Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 197-208. УДК 902/904
DOI 10.25513/2312-1300.2019.2.197-208
С. В. Горохов
УГУЙСКИЙ ВОЛОК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.*
Статья посвящена локализации Угуйского волока, который является заболоченным отрезком Московско-Сибирского тракта на границе современных Новосибирской и Омской областей от Усть-Тартасского паса до Бергамакской слободы, существовавшего c XVII до середины XVIII в. Источни-ковая база представлена картой С. У. Ремезова из Хорографической книги Сибири (1697-1711 гг.), путевыми дневниками Д. Г. Мессершмидта (1721 г.), С. Л. Владиславича-Рагузинского (1725 г.) и И. Г. Гмелина (1741 г.). Впервые опубликован перевод фрагмента путевого дневника И. Г. Гмели-на, посвящённого Угуйскому волоку, и определён его маршрут. Проанализированы публикации А. Д. Григорьева, Н. А. Миненко и А. В. Матвеева, в которых реконструируется маршрут И. Г. Гмелина и направление основной дороги тракта. Выявлены причины закрепления в исследовательской литературе ошибочной реконструкции пути И. Г. Гмелина через Угуйский волок.
S. V. Gorokhov
UGUISKY LOGWAY IN THE FIRST HALF OF THE 18th CENTURY
The article deals upon localization of the Uguisky logway that is represented by a water-sick area of the Moscow-Siberian highway on the boundary of modern Novosibirsk and Omsk regions, from the Ust-Tartassky advance post to the Bergamaxkaya industrial settlement, which existed from the 17th century till the middle of the 18th century. The course base is represented by the map drawn up by S. U. Reme-zov, which is taken from the Chorographic Sketch-book of Siberia (1697-1711), and itineraries of D. G. Messerschmidt (1721), S. L. Vladislavich-Raguzinsky (1725), and I. G. Gmelin (1741). It is the first time that the translated extract of the itinerary related to the Uguisky logway is published and I. G. Gmelin&s route is determined. The contributions by A. D. Grigoryev, N. A. Minenko and A. V. Matveev where I. G. Gmelin&s route and the main highway direction are reconstructed are analyzed. The reasons for the erroneous reconstruction of I. G. Gmelin&s route through the Uguisky logway established by the research literature are identified. The hypothesis concerning a genuine direction of the main road of the Moscow-Siberian highway from the Ugui Lake to the Bergamaxkaya industrial settlement is voiced.
Самым протяжённым сухопутным путём в Зауралье в ХУ11-Х1Х вв. был Московско-Сибирский тракт. С одной стороны, его маршрут на конкретных участках определялся уже сложившимся размещением населённых пунктов, с другой стороны, тракт сам определял место размещения новых поселений в зоне своего влияния. Поселения на магистральном пути поступательно или
скачкообразно развивались, а оставшиеся в стороне постепенно приходили в упадок. Вдоль тракта проживало наиболее мобильное и экономически активное население Сибири, поэтому археологическое изучение этого транспортного пути и сопутствующих ему объектов является важной задачей археологии периода русского освоения Сибири.
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект 18-09-00150).
© Горохов С. В., 2019
Целью настоящей статьи является локализация так называемого «Угуйского волока»1 - участка Московско-Сибирского тракта на границе современных Новосибирской (Венгеровский и Усть-Таркский районы) и Омской области (Муромцевский район), получившего название от одноимённого озера в Усть-Таркском районе. Для достижения поставленной цели будет решён ряд задач: 1) анализ картографических и письменных источников; 2) анализ литературы по теме исследования и 3) реконструкция месторасположения Угуйского волока.
Самые ранние сведения о сухопутной дороге на интересующем нас участке содержатся в Хорографической книге Сибири С. У. Ремезова (1697-1711 гг.) [2]. На вкладке к листу 93 изображён участок местности от устьев рек Тара и Омь до Уртамского острога с обозначением рек, озёр, дорог и населённых пунктов (рис. 1).
В марте 1721 г. через болота в междуречье рек Тара и Омь проехал Д. Г. Мес-сершмидт, который направлялся из Тары в Томск [3, с. 55-62]. Названные им географические объекты, представлены в табл. 1.
Один из сухопутных путей идёт от Бир-гамакской слободы (с. Бергамак Муромцев-ского района Омской области), пересекает левый приток р. Тара (вероятно, современная р. Шайтанка), проходит через юрты Чертан-лы к оз. Угуй, затем к оз. Каинлу и выходит к устью р. Тартас. В силу особенностей картографии Хорографической книги путь Угуйского волока по данному источнику может быть реконструирован лишь в самых общих чертах.
Рис. 1. Угуйский волок на карте из Хорографической книги Сибири С. У. Ремезова
(вкладка к листу 93) [2]
Таблица 1
Идентификация географических объектов, упомянутых Д. Г. Мессершмидтом, в районе Угуйского волока [3, с. 55-62]
№ п/п Название географического объекта по Д. Г. Мессершмидту Географические координаты (WGS84) Современное название географического объекта
Д. Г. Мессершмидт передвигался по абсолютно плоской местности, покрытой значительным слоем снега в конце зимы, поэтому не мог наблюдать и фиксировать в своих записях многочисленные озёра. Описание своего маршрута на интересующем нас участке он построил на перечислении татарских юрт, через которые проезжал. При этом Д. Г. Мессершмидт сообщает, что эти поселения носят сезонный характер, а также имеют обыкновение перемещаться на местности. Названия они имеют по имени знатнейшего жителя и изменяют его с его смертью. Все эти обстоятельства делают невозможным более или менее точную реконструкцию маршрута. Удалось точно идентифицировать только такие объекты, как д. Муромцева, Черталинские юрты и реку Чертанлы. Весьма приблизительно можно установить места пересечения рек
Тартас и Кама (правые притоки р. Омь). При этом Д. Г. Мессершмидт упоминает оз. Угуй, как лежащее в стороне от его пути. Совокупность этих данных позволяет реконструировать его маршрут на участке между реками Тара и Тартас как проходящий севернее, северо-восточнее и восточнее оз. Угуй (рис. 2).
На основе современной картографии района движения посольства удалось установить только среднюю часть маршрута от Сычкасовых татарских юрт до оз. Казанчи. Этот путь проходит севернее, северо-восточнее и восточнее оз. Угуй - так же, как и маршрут Д. Г. Мессершмидта (рис. 2). Вероятно,
Рис. 2. Реконструкция маршрутов Д. Г. Мессершмидта, С. Л. Владиславича-Рагузинского и И. Г. Гмелина через Угуйский волок от Усть-Тартасского форпоста до верховьев р. Кайласка
Таблица 2
Идентификация географических объектов, упомянутых С. Л. Владиславичем-Рагузинским, в районе Угуйского волока [4, с. 194]
№ п/п Название географического объекта по С. Л. Владиславичу-Рагузинскому Географические координаты (ЖОБ84) Современное название географического объекта
от д. Муромцево до района оз. Казанчи оба путешественника ехали одним путём. В пользу этого свидетельствуют три обстоятельства: 1) восстановленный нами участок маршрута посольства в Китай находится на условной прямой линии, соединяющей известные нам точки маршрута Д. Г. Мессер-шмидта (д. Черталы и переправу через р. Тартас); 2) С. Л. Владиславич-Рагузинский и Д. Г. Мессершмидт проезжали в одно и то же время года (февраль-март), когда извозчики вынуждены были ориентироваться на столбы - маркёры пути (столбовая дорога) в местности, лишённой естественных ориентиров; 3) оба путешественника преодолели эту местность с интервалом в четыре года, что представляет собой весьма небольшой срок, за который транспортная система региона, скорее всего, не претерпела существенных изменений. В районе оз. Казанчи маршруты путешественников разошлись. Д. Г. Мессершмидт направился на восток к р. Тартас, а посольство в Китай - на юг к устью р. Тартас, так как в 1722 г. (через год после проезда Д. Г. Мессершмидта) здесь был основан Усть-Тартасский пас.
В июне 1741 г. через Угуйский волок проследовал И. Г. Гмелин, который оставил подробное описание своего маршрута в путевом дневнике. Это произведение имеет для целей нашего исследования первостепенное значение, но оно не издано на русском языке, поэтому приведём здесь наш перевод фрагмента текста, описывающего путь от Усть-Тартасского форпоста2 до д. Муромцева.
«26 числа утром с наступлением дня я снова выехал и проехал мимо озёр Узун, Цуртурмац, Бугаткари, Тэреклу, Кондуслу, Кобаклу, Эртуган, Пиндерлу, Татан, Ак, Агар, татарскую деревню Темюрчан, озёра Дюсмен, Дзуан, Орлу и наконец достиг озера Ярлу, где поставил полуденный лагерь. Вода была достаточно плоха, и татары ничего не добывают из этого озера, так как в нём очень мало рыбы; из-за этого они дали ему имя Ярлу (бедный или нищий). На этом озере расположена татарская деревня Бакмас Любай-ской волости. Около трёх часов дня я двинулся дальше, проехал мимо Лабатай-аула Туннуской волости, озеро Кунгну, на котором расположена указанная деревня, озёр Цидсканак и Кёгиш, Угуй и Тогучак-аул, который на западном берегу только что упомянутого озера расположен и состоит из восемнадцати юрт, далее речки Угуй, которая впадает в озеро Угуй и наконец достиг другой речки, которая не удостоена имени, которая, однако, как и предыдущая, впадает в ближайшее озеро, где я разместил себе ночной лагерь. Среди упомянутых озёр Угуй - крупнейшее и известнейшее; ибо оно примерно девять вёрст как в длину, так и в ширину, и вышеупомянутые речки впадают в него с западной стороны, где они имеют южное направление, и с северной стороны, где они с востока текут, вытекает же река Фас, которая впадает в Тартас. Я проехал вдоль всей южной стороны озера и оттуда вдоль некоторой части западной. Ближе к южному берегу расположен большой остров, который несколько лет назад превратился в полуостров, так как вода с южной стороны существовавшего озера полностью ушла. Весь день было видно мало лесов, разве что то тут, то там стояли берёзы. День был очень ветреным и холодным, и иногда едва было слышно гром. Отсюда налево идёт обыкновенная дорога до Бергамакской слободы, преимущественно прямо на запад. Но мне так её расписали, что мне заранее стало страшно и тревожно. Верховые лошади должны будут время от времени выбираться из глубокой грязи и болот. Как много трудностей меня ожидало, чтобы шестнадцать фургонов провести? Поэтому я уже из Тартасского паса выслал вперед людей, которые должны будут или поправить дорогу, или узнать у татар о другом сухом пути. Осуществилось последнее. Татары вызвались провести меня вокруг, но более сухим путём. 27 числа я выехал утром с восходом солнца и продвинулся далеко на север; я проехал мимо высохшего озера Цидскак, затем источник и около десяти часов утра снова достиг водоёма, где я остановился, чтобы поставить полуденный лагерь. Вероятно, этот водоём есть ничто иное как источник той реки, что впадает в Тару. Никто из тех, кто был со мной, не знал эту местность лучше меня. Хоть татары и знали дорогу, но они не знали, откуда берётся имеющийся водоём. Около трёх часов дня я снова выехал и проехал мимо истока речки Кайлу, Ильмень-аула волости Аяла, истоков речек Те-прен и Иу и наконец истока речки Урган, где
я, несмотря на достаточно раннее время, был вынужден разбить мой ночной лагерь из-за опасения, что не удастся скоро снова найти воду. Между речками Тепрен и Иу в половине дня пути слева от дороги на обычной проезжей дороге расположено Еромона зимовье. Деревня Ильмень осталась примерно в восьми верстах справа от дороги, но затем, когда я был напротив этой деревни, дорога снова повернула на юго-запад. Незадолго перед этим, прежде чем я оказался напротив зимовья, справа в отдалении был виден большой хвойный лес, который должен продолжаться до Тобольска. Он легко бросался в глаза каждому, так как от Чаусского острога не было видно хвойных деревьев, за исключением маленьких, о которых я уже упоминал выше. Прежде чем я добрался до источника, у которого я сделал полуденную остановку, незадолго до этого слева от дороги был небольшой лес из низких хвойных деревьев. Дорога от Тартасского паса была ровной, но из-за высокой травы и множества малых болот, из-за которых весной все окрестности должны затапливаться, иногда несколько затруднительна. Кроме того, от Угуя достаточно много лесов. Погода в этот день была не лучше, чем в апреле; то шёл дождь, то светило солнце, и постоянно было ветрено, что спасало меня от оводов и других насекомых, отчего я весь день не сильно страдал от этой беды. Речка Урган, у истоков которой я провёл ночь, примерно в шести верстах от моего ночного лагеря впадает в реку Тара. <...> 28 числа спустя час после восхода солнца я выехал и проехал мимо истоков речек Кайлас и Курмой и около девяти часов утра достиг речки Алган, через которую переехал. На её западном берегу я поставил полуденный лагерь. В месте переправы она была не шире одной сажени и впадала в Тару примерно в четыре раза более широким устьем в одной версте отсюда. Её исток расположен примерно в шести вёрстах отсюда на юго-юго-востоке. Около двух часов дня я продолжил путешествие и переехал речку Сар-дал и проехал мимо татарской деревни Джортан л, которая осталась слева. После этого я проехал через речку Иг, на русском Шайтанка, и здесь я достиг обычной просёлочной дороги. Объезд, который я сделал от Угуя досюда, в целом мог составить более
сорока вёрст. По просёлочной дороге я ехал всего несколько вёрст и снова её покинул, но через некоторое количество вёрст снова вернулся на неё. Далее обычная дорога, которая на одну версту длиннее, идёт через деревню Муромцева, которая, однако, осталась примерно в трёх вёрстах справа»3 [6, 8. 121-131]. На основе этого описания нами был реконструирован путь И. Г. Гмелина через Угуйский волок (рис. 2, табл. 3).
В 1921 г. вышла монография А. Д. Григорьева, посвящённая Московско-Сибирскому тракту, в которой автор приводит данные И. Г. Гмелина о пути через Угуйский волок и реконструирует его маршрут [7, с. 19, 20] (рис. 2, табл. 4).
Таблица 3
Идентификация географических объектов, упомянутых И. Г. Гмелиным, на Угуйском волоке [6, s. 121-131]
№ п/п Название географического объекта по И. Г. Гмелину Географические координаты (WGS84) Современное название географического объекта № пункта и название из табл. 4 (по А. Д. Григорьеву)
Окончание табл. 3
№ п/п Название географического объекта по И. Г. Гмелину Географические координаты (ЖвБ84) Современное название географического объекта № пункта и название из табл. 4 (по А. Д. Григорьеву)
Таблица 4
Идентификация А. Д. Григорьевым географических объектов, упомянутых И. Г. Гмелиным, на Угуйском волоке [7, с. 19, 20]
№ п/п Название географического объекта по А. Д. Григорьеву Географические координаты (ШОБ84) Современное название географического объекта № пункта и название из табл. 3 (по И. Г. Гмелину)
Окончание табл. 4
№ п/п Название географического объекта по А. Д. Григорьеву Географические координаты (ЖОБ84) Современное название географического объекта № пункта и название из табл. 3 (по И. Г. Гмелину)
От Усть-Тартасского паса до оз. Угуй наша реконструкция совпадает с версией А. Д. Григорьева. Согласно нашим данным, от оз. Угуй И. Г. Гмелин направился на запад к современной д. Мартыново, согласно данным А. Д. Григорьева - на северо-восток к оз. Чичкан. Такое расхождение в трактовке текста путевого дневника И. Г. Гмелина вызвано неоднозначностью смысла, обусловленного особенностями структуры текста. Сначала автор описывает объекты, мимо которых проезжал, затем возвращается к описанию оз. Угуй, потом пишет о характере местности и погоде, далее идёт описание трудностей, связанных с предстоящим проездом по плохой дороге и описание объездной дороги, которой воспользовался автор.
Из текста не вполне ясно, где именно автор провёл ночь с 26 на 27 июня 1741 г.: на реке, которая впадает в безымянное озеро севернее р. Угуйка, или на оз. Мартыново в районе современной одноименной деревни. А. Д. Григорьев понял текст путевого дневника таким образом, что И. Г. Гмелин провёл ночь на оз. Угуй или рядом с ним, так как последним объектом, который описал путешественник было это озеро, прежде чем автор возобновил описание маршрута. Однако И. Г. Гме-лин, описав конечную точку своего маршрута перед ночёвкой, в своих записях снова вернулся к описанию оз. Угуй, которое уже было позади.
Далее мы приведём ряд аргументов, доказывающих ошибочность реконструкции
пути И. Г. Гмелина от оз. Угуй А. Д. Григорьевым. 1) Согласно тексту путевого дневника, И. Г. Гмелин не пересекал р. Угуй в районе одноименного озера, а проехал мимо неё; 2) автор проехал только вдоль южного и западного берега оз. Угуй, но не северозападного и северного, где он должен был бы проехать, направляясь к оз. Чичкан; 3) к северу от р. Угуй нет озера, в которое впадала бы какая-либо речка; 4) И. Г. Гмелин пишет о том, что направился на север из ночного лагеря, а не на северо-восток, как у А. Д. Григорьева; 5) А. Д. Григорьев неверно отождествил оз. Цидскак (по И. Г. Гмелину) с современным оз. Чичкан (это совершенно разные названия); 6) согласно путевому дневнику, оз. Цидскак являлось пересохшим, в то время как оз. Чичкан - полноводное и весьма большое; 7) первый пункт после пересечения болот, названный А. Д. Григорьевым, -р. Кайлу на которой расположены Альмене-вые юрты (сейчас это безымянная речка), однако автор не привёл никаких доказательств такого отождествления; 8) следующие пункты - реки Тепрен и Ку (у И. Г. Гмелина -р. Иу), которые автор не локализует; 9) далее - р. Урган, под которой автор подразумевает р. Мордовка (так как на ней расположена д. Низовская), не называя её; 10) следующий пункт - р. Кайлас, соответствие которой А. Д. Григорьев находит в современной р. Кайласке (у И. Г. Гмелина две реки с названием «Кайлу», поэтому остаётся не ясным, почему А. Д. Григорьев отождествил с р. Кайлаской вторую р. Кайлу по И. Г. Гмелину); 11) И. Г. Гмелин очень тщательно описал маршрут своего путешествия, не упуская ни одной самой малой речки, через которую проезжал на отрезке от Томска до Тары. Но из реконструкции маршрута А. Д. Григорьева следует, что на отрезке от Альменьевых юрт до р. Кайлас и далее до д. Муромцева И. Г. Гмелин не описал сразу несколько рек, через которые проезжал; 12) напротив, в нашей реконструкции пути И. Г. Гмелина отсутствуют неописанные автором реки; 13) в день пересечения болот в междуречьи рек Омь и Тара И. Г. Гмелин вынужден был поставить ночной лагерь достаточно рано. Согласно реконструкции А. Д. Григорьева, И. Г. Гмелин в тот день должен был преодолеть расстояние не менее
чем в 70 км (из них около 50 км через болота), что является достаточно большим расстоянием, так как, например, в предыдущий день по относительно хорошему пути он проехал около 88 км. В рамках нашей реконструкции, И. Г. Гмелин в тот день проехал около 45 км (из них примерно 25 км через болота), что полностью соответствует факту раннего устройства ночного лагеря в этот день. Совокупность представленных аргументов говорит нам о том, что путь И. Г. Гмелина через Угуйский волок лежал от современной д. Мартыново к верховьям р. Кайласка.
В 1990 г. в научно-популярной книге «По старому Московскому тракту», лишённой ссылок на источники и литературу, Н. А. Миненко воспроизвела версию А. Д. Григорьева о повороте И. Г. Гмелина от оз. Угуй на северо-восток [8, с. 34].
В 2014 г. в монографии, посвящённой истории сухопутных путей сообщения Омского Прииртышья, А. В. Матвеев со ссылкой на Н. А. Миненко воспроизводит версию А. Д. Григорьева о повороте маршрута И. Г. Гмелина на северо-восток от оз. Угуй. Основной же маршрут, от которого отказался И. Г. Гмелин, по мнению автора, шёл от оз. Угуй на запад через современную д. Мар-тыново и далее на северо-северо-запад через болота в район д. Курнево [9, с. 149].
Анализ работ С. У. Ремезова, Д. Г. Мес-сершмидта, С. Л. Владиславича-Рагузинского, И. Г. Гмелина, А. Д. Григорьева, Н. А. Ми-ненко и А. В. Матвеева показал, что через оз. Угуй, действительно, в XVIII в. проходил участок Московско-Сибирского тракта. По путевому дневнику И. Г. Гмелина невозможно установить основной путь тракта от оз. Угуй до русских деревень на р. Тара. При этом надёжно реконструируется альтернативный путь, по которому проехал И. Г. Гме-лин (рис. 2, табл. 3). Этот путь почти тождественен тому, что А. В. Матвеев идентифицирует как основную дорогу тракта. Следовательно, основной путь тракта должен на некотором отрезке продолжаться от д. Мар-тыново на запад или, возможно, северо-запад. Неверная локализация пути И. Г. Гме-лина и, как следствие, основного пути тракта Н. А. Миненко и А. В. Матвеевым вызвана ошибочными результатами реконструкции
маршрута И. Г. Гмелина А. Д. Григорьевым, на выводы которого опираются оба исследователя.
ПРИМЕЧАНИЯ
Информация о статье
Дата поступления 17 октября 2018 г.
Дата принятия в печать 28 мая 2019 г.
Article info
Received
October 17, Z01S
Accepted May 28, 2019
Сведения об авторе
Горохов Сергей Валерьевич - канд. ист. наук, младший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 630090, Россия, Новосибирск, пр. Ак. Лаврентьева, 17
E-mail: gorokhov.sv@gmail.com Для цитирования
Горохов С. В. Угуйский волок в первой половине XVIII в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 197-208. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2. 197-208.
About the author
Sergej V. Gorokhov - Ph.D. in Historical Sciences, junior researcher of the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS (Novosibirsk, Russia) Postal address: 17, Ak. Lavrentyeva pr., Novosibirsk, 630090, Russia
E-mail: gorokhov.sv@gmail.com For citations
Gorokhov S.V. Uguisky Logway in the First Half of the 18th Century. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 2 (22), pp. 197-208. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2. 197-208 (in Russian).