Спросить
Войти

Методы обеспечения прозрачности управленческой деятельности

Автор: указан в статье

3. Брюйн, Ханс де. Управление по результатам в государственном секторе [Текст] / Ханс де Брюйн. - М., 2005.

4. Аналитическая записка по реформе государственной службы и управления [Текст]. -М., 2004.
5. Масленникова, Е. В. Государственная служба [Текст] / Е. В. Масленникова, М. В. Пресняков, Л. Н. Татаринова, С. Е. Чаннов. - Саратов, 2006.
6. Верхайен, Т. Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления [Текст] / Т. Верхайен, Е. Добролюбова, Ю. Широкова, М. Гусарова, Н. Иванова. - М., 2006.
7. Аналитический отчет о ходе и итогах реализации реформы государственной службы и государственного управления в 2006 году [Текст]. - М., 2006.
8. Verheijen, T Civil Service Systems in Central and Eastern Europe and the CIS [Текст] / T. Verheijen, A. Rabrenovic. - Virginia, Blacksburg, 2005.
9. Реформа госслужбы в России: исследование государственных и муниципальных служащих [Текст]. - М., 2003.

В.И. Цой,

кандидат технических наук

Карагандинский государственный технический университет

(Казахстан)

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

^В ситуациях высокой неопределенности именно в управлении сосредоточен основной потенциал развития. Тщательный анализ существующих методов управления и предпринимательской деятельности призван выявить скрытые резервы и мобилизовать усилия по их всемерному вовлечению в созидательные процессы строительства открытого общества с демократическими принципами государственного управления и рыночной экономикой.

С методологической точки зрения схема организации государственного управления и принятия решений осталась неизменной. Как и в советский период, макроуправленческое звено ежегодно обозначает стратегические цели и приоритеты государственной политики, в соответствии с которыми правительством разрабатываются соответствующие государственные программы. На уровне министерств и регионов Казахстана эти программы конкретизируются механизмами их реализации, соответствующими документами, выделяются необходимые ресурсы, устанавливаются сроки исполнения. Далее осуществляются контроль и жесткий спрос с ответственных исполнителей. Как видим, управление основывается на целевом подходе и принципах администрирования. Вместе с тем одна из содержательных идей государственной политики состоит во всемерном вовлечении граждан в активные общественные преобразования, предпринимательскую деятельность. Госчиновники признаются, что испытывают большие сложности в мобилизации населения и перевода отраслей, регионов, в целом государства в конкурентоспособное состояние. Что же ими не осознается?

В условиях относительной децентрализации и передачи прав хозяйственной деятельности первичным субъектам особое значение приобретает экономичное расходование централизованных бюджетных средств. Известно множество случаев их так называемого нецелевого использования. Государственные чиновники допускают принятие решений по перераспределению денежных средств под давлением ситуационных обстоятельств, руководствуясь принципами местной, сиюминутной выгоды (иногда достаточно оправданно). Как бы то ни было, не столько общественные организации, сколько управленческие звенья самой государственной системы обнаруживают различные правонарушения внутри самой себя и призывают друг друга к соблюдению норм служебной этики и открытости.

Особенно «модными» в последнее время стали призывы к разработке «прозрачных схем» деятельности. Следует закавычить это выражение потому, что схемы по понятию не могут быть непрозрачными. Как же понимается прозрачность? Как правило, это означает готовность оперативно предоставить информацию заинтересованным лицам - на сайтах, совещаниях, конференциях и т.п. В каком виде? В виде устных и письменных текстов, иногда сопровождаемых графиками, диаграммами, таблицами, структурными схемами.

Любые тексты - всего лишь формы выражения мысли, в данном случае -управленческого анализа и принятия решений. Следовательно, речь необходимо вести не столько о предоставлении имеющейся у управленцев информации, сколько о способе их мышления. Мышление, которое как феномен для многих продолжает оставаться «терра ингогнита», сферой интимной жизни субъекта, должно быть прозрачным?!

Конечно, особенно если имеется в виду управленческое мышление. Ведь именно оно является источником макросоциальных и макроэкономических решений, которые затрагивают большинство населения. Значит, чтобы не быть заложниками управленческих пристрастий, непрофессионализма, обществу должны быть предоставлены схемы анализа и принятия решений. Всевозможные теневые документационные и финансовые потоки имеют в своей основе вполне логичные схемы, обусловливающие сокрытие налогооблагаемой базы, перемещение чиновничьего аппарата, «утечку» капитала из страны и т.п. Проектировщики различных нормативных правовых актов не осознают, что природа теневой экономики во многом связана с принятием алогичных проектных решений.

«Легализация» реальных схем принятия управленческих решений - задача актуальная, но не главная. Главное - организовать массовый всеобуч по построению и согласованию «прозрачных» схем-моделей любой деятельности и взаимодействия рыночных субъектов. В этом случае общество становится просвещенным, способным отслеживать, контролировать и корректировать схемы принятия управленческих решений.

В настоящее время существуют все предпосылки для подобного всеобуча. Учеными сформулированы методологические основы мышления и деятельности [1]. На базе универсального логического принципа восхождения от абстрактного к конкретному (ВАК) разработан язык схематических изображений мыс-леформ (ЯСИ), построены «азбучные» средства мышления, создана теория деятельности. Созданы и успешно применяются игровые формы моделирования учебных и профессиональных ситуаций, развития рефлексивных способностей и проектирования норм деятельности (организационно-коммуникативные, организационно-деятельностные и организационно-мыслительные игры).

Уникальность теории деятельности состоит в том, что она имеет конструктивный характер: сами ее понятия и категории, ход мышления изображаются схематически - наподобие инженерных схем. Тем самым имеется возможность фиксировать мысль человека, сам ход и организацию мышления, осуществлять конструктивные по существу понимание, критику и согласование точек зрения сторон. Учитывая, что именно неадекватность описания мысли словом, неоднозначность слов и текстов приводили к индивидуально-смысловому пониманию и, как следствие, к неэкономичной, порой антисоциальной организации деятельности, создание ЯСИ и теории деятельности можно с полным правом отнести к одному из самых выдающихся достижений человечества последнего времени.

Приведем пример использования первых четырех понятий теории деятельности в качестве критериев организации управленческой деятельности.

Первое понятие - индивидуальная жизнедеятельность, второе - общение, третье - организованная коммуникация, четвертое - кооперативная деятельность (рис. 1). Опуская рассуждение по поводу логики последовательного выведения понятий, акцентируем внимание на способе их применения.

псоиция

Рис. 1. Логика вхождения в деятельностные позиции

Управленец, озабоченный созданием кооперативно организованной деятельности, во-первых, всегда должен учитывать особенности индивидуальной жизнедеятельности субъектов, их потребности, идеалы, ценности, привычки, предпочтения и прочее. Во-вторых, управленец обращает внимание на характер общения субъектов, выделяя и оценивая тип отношений и согласования сторон. Несовпадение логик индивидуально значимого бытия, проявляемое в «отношенческих» позициях, предопределяет различные результаты: люди либо перестают общаться друг с другом, либо приходят к согласию и устанавливают «хорошие» отношения или имитируют их, либо одной из сторон удается обернуть другую в свою пользу (путем обмана, административного, морального, идеологического и прочего давления, вплоть до физических форм принуждения и т.д.). Обнаруживая неспособность сторон к корректному общению, управленец проводит беседы, прибегает к услугам психологов, педагогов и других специалистов для проведения различного рода мероприятий по группо- и коллек-тивообразованию - вечера отдыха, психотренинги и прочее.

Для устранения противоречий и конфликтов в общении и согласовании необходимо нейтрализовать проявление индивидуализма и так называемого субъективного фактора. В этих целях управленец обращается к схеме организованной коммуникации, в которой заложена идея всеобщей пользы и логической «правильности» [2].

Схема диктует необходимость удержания общения и всего согласовательного процесса в рамках пяти позиций: автора, понимающего, критика, арбитра и организатора коммуникации. Каждой из позиций присуща определенная функция, соответствующие переходы к другим позициям. Предметом мышления субъектов, подчиненного логике данной схемы, являются точки зрения сторон. В отличие от предыдущей схемы общения, схема организованной коммуникации обязывает разделять людей и их точки зрения (иррациональное и рациональное). В отличие от общения, где господствуют мнения сторон, акцент делается на построение из мнений точек зрения - в соответствии с требованиями построения логических форм. Руководствуясь данной схемой, управленец организует свои действия и действия других субъектов в логике последовательного понимания, критики и арбитража точек зрения. Привлечение в подобной работе в качестве арбитражных средств согласования предельно абстрактных, онтологических форм обусловливает приход к согласию, к согласованным нормам деятельности без постановки вопросов на голосование.

Позиционно-коммуникативное взаимодействие сторон является необходимым условием согласования требований к функциям заказчика, управленца, исполнителей и осуществления соответствующей кооперативной деятельности. Достаточным же условием выступают способности субъектов и в первую очередь управленца к нейтрализации субъективно значимых факторов, корректному общению и организованной коммуникации.

Рассмотренный пример свидетельствует о трех важных особенностях методологических понятий, используемых в качестве деятельностных критериев. Во-первых, все они выводятся из цикла индивидуальной жизнедеятельности, поэтому содержат в себе нравственное начало. Во-вторых, они логичны - и построение каждого из них, и переходы от одного к другому осуществляются в логике последовательной конкретизации (ВАК). Наконец, в-третьих, все понятия «прозрачны», то есть представлены схематическими алгоритмами.

Другой пример касается неслучайного построения норм реализационной деятельности - цели, плана, технологии, программы, проекта деятельности

(рис. 2). Нормы должны быть представлены понятиями, последовательно выводимыми в логике ВАК из простейшей исходной нормы - цели.

Рис. 2. Типы норм реализационной деятельности

Цель являет собой представление о предполагаемом результате деятельности, содержит требования к качеству и количеству результата. Предпосылками постановки цели служат осознаваемые жизненно необходимые потребности или мечты человека. Потребности или мечты, обеспеченные ресурсами, принимают статус целей.

Ресурсы выступают в функции содержания относительно цели как формы их организации. Они подразделяются на внутренние (интеллектуальные) и внешние (финансовые, технологические и кадровые). Безусловно, интеллектуальные ресурсы предопределяют траектории и эффективность использования финансовых, технологических и кадровых ресурсов. С другой стороны, они содержат теоретический и практический компоненты. К первому относятся знания, ко второму - умения, навыки и способности.

Цель конкретизируется второй нормой - планом, в котором отражается представление о процессе достижения цели (результата). План оформляется последовательностью процессов, действий, сроками их выполнения и соответствующими результатами - промежуточными и конечным. Конкретизация плана порождает технологию - нормативное представление о средствах и способах их применения в отношении преобразования материала и получения соответствующих промежуточных и конечного продуктов.

Реализуемость технологии предполагается программой. Программа содержит представление о способностях по реализации технологии получения требуемого продукта. Конкретизация программы порождает проект деятельности,

который содержит нормативное представление о результате и процессах, развернутое до структурной схемы действий и взаимодействия субъектов в рамках фиксированного пространства деятельности.

Таким образом, приведенные типы норм реализационной деятельности образуют ряд, задающий требования к инновационному проектированию мира деятельности.

1. Анисимов, О. С. Схемы и их педагогическое использование в развивающем обучении [Текст] / О. С. Анисимов, В. И. Цой. - М., 2005.
2. Цой, В. И. Педагогические технологии раскрытия инновационного потенциала [Текст] : учеб. пособие / В. И. Цой ; Караганд. гос. тех. ун-т. - Караганда, 2007.

Н. Штангова,

профессор;

Я. Миталева,

доктор,

Университет Павла Йозефа Шафарика, г. Кошице, Словацкая Республика

юударственная служба, в силу своей природы и решаемых задач,

функциональной деятельности и кадрового обеспечения, занимает особое место в обществе и представляет собой сложную систему различных структур и взаимосвязей. Реформа государственной службы и управления, осуществляемая в последние годы в Словацкой Республике, на повестку дня выдвинула множество насущных проблем, открытых вопросов, требующих своего решения.

Государственная служба - институт, управляющий делами общественной значимости, - играет незаменимую роль в правовой и экономической системах словацкого государства. Она претерпела колоссальные изменения - от централизованного руководства к децентрализации, свободному и самостоятельному существованию.

В настоящей статье основное внимание сосредоточено на местном самоуправлении как составной и неотъемлемой части управления обществом. Оно имеет широкие рамки функционирования и, как следствие, обширное поле воздействия на общественные процессы, в определенной степени сравнимое с

Библиографический список

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты