Спросить
Войти

ИТ-стратегия как инструмент обратной связи в развитии бизнеса

Автор: указан в статье

:----------ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

№ 1(19)2009 В. В. Дик

ИТ-стратегия

как инструмент обратной связи в развитии бизнеса

Информационные технологии в организации работы предприятий выходят на качественно новый уровень, становясь не только средством автоматизации рутинных операций, но и инструментом формирования эффективной стратегии бизнеса. В статье анализируется положение информационной системы относительно менеджмента предприятия.

Одним из инструментов реализации стратегии развития предприятия являются информационные технологии (ИТ). Наиболее активно используют ИТ предприятия металлургической и добывающих (сырьевых) отраслей; экспортеры вооружения, государственные структуры, банки и другие кредитные учреждения, предприятия сферы услуг, торговли, строительства. Притом готовность использовать средства вычислительной техники предприятиями в своей работе отнюдь не одинакова. А степень охвата организационной структуры управления и бизнес-процессов определяет уровень эмерджентности автоматизации. В «Information Revolution» [26] отмечается, что c увеличением стратегической значимости информации, растет и ее информационный потенциал, мощность. Авторы выделяют пять уровней информационной эволюции предприятия:

• оперативный — сфокусирован на индивидуальной и ежедневной тактике;

• консолидации — выигрыш для департаментов;

• интеграционный;

• оптимизационный;

• инновационный.

Какое же место занимает информационная система (ИС) по отношению к менеджменту в целом? Это место посредника между объектом и субъектом управления (рис. 1).

В кибернетическом контуре ИС пропускает через себя теперь не только структурированную, но и слабоструктурированную, а также неструктурированную информацию. И основная тенденция развития корпоративной ИС сегодня — это движение в направлении все большей интеллектуализации. Если на ранних стадиях автоматизации (TPS, MIS) через ИС проходили лишь структурированные потоки данных, то с течением времени ИС стали вбирать в себя и слабоструктурированную (DSS, IPSS), и неструктурированную информацию (Artificial Intelligent, а позднее BI), перманентно сокращая (изменяя вследствие этого процесса) объем рутинных операций. Это подтверждается и развитием BI, и дальнейшим появлением систем ВРМ, в которые впервые в истории развития ИС были интегрированы ERP. То есть системы производственного направления и поддержки принятия решений оказались полноценно объединенными под эгидой ВРМ.

Рис. 1. Место ИС в контуре управления

22

m 1(19)2009

Изучение отношений бизнеса и информационных технологий показывает, что они также укладываются в традиционную кибернетическую модель. В этой модели сосуществуют и взаимовлияние ИТ-бизнеса, и определяющая роль бизнеса по отношению к ИТ.

Взаимовлияние можно разграничить влиянием бизнеса на ИТ и, наоборот, влиянием ИТ на бизнес. «При внедрении системы всегда есть два пути: использовать способности системы удовлетворять потребностям бизнеса, либо бизнесу адаптироваться к возможностям системы» [19].

Говоря о необходимости приспособления ИТ к бизнесу, мы подразумеваем адаптацию программных продуктов или их доработку в процессе внедрения, независимо от способа приобретения программного продукта. Использование возможностей системы удовлетворять требованиям бизнеса предполагает оценку эффективности автоматизации. То есть необходимо ответить на вопрос: как изменилась работа предприятии после внедрения ИТ, ИС? Эффективность ИС это и есть степень соответствия системы поставленным задачам. Традиционно в автоматизации видятся лишь положительные результаты, вопрос лишь в степени эффективности. Но оборотная сторона медали — проблемы, которые несет в себе автоматизация. Поэтому нужно сказать и о негативном влиянии ИТ на бизнес. Например, об их разрушающем воздействии, если это воздействие мы с самого начала проекта не предусмотрели. Ведь внедрение ИТ всегда приводит к изменению загрузки их потребителя: менеджера, экономиста. А это, в свою очередь — к необходимости реинжиниринга бизнес-процессов. И если априорный реинжиниринг скорее желателен — мы создаем изменения, то апостериорный — следствие нашей недальновидности.

Обычно, при использовании термина бизнес-процесс мы представляем себе некоторую последовательность работ (этапов), объединенных бизнес-логикой. При этом информационные технологии являются инструментальным средством реализации этих этапов.

ИТ, по сути — собирательный термин. Точнее — существуют обеспечивающие ИТ и функциональные. Обеспечивающие ИТ (или базовые) не связаны с конкретной предметной

областью экономики или менеджмента. Это, например, технологии работы различных текстовых, табличных, графических и прочих про- 03 цессоров, а также CÔÀÂ и языки программирования. Функциональные ИТ (ФИТ) реализуют предметные технологии, суть которых никак не связана с инструментами их реализации (технологии бухучета, банковские) с помощью одной или нескольких обеспечивающих ИТ. Поэтому ФИТ, вбирая в себя новации предметной области, являются носителями прогрессивных технологий. Последние вызывают необходимость адаптации к новым предметным технологиям, т. е. изменения бизнес-процессов. Например, быстро распространяющийся класс ИC — Business Performance Management (BPM) содержит в своем методическом и ИТ-окружении технологии применения KP!, бюджетирования, ^стемы сбалансированных показателей. Не факт, что менеджмент предприятия-потребителя знаком и, тем более, внедрил эти технологии до приобретения BPM, закупив же ИC класса BPM, предприятие будет вынуждено осваивать эти новации.

Первичность бизнеса по отношению к ИТ — иное свойство. Бизнес и ИТ связаны между собой, и поскольку ИТявляется инструментальным средством решения задач бизнеса, то информационные технологии выполняют роль обратной связи в контуре Бизнес—ИТ. Обратная связь — воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Если влияние объекта усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной. Если ослабляет, — отрицательной. Положительная связь приводит к неустойчивой работе системы, а отрицательная — стабилизирует ее.

ИТ служат средством устранения проблем бизнеса, его инструментом. И, если прямая кибернетическая связь Бизнес—ИТ — попытка решения возникших или ожидаемых проблем путем автоматизации, то обратная связь направлена на противоположное действие. Тип обратной связи должен определяться бизнесом на этапе стратегического планирования ИС

Для характеристики ИТ-стратегии воспользуемся двумя из множества определений стратегии.

23

№ 1(19)2009

3 ^
0 а
1
13 §

Итак, под управленческой стратегией понимается «основанная на прогнозе общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы, и дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе» [7]. Ключевыми в этом определении являются слова прогноз, цели, ресурсы, программа действий и, пожалуй, в конкурентной борьбе. По поводу конкурентной борьбы и получения от использования ИТ конкурентных преимуществ обратимся к книге [12], что же касается всего остального, то это соответствует понятию технология [1]. Технология — это совокупность методов и процессов преобразования объекта (бизнеса) из исходного состояния в ожидаемое; цель преобразований и ресурсы.

В то же время «стратегия организации — это комплекс принципов деятельности организации и отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации» [8]. В этом определении появляется термин инструменты. Одним из таких инструментов, инструментом реализации стратегии бизнеса, могут стать ИТ. И для ИТ также необходима стратегия, которая порождается стратегией бизнеса. Таким образом, ИТ-стратегия представляет собой способ использования ИТ в бизнесе для получения им конкурентных преимуществ. Но только в том случае, если стратегия возникает на этапе стратегического планирования — первом этапе жизненного цикла ИТ. Тогда можно говорить о том, что ИТ-стратегия организации представляет собой технологический процесс по обеспечению преобразования объекта (бизнеса) из исходного состояния в ожидаемое на основе использования ИТ. Выделим три основные части стратегии [13]:

• текущее состояние ИТ в компании, с учетом сильных и слабых сторон этого состояния;

• будущее состояние ИТ в компании, необходимое для реализации стратегии развития

бизнеса и достижения стратегических целей развития бизнеса;

• стратегический план перехода из одного состояния в другое.

ИТ-стратегия может позиционироваться как план развития информационных технологий (систем), являясь интерфейсом между ИТ-руководством и руководством предприятия. Как и любая технология, ИТ-стратегия имеет характеристику конечного состояния ИС (цель), характеристику временных и финансовых ресурсов, предполагаемые действия для такого перехода. Описание преобразований здесь выполняется в виде ряда документов, в которых присутствует [13]:

• краткое описание бизнеса предприятия;

• перечень стратегических свойств планируемой ИС (масштабируемость, адаптируемость, локализованность, открытость);

• описание стратегически значимых ИТ-проектов и ИТ-сервисов (при наличии портфеля);

• описание способа приобретения ИС;

• описание существующей и ожидаемой информационной, технической и программной архитектуры ИС;

• описание ИТ и информационной поддержки существующих бизнес-процессов;

• указание разрывов в информационной поддержке бизнес-процессов;

• характеристика расходов на приобретение ИС и обслуживание ее жизненного цикла, так называемая цена владения, а также затраты компании на внутренние изменения (адаптацию к ИС, РБП);

• описание ОСУ ИТ-службы и ее места в системе менеджмента предприятия;

• сведения об объеме инвестиций и сроках проведения автоматизации.

Объем инвестиций ИТ-проекта и сроков проведения автоматизации могут возникать двумя способами: как сумма, которую бизнес готов инвестировать для выполнения ИТ-работ, т. е. от имеющихся средств, выделяемых на автоматизацию, и как результат оценки затрат для выполнения запланированного объема работ по автоматизации намеченных задач.

В первом случае формируется перечень работ под выделенные средства. Некий аналог возрождающейся формулировки «освоить

24

№ 1(19)2009

деньги». Этот вариант инвестиций приводит почти всегда к модели «лоскутной» автоматизации, а последняя, в свою очередь, к так называемому зоопарку программных продуктов и железа. Комплексная автоматизация в этих условиях невозможна, а полная автоматизация может быть основана только на информационной интеграции.

Во втором случае перечень работ по проекту — приоритетен, а потому лишен недостатков первого пути.

В условиях, когда ИС является ни чем иным как инструментальным средством ведения бизнеса, правильная стратегия развития ИТ, ИС определяется двумя факторами:

• основными тенденциями развития информационных технологий;

• стратегией развития бизнеса — планируемыми действиями при переходе предприятия из исходного состояния в ожидаемое (с учетом миссии и видения, при их наличии).

Влиять на ИТ-стратегию и фактор развития ИТ как специфической сферы науки, непрерывно отслеживать эти тенденции развития ИТ — удел специалистов. В обратной связи эти тенденции присутствуют в виде обновления взглядов руководства предприятия на возможности развития бизнеса за счет ИТ.

Увязка ИТ-стратегии со стратегическими целями развития бизнеса может осуществляться как по предложениям бизнеса, так и ИТ-менеджмента. Соответственно это предложение может исходить как от генерального директора, или других топ-менеджеров, заинтересованных руководителей функциональных подразделений среднего и низшего звена, так и со стороны ИТ-менеджмента (ИТ-директора), групп или комитетов по информатизации (автоматизации). Так или иначе, в решении принимают участие представители предметной области и информатики. Одна сторона хорошо знает проблематику бизнеса, но не знает возможностей автоматизации, а другая — не представляет себе планируемых изменений бизнеса. Таким образом, от персоны инициатора зависит, насколько эти планы будут соответствовать потребностям бизнеса.

Наибольшее взаимопонимание между бизнесом и ИТ-менеджментом возникает в тех случа£

ях, когда идея ИТ-проекта и его мониторинг осуществляются руководителями предметных областей. И чем выше должность руководителя, тем, очевид- 03 но, выше и статус предложенного им проекта. Однако эта схема требует от бизнес-руководства хорошего знания рынка ИТ и возможностей информационных технологий для осуществления конкретного проекта на предприятии.

Если рассматривать ИТ-стратегию под углом зрения организационной структуры, то эмерджентность будущей ИС определяется и уровнем инициатора автоматизации.

Важно, кто является инициатором автоматизации в среде бизнеса, а также, каковы признаки завершения проекта и описаны ли бизнес-процессы. Если рассматривать три уровня управления (лицом, принимающим решения — ЛПР) — top, middle, junior или low, а также исполнителей, то уровень задействованных ЛПР определяет степень эмерджентно-сти автоматизации. Иерархия управления меняет понимание сотрудниками смысла возможной автоматизации. Чем выше уровень управления, тем шире и системнее охват автоматизацией задач предприятия, тем больше эффект эмерджентности — основного свойства ИС. Что же касается исполнителей, то, в лучшем случае, они хотят избавиться от рутины, которая также определяется уровнем управления. Но, если это случается, возникает рутина другого характера. Следовательно, можно говорить о перманентности рутины в работе любого сотрудника, хотя и с изменением ее характера. Последовательность этих изменений отражает тенденции развития автоматизации. Традиционная ответственность в ИС разделяется следующим образом: top-менеджмент — двигатели инноваций; middle-менеджмент — достижение перемен и low-персонал — поддержка инфраструктуры [5].

Кто же будет владельцем процесса изменений, кто будет их лидером? Каково соотношение ИТ-персонала и бизнес-персонала в этих процессах? «Если роли и ответственность ИТ и бизнеса не определены и не скоординированы, результаты проекта вряд ли будут отвечать ожиданиям. ИТ и бизнес должны отвечать друг перед другом за конкретные результаты и иметь общую метрику для оценки проекта» [9].

25

№ 1(19)2009

0 а
1
0
1 I

Как выяснилось входе опроса [3], 400 руководителей компаний США, Канады, Франции, Германии и Скандинавии, проведенного Leading Edge Forum компании CSC в ноябре 2004 — январе 2005 годов, top-менеджеры продолжают испытывать недоверие к ИТ-новинкам, а главным препятствием развития ИТ на предприятии являлась консервативная позиция его руководства. Так, 80% компаний не используют ИТ из-за неспособности понять их возможности и лишь 20% — из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков у сотрудников ИТ-отделов. В то же время 70% опрошенных признали, что информационные технологии сегодня значат для них больше, чем три года назад и, без их использования выжить на рынке не удалось бы. Следует отметить, что зачастую в целом по предприятию,за исключением инициаторов, информатизация и автоматизация энтузиазма не вызывают. Внедрение ИС может изменить привычные обязанности сотрудников, профиль работ, спровоцировать борьбу с конкурентами за место и функции, а также задачу вновь зарекомендовать себя, вызвать необходимость освоения ИС (вычислительной техники вообще) и привыкания к новой среде; увеличит объем и интенсивность работы, потребует напряжения и повлечет конфликты в процессе внедрения ИС И заинтересованные лица, и лица, противодействующие внедрению ИС, делятся на действующих по политическим мотивам и объективным. И те, и другие разделяются по «влиянию на проблематику ИС» — значимости этих людей в менеджменте предприятия, по их направленности и силе, с которой они противодействуют [5].

Кто же должен войти в ИТ-менеджмент: руководство предприятия или ИТ-менеджеры? В каком соотношении? Кто должен возглавить этот коллектив? В литературе приводятся следующие профили управления ИТ на предприятии и лица, принимающие решения [18], [5]:

1) высшее руководство, возможно, с привлечением руководителя ИТ-службы. Так,, в 2005 году, в соответствии с исследованием CNews Analytics «Банковское ПО в России», в 26% ИТ-стратегия в банках формировалась только руководством;
2) только ИТ-специалисты. В 2005 году, в соответствии с тем же исследованием CNews

Analytics, в 52% случаев ИТ-стратегия формировалась ИТ-департаментом на основании требований бизнес-подразделений, что позволяло ей полностью соответствовать как бизнес-потребностям банка, так и реалиям сегодняшнего рынка банковской автоматизации;

3) руководство подразделениями;
4) высшее руководство с привлечением руководителей бизнес-подразделений;
5) ИТ-служба и бизнес-подразделения;
6) владельцы бизнес-процессов и даже конечные пользователи, самостоятельно принимающие решения в сфере ИТ.

Первый вариант предполагает главенство бизнеса и консультирующую функцию ИТ-службы.

Второй — чреват тем, что ИТ-сотрудники сами определяют проблемы бизнеса, как они их понимают, и формулируют стратегические задачи на свой вкус. Остается только утвердить их у высшего руководства, ручаясь за то, что это и есть правильная стратегия.

Третий — означает частичную и противоречивую форму автоматизации, при которой эмерджентности разных решений будут соперничать между собой. (Мы уже рассматривали эту ситуацию).

Четвертый — является обратным второму. Представители бизнеса разрабатывают такую ИТ-стратегию, которая, в силу понимания сферы ИТ, покажется им правильной.

Пятый — будет носить фрагментарный характер, отражая соглашения ИТ-специалистов с предметниками о необходимых объемах автоматизации.

Шестой — приведет к тому, что на отдельно взятом рабочем месте окажутся совершенно разные приложения из различных версий автоматизации различных бизнес-процессов.

Рассмотрев все варианты, естественно придти к выводу, что наиболее приемлемый — первый.

Для повышения адаптивности ИТ-стратегия должна содержать несколько сценариев с оценкой рисков для каждого варианта и периодически пересматриваться согласно изменениям стратегии развития бизнеса или новым требованиям ее заказчика, результатам реинжиниринга бизнес-процессов или к изменению ор26

№ 1(19)2009

ганизационной структуры управления, желанием заменить унаследованную ИС, внедрив новейшие техническое и программное обеспечение. ИТ-стратегия должна учитывать основные тенденции в сфере ИТ.

ИТ-стратегия может быть применена не всегда, а только в том случае, если у предприятия есть стратегия развития и ИТ-специалисты в курсе целей развития предприятия, а инвестиции в ИТ-проект— необходимы и достаточны. И это при том, что существует единая точка зрения на стратегию автоматизации как со стороны менеджмента предприятия (предметной области), так и ИТ-менеджмента. В то же время, как отмечает автор [15], ИТ-стратегию понимают по-разному. В основном под ИТ-стратегией понимают годовой или долговременный план действий по информационному обеспечению предприятия, приобретению конкретных ИТ (ИС) (без учета стратегии менеджмента предприятия), называя это проблемным подходом. Это объясняется непониманием сути автоматизации и малым участием в ИТ-планировании самой заинтересованной стороны, т.е. менеджмента предприятия. Часто основные цели ИТ-стратегии воспринимаются как обеспечивающие соответствие задачам и стратегиям предприятия. Это соответствие ИТ-поддержки задачам и стратегии развития менеджмента предприятия, или менеджмента предприятия — новым возможностям ИТ (т. е. ИТ могут обеспечить новые возможности менеджмента предприятия). В работе [20] автор вводит понятие жизненного цикла развития системы (System Development Life Cycle) и отмечает, что ни в одном стандарте жизненного цикла систем не учитываются:

• ожидания бизнеса, что ИТ будет нести частичную ответственность за достижение выгод, ради которых ее создавали;

• текущее изменение состояния бизнес-процессов;

• совершенствование параметров оценки результативности бизнеса;

• информационный контакт;

• как ИС проецируется на будущее.

Впервые в сфере кибернетики как науки

об управлении обратная связь была исследована Норбертом Винером. В дальнейшем к теме обратной связи в различных областях человеческой деятельности обращались многие. В одной из последних работ сказано [28]: «все части системы связаны прямо или опосредованно, а поэтому изменение в одной части порождает волны изменений, которые доходят до всех остальных частей. Значит, они тоже изменятся, а волны от этого процесса, в конце концов, достигнут той части, в которой началось изменение, и ей придется реагировать на это воздействие... <Этот эффект> называют петлей обратной связи... Обратная связь предполагает, что часть выхода из системы снова подается на ее вход или система использует информацию о выходе на предшествующем шаге, чтобы внести изменения в то, что она делает на следующем». Автор [28] выявляет усиливающую и уравновешивающую обратную связь.

Усиливающая обратная связь способствует развитию в том же направлении, что и первоначальное изменение. Поэтому здесь очень важно знать, в правильном ли направлении произошло первоначальное изменение.

Уравновешивающая обратная связь противодействует изменениям, затормаживает и гасит колебания. «Эта форма обратной связи противостоит переменам и поддерживает стабильность системы, которая в противном случае была бы разрушена действием усиливающейся обратной связи» [28].

Есть и упреждающая (обратная) связь. Она имеет место, когда информация об изменениях в системе попадает обратно в систему и гасит изменение. Иными словами, результат изменений подавляет их причину. Состояние системы стабильно.

Бизнес, используя прямую связь, сигнализирует сфере ИТ о своем несоответствии неким идеальным (ожидаемым) моделям, которые отражают миссию, видение, стратегию, выявляя дисгармонию или негативное влияние ИТ, о котором почему-то все забывают, восторгаясь их инновационностью. Хотя известно, что улучшение может быть достигнуто только после разрушения старого, и хорошо, если эти разрушения ожидаемы. Таким образом, ИТ, выполняя функцию обратной связи, могутусиливать несоответствие, уравновешивать это несоответствие или упреждать его.

еа еа

27

№ 1(19)2009

3
0 а
1
0
1
5

Как мы отмечали, ИТ могут обеспечивать разную эмерджентность — в зависимости от уровня заказчика. Теперь поговорим о трех подходах к участию ИТ-службы в поддержке менеджмента предприятия.

Первый подход — автоматизация бизнес-процессов (проблемный подход). Когда появляется потребность в автоматизации какого-либо важного участка деятельности, и руководство решает начать соответствующий проект, составляется конкретный план его выполнения. Результатом такого подхода является изменение загрузки исполнителей, которое, как правило, ведет к ее перераспределению, т. е. реинжинирингу бизнес-процессов (РБП). При этом ИТ-директор подчиняется одному из заместителей первого лица, как правило, по финансам [23]. Вопросы создания ИТ организационной структуры управления и определения в ней места CIO (Chief Information Officer — ИТ-директор) относятся к стратегическим вопросам. Например, в одной из организаций, которые приходилось консультировать, существовала иерархия, при которой ИТ-отделы дивизионов подчинялись проектному управляющему высшего уровня иерархии управления, он же подчинялся не первому лицу, а (почему-то) заместителю по финансам. Первое лицо, затевая автоматизацию или информатизацию, делегирует полномочия своему «серому кардиналу» вместо того, чтобы самому заниматься управлением РБП и изменением оргструктуры, которое влечет за собой внедрение ИС.

Второй подход—обеспечение перехода менеджмента в новое состояние, т.е. поддержка стратегии развития менеджмента предприятия. В 2005 году, в соответствии с исследованием CNews Analytics «Банковское ПО в России», в 90% случаев существующая ИТ-стратегия коррелировала с общей для менеджмента предприятия стратегией банка. Это основная предпосылка для повышения требований к ИТ-решениям, обусловленных потребностями развивающегося менеджмента предприятия. При этом ИТ-директор подчиняется или топ-менеджеру, или его первому заместителю.

Третий подход основывается на информационных технологиях, которые дают новые

возможности для развития менеджмента предприятия. Важным остается вопрос подчинения ИТ-директора. И при таком подходе ИТ-директор должен быть в одном статусе с руководством менеджмента предприятия.«Чтобы убедить руководство, членов правления в важности ИТ, желательно самому стать членом правления компании. Это даст возможность принимать участие в решениях на стратегическом уровне, которые будут восприниматься как указ, нежели просьба от вспомогательного подразделения. И позволит более успешно осуществлять свои проекты» [9]. И далее, «всего 46% руководителей компаний готовы видеть ИТ-директора в совете директоров».

Очевидно, что все три подхода имеют также разную степень эмерджентности. И многое в этих моделях зависит от позиции ИТ-менеджмента, занимаемой по отношению к менеджменту предприятия. Притом не факт, что ИТ-директор (CIO) так уж стремится ко второму или третьему варианту взаимодействия с менеджментом предприятия. Так, в числе «Десяти новых приоритетов CIO-лидера», указано: «Будьте лидером, а не только руководителем» и далее «...во-первых, вы должны вместе с коллегами по бизнесу ставить цели для компании и определять, что действительно важно для их достижения... Во-вторых, вы должны вести за собой команду, занимающуюся информационной системой компании, чтобы предоставлять эффективные и недорогие услуги» [5]. Или слова президента группы ЛАНИТ Георгия Генса: «В России немало компаний, в которых CIO просто нет. Дело в том, что людей, способных исполнять эту роль, найти в нашей стране очень трудно». И далее: «Что делать, если CIO никакими способами не удается убедить в необходимости предлагаемых инноваций ни менеджеров, ни руководство предприятия, ни его собственников... Не стоит, впрочем, забывать и еще одну, на сей раз шутливую, расшифровку аббревиатуры CIO — Career Is Over (прощай, карьера)» [17].

ИТ-специалисты привносят в бизнес свое уникальное видение (и не будем иронизировать на этот счет). Данные свидетельствуют о том, что менее половины опрошенных ИТ-руководителей «формируют или участвуют в формировании стратегии развития бизнеса»; 60% —

28

№ 1(19)2009

«вносят определенный вклад» в разработку стратегии своей компании, и столько же — в основном занимаются обеспечением надежности ИТ-инфраструктуры и устойчивой работы вычислительных систем. Более трети утверждают, что значительная часть их обязанностей связана с выполнением таких малозаметных работ, как совершенствование бизнес-процессов, обеспечение качества и доступности данных» [16].

ИТ-стратегия, при правильной оценке ее места в развитии предприятия, может исполнять роль одного из регуляторов проблем управления как инструмент решения задач предметной области. Направленность действия и его сила могут сделать ИТ деструктивной силой, но в то же время — создать новые возможности для развития предприятия. Выявляя характер обратной связи, мы определяем характер стратегии. И стандартизация жизненного цикла должна учитывать этап стратегического планирования ИС, который оказывает влияние на всю последующую реализацию ИТ-проекта, подобно разрабатываемому национальному стандарту ИТ-услуг сегодняшнего дня [10].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банковские информационные системы: учеб. / под ред. В. В.Дика. М.: МаркетДС, 2006.
2. Банковское ПО в России /CNews Analytics, 2006.
3. Бизнес по-прежнему не доверяет ИТ: Экономика и право ИТ/ CNews.ru. 2005. 28 апр.
4. Бобровский С. ИТ-стратегия: Выравниваем ИТ и бизнес // PC WEEK. 2007. № 34.
5. Броадбент М.КитцисЭ. CIO — новый лидер: Постановка задач и достижение целей / пер. с англ. М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2006.
6. БукинМ. Реальна ли «Связь в каждый дом»? I/ PC WEEK. 2008. № 7(613).
7. Веснин В. Р. Стратегическое управление: учеб. М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
8. Гапоненко А. Л.,Панкрухин А. П. Стратегическое управление: учеб. М.: Омега-Л, 2004.
9. Арутюнян М, Ермошкин Н., Карминский С. Демистификация ИТ: Что на самом деле информационные технологии дают бизнесу. М.: ООО «Альпина Бизнес Букс», 2006.
10. ЗиндерЗ.Е. Соотнесение и использование стандартов организации жизненных циклов систем I Системы управления базами данных. 1997. № 3. 03
11. ИТ-рынок может расти быстрее I PC Week. 2008. 23 янв.
12. Карр Н.Дж. Блеск и нищета информационных технологий: Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом I пер. с англ. М.: ИД «Секрет фирмы», 2005.
13. Коун Э. ИТ-директор: Стратег на час I PC Week. 2008. 25 апр.
14. Мельник О. Национальный стандарт ИТ-услуг/ Intelligent Enterprise. 2006. № 17(149).
15. Михайлов А. Семь подходов к разработке ИТ-стра-тегии/ДИС 2004. №2 (http:Zwww.i-teco.ruIarticle44.html).
16. НекрасоваЕ. Планы бизнеса — планы ИТ/ CIO. 2008. № 2.
17. СвинаревС. CIO или CITO? II PC WeeK. 2007. № 45 (603).
18. Слюсаренко А. ИТ-стратегия: Спрос растет I Информационные технологии в управлении предприятием: сб. статей и интервью. Вып. 3.М.:Три квадрата, 2006.
19. ТатевянГ. Слюсаренко А. Нужна ли стратегия? I Информационные технологии в управлении предприятием: сб. статей и интервью. Вып. 3. М.: Три квадрата, 2006.
20. Терри У. Чего хочет бизнес от IT: Стратегия эффективного сотрудничества руководителей бизнеса и П-директоров! пер. сангл. М.: Гревцов Паблишер, 2007.
21. Турдакина Е. Удастся ли раскрутить российский ИТ-маховик? II CNews. 2006. 5 окт.
22. Чачин П. Кого опережает Россия по уровню ИКТ? II PC Weeк. 2008. № 7(613).
23. ЧеброуЭ. ИТ-директора меняются, а не вымирают / PC Weeк. 2008.11 февр.
24. CassidyA. A practical guide to information systems strategic planning IICRCPress LLC, 1998.
25. Банковское ПО в России I CNews Analytics, 2007.
26. Davis J., MillerG.J., Russel A. Information Revolution (Using the information Evolution Model to Grow Your Business). John WilleySons. Inc, 2006.
27. PeppardJ., Ward J. Strategic planning of information systems I Cranfield Scool of Management, Cran-field, Bedfordshire by John Wiley Sons, ltd, UK, 2002.
28. ОКоннорДж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
29
it-СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА it-strategy business development
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты