «...в этих полетах меня не удовлетворяла рабская зависимость пилота от капризов стихии... Поэтому я поставил себе задачей построить такой аэроплан, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и который всецело подчинялся бы воле пилота. Только тогда авиация из забавы и спорта превратится в прочное и полезное приобретение человечества.» [цит. по: 4, с. 52].

Летом 1911 г., находясь в отпуске в родном городе, Нестеров познакомился с учеником профессора Н.Е. Жуковского - П.П. Соколовым, впоследствии видным специалистом по аэрофотосъемке и аэрофотограмметрии, стал членом Нижегородского общества воздухоплавания и вскоре вместе с новым другом взялся за постройку своего первого планера. Мать Петра Николаевича поддержала увлечение сына и помогла сшить обшивку к планеру. Для испытаний выбрали поле и запустили планер с помощью лошади. В телеге сидел Соколов, держа веревку, привязанную к планеру. Лошадь разбежалась, и набравший скорость аппарат вместе с испытателем поднялся в воздух на несколько метров. Об этом событии 2 августа 1911 г. даже появилась заметка в местной газете «Нижегородский листок» [4, с. 51]. Этот полет стал началом недолгой, но чрезвычайно яркой летной деятельности Нестерова.

о. В 1911 г. Пётр Николаевич разработал проект самолета оригиналь-5 ной конструкции без вертикального оперения и отправил его в Петер-к бург, в Главное инженерное управление. К сожалению для разработ-нн чика, проект был отклонен, поэтому Нестеров решил лично доказать ¡2 преимущества своей конструкции. Но и это не помогло2. Однако Несте-^ ров воспользовался оказией и проявил настойчивость для зачисления ^ его в авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы в Петербурге: к концу своего отпуска в октябре 1911 г. поручик Нестеров был зачислен в воздухоплавательную школу, а 29 августа 1912 г. -в Гатчинскую авиационную школу (авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине).

Свой первый самостоятельный вылет непосредственно на самолете Нестеров осуществил 12 сентября 1912 г., а уже 28 сентября сдал экзамен на звание пилота-авиатора. И, наконец, 5 октября 1912 г. на самолете-биплане «Фарман-УП» сдал экзамен на звание военного летчика. В аттестации сказано: «Летчик выдающийся, технически подготовлен отлично. Нравственные качества очень хорошие... Школу окончил по первому разряду. Достаточно подготовлен к должности Начальника отряда» [цит. по: 4, с. 72].

Также Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. Так, кроме упомянутого уже самолета без вертикального оперения, в 1913 г. он разработал опытную конструкцию семицилиндрового авиационного двигателя мощностью 120 л.с. с воздушным охлаждением. Позже он занимался строительством одноместного скоростного самолета, закончить который помешала Первая мировая война. Им была предложена и оригинальная система изменения угла установки крыльев непосредственно во время полета.

Обладая глубокими знаниями в области математики и механики, а также имея достаточный пилотажный опыт, Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике (до этого даже горизонтальные развороты на самолетах делали без крена, «блинчиком» [9, с. 62]). В своей работе «О взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена» он впервые доказал, что во время выполнения виражей с креном

2 Несмотря на отрицательный вывод Главного инженерного управления, Нестеров продолжал совершенствовать свою машину. В результате, летом 1913 г. проект был одобрен, но без предоставления средств на его осуществление. Находясь в Киеве, в начале 1914 г. Нестеров с помощью старшего механика отряда Г.М. Нелидова модифицировал самолет «Ньюпор IV»: укоротил фюзеляж на 0,7 м, снял вертикальное оперение и значительно увеличил размах рулей высоты. На этом самолете были выполнены несколько испытательных полетов, которые, однако, не выявили существенных преимуществ предложенной конструкции.

больше 45° происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет

43

О" 2

т ^ о:

функции руля направления, а руль направления - руля высоты. П. Несте- ^ 2 г-с ров пришел к выводу, что поворот самолета всегда должен сопровождаться соответствующим креном и что, «как бы. ни был велик крен аппа- § ^

рата, он не опасен, если угол крена соответствует крутизне поворота» ^ ^ [7, с. 56]. £ *

В начале 1913 г. были сформированы первые русские авиационные о роты: 1-я - в Петербурге, 2-я - в Севастополе и 3-я - в Киеве (также был сформирован отдельный авиационный отряд в Чите) [9, с. 61-62]. 26 апреля 1913 г. поручик Нестеров вступил в должность исполняющего обязанности начальника 11-го корпусного авиационного отряда 3-й авиационной роты в Киеве, которая размещалась на Печерске. Самолеты же авиароты базировалась на Святошинском (Сырецком) аэродроме на западной окраине города.

Тогдашний Киев справедливо считался одним из центров мировой авиации. Киевское общество воздухоплавания возглавлял его основатель, ученик Жуковского, профессор Киевского политехнического института Н.Б. Делоне, а в городе на Днепре начинали свою конструкторскую деятельность Г.П. Адлер, Ф.Ф. Андерс, Д.П. Григорович, В.В. Иордан, К.А. Калинин, А.Д. Карпека, братья Андрей, Евгений и Иван Касьяненко, А.С. Кудашев, И.И. Сикорский, Ф.Ф. Терещенко [5, с. 106-107].

Вскоре активным членом Киевского общества воздухоплавания стал и Нестеров. В начале октября 1913 г. он совершил испытательный полет на «воздушной мотоциклетке» с двигателем всего в 15 л.с. конструкции Е. Касьяненко. Впоследствии он испытал биплан «№ 3» конструктора Карпеки.

Нестеров постоянно совершенствовался в пилотировании. Так, 10-11 августа 1913 г. он без предварительной подготовки совершил перелет по маршруту Киев - Остёр - Нежин - Киев. Через несколько дней этот перелет он повторил, но уже во главе группы из трех самолетов. Это был первый в мире групповой перелет строем, с четырьмя посадками на не подготовленных заранее, а выбранных с воздуха площадках. На самолете Нестерова был также кинооператор фирмы Антона Шанцера В. Добржанский. Отснятый им с борта самолета и длящийся около получаса первый в истории авиации документальный фильм несколько дней с большим успехом демонстрировался в лучшем киевском кинотеатре Шанцера (Крещатик, д. 38).

Все лето 1913 г. Нестеров тренировался, стремясь осуществить вертикальный полет по замкнутому кругу - т.н. «мертвую петлю». Никто из авиаторов на это еще не решался. Только француз А. Пегу,

летчик-испытатель фирмы «Блерио», выполнил в воздухе фигуру, похожую на букву <^». Идея «мертвой петли» зародилась у Нестерова еще до 1912 г., но в этом году, будучи учеником Гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность ее выполнения.

В основанном по инициативе Нестерова рукописном журнале «Альманах», выпуски которого вывешивались на стене гостиной офицерского собрания, в том же 1912 г. была напечатана следующая стихотворная загадка «Кто он?»:

Ненавидящий банальность Полупризнанный герой, Бьет он на оригинальность Своею мертвою петлей.

[4, с. 71]

На эту шараду угадавший себя в четверостишии Нестеров ответил следующими строками:

Коль написано «петля», То, конечно, это - я.

<...>

Одного хочу лишь я, Свою петлю осуществляя: Чтобы эта «мертвая петля» Была бы в воздухе живая.

Не мир хочу я удивить, Не для забавы иль задора, А вас хочу лишь убедить, Что в воздухе везде опора...

[Там же]

27 августа / 9 сентября 1913 г. в 18 ч. 15 мин. Нестеров на самолете «Ньюпор IV» с двигателем «Гном» мощностью 70 л.с. взлетел со Свя-тошинского (Сырецкого) аэродрома, поднялся до 1 тыс. м, после чего несколько снизил высоту и с высоты 600-800 м на глазах многочисленных зрителей впервые в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости - знаменитую «мертвую петлю», которая впоследствии стала называться «петлей Нестерова». Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

В различных источниках место, над которым выдающийся летчик выполнил «мертвую петлю», указывается по-разному. Чаще всего упоминается Святошинский (Сырецкий, Сырецкий военный) аэродром

[4, с. 234; 7, с. 428], где сегодня находится Серийный завод «Антонов»

О" -о

к и Z и IÛ

(на территории современного Серийного завода «Антонов» в 1974 г. в честь этого события был установлен памятный знак, а в 1989 г. &о з ° перед административным зданием этого завода - скульптура «Мертвая § ^ петля»). Также этим историческим местом называют и Скаковой иппод- i ^ ром [10, с. 182] (Скаковое поле, Сырецкий ипподром; сегодня на этой ^ территории расположена Киевская киностудия им. А. Довженко) - о место, располагавшееся тогда между «Киевским машиностроительным и котельным заводом Гретера, Криванека и К°» (ныне - «Научно-производственное предприятие "Большевик"»), Пушкинским парком и Киевским политехническим институтом. Реже упоминают располагавшийся неподалеку от упомянутого Скакового ипподрома Лагерный аэродром.

Все эти противоречия, по-видимому, можно объяснить, прежде всего, близостью расположения Святошинского (Сырецкого) и Лагерного аэродромов, а также Скакового ипподрома. Кроме того, все свои полеты Нестеров действительно совершал со Святошинского (Сырецкого) аэродрома, поскольку ангары 3-й авиационной роты, в состав которой входил его 11-й корпусной отряд, располагались именно там. Тем не менее, «мертвая петля», по нашему мнению, впервые была совершена именно над Скаковым ипподромом - на пять километров восточнее места взлета. В пользу этой версии свидетельствует и пояснение к новому названию улицы Петра Нестерова в Постановлении № 1249 бюро Киевского городского комитета Коммунистической партии Украины и исполкома Киевского городского Совета депутатов трудящихся от 15 июля 1958 г. «О наименовании и переименовании улиц города Киева»: «П. Нестеров -летчик. Ул[ица] пролегает там, где он сделал мертвую петлю в воздухе» [8].

Также, возможно, путаница возникает и от близости звучания словосочетаний «Сырецкий аэродром» и «Сырецкий ипподром», а поскольку самолеты однозначно ассоциируются с аэродромом, то это служит дополнительным аргументом для сторонников первой версии. Любопытно, что киевляне впервые увидели самолет именно над Скаковым ипподромом: 21 апреля 1910 г. отсюда началось большое демонстрационное турне по городам России уже упоминавшегося Уточкина [6, с. 70; 8, с. 83].

В тот же вечер в Петербург отправили официальную телеграмму за подписью десяти свидетелей - семи военных летчиков (в т.ч. спортивного комиссара Императорского Всероссийского аэроклуба при Киевском обществе воздухоплавания, военного летчика штабс-капитана Орлова), врача и двух офицеров. Из Петербурга корреспондент парижской газеты «Матэн» («Matin») сразу телеграфировал о происшедшем во Францию. На следующий день, одновременно с российскими газетами, «Матэн» дала первую информацию о «мертвой петле» и попросила

о. киевского авиатора подробно рассказать о своем полете. Нестеров 5 также телеграфом передал статью, а уже 30 августа она была напечатана к в «Матэн». 31 августа 1913 г. Нестеров получил повышение в офицерском звании и стал штабс-капитаном. ¡2 В статье «Как я совершил мертвую петлю», опубликованной

^ в «С.-Петербургской газете» от 4 и 5 сентября 1913 г. и подписанной ^ «Военный летчик поручик Нестеров», автор рассказал о своих ощущениях: «За все время этого 10-секундного полета я чувствовал себя так же, как и при горизонтальном повороте с креном градусов в 70-80, т.е. ощущал телом поворот аэроплана, как, например, лежа в поезде, чувствуешь телом поворот вагона.

Я очень малокровный: стоит мне немного поработать, согнувшись в кабинке "Ньюпора", и в результате от прилива крови сильное головокружение. Здесь же я сидел несколько мгновений вниз головой и прилива крови к голове не чувствовал, стремления отделиться от сиденья тоже не было и ноги давили на педали. Мой анероид не выпал из кармана куртки, и инструменты в открытых ящиках остались на своих местах. Бензин и масло также удерживались центробежной силой на дне бака, т.е. вверху, и нормально подавались в мотор, который великолепно работал всю верхнюю половину петли.

В общем, все это доказывает, что аэроплан сделал обыкновенный поворот, только в вертикальной плоскости, так как все время существовало динамическое равновесие.

С этим только поворотом воздух является побежденным человеком. По какой-то ошибке человек позабыл, что в воздухе везде опора, и давно ему пора отделаться определять направление по отношению к земле (выделено П. Нестеровым. - И.М.)» [цит. по: 4, с. 239].

Сенсация вызвала резонанс во всем мире. Прочитав публикацию в газете «Матэн», Пегу через 12 дней повторил полет Нестерова, а затем стал выступать с ним перед публикой чуть ли не ежедневно. В результате о показательных полетах французского летчика говорили намного чаще, чем о событии, произошедшем в небе над Киевом. И лишь публичное выступление Пегу на собрании под председательством Жуковского и в присутствии Нестерова 14 мая следующего 1914 г. в Политехническом музее в Москве окончательно утвердило первенство российского авиатора, которое было безоговорочно признано во всем мире. Так, в одном из приказов по войскам немецкий кайзер Вильгельм II отметил: «Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на такой же высоте проявления искусства, как это делают русские...» [цит. по: 1].

26 ноября 1913 г. заседание Совета Киевского общества воздухоплавания постановило выдать Нестерову золотую медаль Киевского

общества воздухоплавания «за первое в мире удачное решение, с риском ^

для жизни, вопроса управления аэропланами при вертикальных кренах» ^ 2 г-с [цит. по: 4, с. 110]. Позже Киевское городское руководство от имени &о города вручило отважному пилоту-новатору и памятный золотой жетон, § ^

с которым Пётр Николаевич в дальнейшем никогда не расставался. ^ ^

Рекордные полеты продолжались. 1 марта 1914 г. на самолете ^ «Ньюпор IV» Нестеров с механиком Руденко за 3 часа 9 минут осу- о ществил перелет Киев - Одесса, а через несколько дней - до Севастополя. 11 мая 1914 г. на том же самолете с механиком унтер-офицером Г.М. Нелидовым он выполнил однодневный перелет с тремя посадками для заправки топливом по маршруту Киев - Гатчина за 18 часов (из них в воздухе 8 часов), на расстояние 1250 верст! 11 июля Нестеров перелетел из Москвы в Петербург на новом самолете «Моран», на котором ему вскоре пришлось начать войну.

С началом Первой мировой войны 11-й авиаотряд прибыл в расположенный в 100 км восточнее Львова г. Радзивиллов (ныне Радиви-лов - И.М.), а вскоре - в г. Жолква, расположенный в 30 км севернее Львова. Нестеров, принимая участие в освобождении Львова, осуществлял воздушную разведку и выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено летчиком так эффективно, что австрийское командование даже пообещало крупную денежную награду тому, кто собьет аэроплан Нестерова.

В Жолкве 11-й авиаотряд разместился в имении барона Ф. фон Розен-таля, австрийского военного летчика, который, как и Нестеров, осуществлял воздушную разведку, только со стороны врага: ежедневно биплан барона «Альбатрос» появлялся над расположением штаба 3-й русской армии, а полученные сведения пилот передавал противнику.

Обратимся к воспоминаниям свидетеля - поручика В.Г. Соколова, служившего тогда вместе с Нестеровым (по понятным причинам, его рассказ был обнародован лишь в 1969 г.). Так, вечером 25 августа 1914 г. в вестибюле жолковского замка короля Яна Собеского, где тогда размещался штаб 3-й русской армии, генерал-квартирмейстер М.Д. Бонч-Бруевич (в будущем генерал-лейтенант Красной армии, доктор военных и технических наук), стал упрекать группу летчиков за безнаказанные полеты вражеского разведчика. Когда разговор из обычного спора превратился в откровенные обвинения в трусости, штабс-капитан Нестеров дал слово, что прекратит полеты австрийца.

На следующее утро вражеский «Альбатрос» появился в небе над Жолквой. Нестеров и его друг поручик А. Кованько (сын начальника Гатчинской авиашколы) поднялись в воздух, но при взлете оборвался

о. трос с гирей, которым Пётр Николаевич надеялся повредить винт «Аль-t батроса» и заставить его сесть (это средство борьбы с самолетами прите думал сам Нестеров). Нестеров с Кованько приземлились. Пётр Николаевич приказал механику скорее отремонтировать двигатель, а сам ¡2 сел в автомобиль и уехал в армейскую казну получить деньги для нужд ^ 11-го авиаотряда. Когда возвращался назад, в воздухе снова появил-^ ся самолет барона. Нестеров подъехал прямо к исправному «Морану», где стоял Кованько, и вскочил в самолет. Кованько хотел занять место наблюдателя. «Что же ты будешь делать, возьми хоть браунинг», - сказал Кованько. «Ничего, я как-нибудь обойдусь», - ответил Нестеров и поднялся в воздух [7, с. 68]. (При этом следует заметить, что Нестеров неоднократно добивался у начальства разрешения установки на самолеты штатного вооружения, в частности, пулеметов, едко замечая при этом, что без него русские боевые самолеты «вороны, а не ястребы», однако на очередной рапорт о возможности применения пулеметов в воздухе он получил жесткий отказ: «Пулеметов авиационным отрядам по штату иметь не положено» [цит. по: 4, с. 180].)

Барон заметил приближение «Морана» Нестерова и попытался от него оторваться. Но русский летчик настиг врага, зашел сзади и сверху ударил австрийский самолет, после чего оба самолета упали и разбились. Так 26 августа / 8 сентября 1914 г. у галицкого села Воля-Высоцкая трагически завершился первый воздушный бой с применением тарана.

На месте падения австрийского самолета были обнаружены два тела. В найденных при них документах значилось: «Унтер-офицер Франц Малина» и «Лейтенант барон Фридрих фон Розенталь» (в том полете самолетом управлял Малина, а барон выполнял роль пилота-наблюдателя). На следующий день нашли тело и третьего члена австрийского экипажа - солдата, по-видимому, механика (сбитый нестандартный трехместный «Альбатрос» был изготовлен в Германии по индивидуальному заказу барона) [4, с. 187].

За воздушным боем напряженно наблюдали русские воины и крестьяне. Первыми на месте падения русского самолета оказались двое казаков, которые разули Нестерова3 и забрали деньги, которые он перед этим получил. Затем мародеры исчезли.

3 По другой версии, перед последним вылетом Нестеров отдыхал на аэродроме в своей палатке. Услышав гул австрийского самолета, он выскочил из палатки и необутый, в одних чулках забрался в самолет и полетел навстречу врагу [3, с. 34]. Однако эта версия малоправдоподобна, поскольку Нестеров жил не в палатке, а в замке, и, кроме того, было дано приказание молчать о пропавших вещах Нестерова, т.к. этот факт «позорит русскую армию» [Там же, с. 25]. В то же время, версия о казаках-мародерах небезосновательна, поскольку казаки в Галиции (Галичине) успели зарекомендовать себя именно с этой стороны.

о" -О

Гроб с телом Нестерова привезли в Киев. Проститься с героем при- "уё шли десятки тысяч киевлян. Его отпели в располагавшемся тогда ^ 2 г-с на Печерске Никольском военном соборе (разрушен в 1934 г., сегодня оз ° на его месте находится построенный в 1962-1965 гг. Киевский Дворец § ^

детей и юношества) и 31 августа 1914 г. похоронили рядом с пятью дру- ^ ^ гими летчиками на кладбище вблизи Аскольдовой могилы, на котором ^

находили последний приют самые уважаемые киевляне. И еще долго о на могиле храброго летчика белела надпись: «Путник, преклонись -здесь прах героя Нестерова!» [4, с. 196].

Гибель Нестерова произвела сильное впечатление на всю страну. Посмертно он был награжден орденом Св. Георгия IV степени и произведен в капитаны. Вскоре В.И. Докучаев, друг детства Нестерова, женился на его вдове, после чего семья вернулась в Нижний Новгород. Владимир Иванович и Надежда Рафаиловна прожили вместе двадцать лет и вырастили двух детей П. Нестерова - Маргариту и Петра.

После того, как в 1930-е гг. было принято решение о превращении аристократического кладбища на Аскольдовой могиле в парк, прах Петра Нестерова был перезахоронен на Лукьяновском гражданском кладбище, неподалеку от ставшего вскоре печально известным Бабьего Яра, а также места, где летчик впервые выполнил свою бессмертную петлю. При этом перезахоронение не обошлось без некоторых недоразумений. Дело в том, что деревянный крест на могиле Нестерова к тому времени не сохранился, поэтому по ошибке раскопали другую, где лежал офицер в сапогах. Старый киевский фотограф, помнивший, что авиатора хоронили необутым, настоял, чтобы поиски были продолжены, ориентируясь на соседние памятники, зафиксированные на старой фотографии. В результате был обнаружен гроб, в котором лежал офицер в шерстяных чулках. Именно его останки и покоятся теперь на Лукья-новском гражданском кладбище.

Киев помнит о выдающемся российском летчике. Так, на фасаде дома № 5 по ул. Московской в 1947 г. была установлена, а в 1977 г. обновлена мемориальная доска с надписью на украинском языке: «В этом доме в 1914 году жил известный российский летчик П.Н. Нестеров, который впервые в истории авиации в 1913 году выполнил на своем самолете "мертвую петлю" и во время империалистической войны 1914 года протаранил вражеский самолет».

В честь отважного летчика в районе завода «Большевик» также названа улица - там, где в начале ХХ в. располагался Лагерный военный аэродром, над которым впервые была выполнена «мертвая петля». Перед административным зданием Серийного завода «Антонов» в 1989 г. был установлен памятный знак «Мертвая петля», а на Лукьяновском

о. кладбище - памятник с высеченной на нем надписью «Летчик Несте-8 ров Пётр Николаевич 15(27) II 1887 - 26 ХШ(8 IX) 1914. Русский лет-к чик, совершивший первую в мире мертвую петлю 27 VII 1913 г. ст. ст.

Совершая впервые в истории беспримерный воздушный бой, таранил ¡2 своим самолетом самолет противника и погиб вместе с ним 26 августа ^ 1914 года ст. стиля»4.

^ В сквере между киевскими станциями метро «Черниговская» и «Дарница» установлен памятный камень с надписью: «Историческая местность Волчья гора. На этом месте в 1913 году были осуществлены первые в истории военно-технические эксперименты по корректировке артиллерийского огня под руководством авиаторов П. Нестерова и Е. Крутеня». Здесь же, слева от этого камня, растет 250-летняя сосна Нестерова с обхватом ствола в 2,5 м на высоте 1,5 м от уровня земли. Также в 1951 г. в Нестеров был переименован город Жолква, однако после распада Советского Союза (с 1992 г.) ему было возвращено прежнее название, при этом ныне город называется на украинский манер -Жовква. С обретением независимости постсоветскими республиками стали нередки случаи и изменения в них отношения к некоторым историческим фактам: новые времена, новые герои. В результате посвященный Нестерову музей в Жовкве сначала пришел в упадок, а со временем попросту прекратил свое существование.

2 марта 1994 г. Указом президента Российской Федерации была учреждена государственная награда - медаль Нестерова, а 28 августа 2013 г., к 100-летию первого выполнения фигуры высшего пилотажа - «мертвой петли», Национальный банк Украины выпустил памятную монету «Петля Нестерова».

Со временем высший пилотаж, включая и «петлю Нестерова», стал для авиации привычным явлением, а воздушный таран - отчаянный поступок, последнюю возможность одолеть врага, когда кончались боеприпасы - советские летчики в годы Великой Отечественной войны применили более шестисот раз.

4 Слева от могилы Нестерова покоится еще один выдающийся русский военный летчик, ас истребительной авиации Первой мировой войны, основоположник тактики истребительной авиации, сбивший 17 неприятельских самолетов [2, с. 389], - капитан Е.Н. Крутень, родившийся в Киеве 5/17 декабря 1890 г. и погибший в июне (по некоторым данным, 17 июня) 1917 г. В 1913 г. служил в 11-м корпусном авиаотряде, которым командовал Нестеров. Крутень считается вторым по результативности (после подполковника А.А. Казакова, сбившего 17 самолетов противника лично и 20 в группе [Там же, с. 388]) русским летчиком-истребителем Первой мировой войны. На надгробном памятнике Крутеня высечена надпись: «Легендарный витязь неба Крутень Евграф Николаевич. 1890-1917». Любопытно, что свои первые шаги в авиации Крутень совершил в Киеве на Волчьей горе в качестве наблюдателя вместе с Нестеровым [4, с. 211].

о" -О

В начале третьего тысячелетия, в 2001 г., в Киеве, в парке Славы ¡2 5 ^ неподалеку от Памятника Вечной славы на могиле Неизвестного солда- ^ 2 та был установлен необычный памятник, посвященный всем военным &о з ° летчикам: главный герой кинофильма «В бой идут одни "старики"» § ^

гвардии капитан Алексей Титаренко по прозвищу Маэстро в исполне- ^ е^ нии Л.Ф. Быкова после тяжелого боя присел на край кабины истреби- ^ теля, на фюзеляже которого виден скрипичный ключ. А на фрагменте о самолетного крыла легко читается знаменитая фраза «Будем жить!», и лежит резной кленовый лист с запрыгнувшим на него кузнечиком.

Библиографический список

1. Абрамов А.С. Мужество в наследство. Свердловск, 1988.
2. Бондаренко В.В. Герои Первой мировой. М., 2013.
3. Бонч-Бруевич М.Д. Вся власть Советам. М., 1964.
4. Бурче Е.Ф. Пётр Николаевич Нестеров. М., 1955.
5. Киев: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А. Кудрицкий. Киев, 1985.
6. Ляховецкий М.Б., Рудник В.А. В небе - Уточкин! Одесса, 1982.
7. Нестеров Пётр. Как я совершил мертвую петлю // Поэма о крыльях: Записки авиаторов / Сост. Ал. Разумихин; Худ. В. Борисов. М., 1988. С. 55-60.
8. Про найменування й перейменування вулиць мгста Киева: Постанова № 1249 бюро Кжвського мюького комтету КП Украши й виконкому Кшвсько! мюько! Ради депутата трудящих ввд 15 липня 1958 року // Дер-жавний арх1в мгста Киева. Ф. Р-1 (Кжвська мiська рада депутапв та вико-навчий орган Кжвсько! мюько1 ради депутапв (Кигвська мюька державна адмiнiстрацiя)). Оп. 4. Спр. 958. Арк. 255.
9. Соколов Виктор. Таран Нестерова. (Воспоминания очевидца) // Поэма о крыльях: Записки авиаторов / Сост. Ал. Разумихин; Худ. В. Борисов. М., 1988. С. 61-77.
10. Стефанович Д.Л. Шулявка та Жовтневий район в юторй Киева. Ки1в, 2001.
РУССКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ АВИАЦИЯ НАЧАЛА ХХ В ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ ПЁТР НИКОЛАЕВИЧ НЕСТЕРОВ СВЯТОШИНСКИЙ АЭРОДРОМ В КИЕВЕ СЫРЕЦКИЙ ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ В КИЕВЕ "МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ" ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН the russian military aircraft
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты