Спросить
Войти

Приленская традиция русских поселенцев в прошлом и настоящем

Автор: указан в статье

ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА И ФОЛЬКЛОР

УДК 784.4:161.1 (571)

О. В. Крахалёва

ПРИЛЕНСКАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКИХ ПОСЕЛЕНЦЕВ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

ольклорная традиция русских поселенцев на территории Прилен-ского региона (течение реки Лены от города Усть-Кута до села Петропавловское) сформировалась под воздействием определенных факторов, немаловажную роль среди них играют исторические условия. В ходе продвижения русских людей на восток с последующим хозяйственным освоением новых территорий уже в начале XVII в. Приленский край стал неотъемлемой частью Российского государства. Первопроходцы пролагали свой путь от Енисея вверх по Ангаре, Подкаменной Тунгуске к Лене [17]. В 1630 г. отрядом десятника Василия Бугра основан старейший из городов Иркутской области - Киренск (Никольский погост). Почти все селения Киренского района расположились вдоль реки Лены с ее многочисленными притоками (реки Киренга, Чечуй, Чая, Ичера).

Начало земледелию и промышленности на Лене положил Ерофей Хабаров в 1641 г. [6]. Рост крестьянского населения и развитие земледелия в бассейне Киренги шли медленнее, не было достаточного количества пригодных к обработке земель (в 1652 г. в Усть-Киренской волости насчитывалось 53 крестьянских семьи). Усть-Киренская волость становится своеобразным резервуаром, где собирались русские беженцы, одни из них оседали здесь, другие - следовали далее на восток. Начавшееся устройство трактовой дороги (с 1734 г.) на территории Томского и Красноярского уездов к середине XVIII в. было доведено до Иркутска, что никак не отразилось на рассмат© О. В. Крахалёва, 2016

риваемом регионе. Фольклорная традиция, которую вместе с навыками обработки земли русские крестьяне принесли с собой и фрагменты которой сохранились до наших дней, оказалась в консервации. Районы Приленья не входили в число активно заселявшихся территорий. Отдаленные от основных транспортных путей, с суровыми климатическими условиями, эти места не привлекали переселенцев [22, 23].

Изучение этнографии Киренского округа началось с 30-40-х гг. XIX в. До этого времени известны сведения по летописным источникам и описаниям путешественников (по этой земле прошли многие отважные землепроходцы, исследователи Севера: С. Дежнев, В. Беринг, Д. Мессершмидт, Д. и X. Лаптевы, Г. Миллер, А. Чекановский, И. Черский, В. Обручев, Г. Седов [18]). Продвижение по Сибири сопровождалось накоплением разносторонних знаний о новом крае, составлением чертежей местности. Некоторые из местных чертежей XVII в. представляли особую ценность (чертеж и «роспись против чертежу рекам и порогам», по которым шли в 1639/40 гг. из Енисейского острога до Ленского волока) [11]. Наиболее важные «скаски» землепроходцев пересылали в Москву, в Сибирский приказ. Описания быта жителей Приленского края с сообщением этнографических сведений, несомненно, очень важны: землепроходцы подготовили почву для возникновения и развития местного сибирского краеведения.

Основные проблемы этнографии сибирского крестьянства в методологическом аспекте органично связаны с вопросаФ

ми общности русской народной культуры на всей территории, заселенной русским народом. Процесс изучения собственно культуры и быта русских в Приленском регионе отражен в работах П. А. Ровинс-кого, А. П. Щапова, Г. Н. Потанина, Н. М. Ядринцева и др. [1, 14]. Публикации исследователей второй половины XIX в. положили начало спору о сибиряке как новой разновидности русского народа. А. П. Щапов высказывался о постепенном обеднении и вырождении славянорусского населения: «Русско-сибирская народность, значительно изменившаяся от неблагоприятных физико-географичес-ких и этнологических условий, представляет относительно немного привлекательных и достойных уважения черт» [25, с. 147]. Хотя редкие издания того времени [3, 26] позволяли представить состояние и степень сохранности традиции русских поселенцев, не делая столь категоричного вывода об отсутствии культуры, все-таки сказывается недостаточность ис-точниковой базы, публикаций с подробным описанием обрядов и праздников, их музыкального наполнения.

Исследователям рубежа Х1Х-ХХ вв. потребовалось приложить немало усилий, чтобы подвергнуть выводы ученых предыдущего периода основательному пересмотру и установить реальную картину бытования фольклора в Приленском округе. Исследование ведется длительно и подробно, когда к нему привлечены местные силы, лица, по тем или иным причинам крепко связанные с краем и населением (к примеру, подолгу пребывающие в этом регионе ссыльные -вся их жизнь проходила в тесной связи с местным населением [2, 4, 13]).

Иркутский викарный епископ Евгений (Зернов) летом 1913 г. совершил поездку в Киренский и Илимский уезды по рекам Ангаре, Илиму и Лене, посетив свыше 80 селений. Его сопровождал священник Николай Пономарев уроженец села Чечуйского Киренского уезда, который подробно описывал путешествие [12], позволяя увидеть суровую природу края и его обитателей. «Окруженный со всех сторон водой - Киренск. Теперь

в нем 185 домов с 1400 жителями. Киренский монастырь расположен на северной стороне города, при устье р. Кирен-ги; основан в 1663 г. Вид от монастыря на Лену угрюм, но величав: скалы левого противоположного берега могли бы с чес-тию занять место хоть у берегов океана. А ближайший к городу утес, отличаясь сановитостью и гладкостью, "от лет многих, от времен давних, он смотрит, смотрит недремлющим оком Аргуса"... Двор монастыря довольно обширный, приосе-няется вековыми соснами и лиственницами» [12, с. 230]. Отмечая отдаленность Киренского уезда, автор упоминает постоянную миграцию среди населения (скупщики пушнины, рыбы и дичи; партии рабочих артелей, проходящих на золотые прииски Бодайбо и обратно; ссыльные). Ругая поселенцев за утрату веры, он характеризует состояние традиции: народ суеверный, «в суседку», «банную», «водяного» верит, гуляет на вечерках с «дикими» песнями и плясками, «на клюке под Новый год свою избу объезжает». Обличая «недуги», автор вместе с тем свидетельствует, что край этот заслуживает внимания и всестороннего обследования. В это же время Вяч. Шишков подолгу жил в Киренском районе, поскольку руководил строительством дороги между Леной и Подкаменной Тунгуской и записывал материал для последующей публикации [24].

Исследования XX в. постепенно формируют более профессиональный дифференцированный подход к изучению проблем по истории и культуре русских сибиряков. Ученые-фольклористы рубежа XX-XXI вв. используют в своих трудах ряд теоретических разработок сопредельных наук - социологии, исторической психологии, этнологии и др. [5, 27]. Для такого подхода характерно определение судеб привнесенных культурных традиций и степень их адаптации в Сибири.

Некоторые дополнения к имеющимся в научной литературе сведениям были получены в ходе поездок автора статьи в Киренский район (2014-2016 гг.), целью которых было выяснение современного состояния культурной традиции.

Попутно удалось познакомиться с особенностями местной географии, углубить знания по истории заселения района; с одной стороны, она близка к процессу освоения других сибирских регионов; с другой - специфическим фактором, повлиявшим на достаточно интенсивное разрушение традиции, явился недобровольный, а насильственный характер заселения территории, а также такие виды деятельности, как пушной промысел, работа на золотых приисках, извоз, речная навигация, которые усилили миграцию населения. Кроме русских поселенцев большой ссыльный поток составляли татары, поляки, евреи.

Многие факты по истории заселения и бытования русских в Киренском районе почерпнуты из бесед и экскурсий (по селу Чечуйску и Киренску) с местными старожилами: Еленой Владимировной Линкс (преподаватель истории, Чечуйск), Натальей Александровной Анкудиновой (заведующая Архивным отделом, Киренск), Еленой Геннадьевной Еохиной (директор Историко-краеведческого музея, г. Киренск). В районной библиотеке Киренска хранятся рукописные материалы разных лет местных краеведов: Т. В. Ковальской «Киренск. Книга жителей за 1827 год»; Архив Л. С. Нератовой; тематическая папка «Повествование о семье Залуц-ких»; тематическая папка «Ю. Лыхин. По реке Лене»; «Воспоминания ленских жителей» (составитель Юрий Лыхин); Г. Хромов «Таежные берега Лены» (старинные говоры, пословицы, поговорки, прибаутки, песни, загадки родного Ленского края). Эти ценные источники, содержащие много интересных сведений о прошлом Приленья, помогли в написании статьи.

Из трудов собирателей и исследователей, обращавшихся к культуре Приленс-кого района, явствует, что некогда там существовала развитая, богатая песнями фольклорная традиция. Среди деятелей 50-70-х гг. XX в. следует назвать Викторию Викторовну Тетерину (Иркутск), Георгия Борисовича Красноштанова (Москва), Галину Витальевну Медведеву, Юрия Петровича Лыхина (Иркутский этнографический музей «Тальцы»), Татьяну Викторовну Ковальскую (Черемхово), Ольгу Ивановну Явную, Ольгу Александровну Федотову (Иркутск, Центр народного творчества), Маргариту Александровну Карышеву (Иркутский музыкальный колледж).

Песенно-танцевальный фольклор, собранный в экспедициях, опубликован в сборниках [8, 9, 15, 19, 21]. Сборники песен зачастую предварены обобщающими исследовательскими статьями по этнографии русского населения, включающими материалы Киренского района. Широко представлен хороводный комплекс весенне-летнего периода общения молодежи на открытом воздухе. Уличные хороводы в русских селениях Иркутской области исполнялись под хороводные и круговые, хожалые песни, как правило, медленные и протяжные. Распространенный в Сибири обычай молодежи собираться в долгие осенние и зимние вечера на посиделки встречается и в Приленском регионе. С ним связано немалое количество хороводных круговых и игровых песен, игр. На вечерках, в связи с ограниченным пространством, водили «маленькие хороводы» под весенние хороводные песни, при этом изменялись их темп и хореография. Так называемые походенские, хожалые, проходячие вечерочные песни близки по своему складу подвижным хороводным песням. Осенне-зимние посиделки включали и так называемые сидячие песни, которые пелись во время ручных работ и чередовались с проходочками, играми, хождениями в хороводах особой формой. Эти песни были в основном лирическими, с любовными сюжетами.

В зимние святочные вечера, когда во время посиделок собрания молодежи имели сугубо праздничный, развлекательный характер, играли в свадьбу, в умруна; ярким моментом святочных посиделок, которые приобретали характер игрищ, был приход ряженых.

Выделяются жанровые разновидности вечерочных песен:

- хороводы-хождения с определенным рисунком движения и приплясыванием;

- игровые хороводные песни с действующими лицами;

- проходячие (походенские, проходочки).

По многим параметрам фольклорная традиция деревень Восточно-Сибирского региона (Енисейского, Приангарского, Приленского районов) представляется достаточно однородной. Близки по составу жанровые системы местного фольклора, наблюдаются одинаковые процессы трансформации и угасания фольклорной практики [7].

Для сравнения по стилевым параметрам можно выделить несколько песен, повторяющихся в енисейской, приан-гарской [10, 16, 20] и приленской традициях. В районах Иркутской области был развит весенне-летний цикл хороводов, на что указывают жанровые определения песен исполнителями (хороводные), тогда как на вечерке в Енисейском районе те же песни называются вечероч-ными круговыми, игровыми. Дополнительные жанровые разновидности дают варианты песен «Все-то веточки», «Что на талую на землю», которые устойчиво повторяются во многих деревнях. В деревне Антоново песня «Все-то веточки» обозначена как лирическая, с примечанием, что она «могла исполняться на вечерках и беседах» [16, с. 90]. «Что на талую на землю» («Выпадала мать-пороша») в селе Московском - хожалая вече-риночная, записан также вариант этой песни, входившей в свадебный обряд: «она звучала в доме невесты перед отъездом к венцу, когда гости заходили "по солнцу" за стол для угощения» [Там же, с. 31]. Песни «Летел голубь» и «За рекой было, за реченькой» в енисейской традиции - вечерочные круговые, под которые могли водить орнаментальные хороводы (с воротцами, змейкой). В Иркутской области эти песни имеют другую форму исполнения, при этом они меняют жанровое определение: проходя-чая, походенская.

Кроме коренных жителей теперь в певческих группах (сельских и городских) закрепились участники, приезжие из разных мест Центральной и Южной

России; со смешанными составами коллективов связана жанровая и стилевая неоднородность репертуара. Основной материал составляют городские песни позднего формирования, лирические, балладные (так называемые «жестокие романсы»), песни композиторов XX в.

Елена Федоровна Анкудинова, выпускница Иркутского музыкального училища и Московского государственного университета культуры и искусств, ведет большую организационно-педагогичес-кую и творческую работу: в настоящее время она руководитель фольклорного ансамбля, участница двух исполнительских коллективов разного направления, организатор фольклорного отделения в детской музыкальной школе Киренска. Во время обучения в университете для написания дипломной работы провела экспедицию по ряду поселений района. Ее материалы показывают, что многие из традиционных песен, бытовавших прежде, сейчас утрачены, некоторые из них были исполнены по просьбе собирателя. Из 15 песен, записанных в деревне Сидорова, поселках Гарь, Бубновка, Визирный, селе Петропавловское Киренс-кого района в 2002 г., лишь четыре относятся к вечерочному репертуару: «На шелкавай траве» (сюжет «Пара голубей») - лирическая, протяжная, переживательная, «Калина-малина» (сюжет «Дочка-пташка») - лирическая, семей-но-бытовая, «В огороде верба рясна» -лирическая, любовная, «Маша жала» хороводная, игровая, а также рождественская колядка «Сею-вею».

Тексты записанных приленских песен неполные по сравнению с Енисейским районом и Приангарьем. Некоторая локальная особенность мелодического строения песен состоит в сведении напева к современному исполнению. Среди многоголосных записей в Киренском районе преобладающим является двухголосие с тонким голосом, который дублирует главную партию, звучащую в нижнем голосе (некоторые варианты песен записаны одноголосно). Для каждой традиции характерны признаки местного стиля: мелодическое движение, тип многоголосия,

певческая манера, регистр и т. д. Основным показателем жанра вечерочных песен является ритм. Ритмические типы песен широко распространены по территории Сибири, они представляют наиболее устойчивый элемент, позволяющий отнести напев к определенной группе.

Киренский район славен не только историей, но и людьми - трудолюбивыми, щедрыми и талантливыми. В учреждениях культуры работают энтузиасты, они сохраняют историю района, его культурное наследие. В настоящее время

в Киренске есть несколько творческих коллективов народной песни: это народный хор «Ленские напевы» (руководитель Виктор Павлович Округин), ансамбль «Казачий круг», фольклорный ансамбль «Дуняша» (руководитель Елена Федоровна Анкудинова), фолк-дуэт «Оберег». Городская ориентация вошла в жизнь традиционной деревни, и теперь деятельность сельских фольклорных групп поддерживают дома культуры. Народная песня продолжает звучать, но уже в другой среде и по-другому.

Литература

1. Азадовский М. К. Пути этнографических изучений Восточно-Сибирского отдела РГО. - Иркутск: Изд. ВСОРГО, 1926. - 54 с.
2. Арефьев В. С. К вопросу о сибирской народной песне // Сиб. сб. - 1899. - Вып. 1. - С. 34-40.
3. Гуляев С. И. О сибирских круговых песнях // Отеч. зап. - 1839. - Т. 3. - № 5. Отд. 8. -С. 53-72.
4.3оркин В. И. Вклад политических ссыльных в изучение фольклора Сибири. - Новосибирск: Наука, 1985. - 93 с.
5. Кошелев Я. Р. Русская фольклористика Сибири (XIX - нач. XX в.). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1962. - 349 с.
6. Красноштанов Г. Б. Ерофей Павлович Хабаров. - Хабаровск, 2008.
7. Крахалева О. В. Енисейские вечерочные песни в контексте региональной традиции: Дис. ... канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2009. - 285 с.
8. Ленские частушки / Сост. Юрий Лыхин. -Иркутск, 2004. - 103 с.
9. Мельник А. И. Танцевальное творчество русского населения Енисейского, Мотыгинского, Богучанского, Кежемского районов Красноярского края. По материалам фольклорной экспедиции 1977 года. - Красноярск, 1991. - 44 с.
10. Мухомедшина Л. А. Об опыте исследования песенно-игрового комплекса в хороводах Иркутского Приангарья // Народный танец. Проблема изучения / Сост. А. Соколов-Ка-минский. - СПб.: ВНИИ искусствознания, 1991. - С. 185-206.
11. Павлов П. Н. Промысловая колонизация Сибири в XVII в. - Красноярск: Изд. пед. ин-та, 1974. - 238 с.
12. Пономарёв Н. А. Поездка Преосвященного Епископа Евгения в Киренский уезд в июне -июле месяцах 1913 г. - Иркутск, 2007. -232 с.
13. Пруссак А. А. Игральные, хороводные и плясовые песни Иркутской области // Изв. Иркут. отд. о-ва изучения Сибири и улучшения ее быта. - 1917. - Вып. 1. - С. 19-32.
14. Равинский П. А. Между Леной и Ангарой // Изв. Сиб. отд. Рус. геогр. о-ва. - 1871, ноябрь. - Т. 2. - № 3. - С. 45-65; № 4. - с. 5-20.
15. Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока / Сост. С. И. Красноштанов. -Новосибирск: Наука, 1997. - 524 с.
16. Русские народные песни и танцы Иркутской области / сост. С. И. Пушкина и Т. Н. Гвоздева. - Вып. 2. - М., 2003. - 162 с.
17. Сафронов Ф. Г. Крестьянская колонизация бассейнов Лены и Илима в XVII в. - Якутск: Кн. изд-во, 1956. - 210 с.
18. Свердлов Л., Чуков В. Путями первопроходцев. - М.: AHO «Наука и жизнь», 2009. -326 с.
19. Сказки Приленья / Под ред. Е. И. Шасти-ной. - Иркутск, 1974. - 132 с.
20. Традиционные зимние собрания молодежи Енисейского района (Красноярского края) / Сост. О. В. Крахалева, ред. Н. В. Леонова. -Новосибирск: Книжица, 2006. - 92 с.
21. Филиппов Э. К. Русские народные танцы Иркутской области. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1965. - 126 с.
22. Шахеров В. П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в XVII - первой пол. XIX в. - Иркутск: Оттиск, 2000. - 88 с.
23. Шерстобоев В. Н. Илимская пашня: В 2 т. -2-е изд. - Иркутск, 2001. - Т. 1. - 596 е.; Т. 2. - 634 с.
24. Шишков В. Я. Песни, собранные в селениях Подкаменной и Преображенской волостей Киренского уезда // Изв. ВСОРГО. - Иркутск, 1914. - Т. 43. - С. 65-120.
25. Щапов А. П. Историко-географические и этнологические заметки о сибирском населении // Изв. Сиб. отд. РГО. - Иркутск, 1872. -Т. 3. - С. 142-159; Т. 4. - С. 185-212; Т. 5. -С. 243-274.
26. Щукин Н. С. Народные увеселения в Иркутской губернии // Зап. РГО по отд. этнографии. - СПб.,1869. - Т. 2. - С. 382-394.
27. Элиасов Л. Е. Русский фольклор Восточной Сибири. Ч. 1. - Улан-Удэ, 1958. - 182 с.

References

1.Azadovskij M. K. Puti jetnograficheskikh izuchenij Vostochno-Sibirskogo otdela RGO [The paths of the ethnographic studies of the East Siberian department of the Russian Geographical Society]. Irkutsk, 1926. 54 p.
2.Aref&ev V. S. K voprosu o sibirskoj narodnoj pesne [The subject of Siberian popular songs]. Sibirskij sbornik [Siberian collection], 1899, no. 1, pp. 34-40.
3. Gulyaev S. I. O sibirskikh krugovykh pesnyakh [Siberian circular songs] Otechestvennye zapiski [National notes], 1839, vol. 3, no. 5, dep. VIII, pp. 53-72.
4. Zorkin V. I. Vklad politicheskikh ssyl&nykh v izuchenie fol&klora Sibiri [The participation of political prisoners in Siberian folklore studies]. Novosibirsk, 1985. 93 p.
5. Koshelev Ya. R. Russkaya fol&kloristika Sibiri (XIX - nach. XX v.) [Russian folklore study of Siberia (XIX - beginning of XX century)]. Tomsk, 1962. 349 p.
6. Krasnoshtanov G. B. Erofej Pavlovich Khabarov [Erofei Pavlovitch Khabarov]. Khabarovsk, 2008.
7. Krakhaleva O. V. Enisejskie vecherochnye pesni v kontekste regional&noj tradicii: Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Songs of the evening gatherings of Yenisseisk region in the context of regional tradition. Extended abstract of candidate&s thesis]. Novosibirsk, 2009. 285 p.
8. Lenskie chastushki [Folk rhymes of Lena river region], Irkutsk, 2004. 103 p.
9. Mel&nik A. I. Tantseval&noe tvorchestvo russkogo naseleniya Enisejskogo, Motyginskogo, Boguchanskogo, Kezhemskogo rajonov Krasnoyarskogo kraya. Po materialam fol&klornoj jekspeditsii 1977 goda [Dances of the Russian population of Yenisseisk, Motygino, Boguchany and Kezhemsk regions of the Krasnoyarsk area. After the materials of the folklore expedition in 1977]. Krasnoyarsk, 1991. 44 p.
10. Mukhomedshina L. A. Ob opyte issledovaniya pesenno-igrovogo kompleksa v khorovodakh Irkutskogo Priangar&ya [Experience of exploring the songs and games during circular dances in the Angara river part of Irkutsk region]. Narodnyj tanets. Problema izucheniya [Popular dance. Research problems]. Saint Petersburg, 1991, pp. 185-206.
11. Pavlov P. N. Promyslovaya kolonizatsiya Sibiri v XVII v. [Commercial colonization of Siberia in the XVII century]. Krasnoyarsk, 1974. 238 p.
12. Ponomarjov N. A. Poezdka Preosvya-shchennogo Episkopa Evgeniya v Kirenskij uezd v iyune - iyule mesjacah 1913 g. [Trip of Eminent bishop Eugeni to Kirensk district in June-July 1913]. Irkutsk, 2007. 232 p.
13. Prussak A. A. Igral&nye, khorovodnye i plyasovye pesni Irkutskoj oblasti [Play songs, circular dance songs and dancing songs of Irkutsk region]. Izvestiya Irk. otd. obshchestva izucheniya Sibiri i uluchsheniya ejo byta [News of Irkutsk department of the association of Siberian study and its way of life improvement], 1917, vol. 1, pp. 19-32.
14. Ravinskij P. A. Mezhdu Lenoj i Angaroj [Between Lena and Angara rivers]. Izvestiya Sib. otd. Rus. geogr. o-va [News of Eastern Siberia department of the geographical Socie&ty], 1871, November, vol. 2, no. 3, pp. 45-65; no. 4, pp. 5-20.
15. Russkie liricheskie pesni Sibiri i Dal&nego Vostoka [Russian lyrical songs of Siberian and Far East regions]. Novosibirsk, 1997. 524 p.
16. Russkie narodnye pesni i tantsy Irkutskoj oblasti [Russian folk dances and songs of Irkutsk region]. Moscow, 2003, no. 2. 162 p.
17. Safronov F. G. Krest&yanskaya kolonizatsiya bassejnov Leny i Ilima v XVII v. [The Peasant colonization of the Lena and Ilim rivers in the XVII century]. Yakutsk, 1956. 210 p.
18. Sverdlov L., Chukov V. Putyami pervoprokhodtsev [Following the first explorers]. Moscow, 2009. 326 p.
19. Skazki Prilen&ya [Tales of Lena region]. Irkutsk, 1974. 132 p.
20. Traditsionnye zimnie sobraniya molodjozhi Enisejskogo rajona (Krasnojarskogo kraja) [Traditional winter gatherings of the youth of Yenisseisk district (Krasnoyarsk area)]. Novosibirsk, Knizhica, 2006. 92 p.
21. Filippov Je. K. Russkie narodnye tantsy Irkutskoj oblasti [Russian popular dances of Irkutsk region]. Irkutsk, 1965. 126 p.
22. Shakherov V. P. Sotsial&no-jekonomicheskoe razvitie verkhnego Prilen&ya v XVII - pervoj pol. XIX v. [Social and economic development of Upper Lena region in the XVII - first half of the XIX centuries]. Irkutsk, 2000. 88 p.
23. Sherstoboev V. N. Ilimskaya pashnya [Cultivated lands of Ilimsk area]. Irkutsk, 2001, vol. 1. 596 p.; vol. 2. 634 p.
24. Shishkov V. Ya. Pesni, sobrannye v seleniyakh Podkamennoj 1 Preobrazhenskoj volostej Kirenskogo uezda [Songs collected in villages of Podkamennaya and Preobrazhenskaya volost of Kirensk district]. Izvestiya VSORGO [News of East Siberian department of the Russian Geographical Society]. Irkutsk, 1914, vol. 43, pp. 65-120.
25. Shchapov A. P. Istoriko-geograficheskie i jetnologicheskie zametki o sibirskom naselenii [Historical, geographic and ethnologic notes

about the Siberian population], Izvestiya Sibirskogo otdela RGO [News of the Siberian department of the Russian Geographical society]. Irkutsk, 1872, vol. 3, pp. 142-159; vol. 4, pp. 185-212; vol. 5, pp. 243-274.

26. Shchukin N. S. Narodnye uveseleniya v Irkutskoy gubernii [Popular entertainments in Irkutsk province]. Zapiski RGO po otdelu jetnografii [Notes of the Russian Geographical society of the ethnographic department]. Saint Petersburg, 1869, vol. 2, pp. 382-394.
27. Jeliasov L. E. Russkij fol&klor Vostochnoj Sibiri [Russian folklore of the East Siberia]. Ulan-Ude, 1958. 182 p.

Приленская традиция русских поселенцев в прошлом и настоящем

Фольклорная традиция русских поселенцев на территории Приленского региона - раннего формирования, она связана с коренной северорусской традицией. Первые этнографические сведения землепроходцев (30-40-х гг. XIX в.) подготовили почву для возникновения и развития местного краеведения. Исследования XX в. постепенно сформировали профессиональный подход к изучению культуры русских сибиряков с определением привнесенных традиций и степенью их адаптации в Сибири. Специфическим фактором, повлиявшим на интенсивное разрушение традиции, явился насильственный характер заселения, а промысловая деятельность усилила миграцию населения.

Из трудов собирателей и исследователей явствует, что в Приленском районе существовала развитая, богатая песнями фольклорная традиция. В сборниках песенно-танцевально-го фольклора представлен весенне-летний хороводный, вечерочный и святочный репертуар. По многим параметрам современное состояние фольклорной традиции поселений Восточно-Сибирского региона представляется достаточно однородным. Близки по составу жанровые системы местного фольклора, наблюдаются одинаковые процессы трансформации и угасания фольклорной практики.

Ероме коренных жителей теперь в певческих группах закрепились участники, приезжие из разных мест России; со смешанными составами коллективов связана жанровая и стилевая неоднородность репертуара. Основной материал составляют городские песни позднего формирования. Локальная особенность мелодического строения песен состоит в сведении напева к современному исполнению. БлаTraditions of Russian settlers in Prilenski region yesterday and today

The folklore tradition of the Russian settlers on the territory of Prilensky region applay to the early period and native North Russian tradition. First ethnographic information of the explorers (30s - 40s of the XIX century) prepared the ground for the establishment and development of the local regional ethnography. The research of the XXth century slowly created the professional approach to the studying of the culture of Russian Siberians defying the added traditions and the level of their adaptation in Siberia. The forced character of the settlement became a particular factor that influenced an intensive destruction of the tradition, when the commercial activity reinforced the population migration.

The works of the scientists show that a rich, well-developed folklore tradition existed in Prilensky region. The collections of singing and dancing folklore contain the number of pieces for spring-summer circular dances, evening gatherings and Christmas. According to numerous parameters the modern state of the folklore tradition of the villages of the East Siberian region is rather homogeneous. The genre systems of the local folklore are close in their structure, the process of transformation and disappearance of the folklore practice are similar.

In the singing groups, apart from the natives, slowly installed the participants arriving from other parts of Russia, so that the repertory of those groups became nonuniform in genres and in styles. The main part was formed with the urban songs of the later creation. The local particular feature of the melodic construction of the songs was to bring the melody to the contemporary interpretation. Thanks to the

годаря деятельности фольклорных групп народная песня продолжает звучать в другой среде и по-другому. Сохранность культурно-исторического наследия поддерживают талантливые энтузиасты Киренского района.

activity of various folklore groups the popular song is still heard in different surroundings and styles. The talented enthusiasts of Kirensk district maintain the integrity of the cultural and historic heritage.

Крахалёва Ольга Владимировна, кандидат Krakhaleva Olga Vladimirovna, Candidate of

искусствоведения, преподаватель Красноярс- Art Criticism, teacher at the Krasnoyarsk ballet

кого хореографического колледжа school

E-mail: krahalov73@mail.ru E-mail: krahalov73@mail.ru

Получено 14.11.2016

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР СИБИРИ ПРИЛЕНСКИЙ РЕГИОН НЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР russian folklore of siberia prilensky region repertory of songs
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты