7. Резолюции второго Съезда по изучению производительных сил Крымской АССР 1-8 декабря 1931 г. / Госплан Крымской АССР; издаются под общим руководством председателя Госплана Кр. АССР Б. У. Арифова; ред. кол. В. В. Кудрявцев, С. Н. Нестеров, Г. Н. Печерский; технич. ред. Л. Н. Эрнст. - Симферополь: Крымское государственное издательство, 1932.
Неформальные молодежные движения в СССР в период перестройки Казаникова А. А.
Казаникова Анастасия Антоновна / Kazanikova Anastasia Antonovna - учащаяся, социально-экономическое направление,
Лицей № 1571, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются причины и роль образования неформальных молодежных движений в период с 1970-1990 годы, приводятся самые яркие примеры их характеристика. Анализируется актуальность темы в современном мире. Ключевые слова: неформалитет, культура, реформы правительства СССР, «оттепель», «перестройка».
Причины появления неформалов. С приходом Горбачева на пост правителя СССР, в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых именовали неформалами. До начала перестройки подобные движения также существовали, но в это время их число значительно увеличилось. Возможно, это было связано с коренными изменениями в жизни общества после реформ, проводимых правительством. Чрезвычайно показательным является проведение советским руководством антиалкогольной кампании. Постановка вопроса о борьбе против пьянства и алкоголизма в мае 1985 г. свидетельствовала о серьезности намерений нового руководства взяться за решение сложнейшей проблемы, имевшей глубокие экономические, политические, социальные корни, оказывавшей крайне негативное влияние на нравственное состояние общества. Начало борьбы против пьянства было встречено доброжелательно, хотя и с известной долей иронии: все понимали, что это делать нужно, но в сознании многих это явление стало едва ли не элементом национального образа жизни. Поэтому, приветствуя благое начинание, люди ставили под сомнение возможность осуществить его быстро, а скептики считали затею бесперспективной вообще[1]. Огромное значение в жизни общества также приобрело раскрепощение инициативы и поощрение активности.
Но неформальные движения начали появляться еще в революционные годы. Первыми намеками на неформалитет можно назвать контр-культурные группировки молодежи. Затем, во времена Хрущевской «оттепели» на СССР хлынула новая волна (60-е годы ХХ столетия). Именно этот период можно назвать предпосылками разложения административно - командной системы. Среди неформалов этой эпохи можно выделить Художников, Бардов, Стиляг. Третья волна - 1986г, когда
неформальные движения были приняты официально. Неформалов стали определять по различным соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и т.д.), с помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.
Молодежь все сильнее стала чувствовать свою свободу, и процент появления неформальных движений вырос в три раза!
Ученые выделяют в первую очередь целый перечень социальных причин возникновения молодежных движений [2]:
• Попытка бросить вызов обществу, заявить свой решительный протест против устоявшегося уклада.
• Желание доказать семье свою значимость, избежать непонимания.
• Стремление к индивидуальности, которая была ограничена в СССР.
• Желание самоутвердиться в обществе, привлечь внимание к своей персоне.
• Неразвитость сферы организации досуга молодежи в стране.
• Популяризация западных структур, течений, культуры.
• Появление различных религиозных идейных убеждений.
• Выражение предпочтений в моде.
• Отсутствие четкой жизненной позиции и строго определенных целей.
• Влияние криминальных структур (90-е годы).
• Человек должен быть свободным.
• Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души и мировоззрение.
• Поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую и важнейшую из драгоценностей.
• Красота и свобода тождественны друг другу. Их реализация - проблема чисто духовная.
• Все люди, придерживающиеся данным правилам, образуют духовную общину.
• Духовная община - идеальная форма общежития.
• Все люди, думающие иначе, заблуждаются.
Советская культура хиппи сформировала свой сленг, на основе английского языка и арго. Например: «ксивник» (от «ксива» — документ) маленькая сумочка для переноски сего документа, «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек) и другие. Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт» и многие другие.
С возникновением моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» — «скелет моей бабушки»). Граждане Советского Союза не понимали и не поддерживали это движение, считая его противоречащим канонам социализма. Правительство пыталось изобразить молодежь в качестве врагов народа, начинали появляться лозунги: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
• Внушительный кожаный черный ремень, часто с изображениями костей, черепов.
• Длинные распущенные волосы (часто сальные). Голову покрывает бандана.
• Кожаная мотоциклетная куртка (одежда преимущественно черного цвета). На сленге молодежи называлась «косуха».
• Напульсники и нашивки с эмблемами любимых музыкальных групп и исполнителей.
• В одежде наиболее используемый был черный цвет и кожаные детали.
Среди стилей и моды неформалов данной группы, безусловно, есть отличия, но чаще всего основные каноны оставались неизменны (из-за единого происхождения).
интересы, которые зачастую использовались только в рамках агрессии против модников и «неформалов». Они считали себя «хранителями района». В отличие от гопников ставили перед собой высокие цели, но пути их достижения отличались мало.
Если говорить о гопниках, то их моральные устои отличались от люберов. Слово получило широкое распространение в конце 1980-х годов по отношению к тем представителям молодёжи, для которой хищение имущества на улице было, как отмечает саратовский исследователь Елена Бессонова, «частью имиджа, средством развлечения и способом поддержания авторитета». По мнению исследователя, в 1990-х годах появились «гопы», для которых всё характерное для жизни их «прародителей», к которым автор относит уголовников, стало «своего рода философией жизни, мировоззрением, способом позиционировать себя в обществе». Однако Бессонова отмечает, что в отличие от уголовников, «для современного гопа, по преимуществу, важнее попытаться напугать и унизить человека, испытать над ним свою власть, а потом уже — присвоить его деньги». Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики.
И ведь действительно! Стоит только посмотреть на всех этих людей, узнать хоть немного о их стиле и интересе, и, проходя по улице, станешь узнавать те истоки, которые идут к нам далеко из истории, от тех неформалов периода хрущевской «оттепели», о которых мы говорили в самом начале. Времена меняются, меняется власть и межгосударственные отношения, меняются взгляды на мир общества в целом, но заводная молодежь всегда остается верна своим принципам, всегда находит свое неформальное увлечение, дающее возможность провести им веселые и счастливые годы!